–PAGE_BREAK–2. Бухгалтерский учет движения основных средств в ООО «Си Эл Си Логистик»
Таблица 2.1
Динамика технико – экономических показателей ООО «Си Эл Си Логистик» за 2008 – 2010 гг.
Показатели
2008г
2009 г
2010г
Сумма
Абсол.
изме-
нение
Темп
роста,
%
Сумма
Абсол.
изме-
нение
Темп
роста,
%
1
2
3
4
5
6
7
8
Выручка от
реализации,
тыс.руб.
404256
408245
3989
100,99
412273
4028
100,99
Себестоимость продукции, работ, тыс.руб.
329766
333020
3254
100,99
336306
3286
101,00
Прибыль от
реализации,
тыс.руб.
46154
46609
455
100,99
47069
460
101,12
Чистая прибыль, тыс.руб.
47040
47504
464
101,01
47972
468
100,99
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.
208219
209602,5
1383,5
100,66
211667
2064,5
100,98
Фондоотдача, руб./руб.
1,94
1,95
0,01
100,52
1,95
–
100,00
Фондоемкость, руб./руб.
0,51
0,51
–
100,00
0,51
–
100,00
Фондовооружен-ность, тыс. руб./чел.
2041,36
2138,80
97,44
104,77
1763,89
-374,91
82,47
Амортизация, тыс.руб.
1134,70
1163,28
28,58
102,52
1137,32
-25,96
97,77
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
352455
144480
-207975
40,99
359445
214965
248,79
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в оборотах
1,14
2,82
1,68
247,37
1,15
-1,67
40,78
Среднесписочная численность, чел.
102
98
-4
96,08
120
22
122,45
Производительность труда, тыс. руб.
3963,3
4165,76
202,46
105,11
3435,61
-730,15
82,47
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
465426
470400
4974
101,07
488726
18326
103,90
Среднемесячная зарплата, руб.
4563
4800
237
105,19
4987
187
103,90
Экономическая
рентабельность, %
11,63
11,42
-0,21
98,19
11,41
-0,01
99,91
Исходя из данных таблицы 2.1 можно сказать, что:
— выручка от реализации имеет тенденцию к повышению, так увеличение показателя в 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило 3989 тыс. руб., темп роста показателя составил 100,99 %;
— с 2009 по 2010 г увеличение показателя составило 4028 тыс. руб., темп роста 100,99 %.
На изменение данного показателя оказало влияние в основном увеличение объемов производства, повышение уровня среднереализационных цен.
Соответственно наблюдается увеличение себестоимости продукции, так в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличение составило 3254 тыс. руб.;
— в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличение составило 3286 тыс. руб., темп роста составил 100,99 и 101 % соответственно;
— прибыль от реализации в 2009 г. составила 46609 тыс. руб., что выше показателя 2004 г. на 455 тыс. руб., показатель 2006 г. выше показателя 2009 г. на 460 тыс. руб.
— сумма чистой прибыли в 2009 г. составила 47504 тыс. руб., что выше показателя 2008 г. на 464 тыс. руб.;
— показатель 2010 г. выше показателя 2009 г. на 468 тыс. руб., темп роста составил соответственно 101,01 % и 100,99 %;
Более наглядное представление об изменениях показателей выручки, себестоимости и прибыли от реализации можно увидеть на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Динамика выручки, себестоимости и прибыли от реализации ООО «Си Эл Си Логистик» за 2008-2010 гг.
Наблюдается увеличение среднегодовой стоимости основных средств, так в 2009 г. стоимость основных средств составила 209602,5 тыс. руб., что выше показателя 2008 г. на 1383,5 тыс. руб., темп роста составил 100,66 %, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличение среднегодовой стоимости основных средств составило 2064,5 тыс. руб., темп роста показателя 100,98 %, причиной изменения данного показателя является приобретение оборудования, с целью замены старого изношенного на более новое и высокотехнологичное;
— на протяжении рассматриваемого периода наблюдается незначительное увеличение фондоотдачи (на 0,01 руб. с 2008 по 2009 г., и с 2009 по 2010 г. изменений нет), показатель фондоемкости в течении рассматриваемого периода не изменялся и составляет во все годы 0,51 руб.;
— показатель фондовооруженности в 2009 г. составил 2138,80 тыс. руб./чел., что выше показателя 2008 г. на 97,44 тыс. руб., и показатель 2010 г. выше значения показателя 2009 г. на 1763,89 тыс. руб.;
— амортизация основных фондов в 2009 г. составила 1163,28 тыс. руб., что выше показателя 2008 г. на 28,58 тыс. руб. Показатель 2010 г. ниже значения показателя 2009 г. на 25,96 тыс. руб. или на 2,23 %;
— с 2008 г. по 2009 г. среднегодовая стоимость оборотных средств снизилась на 207975 тыс. руб., а вот с 2009 г. по 2010 г. наблюдается положительная динамика у данного показателя: уровень показателя 2010 г. выше уровня показателя 2009 г. на 214965 тыс. руб. или почти в 2,5 раза;
— коэффициент оборачиваемости оборотных активов в 2009 г. составил 2,82 оборота, что выше показателя 2008 г. на 1,68 оборота или более чем в 2,4 раза;
– показатель 2010 г. снизился по сравнению с 2009 г. на 1,67 оборотов или на 59,22 %, темп роста соответственно 247,37 % и 40,78 %, что свидетельствует о снижении в 2010 г. эффективности использования оборотных средств, так как увеличивается период оборачиваемости;
— среднесписочная численность персонала увеличилась, и на конец 2010 г. составила 120 чел., что выше показателя 2009 г. на 22 чел., темп роста показателя в 2009 г. по сравнению с 2008 г. 96,08 %, и в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – 122,45 %;
— производительность труда на предприятии с 2008 г. по 2009 г. повышается, о чем свидетельствует увеличение показателя в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 202,46 тыс. руб., и снижение показателя 2009 г. по сравнению с 2008 г. составило – 730,15 тыс. руб. (темп роста соответственно составил 105,11 % и 82,47 %);
— наблюдается тенденция увеличения у среднемесячной оплаты труда: на 237 руб. с 2008 по 2009 г. и на 187 руб. с 2009 г. по 2010 г.;
— увеличение фонда оплаты труда составило в 2009 г. по сравнению с 2008 г. – 4974 тыс. руб., и увеличение в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составило 18326 тыс. руб. (темп роста соответственно составил 101,07 % и 103,90 %);
— в 2009 г. показатель экономической рентабельности составил 11,42 %, что ниже показателя 2008 г. на 0,21 %, и в 2010 г. уровень рентабельности – 11,41 %, что ниже показателя 2009 г. на 0,01 %, что свидетельствует о снижении прибыли на вложенный капитал.
Таким образом, анализ технико-экономических показателей показал, что на предприятии ежегодно повышается объем производимой и реализуемой продукции, о чем свидетельствует положительная динамика у показателей финансовых результатов.
Постепенно наращивается производственная мощность, о чем свидетельствует увеличение среднегодовой стоимости основных средств, увеличение численности персонала.
Негативную оценку носит замедление оборачиваемости оборотных активов предприятия, а так же снижение уровня рентабельности (окупаемости затрат).
.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.1. Аналитический учет основных средств
Для выполнения задач по учету основных средств на предприятии, должна быть разработана рациональная система документооборота в соответствии с утвержденным в ней графиком, определены лица, ответственные за сохранность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Формы первичной документации для учета основных средств и краткие указания по их заполнению утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30.10.97 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Таблица 1.1
Формы первичной документации
Номер унифицированной формы
Наименование формы
ОС-1
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств
ОС-3
Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов
ОС-4
Акт на списание основных средств
ОС-4а
Акт на списание автотранспортных средств
ОС- 14
Акт о приемке оборудования
ОС-6
Инвентарная карточка учета основных средств
ОС- 15
Акт приемки-передачи оборудования в монтаж
ОС- 16
Акт о выявленных дефектах оборудования
Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дату составления документа;
— наименование организации, от имени которой составлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
— наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Основные средства могут поступать в организацию различными способами, в результате:
— приобретения за плату у других организаций;
— строительства хозяйственным или подрядным способом;
— получения от других организаций и лиц в безвозмездное пользование;
— внесения учредителями в счет их вкладов в уставный капитал;
— получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
— взятия в аренду с последующим выкупом;
— поступления по акту дарения;
— передачи в совместную деятельность и доверительное управление;
— передачи в обмен на другое имущество;
— другими способами, не противоречащими действующему законодательству.
Принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).
Рис. 2.1. Применение формы ОС — 1
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств применяется:
— для учета ввода объектов в эксплуатацию (за исключением тех случаев, когда ввод объектов в действие должен в соответствии с действующим законодательством оформляться в особом порядке);
— для оформления внутреннего перемещения основных средств из одного структурного подразделения организации в другое;
— для оформления передачи основных средств со склада (из запаса) в эксплуатацию;
— для исключения из состава основных средств при передаче, продаже другой организации.
В бухгалтерии согласно акту приемки-передачи открывают инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6).
Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе:
— акта (накладной) приемки-передачи основных средств;
— технических паспортов;
— других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств.
Инвентарная карточка ведется в бухгалтерии на каждый объект или группу однотипных объектов основных средств, поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце и имеющих одно и то же производственно-хозяйственное назначение, техническую характеристику и стоимость. В случае группового учета карточка заполняется путем позиционных записей отдельных объектов основных средств.
В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств:
— срок полезного использования;
— способ начисления амортизации;
— освобождение от начисления амортизации (если имеет место);
— индивидуальные особенности объекта.
Оборудование подразделяется на оборудование, требующее монтажа, и оборудование, не требующее монтажа.
К оборудованию, не требующему монтажа, относится оборудование, которое не требует для ввода его в действие предварительной сборки или установки на опоры, фундаменты (локомотивы, вагоны, тракторы, сельскохозяйственные машины, строительные и дорожные машины, морские и речные суда, двигатели, приборы и т.п.).
К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его отдельных частей или установки на фундаменты и опоры.
Передача оборудования монтажным организациям оформляется «Актом приемки-передачи оборудования в монтаж» (форма № ОС-15).
При заключении договора на строительство, в котором обеспечение строительства оборудованием возложено на застройщика, бухгалтерский учет его приобретения, монтажа и ввода в эксплуатацию осуществляет застройщик.
В учете застройщика оборудование, требующее монтажа, отражается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» по фактическим расходам, связанным с его приобретением, начиная с того месяца, в котором начаты работы по его установке на постоянном месте эксплуатации (прикрепление к фундаменту, полу, междуэтажному перекрытию или другим несущим конструкциям здания (сооружения) или начата укрупнительная сборка оборудования).
Монтаж оборудования фиксируется наличием расходов в справке об объемах выполненных работ по монтажу этого оборудования (или в акте их инвентаризации), оформленной в установленном порядке.
Расходы по приобретению оборудования складываются из его стоимости по счетам поставщиков, транспортных расходов по доставке оборудования и заготовительно-складских расходов (включая наценки, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин и т.п.).
Транспортные и заготовительно-складские расходы учитываются в составе затрат по строительству отдельно от стоимости оборудования.
При обеспечении строительства оборудованием силами строительных организаций согласно договорам на строительство его стоимость отражается в учете застройщика в составе затрат по строительству объекта по договорной их стоимости согласно оплаченным или принятым к оплате счетам строительных организаций.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма № ОС-16).
Объекты основных средств выбывают из организации в результате:
— продажи (реализации) объекта другому юридическому лицу или физическому лицу;
— передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций;
— передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств;
— списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору;
— списания в случае морального и (или) физического износа;
— ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
— по другим причинам.
Выбытие основных средств в результате продажи сторонним организациям оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется также актом (накладной) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1). Списание стоимости указанных основных средств производится на основании акта (накладной) приемки-передачи с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
На основании акта бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к акту (накладной) приемки-передачи основных средств. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю оформляется актом (накладной) приемки-передачи (форма № ОС-1), на основании которого бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета.
Ликвидацию основных средств производят на основании распоряжения руководителя организации. Приказом руководителя может быть создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители соответствующих инспекций.
продолжение
–PAGE_BREAK–2.2. Документальное оформление поступления и движения основных средств
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначенная руководителем общества. Поступление ОС оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств — ОС-1.
Акт ОС – 1 составляется на каждый объект в отдельности, к нему прикладывается товарная накладная с приложенным к ней счетом-фактурой. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном дне. Акт составляется в двух экземплярах. К ним прилагается техническая документация по основному средству. В акте указывается: наименование объекта, год постройки или выпуска, краткая характеристика и первоначальная стоимость. Поступившим объектам присваивается инвентарный номер, по порядковой серийной системе. Полный инвентарный номер состоит из 6 знаков.
После оформления акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации, с приложенной технической документацией.
На основании этих документов бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический отдел общества.
Поступившее на склад оборудование для установки оформляется актом о приемке оборудования ОС – 14. Сдача оборудования в монтаж – актом приемки-передачи оборудования в монтаж – ОС – 15 с указанием наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Выявленные дефекты оформляются актом ОС -16.
Внутренние перемещения основных средств из одного цеха в другой, а также их передача в эксплуатацию оформляется актом (накладной) приемки-передачи основных средств ОС – 2. Первый экземпляр с подписями сдатчика и получателя передается в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.
Операции по списанию всех основных средств оформляются актом на списание основных средств ОС – 4 на основании Акта технического состояния. В акте на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолом и т.д.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.
Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные корточки. На лицевой стороне карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.
Но оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.
Инвентарные карточки в бухгалтерии составляются на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Инвентарные карточки заполняются на основе первичных документов (актов приемки-передачи, технических паспортов и др.), которые передаются затем под расписку в соответствующий отдел организации.
По месту нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью ведутся инвентарные списки основных средств. В них записывается номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о перемещении (выбытии) – дату и номер документа, и причину выбытия.
В бухгалтерии инвентарные карточки формируются в инвентарную картотеку, построенную в разрезе классификационных групп по видам основных средств.
2.3. Синтетический учет основных средств
Согласно рабочему плану счетов ООО «Си Эл Си Логистик» для учета основных средств используется счет 01 «Основные средства», который предназначен для получения информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду. Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На дату получения объекта ОС от продавца его стоимость (без НДС) отражается по дебету счета 08 в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сумма НДС, предъявленная продавцом, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсчет 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств», в корреспонденции с кредитом счета 60.
Активы принимаются к учету в качестве объекта ОС при одновременном выполнении условий, перечисленных в п.4 ПБУ 6/01. В соответствии с п.п.7, 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая при приобретении за плату определяется как сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. К фактическим затратам на приобретение основных средств относятся, в частности, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу (без учета НДС). Сформированная первоначальная стоимость объекта основных средств, принятого в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается со счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства».
Согласно пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ сумма НДС, уплаченная продавцу основного средства организацией-покупателем при приобретении указанного основного средства, подлежит вычету. Порядок применения налоговых вычетов по НДС определен в ст.172 НК РФ, п.1 которой установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств.
Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» в корреспонденции с кредитом счета 19, субсчет 19-1.
Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями» — поступил объект основных средств, в счет вклада в уставный капитал;
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — оприходованы поступившие основные средства.
Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также созданные в самой организации, отражают в учете следующими проводками:
Дебет счета 08 «Основные средства»
Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — приобретены основные средства у сторонней организации.
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — оприходованы основные средства.
По безвозмездно принятым основным средствам составляются следующие бухгалтерские записи:
Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов» — на первоначальную стоимость;
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» — на первоначальную стоимость
Дебет счетов учета затрат (25, 26 и др.)
Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» — ежемесячно на сумму амортизации
Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» — ежемесячно на сумму амортизации.
Выявленные по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию:
Дебет счета 01 «Основные средства»
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Рассмотрим конкретный пример.
В ООО «Си Эл Си Логистик» в марте 2010 г. было приобретено основное средство стоимостью 118000 руб., в том числе НДС 18000 руб., на условиях рассрочки платежа. В том же месяце основное средство (оборудование, не требующее монтажа) введено в эксплуатацию. По условиям договора организация оплачивает основное средство в течение 4 месяцев (с марта по июнь 2010 г.) ежемесячно равными долями по 29500 руб., в том числе НДС 4500 руб.
Бухгалтерские записи, сделанные бухгалтерией предприятия отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Хозяйственные операции по приобретению основного средства ООО «Си Эл Си Логистик»
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма,
руб.
Первичный
документ — основание
Бухгалтерские записи в марте 2010 г.
Получено оборудование
от продавца (118 000 — 18 000)
08
60
100000
Отгрузочные
документы продавца
Отражена сумма НДС,
предъявленная продавцом
19-1
60
18000
Счет-фактура
Оборудование введено в
эксплуатацию
01
08
100000
Акт о приеме-передаче объекта
основных средств
Произведена частичная
оплата оборудования
60
51
29500
Выписка банка по
расчетному счету
Бухгалтерская запись в апреле 2010 г.
Произведена частичная
оплата оборудования
60
51
29500
Выписка банка по
расчетному счету
Бухгалтерская запись в мае 2010 г.
Продолжение таблицы 2.2
Произведена частичная
оплата оборудования
60
51
29500
Выписка банка по
расчетному счету
Бухгалтерские записи в июне 2010 г.
Произведен окончательный
расчет за оборудование
60
51
29500
Выписка банка по
расчетному счету
Принят к вычету НДС,
предъявленный продавцом
оборудования
68
19-1
18000
Счет-фактура,
Выписка банка по
расчетному счету
При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счет 01 «Основные средства».
На счете 91 «Прочие доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
При продаже основных средств их продажную стоимость отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам — в дебет счета 02 «Амортизация основных средств» и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам») и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» и других счетов.
При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», а сумму амортизации — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств».
Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки».
Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 «Финансовые вложения» с кредита счета 01 «Основные средства», а сумму амортизации по переданным основным средствам — с кредита счета 01 в дебет счета 02 «Амортизация основных средств». Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.
Согласно п.22 ПБУ 6/01, абз.3 п.2 ст.259 НК РФ начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств в бухгалтерском и налоговом учете прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо его выбытия (в рассматриваемой ситуации — с 1 февраля 2010 г.).
Поступления (выручка) от продажи основных средств являются операционными доходами организации и принимаются к учету в сумме, согласованной сторонами в договоре (п.п.30, 31 ПБУ 6/01, п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
Расходы, связанные с продажей основных средств, являются операционными расходами (п.31 ПБУ 6/01, п.11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.
В бухгалтерском учете выручка от продажи объектов основных средств отражается по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
Для учета выбытия объектов основных средств, в частности при их продаже, к счету 01 «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит — сумма накопленной амортизации.
По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списывается со счета 01, субсчет «Выбытие основных средств», в дебет счета 91, субсчет 91-2 «Прочие расходы» (Инструкция по применению Плана счетов).
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения по НДС. В данном случае имеет место реализация имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, и налоговая база по НДС определяется в соответствии с п.3 ст.154 НК РФ как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст.40 НК РФ, с учетом НДС и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Сумма начисленного НДС отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 в корреспонденции в данном случае со счетом 91, субсчет 91-2.
В бухгалтерском учете записи по субсчетам счета 91 производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Указанное сальдо ежемесячно заключительными оборотами списывается со счета 91, субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов», на счет 99 «Прибыли и убытки».
Рассмотрим учет выбытия объекта основных средств на конкретном примере.
Организация в феврале 2009 г. приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию основное средство стоимостью 70 800 руб. (в том числе НДС 10 800 руб.). Срок полезного использования основного средства в целях бухгалтерского учета был установлен в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, равным четырем годам, амортизация в бухгалтерском учете начислялась линейным способом.
В январе 2010 г. организация продала вышеуказанное основное средство за 60 000 руб., в том числе НДС.
Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств представлены в таблице 2.2.
В приведенной таблице бухгалтерских записей используются следующие наименования субсчетов, открытых к балансовому счету 01:
— 01-1 «Основные средства в эксплуатации»;
— 01-2 «Выбытие основных средств».
К балансовому счету 68:
— 68-1 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
— 68-2 «Расчеты по НДС».
Таблица 2.3
Хозяйственные операции по выбытию объекта основных средств ООО «Си Эл Си Логистик»
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Бухгалтерские записи, связанные с продажей основного средства
Списана первоначальная стоимость выбывающего основного средства
01-2
01-1
70800
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Списана сумма накопленной амортизации (1475 * 11)
02
01-2
16225
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Списана остаточная стоимость выбывающего основного средства (70 800 — 16 225)
91-2
01-2
54575
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Отражена выручка от продажи основного средства
62
91-1
60000
Накладная
Продолжение таблицы 2.3
Начислен НДС по реализации объекта основных средств ((60 000 — 54 575) * 18/118)
91-2
68-2
828
Счет-фактура
Заключительными оборотами месяца отражен финансовый результат (прибыль) от продажи основного средства (без учета иных прочих доходов, расходов) (60 000 — 54 575 — 828)
91-9
99
4597
Бухгалтерская справка-расчет
На расчетный счет поступила оплата от покупателя
51
62
60000
Выписка банка по расчетному счету
В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.
Для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 гл.25 Налогового кодекса РФ:
— амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;
— в соответствии с принятой учетной политикой и ПБУ 6/01 амортизация объектов основных средств производится линейным способом начисления амортизационных начислений.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев нахождения объекта на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации и перевода его на консервацию на срок более трех месяцев.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или его списания.
Сумму амортизации за отчетный период определяют следующим образом: к сумме амортизации, начисленной в прошлом месяце, прибавляют сумму амортизации со стоимости поступивших основных средств за прошлый месяц и вычитают сумму амортизации со стоимости основных средств, выбывших в прошлом месяце.
При линейном методе сумма амортизации за месяц определяется умножением первоначальной стоимости объекта на норму амортизации для данного объекта.
Для учета амортизации основных средств используют пассивный счет 02 «Амортизация основных средств», предназначенный для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств».
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 (если арендная плата формирует операционные доходы), а по основным средствам непроизводственного назначения — по дебету счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» и кредиту счета 02.
Сумма амортизации по полностью амортизированным основным средствам не начисляется. Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств.
Покажем на примере применение предусмотренных законодательством способов амортизации основных средств.
ООО «Си Эл Си Логистик» имеет объект основных средств стоимостью 100000 руб. со сроком полезного использования пять лет.
Годовая сумма амортизационных отчислений по нему определена линейным способом исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Таким образом, годовая норма амортизации составляет 1/5 стоимости объекта, или 20 %.
Тогда годовая сумма амортизационных отчислений составит:
100000 * 20 % = 20000 руб.
Отражение амортизации по объекту основных средств на счетах бухгалтерского учета отображено в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Хозяйственные операции по начислению амортизации
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Принят к учету объект основных средств
01
08
100000
Акт о приеме- передаче объекта основных средств
Ежемесячно до полного погашения стоимости объекта основных средств либо списания этого объекта с бухгалтерского учета
Начислена амортизация по
объекту основных средств
20
02
20000
Бухгалтерская справка-расчет
В процессе эксплуатации объекты основных средств нуждаются в текущем и капитальном ремонте.
По объему и характеру производимых ремонтных работ различают капитальный и текущий ремонт основных средств. Они отличаются сложностью, объемом и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций).
В соответствии с принятой учетной политикой в ООО «Си Эл Си Логистик» затраты по ремонту основных средств вначале учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов» (с кредита материальных, расчетных и других счетов или счета 23), а с этого счета в течение года, как правило, равномерно списывают на счета издержек производства (обращения).
На капитальный ремонт, осуществляемый подрядным способом, организация заключает договор с подрядчиком. Приемка законченного капитального ремонта оформляется актом приемки — сдачи. Законченные капитальные работы оплачиваются подрядчику из расчета сметной стоимости их фактического объема.
Затраты по капитальному ремонту, осуществляемому подрядным способом, списываются с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов».
ООО «Си Эл Си Логистик» с 01.09.2010 арендует часть здания (производственные помещения, нуждающиеся в капитальном ремонте) сроком на 4 года. Ежемесячная сумма арендной платы составляет 59 000 руб., в том числе НДС 9000 руб. По условиям договора аренды арендодатель передает арендатору помещения, а арендатор до начала использования помещений в своей деятельности за свой счет проводит их капитальный ремонт.
Ремонт проводился ООО «Си Эл Си Логистик» с сентября по ноябрь 2010 г. собственными силами, фактические затраты на ремонт составили 6000000 руб. (без учета НДС).
В бухгалтерском учете ООО «Си Эл Си Логистик» были сделаны соответствующие записи, отраженные в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Бухгалтерские записи ООО «Си Эл Си Логистик»
Содержание операций
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Первичный документ
Отражена общая сумма затрат на проведение капитального ремонта помещений
97
10,
70,
69
и др.
6000000
Требование- накладная,
Расчетно- платежная ведомость, Бухгалтерская справка-расчет
Отражено возникшее отложенное налоговое обязательство (6000000 * 24%)
68
77
1440000
Бухгалтерская справка-расчет
Ежемесячно в период проведения капитального ремонта помещений
Признаны расходы по аренде помещений
91-2
76
50000
Договор аренды, Бухгалтерская справка
Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем
19
76
9000
Счет-фактура
Внесена арендная плата
76
51
59000
Выписка банка по
расчетному счету
Ежемесячно после окончания капитального ремонта и до окончания срока действия договора аренды (45 месяцев)
Признаны расходы по аренде помещений
25
76
50000
Договор аренды
Отражена сумма НДС, предъявленная арендодателем
19
76
9000
Счет-фактура
Списана часть затрат на проведение капитального ремонта помещений (6000000 / 45)
25
97
133333
Бухгалтерская справка
Продолжение таблицы 2.5
Списана часть суммы отложенного налогового обязательства (133333 * 24%)
77
68
32000
Бухгалтерская справка-расчет
Внесена арендная плата
76
51
59000
Выписка банка по расчетному счету
Таким образом, был рассмотрен аналитический и синтетический учет основных средств. В ООО «Си Эл Си Логистик» при ведении бухгалтерского учета основных средств руководствуются ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В рабочем плане счетов предприятия для учета основных средств предназначены счета 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Записи в журнале хозяйственных операций по поступлению, движению и выбытию основных средств делаются на основании первичных документов.
продолжение
–PAGE_BREAK–