Отбор и разработка нововведений

Владимир Викторович Глyxoв, доктор экономических наук,профессор, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственногополитехнического университета.
Каждоенововведение способствует выводу на рынок нового товара (продукта, технологии),который может быть использован более эффективно, чем прежде. Основой мотивациидля фирм исследовательского сектора служит перспектива получения монопольнойренты в случае успешного патентования нововведения. За счет этой рентыпокрываются затраты, связанные с разработкой и осуществлением нововведений.Однако монополия автоматически теряется при появлении следующих нововведений, которыеведут к моральному старению существовавших до этого промежуточных товаров.
Ценностьнововведения определяется временем его жизни. Определяющими причинами внедренияновых технических и технологических решений являются:
изменениеструктуры исходных материалов, энергии (с одной стороны, ухудшается качестводобываемого сырья, повышается цена традиционных энергоносителей, с другой —появляются новые материалы и источники энергии);
ростмасштабов производства (наращивание объемов производства в рамках традиционныхтехнологических решений влечет угрозу окружающей среде);
изменениетребований персонала к условиям труда (рост квалификации в странесопровождается повышением требований к качеству и составу труда);
повышениеконкурентоспособности, качества и надежности товаров.
Конкурентоспособностьна мировом рынке все больше зависит от продукции, в основе которой лежитзнание. Как в прошлом промышленность зависела от доступа к природным ресурсам, таксегодня индустрия нуждается в науке, нововведениях, образовании. Развитиепроизводительных сил происходит при тесном взаимодействии науки, новыхтехнологий с производством.
Привнедрении нововведений фирма выбирает одно из типовых стратегических действий:
Наступательнаястратегия (ориентация на рыночные перспективы и новые области рынка).
Защитнаястратегия (выход на рынок только после конкурента и анализа результатов егодеятельности).
Поглощающаястратегия — лицензирование (покупка нововведения у других компаний).
Промежуточнаястратегия (заполнение ниши между конкурентами, избегая прямой конфронтации).
Созданиерынка (применение нововведений, способствующих появлению нового рынка сбыта),
Разбойничьястратегия (применение нововведений, серьезно уменьшающих размеры рынка).
Привлечениеспециалистов (привлечение команды специалистов-разработчиков).
Разработканововведения требует определенной последовательности организационныхмероприятий (проектирование инновационного решения):
исследованиерынка;
исследованиепроизводственных возможностей;
выработкаконцепции нововведения;
параметрическийи функционально-стоимостной анализ (концепции нововведения, рыночногопотенциала, альтернативных мероприятий, обеспеченности производства, объемапродаж);
оценка(внутренних расходов, видов нового продукта, объемов реализации);
разработкабаланса доходов и расходов;
планирование(основного производства, вспомогательных мероприятий, контроля производства икачества);
планированиефинансовых потоков доходов и расходов.
Формывнедрения нововведения привязываются к его виду. Разделяют эволюционные ирадикальные нововведения. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяютшесть групп нововведений: сохранение и обновление существующих функций, перегруппировкасоставных частей системы с целью улучшения ее функционирования, элементовсистемы с целью их приспособления, базовых свойств системы, концепциидеятельности, изменение результатов системы.
Выделяютдвухэтапный процесс распространения нововведений. На первом этапе одна-двеорганизации (ранние новаторы) внедряют новшество, опираясь на научныеразработки, на втором — масса организаций (поздние новаторы) внедряют новшество,учитывая опыт первых.
Некаждое нововведение укладывается в стратегию развития предприятия. Для оценкитакого соответствия используют оценку по шести группам критериев:
Соответствиецелям предприятия (образу компании, представлениям о допустимом риске, оразумном времени внедрения).
Рыночныекритерии (вероятность коммерческого успеха, ожидаемый рост продаж, воздействиена существующие продукты, предполагаемые затраты и доходы, поведениеконкурентов, начальные затраты, источники дополнительных средств).
Научно-техническиекритерии (согласованность с общей стратегией научных исследований, вероятностьтехнического успеха, патентная чистота, наличие научно-технических ресурсов).
Финансовыекритерии (влияние на другие проекты, движение затрат и доходов во времени).
Производственныекритерии (издержки производства, безопасность производства, необходимаякооперация, требуемые производственные мощности).
Экологическиекритерии (побочное воздействие на окружающую среду, расходы на утилизациюотходов, дополнительное энергопотребление).
Видыпроектов:
А— проекты, обеспечивающие производство продукции, не имеющей зарубежныханалогов.
Б— проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров несырьевых отраслей, имеющихспрос на внешнем рынке.
В— проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукции с болеенизким уровнем цен.
Г— проекты, обеспечивающие производство продукции, пользующейся спросом навнутреннем рынке.
Приэкономической оценке нововведения возникают методические трудности. Возможнымивариантами определения составляющих затрат могут быть:
ориентацияна аналогичные расходы других фирм;
параметрическийрасчет расходов через предполагаемое изменение характерного результирующегопараметра;
расчетзатрат через детализированные составляющие;
оценказатрат через нормативную долю расходов от требуемого роста реализации илиприбыли.
Приотборе первоочередных нововведений можно использовать ряд принципов:
принципважности;
принципзаполнения вакуума (ценность и практичность не всегда определяются абсолютнойтехнической новизной; иногда промышленность нуждается не в новых, а внеобходимых технических решениях, без которых тормозится развитие действующихоборудования и технологических процессов);
принципотрыва от показателей (разработка может не отличаться оригинальностью, но иметьзначительно лучшие эксплуатационные характеристики, часто для заменыдействующего оборудования требуется убедительное превосходство);
принципминимума капитальных вложений (шансов на внедрение тем больше, чем меньшекапитальных вложений, которые требуют новых решений);
принципэкологичности (повышенным спросом пользуются разработки, снижающие объемвыбросов, отходов, требующие меньшей площади, обеспечивающие снижениересурсоемкости процессов).
Разработканововведения может осуществляться различными организационными структурами:внутрифирменной сетью подразделений по научным исследованиям, временныминаучно-техническими коллективами или подразделениями, специальными независимымиисследовательскими фирмами, государственными научными центрами, технопаркамипри высших учебных заведениях.
Вкрупном концерне организуется система подразделений, управляющих разработкойнововведений. В их числе могут быть отделы базисных исследований, прикладныхисследований, научно-технического прогнозирования, экспериментальные цеха, исследовательскиелаборатории, вычислительный центр.
Предпринимательскаясеть — это эффективная форма распространения нововведений. Ее используют многиефирмы через систему постоянных контактов однотипных фирм, профессиональныесоюзы ученых, договорные объединения, стратегические соглашения.
Основойвзаимодействия предприятий в рамках подобных сетей являются взаимные доверие, поддержкаи согласие относительно поставленных целей.
Дляразработки и внедрения нововведения может быть создано специальное объединение.Его организационным центром является «главный партнер» — владелец патентов и изобретений,распорядитель средств и доходов. В состав объединения вовлекаются крупныепредприятия, малые фирмы, учебные и научные заведения. Целью подобногообъединения является внедрение конкретного нововведения с соответствующимобеспечением новым оборудованием, технологией, подготовленными кадрами.
Источникомсредств для разработки и реализации нововведения могут быть прибыль предприятия,заемные средства, акционерные инвестиции, государственные научные программы.
Планированиезатрат предусматривает потребность в финансовых ресурсах на протяженииосуществления проекта. В бюджете проекта предусматривают плановые затраты ипоступления по элементам, направлениям, интервалам времени.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru