–PAGE_BREAK–
2Основные
понятия
и
термины
Учитывая, чтовпроцессе изучения материаловрекомендаций придется неоднократно пользоватьсяпонятиямиитерминамирассматриваемойпроблемы, естьнеобходимостьуточнитьихсодержание.
Отбор—этосистемаорганизационно-методическихмероприятийкомплексногохарактера, включающаяпедагогические, социологические, психологические имедико-биологическиеметодыисследования, наоснове которыхвыявляютсязадаткииспособности детей, подростковиюношейдлязанятийспортом.
Критерии отбора— качественно-количественнаяхарактеристикаспециальныхспособностей, которымиследуетруководствоватьсяприотборедетейи подростковв спортивныешколы.
Педагогические критерии отбора характеризуют
уровеньразвитияфизическихкачеств, технико-тактическую подготовленность, темпы роста спортивно-техническогомастерства, роста спортивныхдостижений, моторную обучаемость, координационныевозможности, способностьюныхспортсменовкэффективномурешениюдвигательныхзадачвусловияхнапряженнойборьбы.
Психологические критерии отбора включаютпоказатели, свидетельствующиеовозможностяхсовершенствования различныхпсихическихкачеств, степениразвитияволевыхкачеств, особенностейтемперамента, характера.
Медико-биологическиекритерииотбора характеризуютсостояниездоровьяспортсмена, его биологическийвозраст, морфофункциональныепризнаки, состояниефункциональных исенсорныхсистеморганизма, индивидуальныеособенностивысшейнервнойдеятельности.
Социальныекритерииотбора включаютхарактеристикумотивов, интересовизапросовдетейиподростковдлязанятийспортом, влияниеспортана семьюиколлектив.
Спортивная ориентация—этосистема организационно-методическихмероприятийкомплексногохарактера, на основе которыхопределяетсяспециализация индивида в определенном видеспорта(илигруппевидовспорта).
Спортивная селекция—система мероприятий, предусматривающихпериодический отборлучшихспортсменовнаразличныхэтапахспортивногосовершенствования.
Способности—этоиндивидуальныеособенностичеловека, зависящиеотнаследственности, отфакторовсреды иобучения, которыеявляютсяусловиемуспешноговыполнениядеятельности.
Тест—измерения или испытания, производимые с цельюопределенияспособностейспортсмена.
Надежностьтеста—степеньсовпадениярезультатовпри ПОВТОРНОМтестированииодних итехжелюдейводинаковыхусловиях.
Согласованность теста—независимость результатов
измеренияот личныхкачествлица, проводящеготестированиеили оценивающегорезультаты.
Информативностьтеста—этостепеньточности, скакойонизмеряетсвойство(качество, способность, характеристику ит. п.), дляоценкикоторогоиспользуется.
Комплектование команд—формированиеколлектива
дляучастиявсоревнованиях, втомчисленепосредственное варьированиесоставомкомандыпоходусостязаний.
Генетика—наукаонаследственностииизменчивостиорганизма.[8]
3
Аспекты
отбора
Спортивный отбор—этомногоплановая проблема: философская, социально-экономическая, этическая, педагогическая.
Сточкизренияпрактикиможновыделитьследующиеаспекты спортивногоотбора: социологический, педагогический или теоретико-методический (включающийорганизационно-методический иметрологический); медико-биологический, психологический. Теоретическое иэкспериментальноепрактическоеобоснованиеэтихаспектовявляется конструктивнойосновойдлястройнойсистемыспортивногоотбора.
Тренердолженвсегдапомнить, чтообеспечить высокоекачествоотборадетейв«большойспорт» можнотолькоиспользуяв практикевеськомплекспедагогических, социологических, медико-биологическихипсихологическихмероприятий.[3]
3.1 Социологический
аспект
отбора
Спорт—важное средствовоспитания подрастающегопоколения. Ориентируядетейназанятияспортом, мысоздаемблагоприятныевозможностидляпроявленияихспособностейиодновременнорешаемзадачивсестороннегоразвитияличности.
Следуетпомнить, чтопрофессиональная ориентация ребенка наспортне гарантирует, чторебенокдостигнетвыдающихсярезультатов вспорте. Естественно, чтоневседетимогутприйти к вершинамспорта. Дляэтогонужны, кромевсегопрочего, ещеприродныезадатки, и, еслирассматриватьспортспозицийпрофессиональнойориентациииинтересов «большого»спорта, тренердействительноберетна себя большуюсоциальнуюответственностьпрогнозируя спортивнуюодаренностьребенка. Ошибка втаком прогнозе, какправило, ведетклишениювозможностиребенкапроявитьсвоидействительныеспособностивдругомвидематериальнойилидуховнойдеятельности. Неспособный для «большого» спорта человекбудетиспытыватьчувствонеудовлетворенности
из-замалогоростасвоихспортивныхрезультатов.
Вместестем, разумноорганизованный отбор, проводимыйна научнойоснове собъективнымизучением личности, выявлением индивидуально-значимыхспособностейдля занятийспортом, дает возможность полностьюраскрытьсяличностичеловека.
Длясборапервичнойинформациив социологическом аспекте спортивногоотборарекомендуется провестианкетированиеили интервьюирование. Хотятакая информациявизвестноймересубъективна, внейотражаются объективныеначала«для того, ктоумеетихпониматьирасшифровывать»'(А. А. Ухтомский).
Сцельювыявленияпричин, которыеспособствуют или препятствуют привлечениюдетейдлязанятий спортомдетям7-12 лет, занимающимся легкойатлетикой, художественной и спортивной гимнастикой, плаванием ихоккеем, необходимопредложить следующийвопрос: почемутыстал заниматьсяспортом? Одновременнопредложить8 вариантовответов: предложениеучителяфизкультуры, предложениетренера, пример товарищей, участиевсоревнованиях, желание родителей, кино, телевидение, книги.
Для детей 7-12-летнеговозраста, не занимающихсяспортом, рекомендуетсявопрос: почемуты непосещаешьспортивную секцию? Одновременнопредложить7 вариантов ответов: отсутствие свободноговремени: а) занятостьвхудожественнойилимузыкальнойшколе, б) занятостьвучебе, отчислениеилиУХОДпособственномужеланию, запретродителей, плохоездоровье, непрошлипо конкурсувспортшколу; затруднениеввыборевида спорта, негде заниматьсяспортом(далекоездить).
Проведенныесоциологическиеисследования иобобщение полученныхответовпозволяютсполнымоснованиемвыявитьпричины, способствующиеипрепятствующиепривлечениюдетей к занятиямспортом.
Так, небольшой процент (8 %) занимающихся, привлеченных вспортивнойсекциипопредложениютренера, можетобъясняться рядомпричин:
а) недостаточнойзаинтересованностьютренеравукомплектованиигруппизчисланаиболееподготовленныхдетей;
б) отсутствиемнавыкавладенияметодамиотбора;
в) большимколичеством тестов, значительнымизатратами времени;
г) трудностями, связанными сорганизационными вопросами отбора;
д) отсутствиемобязательной системыотбора вДЮСШ.
Ведущуюрольв привлечениидетейдлязанятийспортомзанимаетшкольныйпреподавательфизическойкультуры(около30,%), фактвполне естественный, посколькуучитель, проводязанятия, соревнования, знаетвозможностиучащихся, ихсклонностииинтересы. Болеетого, учительзаинтересованвпривлечениикзанятиямвспортивныхсекцияхбольшогочислаучащихся. Однаковвыборевидаспортанеизбежныошибки.[2]
Значительнаячастьдетей(18 %) привлеченакзанятиямспортомпопримерутоварищей. Установлено, чтодлядетейэто—один изсамыхсильныхпобуждений. Инесмотрянато, чтовспортивные секцииприходятдетиневсегдаодаренные, сточкизрениядвигательнойспособности, самфакт приобщения кфизическимзанятиямположителен. Задачатренера—выявитьспособностиученикаипомочьопределитьсясвыборомспециализации.
Серьезнуюозабоченностьвызываетфакт полногозапретародителей(17,%) заниматься своимдетям вспортивныхсекциях, мотивыздесьразличные. Вотнекоторыеизних:
1. Родители полагают, чтобольшаязагруженность вспортивных школахограничиваетвозможностиребенкапроявитьсвоиспособностивдругихвидахдеятельности.
2. Родители отмечаютнеуравновешенностьвповедениисвоих детейвсемьепослеспортивныхзанятий.
3. Недовериектренерукаккспециалиступофизическойкультуре, которыйдействительноспособенукрепитьздоровьедетей.
Этовызываеттревогу, поэтомунеобходимоповыситьвнимание тренеров, преподавателей, учителей, научныхработниковккачествуработы.
Чтобыпреодолетьнегативноеотношениеродителейкзанятиям спортомдетей, необходимоизживатьметодическиеошибкитренеров, допускаемыенатренировочныхзанятиях: неправильное регулированиенагрузокиотдыха, выборнеадекватныхиндивидуальнымособенностямсредствиметодов тренировки, непроведениезаключительнойчасти(«заминки») тренировочного занятия и т. д.
Серьезным недостаткомтакжеявляетсянезначительнаяорганизационнаяипропагандистскаядеятельностьтренера.
Всеэто диктуетнеобходимостьусиленияработы, способствующейформированиюположительногоотношенияродителейкзанятиямспортомихдетей. Рекомендуетсясистематическипроводить беседысродителями(народительскихсобраниях, в спортивных школах, напредприятиях) оролиспортавразвитиидетей, организовыватьвстречисведущимиспортсменамигорода, области, страны; организовыватьпоказательныевыступления, привлекать родителейкпосещениютренировочныхзанятийисоревнований, а такжеоборудованию спортивныхплощадок, проводить соревнованиясовместносдетьмииродителями.[7] продолжение
–PAGE_BREAK–
3.2 Педагогический
аспект
отбора
Впедагогическом аспектеотбораследует учитыватьорганизационные и методическиеособенностиотбора, классификациювидовиэтаповотбора, определитькритерииитестыдляоценкиразличныхпараметровспортивнойпригодностидетей.
Наосновенашегоопытаворганизационномотношениипроцесс отбораюных спортсменовследуетделитьна 4 этапа: 1) предварительный(первичный) отбордетейиподростков; 2) углубленное изучениесоответствия отобранного контингента занимающихся требованиям, предъявляемымкуспешнойспециализациивизбранном виде спорта (вторичный отбор); 3) спортивнаяориентация; 4) отборвсборныекомандыДСО, республик, страны.
Задачи предварительного этапа первого отбора—определение пригодностидетейиподростков кспортивномусовершенствованию, оценка степенидвигательнойактивности. Вразличных видах спортадиапазонвозраста, прикотором проводитсяотбор, довольноширок—от6 до12 лет.
Заисходнуютеоретическуюпозициюпринимается то, чтона этомэтапекспортивнымзанятиямпривлекаетсявозможнобольшее количествоодаренныхвспортивномотношениидетейиподростков.
На втором этапеуглубленнойпроверки проводитсяотбортех, ктообладаетнеобходимымикачествамидляуспешнойспециализациивизбранномвидеспорта. Наданномэтапеотборарешающеезначениеприобретает оценкатемповростаспособностей, определяющихдостижениевысокогорезультатавизбранномвиде спорта.
На третьем этапе спортивнойориентацииотборпроизводитсяпосле3-5 летсистематическихтренировочныхзанятий. На этомэтапеопределяетсяспособностьспортсменадостичьвысшего мастерстваирекордных результатов визбранномвиде спорта.
Здесьотбираются спортсмены, способные выполнить нормативы мастераспорта и мастеров спорта международного класса. На этомэтапетренеробращаетвниманиенапсихическиеспособности (уверенность в своихсилах, эмоциональная устойчивость, переносимостьнапряженной тренировочной нагрузкиит. д.).
На четвертом этапе продолжаетсяуглубленноеизучение спортивныхспособностей, степеньмастерствазанимающихся, осуществляетсяотборикомплектование сборныхкомандДСО, ведомств, республик, страны.
Отбор тестов. Изучениеиобобщениеспециальной литературы показало, чтовпрактикеспортивного отбора на его начальных этапахиспользуютразличныетесты.
Следуетпомнить, чтоневсякиеизмерениямогутбыть использованыкактесты, атолькоте, которыеотвечаютспециальнымтребованиям, к которым относитсястандартность, наличиесистемы оценок, надежностьи информативность. Сточкизренияинформации ГИБКОСТИинадежноститестов, выбранныхнаосновелитературы испортивнойпрактики(анкетирования) дляоценки уровняразвития(подготовленности), сцельюотборадетеймладшегошкольноговозрастарекомендуются: 1) бег30 м с высокогостарта; 2) челночныйбег(соббеганием и без оббеганияпрепятствий); 3) прыжоквдлинусместа (одинарныйипятерной); 4) степ-тест; 5) длинатела; 6) вестела; 7) динамометрия(правойилевойкисти); 8) наклон вперед; 9) бросокнабивногомяча (1 кг) из-за
головы.
Невызываетсомнений, чтокаждоефизическоекачествоможно оценитькомплексом(батарей) однородныхтестов (ониназываютсягомогенными). Например, комплекстестов, состоящийизпрыжковсместавдлину, вверхитройного, будетгомогенным. Вместе стем, дляупрощенияпроцедурыпроведениятестовыхиспытаний ивтожевремясохранения надежностипоказателейтестирования можно применятьпоодномутесту, оценивающемууровеньразвитияотдельногофизического качестваифункцийребенка. Например, для оценкискоростныхспособностейможно рекомендовать:
— бегна30 мсвысокогостарта;
—дляловкости—челночныйбег;
—для скоростно-силовыхкачеств—одинарный и пятерной прыжоксместа;
— дляобщейработоспособности—степ-тест.
Организационно-методическиеуказанияпотестированию
1.
Бег
30
м
.
Оборудование: секундомеры, тщательноотмеренная30-метроваядистанция, флажок, финишнаяотметка. Описание теста: покоманде«настарт»испытуемыестановятсяустартовойлиниивположениивысокого старта(низкий стартнеиспользуется). Когдаиспытуемыеприготовилисьизамерли, даетсясигнал«Марш!» (голосоми флажком—одновременно). Результат: времясточностью додесятойдолисекундыв лучшейиздвухпопыток.Общие указания взабегемогутучаствоватьдвоеили болееиспытуемых. Дистанциядолжна бытьвприемлемомсостояниииразделенанаотдельныебеговыедорожки.
2.
Одинарный
прыжок
с
места
.
Оборудование: нескользкаяповерхность, «линейка», расчерченнаявдольоднойизсторонзала. Описание теста: испытуемыйстановится носкамикчерте, делаетмахрукаминазад, затемрезковыноситихвпереди, толкаясьдвумяногами, прыгаеткакможнодальше.
Общие указания: длинапрыжкаизмеряется отчертыдо точкисамогозаднегокасанияногипрыгунапола. Рекомендуется вместеприземлениянатереть полканифолью (для того, чтобы избежатьскольжения).
3.
Пятерной
прыжок
с
места
.
Прыжоквыполняетсянаразмеченнойдорожке(до5 см), расчерченнойвдольоднойизсторонзала.
Испытуемый, отталкиваясьобеиминогами, прыгает впереди, попеременноотталкиваясьправойилевойногой, приземляетсяна обеноги.
Результат: длинапрыжкавсантиметрахвлучшейиздвух попыток.
Общиеуказания изамечания: те же, чтоприодинарномпрыжкевдлину.
Еслииспытуемыйсделалошибкуприпрыжке («сбился»сритма, оступилсяипр.), тоемупредоставляется дополнительнаяпопытка.
продолжение
–PAGE_BREAK–
4.
Челночный
бег
с
оббеганием
препятствий
.
Дляпроведениятестанеобходимоиметьплощадкудлиной20м, четырестойкиилинабивныемячи, секундомер. В залеилинаплощадкедистанциив 15 мустанавливаются5 стоек(мячей), расстояниемежду которыми 3 м. Обследуемыйстановитсянастартипо командепробегаетмеждустойками(мячами) слева-направо, справа-налево. Пробегает15 м, делаетповоротипробегаетэтудистанциювобратномнаправлении.
Общие указания: каждыйиспытуемыйимеетоднупробнуюиоднуосновную попытку. Пробныепопыткивыполняютсяв медленномтемпе. Хронометристнезасчитываетпопытку, еслииспытуемыйсбиваетмячи (стойки). Вэтомслучаеназначаетсяповторнаяпопытка.
4а. Челночный бег без оббегания препятствий.
Обследуемыйстановитсянастартипокомандепробегает15м, делаетповорот ипробегаетэту дистанцию вобратномнаправлении.
Качестволовкости определяетсяпоразницевременис оббеганиемпрепятствийибезпрепятствий.
5.
Определение
работоспособности
и
функционального
состояния
сердечно
–
сосудистой
системы
с
помощью
индекса
степ
–
теста
.
Оборудование: ступенькаилискамейкавысотой 35 СМ; секундомер, электрическийилимеханическийметроном(повозможности).
Описание тестаиобщиеуказанияизамечания:
1- Передобследованиемфиксируетсячастотасердечных сокращенийвпокоесидя(за10 сек).
2. Обследуемыйстановитсялицомкступеньке, скамейкеипослеподготовительной команды«внимание», начинаетвосхождение. Включаетсясекундомер. Каждое восхождениесостоит из4-х шагов. Насчет «раз» обследуемыйставитна ступеньку(скамейку) ногу; «два»—встаетнанееобеиминогами, выпрямляетихи принимаетстроговертикальноеположение; «три», «четыре»—становитсяна пол обеиминогами. Длительность восхождения 3 мин.
При выполненииупражненияразрешается несколькоразменятьноту.
Частотавосхожденияувсехобследуемыхсоставляет30 подъемоввминуту, длячегометроном(еслионимеется) устанавливаетсяна120 удароввминуту. Рекомендуетсяпередначалом теста выполнить2-3 пробных восхождения.
Возможныеошибкипривыполнении упражнения, окоторых обследуемыйдолженбытьзаранеепредупрежден:
– несоблюдениеправильногоритма;
– неполноевыпрямлениеколенныхсуставовнаступеньке;
– неполноевыпрямлениетеланаступеньке;
– постановканогинаполнаносок.
Секундомеростается включенным, послевыполнениятестаобследуемыйсадитсянастул, ступеньку, скамейку. Первуюминуту обследуемыйспокойноотдыхаетвудобнойпозе. Начиная со2-й минунего3 разапо30-секунднымотрезкамвремениподсчитываетсячислопульсовыхударов: с60-йдо90-йс восстановительного периода, со120-йдо150-йисо180-йдо210-йс. Значенияэтихтрех подсчетов суммируются иумножаютсяна2 (переводвЧССв 1 мин). Результатытестированиявыражаютсяв условныхединицах
в виде индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Этувеличину рассчитываютизследующегоуравнения:
гдеt—фактическоевремявыполненияфизическойнагрузкивсекундах; fbf2, fa—суммапульса за первые 30 с каждойминуты (начиная со2-й) восстановительногопериода. Величина100 необходима длявыраженияИГСТв целыхчислах, ацифра2 —дляпереводасуммыпульсаза30-секундныепромежуткивремени вчислосердцебиенийзаминуту.
Оценкарезультатовтестирования. ВеличинаИГСТхарактеризуетскоростьвосстановительных процессов последостаточнонапряженноймышечнойработы. Чембыстреевосстанавливается пульс, темменьшевеличинаfi+ Ь-f— faи, следовательно, темвыше индексГарвардскогостеп-теста.
Нижеприведенашкала оценкивеличин ИГСТ, предложенная наоснованиирезультатовобследования большого числалицзанимающихся КарпманВ. Л. идр.
6.
Рост
стоя
.
Оборудование: ростомер илирасчерченнаяпо1 смстена спортивногозала.
Описаниетеста: обследуемыйстановитсябосыминогами наплощадку ростомерапостойке«смирно»; пятки, ягодицы, спинаприкасаютсяквертикальнойстойке.
Подбородокслегкаопущен.
Результат; длинатела отпятокдомакушки.
Тестированиепроводитсянаурокефизкультуры. Дляэкономии времени урока, разметку и расстановку спортивногоинвентаря необходимопровестизаранее, наперемене. Передтестированием необходимопровестиразминкунеболее10 мин. Испытуемыхделятнагруппыиразводяткаждуюкопределенномутесту, затем послевыполнениякаждоготестапереводятотодноготестак другому. Дляхорошей организациитестированиянеобходимо, чтобы каждыйтестпринималотдельныйэкзаменатор. Преждечемребятаприступятквыполнению задания, экзаменаторунужночетко показать, доступноипросто объяснитьпредлагаемыйтест. Труднеевсехвникаютучащиесяпервыхклассов, поэтомуим следует даватьдвеилитрипробныепопытки. Учащиеся вторых классов быстреепонимаютсодержаниетеста— Еслиукого-тонеполучается упражнение, томожнодатьвторуюпробнуюпопытку. Неследует торопитьребятсвыполнениемзадания. Торопливостьможетвызватьскованностьдвижений, следовательно, полученныйрезультат будетнедостоверным.
Еслипослезавершениятестированияостается времядоконца урока, егоцелесообразно заполнитьподвижными играми илиинтереснойбеседой. Провестивсеобследованиязавремяодного уроканевозможно, поэтому выполнение степ-теста можно осуществитьнаследующемуроке(занятии).
Привыполнениипрыжковвдлину с местанеобходимообратитьвнимание на вынос руквперед, чтозначительноулучшает результат. Особенновызываетзатруднениеуребятпятерной прыжок. Здесьнеобходимообъяснить, чтобыонивыполнялиего толкаясь, анешагалиинепомогалисеберуками.
Привыполнениичелночногобегазанесколькометровдофинишаучащиесяначинаютсбрасыватьскорость, поэтому им нужносообщить, чтонеобходимо пробегать финишнуюлиниюстойже скоростью, скакой бежалиподистанции. Кстеп-теступривлекаютсядети, неимеющиеотклонениявсостоянииздоровья. Чтобыи привыполнениистеп-тестауребятнезамедлялсятемпзашагивания, егоследуетподдерживатькомандами. Передкаждойгруппой экзаменаторунужнопоказатьтехникувыполнениятеста.
Результатынеобходимозанестив«Индивидуальнуюкарту»исоставитьсводныйпротоколтестирования.
Нормативыдляспортивногоотборадетеймладшегошкольного возраста. Втеорииипрактикефизическоговоспитанияпроведено большое количество исследований поразработкенормативовс целью оценкиуровняфизического развития(подготовленности) школьников, спортивногоотбора. Однакоследуетпомнить, чтонормативыдолжны составлятьсяиприменятьсятолько дляопределенногорегиона(этотребованиекспортивнойметрологииназывается релевантностьюнорм). Кпримеру, нормативы, разработанныенаосновеобследованиядетейМосквы, нельзяпереноситьна детейСреднейАзиииДальнегоВостока.
Восновупредлагаемыхнамидляпрактическогоиспользования нормативовположенырезультатымассового обследования физическойподготовленностимладшихшкольниковЧелябинска. Исследованосвыше10 тысячшкольников. Данные, лежащие впределахот-f— 16 до—16, оценивалиськак средний уровень физическойподготовленности. Показателиот —16 до —26 —как низкийуровень, от+ 26 до-f36 —оченьвысокий.
Разработанные наминормативыможноиспользоватькакдля индивидуализации физическойподготовки, таки для отбора. Для того, чтобыоценить уровеньфизическихкачествшкольников, необходиморезультаты, показанныекаждымшкольникомвконтрольно-педагогическихиспытаниях, сопоставить ссоответствующимвозрасту иполу нормативом. Если результатышкольникаоцениваютсякаксредние, тоихследуетранжироватькак показатели, соответствующиесреднейнормальнойфизической подготовленностиребенка.
Длятого, чтобысохранитьсреднийнормальныйуровеньфизическойподготовленности, необходимо детямсистематическивыполнятьвеськомплексфизических упражнений в режимедня школьника, рекомендуемыйспециалистами. Дома, всемье ребенок ежедневнодолженделатьутреннююгимнастику, апривыполнениидомашнихзаданий—физкультминутки. Емунеобходимокаждыйдень 1-2 часагулять насвежем воздухе, активнозанимаясь
физическимиупражнениями.
Врежимедня школыдоуроковдолжныпроводиться гимнастикаифизкультурные переменымеждууроками. Обязательным дляшкольникаявляетсявыполнениевсейучебнойпрограммына урокахфизическойкультуры. Невызываетсомнений, что ребенок долженприниматьучастиевовсехфизкультурно-спортивныхмероприятиях, соревнованиях различногоранга ипо различнымвидамспорта (легкойатлетике, плаванию, лыжномуспортуидр.). Такой комплексфизкультурныхмероприятииобеспечит максимальный двигательныйрежимдлядетеймладшеговозраста(т. е. впределах 12-14 часов) идаст возможностьвыполнитьнормативные требованиявпоследующейвозрастнойгруппе. Например, если девочкапервогоклассаимеетрезультатвбегена30 м—6,8 сек.,
т. е. соответствующийсреднимнормативам, тоонаспособнаидолжна выполнятьвеськомплексфизкультурно-спортивныхмероприятий, перечисленныхвыше. Этодастейвозможностьвовторомклассетакжепоказатьсреднийнормативныйрезультат, которыйбудет равенпонашимнормативам—5,6 —6,6 сек.
Еслииндивидуальные показатели школьника ниже–средних нормативов (являютсянизкимиили оченьнизкими), тодлянего необходимоувеличитьнагрузку(объем, интенсивность) упражненийдляразвитияотстающихспособностей. Так, например, если школьницапервогоклассаимеетрезультат водинарномпрыжке сместа—80 см, товпрограммеутреннейгимнастики, занятияхво
время прогулок, наурокахфизкультуры, атакжевовремяигрна переменахонадолжнавыполнятьувеличенныйобъемупражнений.
Результатыребенка, лежащиевышесреднихнормативов, говорятоего высокихпотенциальных возможностяхдляспортивной деятельности (особенно, если эти показатели оцениваются как оченьвысокие), идетей, имеющихтакиепоказатели, целесообразнонаправлятьвДЮСШ.[6]
КакпроводитьотборвДЮСШ?
Всвязисотборомдетейвспортивныесекциивстаетактуальныйвопрос, могутлиодноразовыеиспытанияговоритьоперспективныхвозможностяхребенкавспорте? Каковпроцентпрогноза?
Вэтомвопросенетединогомнениясредиспециалистов. Так, многолетнийопытмногихтренеров и исследованияубеждаютв том, чточастоотобранныепоодноразовымиспытаниямдетичерез 2-3 годаоказываютсядалеконетакимиперспективными, какэто казалосьвначале, инередкоуступаюттемсверстникам, которых
всвоевремянеприняливДЮСШ.
Инымисловами, одноразовыеконтрольныеиспытаниявподавляющембольшинствослучаевговорятлишь осегодняшней готовностикандидата выполнитьпредложенный ему набортестови оченьмалоговорятоегоперспективныхвозможностях. Апотенциальныйспортивныйрезультатспортсменазависитнестолькоот первоначального(исходного) уровня развитияфизическихкачествсколькооттемповприростаэтихкачестввпроцессеспециальной тренировки. Именнотемпыприроста, помнениюмногихспециалистовсвидетельствуютоспособностиилинеспособностичеловека кобучениювтом
илииномвидедеятельности.
Например, вспециальномэкспериментеП.3.Сирисидр.(1983) втечениечетырехлетследилзадинамикойфизическойподготовленности23 юношей13-17 лет, занимающихсяспринтерскимбегом.
Причем, средииспытуемыхбылиподросткисразличным первоначальнымуровнемразвитияфизическихкачеств—отвысокогодо низкого(дляданнойвозрастнойгруппы).
Следуетпомнить, чтофизическаяподготовленностьюныхспринтеровразвиваетсянеравномерноичтоуровень всехфизических качестввнаибольшеймеревозрастаетвпервыеполторагодатренировки. Особеннозаметноэта тенденцияпроявляетсяпоотношениюкбыстротеискоростнымкачествам. Запервыеполтора года тренировки физическиекачества юных спринтеровнаибольшего развитиядостигаютвтакойпоследовательности: скорость, выносливость, силаискоростно-силовыевозможности.
Чтобысопоставитьпризнанныхперспективнымииусловноотобранныхвзависимостиоткритериевотборадетейнужноусловнопредставитькоманды изюных спортсменовпопорядковымномерам(1, 2, 3 ит. д., например, до23).
Затемнеобходимонайтисовпадения. Например, тольков4 случаяхиз10 имеломестосовпадениезаключенияоспособностяхновичков.
Располагая результатами, достигнутыми юношамивбегена 100 метровкконцу4 леттренировки, рекомендуетсяретроспективнопроверитьнадежностьизбранныхкритериевпрогноза, поэтому следуетобязательноучитыватьтакиерекомендации. Вслучаеотборабудущихбегунов накороткиедистанциипорезультатамна приемныхиспытаниях(исходныйуровеньфизическойподготовленности) ошибка составляет82 %. Инымисловами, тольков 4 случаяхиз23-хпотенциальныевозможностиюных спортсменов оцениваютсяправильно. Еслиотборосуществляетсянаоснованииисходныхданныхтолько порезультатувбегена100 м, тоошибка составляет75 %, т. е. потенциальныевозможности новичков оцениваютсяужев6-тислучаяхиз23-х. Ошибкапрогнозазначительноуменьшается(до21 %), когдаотборосуществляетсянаоснове результатоввбегена100 м, показанныхчерезполтора года тренировки. Наконец, становится минимальной (всего11 %), когда заосновупринимаютсясуммарные темпы прироста физических качествзапервыеполторагодазанятий.
Определениепотенциальнойвозможностиспринтераопределяется поизвестнойсхеме(П.3.Сирисидр., 1983), вкоторойвкачествекритериевоценкииспользуютсядвапоказателя: исходныйуровеньразвитияфизическихкачеств(сегодняшняяготовность) итемпыприростаэтихкачеств запервыеполторагода занятий. Темпыприростарассчитываютсяпоформуле:
продолжение
–PAGE_BREAK–