Освобожденный Прометей. Шелли Перси Биши

Освобожденный
Прометей. Шелли Перси Биши

Освобожденный
Прометей. Драма (1820) 

Прометей –
бунтарь, бросающий вызов и тирании Зевса, и слабодушию всего человеческого
рода, которое оказывается опорой деспотизма. В отличие от трагедии Эсхила,
послужившей образцом для Шелли, гнет осмыслен не как проклятие, а как расплата
людей за собственный страх перед бытием, который повелевает им отдать
предпочтение несвободе, заглушив в себе творческий порыв. П., не принявший
насилия над своей свободой, по характеристике поэта, “представляет собой
образ высочайшего нравственного и духовного совершенства”.

Отвергая
всевластие Зевса, П. у Шелли ополчается и против человечества. Охваченный
жаждой возмездия за его слабости и грехи, герой должен сам пережить духовный
катарсис, исцелившись от ненависти. Лишь тогда исполнится его мечта о
сообществе людей, которые более не знают эгоцентричности, покорности угнетению
и жажды компромисса.

Человеческому
роду уготована вечная весна, однако для этого необходимо, чтобы своим верховным
божеством люди признали любовь, покончив с духовным рабством, вызывающим горечь
и презрение у титана, похитившего огонь.

Бунт П.,
наделенного истинной мощью духа, которая позволила ему выдержать все испытания,
ниспосланные Зевсом (орел, терзающий прикованного к скале героя, фурии с
железными крыльями, испепеляющая молния), носит, однако, трагический и
обреченный характер. Им движет лишь мысль о противоборстве, оправдывающем и
насилие, и зло, так как нет иного способа воздействовать на косную и трусливую
человеческую природу. Низвергая тирана, П. отчасти уподобляется ему в своих
усилиях радикально переменить порядок вещей.

Лишь после того
как титан начинает осознавать собственную причастность к человеческой семье и
готов взвалить на свои могучие плечи страдания всех, П. обретает черты
истинного героя. Терпевший одну неудачу за другой в своих попытках созидания
утопии, П. лишь в заключительных актах драмы постигает, что насилие неспособно
преобразовать мир, сотворенный деспотией, в прекрасное царство справедливости и
свободы.

Обретение этого
царства, в котором исчезнут сословия и нации и каждый человек станет
полноправной личностью, наделенной творческими устремлениями, требует
нравственного подвига. П. явил пример, который останется притягательным навеки.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl