Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля

Тема «Отличие внешнегоаудита от внутреннего контроля»
Содержание
 
Введение
1. Понятиеаудита
1.1. Видыаудита
1.2.Аудиторские услуги
2. Понятиевнутреннего контроля
2.1.Внутренний контроль
2.2.Отличие внешнего аудита от внутреннего контроля
Заключение
Глоссарий
Списокиспользованных источников
ПриложениеА
Введение
На данный момент вэкономике России происходят существенные изменения, как на макроэкономическом,так и на микроэкономическом уровне. Складывается современная  система рыночнойэкономики, изменяются характер и методы экономической деятельности предприятийи организаций в рамках этой системы. Финансовый контроль – один из важнейшихэлементов рыночных отношений. Финансовый контроль (от лат. finansia –«доход, платеж»), осуществляемый с целью обеспечения законности, эффективностии целесообразности финансовой деятельности организаций, является составнойчастью проводимого в Российской Федерации контроля. При этом законодательнопонятие «финансовый контроль» не определено. За последнее десятилетие произошлизначительные изменения и в организации финансового контроля, и в егосодержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля,образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплениюгосударственного финансового контроля. С другой – в условиях формированиярыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневноговнутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций ииндивидуальных предпринимателей. Стало ясно, что достоверная бухгалтерская(финансовая) отчетность создает возможность сознательного выбора экономическихрешений, оберегает от случайных деловых связей и операций с повышенным риском.В этих условиях широкое распространение получил контроль в новой для Россииформе – аудиторской деятельности, проводимой на основе возмездных договоровнезависимыми аудиторами.
Такой контроль можетбыть государственным и независимым. Независимый контроль носит название«аудит». Главной целью аудита является обеспечение  контроля над достоверностьюинформации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные обиспользовании имущества и денежных средств, о проведении коммерческих операцийи направлении инвестиций юридическим объектами могут быть объективноподтверждены независимым аудитом. Однако, несмотря на столь значительныеизменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что кнастоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системыфинансового контроля, не определены принципы ее построения, единыеорганизационные и методологические основы финансового контроля в РоссийскойФедерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системыфинансового контроля, хотя на страницах печати не раз говорилось онеобходимости разработки и принятия Закона «О финансовом контроле в РоссийскойФедерации».
Аудиторскиеуслуги в России предлагает и так называемая Большая шестерка крупнейшихаудиторских фирм мира, в которую входят Deloitte & Touche, Ernst &Young, Arthur Anderson, Price Waterhouse Cooper & Lybrant, KPMG. Каждаяиз этих фирм является крупной международной группировкой, фирмы-члены которойработают во многих странах мира. Все эти фирмы по своей организационной формепредставляют собой партнерства (товарищества) с неограниченнойответственностью. Каждая из групп, входящих в Большую шестерку, в целомпредоставляет весь круг аудиторских и консультационных услуг, а отдельныефирмы, входящие в эту группу, могут иметь какую-либо специализацию (налоговоеконсультирование или аудит в какой-то одной сфере бизнеса и др.).
Актуальность темыраскрывает само понятие аудит — это деятельность, направленная на уменьшениепредпринимательского риска, так как наличие достоверной финансовой информациипозволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даетвозможность оценивать и         прогнозировать последствия принятия рядаэкономических решений.
Объектом исследованиястала аудиторская деятельность, а предметом соответственно, внешний аудит ивнутренний контроль.
   Целью исследования в данной работеявляется повышение уровня профессиональных знаний в области бухгалтерскогоучета и аудита, правильного понимания экономического значения рассматриваемыхвопросов, приобретения навыков самостоятельного углубленного изучениятеоретического материала и практики аудита на предприятиях, умения критическиоценивать проработанный материал, формулировать и обосновывать собственныевыводы.
Исходя из поставленной цели работы, основное внимание былоуделено решению следующих  взаимосвязанных задач:
–  изучитьсущность и цели аудита;
— проанализироватьзаконодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской деятельности;
— изучить федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
–  рассмотретьпрограмму аудиторской проверки;
-проанализировать методы сбора аудиторских доказательств и аналитические процедуры;
—  дать    оценку   результатов   аудиторской  проверки;
Методами исследованияявляются:
-изучение  действующей нормативной  базы, регулирующей аудиторскую деятельность;
— изучение и обобщениенаучной литературы;
— анализ практическихматериалов.
Практическая значимость курсовойработы заключается в том что, рациональная организация контроля за состояниемрасчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнениюобязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве,повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторскойи кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и,следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.

Понятие аудита
 
1.1 Виды аудита
 
Аудиторская деятельность (аудит) в России представляетсобой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерскогоучета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.
Аудитор (от лат. auditor – слушатель,ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственнойдеятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятиеаудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудитобеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, чтоне менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственнойдеятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли.  Аудиторскаядеятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг:ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета,налогообложения и т.д.
По словам известного американского специалиста в областитеории и практики аудита проф. Дж. Робертсона аудит является деятельностью,направленной на уменьшение предпринимательского риска. Он считает, что аудитспособствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска дляпользователей финансовых отчетов.
Аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Этоотличие состоит в том, что аудит – это независимая проверка, асудебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов.Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного илигражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качествеэксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.
Цели и задачи аудита определены в Федеральном законе «Обаудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-фз и  федеральных правилахаудиторской деятельности.
Внешний аудит:
Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальныеи точные сведения об аудируемом объекте. Достижению главной цели способствуюттребования к аудиторской деятельности:
q  Независимость и объективность припроведении проверок;
q  Конфиденциальность;
q  Профессиональная квалификация;
q  Применение методов статистики иэкономического анализа;
q  Применение новых информационныхтехнологий;
q  Ответственность аудитора за своезаключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия.
Внешний аудитпроводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценкиположения дел в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетностиэкономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступатьпредприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционныефонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда онпроводится по решению руководства предприятия или его учредителей, илиобязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральномзаконе или постановлением Правительства Российской Федерации.[8, с. 63]
Основной целью инициативного аудита являетсявыявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, вналогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующегообъекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности.Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономическогосубъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными:контроль за состоянием бухгалтерского учета  в целом или отдельных егоразделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства побухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета;оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д. 
Инициативный аудит может быть комплексным и тематическим.В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы иучастки учета. Разной может быть и глубина проверки. Полная и сплошная проверкаданных учета, начиная с первичных документов является наиболее трудоемкой иответственной. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.
Обязательнаяаудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актамизаконодательства Российской Федерации. Необходимость обязательного аудитаобусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытоеакционерное общество), характером их функций (кредитные и страховыеорганизации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки отреализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетногогода, т.е. такими обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законныхинтересов других лиц и обеспечения экономической безопасности РоссийскойФедерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой(бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления КонституционногоСуда РФ). Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетностипредприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размерыимущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этихпредприятий как крупных налогоплательщиков.
Обязательнаяаудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферыдеятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все видыимущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительствэкономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требуетоднозначности главного вывода – можно ли и в какой степени полагаться наинформацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности.
Отношения,возникающие в ходе обязательной аудиторской проверки, в значительной мере имеютпублично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действуетофициально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанциив силу закона по уполномочию государства. При этом проведение обязательногоаудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является егообязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторскоезаключение, составленное по результатам проверки, входит в официальнуюбухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без негоотчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской)отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать еедостоверной. Проводящее обязательный аудит юридическое лицо заключает договороб оказании аудиторских услуг в качестве корпорации частного права, т.е. врамках предпринимательской деятельности. Вместе с тем такое юридическое лицоимеет особый статус: оно создается специально и исключительно для осуществленияаудиторской деятельности, не может заниматься никакой иной предпринимательскойдеятельностью и, осуществляя обязательный аудит, по сути, выполняет публичнуюфункцию, поскольку уже не частный, а публичный интерес лежит в основе этогопроцесса. [5, с. 124]
Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях:
q  Если организация имееторганизационно-правовую форму открытого акционерного общества;
q  Организация является кредитнойорганизацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования,товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, источником образованиясредств которого являются предусмотренные законодательством РоссийскойФедерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическимилицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольныеотчисления физических и юридических лиц.
q  Объем выручки организации или индивидуальногопредпринимателя от реализации продукции (выполненных работ, оказания услуг) заодин год превышает  в 500 тыс. раз установленный законодательством РоссийскойФедерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса  превышаютна конец отчетного года  в 200 тыс. раз установленный  законодательствомРоссийской  Федерации минимальный размер оплаты труда;
q  Организация является государственнымунитарным предприятием, муниципальным  унитарным предприятием, основанным направе хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельностисоответствуют предыдущему пункту. Для муниципальных унитарных предприятийзаконом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут бытьпонижены;
q  Обязательный аудит в отношениикаких-либо организаций  или индивидуальных предпринимателей предусмотрензаконодательством Российской Федерации.
 Аудит по специальным аудиторским заданиямпроводится при проверке отдельных статей бухгалтерской  отчетности,качественного состояния имущества, при необходимости юридической иэкономической экспертизы договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения,при анализе эффективности использования капитала и в других случаях,непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностьюэкономического субъекта.
   Внутреннийаудит: В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяетсятакое же пристальное внимание, как и внешнему (аудиторские комитеты обязанысоздавать все компании, акции которых котируются на бирже). Но если становлениевнешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественныйвнутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и винституциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии.Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практическихразработок, посвященных внутреннему аудиту. В то же время усиливаетсявзаимодействие внешнего и внутреннего аудита (стандарты внешнего аудитапредусматривают использование работы внутренних аудиторов при проведенииаудиторских проверок). [12, с. 62]
Внутреннийаудит — эторегламентированная внутренними документами организации деятельность по контролюзвеньев управления и различных аспектов функционирования организации,осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощиорганам управления организации (общему собранию участников хозяйственноготоварищества или общества или членов производственного кооператива,наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).[i]
Цельвнутреннего аудита — помощь органам управления организации в осуществленииэффективного контроля над различными звеньями (элементами) системы внутреннегоконтроля. Под главнойзадачей внутренних аудиторов следует пониматьобеспечение удовлетворения потребностей органов управления в частипредоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:
а)оценку адекватности систем контроля — осуществление проверок звеньев управления(контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленныхнедостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;
б)оценку эффективности деятельности — осуществление экспертных оценок различныхсторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложенийпо их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органовуправления организацией имеетинформационное иконсультационное значение.
Внутреннийаудит может подразделяться на следующие виды:
Функциональныйаудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности влюбом функциональном разрезе хозяйственной деятельности.
Примежфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различныхфункций оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии.
Организационно-технологическийаудит систем управления выражает проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразныхзвеньев управления на предмет их организационной и/или технологической (т.е. вплане оценки совокупности применяемых способов, приемов, технологий управления,осуществляемых процедур) целесообразности (рациональности).
Аудитвидов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализопределенных видов деятельности, бизнес-проектов с целью выявления возможностейих улучшения. Кроме того, внутренними аудиторами может проводиться болееглубокий контроль организации, который выражается в совокупностиорганизационно-технологического и функционального аудитов систем управления,аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающихорганизацию с внешней средой, например системы внешних профессиональных связей,имиджа, общественных связей и др. Здесь определяются все сильные и слабыестороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения всоциальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития.
Особуюроль играет внутренний аудит в банковской системе, в том числе и в ЦентральномБанке РФ. Внутренний аудит в банке – это независимая, объективная проверка иконсультирование, направленные на улучшение деятельности банка. Внутреннийаудит помогает банку в достижении его целей, обеспечивая систематическую оценкуи повышение качества процесса управления. Важнейшей функцией внутреннего аудитаявляется независимая оценка системы внутреннего контроля, включая контроль засоставлением финансовой отчетности. Внутренний аудит в свою очередь такжедолжен подвергаться оценке независимой стороны (например, внешних аудиторов,аудиторского комитета). [7, с. 146]
Подвнутренним аудитом в Центральном Банке РФ понимается контроль, осуществляемыйпутем проведения регулярных документальных ревизий финансово-хозяйственнойстороны деятельности отдельно взятых подразделений и учреждений ЦентральногоБанка РФ, имеющих самостоятельный бухгалтерский баланс, а также путем целевыхаудиторских проверок выполнения Центральным Банком РФ отдельных функций или отдельныхопераций и проверок выполнения подразделениями Банка России и учреждениямиБанка России законодательных и других нормативных актов (включая внутренниеинструкции и положения), регулирующих их деятельность.[ii] Внутренний аудит в Банке Россииобеспечивается службой главного аудитора Банка России, состоящей из следующихструктурных подразделений Банка России и его учреждений: департаментвнутреннего аудита и ревизий Банка России; ревизионные отделы (управления,секторы) территориальных учреждений Банка России; Департамент полевыхучреждений и Дирекция центрального хранилища. Главными задачами службы главногоаудитора Банка России являются: обеспечение наблюдения за соответствиемсовершаемых в Банке России финансовых и хозяйственных операций законодательствуРФ и нормативным актам Банка России; независимая оценка информации о финансовомсостоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям; проверкаорганизации выполнения учреждениями и организациями системы Банка Россииотдельных функций и отдельных операций Банка России. Практическая польза отсоздания отдела внутреннего аудита для каждой отдельно взятой организацииразлична. Наиболее общие аспекты целесообразности его создания заключаются вследующем:
·          этопозволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективныйконтроль за автономными подразделениями организации;
·          проводимыевнутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ позволят выявитьрезервы повышения эффективности производства и определить наиболее приоритетныенаправления развития организации;
·          использованиеопыта и квалификации внутренних аудиторов позволит сократить расходы наобязательный аудит, не потеряв качества услуг, получаемыхфинансово-экономическими, бухгалтерскими и иными службами как головнойорганизации, так и ее филиалов и дочерних компаний.
По объектуизучения принято выделять три вида аудита: финансовый, на соответствие,операционный.
Финансовыйаудит(аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовойинформации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципыорганизации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится преимущественнонезависимыми аудиторами, результатом  работы которых является заключениеотносительно финансовых отчетов.
Аудит насоответствие предназначен для выявления того, как соблюдаются предприятиемконкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства,которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты.
Операционныйаудитиспользуется для проверки процедур и методов функционирования предприятия,оценки производительности и эффективности.
В зависимостиот намеченных целей операционный аудит  проводится на межотраслевом,отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, винтересах внешних либо внутренних пользователей.
Попериодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный ипериодический аудит. Первоначальный аудит – это такая проверка, котораявпервые осуществляется на данном предприятии. Периодический аудитпроводится на данном предприятии, как правило, ежегодно.
По методампроверки аудит бывает подтверждающим, системно-ориентированным, базирующемся нариске. [6, с. 83]
Подтверждающийаудит– при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверяет и подтверждает каждуюхозяйственную операцию.
Системно-ориентированныйаудит– предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функцииучета.
Аудит,базирующийся на риске – такой вид аудита, когда проверка, исходя из условий работыпредприятия, проводится выборочно.
1.2      Сопутствующиеаудиторские услуги
 
Аудиторскаядеятельность включает в себя два компонента: аудит и сопутствующие аудитууслуги.
Всоответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 №119-фз (ст. 1 п. 6) под сопутствующими аудиту услугами понимается оказаниеаудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составлениефинансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности организацийи индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризациейпредприятия; правовое консультирование, а также представительство в судебных иналоговых органах по налоговым  таможенным спорам; автоматизация бухгалтерскогоучета и внедрение информационных технологий; оценка стоимости имущества; оценкапредприятий как имущественных комплексов; оценка предпринимательских рисков;разработка и анализ инвестиционных проектов; составление бизнес-планов;проведение маркетинговых исследований; проведение научно-исследовательских иэкспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью ираспространение их результатов; обучение в установленном законодательствомРоссийской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторскойдеятельностью; оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.[11, с. 274]
2.Понятие внутреннего контроля
 
2.1.Внутренний контроль
Принцип ответственностипредприятий за результаты своей финан­сово — хозяйственной деятельностиреализуется в случае образования убытков, неспособности предприятияудовлетворять требования кредито­ров по оплате товаров (работ, услуг) иобеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлениибанкротства предприя­тия. Это представляется естественным и целесообразным вусловиях раз­витой рыночной экономики, предполагает создание и функционированиеотлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточ­ностьмногих предприятий в России обусловлена объективными причи­нами, а ихликвидация может привести к массовой безработице и серьез­ным социальнымпотрясениям. В развитых странах уже выработана си­стема контроля, диагностики изащиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо длянациональной экономики).
Необходимость контроля зафинансово — хозяйственной деятель­ностью предприятия объективно вытекает изсущности финансов как де­нежных отношений. Финансово — хозяйственная деятельностьпредприя­тий связана с формированием и расходованием денежных средств, а сле­довательно,затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всехвозможных контрагентов предприятия.
Контроль проявляетсячерез анализ финансовых показателей дея­тельности предприятия и мерывоздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния напредприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет иприменение штраф­ных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленныхфи­нансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово — хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы.Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно — ревизионнымуправлением Министерства финансов РФ по отношению к государственнымпредприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своейкомпетенции про­водят проверки отдельных сторон финансово — хозяйственнойдеятель­ности предприятий независимо от их организационно — правовых форм иформ собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Независимыйвневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектомконтроля является деятель­ность всех экономических субъектов, т.е. предприятийнезависимо от их органи­зационно — правовых форм и видов собственности,объединений пред­приятий — союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, регио­нальныхи других объединений, а также остальных экономических субъ­ектов, осу­ществляющихпредпринимательскую деятельность, органов го­сударствен­ной власти и управленияи органов местного самоуправления.
Содержанием аудиторскогоконтроля являются проверки бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, дру­гих финансовых обязательств и требований экономическихсубъектов. Цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтер­ской(финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых ихозяйственных операций действующему законода­тельству.[9, с. 9]
Результатом проверокаудиторской фирмы становится подтвержде­ние или неподтверждение реальностиданных, содержащихся в отчет­ности. Если говорить о всестороннем контроле зафинансово — хозяй­ственной деятельностью предприятия, получившем названиевнутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отра­женияфинансовых результатов, полноты и своевременности уплаты на­логов в бюджет,распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр. Вкупе с анализом финансовогосостояния предприятия на основе специ­альных показателей внутренний контрольявляется инструментом управ­ления фи­нансами предприятия.
Контроль — это процесс,обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения иразрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, иможет также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоитиз установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов ипроведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенноотличаются от установленных стандартов.
Контроль — это критическиважная и сложная функция управления. Одна из ваднейших особенностей контроля,которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль долженбыть всеобъемлющим. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, долженосуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей,даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль естьфундаментальнейший элемент процесса управления. Ни планирование, ни созданиеорганизационных структур, ни мотивацию нельзя рассматривать полностью в отрывеот контроля. Действительно, фактически все они являются неотъемлемыми частямиобщей системы контроля в данной организации. Это обстоятельство станет болеепонятным после того, как мы познакомимся с тремя основными видами контроля:предварительным, текущим и заключительным. По форме осуществления все эти видыконтроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобыфактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаютсяони только временем осуществления.
Предварительный контрольобычно реализуется в форме определенной политики, процедур и правил. Прежде всего,он применяется по отношению к трудовым, материальным и финансовым ресурсам. Текущийконтроль осуществляется, когда работа уже идет и обычно производится в видеконтроля работы подчиненного его непосредственным начальником. Заключительныйконтроль осуществляется после того, как работа закончена или истекло отведенноедля нее время.
Текущий и заключительныйконтроль основывается на обратных связях. Управляющие системы в организацияхимеют разомкнутую обратную связь, так как руководящий работник, являющийся поотношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя ицели системы, и характер ее работы.
Процесс контроля.
В процессе контроля естьтри четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление сними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. Накаждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Первый этап процессаконтроля — это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерениюцелей, имеющих временные границы. Для управления необходимы стандарты в формепоказателей результативности объекта управления для всех его ключевых областей,которые определяются при планировании. [10, с.81]
На втором этапе сравненияпоказателей функционирования с заданными стандартами определяется масштабдопустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенныеотклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системыконтроля, иначе она станет неэкономичной и неустойчивой.
Следующий этап — измерение результатов — является обычно самым хлопотным и дорогостоящим.Сравнивая измеренные результаты с заданными стандартами, менеджер получаетвозможность определить, какие действия необходимо предпринимать.
Такими действиями могутбыть изменения некоторых внутренних переменных системы, изменение стандартовили невмешательство в работу системы.
Поведенческиеаспекты контроля.
Люди являютсянеотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других стадий управления.Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во вниманиеповедение людей.
Конечно, тообстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное воздействиена поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренноделают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие наповедение сотрудников и заставить их направить свои усилия на достижение целейорганизации.
К сожалению, хотябольшинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс контроля может бытьиспользован для оказания положительного воздействия на поведение сотрудников,некоторые забывают о возможностях контроля вызывать непреднамеренные срывы вповедении людей. Эти негативные явления часто являются побочными результатаминаглядности действия системы контроля.
Контроль часто оказываетсильное влияние на поведение системы. Неудачно спроектированные системыконтроля могут сделать поведение работников ориентированным на них, т.е. людибудут стремиться к удовлетворению требований контроля, а не к достижениюпоставленных целей. Такие воздействия могут также привести к выдаче невернойинформации.
Проблем, возникающихвследствие воздействия системы контроля, можно избежать, задавая осмысленныеприемлемые стандарты контроля, устанавливая двустороннюю связь, задаваянапряженные, но достижимые стандарты контроля, избегая излишнего контроля, атакже вознаграждая за достижение заданных стандартов контроля.
Характеристикиэффективного контроля.
Поведение людей,естественно, не единственный фактор, определяющий эффективность контроля. Длятого чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т.е. обеспечитьдостижение целей организации, он должен обладать несколькими важнымисвойствами.
Контроль являетсяэффективным, если он имеет стратегический характер, нацелен на достижениеконкретных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.
Когда организацииосуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретаетдополнительную степень сложности.
Контроль на международноммасштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различныхобластей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроляможно улучшить, если переодически проводить встречи ответственных руководителейв штаб-квартире организации и за границей. Особенно важно не возлагать наиностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от нихне зависят.
Принцип ответственностипредприятий за результаты своей финан­сово — хозяйственной деятельностиреализуется в случае образования убытков, неспособности предприятияудовлетворять требования кредито­ров по оплате товаров (работ, услуг) иобеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при наступлениибанкротства предприя­тия. Это представляется естественным и целесообразным вусловиях раз­витой рыночной экономики, предполагает создание и функционированиеотлаженного механизма и процедуры банкротства. Вместе с тем, убыточ­ностьмногих предприятий в России обусловлена объективными причи­нами, а ихликвидация может привести к массовой безработице и серьез­ным социальнымпотрясениям. В развитых странах уже выработана си­стема контроля, диагностики изащиты предприятий от банкротства (если это возможно и необходимо длянациональной экономики).
Необходимость контроля зафинансово — хозяйственной деятель­ностью предприятия объективно вытекает изсущности финансов как де­нежных отношений. Финансово — хозяйственная деятельностьпредприя­тий связана с формированием и расходованием денежных средств, а сле­довательно,затрагивает интересы государства, работников предприятия, акционеров и всехвозможных контрагентов предприятия. [11, с. 94]
2.2. Отличие внешнегоаудита от внутреннего контроля
Контроль проявляетсячерез анализ финансовых показателей дея­тельности предприятия и мерывоздействия различного содержания (например, анализ финансового состояния напредприятии в целях его улучшения, контроль за уплатой налогов в бюджет иприменение штраф­ных санкций, контроль за целевым расходованием предоставленныхфи­нансовых ресурсов и т.д.).
Контроль финансово — хозяйственной деятельности предприятий проводят специальные органы.Государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно — ревизионнымуправлением Министерства финансов РФ по отношению к государственнымпредприятиям. Органы Государственной налоговой службы в пределах своейкомпетенции про­водят проверки отдельных сторон финансово — хозяйственнойдеятель­ности предприятий независимо от их организационно — правовых форм иформ собственности, контролируют своевременность и полноту уплаты налогов.
Независимыйвневедомственный финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы. Объектомконтроля является деятель­ность всех экономических субъектов, т.е. предприятийнезависимо от их органи­зационно — правовых форм и видов собственности,объединений пред­приятий — союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, регио­нальныхи других объединений, а также остальных экономических субъ­ектов, осу­ществляющихпредпринимательскую деятельность, органов го­сударствен­ной власти и управленияи органов местного самоуправления.
Содержанием аудиторскогоконтроля являются проверки бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, платежно — расчетной документации, дру­гих финансовых обязательств и требованийэкономических субъектов. Цель аудиторской деятельности — установлениедостоверности бухгалтер­ской (финансовой) отчетности предприятий и соответствиясовершенных ими финансовых и хозяйственных операций действующему законода­тельству.
Результатом проверокаудиторской фирмы становится подтвержде­ние или неподтверждение реальностиданных, содержащихся в отчет­ности. Если говорить о всестороннем контроле зафинансово — хозяй­ственной деятельностью предприятия, получившем названиевнутреннего аудита, то он нацелен на предварительную проверку правильности отра­женияфинансовых результатов, полноты и своевременности уплаты на­логов в бюджет,распределение прибыли, выплаты дивидендов и пр.

Заключение
 
Потребителиаудиторских услуг традиционно делятся на две категории. К первой относятсяопытные и серьезные компании и предприятия, которые определяются с выборомсвоего аудитора заблаговременно, проводят конкурс или предпочитают получитьрекомендацию от коллег по бизнесу.[iii]Другая категория потребителей аудиторских услуг использует так называемыйформальный подход, когда выбор аудитора определяется не его именем,рекомендациями или долей рынка, а сравнительно невысокой ценой услуг. Качествотакого аудита, как показывает практика, прямо пропорционально затратамаудируемой организации на его проведение. Аудитор для юридических лиц с долейучастия государства стал назначаться на конкурсной основе. Еще однаположительная тенденция, оказывающая влияние на структурирование и организациюрынка аудиторских услуг, — ориентация все большего числа российских компаний назарубежные стандарты деятельности, расширение внешнеэкономической деятельностина равноправных условиях с иностранными компаниями. Следствием этого являетсяэволюция подходов руководителей предприятий к организации управления,отчетности.
ВРоссии планка требований к качеству предоставления услуг поднимется. На этонацелены меры по внедрению международных стандартов аудита, высоких нормпрофессиональной этики, возрастание требований к подготовке кадров и роликонтроля качества. То есть российский аудит развивается, крепнут его позиции вобществе, профессия приближается к мировым эталонам, тенденциясовершенствования необратима.

ГЛОССАРИЙ
№ п/п
Новое понятие
Содержание 1 Аудит проверка годовой отчетности (annual accounts) организации. Внешний аудит (external audit) проводится квалифицированным бухгалтером-ревизором (accountant) с целью получить представление о достоверности отчетов. Законы о компаниях требуют, чтобы компании назначали аудитора (auditor), который должен определить степень достоверности и правдивости информации, содержащейся в годовой отчетности, и ее соответствие требованиям законов о компаниях. Для выполнения своих обязанностей аудитору необходимо проверять внутреннюю бухгалтерию компании, ее активы, бухгалтерские проводки и т.д. 2 Бухгалтерский учет производимое на основе хозяйственной документации сплошное, непрерывное и взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в стоимостном выражении. Предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства предприятия, выраженные в денежной форме, источники их образования и хозяйственные процессы. Б.у. осуществляет функции анализа, управления и контроля за хозяйственной деятельностью. 3 Затраты на производство
часть расходов организации, связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, т.е. с обычными видами деятельности.
Состав затрат на производство формируют прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака 4 Калькулирование исчисление себестоимости единицы продукции или выполненных работ 5 Калькуляция представленный в форме таблицы бухгалтерский расчет затрат, расходов на производство и сбыт изделия или партии изделий, а также на осуществление работ и услуг в денежном выражении. Калькуляция дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для их оценки 6 Методика конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования 7 Общепроизводственные расходы затраты на общее обслуживание и организацию производства и управление производственным предприятием в целом. Являются составной частью калькуляции расходов на производство продукции 8 Объекты бухгалтерского учета имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. 9 Себестоимость совокупность затрат живого и овеществленного труда 10 Себестоимость продукции выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию 11 Учетная политика организации
принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. 12 Финансовый контроль В РФ контроль рублем на всех стадиях распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, за всей хозяйственной деятельностью предприятий и организаций. Ф. к. осуществляется путем финансового воздействия, т.е. с помощью различных стимулов, льгот и санкций, а также путем использования финансовых показателей, таких, как достаточность тех или иных средств, ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость, рентабельность, структура капитала и др.
 

Список используемых источников
1   Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ «Об аудиторскойдеятельности» (в ред. от 3 ноября 2006 г.)
2   Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторскойдеятельности при Минфине РФ (протокол N 56 от 31 мая 2007 г.)
3   Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706«О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»
4    Постановление Правительства РФ от 23сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности» (в ред. от 25.08.2006г.)
5    Рекомендации аудиторскиморганизациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовойбухгалтерской отчетности организаций за 2006 год (письмо Департаментарегулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности,бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ от 19 декабря2006 г. N 07-05-06/302)
6    Аудит: Учебник длявузов / Под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. -260с – ISBN 978-5-9776-0026-2
7    Аудит, В.И. Подольский [и др.] М.Издательский центр «Академия», 2006г. -423с – ISBN978-5-9776-0009-5
8   АндреевВ.К. «Правовое регулирование аудита в России»-М.: Инф-ра-М, 2006г. -305с – ISBN5-1727-0153-2
9    Алборов М.Д. Аудит в организацияхпромышленности, торговли и АПК., М, Изд.-во «Дело и Сервис», 2007г.-244с – ISBN 5-1727-0138-9
10  Барышников Н.П. «Организация и методикапроведения общего аудита». — изд. 5-е, перераб. и доп. – М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 2005г. -382с – ISBN 5-9490-9494-8
11  Данилевский Ю.А., Аудит: учебноепособие. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005г. -234с – ISBN 978-5-392-00005-0
12  Козлова Е.П., Бухгалтерский учет ворганизации / Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. — М.: «Финансы истатистика» 2006г. -382с – ISBN 5-9558-0001-8
13  Скобара В.В. Аудит: методология иорганизация. – М.: Инфра-М, 2005г. -212с – ISBN 5-19-001914-6
14 Зеленин В.А.  «Аудиторский  риск и его оценка». // Бухгалтерский учет, 2007г. — № 2, с. 8.
15  Иванова Н.Г. «Аудиторская проверказатрат на производство и калькулирование себестоимости продукции».//Бухгалтерский учет  2007г.- №3, с. 13.
16  Крикунов А., Профессиональныйкомментарий о федеральном законе «Об аудиторской деятельности».//Финансовая газета. 2007г. — №40, с. 12.
17  Крикунов А.В. «Организацияроссийского аудита: итоги и перспективы. // Аудиторские ведомости. 2007г. № 2,с. 25

Приложение А
Общая классификация аудиторской деятельности
 
/>