–PAGE_BREAK–1.2.Установление административной ответственности Установить административную ответственность, означает возвести в норму права правило, за нарушение которого определяется административная ответственность в виде предупреждения, штрафа и т.д. Разумеется, правило это должно содержать все необходимые элементы ответственности: объект посягательства, субъект ответственности, основания, условия, меры ответственности, порядок привлечения к ответственности. Установление административной ответственности относится к компетенции высшего законодательного органа, но здесь имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления .[1] Число таких видов правонарушений строго ограничено и четко обозначено в Кодексе об административных правонарушениях .[2] Определено два варианта участия местных органов государственной власти и управления в установлении административной ответственности. Первый вариант — это их право принимать решения, предусматривающие административную ответственность за их нарушение, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями. Второй вариант — более сложный. В Кодексе об административных правонарушениях есть некоторые статьи, предусматривающие ответственность за нарушение правил: 1) по карантину животных, ветеринарно-санитарных норм и правил по охране территории РФ от заноса заразных болезней животных; 2) благоустройства и содержания населенных пунктов; 3) торговли на рынках. Но самих этих правил в Кодексе нет. Установление этих правил относится к компетенции местных представительных и исполнительных органов, следовательно данные нормы Кодекса действуют только в том случае, если соответствующие правила надлежащим образом приняты и им придана юридическая сила. Участие местных представительных и исполнительных органов в установлении административной ответственности предусматривается законодательством начиная с 70-х годов прошлого столетия и дошло до наших дней. Вызвано это необходимостью учета местных условий охраны порядка и безопасности.
1.3.Применение административной ответственности. Что же касается применения административной ответственности, то она заключается в фиксировании установленным законом порядке конкретного правонарушения, конкретного правонарушителя и назначении ему определенного законом взыскания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм. Для административной ответственности характерна множественность государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся: 1) административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и местных администрациях; 2) исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов; 3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; 4) районные (городские) суды (судьи); 5) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП. Административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и местных администрациях решают все дела об административных правонарушениях, за исключением отнесенных в соответствии с законодательными актами Российской Федерации к компетенции иных органов (должностных лиц). Например, незаконное использование земель государственного лесного фонда; выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух; купание в запрещенных местах Исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами РФ. Например, нарушение права государственной собственности на животный мир, нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных; нарушение законодательства об охране историко-культурного наследия. Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Такие правонарушения как, нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения; мелкое хулиганство и т.д., рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях. Например, доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения. Покупка спиртных напитков для лиц, не достигших 21 года; злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Районные (городские) суды рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их ведению законодательными актами Российской Федерации. Например, незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах (статья 44 КоАП); уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям (статья 511 КоАП); изготовление и использование радиопередающих устройств без разрешения (статья 136 КоАП); торговля в не установленных местах (статья 148 КоАП). продолжение
–PAGE_BREAK–Органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательными актами Российской Федерации. Например, выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах (статья 21 КоАП); превышение водителями транспортных средств скорости движения (статья 113КоАП).
Глава 2. Меры административной ответственности 2.1.Понятие и система административных взысканий Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке. Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение. Меры взыскания применяются в следующих целях: 1) наказание виновных; 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя; 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона. Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие).Все административные взыскания делятся на три группы: I. Взыскания морального характера: 1. предупреждение. II. Денежные и имущественные взыскания: 1. штраф; 2. конфискация; 3. возмездное изъятие. III. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя: 1. исправительные работы; 2. административный арест; 3. временное лишение специальных прав. Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки: 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения; 2) они устанавливаются широким кругом органов; 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности. Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.Административные взыскания делятся на:1. единовременные;2. длящиеся.К единовременным относятся:- штраф;- предупреждение;- конфискация;- возмездное изъятие. К длящимся относятся:- административный арест;- лишение специальных прав;- исправительные работы.Кроме того, административные взыскания делятся на: 1. основные; 2. дополнительные. Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным. Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными. За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание. 2.2.Виды административных взысканий За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); 51) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения; 6) исправительные работы; 7) административный арест. Законодательными актами Российской Федерации могут быть установлены и иные, кроме указанных в КоАП виды административных взысканий. Предупреждение — это взыскание морального характера, мера воспитательного воздействия. Ее суть заключается в официальной отрицательной оценке поведения правонарушителя. Предупреждение применяется при совершении незначительного правонарушения, при недостаточной осведомленности правонарушителя о нормах, которые им нарушаются. Также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом положительно характеризуются. Предупреждение выносится в письменной форме или оформляется иным установленным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием. Хотя предупреждение является самой мягкой мерой административного взыскания, но оно влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия. Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством. Он является наиболее распространенным административным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства на материальные интересы нарушителя. продолжение
–PAGE_BREAK–Штраф, налагаемый на гражданина за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц — пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. При отсутствии самостоятельного заработка у лиц в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших мелкое хулиганство, а также правонарушения предусмотренные статьями 190′ (неявка по вызову в военный комиссариат), 191 (нарушение правил воинского учета), 192 (умышленная порча военного билета или утрата его по небрежности) КоАП, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих. Штраф вносится правонарушителем в учреждение Сберегательного банка, если иное не предусмотрено законодательством. В случае не уплаты штрафа правонарушителем в установленный срок, постановлением о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иного заработка, пенсии и стипендии в соответствии с правилами, установленными Гражданским Процессуальным Кодексом РФ. Если лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии правонарушителя не возможно по другим причинам, взыскание штрафа производится на основании постановления органа (должностного лица) о наложении штрафа судебным исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество правонарушителя, а также на его долю в общей собственности. Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. При взыскании штрафа на месте совершения административного правонарушения правонарушителю выдается квитанция, которая является документом строгой финансовой отчетности. Если правонарушитель не оплачивает штраф на месте совершения административного правонарушения, то производство по делу, а затем и исполнение постановления осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях. Уплата штрафа на месте возможна, если правонарушитель совершил следующие административные правонарушения: — если он повредил внутреннее оборудование общественного транспорта, выбрасывал мусор и иные предметы из общественного транспорта, курил в общественном транспорте; — если он является водителем транспортного средства и при этом совершил нарушение правил эксплуатации транспортных средств, превысил установленную скорость движения от 10 до 20 километров в час, и от 20 до 30 километров в час, нарушил правила проезда железнодорожных переездов, не имел при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения;- если перешел улицу в неположенном месте;- если ехал в общественном транспорте без билета или документа, подтверждающего право на проезд и другие. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.Изъятые на основании постановления о возмездном изъятии предметы сдаются органами (должностными лицами), вынесшими постановление, для реализации в комиссионный магазин или специально выделенные для этой цели магазины государственной или кооперативной торговли по месту нахождения имущества подлежащего изъятию.Законодательством РФ может быть установлен иной порядок исполнения постановлений о возмездном изъятии предмета.Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики РФ. В случае конфискации продуктов питания или других предметов, дальнейшая реализация которых не возможна, орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, имеют право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю с взысканием с него стоимости этих предметов. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Вещи, которые являются непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, конфискуются независимо от того, находятся ли они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение. Если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, которые являются непосредственными объектами такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда. Решение о взыскании с правонарушителя стоимости конфискованных предметов с возвратом ему конфискованного должно быть выполнено нарушителем в течение десяти дней со дня вручения ему постановления, а в случае обжалования или опротестования постановления — не позднее десяти дней со дня уведомления об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. В случае неисполнения принятого решения добровольно, взыскание производится в принудительном порядке в соответствии с правилами, установленными Гражданским Процессуальным Кодексом Республики РФ. продолжение
–PAGE_BREAK–При принятии решения о взыскании с правонарушителя стоимости конфискованного, скоропортящиеся предметы возвращаются сразу после вынесения постановления, другие предметы — после взыскания с правонарушителя их стоимости. Отказ правонарушителя от получения конфискованных предметов не является основанием для неисполнения принятого решения или возврата ему взысканных денежных сумм. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в том, что правонарушитель лишается ранее предоставленного ему права, заниматься определенной деятельностью или выполнять определенные виды работ. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования предоставленным ему правом. Необходимо отметить, что граждане могут быть лишены не любого, а именно специального права, т.е. нельзя человека лишить его конституционного права. Срок лишения этого права не может быть менее пятнадцати дней, и более пяти лет. На практике чаще всего встречается лишение права управления транспортным средством и лишение права охоты. Но в законодательстве есть ряд исключений относительно применения этой меры. Так, законом установлено, что лишение права на управление транспортными средствами не должно применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидности, за исключением следующих случаев: 1) управление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; 2) невыполнение требования работника милиции об остановке транспортного средства; 3) оставление в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются; 4) уклонение от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения. Лица, в отношении которых закон не допускает лишения права на управление транспортными средствами, подвергаются переэкзаменовке, а при необходимости обучаются навыкам безопасного пользования транспортными средствами, разумеется, при условии отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья. Лишение права охоты не применяется к лицам, для которых охота является основным источником существования (статья 29 КоАП). Своеобразной разновидностью этой меры является аннулирование или приостановление действия лицензии. Лицензии выдаются в порядке разрешенной системы, на определенный срок. Они предоставляют право заниматься определенной деятельностью, следовательно, отзыв лицензии лишает этого права. Поэтому эта мера, это тоже лишение специального права, но между этими мерами есть различия: 1. лишение специального права производится на определенный срок, а при отзыве лицензии срок не определен; 2. лишение специального права применяется только к гражданам, а отзыв лицензии и к юридическим лицам. Водители транспортных средств и лица, нарушившие правила охоты, считаются лишенными специального права со дня вынесения постановления о лишении этого права. Если водитель после вынесения постановления о лишении его права управления транспортным средством не сдал водительское удостоверение, то срок лишения его права управления исчисляется с момента фактического изъятия у него этого удостоверения, но не позднее срока, на который он был лишен. По истечении срока лишения специального права, а также в случае его сокращения лицу, подвергнутому данной мере административного взыскания, возвращаются в установленном порядке изъятые у него документы (статья 299 КоАП). Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) только в отношении трудоспособных граждан, которые к моменту вынесения постановлений работают в государственных или общественных предприятиях, учреждениях, организациях. Исправительные работы не применяются в отношении инвалидов I и II групп и лиц, не достигших совершеннолетия. Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней и не более двух месяцев, если иное не установлено законодательством Республики РФ. Сущность исправительных работ состоит в том, что в течение срока, указанного в постановлении судьи, из заработной платы правонарушителя производятся удержания в размере до 20% в доход государства. В сумму заработка входит заработная плата, полученная по основному месту работы и по совместительству, и гонорары, получаемые по договорам. Удержание не производится из пенсий, социальных пособий и выплат единовременного характера. В течение назначенного срока лицо не может уволиться с работы по собственному желанию или взять отпуск. В срок отбытия исправительных работ засчитывается только то время, в течение которого из заработка правонарушителя производились удержания. При этом число отработанных дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся на указанный в постановлении срок взыскания. Если правонарушитель не отработал указанного количества рабочих дней и не имеет оснований для зачета неотработанного количества рабочих дней в срок отбытия взыскания, отбывание его продолжается до полной отработки положенного количества рабочих дней. Время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам и в соответствии с законом получал заработную плату, засчитывается в срок отбытия взыскания. В такой срок засчитывается время болезни, ухода за больным, декретный отпуск. Но время болезни, вызванной опьянением, не засчитывается в срок отбытия исправительных работ. Помимо обеспечения правильного и своевременного удержания из заработной платы правонарушителя соответствующих денежных сумм и его трудового воспитания администрация предприятия, учреждения, организации по месту отбывания исправительных работ обязана уведомлять инспекцию исправительных работ об уклонении правонарушителя от отбывания взыскания или об увольнении его с работы. Порядок отбывания исправительных работ не зависит от вида административного правонарушения, за которое применено это взыскание. Но вместе с этим законодательство определяет некоторые особенности. Установлено, что в случае уклонения правонарушителя от отбывания исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства, постановлением судьи не отбытый срок исправительных работ может быть заменен штрафом из расчета две минимальные заработные платы за три дня исправительных работ или административным арестом из расчета один день ареста за три дня исправительных работ, но не более чем на пятнадцать суток. продолжение
–PAGE_BREAK–Административный арест применяется в исключительных случаях, если по обстоятельствам дела, с учетом личности правонарушителя, применение штрафа или исправительных работ будет признано недостаточным для исправления виновного. Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел. При исполнении постановления об административном аресте арестованные подвергаются личному досмотру. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Лица, подвергнутые административному аресту за некоторые правонарушения, используются на физических работах. За время нахождения под административным арестом заработная плата по месту основной работы не выплачивается, хотя сама работа и непрерывный стаж сохраняются.Закон запрещает подвергать административному аресту беременных, женщин, имеющих детей в возрасте до 12 лет, инвалидов I и II групп, несовершеннолетних. 2.3.Правила наложения административного взыскания Важнейшим началом назначения административного взыскания является законность, гуманизм и индивидуализация наказания. Административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим административную ответственность за совершенное административное правонарушение. Соблюдение законности означает, что взыскание налагается: 1. в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях; 2. в пределах установленных конкретной нормой, предусматривающей ответственность за данное правонарушение; 3. важно, чтобы данное дело рассматривал тот орган, который имеет на это право и при этом, не превысил бы своих полномочий. Гуманизм при назначении наказания заключается в том, что при его назначении учитывается, не отменен ли акт, устанавливающий ответственность за данное правонарушение, достиг ли правонарушитель 16 лет, не является ли правонарушитель лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом от административной юрисдикции и т.д. Принцип индивидуализации наказания выражается в том, что учитывается характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, имущественное положение правонарушителя, степень его вины, обстоятельства смягчающие ответственность [12, с.283]. В административном праве за каждое правонарушение взыскание налагается отдельно, в отличие от уголовного. Здесь нет правила о поглощении менее строгого наказания более строгим и о сложении наказания. Если лицо совершило несколько правонарушений, дела о которых рассматриваются одновременно одним и тем же органом, взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, но так, чтобы их сумма не превысила санкции, которая установлена за более серьезное правонарушение [35, с.748]. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1. чистосердечное раскаяние виновного; 2. предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 3. совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4. совершение правонарушения несовершеннолетним; 5. совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года. Данный перечень обстоятельств за административное правонарушение не является исчерпывающим. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве (статья 33 КоАП). Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2. повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление; 3. вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение; 4. совершение правонарушения группой лиц; 5. совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6. совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим (статья 34 КоАП). В целях повышения эффективности административных взысканий, законом установлены сравнительно небольшие сроки для наложения административных взысканий. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении не позднее двух месяцев со дня его обнаружения. Дата отсчета срока по длящимся правонарушениям наступает не с момента первоначального правонарушения, а с установления факта правонарушения. На практике имеются случаи, когда по делу велось сначала уголовное расследование, но в итоге было установлено, что в действиях лица состава преступления нет, а есть только признаки административного правонарушения. Следовательно, уголовное дело не будет возбуждено, а данное лицо будет привлечено к административной ответственности. В этом случае административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Все вышесказанные сроки не распространяются на случаи конфискации вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, и предметов со специально изготовленными тайниками, использованными для сокрытия вещей от таможенного оформления. Конфискация таких вещей и предметов производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. продолжение
–PAGE_BREAK–