Отношение философии к науке

–PAGE_BREAK–Бога, произ-

водным, не самостоятельным, пораженным.Прежние  мировоззренческие

модели были отброшены, и  то, что  в  античную  эпоху  считалось

истиной, теперь стало ложью.Христианство идеологически разруши-

ло античный мир.Таким образом в античном сознании получила от-

ражение материальная  общеисторическая тенденция, которая в ко-

нечном итоге привела к смене рабовладельческого строя феодаль-

ным.
     2.1. Религиозный рационализм.
     После установления  феодализма  религиозное мировоззрение

меняет свою ориентацию и движется на основе практических  пот-

ребностей в рамках новых форм жизни не от мира, а к миру.

     Для того чтобы знание могло превратиться в процесс позна-

ния, необходимо было найти объект познания.С точки зрения рели-

гиозного миропонимания изучение мира вещей было лишено  смысла

и пробудившийся разум обратился к изучению того, что в то время

считалось единственно подлинным, обёективным к богу.Разум  изб-

рал путь  схоластики.Схоластика — это шаг в сторону от типично

религиозной концепции.Это не просто зачатки рационального зна-

ния, восходящего к  античности, но  и  приложение методов рацио-

нального познания к обёектам веры.

     Античность оставила в наследство схоластике серьезную те-

оретическую проблему –  проблему  реальности  общих  или  уни-

версальных идей.Нас  будет  интересовать не сама проблема, а ее

приложение к анализу обёектов веры и прежде всего бога.Религи-

озный рационализм  поправил теоретическое понимание на отноше-

ние :  БОГ — МИР и попытался установить какую-то  связь  между

элементами этого соотношения.

     Реализм пытался основную форму религии БОГ — МИР  сделать

более ясной  для ума и конкретизировал первый член отношения с

тем, чтобы вывести из него второй.

     Х11 в.можно назвать веком человеческого пробуждения, веком

освобождения от серьезности, суровости и угрюмости, которыми ре-

лигия угнетала человеческую душу.Человек перестает бояться Бо-

га.Наоборот, он тянется к нему, уверенный в его доброте  и  под-

держке.

     Интерес к миру привел к тому, что схоластика стала раздва-

иваться на  познание  мира  и  познание  бога.Учение о двойной

истине было попыткой освободить разум от давления  со  стороны

религии и направить его по пути свободного исследования.

     Уже в  начале  Х111  в.   создаются   университеты.Именно

здесь, особой славой  пользовались Парижский и Оксфордский уни-

верситеты, начинается чтение курсов по Аристотелю.Его  слова  и

влияние резко возрастают.

     Нельзя исключить возможности, что наука в дальнейшем могла

получить развитие  на  базе  философии  Аристотеля.Но этого не

произошло.

     Религиозный рационализм — это не только теория, это однов-

ременно и практика теоретического общения.
     2.2. Онтологический индивидуализм.
     На рубеже Х11 — Х1V в.в.  в идеологии Средневековья наме-

чается существенный поворот, который можно назвать кризисом ре-

лигиозного рационализма.Речь идет о разрушении  схоластической

онтологизации рациональных форм.

     Общество пока еще не ставит задачу устрашить  религиозное

мировоззрение.Речь идет  лишь о перераспределении в рамках ре-

лигиозного понимания мира силы и значимости  основных  мировых

элементов: общего  и  отдельного.Речь, следовательно, шла  не об

изменении основных элементов общей картины мира, а о внутренней

переработке ее, об   исправлении  отношения  зависимости  между

основными элементами этой картины.

     Эту задачу выполняют Дукс Скот и Уильямс Оккам.По сущест-

ву они разрушают схоластику, ибо подрывают ее основу –  возмож-

ность познания  бога при помощи разума.В это время, когда онто-

логия и гносеология еще не отделились друг от друга, всякое из-

менение изменение в истине означало одновременно и изменение в

обёекте, т.е. новое понимание  обёекта.Разрушая  схоластику, как

познание бога, Скот и Оккам одновременно как бы преобразуют са-

мого бога, т.е.  совершают крупнейшую мировоззренческую  опера-

цию, которая изменила мировую онтологию.

     Они отрицают универсалии в уме бога.Универсалии / или по-

нятия /  — это человеческое творение, которые неприложимы к бо-

гу.Поскольку универсалии нет в боге, поскольку их нет и  в  ве-

щах.Универсалии — это онтологические фикции и существуют толь-

ко как продукты нашего ума.Они опираются не на  онтологическую

подлинность, а на  подобие  индивидуальных  вещей.Таким образом

отдается единичное богу, а общее — человеку.

     Наука — считают они — всегда есть знание общего, а не еди-

ничного, но хотя наши понятия и возникают из  ощущений, вызывае-

мых внешними  предметами, им  никакая  сущность не соответству-

ет.Следовательно, наука не заключает в себе  божественного  со-

держания, а становится    человеческой.Научное   знание   стало

рассматриваться как находящееся по эту  сторону  от  вещей, как

коренящееся только  в  человеке, а  не как знание потусторонне-

го.Бог как обёект знания перестал существовать.Но тем  сильнее

он стал утверждаться как обёект веры.

     В Х1V в.получает развитие мистика и в тоже время  начина-

ется период Возрождения.В теоретическом плане последнее обсто-

ятельство представляет гораздо больший интерес.

     Слова перестали внушать доверие, в них чувствовался произ-

вол.Споры вокруг того или иного термина, бесконечные  уточнения

и оговорки  слишком  мало  походили  на  выражения природы ве-

щей, которая сама по себе бесспорная и должна убеждать прямо  и

непосредственно.Небывалый расцвет живописи, особенно в ХV — XV1

в.в. является реакцией  на  словесную  пустоту  схоластической

мудрости.Живопись приобрела мировоззренческий статус, как выра-

жение подлинности мира  и  выполняла  ту  роль, которая  выпала

впоследствии на  долю науки.Леонардо да Винчи — один из наибо-

лее глубоких умов Возраждения — прямо отождествлял живопись  с

наукой и предпочитает ее всем другим наукам.Живопись — главная

сфера проявления принципиальной позиции Возрождения — была од-

новременно и наукой того времени.

     Центр тяжести научной работы перемещался с  комментирова-

ния сочинений древних на живое наблюдение вещей.Это сразу дает

громадное приращение научного материала и научных сведений.По-

лучает значительное  развитие описательная биология.Появляются

травники И.Бока / 1494 — 1554 / и О.Брунфельс / 1488 — 1534 /.

В области  зоологии  выделяются  работы У.Альдрованди / 1522 –

1605 /, который впервые дает систематическое описание  анатоми-

ческого строения тела животных, снабжая описание рисунками ске-

летов, мускулатуры и внутренних органов.

     Рисунок –  основной  язык новой науки.И она пользуется им

не только как средством изображения, но и как средством  пости-

жения вещей, ибо  сами  вещи представляются продуктами «естест-

венного художества» творческих сил природы.Леонардо да Винчи с

помощью рисунков изучает закономерности полета птиц.Эти рисун-

ки поражают своей аэродинамической правильностью.

     Методологическая роль  «живописного» подхода к науке осо-

бенно проявила себя в области анатомии человека, которая в этот

период стала  базироваться на изображении результатов вскрытия

трупов.

     Влияние живописного  метода  с  точки  зрения наглядности

проявилось в тенденции связать механику, прежде всего статику с

геометрией.Крупнейшими представителями  геометрической статики

были Г.Убальди / 1545 — 1607 / и С. Стевин / 1548 — 1620 /.ив-

рписный подход  довольно  отчетливо просматривается в учении о

геометрической оптике, который привел к обёяснению действия оч-

ков и  хрусталика  человеческого  глаза, изобретению  лупы, мик-

роскопа и зрительной трубы.

     Мировоззренческой задачей эпохи было теоретически освобо-

дить индивидуальный предмет из-под власти общего  /  схоласти-

ческих универсалий /.Конечно при этом думали больше о себе, чем

о вещах.Теоретический, культурный  индивидуализм  всегда  имеет

общечеловеческое значение, возвышающее   личность.Теоретический

индивидуализм был  предвестником  практического  индивидуализ-

ма, которому еще  предстояло возникнуть и для которого работала

история.
     2.3. Пантеизм
     Философской формулой    Возрождения   становится   панте-

изм, т.е.стремление ликвидировать запредельность бога  и  сбли-

зить его с миром.

     Пантеизм развивался  как  антитеза   религиозно-схоласти-

ческому рационализму  и  был  в большей мере обращен в сторону

искусства, чем науки.  Это  попытка  выработать  некое  воззре-

ние, среднее между эмпирией и понятием, которое заключало в себе

и то и другое и которое одновременно не было бы ни тем, ни дру-

гим. Чисто  рациональное  знание  в рамках пантеизма невозмож-

но.Новому рационализму еще предстало возникнуть.

     Есть основания  считать, что представителем и притом круп-

нейшим представителем науки пантеизма является И.Кеплер / 1571

— 1630  /.  Он  был первым, кто стал искать обёяснение небесных

движений не путем приспособления видимых явлений к  схемам, ко-

торые одобряет  разум, а  посредством согласования их огромной

массой наблюдений, т.е.брать рациональное  не  само  по  себе, а

в связи со всей суммой его проявлений.

     Следует различать пантеизм — метод и пантеизм — мировозз-

рение.Мировоззрение превращается в метод, который может функци-

онировать независимо от своей исходной онтологической базы.

     Метод пантеизма  состоял  в  том, чтобы  общее и отдельное

рассматривать как реальности одного  уровня, а  не  как  род  и

вид, и общее  мыслить  как реализованное в отдельном.Разработка

этой идеи привела к двум крупнейшим открытиям –  интегральному

исчислению и теории вероятностей.

     Теория вероятностей, так же  как  и  интегральное  исчисле-

ние, не могла  быть  построена  в  виде  формально строгой тео-

рии, ибо, согласно пантеизму, форму нельзя отрывать  от  содержа-

ния.Теория вероятностей  долгое  время  представляла собой ряд

задач более или менее общего характера, требующих в каждом слу-

чае своего особого метода решения.Только начиная с Я.Бернули /

1654 — 1705 / и даже, пожалуй, с Лапласа / 1749 — 1827 /  теория

вероятностей становится систематически изложенной теорией.

     Пантеизм, уподобляющий мир целостному организму, не мог  не

повлиять на  исследования  в области биологии.Особенно плодот-

ворной в этом отношении оказалась идея развертывания, раскрытия

мирового разнообразия из единой основы.

     К пантеистической картине  мира  примыкает  также  широко

распространенные в биологии / особенно в ХY111 / представления

о едином плане творения всех живых  существ.Эти  представления

толкали исследователей на путь сравнения различных видов орга-

низмов, выявления общего в их сравнении и связанного с этим вы-

явления различных вариантов общей модели.

     В пантеизме мы находим немало  элементов  диалектики, хотя

научной эту   диалектику  назвать  нельзя.  Пантеизм  не  ищет

единства всего сущего при помощи опыта, а заранее  предполагает

это единство  и даже фиксирует его в виде завершенной сущности

— бога.

     В пантеизме  сохраняется еще божественный субёект, к кото-

ромуотносятся все вещи включая  и  человека.Человек  в  рамках

пантеистического мировоззрения  постигает  вещи непосредствен-

но, как они даются в опыте, а через  божественную  сущность, т.е.

человек для  познания  вещи  должен становится на точку зрения

бога.

     “… Пантеизм, — замечает Ф.Энгельс, — является выводом из

христианства, еще неотделенным от своей предпосылки…”.
     3. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
     Мир в  ХY1  в.  начал серьезно меняться.  Первичные формы

жизни рушатся.

     Исчезло благодушие.Человек сжался и напрягся, стал серьез-

нее и деловитее.Общественный  порядок, который  служил  защитой

одним и сдерживающим фактором для других, распался, и откровен-

ный эгоизм, алчность и жестокость вырвались наружу.В мире вновь

воцарились беззаконие, хаос, откровенное насилие.

     Бог перестает играть сколько-нибудь существенную  роль  в

мировой практике и отступает на задний план.Человеческий разум

освобождается от давления религиозной морали.Мораль и познание

определились — отреклись друг от друга.Разум стал чисто позна-

вательным инструментом.

     Познание –  вот истина эпохи, куда философия направила об-

щественный интерес.  Не  случайно  проблемы  познания, особенно

проблема нахождения эффективного метода познания, были в центре

внимания философии того времени и  составляли  жизненный  нерв

философской работы.
     3.1. Механический рационализм
     3.1.1. Начало переворота
     Формирование научного мировоззрения начинается с  Галилея

и Ф.Бэкона.  Однако  новое  не  может быть абсолютно новым.Так

Ф.Бэкон в философии стоит еще наточке зрения качества и следо-

вательно, принадлежит прошлой эпохе. Он не создает новое, сколь-

ко доводит до возможного предела  развитие  старого, которое  в

его руках начинает превращаться в свою противоположность.

     Бэкон исходит из схоластического учения о  четырех  типах

причин и  среди  этих  причин  выделяет формальную причину или

форму, которая осуществляет творческую  силу  природы, придающую

вещам определенность. Он задается целью выявить природные фор-

мы в их собственном виде, сделать  их  доступными  для  челове-

ческого познания, обнаружить  чистое  действие формы.  «Формы –

это законы и определения чистого действия, которые создают  ка-

кую-либо простую природу, как, например, темноту, свет, вес во все-

возможных материалах и воспринимающих их предметах.»

     В сущности, формы  у  Бэкона  сводятся  к  законам чистого

действия, и в  этом  заключается  основное  отличие  Бэкона  от

Аристотеля, в остальном его формы очень похожи на формы Аристо-

теля.

     Бэкон является  родоначальником метафизики в смысле опре-

деленного метода познания вещей, ибо он сориентировал умы людей

на анализ, разложение единичного и целого на составные части, на

простые натуры.

     Ф.Бэкон создает  метод, с  помощью  которого, как он счита-

ет, можно прийти к действительной  подлинности  природы.  Метод

Бекона представляет  собой не чисто логическое средство позна-

ния природы, а  философский  инструмент  перехода  от   ложного

взгляда на мир к истинному. Это не столько метод научного поз-

нания внутри определенной онтологии, сколько метод преобразова-

ния старой онтологической картины в новую. Причем преобразова-

ние это совершается постепенно шаг за шагом, от вещи к вещи.  И

до тех  пор,  пока  оно  не  будет завершено, идет научный про-

цесс, который и воплощает в себе это онтологическое  преобразо-

вание.Наука оказывается  тем самым важным рычагом создания но-

вого мира, орудием в борьбе мировоззрений.

     После Ф.Бэкона деление на материю и форму начинает терять

смысл.Материя и форма сливаются в единое — в простую  натуру.

Такое вещество  нельзя  представлять  в виде идеального факто-

ра, постижимого лишь  при  помощи  экспериментального   анализа

сложной вещи.  Анализ  — завещание Ф.Бэкона, которое он оставил

науке.

     Философская программа Ф.Бэкона обнаружила свою значимость

особенно в химии, главной задачей которого стало разложение тел

вплоть до простых элементов.

     При помощи метода простых материй были достигнуты  значи-

тельные успехи в науке.

     Бэконовская философия, акцентировавшая внимание на  методе

исследования, подчинила этому методу и саму реальность, разрезав

ее на обособленные качественные формы.  Но главный  недостаток

бэконовского метода состоит в том, что он ограничивает практику

человека рамками природы, приковывает ум к вещам и не оставляет

ему никакой свободы и самостоятельности.

     Бэконовскую позицию нельзя считать адекватным  выражением

новых социальных потребностей того времени. В ней недостаточно

выявлена практическая преобразовательная функция нового  исто-

рического содержания, не сформирована теоретическая возможность

образования предметов иного типа, чем в прежнем виде.

     Впервые такая возможность проявляется в мире Галилея. Его

механическое понимание вещей представляет собой новую  позицию

вне прежней  качественной  природы и позволяет строить матери-

альную практику / речь идет о эксперименте /  по  определенным

моделям, видоизменять и корректировать опыт.

     Экспериментирование и оформление его результатов  в  виде

определенного рода  зависимостей  дало свои плоды, и вело науку

вперед. Галилеевский ключ позволил открыть многие замки приро-

ды: были  достигнуты большие успехи по изучению расширения тел
    продолжение
–PAGE_BREAK–
под влиянием теплоты, упругости  воздуха, приведшие  к  открытию

закона Бойля-Мариотти, доказано  наличие веса у воздуха, открыто

атмосферное давление и изменение плотности воздуха с высотой и

многое другое. На основе опытного изучения природы были созда-

ны различные физические приборы и инструменты.

     Галилей однако, не  вполне  преодолевает влияние прежней

/ качественной  /  онтологии.  Математический  язык  для  него

средство описания  реальности, путь который лежит через идеали-

зацию опытных  явлений, воспринимаемых  сквозь  призму  понятий

прежней онтологии.  Математика  Галилея  еще довольно эмпирич-

на, геометрически наглядна и в целом не выходит за пределы  уже

известных методов.

     Нарождающаяся наука буржуазии вырастает из пучины  проти-

воречия, знаменуя собой принципиальный поворот к новому понима-

нию мира вообще. Настала пора закладки новых мировоззренческих

основ. Необходимо  было  решиться  на  принципиальный и полный

разрыв с укоренившимися религиозно-философскими  взглядами  на

мир.
     3.1.2. Декарт
     Декарт — истинный родоначальник новой философии.  С  него

начинается человеческая философия и наука.

     Разумеется, не только Декарт, но  и  многие  другие, ощущали

импульсы и  пытались  перевести новое социальное содержание на

язык сознания. Но никто из них не сумел этого сделать столь же

отчетливо и выпукло, как он.

     Декарт находит для науки новую универсальную точку отсче-

та, способную заменить  собой бога.  Он предполагает рассматри-

вать вещи ни сами по себе, а по отношению к  нашему  интеллекту.

Наука –  это  определенный, обусловленный  человеческим разумом

способ рассмотрения вещей.  «Мы не  ставим,  –  пишет  Декарт,

-… обсуждать, какие бог поставил перед собой, создавая мир…

Но, рассматривая его как  причину  всех  вещей, мы  постараемся

лишь с  помощью  вложенной  им  в  нас способности рассуждения

постичь, каким образом могли быть созданы  те  вещи, которые  мы

воспринимаем по средством наших чувств.»

     Декарт переворачивает отношения знания и бытия, идя не  от

бытия к истине, как это до сих пор было принято, а наоборот — от

истины к бытию.  Для Декарта открывается вход в  сферу  техни-

ческого приложения  науки.  Поскольку истина для него не соот-

ветствие знания бытию, а модель для  создания  соответствующего

этой истине  бытия, следовательно речь идет о таком бытие, кото-

рого никогда не было в видимом мире, т.е.  об искусственно соз-

данном бытии, о  бытии, которое  с  его  точки  зрения, не  менее

естественно, чем чисто природное бытие.

     Итак главная  мысль Декара не познание вещей самих по се-

бе, а познание мира через разум человека.

     С Декарта   начинается   разделение  науки  и  искусства.

Последнее не может уже претендовать на  подлинное  изображение

действительности. Его  задача  описывать человека и окружающую

его среду в том виде, в каком он ее воспринимает.

     У Декарта  мы  находим  идею  всеобщего языка науки, кото-

рым, по его мнению, должна быть математика. Он свел все меры ве-

личин к мере длины, иначе говоря к действительному числу. Он же

ввел удобную, принятую и сейчас почти без  изменений  алгебраи-

ческую символику. Алгебра для Декара не просто одна из матема-

тических наук, не просто обобщение  арифметики, а  универсальный

метод познания вещей.

     Нельзя не отметить великую идею Декарта — идею уравнения.

Различие между  вещами  свелись  у него к чисто количественным

различиям. Декарт поставил все вещи в одинаковое  отношение  к

интеллекту, по существу уровнял их. Причем, что существенно, ста-

ло возможным приравнивание известных и неизвестных величин, ибо

неизвестная величина  принципиально, по  качеству, не отличается

от известных.

     Еще одно открытие Декара — координатный метод. Данный ме-

тод позволяет описать  различные  линии  единообразным  спосо-

бом, преодолевая неудобную классификацию древних.  Координатный

метод позволяет описать линии  не  через  их  внутреннюю  сущ-

ность, а путем отнесения к чему-то постороннему для них — коор-

динатной сетке.  Координатная сетка служит механизмом перевода

геометрической сущности  линии на универсальный язык алгебры, и

наоборот. Это ” наоборот” очень существенно, так как тем  самым

фиксирует возможность построить линию не из ее внутренней сущ-

ности, как это предполагалось в религиозно-схоластической онто-

логии, а при помощи методов человеческого разума.

     Соединение алгебры с геометрией вовсе не является  счаст-

ливой находкой Декара, а представляет собой сознательное прове-

дение определенной философской программы, ибо  позволяет  общее

учение о величинах приложить к реальности.

     Мир Декара зажил собственной «безбожной» жизнью.  О  мире

Галилея, хотя он  также построен из механической материи, нельзя

сказать, что он   свободен   от   бога.   Божественные    схемы

присутствуют в  нем, заставляя, например,  планеты  двигаться по

кругу и запрещая им двигаться по эллипсу.Декарт переосмыслива-

ет понятие  ”  природа”.Природа в его трактовке перестает быть

некой порождающей сущностью и  вполне  совпадает  с  материей.

Природы независимой  от бога у Галилея еще нет.  Новое естест-

вознание в мировоззренческом значении начинается с Декарта, ибо

Декарт впервые  создает  мир  без бога, хотя и при помощи бога.

Итак Декарт заложил фундамент нового  мировоззрения, охватываю-

щего как природу, так и человека.

     Можно отметить наиболее характерные особенности той формы

науки, которая стала  складываться под влиянием новых мировозз-

ренческих ориентаций:

     -формируется механическая концепция науки, которая подлин-

ными свойствами вещей считается протяженность, фигуру, перемеще-

ние и др.

     -в рамках этой концепции вырабатывается новое представле-

ние о природной необходимости — представление о законах приро-

ды, действующих по мировым горизонталям;

     -для передачи  природного разнообразия вводятся представ-

ления об атомном, корпускулярном строении материи;

     -методами исследования  природы в новой науке становятся:

эксперименты, механическая гипотеза, механическая модель;

     -в новом однородном-механическом мире получают знания ко-

личественные характеристики вещей, и в связи с этим язык  новой

науки начинает приобретать математическую форму.
     3.2. Наука мировоззренческого синтеза.
     Примерно со второй половины ХY11 в.  социальная атмосфера

стала меняться. В общественном, и прежде всего философском, соз-

нании выявилась тенденция к  частичной  реабилитации  прежнего

мировоззрения и мировоззренческому компромиссу.
     3.2.1. Ньютон
     Новые достижения науки оказываются связанными с  духовной

атмосферой, которая может  быть охарактеризована как реакция на

революционные тенденции рационализма, как стремление  возродить

старые онтологические схемы.

     Ньютон — противоречивая фигура. Широко раздвигая горизон-

ты науки, он, бесспорно, является одним из самых ярких представи-

телей человеческого прогресса. Но, двигая науку вперед, он, одна-

ко, выступает представителем старого умонастроения.

     Возвращение к прежней схоластической форме  знания  после

Декарта было  невозможно.  Однако, закладывая фундамент механи-

ки, Ньютон во  многих   пунктах   возвращается   к   схоластике

поскольку в  основе  схоластики лежали идеи Аристотеля,  к

Аристотелю. Он, как и последний, ищет безотносительное бытие, бы-

тие само по себе.  Не гипотезы о бытии, а само, по мнению Ньюто-

на, должно стать основой науки.

     Метод Ньютона  можно  назвать экспериментальным.Метод Де-

карта — модельным.Декарт не пытается исследовать  действитель-

ную природу  вещи, а  защищает  эту  природу механико-геометри-

ческой моделью, которая позволяет понять опытное проявление ве-

щи.Ньютон же пытается раскрыть реальный механизм вещи, и поэто-

му его рассуждения на каждом этапе имеет экспериментальное вы-

явленное соответствие природе самой вещи.

     Рабочим механизмом Ньютона является не  индукция, а  некая

онтологическая и  одновременно  методологическая схема, которая

позволяет отделить единичное по отношению к  общему.У  Декарта

нет общего.У  него  мир  представляет  собой скопление отдель-

ностей, механизмом функционирования которых  является  соударе-

ние.Позиция Ньютона  напоминает  схоластическую  схему, которая

также на первый план выдвигала соотношение единичного и общего.

     А.Энштейн высоко   оценивал  ньютоново  понимание  прост-

ранства и времени.Ньютон начинает рассматривать тела по  отно-

шению к абсолютному пространству и при этом обнаруживает в них

нечто неожиданное — массу.

     Различные пропорции  в  отношении  к пространству — это и

есть масса как качество тела, независимое от  пространственного

протяжения.Масса у  Ньютона  — не рациональное понятие, ибо его

нельзя вывести из одного только разума.Ньютон связывает  массу

с весом, заявляя, что  веса тел пропорциональны массам, и доказы-

вает это опытом.  У Декарта вес не имеет никакого отношения  к

массе, которая определяется  им  только  через пространственные

характеристики.

     Инертность была  и  у  Декарта, и  она играла определенную

роль в столкновении тел, но его инертность нельзя было  считать

скрытой силой, ибо  она  полностью  сводилась к размерам тел и,

так сказать наглядно демонстрировала себя.У ньютона через силы

инерции тело  вводится в идеальный мир сил, в связи с чем появ-

ляется дополнительная возможность, которой не было в  мире  Де-

карта,- возможность  в  рамках механического мировоззрения до-

пустить неконтактные  взаимодействия.Таким  образом  для  воз-

действия на ньютоновскую массу удар не обязателен.

     Ньютон изменил обёект науки.Наука стала  превращаться  из

науки о  вещах  в  науку  о  движении.Движение  у Декарта было

конституционным принципом мира, но оно не являлось обёектом, ко-

торый надлежит  изучать.У Ньютона индивидуальность физического

явления характеризуется  посредством  движения  и  тем   самым

описание опытной  реальности сводится к теории движения.Ньютон

превращает механику в  науку  о  движении, движение  становится

основным теоретическим  обёектом науки.Декарт обёясняет мир из

движения.Ньютон обёясняет само движение.

     Теорию Ньютона можно считать синтезом рационализма и схо-

ластики.Она впитала в себя  все  положительное, что  перешло  в

схоластику от Аристотеля.Противоречие между унаследованными от

прошлого идейными привычками и новой формой  современного  ему

знания определило  характер научного творчества Ньютона.Физика

Ньютона, говоря языком Гегеля, представляет собой как бы  отри-

цание отрицания, оригинальный  синтез положительного содержания

аристотелевского и декартовского мировоззренческих подходов.
     3.2.2. Лейбниц
     Казалось, что теоретическую  задачу эпохи /применительно к

перестройке научного знания / и нельзя  решить  иначе, чем  это

сделал Ньютон.Почему  и  откуда возник другой философский под-

ход, подход Лейбница? Лейбниц и Ньютон — философские выразители

одной и той же эпохи.Однако их учения нельзя рассматривать как

этапы развития одного философского направления.

     Лейбниц продолжает  традиции  новой философии, но развивая

ее, движется, подобно Ньютону, назад, восстанавливая     некоторые

идеи старого  /  декартовского  /  мировоззрения.Он исходит из

предпосылок рационализма, поскольку стоит на  позициях  доступ-

ности мира человеческому пониманию, т.е. смотрит на мир глазами

человека, а не бога.

     Мир Лейбница   –   пестрая   разногласица  метафизических

лиц.Каждая монада / отдельный ум / представляет собой  индиви-

дуализм, отличный от  другого в силу «внутреннего принципа раз-

личия.» Лейбниц изначально допускает, что в основе  мира  лежит

несубстанциональное единство, а   субстанциональное  различие.К

этому и сводится его знаменитый принцип  индивидуализма.Монады

не взаимодействуют  между  собой, и, следовательно каждая из них

строит свою собственную гипотетическую «как  бы  вселенную».По

Лейбницу, Вселенная существует через воспроизведение при помо-

щи бесконечного множества монад, каждая из которых выражает эту

Вселенную в  определенной  стадии ее развития:”…  можно ска-

зать, что повсюду и всегда существует одна и та же вещь с  раз-

личными степенями   совершенства”.Подход  Лейбница  напоминает

статистический метод Гиббса.В  настоящее  время  в  статистике

этот метод, получивший название эргодической гипотезы восприни-

мается как определенный теоретический инструмент исследования.

     Лейбниц становится  на  позиции  отдельного  ума / монады

/.Но монада оказывается у него одновременно и индивидуальным и

субстанциональным мышлением.Лейбниц  приходит  к  идее  разви-

тия, где исчезает  онтологическая  разница   между   различными

состояниями, которые проходит  монада, и процесс познания оказы-

вается не приближением к образу, а творением монады самой себя.

     Понимание монады  как  действующего  и развивающегося су-

щества расширяло представление  о  психике.Лейбниц  во  многом

предвосхитил последующее развитие психологии.

     Лейбниц сделал существенный шаг в понимании движения и мы

можем сказать, что  этот  шаг  прямое следствие его онтологии.В

мире Декарта движение берется абстрактно, безотносительно к ин-

дивидуальности тела.Характеристиками  тела  считаются размер и

форма, а движение как бы извне присоединяется к  телу.Так  и  у

Ньютона: движение и тело связывались внешним образом при помо-

щи силы.У Лейбница сила перестала быть внешним фактором, а ста-

ла выражением  внутренней активности тела.Лейбниц детализирует

физическую реальность и тем самым делает существенный шаг впе-

ред в понимании связи материи и движения.

     Лейбниц сосредотачивает свои усилия на разработке  форма-

лизма дифференциального  и  интегрального исчисления.Именно он

вводит знаки интеграла  и  дифференциала, знак  производной, ему

принадлежат многие фундаментальные термины математики: «функ-

ция»,«константа»,«переменная»,«параметр».

     Лейбниц благодаря своей философски более общей точки зре-

ния, сумел подняться  над  математическим  эмпиризмом, обособить

математическое знание  от физического, наглядно-геометрического

содержания и разработать исчисление, содержание  которого  раз-

вертывается аналитически, т.е.  создать  то, что получило анализ

бесконечно малых величин.

     Лейбниц является завершителем той линии философского раз-

вития, начало которой  восходит  к  Декарту, и  создает  онтоло-

гию, позволяющую окончательно   оформиться   новой  неаристоте-

левской науке.Важнейшим признаком такого преобразования  науч-

ной формы является выработка нового-количественного-языка нау-

ки.Дифференциальное и интегральное исчисление возникло  не  из

потребностей математики, а  из  нужд  нового мира и преставляло

собой адекватный язык новой онтологической  реальности.Онтоло-

гия Лейбница  ушла  в  прошлое, а  язык — формально завершенная

экспликация этой онтологии — остался и продолжает служить  лю-

дям.

     Подводя итоги рассмотрению научной формы эпохи  мировозз-

ренческого синтеза, необходимо  отметить прежде всего следующие

ее особенности:

     — формируется динамическая концепция науки как дальнейшее

развитие механического естествознания;

     — основными  обёектами изучения становятся движение, коли-

чественные изменения вообще;

     — вырабатывается  дифференциальное  воззрение  на  мир, на

процессы, которые совершаются в мире;

     — складываются  представления о природной связи во време-

ни, о необходимой зависимости будущего состояния от предшеству-

ющего;

     — оформляется теоретический язык новой  науки, позволяющей

знанию развиваться в рамках общей понятийной модели.
     3.3. Сенсуализм
     Рационализм был крупнейшим  революционным  переворотом  в

философии.Его особенностью   явилось  перемещение  философской

подлинности из внечеловеческой сферы в сферу, доступную челове-

ку.Он давал  картину мира с позиции человеческого, а не божест-

веннного разума.Но этот    продолжение
–PAGE_BREAK–