Освоение Приморья
Осипов
Ю.Н., кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора проблем
дальневосточной истории дооктябрьского периода Института истории, археологии и
этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Галлямова
Людмила Ивановна, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, зав.
сектором проблем дальневосточной истории дооктябрьского периода Института
истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН.
Освоение
Приамурья и Приморья – одна из суровых и героических страниц истории нашего
народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами обживался
в тяжелейших условиях..Памятниками упорству и мужеству наших предков –
первооткрывателей и защитников – служат современные приморские села.
Колонизация
Приморья определялась, с одной стороны, внутренними потребностями страны, с
другой – внешнеполитическими причинами, в том числе необходимостью защиты вновь
осваемой территории. Переселенческое движение осуществлялось двумя способами:
принудительным и добровольным. Принудительный способ подразумевал передвижение
воинских команд по приказу, отправку казаков по жребию, направление крестьян в
счет рекрутов, административное водворение государственных крестьян, ссылку
катаржан и т.д. Добровольный способ предусматривал переселение желающих на
новые земли. Именно так заселяли край крестьяне после 1861 г., казаки из
Европейской России, запасные солдаты, рабочие и др.
По
социальному составу можно выделить военную, казачью, крестьянскую,
отходническую и иные формы колонизации, а в зависимости от задач –
земледельческую (переселение на Дальний Восток крестьян и казаков) и
неземледельческую (переселение ремесленников, рабочих-отходников,
демобилизованных нижних чинов армии и флота, каторжан и ссыльных и т.д.) Во
второй половине XIX в. в Приморье преобладала земледельческая колонизация.
Первыми
переселенцами были военные и казаки. В начале 50-х годов XIX в. на Нижнем Амуре
военными моряками и солдатами были организованы военные посты: Николаевский и
Мариинский; в 1855 г. забайкальские казаки основали вблизи мариинского поста
первую казачью станицу – Сучи.
В
Приморье военные посты возникли в 1859 г. – на берегу озера Ханка (Турий Рог) и
в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты
в бухте Новгородской, в районе современных поселков Раздольное, Угловое и
других местах. 20 июня 1860 г. на военном транспорте “Манджур” в
бухту Золотой Рог были лоставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с
прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.
Особое
место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие
задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи
поселки в Приморье возникли на реке Уссури в 1859 г. – Верхне-Михайловский,
Графский, Ильинский, княжеский и др. Их основали казаки, зачисленные в
Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 г. на Амуре и
Уссури обосновалось около 14 тыс. конных и пеших казаков-забайкальцев.
На
реке Уссури было основано 29 казачьих станиц и поселков. В 1879 г. часть
казаков выехала в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее озера Ханка
возникло 10 новых поселков. Это позволило в 1889 г. создать самостоятельное
Уссурийское казачье войско.
В
1895 г. началось переселение на Дальний Восток из казачьих войск Европейской
России. Причиной этого переселения стало строительство Уссурийского участка
Сибирской железной дороги (Транссиба) и необходимость его охраны. За 5 лет на
Дальний Восток, главным образом в Уссурийское казачье войско , прибыло более 5
тыс. человек. Это переселение продолжалось и в начале XX в.
Российское
крестьянство сыграло важную роль в дальнейшей колонизации дальневосточных
окраин страны. “Только то расширение территории русского государства, – по
утверждению царского чиновника главного переселенческого управления Г.Чиркина,
– оказывалось прочным, при котором за воином шел пахарь, за линией укреплений
вырастала линия русских деревень”.
26
марта 1861 г. Амурская и Приморская области Восточной Сибири объявляются
правительством открытыми для заселения “крестьянами, не имеющими земли, и
предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой
счет”.
По
основным средствам передвижения крестьян-переселенцев условно можно выделить
три периода: сухопутный (1861-1881 гг.), морской (1882-1901 гг.) и
железнодорожный (1902-1917 гг.).
Сухопутное
переселение было особенно трудным. Переселенцы добирались до новых мест
жительства за 2-3 года, часто останавливаясь из-за болезней, непогоды, в
поисках заработка.
Один
из современников писал: “Испытания, которым подвергались наши первые
переселенцы в своем далеком горестном путешествии, были несправедливо
жестокие…Невольно приходишь в содрогание от тех невыносимых страданий,
которые вынесли на своих плечах наши пионеры Дальнег Востока”.
В
1861 г. в Приморье возникло первое поселение крестьян -Фудин (Ветка), в 1863 г.
– деревня Воронежская (ныне село Турий Рог), в 1864 г. –
Владимиро-Александровское, в 1866 г. – Астраханка, Никольское, Раздольное и др.
С
1883 г. по 1901 г. в Южно-Уссурийский край переселилось 56 тыс. человек, из них
более 55 тыс. морским путем и около 900 чел. сухопутным, 77% переселенцев были
выходцами из Черниговской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний.
Морские,
а затем и железнодорожные перевозки сократили время пути до 2-3 месяцев. Но
участь переселенцев по-прежнему была тяжелой: большая скученность на судах и в
вагонах, скудное питание, болезни, высокая смертность.
Для
того, чтобы привлечь переселенцев в край “Правилами от 26 марта 1861
г.” правительство предоставило им в бесплатное пользование участок земли
до 100 десятин на каждое семейство – самый большой в Российской империи
земельный надел. Они навсегда освобождалсь от подушной подати и на 10 лет – от
рекрутской повинности. За плату ( 3 руб. за десятину) поселенцы могли
дополнительно приобретать землю в частную собственность. С небольшими
изменениями эти правила действовали до начала XX в. Именно в это сорокалетие, с
1861 по 1900 г., образовался значительный зажиточный слой сельского населения
Дальнего Востока -крестьяне-старожилы. Всего за это время переселилось в
Приморье 69927 чел. Из них на долю крестьян приходилось 60263 чел. (8б,2%),
казаков – 7831 чел. (11,2 %), неземледельческого населения – 1832 (2, 6%).
Обратное движение переселенцев в крае в этот период не превышало 2% прямого
движения.
Таким
образом, сельское население региона формировалось за счет двух основных групп
переселенцев – крестьян и казаков, давших 97,4% прибывшего населения (68095
чел.). Ими было основано 43 казачьих станиц и поселков и 165 крестьянских
селений.
22
июня 1900 г. были утверждены новые “Временные правила для образования
переселенческихучастков в амурской и Приморской областях”, по которым все
крестьяне, водворившиеся в Приамурье и Приморье после 1 января 1901 г.
наделялись вместо 100-десятинного надела 15 дес. удобной земли на душу мужского
пола. Тем самым была проведена грань между “старожилами-стодесятинниками”
и переселенцами-“новоселами”.
В
начале заселения края сюда прибывали в основном крестьяне из астраханской,
Воронежской, Вятской, Калужской, Тамбовской, Иркутской и других губерний. Роль
украинских и белорусских губерний в переселенческом движении была невелика.
Благодаря морским перевозкам, начиная с 1883 г. и до 1917 г., украинцы
составляли от 69 до 77 % от общего числа переселенцев, прибывших в край.
С
1861 г. по 1917 г. в Приморье прибыло 245476 крестьян, которыми было основано
342 селения. Первые жители края расселялись в окрестностях бухты Святой Ольги,
Сучанской долине, на берегу озера Ханка, на необъятных просторах Уссурийской
низменности – самых плодородных землях Южно-Уссурийского края. Именно на этих
землях возникали и формировались комплексные фермерские крестьянские хозяйства:
братьев Бочарниковых (с.Астраханка), Худяковых (хутор Худяковых, близ с.
Раздольное), Кузнецовых (с.Никольское), имевших большие посевные площади под
злаковыми культурами, по несколько десятков лошадей и голов крупного рогатого
скота и прекрасные сады, в которых выращивались местные сорта груш, винограда,
крыжовника, смородины и малины.
Крестьянская
колонизация принесла в Приморье более передовые способы ведения хозяйства:
обработку земли железным плугом и бороной, трехпольную систему земледелия.
Российские посленцы строили водяные мельницы, научили местных жителей печь
хлеб, ловить рыбу неводом и пользоваться для охоты ружьем, плавить и ковать
железо. В свою очередь местное население учило русских местным промыслам, совершенным
приемам охоты, рыболовству, помогало раскрывать “секреты” тайги.
В
1917 г. в Приморье насчитывалось 53078 хозяйств, в которых проживало 307332
чел. В них имелось 102462 лошади, 185210 голов рогатого скота и 181865 свиней;
под посевом было 294255 дес. В том числе в составе Уссурийского казачьего
войска находилось 6957 хозяйств с общим числом жителей – 42033 чел. У них было
16706 лошадей, 21576 голов крупного рогатого скота, 25346 свиней. Посевная
площадь составляла 41487 дес.
Ведущую
роль в этот период здесь также играло крестьянство: количество их дворов –
35728 составляло 67,3% от общего числа, лошадей – 91877 (89,7%), крупного
рогатого скота – 167542 головы (90,5%), свиней – 152490 (83,8%). Под посевами у
них находилось 235912 дес. или 83,7% всей посевной площади региона. Крестьянами
были построены 162 водяных, 190 ветряных и 76 паровых мельниц. Так заселялось и
осваивалось Приморье во второй половине XIX-начале XX в.
На
раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно
за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 – 1880 гг. наибольшее
значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также
древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т.д.), морские
(добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские
предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг. добычу китов
вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который
погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).
Уже
первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых
разнообразных полезных ископаемых: угля, железных и серебро-свинцовых руд и
т.д. В 1867 г. найдено рудное золото на о.Аскольд (здесь возник прииск
Основательный, он разрабатывался с перерывами до 1912 г.). в конце века — на
материке, в районе Находки, где добыча велась в небольших размерах и носила
неустойчивый характер. С 1859 по 1878 г. примитивным, кустарным способом силами
военной команды добывался уголь в окрестностях залива Посьета, в 1881-1890-е
гг. — близ Амурского залива владивостокским купцом Федоровым (добывалось от 30
до 70 тыс. пуд. в год). Зарождавшаяся обрабатывающая промышленность была
направлена на удовлетворение самых насущных потребностей населения и развивалась
главным образом за счет роста мельниц, кузниц, кирпичных заведений. Первые
крупные предприятия строятся казенными ведомствами: судоремонтные мастерские во
Владивостоке (1864 г., впоследствии — крупнейшее судоремонтное и
судостроительное предприятие – Дальзавод), различные мастерские, паровые
мельницы, лесопильни и пр. В 1870-1880-е гг. возникают первые частные
предприятия фабрично-заводского типа. К 1890 г. обрабатывающая промышленность
Приморья насчитывала 212 предприятий (без учета казенных), концентрировавшихся
во Владивостоке и Южно-Уссурийском округе, с общей суммой производства 314 тыс.
руб., из них: 109 мельниц, 52 кузницы, 19 солеварен, 10 кирпичных, 10
кожевенных, 5 лесопильных, 3 литейно-механических и 3 пивоваренных. Кроме того,
во Владивостоке функционировало более 30 различных мастерских (портняжные,
столярные, сапожные, часовые и пр.).
Важным
фактором, ускорившим промышленное освоение Приморья, стало сооружение
Уссурийской ж.д.(1891-1897 гг): предпринято геологическое изучение края,
усилилась частнопредпринимательская активность, возрос приток капиталов,
переселенцев, рабочих, активизировались морское и речное судоходство, торговля.
Был дан толчок развитию промышленной угледобычи: в 1900 г. в Южно-Уссурийском
крае действовало 5 угледобывающих предприятий ( с объемом добычи 1243,9 тыс.
пуд.), 3 прииска (с добычей около 5 пуд.), 2 каменоломни; заметно возросли
масштабы промыслов, особенно лесозаготовок, расширилось китобойное дело,
которым стал заниматься Г.Г.Кейзерлинг, а с 1899 г. — Я.Л.Семенов и Г.Ф.Демби,
Но
наиболее высокими темпами развивалась обрабатывающая промышленность: в 1901 г.
в Уссурийском крае действовало уже 946 частных предприятий с общей суммой
производства 5,1 млн. руб., т.е. за 12 лет количество предприятий увеличилось в
4,4 раза, а объем производимой продукции — почти в 10 раз. Структура
обрабатывающей промышленности усложнилась за счет роста предприятий различной
специализации: появились стекольное, фарфоровое, винокуренное, соевое,
кондитерское, канатное, бетонное предприятия, пивобезалкогольные, маслобойные, мыловаренные,
колбасные, свечные заводы. Начался рост механизации производства: к 1901 г.
насчитывалось примерно 38 фабрично-заводских предприятий (общей
энерговооруженностью1300 л.с., суммой производства 2,5 млн. руб., 2,8 тыс.
рабочих), удельный вес которых в общем объеме вырабатываемой отраслью продукции
составлял около 50%. В 1890-е гг. в Приморье появляются первые электростанции,
в 1901 г. их насчитывалось уже несколько (фирмы «Кунст и Альберс», Циммермана,
Скидельского, Пташникова и Китайского банка), большинство из которых давали
электроэнергию исключительно для освещения зданий.
Начало
ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в
том числе и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями
(русско-японская война, революция). В Приморье, в частности, в 1906 г.
количество действовавших предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма
производства сократилась на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем
экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство
железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д. В 1913-1914
гг. обрабатывающая промышленность Приморья насчитывала примерно 1135
предприятий (без учета казенных), производивших продукции на сумму 13,6 млн.
руб. Хотя по-прежнему количественно преобладали мельницы, кузницы,
кирпично-известковые предприятия, заметно возросла роль фабрично-заводского
сектора. В целом, по данным фабричной инспекции, в Приморской области (в
дореволюционных границах) в 1914 г. действовало 191 частное предприятие
фабрично-заводского типа с общей суммой производства 25 млн. руб., общей
мощностью двигателей 15833 л.с., числом рабочих 7,1 тыс., 85% из них
концентрировалось во Владивостоке и Южно-Уссурийском уезде. По сумме
производства отрасли обрабатывающей промышленности распределялись следующим
образом: обработка питательных веществ — 16 млн. руб., обработка дерева — 3,5
млн. руб., металлообработка — 1,2 млн. руб., обработка минеральных веществ— 1,2
млн. руб., полиграфия — 0,8, электростанции и рефрижераторы — 0,6, обработка
кожи, производство мыла — 0,6 млн. руб. Функционировал ряд казенных
предприятий, крупнейшее из которых — Владивостокский судоремонтный завод
(Дальзавод) имел сумму производства 3 млн. руб., энерговооруженность 2,5 тыс.
л.с., занимал около 3 тыс. рабочих.
Из
добывающих отраслей промышленности наиболее заметный прогресс наблюдался в
угледобыче: к 1905 г. количество предприятий возросло до 8, угледобыча
составила 7,8 млн. пуд. С учетом Сучанского рудника (который с 1901 г. поступил
в казенную разработку) в Южно-Уссурийском крае добывалось: в 1910 г. — 24,4
млн., в 1914 г.— 24,8, в 1916 — 36,3 млн. пуд. угля. Одновременно шел процесс
механизации: с 1905-1914 гг. общая энерговооруженность возросла в 3,7 раза. За
1900-1914 гг. угледобыча в крае увеличилась в 20 раз. Золотодобывающая
промышленность не получила заметного развития несмотря на активный поиск
месторождений: в 1906-1913 гг. постоянная добыча велась только на прииске
Аскольдском, общая добыча колебалась от 14 фунтов до 3 пуд.16 фунтов. С начала
ХХ в. активные усилия предпринимателей направлялись на разработку металлорудных
месторождений, однако большинство вынуждено было ограничиваться лишь
обязательным минимумом добычи из-за недостатка капиталов. Наладить промышленную
эксплуатацию свинцово-цинковых месторождений удалось только Ю.И.Бринеру,
организовавшему акционерное общество «Тетюхе» с привлечением германских
капиталов. С 1908 по 1915 гг. добыча руд свинцово-цинковых и серебро-свинцовых
выросла с 0,566 млн. 3,5 млн. пуд., добыча железных составляла обязательный
минимум в 60 – 100 тыс. пуд. После русско-японской войны важное значение
приобрела добыча стройматериалов: в 1911-1913 гг. действовало 5-6 таких
предприятий, выпускавших продукции на 70-80 тыс. руб.
Значительный
удельный вес в экономике Приморья в начале ХХ в. приобретает лесная
промышленность, возникают крупные лесозаготовительные предприятия, формируется экспорт
уссурийского леса за границу: в 1907 г. вывезено 70 тыс. куб. футов, в 1913 г.
– более 1 млн. Развитию морских промыслов и рыбодобывающей промышленности
нанесла урон русско-японская война (в частности, произведенная японцами
конфискация китобойных судов привела к гибели этого промысла), повлекшая
заключение рыболовной конвенции, поставившей русских промышленников в тяжелые
конкурентные условия. Тем не менее шел процесс усиления отечественного
предпринимательства, носившего в основном мелкотоварный характер. Наибольшее
промышленное значение имели: лов сельди, добыча морской капусты, трепангов,
крабов, креветок и т.д.
Таким
образом, промышленное освоение Приморья шло ускоряющимися темпами: возникали
все новые отрасли производства, быстро рос общий объем выпускаемой промышленной
продукции, в том числе и за счет процесса механизации трудоемких работ.
Накануне Октября в Приморье производилось промышленной продукции на 35 – 36
млн. руб. (обрабатывающая отрасль на 24 – 25 млн., добывающая — на 10 – 11 млн.
руб.), и в целом край имел довольно высокий и сбалансированный промышленный
потенциал сравнительно с соседними регионами Дальнего Востока.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fegi.ru