4 Анализ слабых и сильных сторон используемого программного обеспечения на основе сравнения с аналогичными продуктами
В настоящее время рынок программного обеспечения переполнен различными программами и редакторами, позволяющими обрабатывать и редактировать цифровые фото. Человеку, не слишком хорошо понимающему особенности тех или иных программных средств, порой очень сложно разобраться в этом многообразии софта. Однако, правильный выбор программных средств для решения конкретной задачи по обработке фотоснимков является одним из залогов успеха получения законченных фотографий. Говоря о графических редакторах, прежде всего, необходимо отметить, что все цифровые изображения подразделяются на векторные и точечные. В первом случае изображения построены из различных геометрических элементов или примитивов (отрезков, треугольников, прямоугольников или окружностей). Поэтому векторная графика позволяет легко манипулировать масштабом изображения без каких бы то ни было геометрических искажений, а потому широко используется для построения шрифтов, рисованных изображений, в оформительской и издательской работе. Например, очень популярным редактором для обработки векторных изображений является программа Adobe Illustrator, которая часто применяется в издательском деле для подготовки к печати рисованных иллюстраций для газет, журналов и книг. Но я не ограничусь обзором всего одной программы и опишу несколько их типов.
Наиболее популярным аналогом используемого на предприятии ИП Бондаренко И.Е. растрового редактора Adobe Photoshop является бесплатно распространяемый графический редактор GIMP.
GNU Image Manipulation Program или GIMP (Гимп) — растровый графический редактор, программа для создания и обработки растровой графики. Частично поддерживается векторная графика. Проект основан в 1995 году Спенсером Кимбелломи Питером Маттисом как дипломный проект, в настоящий момент поддерживается группой добровольцев. Распространяется на условиях GNU General Public License.
Изначально сокращение «GIMP» означало англ. General Image Manipulation Program, а в 1997 году полное название было изменено на «GNU Image Manipulation Program», и программа официально стала частью проекта GNU.
Типичные задачи, которые можно решать при помощи GIMP, включают в себя создание графики и логотипов, масштабирование и кадрирование фотографий, раскраска, комбинирование изображений с использованием слоёв, ретуширование и преобразования изображений в различные форматы.
GIMP является одним из первых действительно пользовательских свободных приложений. Предыдущие проекты, такие каккомпиляторы GCC, ядро Linux и подобные им являются, в основном, инструментами, сделанными программистами для программистов. Некоторые считают GIMP первым подтверждением того, что в процессе разработки свободного ПО может появиться что-либо, чем смогут пользоваться не только хакеры. В этом смысле можно сказать, что GIMP подготовил психологическую почву для таких проектов, как KDE, GNOME, Mozilla Firefox, OpenOffice.org и множества других.
В течение продолжительного времени GIMP создавался с учётом пожеланий пользователей, но в основном согласно предпочтениям разработчиков и без привлечения экспертов по эргономике. Целостное видение проекта отсутствовало. Чтобы решить накопившиеся в результате этого проблемы, был принят ряд мер.
В 2005 году проект GIMP был зарегистрирован участником программы OpenUsability. На конференции Libre Graphics Meeting в марте 2006 года состоялась первая встреча представителей OpenUsability и команды разработчиков GIMP, в ходе которой было определеновидение GIMP как продукта для конечных пользователей:
GIMP является свободным ПО;
GIMP является высококачественным приложением для фоторетуши и позволяет создание оригинальных изображений;
GIMP является высококачественным приложением для создания экранной и веб-графики;
GIMP является платформой для создания мощных и современных алгоритмов обработки графики учёными и дизайнерами;
GIMP позволяет автоматизировать выполнение повторяющихся действий;
GIMP легко расширяем за счёт простой установки дополнений.
Эти тезисы определяют дальнейшее развитие GIMP.
Осенью 2006 года в рамках проекта OpenUsability было проведено исследование, результаты которого постепенно оформляются в виде рекомендаций и спецификаций и реализуются.
В отличии от коммерческого ПО, в GIMP реализованы только действительно полезные и часто используемые функции Разработчики GIMP не заинтересованы в постоянном наращивании функционала, в котором не нуждаются пользователи, и регулярном выпуске новых версий графического редактора.
Традиционно GIMP считается свободным аналогом ряда проприетарных редакторов (чаще всего называется Adobe Photoshop), хотя сами разработчики часто возражают против такой формулировки.
Работа с фотографиями:
В GIMP присутствует достаточно неплохой набор инструментов цветокоррекции:
кривые;
уровни;
микшер каналов;
постеризация;
тон-насыщенность;
баланс цветов;
яркость-контраст;
обесцвечивание.
При помощи фильтров, инструментов, масок и слоёв с разными типами наложения (всего 22) можно:
выравнивать заваленный горизонт;
убирать искажения, вносимые оптикой;
корректировать перспективу;
выполнять клонирование объектов с учётом перспективы;
кадрировать фотографии;
удалять дефекты вроде пыли на матрице (штамп, лечебная кисть);
имитировать использование различных цветофильтров;
«вытаскивать» потерянную детализацию в тенях;
Реализовано управление цветом.
Рисование:
несколько рисующих инструментов;
свободно масштабируемые кисти;
поддержка графических планшетов.
Экранные фильтры:
Дополнительные возможности по коррекции изображений на протяжении всей работы реализованы в виде экранных фильтров. К ним относятся: имитация разных типов дальтонизма (протанопия, дейтеронопия, тританопия);
гамма-коррекция;
коррекция контраста;
управление цветом.
Настраиваемый интерфейс:
плавающие палитры легко группируются и перегруппируются;
возможна полная перенастройка клавиатурных комбинаций, действий мыши, а также устройств ввода вроде Griffin Powermate;
любое меню можно превратить в свободно перемещаемое окно (GNU/Linux/UNIX).
Автоматизация:
Отсутствие средств автоматической записи сценариев компенсируется в GIMP большим числом языков, на которых можно писать сценарии:
TinyScheme, иначе Script-Fu (в комплекте с программой);
Python (в комплекте с программой);
Ruby;
Perl;
C#;
Java (экспериментально, часть проекта gimp-sharp);
Tcl (в настоящее время не поддерживается).
С помощью этих инструментов можно писать как интерактивные сценарии и модули для GIMP, так и создавать изображения полностью автоматически, например, генерировать «на лету» изображения для веб-страниц внутри программ CGI или выполнять пакетную цветокоррекцию и преобразования изображений. Следует отметить, что для пакетной обработки изображений всё же лучше подходят пакеты наподобие ImageMagick.
Недочёты, их решение и пути обхода:
В настоящее время использование GIMP в коммерческом дизайне, полиграфии и фотографии сопряжено с рядом сложностей, а во многих случаях и вовсе невозможно:
нет поддержки плашечных цветов (и палитры Pantone — по лицензионным соображениям);
нет полноценной поддержки цветовых моделей, CIELAB и CIE XYZ;
нет поддержки режима 16 и более разрядов на цветовой канал;
нет поддержки HDRi и операторов отображения тонов;
нет процедурных (коррекционных) слоёв и эффектов слоёв.
Многие из упомянутых недочётов планируется устранить на втором этапе перехода к использованию библиотеки GEGL.
Существует расширение для экспорта в TIFF с цветоделением в CMYK и цветопробой.
Среди самых популярных аналогов используемого векторного редактора Corel Draw Graphic Suite – это программный продукт конкурирующей компании Adobe, векторный редактор Adobe Illustrator, а также бесплатное программное решение Inscape.
Adobe Illustrator — векторный графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems.
Adobe Illustrator был задуман как редактор векторной графики, однако дизайнеры используют его в самых разных целях. Он очень удобен для быстрой разметки страницы с логотипом и графикой — простого одностраничного документа, не содержащего текст.
Adobe Illustrator, первоначально разработанный для платформы Macintosh, — известная и широко используемая программа создания изображений. Существуют версии для Macintosh, Microsoft windows и NeXT. Мощные возможности Adobe Illustrator обусловлены тем, что в качестве графических объектов здесь реализованы кривые Безье, а также наличием простого пользовательского интерфейса, который обеспечивает точное позиционирование сплайновых графических объектов. Использование кривых Безье дает некоторые преимущества при моделировании естест-венных (а в определенных случаях и искусственных) объектов, файлы Adobe Illustrator применяются для обмена графическими элементами.
Формат AI инкапсулирует и формализует в структурированном файле подмножество языка описания страницы (PDL) PostScript. Такие файлы предназначены для отображения на принтере PostScript, но могут включать и растровую версию изображения, обеспечивая тем самым его предварительный просмотр. PostScript в полной реализации представляет собой мощный и сложный язык и способен определять почти все, что может быть отображено на двумерном устройстве вывода, формат AI адаптирован для хранения традиционных графических данных: рисунков, чертежей и декоративных надписей. Отметим все же, что файлы AI могут быть очень сложными. Мощь PostScript обусловлена в основном возможностью определять последовательности операций и затем объединять их простыми синтаксическими средствами. Эта скрытая сложность в файлах Adobe Illustrator иногда (но не всегда) сводится к минимуму.
Простые файлы AI конструировать довольно легко, и прикладная программа сможет создавать файлы, которые будут прочитаны любой программой чтения AI и распечатаны на любом PostScript-принтере. А вот чтение файлов AI — совсем другое дело. Некоторые операции могут оказаться слишком сложными для реализации и моделирования программой визуализации. Поэтому разработчики часто предпочитают не визуализировать изображение из данных этого подмножества PostScript. Тем не менее следует отметить, что, как правило, почти все изображение можно реконструировать простыми операциями. Если хотите разработать программу чтения файлов Adobe Illustrator, то рекомендуем в качестве подсказки воспользоваться исходными текстами системы GNU GhostScript, которая содержит почти полную реализацию языка PostScript.
PostScript, а следовательно, и его подмножество AI, представляет собой особый язык со своими правилами. Поэтому, прежде чем начать работать с AI-файлами и изучать спецификацию и ознакомится с документацией по PostScript.
CorelDRAW Graphics Suite X4 предоставляет все необходимые инструменты для продуктивной работы современного дизайнера. Интуитивно понятные инструменты для векторного иллюстрирования и макетирования страниц позволяют создавать великолепные дизайнерские решения. Профессиональное программное обеспечение для редактирования фотографий помогает ретушировать и улучшать фотографии. Растровые изображения можно легко преобразовать в редактируемые и масштабируемые векторные файлы. Каким бы ни был ваш проект, CorelDRAW Graphics Suite X4 упростит рабочий процесс и вдохновит вас новыми возможностями для творчества.
Уже многие годы CorelDraw является основным рабочим инструментом для большинства дизайнеров и художников, работающих в среде Windows. Пакет приложений CorelDraw 6 Suite для Power Macintosh, как и его родственник для Windows, воплощает философию компании Corel — «чем больше, тем лучше». Набор содержит восемь приложений и утилит: недавно приобретенный Corel текстовый процессор WordPerfect 3.5, CorelDream 3D 6 (моделирование и рендеринг), CorelArtisan 6 (рисование и редактирование графики), а также CorelTexture (генератор текстур), плюс к этому — 1000 шрифтов Type 1 и 1000 изображений в формате Photo CD. Главное место на рабочем экране CorelDraw занимает настраиваемая панель инструментов. Стандартная панель инструментов позволяет в большинстве случаев одним щелчком получить быстрый доступ к функциям меню File и Edit. Но, копнув чуть глубже, вы обнаружите, что за внешне простым интерфейсом скрывается множество дополнительных инструментальных панелей. Панель цветов позволяет работать с цветовыми пространствами RGB, CMYK, HSV, HSB, LAB, YIQ и градациями серого. Вы можете также выбрать цветовую палитру из восьми вариантов, в том числе Pantone и Trumatch, или создать свою собственную.
Если вам трудно запомнить структуру меню или длинные списки «горячих» клавиш пакета Adobe Illustrator, меню свойств объекта из CorelDraw прольет бальзам на вашу истерзанную душу. Удерживая клавиши Shift или Control во время щелчка кнопкой мыши по любому объекту, вы получите контекстно-зависимое меню (эквивалент меню, вызываемого щелчком правой кнопкой в Windows 95). В таком меню указаны практически все действия, возможные с данным объектом.
Инструменты CorelDraw способствуют эффективной работе с минимальными перемещениями мыши, а также дают возможность точного численного задания параметров. Многие мощные возможности, типа команды Blend, поддерживают динамическое связывание. Инструменты заполнения CorelDraw предлагают исключительное разнообразие типов заполнений: ровный цвет, PostScript, векторные или растровые шаблоны (включая 24-разрядные цветные фотографии), фрактальные текстуры и четыре типа заполнений с градациями. Фрактальные заполнения создают огромное разнообразие интересных текстур и поверхностей, хотя побочным эффектом такой гибкости при высоких разрешениях может стать катастрофическое снижение производительности. Однако общее количество вариантов заполнения в CorelDraw позволяет создавать уникальные шаблоны и текстуры, что невозможно ни в Illustrator, ни во FreeHand. В действительности, CorelDraw — единственный из трех пакетов, в котором можно вставить растровое изображение в векторный объект и использовать его как мозаичный узор для заполнения.
К числу замечательных возможностей CorelDraw относятся его уникальные фильтры, которые называются Lens Effects. В роли линзы может выступить любая векторная форма, включая текст. А сам эффект применим к любому векторному или растровому объекту, который располагается под линзой. Объекты, расположенные под линзой, могут быть «заморожены». В этом случае создается копия только той части объекта, которая видима сквозь линзу. При этом сам объект остается в исходном состоянии и может редактироваться.
Inkscape (Инкскейп) — векторный графический редактор, удобен для создания как художественных, так и технических иллюстраций.
История Inkscape началась с того, что нескольких программистов и пару дизайнеров, умеющих писать код, перестали устраивать условия разработки редактора векторной графики Sodipodi. Поняв, что они не смогут в должной степени применить свои навыки, они организовали новый проект, который назвали Inkscape. На тот момент в GNU/Linux было всего два редактора векторной графики, которые можно было использовать в реальной работе — Sodipodi и SKetch, позднее переименованный в Skencil. С тех пор разработка Sodipodi практически сошла на нет, а Skencil живёт своей особой внутренней жизнью, в которую вовлечены только самые преданные пользователи. Inkscape де-факто стал самым популярным свободным редактором в своей области.
Собственный формат документов Inkscape:
содержит ряд расширений для увеличения функциональности;
документы Inkscape можно сохранить с возможностью изменять неподдерживаемые в обычном SVG элементы как контуры;
документы можно сохранять и открывать в сжатом виде, с использованием алгоритма компрессии gzip;
использование групп SVG как слоёв, перемещение документов между слоями.
Поддерживаемые форматы документов:
Импорт: SVG, SVGZ, EMF, EPS, PostScript, Dia, AI, Sketch, PNG, TIFF, JPEG, XPM, GIF, BMP, WMF, WPG, GGR, ANI, ICO, CUR, PCX, PNM, RAS, TGA, WBMP, XBM, XPM.
Экспорт: PNG, SVG, EPS, PostScript, PDF 1.4 (сполупрозрачностью), Dia, AI, Sketch, POV-Ray, LaTeX, OpenDocument Draw, GPL, EMF, POV, DXF.
Удобство использования:
привычные инструменты: Выделение, Масштабирование, Правка узлов, Прямоугольник, Эллипс, Звезда, Спираль, Линия от руки, кривые Безье, Каллиграфическое перо, Текст, Соединительные линии, Градиент, Пипетка; контекстная панель параметров инструментов;
большое количество продуманных клавиатурных комбинаций для вызова функций;
информативная статусная строка, сообщающая полезную информацию о выделенных объектах и подсказывающая клавиатурные комбинации;
встроенный векторизатор растровых изображений, использующий SIOX для выделения объектов на переднем плане;
расширенные возможности работы с клонами объектов, создание узора из клонов при помощи любой из 17 групп симметрии;
поддержка наклона и силы нажатия стилуса при использовании графических планшетов (инструмент Каллиграфическое перо);
коллективное рисование через протокол XMPP (Jabber);
экономия времени за счёт использования клонов и вставки стиля (присваивание свойств заливки и штриха одного объекта другому);
редактор XML-кода документа с деревом объектов — для доступа к временно неподдерживаемым в графическом интерфейсе параметрам документа.
Операции с контурами:
логические операции: сумма, разность, пересечение, исключающее ИЛИ, разделить, разрезать контур;
динамическая и связанная втяжка;
упрощение контура;
оконтуривание штриха;
создание составных контуров;
вставка нового узла в любую точку контура;
быстрая смена типа узла с острого на сглаженный или симметричный.
Архитектура:
возможность писать расширения, реализующие, к примеру, поддержку новых форматов данных;
инфраструктура для исполнения сценариев, написанных на Perl, Python и Ruby.
Целевое использование:
иллюстрации для офисных циркуляров, презентаций, создание логотипов, визиток, плакатов;
технические иллюстрации (схемы, графики и пр.);
векторная графика для высококачественной печати (с предварительным импортом SVG в Scribus);
веб-графика — от баннеров до макетов сайтов, пиктограммы для приложений и кнопок сайтов, графика для игр.
Сотрудничество с другими проектами:
Разработчики Inkscape достаточно тесно общаются с командами GIMP и Scribus и дважды лично встречались с ними на конференциях Libre Graphics Meeting 2006 и 2007.
Пользователи и разработчики Inkscape являются авторами существенной части свободной библиотеки векторных изображений Open Clip Art Library.
Побочные проекты:
Единственным побочным проектом в настоящее время является библиотека 2Geom, реализующая алгоритмы вычислительной геометрии. Она разрабатывается Натаном Хёрстом, Менталом, Майклом Виброу и Майклом Слоаном. Библиотеку планируется использовать в Inkscape (в частности, на ней обкатывается реализация градиентной сетки) и, возможно, в Scribus.
Недостатки:
большое потребление оперативной памяти;
медлительность;
повышенные требования к системным ресурсам;
сырость и неработоспособность ряда фильтров.
Критерии сравнения Corel Draw Graphic Suite и Inkscape:
Интерфейс программ, включающий кол-во инструментов и палитру.
Основные работы с объектами.
Закраска рисунков. Наличие градиентной, текстурной заливки, цветовых моделей(RGB, CMYK, HSB), изменение цвета, толщины и стиля контура.
Создание рисунков из кривых
Методы упорядочения и объединения объектов.
Эффект объёма.
Эффект перетекания.
Работа с текстом.
Сохранение и загрузка изображений
Сравнение редакторов CorelDraw и Inkscape:
Интерфейс программ. Интерфейсы программ сходны: Имеется строка заголовка, панель инструментов, панель свойств и палитра.
В CorelDraw имеется 16 основных инструментов, которые могут загрузить 65 вспомогательных.
В Inkscape только 14 инструментов, вспомогательных нет.
Основные работы с объектами.
Оба редактора легки в использовании, но размер рисунка созданного в CorelDraw равен 31.3 КБ, а рисунка созданного в Inkscape 6.0 КБ. Размеры экспортируемых рисунков в расширение .jpg равны: Inkscape – 32 КБ; CorelDraw -140 КБ.
Закраска рисунков.
В рисунках можно использовать однотонную, градиентную и текстурную заливку.
Для однотонной заливки в CorelDraw — 9 цветовых моделей, а в Inkscape — 4 цветовых модели.
Градиентная заливка есть у обоих редакторов. Но в Inkscape с ней очень сложно работать. Значит + в этом случае ставим программе CorelDraw.
По экспериментируем с текстурной заливкой. В CorelDraw есть огромная коллекция разнообразных текстур, в которых можно менять расцветки и размеры текстур. В Inkscape тоже можно использовать текстурную заливку, сначала создав её.
Создание рисунков из кривых.
Оба редактора хорошо работают с кривыми.
Но большее почтение с моей стороны к Inkscape, потому что в нём кривые более подвижны и гибки. В Inscape можно создавать рисунок из кривых, не имея теоретической подготовки.
Методы упорядочения и объединения объектов.
У обоих редакторов упорядочение хорошее. Разве что в CorelDraw необходимые команды и в контекстном меню, и в главном, а в Inkscape только в главном (объект).
Эффект объёма.
В CorelDraw можно работать по учебнику, а в Inkscape требуется помощь переводчика, чтобы понять написанное в электронном учебнике (справка/учебники/ Inkscape: начальный уровень). Автор данной работы с этой проблемой не справился.
Эффект перетекания.
В CorelDraw перетекание имеется и его легко освоить. В Inkscape его вообще нет.
Работа с текстом.
У программы CorelDraw большие возможности работы с текстом. Можно создать простой или фигурный текст, изменить расстояние между буквами, строками, переместить отдельную букву текста, создать рельефный фигурный текст. Inkscape работает с текстом как простой текстовой редактор.
Сохранение и загрузка изображений.
У обоих редакторов есть возможность сохранить рисунков собственном формате и в наиболее распространенных gif и jpg. Но я отдаю предпочтение Inkscape, потому что в нём есть возможность настроить параметры экспортируемого изображения.
Сводные результаты сравнения Corel Draw и Inkscape представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1 – Сводные результаты сравнения Corel Draw и Inkscape
Критерии сравнения
CorelDraw
Inkscape
Количество инструментов
65(+)
14(-)
Размер рисунка в оригинале
31.3 КБ(-)
6.0 КБ(+)
Размер рисунка в расширении .jpg
140 КБ(-)
32 КБ(+)
Градиентная заливка
+
–
Текстурная заливка
++
+
Создание рисунков из кривых
+
++
Упорядочение объектов и их объединение
+
+
Эффект объёма
+
–
Эффект перетекания
+
–
Работа с текстом
+
–
Сохранение и загрузка изображений
+
+
Итого
10 баллов
7 баллов