Отношение между предметом психологии как науки и психологии какучебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1. Определение психологии как науки. 4
2.Психология как учебный предмет. 8
Историяпсихологии. 9
Методическиеособенности преподавания прикладной психологии: социальная психология,медицинская психология, юридическая психология. 11
3.Отношение между предметом психологии как науки и психологии как учебногопредмета. 15
Заключение… 17
Список использованной литературы… 18
Введение
Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, икакова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человексравнивал себя с каким-то животным — тотемом, или с растением, предметом инаделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествамиживотного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества,пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами,после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительноевремя, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходитпонимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемойпсихологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в концепрошлого — нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научноепонимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний опсихике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался напротяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наукапсихология.
В XX столетии психология вступила в период создания научныхоснов разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свойособый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методыисследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов,лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами.Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологиобъединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной изважнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.
1. Определениепсихологии как науки
Различное содержание понятий “душа” и “психика” требуетдетального рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой психология какнаука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психологиязанимается изучением субъективного духовного мира человека, а такженеосознаваемых психических явлений. Первоначально изучение психики было связанос описанием.
Описательный период в развитии всех наук имел огромноезначение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой наукиявляются внутренние, субъективные явления, которые были представлены самомучеловеку. Однако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из препятствий вразвитии самой науки, так как представлены человеку только высшие психическиепроцессы, связанные с функционированием сознания. Бессознательные формыпсихики, присущие человеку и животным, оказались вне поля зрения науки.
Описание является необходимым, но не единственнымназначением науки. «Главная задача науки — объяснить сущность изучаемыхявлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Дляпсихологии эта задача была более трудной, чем для других наук в силусубъективного подхода к изучению психики». [8, С.23] Объективный подходтребовал применения экспериментальных методов, использования разнообразныхприборов и аппаратов, которые дали бы возможность получить достоверные данные освязях психики с другими явлениями.
С этой задачей могла справиться только современнаяпсихология, открывшая многие закономерности в психической деятельности человекаи животных.
Прежде всего были изучены общие закономерности, которые даливозможность понять зависимость психики от условий существования животных ичеловека. Наряду с общими закономерностями психология ставит задачу изучитьвозрастные и индивидуальные закономерности психического развития человека.
Наконец, познание психики человека невозможно без изучениямеханизмов, на основе которых происходит ее функционирование.
Вопрос о механизме психики – это, прежде всего вопрос о еесвязи с телесной организацией человека, или, иначе — это вопрос о соотношениидуши и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает влияние напсихику человека. Недаром существует выражение: “В доровом теле — здоровыйдух”. В то же время имеет место и обратное явление, когда психика мобилизуетвсе ресурсы на поддержание жизнедеятельности организма.
Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть тривида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, далее имеютсяфизиологические механизмы и, наконец, существуют чисто психологическиемеханизмы. Телесные механизмы связаны с функционированием различных частей телаи прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущимиорганами в этом отношении являются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которымманипулирует рука, а также движения самой руки, управляют предметнымидействиями человека.
Но и сама рука несет определенную психологическую нагрузку.Нередко мы говорим: “Нежные, ласковые руки матери”, “выразительные рукиартиста” и т.п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” рукиучительницы. “Про учительницу Ксению Андреевну Карташеву говорили, что у нееруки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда онаобъясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительницы,и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах”.
Физиологические механизмы связаны с деятельностью нервнойсистемы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой,шевели мозгами” — часто говорим мы.
Существуют и чисто психологические механизмы. Например,механизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысловой памяти, механизмывоссоздающего воображения и т.д.
Все эти механизмы связаны между собой и функционируют вединстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между психикой и телеснымимеханизмами.
Так, согласно теории Джемса-Ланге, считалось, чтоэмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционированиителесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся. Конечно,такое влияние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще всегоимеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мимику, пантомимику,функции слезоточивой железы и т.д. Плачем потому, что печальные, смеемсяпотому, что нам весело. Все рассмотренные аспекты проявления и функционированияпсихики, которые изучаются психологией, являются в одинаковой степени
важными. Поэтому психология — это наука о субъективномдуховном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлениях,законах их развития и механизмах функционирования.
«В настоящее время психология представляет собой весьмаразветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющихсобой относительно самостоятельно развивающиеся направления научныхисследований». [8, С.29]
Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что внастоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться(каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было быговорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихсяпсихологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные иприкладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отраслипсихологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологиии поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностьюзанимаются.
Эти области призваны давать знания, одинаково необходимыевсем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальностиэти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которыхиспользуются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинакововажные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо однойили нескольких групп явлений.
2. Психология как учебный предмет
Российское высшее образование по психологическимспециальностям и направлениям дает широкую гуманитарную исоциально-экономическую подготовку. В связи с этим в перечень учебных дисциплинвключаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика,иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.
«Полный курс базового высшего психологическогообразования дает достаточную квалификацию для того, чтобы начатьсамостоятельную психологическую деятельность. Министерство высшего образованияи психологические организации разрабатывают определенные критерии и требованиядля того, чтобы обеспечить высокий уровень образования и профессиональнойподготовки психологов. Базовое психологическое образование в Россииосуществляется в высших учебных заведениях, имеющих лицензию на даннуюобразовательную деятельность». [1, С.112]
В настоящее время в российском высшем образовании существуюттри типа психологических специальностей и квалификаций:
1. Психология.
2. Педагогика и психология.
3. Клиническая психология.
Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, аобъясняет, как ему учиться самостоятельно. Дело в том, что лектор непересказывает «всю науку», не может и не должен этого делать, а даеттот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературенужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию, оннаучится мысленно проецировать научные положения на реальную жизнь,анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций. Такие же путеводные нитиполучает студент от преподавателя на других занятиях.
Методические особенности преподавания теоретическойпсихологии: история психологии, общая психология
«Преподавание теоретической (общей) психологии и ееприкладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, нои методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивыеприемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методическиеособенности». [2, С.45] История психологии
История психологии — отрасль психологической науки, изучаемаяна психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладнаянаука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основеее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развитиянауки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончаясегодняшними научными представлениями о ней.
При изучении истории психологии студентам важно усвоитьлогику развития науки во времени, т.е. какие общественные потребности еепородили и как она помогла удовлетворить их. История психологической наукипрослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяетглубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.
Особенности истории психологии как науки теоретической,являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют отпреподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенноезначение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше,иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.
Общая психология.
Основной целью преподавания данного предмета являетсяусвоение студентами общих закономерностей функционирования психики.
Эти общие замечания относятся к методике преподавания нетолько общей психологии, но и других психологических дисциплин, а основаны онина опыте преподавания общей психологии.
Методические особенности преподавания прикладной психологии:возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология.
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматриватьвместе как единую учебную дисциплину, представляет собой применениеобщепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы(это наиболее исследованный отрезок жизни человека) и психологических условийэффективности обучения и воспитания человека.
Изучение этих наук имеет практическое значение длястудентов, учителей и родителей, любого взрослого человека.
Студенту же любой профессиональной ориентации надо научитьсяиспользовать знания в данной области в будущей практической деятельности, чтобыразбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказыватьна них воздействие при организации игровой и учебной деятельности, а такжеразвитии лучших черт личности в деятельности.
Усвоение законов возрастного психического развития человекав онтогенезе позволяет учителю целенаправленно строить педагогическую работу поформированию (обучению и воспитанию) школьников, перевести ее на рельсынаучности, превратить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое знаниенужно и любому родителю.
Коротко остановимся на методических особенностяхпреподавания возрастной и педагогической психологии.
Эти две отрасли психологии могут представлять один или двасамостоятельных учебных предмета. Методика преподавания зависит от того,изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Дляпсихологических факультетов педагогических вузов они составляют две самостоятельныедисциплины, а для других (для непсихологических факультетов педвузов и длястудентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычнопреподается как единая дисциплина. А какова должна быть методика преподавания,становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.
Возрастная психология как самостоятельная отрасльпсихологической науки изучает возрастную динамику психики человека. Как сказанов «Кратком психологическом словаре», «фактически совпадает с содержаниемпедагогической психологии; в своем историческом развитии они практическинеотделимы друг от друга.
Воспользуемся приводимыми там дефинициями. „Возрастнаяпсихология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности этаповпсихического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человекаот рождения до старости“. В этом определении нет ограничения психологиейтолько детских возрастов.
»Педагогическая психология — отрасль психологии,изучающая психологические проблемы обучения и воспитания”.
Если ведется ее преподавание как единой учебной дисциплины свозрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процессаобучения и воспитания с процессом развития психики. Тогда развитие психики вдетских возрастах будет преподнесено как психологическая основа организацииучебной деятельности учеников, постановки развивающего обучения, котороеоказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном инравственном отношениях. Методические особенности преподавания прикладнойпсихологии: социальная психология, медицинская психология, юридическаяпсихология.
Социальная психология.
«В методике преподавания социальной психологии не можетне учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о нейотносятся к началу нашего века, когда первые попытки созданиясоциально-психологической теории предпринимались представителямипсихологической школы в социологии (Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, С. Сигеле,Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г. книга Макдугалла (английского психолога,работавшего позже в США)»Введение в социальную психологию” былапервой публикацией по социальной психологии. Поэтому иногда эту дату (1908)считают началом истории социальной психологии. В попытках найти некие всеобщиезаконы, позволяющие объяснить социальные явления (например, истоки солидарностии сплоченности людей), ученые изучали поведение толпы, факты заражения,имитации и подражания, «коллективные представления», законы духовногоединства” и т.п. Но при этом законы социальные подменялись или подчинялисьзаконам психологии, личность растворялась в человеческой общности, теряяспособность самостоятельно действовать и принимать решения”. [2, С.56]
Медицинская психология.
Медицинская психология олицетворяет связь психологии смедициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология,нейрохирургия.
Предмет медицинской психологии в настоящее время еще неполучил четкого и однозначного определения. Некоторые считают, что понятия«медицинская психология» и «клиническая психология»тождественны. Другие видят в них разницу и разводят их (см.: Карвасарский Б.Д.Медицинская психология. — Л., 1999; Психологический словарь. — М., 2000). Вперечне научных дисциплин, вошедших в «Государственный образовательныйстандарт высшего профессионального образования», есть учебная дисциплинапод названием «Клиническая психология» (150 часов), но предмета подназванием «Медицинская психология» в этом перечне нет. Однако такаяотрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее ужепрактически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по еесодержанию, раскрытому в государственном стандарте образования, она должнаизучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своейработы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (вклинике, больнице).
Мы будем исходить из понимания, что медицинская психологияпредставляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание нетождественно содержанию клинической психологии.
Однако предмет медицинской психологии различные авторы,признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют по-разному.
Предметом медицинской психологии как прикладной отраслипсихологической науки можно считать психологические воздействия, оказывающиетравмирующее или исцеляющее влияние на человека, т. е, психотравмирующие ипсихотерапевтические факторы.
Теоретическое содержание медицинской психологии составляютте отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики(патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторыеотрасли медицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучающиепсихосоматические проявления различных болезней, психологические последствия травми болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологическихвоздействий на больного.
Прикладной аспект медицинской психологии заключается виспользовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики,лечения и предупреждения (профилактики) заболеваний нервно-психическогохарактера.
Основными разделами медицинской психологии являются:психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, психокоррекция,психогигиена, а также психотоксикология.
Юридическая (правовая) психология.
Юридическая психология — наука, изучающая явления изакономерности психической жизни людей, связанные с применением правовых норм иучастием в правовой деятельности. Иначе говоря, это наука о психологииправоприменительной деятельности и ее субъектов, т.е. сотрудниковправоохранительных органов. Юридическая психология в системе государственногообразования изучается в юридических вузах и на юридических факультетахуниверситетов. Она также преподается в вузах правоохранительной системы,экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этогопредмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формированиипсихологической культуры юриста, которая повышает эффективность юридическойдеятельности, способствует ее гуманизации.
Курс юридической психологии преподается также в некоторыхгуманитарных вузах, не входящих в систему государственного образования:студентам, специализирующимся по практической психологии для работы в областисоциальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента имаркетинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психологии идругих отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанныхвузах, и особенно большой набор психологических дисциплин, конечно, у будущихпрофессиональных психологов. Поэтому в программу курса юридической психологиидля студентов-психологов не входят общепсихологические вопросы, тогда как длястудентов других, непсихологических специальностей они составляют примернополовину содержания учебного предмета.
3. Отношение между предметом психологии как науки ипсихологии как учебного предмета
Психология высшей школы (высшего образования) является,строго говоря, разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решениимногих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из областиобщей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологиитруда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и дажеэкологической психологии.
В этом смысле предмет психологии высшего образования можетсчитаться междисциплинарным.
Говоря более конкретно, предмет психологии высшегообразования составляют психологические закономерности и условия эффективностипроцессов обучения и воспитания в высшей школе.
В этом совокупном предмете можно выделить ряд частныхпредметов изучения и отдельных проблем: психологическая структура учебнойдеятельности; формирование познавательных процессов учащихся (профессиональноговосприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей, чертличности, умений и навыков; возрастные психические и психофизиологическиеособенности студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся,которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания и методы ихдиагностики; социально-психологические закономерности формированиястуденческого и преподавательского коллектива; психологические аспектыпедагогического общения и др.
«Методический арсенал психологии высшего образованиявключает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методикисследования, обследования или психологического воздействия, которыеиспользуются во всех отраслях или разделах психологической науки: наблюдение,эксперимент, клиническая беседа, интервью, формализованные и малоформализованныедиагностические методики, анализ продуктов деятельности, гене-тико-формирующиеметоды, моделирование (в том числе с использованием ЭВМ), тренинг, различныеметоды количественного анализа (корреляционный, факторный, кластерный) и многиедругие». [4, С.120]
Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, аобъясняет, как ему учиться самостоятельно. Дело в том, что лектор непересказывает «всю науку», не может и не должен этого делать, а даеттот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно найдет в литературенужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию, оннаучится мысленно проецировать научные положения на реальную жизнь,анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций.
Заключение
Психология — очень молодая наука. Не будем забывать, чтопсихология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знаниео мире.
Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнготмечал: «Мир психических явлений есть лишь часть мира в целом, и кое-комуможет показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чемвесь мир целиком.
Однако при этом не принимается во внимание, что душаявляется единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, инеобходимым условием всего мирового опыта».
Каждый день выявляются новые факты, применяются новыеметоды, создаются и испытываются новые способы оценки результатов.
Из них лишь немногие сразу находят себе применение, тогдакак другие остаются в тени или же вообще забываются в зависимости от моды илипотребностей общества.
Назначение науки — накапливать факты независимо от того, каких можно будет использовать.
Основной задачей психологии является изучение законовпсихической деятельности в ее развитии. Она охватывает процессы, состояния исвойства человека – от элементарных ощущений, психических свойств личности и доборьбы мотивов личностей.
Наука – прежде всего исследование, поэтому недостаточноопределения её предмета, она включает и определение её метода. Методы – этоспособы, посредством которых познаётся предмет науки.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Брест: Кн. Из-дво,1999. – 365с.
2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.:Владос. 2001. – 344с.
3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — Москва:Издательский центр «Академия», 2001. — 496с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: НОРМА, 2004. –421с.
5. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л.: Наука, 1999. – 265с.
6. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М. ИНФРА, 2004.– 452с.
7. Психологический словарь. — М.: ИНФРА — М, 2000. – 634с.
8. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.