Отношение к нищим в средневековой Европе

Содержание
Введение
1. Нищие в средние века
2. Отношение церкви к нищим
Заключение
Список литературы

Введение
В средниевека было немало людей, появлявшихся на свет на обочине дороги и там же заканчивавшихсвою жизнь. Однако не все они были «бродягами» в нашем, современном смысле слова.Ремесленники переходили из города в город в поисках заработка, проповедникиискали новых слушателей, студенты сами хотели слушать лекции знаменитыхпрофессоров. Но выгоняла людей на дороги и обычная нужда: оставшиеся безкормильца женщины, дети и старики покидали родные места и скитались по окрестнымгородам и деревням, добывая себе питание нищенством, а то и воровством.
Бродяжничествоимело в средние века довольно благопристойный вид, потому что скитальцы посещалинаиболее известные храмы и монастыри, поклонялись святым мощам. Такие богомольцыназывались паломниками или пилигримами. Считалось, что молитвы нищих лучше всегодоходят до Господа, и многие набожные просили пилигримов помолиться за них в храме;за это странник получал от приютивших хозяев мелкую монету или кусок хлеба.Средневековые новеллы и рассказы о жизни святых часто показывают нам радушных идоверчивых хозяев, привечающих бродягу паломника.
Отношение к обездоленным,больным и убогим в средневековой Европе вообще было довольно терпимым. Короли, богатыемонастыри и города выделяли деньги на содержание приютов для стариков и сирот,больниц для бедных, постоялых дворов для пилигримов; раздавали им деньги возле церквей.«Наши городские нищие» (так их называли в городских документах) были даже объединеныв некое подобие цеха; возглавлял этот цех, избранный самими нищими старшина, с которымгородские власти обсуждали все дела, касающиеся сбора милостыни.
Целью данной работы является:показать, как менялось отношение к нищим в средневековой Европе.
1. Нищие в средние века
На нищихи бродяг до XV в. не смотрели как на чужаков, отделённойрезкой чертой от «порядочных людей» и опасных для общества. Болезнь, неурожай,разорение, смерть родственников, выгонявшие человека под открытое небо,угрожали всем и каждому. Когда Шекспир придал своему королю Лиру обличив нищегобродяги, эта картина не вызвала изумления у театральных зрителей. Средневековыйчеловек находил привлекательные черты даже в лесных разбойниках, наделяя ихблагородством, справедливостью, особой заботой о бедняках. Наиболее ярко эти чертыпроявились в любимом герое английских сказаний, Робине по прозвищу «До I» (по-английски — «Гуд») изШервудского Робин становится разбойником не по доброй воле, но и в лесу он остаётсяболее достойным членом общества, чем его противники — рыцари и шерифы.
Но примернос 1450—1500 гг. терпимость к (нищенству и бродяжничеству по разным причинам уменьшается.В Англии и Нидерландах после победы протестантизма над традиционным католичествомнищенство перестало быть уважаемым занятием; считалось, что каждый человек обязансамостоятельно зарабатывать на жизнь — этим он исполняет свой долг перед Богом.Многие католические государства испытывали в XVI—XVII вв., серьёзныеэкономические трудности и не могли выделять большие детва на содержаниеобездоленных. Но главная причина, по-видимому, заключалась в другом: широкое распространениенаёмного труда в Европе в период позднего средневековья давало теперь возможностьпрокормить себя и людям, не входившим в цех, сельскую общину, лишённым семьи.Толпы бродяг на дорогах вызывали всё большее раздражение у новыхкапиталистических предпринимателей; в них видели уже не подобие нищего Христа, адешёвую рабочую силу, которую следовало приставить к делу.
Города начинаютзакрывать ворота перед окрестными оборванцами, наказывая их за незаконный сбормилостыни на городских улицах. (Нарушение законов о нищенстве строго каралось:в Кёльне, например, трижды пойманный за незаконным попрошайничеством бродяга,не входивший в установленное число «наших городских нищих», заканчивал свою жизньна виселице.
Городскиевласти обходились с этой опасной публикой без всяких церемоний, но ещё болеежёстко вела себя по отношению к ним королевская власть. В XVI в. английские короли издали целый рядзаконов против бродяг, которые народ назвал «кровавыми».[1]Согласно этим законам, любой желающий мог захватывать бродяг на дорогах иприставлять их к работе. Несколько раз пойманного и бежавшего бродягу клеймиликак уголовного преступника.
Чем болеесуровым к своим изгоям становилось европейское общество, тем большее количестволюдей уходило в леса или горы и занималось разбоем. Разбойник в XVI в. — это уже не добрый и благородныйРобин Гуд, наказывающий жадных богачей и помогающий беднякам. Напротив, этообозлившийся на всё и всех человек, жестокий и коварный, грабящий и убивающий безразбора. Ванды таких разбойников десятилетиями держали в страхе целые области,и местные власти не могли с ними справиться. Особенно сильна была такаяорганизованная преступность в самых бедных районах Европы — Сицилии, ЮжнойИталии.
С концасредневековья бродяги и разбойники отделяются резкой гранью от добропорядочныхбюргеров. Сытая, разбогатевшая Европа видит в каждом человеке, лишённом крышинад головой и надёжного дохода, своего врага и если не сегодняшнего, тозавтрашнего преступника.
2. Отношение церкви к нищим
Церкви всредние века переходит очень важная функция— поддерживать социальный мир исглаживать социальные противоречия. Естественно, что церковь не разделялаоткрытой враждебности по отношению к обездоленным и нуждающимся, так как эта враждебностьбыла бы несовместима с проповедью смирения, любви к ближнему и равенства всехперед Богом. Поэтому, обращаясь к сильным мира сего, церковь взывала кмилосердию. Так, орлеанский епископ Иона (IХ в.), адресуя свои слова сеньорам, писал, что «по своейприроде их рабы и вообще, все бедняки равны им».[2]
Сочувствиек низшим слоям и осуждение их притеснителей в значительной степени проистекалииз социального учения церкви, которая формально превозносила бедность, считая ееидеальным состоянием. Прославление бедности стало основным лейтмотивом религиозныхлитературных памятников раннего средневековья. Именно в бедняках должно было служитьим своего рода моральной компенсацией за земные невзгоды.
Программацеркви в этом отношении фактически сводилась к требованию милостыни в пользубедняков. О способах прекращения бедности и не помышляли,— подаяние должно былоее увековечить, поскольку склоняло нищих к тому, чтобы оставаться в положениииждивенцев, кормящихся от крох, уделяемых зажиточными людьми.
Болеетого, церковь всячески оправдывала сложившееся в обществе положение вещей.Монахи Сен-Лод в Анжере писали: «Бог сам соизволил так, чтобы среди людей одни былисеньорами, а другие сервами и чтобы сеньоры были склонны чтить и любить Бога, асервы — чтить и любить сеньоров».[3]
Нищетавозводилась в ранг морального достоинства. В свою очередь культ бедности иногдапорождал так называемое «чванство бедняков», котороеподчас поощрялось даже в житиях святых. Так, в «Житии св. Германа» (парижского епископа) рассказывалось, что, когдаепископ получил в подарок от короля Хильдеберта коня с повозкой, он употребилэтот дар для выкупа пленника, хотя король просил святого никому не отдаватьэтого подарка. Автор жития говорит: «Для священника больше значил глас бедняка, нежели короля»? Подлинным гимном добровольной бедности звучит стихотворная легенда о св.Алексее, удалившемся от богатых родителей и умершем в нищете.
Вбедняках в то же время видели не столько несчастных, чью жалкую участьнеобходимо было облегчить, сколько спасителей богатых. Бедные существовали длятого, чтобы богатые могли искупить свои грехи; богатые же нужны беднякам, дабыте могли кормиться около них. Подаваемая бедняку милостыня, писал Алкуин вконце VIII в., позволяет подающему попасть врай. Таким образом, бедность не осознавалась как социальная проблема, которую обществунадлежало решать. В этой связи милостыня преследовала своей целью ненепосредственно помощь нищему, а скорее помощь самому нищелюбцу, подающемумилостыню.
В такомслучае нищелюбцем двигала не любовь к ближнему, не человеколюбие, а желаниеочиститься от своих собственных грехов; нищий же выступал виде средства к «самоочищению».Тем самым сложились вполне определенные правила подачи милостыни:[4]
1) ценна тольконепосредственная милостыня, подаваемая из рук в руки;
2) милостыня подаваласьтайком, мимоходом;
3) важна «слепая» милостыня, без выяснения причин нищенства и тех обстоятельств, куда пойдет милостыня;
4) нищий должен знать имя нищелюбца, чтобы помолиться за него в церкви,причем обратная связь здесь не обязательна(подающий может не знать имени принявшего его милостыню нищего).
Церковьстояла за сохранение сложившегося порядка и учила, что каждый член обществадолжен жить сообразно своему положению, а не добиваться изменения своего правовогоили имущественного статуса.
Онеобходимости попечения о нищих христианская церковь говорила издавна. Так,известны постановления Эльвирского собора 306г. и Антиохийского собора 341г.,где епископату было дано право распоряжаться по своему усмотрению имуществомцеркви на нужды благотворительности. «Постановляем, чтобы епископ имел властьнад имуществом церкви: ведь если ему следует доверять ценные души людей, то темболее он должен распоряжаться деньгами — собственной властью ведать, всемуделять нуждающимся через пресвитеров и дьяконов под страхом Божьим и со всейосторожностью». Из правил Сардинского поместного собора (347г.): «Епископыдолжны помогать сиротам и вдовам». В правилах Феофила, епископа Александрийского(конец IV — начало V вв.) утверждалось: «Вдовцы, и нищие и пришельцы страннии от Церквида питаются, и всяко угодие да приемлют». В правилах IV Вселенского собора (Халкидон, 437т.)было записано:«Требующие помощи нищие с послании мирными да отходят».
Идеализациябедности стала одной из составляющих социальной программы христианской церкви, что,к примеру, ярко проявилось в проповеднической деятельности францисканскогопроповедника Бертольда Регенбургского (1250-1270-е гг.).
Навосклицание своего вымышленного собеседника: «Увы, брат Бертольд, я вижу, чтомногие живут в великом грехе и все у них благополучно и вдосталь всего,касающегося их телесных нужд, и напротив, много есть добрых людей, кои нетворят грехов, но дела их плохи, и они голодают, жаждут и мерзнут, во всем испытываянужду», — проповедник заявляет: «На самом деле этим благополучным дурно;намного лучше тем, кто живет в страдании, но безгрешно».[5]
Такая позициястановилась своеобразной основой для развития отшельничества и появления так называемых«нищенских» монашеских орденов.
Наибольшеевлияние приобрели проповеди добровольной нищеты, изложенные в «Правилах жизни» знаменитымпроповедником Франциском Ассизским (1182-1226). Понимая, какой популярностью средибедняков пользуется проповедь нищеты, папа Иннокентий III, одобрил мысль о создании специального монашеского орденафранцисканцев.
Возвращениек идеалам ранней христианской церкви, ещё не располагавшей никаким имуществом, проповедуемоеФранциском Ассизским, резкая критика жадности, корысти и сребролюбия духовенства,раздача милостыни нищим и содержание убогих при монастырях снискали ордену францисканцевширокую популярность в народе. Вскоре после смерти, в 1228г., Франциск был канонизирован
Движениеблюстителей идеалов нищенства, так называемых спиритуалов, приняло массовый характерво второй половине XIIIв. Волна благочестивогонищенства, приняла настолько массовый характер, что папа Бонифаций VIII разослал всем епископам приказ заставитьнищенствующих бродяг или отшельников либо изменить свой образ жизни, либо вступитьв какой-нибудь признанный монашеский орден.
Таким образом,желание искупить грехи обретало самые различные формы – от идеализации бедностидо добровольного нищенства. Под необходимость искупления грехов подводилась и своеобразнаяидеологическая основа.

Заключение
Профессиональныминищими в средние века становились изгнанные из обществ, отверженные изгои. Это ибродяги и люди, имеющие физические недостатки, и чужестранцы. Профессиональныминищими становились и разорившиеся ремесленники, крестьяне, женщины и дети, оставшиесябез кормильца и т.д.
Отношениек нищим на протяжении средних веков менялось. Сначала оно было терпимым. Церковьпоощряла нищенство и нищелюбцев. Нищенство не осознавалось как социальная проблема.В нищих видели спасителей богатых.
Идеализациябедности стала одной из составляющих социальной программы христианской церкви, чтоспособствовало созданию «нищенских» монашеских орденов.
Однако, примернос 1450 – х. гг. терпимость к нищенству в обществе уменьшается. Победа протестантизманад католичеством в Англии и Нидерландах приводит к тому, что нищенство перестаётбыть уважаемым занятием. Протестантизм проповедует не спасение через милостыню,а спасение через честный труд.
Кроме того,изменяются экономические условия. Люди, желающие работать, становятся в состояниипрокормить себя. Нищими становятся, в основном, люди не желающие работать, занимающиесяразбоем, бродяги ни отделяются резкой гранью от добропорядочного общества.

Список литературы
1. Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культыбезмолвствующего большинства. М., 1996.
2. История средних веков / Под ред. М.Нерсесяна. М., 1999.
3… Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. Историясоциальной работы. М., 2002
4. Ле Гофф ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.