–PAGE_BREAK–1.2. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Организация учета расчетов с поставщиками в ЗАО “ССК” происходит в соответствии с принятым стандартом № 02-ТН-СТП-И31-05 (Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками), который был введен с 1 сентября 2005 года. Данный стандарт устанавливает унифицированный подход к организации бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками во всех структурных подразделениях ЗАО «ССК» с учетом требований, установленных Управляющей компанией.
Методологические основы формирования Стандарта основаны на:
· Приказе Минфина РФ от 29.07.98 N 34н (в дальнейшем Положение по ведению бухгалтерского учета);
· Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утверждено приказом Минфина от 09.06.01 № 44н;
· Положении по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утверждено приказом Минфина от 30.03.01 № 26н;
· Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утверждено приказом Минфина от 06.05.99 № 32н;
· Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утверждено приказом Минфина от 06.05.99 № 33н;
· иных нормативных актах.
В выполнении требований, установленных данным Стандартом, участвуют все структурные подразделения, Подразделения и сотрудники Обществ, участвующие в операциях по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Все кодировки субсчетов и аналитических справочников, которые используются в данном стандарте, приведены в соответствии с требованиями к аналитическому учету, введенными Распоряжением ЗАО «ССК» от 20.01.2004 г. № 020 «Об утверждении “Требований к аналитическому учету для ЗАО “ССК» и «Типового рабочего плана счетов бухгалтерского учета для ЗАО «ССК» на 2005 год».
В стандарте существуют общие принципы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.2.1. Организация расчетных счетов и формирование аналитических группировок. Аналитические справочники по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Требования к аналитическому учету в ЗАО “ССК» предусматривают для детализации информации о расчетах синтетические счета, субсчета и аналитические справочники, каждый из которых предназначен для группировки информации по выбранному аналитическому признаку. Все справочники имеют иерархическую вложенную структуру (уровни). Деление на уровни обеспечивается кодировкой позиций справочника. Для кодировки каждого уровня выделено 2 знака.
Код счета (субсчета)
Шифры аналитического учета (ШАУ)
Код справочника
Код
1-го уровня
Код
2-го уровня
Код
3-го уровня
Код
4-го уровня
Код
5-го уровня
Код
6-го уровня
ХХ
(ХХ / Х)
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
ХХ
Таблица 1. Маска счета
Бухгалтерские записи (проводки), приведенные в стандарте представляют собой «маски» корреспондирующих счетов. Коды позиций внутри справочника, определяемые бухгалтером самостоятельно, на основании информации, содержащейся в первичных документах по описываемой хозяйственной операции, обозначены знаком «ХХ». Например,
Дт счета
(субсчета)
ШАУ
по дебету
Кт счета
(субсчета)
ШАУ
по кредиту
Описание операции
Документ учета
20/1
47. 04.06.01.01.00
103. 01.ХХ
12. ХХ.ХХ
39. 02.ХХ.ХХ.ХХ
33.ХХ
60/1
18… ХХ
38. 01
62. ХХ
52. 02.02.02.06
51. 99
25. ХХ
40. ХХ
111. Хх
86.ХХ.ХХ
Отражены услуги по прокату ЭЦН
Акт выполненных работ.
Таблица 2. Бухгалтерская запись (проводка)
Аналитика по прикрепленным к счету (субсчету) справочникам может являться только дебетовой, либо только кредитовой, а может быть дебетовой и кредитовой одновременно. В то же время все справочники, прикрепленные к счету должны заполняться при формировании как дебетовых, так и кредитовых оборотов по счету. Поэтому для кредитовых справочников предусматривается позиция «Предварительный свод», которая используется при формировании дебетовых оборотов по счету. А для дебетовых справочников предусматривается позиция «Поправки и списания», которая используется при формировании кредитовых оборотов по счету.
При производстве записей по счетам только по аналитике, которая является кредитовой и дебетовой одновременно, формируется сальдо по аналитическим позициям внутри справочника. По дебетовой или кредитовой аналитике формируются только накопительные обороты.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используются субсчета 60/1 «Поставщики и подрядчики», 60/2 «Векселя выданные» и 60/3 «Авансывыданные» счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Субсчет 60/1 «Поставщики и подрядчики» предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. На субсчете 60/1 информация о расчетах детализируется в разрезе следующих аналитических признаков:
· Срочности активов и пассивов (код справочника 38);
· Валют (код справочника 62);
· Контрагентов (код справочника 18);
· Договоров (код справочника 25);
· Счетов-фактур (код справочника 40);
· Структура расчетов с поставщиками и подрядчиками по видам поставки и срокам платежа (код справочника 51)
· Структура расчетов с поставщиками и подрядчиками по объектам поставки (код справочника 52)
· Способов погашения дебиторской и кредиторской задолженностей (код справочника 86).
· Группы контрагентов (код справочника 111)
Использование справочника 86 на счетах расчетов.
Аналитика по справочнику 86 зависит от конкретного счета, на котором используется данный справочник.
При использовании справочника 86 на субсчетах балансового счета 60 аналитика справочника является дебетовой. При отражении в бухгалтерском учете кредиторской задолженности по счету 60 используется позиция «Предварительный свод». При погашении данной задолженности проставляется позиция справочника в зависимости от средства платежа (деньги, векселя, т.д.)
При использовании справочника 86 на субсчетах балансового счета 62 аналитика справочника является кредитовой. При отражении в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по счету 62 используется позиция «Предварительный свод». При погашении данной задолженности проставляется позиция справочника в зависимости от средства платежа (деньги, векселя, т.д.)
Аналитика по другим справочникам является дебетовой и кредитовой одновременно, при формировании кредитовых оборотов по субсчету в этих справочниках используются те же аналитические позиции, что и по дебету, т.е. при закрытии субсчета аналитический признак сохраняется.
Субсчет 60/2 «Векселя выданные» предназначен для обобщения информации о задолженности перед поставщиками и подрядчиками, обеспеченной выданными векселями Общества. На субсчете 60/2 информация детализируется в разрезе следующих аналитических признаков:
· Контрагентов (код справочника 18);
· Срочности активов и пассивов (код справочника 38);
· Векселей выданных (код справочника 50);
· Способов погашения дебиторской и кредиторской задолженностей (код справочника 86);
· Группы контрагентов (код справочника 111);
· Номенклатура финансовых вложений (код справочника 113).
Аналитика по данным справочникам (кроме справочника 86) является дебетовой и кредитовой одновременно, при формировании кредитовых оборотов по субсчету в этих справочниках используются те же аналитические позиции, что и по дебету, т.е. при закрытии субсчета аналитический признак сохраняется.
Субсчет 60/3 «Авансы выданные» предназначен для обобщения информации о выданных поставщикам и подрядчикам авансов. На субсчете 60/3 информация детализируется в разрезе следующих аналитических признаков:
· Контрагентов (код справочника 18);
· Срочности активов и пассивов (код справочника 38);
· Структуры расчетов с поставщиками и подрядчиками по объектам поставки (код справочника 52);
· Договоров (код справочника 25);
· Группы контрагентов (код справочника 111).
Для отражения следующих видов расчетов используется субсчет 76/1 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:
Ø Расчеты по претензиям
Ø Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
Ø Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов
Ø Расчеты с комитентами и комиссионерами.
Ø Расчеты по лизинговым платежам
При отражении расчетов по субсчету 76/1 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», информация детализируется в разрезе следующих аналитических признаков:
· Срочности активов и пассивов (код справочника 38);
· Валюты платежей (код справочника 62);
· Контрагентов (код справочника 18);
· Договоров (код справочника 25);
· Счетов-фактур (код справочника 40);
· Структура расчетов с разными дебиторами и кредиторами (код справочника 67);
· Способов погашения дебиторской и кредиторской задолженностей (код справочника 86);
· Группы контрагентов (код справочника 111).
Аналитика по справочникам является дебетовой и кредитовой одновременно (кроме справочника 86), при формировании кредитовых оборотов по субсчету в этих справочниках используются те же аналитические позиции, что и по дебету, т.е. при закрытии субсчета аналитический признак сохраняется.
Справочник 86 на счетах 76\1 в зависимости от вида задолженности используется аналогично использованию на счете 60/1 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 62/1 « Покупатели и заказчики», так
Ø Расчеты по претензиям – аналогично счету 62/1;
Ø Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам – аналогично счету 60/1;
Ø Расчеты по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов- аналогично счету 60/1;
Ø Расчеты с комитентами — аналогично счету 62/1,
Ø Расчеты с комиссионерами — аналогично счету 60/1
Ø Расчеты по лизинговым платежам – аналогично счету 60/1
Для отражения расчетов по имущественному и личному страхованию используется субсчет 76/2 «Расчеты по страхованию»
При отражении расчетов по субсчету 76/2 «Расчеты по страхованию», информация детализируется в разрезе следующих аналитических признаков:
· Договоров (код справочника 25);
· Структура расчетов по страхованию (код справочника 35);
· Способов погашения дебиторской и кредиторской задолженностей (код справочника 86);
· Срочности активов и пассивов (код справочника 38);
· Контрагенты (код справочника 18)
· Группы контрагентов (код справочника 111);
Аналитика по справочникам (кроме справочника 86) является дебетовой и кредитовой одновременно, при формировании кредитовых оборотов по субсчету в этих справочниках используются те же аналитические позиции, что и по дебету, т.е. при закрытии субсчета аналитический признак сохраняется.
При использовании справочника 86 на субсчетах балансового счета 76/2 аналитика справочника является дебетовой. При отражении в бухгалтерском учете кредиторской задолженности по счету 76/2 используется позиция «Предварительный свод». При погашении данной задолженности проставляется позиция справочника в зависимости от средства платежа (деньги, векселя, т.д.)
1.2.2. Расчеты с поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются в бухгалтерском учете ЗАО “ССК” расчетно-договорным отделом Внешнего бухгалтера.
Обработка пакета поступающих первичных документов производится расчетно-договорным отделом Внешнего бухгалтера. Позиции аналитических справочников по корреспондирующим счетам заполняются согласно Стандарта Предприятия № 02-ТН-СТП-П190«Порядок ведения справочников аналитического учета в ЗАО «ССК» в соответствии с видами хозяйственных операций: приобретения материальных ценностей, оказанных услуг, выполненных работ.
Отдел по учету имущества осуществляет контроль аналитических признаков операций по учету выполненных работ и оказанных услуг, связанных с приобретением материально-производственных запасов и формирует на счете 60/1 «Поставщики и подрядчики» кредиторскую задолженность.
Отдел по учету капитальных вложений осуществляет контроль аналитических признаков операций по учету выполненных работ и оказанных услуг, связанных с осуществлением капитальных вложений и формирует на счете 60/1 «Поставщики и подрядчики» кредиторскую задолженность.
Отделами по учету готовой продукции и реализации, калькулированию себестоимости, осуществляет контроль аналитических признаков операций по учету выполненных работ и оказанных услуг, связанных с основным, вспомогательным производствами, а также общепроизводственными и общехозяйственными расходами ЗАО “ССК”.
Отдел по учету банковских, кассовых и вексельных операций осуществляет контроль аналитических признаков операций по кассе, расчетным счетам и операций с векселями.
Расчетно-договорной отдел Внешнего бухгалтера осуществляет общий контроль за своевременным, полным и достоверным отражением на счетах бухгалтерского учета операций по формированию кредиторской задолженности и отражает операции по осуществлению расчетов с поставщиками и подрядчиками.
1.3.Система натуральных и стоимостных показателей продукции на предприятии. Форма № П-1 Сведения о Производстве и отгрузке товаров и услуг.
Рассмотрим форму № П-1 ЗАО «ССК» за декабрь 2004 года.
Раздел № 1 “Общие экономические показатели” формы № П-1, нами заполняются строчки 01, где показано, сколько отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами. Данные для заполнения данной строки мы берём из счёта 90 (выручка). И строчка 02 где показано сколько продано товаров несобственного производства. При наличии фактов реализации продукции несобственного производства. Для заполнения этих строк нужно посмотреть выручку, без учета НДС. Выручка отражается на 90 счете. За декабрь месяц данные заносятся в 1 колонку (за отчётный месяц), данные за ноябрь заносятся во вторую колонку (за предыдущий месяц). Третья колонка заполняется исходя из данных на декабрь прошлого года (за соответствующий месяц прошлого года.
Строки 03 и 05 заполняется в отчете за март, июнь, сентябрь, декабрь.
Раздел № 2 «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности». В данном разделе в колонке «А» отражается вид деятельности. В нашем случае отражается предоставление услуг по бурению, предоставление прочих услуг, связанных с добычею нефти. Остальные колонки заполняются исходя их данных бухгалтерской отчётности.
Раздел № 3,4 «Оптовая и розничная продажа товаров, оборот общественного питания, платные услуги населению». Нами не заполняется, т.к. наше предприятие в отчетном периоде не имело в собственности, а так же не арендовало грузовые автомобили.
Раздел №5 «Производство и отгрузка по видам продукции и услуг».
В графе «А» отображается вид произведенной промышленной продукции, у нас это: теплоэнергия, в т.ч. котельные, в т.ч. в Томской области.
Аналогично заполняются отчеты за квартал, год, но есть дополнение при сдаче отчета за квартал и год, в разделе № 1 так же заполняются строчки 03 (Остатки готовой продукции собственного производства на конец месяца) и 05 (Остатки товаров для перепродажи на конец месяца) В наших отчетах эти строчки равны нулям.
1.4.Расчет показателей динамики производства продукции в сопоставимых ценах за год.
АНАЛИЗ
доходов и затрат по строительству скважин
СФ ЗАО «ССК» за 2003 год.
Стрежевской филиал ЗАО «Сибирская Сервисная Компания» в течение 2003 года пробурил 272 027 метров, при общем плане 264 631 метров в системе ОАО «Томскнефть».
Доходы от реализации услуг по строительству скважин в 2003 г сложились
следующим образом:
2002 год
2003 год
тыс. руб.
%%
тыс.
руб.
%%
Доходы — всего:
1 231 905,00
100,0
1 455 062,00
100,0
в т.ч. в системе ЮКОС
1 192 554,00
96,8
1 435 595,00
98,7
прочие услуги
39 351,00
3,2
19 467,00
1,3
Таблица 3. Доходы от реализации услуг по строительству скважин 2003г.
В 2003 году строительство скважин велось только на ОАО « Томскнефть».
По сравнению с бюджетом 2003 года недоосвоено 143 108 тыс. руб.
1.По предприятиям группы «ЮКОС» – невыполнение составило 143 108 тыс.руб.
план
факт
отклонение
— подготовительные работы
96 213
96 783
570
– ВМР
143 880
136 877
-7 003
– бурение
1 134 308
1 059 253
-75 055
– обустройство
32 692
21 626
-11 066
– доплаты
123 876
103 379
-20 497
– ПЗР к ГРП
47 734
17 678
-30 056
Всего
1 578 703
1 435 595
-143 108
Таблица 4. Структура выполненного объема.
По вышкомонтажным работам – снижение дохода составило 7003 тыс. руб. – за счет передвижек (увеличение средней глубины скважин ).
По обустройству – снижение дохода на 11066 тыс. руб. (за счет снижения физических объемов ).
По бурению снижение дохода на сумму – 75055 тыс. руб.
– по кусту № 2 Григорьевского месторождения не принят объем на сумму 30620 тыс. руб. (из-за отсутствия средств Заказчик примет объемы в 2004 году)
– в связи с поэтапной оплатой работ строительства скважин Заказчиком не предъявлены к оплате в декабре месяце: крепление и освоение на сумму 13484 тыс. руб.
– за счет снижения стоимости 1 м проходки ( на Советском месторождении планировалось использовать электроэнергию с дизельных станций, а фактически используется эл.энергия с внутрипромысловых сетей, одна дизельная станция прекратила работу с середины апреля, другая – с середины мая), снижение дохода составило 18406 тыс. руб.
По бухсправке снижение на 20497 тыс. руб.
Снижение объемов по ПЗР к ГРП на сумму 30056 тыс. руб. за счет снижения объемов.
От реализации объемов и услуг получена прибыль в сумме 137 855 тыс.руб., чистая прибыль после уплаты налогов и использования ее в части социальных выплат составила 97 689 тыс.руб., при планируемой 66 103 тыс. руб. % рентабельности составил 6,71 %.
Дополнительные затраты, связанные с оптимизацией прибыли снизили финансовый результат на (33249 х 0,76) 25269 тыс. руб., с учетом которого процент рентабельности составит 8,45 % при плане 4,19 % .
Фактические затраты по бурению за 2003 год составили 1 300 075 тыс.руб.
По отношению к бюджету фактические затраты снижены на 10,4 % или на сумму 151 170 тыс. руб. Объем на 143108 тыс.руб. т.е. снижение затрат на выполненный объем составило 8062 тыс. руб.
Основные причины отклонений от бюджета по статьям:
-статья «Транспортные расходы» перерасход на сумму 30626 тыс. руб. за счет того, что в фактических расходах по автотранспорту прошли затраты по лизингу ООО « УТТ – 4 « на сумму 26041 тыс. руб. и за счет перевыполнения проходки.
-статья «Зарплата» – перерасход 153 тыс. руб.
-статья « Материалы» — снижение фактических затрат на сумму 64 071 тыс. руб., в том числе по долотам — на 15 641 тыс. руб. химреагентам – на 19 908 тыс. руб. прочим материалам – на 24703 тыс. руб.
Из таблицы расхода долот по типам и маркам, мы видим что средняя проходка на долото (без учета калибраторов и бурголовок) составила в 2003 году 296 м, (за счет применения импортных долот марки Ш-244,5 FG – 15 и Ш-244.5 FGS+C. Уд. вес импортных долот в 2003 году составил 6 %, в 2002 году составлял 4%) в бюджете планировали — 228 м на одно долото, что привело к экономии долот в количестве 218 шт. Экономия за счет количества (( 1230-1012) х 59270 руб.) составила 12920 тыс. руб.
Средняя цена 1 долота фактически составила 56582 руб. против плановой – 59270 руб. Экономия за счет цены ((1012 х 59270руб – 57261т.р. )) составила 2720 тыс.руб.
При сравнении расчетных и фактических норм расхода отдельных химреагентов по месторождениям выявлено, что при бурении скважин под эксплуатационную колонну диаметром 168 мм на Западно-Моисеевском и Двуреченском месторождениях наблюдался пониженный расход химреагентов. Также пониженный расход химреагентов наблюдается и на Советском месторождении, что связано с повышенным содержанием коллоидной фазы в буровом растворе в следствии наличия значительного количества легко набухаемых пластических глин в разрезе.
-статья «Электроэнергия» – снижение фактических затрат на сумму 19376 тыс. руб. за счет того, что на Советском месторождении планировалось использовать электроэнергию с дизельных станций, а фактически с апреля месяца использовалась электроэнергия с внутрипромысловых сетей.
-статья « Промыслово – геофизические расходы» – снижение затрат на 11708 тыс.руб. за счет лизинговых платежей.( СФ СГК выкупили оборудование ).
-статья «Вышкомонтажные работы « — снижение затрат за счет физических объемов по передвижкам буровых установок (при плане 87 фактически 85 буровых) в связи с увеличением средней глубины скважин.
-статья «Услуги подрядчиков» – снижение затрат на 1989 тыс. руб. в том числе за счет того, что в бюджете планировали услуги « Аутсорсинга» на сумму 5595 тыс. руб. а фактических затрат не было.
Фактическая стоимость 1м проходки в системе « ЮКОС» выросла по сравнению с предыдущим годом на 594,8 руб. и составила 4779,2 руб. (в 2002 году – 4184,4 руб.).
Рост себестоимости 1 м проходки произошел за счет:
– роста цен на материалы: долота, химреагенты и т.д. на 140,7 руб.
– аренды и лизинговых платежей на 148,3 руб.
– роста тампонажных услуг на 106,6 руб.
– роста услуг подрядчиков (услуги ООО «А.Д.Д.Сервис», «Смит Эквипмент Сервисис») привели к росту стоимости 1 м на 190,7 руб.
2.ВИДЫ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА), РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
2.1. Виды прибыли, рентабельности. Методы их расчета.
Прибыль – это доход предприятия, получаемый от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, выполнения работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и другие.
В этом показатели находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
Виды прибыли:
Прибыль от реализации услуг (Преал), определяется как разница между доходами от реализации организации (Др) и эксплуатационными расходами (Эр), т.е.
Преал = Др-Эр.
Поскольку кроме основного вида деятельности по предоставлению услуг связи предприятия осуществляют другие виды работ коммерческого характера, их общая прибыль включает также внереализационную прибыль, т.е.
Побщ = Преал+Пвнереал.
Внереализационная прибыль (Пвнереал) включает в основном штрафы, пени и прочие виды денежных санкций, получаемые от других хозяйствующих субъектов или выплачиваемые предприятием за различные виды нарушений.
Пвнереал = Двн-Рвн.
Получаемая предприятием прибыль подлежит налогообложению, при котором определенная ее часть перечисляется в федеральный и местный бюджеты в соответствии с действующим законодательством. Оно предусматривает наличие определенных льгот, которые освобождают некоторую долю прибыли от уплаты налога. Так, от налогообложения освобождается прибыль, идущая на финансирование нормативных затрат по содержанию объектов социальной сферы, спонсорские и благотворительные цели. При этом общая сумма налоговых льгот не должна более чем на 50% снижать общую сумму налоговых отчислений без их учета. При расчете налогооблагаемой прибыли из общей ее величины отчетного периода вычитается также резервный фонд, пределы и организационно-правовые формы которого устанавливаются законодательством, а также те суммы, которые облагаются по другой ставке или другому принципу, например дивиденды.
В общем случае сумма налогооблагаемой прибыли определяется по формуле:
Пнал = Побщ-Пнеобл
где Пнеобл — сумма прибыли, имеющая льготы по налогообложению или облагаемая по другим принципам.
Оставшаяся после уплаты налогов прибыль поступает в распоряжение предприятия и называется чистой прибылью. Она определяется по формуле:
Пчист = Побщ — НП.
Чистая прибыльпредприятия определяется путём вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в неё включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения.
Прибыль характеризует результативность хозяйственной деятельности предприятия в абсолютном выражении, т.е. она определяет эффект его работы как разницу между полученными доходами и средствами, израсходованными в процессе создания услуг. Для того чтобы определить эффективность производства, необходимо сопоставить полученный эффект с теми затратами или ресурсами, которые были использованы для получения данной прибыли. Такой относительный показатель называется рентабельностьюи является обобщающим критерием экономической эффективности производства.
Показатели рентабельности можно объединить в три группы:
1. Показатели рентабельности продукции или продаж, исчисляемые как отношение прибыли к объему проданной продукции:
R
оборота = (выручка-с/с)/(выручка) он показывает долю валовой прибыли, валового покрытия в объеме продаж
R
продукции = (прибыль от продажи)/(затраты на производство продукции)
R
продаж = прибыль/сумма продаж
2. показатели рентабельности производства или использования активов, исчисляются как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе активов:
R
производства = Прибыль чистая/(ОФ+ нормируемая часть ОС)
R
активов = Прибыль чистая/активы
R
чистых активов= Балансовая прибыль/ чистые активы (внеоборотные активы + оборотные — текущая задолженность)
R
ОФ = Прибыль чистая/ОФ
R
ОС = Прибыль чистая/ОС
3. показатели рентабельности капитала или финансовых источников, исчисляются как отношение соответствующих видов прибыли к той или иной группе обязательств:
R
инвестиций = Прибыль от инвестиций/инвестиции
R
СК = Прибыль чистая/СК
R
ДЗК = Прибыль чистая/долгосрочные обязательства
2.2. Анализ рентабельности реализованной продукции по фактам
Рассмотрим некоторые показатели рентабельности ЗАО «ССК» за последние три года. Это даст характеристику уровню отдачи затрат и степени использования средств в процессе производства:
№ /п
Показатель
Результат %
Отношение 2006 года к 2005, %
За 2004 год
За 2005 год
За 2006 год
Рентабельность производственной деятельности (отношение прибыли от реализации к затратам по всем видам деятельности)
206,9
54,0
42,8
79,3
Рентабельность основной деятельности (СМР)
230,6
58,7
43,4
73,9
Рентабельность продаж (отношение прибыли от реализации к выручке по всем видам деятельности)
67,4
35,1
30
85,4
Рентабельность продаж только по СМР
69,8
37
30,25
81,8
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 5. Расчет динамики рентабельности за 2004-2006 годы.
В 2006г уровень рентабельности производственной деятельности и рентабельности продаж снизился по сравнению с 2005 годом, но остается достаточно высоким.
Снижение рентабельности по всем видам деятельности говорит о том, что прибыли на 1 рубль затрат и с 1 рубля выручки получено меньше, чем в 2005 году. В 2006 году на каждый рубль выручки было затрачено 70 коп., что на 5,06 коп больше чем в 2005г, с каждого рубля выручки было получено 28,9 коп. прибыли, что на 2,5 копейки меньше чем в 2005 году. Показатели рентабельности показывают, что в производство было вложено больше затрат по сравнению с прошлым отчётным периодом, что в свою очередь говорит о расширение производства и способствующих этому необходимых мероприятий.
Форма П-3 на предприятии отменена.
–PAGE_BREAK–
Таблица 7. Структура состава персонала.
Средний возраст составил:
Рабочего — 40,4 года.
Руководителя, служащего – 41, 9
Наименование показателей
Всего,
чел.
В том числе распределение по стажу работы (диапазон от…до, лет)
Средний
стаж
менее года
1-5
5-10
10-15
15-20
20-25
25-30
30 лет
и более
Численность работников списочного состава всего*)
в том числе:
1 490
21
337
344
321
166
156
86
59
12,2
рабочие
1 266
21
287
308
271
130
128
72
49
12,0
руководители, специалисты, служащие
224
50
36
50
36
28
14
10
13,4
Из строки 01:
женщины всего
293
0
61
52
71
43
43
19
4
13,1
работающие пенсионеры всего
430
133
276
21
26,1
Таблица 8. Стаж работы сотрудников.
Высшее образование имеют 8,9 % работников, среднее профессиональное 22 %, начальное профессиональное 36,9 % и среднее общее 32,2 процента.
Состав, движение рабочей силы: показатели оборота и текучести рабочей силы
Рассчитаем основные коэффициенты характеризующие движение кадров, по данным на декабрь 2007 года:
1). Коэффициент текучести: (принятые + уволенные)/ среднесписочное количество работников. Ктек = (230+213)/1436=0,31
2). Коэффициент замещения. Это отношение принятых к уволенным.
Кзам= 230/213=1,08
ЗАО «ССК» рассматривает развитие трудового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом.
Главной задачей кадровой политики на ближайшие годы является дальнейшее повышение квалификации персонала, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития ЗАО «ССК».
Одним из важнейших элементов механизма управления персоналом является система мотивации, находящаяся в тесной взаимосвязи с остальными компонентами системы управления персоналом.
Руководство Стрежевского филиала большое внимание уделяет условиям работы буровиков: приобретаются новые слесарные мастерские для КРС, новые вагончики для буровых бригад, новый буровой инструмент, спутниковая интернет-связь со всеми бригадами. Особое внимание уделяется сохранению преемственности кадров, обеспечению стабильно развития сотрудников и работе с молодыми специалистами. В 2006 году существенно изменена система оплаты труда и повышена заработная плата производственникам, значительно усилены передовые бригады буровиков свежими, профессиональными кадрами.
Работники филиала не только обеспечивают высокие производственные показатели филиала, но и принимают активное участие в конкурсах профессионального мастерства, инновационных конкурсах, спортивных соревнованиях, которые проводятся в Компании.
5.1.Учет оплаты труда. Порядок документального оформления и отражения расчетов с рабочими и служащими по зарплате
Оплата труда работника производится в соответствии со стандартом № 09-ТН-СТП-П05“Положение об оплате труда работников ЗАО «ССК» от 1.04.07 г.
Установлена тарифная система оплаты труда с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда. Установлены размеры тарифных ставок, доплат, надбавок и иных выплат стимулирующего и компенсационного характера. Определена структура фонда заработной платы.
Данный стандарт:
устанавливает тарифную систему оплаты труда, основанную на системе дифференциации заработной платы работников различных категорий с учетом производственной направленности Общества в целом и характера выполняемых работ в конкретных подразделениях;
устанавливает размеры доплат и надбавок стимулирующего и компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, с учетом гарантий, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
определяет порядок повышения уровня заработной платы через повышение тарифного разряда или уровня тарифного разряда;
определяет структуру фонда заработной платы (далее — ФЗП).
Тариф (должностной оклад, оклад, часовая тарифная ставка) каждого работника Общества, в пределах соответствующей тарифной сетки, имеет свое конкретное соотношение в размере по сравнению с тарифом первого разряда: для производственных подразделений – 3 480 руб. (21,03 руб./час); для непроизводственных подразделений – 2 860 руб. (17,28 руб./час).
При этом тарифные ставки (оклады, должностные оклады) рассчитаны для условий труда, не отклоняющихся от нормальных условий труда.
Оплата труда работников Общества производится по тарифным ставкам (окладам, должностным окладам) в соответствии с присвоенными тарифными разрядами:
– для рабочих — по часовым тарифным ставкам;
– для рабочих, режим труда которых определен Правилами внутреннего трудового распорядка как пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, исходя из установленных окладов;
– для руководителей, специалистов и служащих — по должностным окладам.
Фонд заработной платы к распределению в отчетном месяце для каждого подразделения платы и фактической среднесписочной численности подразделения в отчетном месяце определяется в разрезе категорий (РСС/рабочие) как произведение плановой средней заработной (работники списочного состава и внешние совместители).
Фонд заработной платы работников подразделения состоит из трех частей:
постоянной, условно-постоянной и переменной.
Постоянная часть ФЗП:
– заработная плата, начисленная за отработанное время по тарифным ставкам и окладам;
– надбавка за классность;
доплаты за совмещение профессий (должностей), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, расширение зоны обслуживания; разница в окладах при временном заместительстве;
– компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда (за работу с тяжелыми, вредными и иными особыми условиями труда; за работу в ночное время; за работу в выходные и праздничные дни; оплата сверхурочной работы; надбавка за вахтовый метод и оплата дней нахождения в пути);
– доплата за неотработанное время при сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях (за исключением премии на данный вид доплаты);
– оплата простоев не по вине работников;
– оплата за время вынужденного прогула;
– выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) в соответствующей доле.
Постоянная часть ФЗП отчетного месяца определяется как фактически сложившаяся сумма в отчетном месяце.
Условно-постоянная часть ФЗП:
– персональные надбавки, установленные в процентах и в абсолютном выражении;
– доплаты за допуск к государственной, коммерческой тайне;
– надбавки за профессиональное мастерство;
– премия из Фонда начальника Управления, Фонда начальника цеха;
– премия за индивидуальное задание;
– оплата за неотработанное время (оплата очередных и ученических отпусков; оплата дней дополнительных отпусков);
– оплата сохраняемого в соответствии с законодательством среднего заработка;
– денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
– выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) в соответствующей доле.
Условно-постоянная часть ФЗП отчетного месяца определяется как фактически сложившаяся сумма в отчетном месяце.
Переменная часть ФЗП:
– премия за отчетный месяц за выполнение соответствующих производственных показателей;
– премии за отчетный месяц на доплаты за неотработанное время при сокращенной продолжительности рабочей недели женщинам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
– выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера) в соответствующей доле.
Переменная часть ФЗП отчетного месяца определяется как разница между ФЗП отчетного месяца, определенного в соответствии с п.5.1 настоящего раздела, и суммой его постоянной и условно-постоянной частей.
Дополнительные фонды, которые не включаются в расчет фонда заработной платы по текущей производственной деятельности:
– фонд заработной платы лиц, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, и лиц, выполняющих работу по совместительству (внешнее совместительство);
– фонд для выплаты надбавки к заработной плате молодых специалистов, принятых на рабочие профессии;
– фонд для оплаты труда студентам-практикантам на период их практики в Обществе;
– фонд для выплаты надбавки к тарифным ставкам (окладам) высококвалифицированным работникам, осуществляющим без освобождения от основной работы наставничество над практикантами;
– фонд для выплаты надбавок мобильному персоналу;
– фонд для выплаты премий специалистам, выполняющим функции супервайзинга;
– фонд для выплаты единовременных премий из себестоимости (дополнительное премирование за 2 мес., 1 кв., 4 мес. и т.д. в случае образования экономии ФЗП);
– фонд для выплат из прибыли (в т.ч. по коллективному договору: вознаграждения в связи с юбилейными датами работников; премирование к праздничным датам; премирование по итогам смотров-конкурсов и научно-технических конференций; поощрение за инициативу (инновации); выплаты работникам, представленным к поощрению государственными наградами, корпоративными, отраслевыми, территориальным, внутренними (по Обществу) знаками отличия в труде; оплата дополнительных отпусков по коллективному договору в случаях смерти близких родственников; регистрации собственного брака; регистрации брака детей; рождения ребенка; предоставления одного дня в День Знаний; дней, предоставленных работникам, предупрежденным в установленном законом порядке об увольнении по сокращению штатов, для поиска работы; сохранение среднего заработка на время участия в работе конференций и заседаний Профкома и др.);
– фонд для частичной компенсации стоимости проживания работников в общежитиях;
– фонд для оплаты компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении по сокращению численности или штатов.
продолжение
–PAGE_BREAK–5.2. Анализ фонда оплаты труда, уровня оплаты труда
Информация о тарифных ставках на предприятии является закрытой, поэтому предоставить данные об оплате труда крайне сложно.
6.ДЕЙСТВИУЮЩИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПОРЯДОК УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЗА СОСТАВОМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 6.1. Порядок учета заготовления и приобретения материально- производственных запасов и их оценка
Единицей бухгалтерского учета всех групп МПЗ является номенклатурный номер.
МПЗ, не принадлежащие Обществу, переданные ему по договорам комиссии, хранения и т.п., учитываются за балансом в оценке, предусмотренной в соответствующих договорах и приемопередаточных документах (актах, накладных и т.д.).
К учету материалы принимаются по учетным ценам.
Учетной ценой приобретенных сырья и материалов является контрактная стоимость, учетной стоимостью изготовленных сырья и материалов является планово-нормативная стоимость.
Учет сырья и материалов осуществляется с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счета 16 «Отклонения в стоимости ТМЦ».
В случаях приобретения за плату и изготовления собственными силамисырье и материалы принимаются к учету по фактической себестоимости и определяются в сумме фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.
В фактическую себестоимость сырья и материалов включаются затраты организации по доставке, хранению и доведению их до состояния, пригодного для использования.
Общество оценивает отпускаемые (списываемые материалы) по методу средней себестоимости. Расчет средней себестоимости осуществляется путем включения в расчет количества и стоимости материалов на начало месяца и всех поступлений за месяц в целом филиалу Общества.
В дебет счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» относится покупная стоимость сырья и материалов, по которым в организацию поступили расчетные документы поставщиков, а также все фактические затраты, связанные с транспортировкой, хранением и доведением до состояния, пригодного к использованию.
Фактические затраты по приобретению сырья и материалов, учитываемые на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», определяются без учета возникающих суммовых разниц.
В кредит счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в корреспонденции со счетом 10 «Материалы» относится учетная цена фактически поступивших в организацию и оприходованных сырья и материалов.
Начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные проценты до принятия к бухгалтерскому учету сырья и материалов по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов; расходы по полученным займам и кредитам на пополнение оборотных средств после принятия к учету сырья и материалов признаются операционными расходами того периода, в котором они произведены/ начислены.
В аналогичном порядке признаются прочие затраты, связанные с привлечением кредитов и займов.
Сумма разницы между фактической себестоимостью приобретенных материально – производственных запасов и учетной ценой в конце месяца списывается со счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Материалы в пути или не вывезенные со склада поставщика учитываются на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» обособленно.
Затраты по внутреннему (внутрихозяйственному) перемещению сырья и материалов в стоимость приобретенных материальных ценностей не включаются, а относятся на себестоимость продукции.
Списание выявленных отклонений фактических расходов по приобретению материально-производственных запасов от их учетной цены на затраты на производство производится пропорционально стоимости израсходованных в производство материалов.
При отпуске в производство долот средняя оценка себестоимости материалов не применяется.
Списание долот на себестоимость продукции производиться по факту выдачи долот в эксплуатацию (производство).
При неотфактурованных поставках сырье и материалы приходуются по цене, указанной в договоре на приобретение сырья и материалов, или, если договор не позволяет определить цену, по цене аналогичного сырья или материала из последней поставки.
Передача материалов со складов материально ответственным лицам (МОЛ) оформляется накладными, лимитно-заборными картами, требованиями, содержащими объемы переданных материалов в натуральных измерителях, без указания стоимости переданных материалов.
Исчисление средней себестоимости сырья и материалов осуществляется только в момент списания сырья и материалов от МОЛ в производство, реализации сырья и материалов на сторону и т.д., т.е. в момент выполнения записи по кредиту счета учета запасов без учета корреспонденции по дебету учета запасов (МПЗ).
Стоимость спецоснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, полностью погашается в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей оснастки путем единовременного списания стоимости в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство.
При этом с целью обеспечения контроля за сохранностью спецоснастки, учет списанной в производство спецоснастки осуществляется на забалансовом счете 031 «МБП в эксплуатации» до момента ее физического износа.
Стоимость спецоснастки, не удовлетворяющей условию указанному выше, погашается линейным способом, начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию.
Критерием определения принадлежности спецоснастки к группе используемой в производстве индивидуальных заказов или массовом производстве, либо не используемой является заключение производственных служб предприятия.
Сумма погашения определяется исходя из фактической себестоимости объекта спецоснастки и норм, исчисленных исходя из сроков полезного использования.
Фактическая себестоимость спецоснастки определяется по методу средней себестоимости на момент передачи спецоснастки в эксплуатацию (производство). В дальнейшем фактическая себестоимость спецоснастки не изменяется.
Применение одного из способов погашения стоимости по группе однородных объектов спецоснастки производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
Аналитический учет спецоснастки, находящейся в эксплуатации осуществляется по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости, с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию), мест эксплуатации (центров затрат) и материально ответственных лиц.
Стоимость спецодежды сроком полезного использования менее 12 месяцев полностью погашается в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей спецодежды путем единовременного списания стоимости в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство. При этом осуществляется учет выданной в эксплуатацию спецодежды на забалансовом счете 030 «Спецодежда в эксплуатации».
Стоимость спецодежды сроком более 12 месяцев, учитываемой на счете 10, погашается линейным способом в течение установленного в соответствии с отраслевыми нормами сроками полезного использования, начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию.
Списание спецодежды и спецоснастки со счетов бухгалтерского учета производится только в момент фактического физического выбытия объекта учета. Если объект спецоснастки перенес в полном размере свою стоимость на затраты предприятия, но физически не выбывает, то учет данного объекта спецодежды и спецоснастки ведется на забалансовом счете 031 «МБП в эксплуатации» в количественном выражении с нулевой оценкой в разрезе МОЛ.
Определение непригодности и решение вопроса о списании объектов спецодежды и спецоснастки осуществляется в Обществе постоянно действующей рабочей инвентаризационной комиссией.
Спецодежда и спецоснастка, переданные в эксплуатацию до момента введения учета спецодежды и спецоснастки в соответствии с Приказом Минфина РФ № 135н от 26.12.02, и учитываемые на забалансовых счетах учета, учитываются на забалансовых счетах до момента фактического выбытия объектов учета.
Резерв под обесценение МПЗ в Обществе не создается.
продолжение
–PAGE_BREAK–