Оглавление
Введение
Глава 1. Сиротство как социальное явление российского общества
1.1 Понятие «социальное сиротство», его виды и причиныпоявления
1.2 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
Глава 2. Социальное сиротство в Югорске
Глава 3. Изучение отношения населения города Югорска к проблемесоциального сиротства
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
/>/>/>Введение
Дети-сироты. Одно этослово причиняет сердечную боль. Пожалуй, ничто не может быть горше и трагичнее,ибо сиротство противоестественно по своей природе. Часто сиротство вызываетсячрезвычайными для судьбы ребенка обстоятельствами — смертью самых близких, безкоторых жизнь немыслима. Но есть еще одно сиротство, именуемое социальным,когда ребенок остается одиноким из-за беды совсем другого толка: в силуродительской подлости, самого страшного предательства, жертвой которогостановятся дети. Их «забывают» в роддомах, бросают или не хотят забирать извоспитательных и лечебных учреждений, оставляют в канализационных люках, вместах для сбора мусора или на лестничных площадках. А кого-то вынужденыизымать из того, что почему-то называется теплым словом «семья», но большепоходит на вертеп. ДЕТИ стали ненужными.
По официальным данным, в Россиипроживает 29 миллионов детей. Детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, — 731 тысяча, из них социальными сиротами являются 90 %. [3, С.14.]
Проблема социальногосиротства на фоне постоянно снижающегося в целом по стране уровня рождаемостиприобрела угрожающие масштабы и была обозначена правительством средипервоочередных задач общефедерального уровня. Президент Российской ФедерацииВ.В.Путин в мае 2006 года в своем Послании Федеральному собранию РоссийскойФедерации подчеркнул необходимость реализации эффективных программ поддержкиматеринства и детства. С 2007 года реализуется Федеральная целевая программа«Дети России», одно из направлений которой – «Дети-сироты».
Однако решение проблемысиротства зависит не только от государства. Чтобы справиться с социальнойбедой, ее должно понимать, разделять и стремиться помочь все общество.
Каково отношениенаселения города Югорска к проблеме социального сиротства? Какие причинысиротства выделяют югорчане? Как оценивают действия городской власти по решениюданной проблемы? Готовы ли взять на себя ответственность за судьбы детей? Изучениюэтих вопросов и посвящено исследование.
Цель исследования – выявить динамику социального сиротства в городеЮгорске, изучить отношение югорчан к проблеме социального сиротства иопределить пути решения данной проблемы.
Задачи:
1. Раскрытьсодержание понятия «социальное сиротство», выявить причины появления данногосоциального явления.
2. Охарактеризоватьразличные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей.
3. Выявить отношениенаселения города Югорска к проблеме социального сиротства.
4. Определитьосновные пути решения проблемы социального сиротства.
Обьект исследования – социальное сиротство как проблема современногороссийского общества.
Предмет исследования – отношение населения города Югорска к проблеме социального сиротства.
Гипотезой исследования было определено следующее положение- решение проблемы социального сиротства зависит от активности всего общества икаждого человека в частности.
Теоретическую основуработы составили исследования современных ученых, посвященные проблемамсоциального сиротства. Причины сиротства рассматривают доктор педагогическихнаук, профессор Виктор Чечет, доктор социологических наук Шергенг Н.А. Проблемыдетей, воспитывающихся в детских домах, описывают Шульга Т.И., Олиференко Л.Я.,Быков А.В. Были проанализированы публикации в средствах массовой информации, данныес Web-сайтов в Интернете.
Законодательно-правовуюбазу составили Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 – 2010 годы,программа Ханты – Мансийского автономного округа — Югры «Дети Югры» на 2006 –2010 годы.
В основе исследования –анкетирование, разработанное кандидатом философских наук К.М. Южаниновым,заведующим кафедрой социальной работы философского факультета Томскогогосударственного университета. Также проведены опрос специалистов отдела опекии попечительства администрации города Югорска и анализ материалов официальнойстатистики города Югорска.
/>/>/>Глава 1. Сиротство каксоциальное явление российского общества/>/>/> 1.1 Понятие «социальное сиротство», его виды и причиныпоявления
В настоящее время вобыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия:сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты — это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.Социальный сирота — это ребенок, который остался без попечения родителейвследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными,безвестно отсутствующими и т.д. [6,С.306] В этом случае заботу о детях берет на себя общество игосударство.
Социальное сиротствоявляется одной из ключевых социальных проблем современного российскогообщества. Духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясшийРоссию в 90-е годы XX века, привел кувеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической илиструктурной дезорганизации. Семья – главная и естественная система социальной ибиологической защиты ребенка – оказалась в кризисной ситуации. Впервые современ Великой Отечественной войны смертность превысила рождаемость,распадается каждый третий брак, 90 % детей-сирот, находящихся на попечениигосударства, сироты при живых родителях. Из них 3 % детей, поступающих в домаребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 60 % родителей отказываютсяот ребенка в роддоме, мотивируя нежелание его воспитывать отсутствиемнеобходимых условий, 60 % матерей, чьи дети поступают в дома ребенка,квалифицируются как матери-одиночки. Часть матерей ссылается на недостаточнуюпсихологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30 % детейпоступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков. [11.] Лишь небольшая часть детейоставляется родителями из-за обнаружения у них при рождении физическогодефекта.
Кризисныеявления в российском обществе привели к росту преступности, наркомании,алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни,воспитывающиеся в государственных учреждениях, часто повторяют судьбу своихродителей, как и они впоследствии лишаясь родительских прав, тем самым,расширяя поле социального сиротства. Признаком последних лет сталозначительное увеличение размеров социального сиротства. Обнаружилоськачественно новое явление — «скрытое» социальное сиротство, котороераспространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей,падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменениеотношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорностьдетей и подростков/>/>/>/>1.2 Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей
Запоследние двадцать лет социальное сиротство в нашей стране выросло в серьезнуюпроблему. До недавнего времени детский дом казался естественной, не подлежащейкритике формой жизнеустройства малышей и подростков, оставшихся без родителей ине взятых под опеку. Исследования же показывают, что лишение материнской заботыведет к задержке развития ребенка. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3 летобычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций,которые не поддаются исправлению. Дети, воспитывающиеся в интернатныхучреждениях, в своем большинстве отстают от сверстников в психофизическомразвитии, до 60 % контингента домов ребенка составляют дети с тяжелойхронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. Почти 55 %детей отстают в физическом развитии, они позже начинают ходить и говорить, чащеболеют, хуже учатся. Ребенок, выросший в полной изоляции от общества, нагосударственном обеспечении, повзрослев, не может адаптироваться и жить всоциуме. Его всегда обеспечивало государство, поэтому он не понимает, например,зачем нужно работать. По данным исследователей проблемы 90% бывших детдомовцевживут за чертой бедности, 40% детей, вышедших из интернатных учрежденийстановятся преступниками, 40% — наркоманами, 10% — заканчивают жизнь самоубийствоми лишь 10% — способны к полноценной самостоятельной жизни. [7, С.99.]
Ребенку для полного игармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, ватмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности,опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботыи ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежнодеформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
Сегодня проблемыустройства детей-сирот находятся в центре общественного внимания, являясь однимиз приоритетов в социальной политике государства. Президент РоссийскойФедерации В.В.Путин в мае 2006 года в своем послании Федеральному собраниюРоссийской Федерации сделал акцент на необходимости разработки механизма,позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатноготипа.[2, С.5.] В 2007году стартовала Федеральная целевая программа «Дети России», состоящая изнескольких подпрограмм. Одним из направлений подпрограммы «Дети и семья»является – «Дети-сироты», задачи которого «профилактика социального сиротства,постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа ксемейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей».[3, С.10.]
/>/>/>Глава 2. Социальное сиротство в Югорске
Проблема социальногосиротства является одной из наиболее сложных и болезненных проблем современнойРоссии и, в частности, города Югорска. В городе зарегистрировано детей-сирот182, из них социальных сирот – 166. В последние три года наблюдается ростколичества детей-сирот, в том числе и социальных сирот:
Таблица 1 2005 год 2006 год 2007 год Количество детей-сирот 145 153 182 Из них социальных сирот 132 141 166
Основными причинамисоциального сиротства являются алкоголизм и наркомания родителей. Кроме того,среди причин были названы отсутствие жилья у родителей, низкие доходы,конфликты в детско-родительских отношениях, педагогическая несостоятельностьродителей. Для детей из неблагополучных семей открыт Центр помощи детям,оставшимся без попечения родителей, «Доверие». В целях предупреждения социальногосиротства формируется банк данных о социально неблагополучных семьях. В 2006году таких семей в городе насчитывалось 113, в 2007 году наметилась тенденция кснижению: 109 социально неблагополучных семей. К сожалению, увеличивается количествосемей, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних: 2004 год – 49семей, 2005 год – 54, 2006 год – 61, 2007 год – 70.
Статистические данные обустройстве социальных сирот в Югорске за последние три года свидетельствуют обувеличении количества усыновленных детей, детей, помещенных в приемные семьи, опоявлении новой формы семейного устройства детей – патронате. К сожалению, наблюдаетсярост количества детей, переданных в центр «Доверие»:
Таблица 2
Устройство социальных сирот
Количество детей
2005 год
2006 год
2007 год Усыновление (удочерение) 17 19 39 Опека, попечительство 89 94 86 Патронат – – 3 Приемная семья 8 16 19 Центр «Доверие» 18 12 19
Детям-сиротам и детям,оставшихся без попечения родителей организуется отдых в каникулярное время,оплачивается санаторно-курортное лечение и проезд к местам отдыха и обратно,выплачивается пособие на приобретение одежды и обуви. Большое вниманиеуделяется социальной и психологической помощи семьям, которые принимают ребенка.
/>/>Глава 3. Изучение отношения населения города Югорскак проблеме социального сиротства
Как было отмечено выше, числосоциальных сирот в России, и, в частности, нашем городе возрастает с каждымгодом. Государство проводит немало мероприятий, направленных на улучшение жизнидетей в детских учреждениях, разрабатывает законодательство о новых формахустройства детей-сирот. Однако решение проблемы социального сиротства зависит иот активности всего общества и каждого человека в частности.
С целью выявленияотношения населения города Югорска к проблеме социального сиротства былопроведено социологическое исследование. Исследование проводилось методоманкетирования (Приложение 1), в котором приняли участие 162 человека: 59%женщин и 41% мужчин. Возраст респондентов 23 – 55 лет.
Чтобы определить точкузрения югорчан о причинах социального сиротства, респондентам было предложеновыделить несколько вариантов ответа (Приложение 2). Главными причинамисоциального сиротства 55% опрошенных считают распространение пьянства инаркомании, 49% — падение нравственности в семье и обществе. Значимыхрасхождений мнений у мужчин и женщин не наблюдается. На третье место в рейтингереспонденты поставили рост разводов, увеличение числа неполных семей. А вотрост социального сиротства в настоящее время связали с экономической ситуациейв стране 31% женщин и 10% мужчин. Но ведь можно вспомнить о том, что послеВеликой Отечественной войны состояние экономики и, тем более, уровень жизнинаселения находились в весьма плачевном состоянии, но масштабы социальногосиротства (не физического!) были минимальны по сравнению с современными.
Для выявления личныхпозиций по проблеме сиротства респондентам был задан вопрос: «Беспокоят ли вассудьбы детей-сирот?» (Приложение 3).Общий уровень обеспокоенностиюгорчан высок — 80%. Необходимо отметить, что в наибольшей степениозабоченность данной проблемой характерна для женщин (86%), что объясняется ихэмоционально-психологическими качествами, отзывчивостью, 5% опрошенных мужчинвыбрали среди предложенных ответ «нет, это не мои проблемы».
Но можно предположить, чтобеспокойство носит скорее абстрактный характер и не связывается с личнойготовностью к реальному действию. Об этом свидетельствуют ответы на последующийвопрос: «Могли бы Вы взять в свою семью ребенка, оставшегося без попеченияродителей» (Приложение 4).
Число людей, согласныхвзять ребенка на воспитание, достаточно велико – 70% с учетом всех вариантовсогласия, но доминирующей является позиция «Да, но в том случае, если этомой родственник» (40% респондентов). Количество югорчан, выбравших ответ«да, конечно» невелико — 12%. Не согласных ни при каких условиях взять на себязаботу о ребенке — 4% опрошенных. Люди в возрасте старше 50 лет проявляютменьшую готовность к принятию ребенка в семью, объясняя это тем, что непозволяет возраст. Другая проблема, которая снижает количество кандидатов взамещающие родители – это размышления следующего характера: «Я чувствую, чтомогу дать уход и заботу, но смогу ли я полюбить чужого ребенка?». В варианте«Другое» фигурировали следующие ответы: «не позволяют жилищныеусловия», „не могу решиться“, „не позволяет материальноеположение“. 24% респондентов вообще затруднились ответить на вопрос.
Отношение к семьям,воспитывающим приемных детей, носит выраженный позитивный характер (Приложение5). Большинство респондентов (85%) положительно относятся к семьям,воспитывающим приемных детей, при чем значимых расхождений между мужчинами иженщинами нет. 6% респондентов считают, что семьи обречены на трудности иразочарования, а 5% сделали вывод, что эти люди руководствуются корыстнымицелями. В варианте „Другое“ были и такие ответы: «если ребенок попалв хорошую семью, то положительно», «положительно, если будут любить, каксобственного ребенка».
На вопрос анкеты о«поддержке семей, принимающих к себе детей», респонденты могли выделитьнесколько вариантов ответа (Приложение 6). Равное количество, 48% респондентов,считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах, нуждаются вденежной помощи и улучшении жилищных условий. Среди тех, кто выбрал этиварианты ответа, преобладают женщины (62% и 60% соответственно), 36% женщин также отмечают необходимость предоставления льгот. 49% опрошенных женщин обращаютвнимание на то, что семьям, принимающим к себе детей, необходима квалифицированнаяпедагогическая, психологическая, правовая помощь, среди мужчин этот показательпочти в два раза ниже, 9% респондентов уверены, что вообще никакая поддержка ненужна, так как люди знают, на что идут.
На вопрос о наличии илиотсутствии собственных детей у приемных родителей (Приложение 7) были полученыследующие ответы: для 28% респондентов наличие собственных детей у приемных родителей(воспитателей) представляется желательным, при чем среди мужчин этот ответвстречается в два раза чаще. Наличие собственных детей у приемных родителей неимеет значения для 54% опрошенных, 11% считают, что собственных детей иметьнежелательно, так как приемным детям достанется меньше любви, заботы ивнимания.
Что касается требований кналичию собственного жилья, то подавляющее большинство респондентов (72%) настаиваетна его необходимости (Приложение 8).
На вопрос «Как Выотноситесь к помещению детей в государственные воспитательные учреждения?»ответы распределились следующим образом: значительное число респондентов (43%)исходит из того, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнемслучае, когда нет другого выхода. Такую точку зрения высказали большинствоженщин – 54%, а вот 49% мужчин считают, что это необходимая мера. Вариант «Отрицательно,это губит ребенка, ломает его судьбу» выбрали лишь 8% респондентов. В варианте«Другое» высказывается мысль о том, что детский дом — это реальная помощь,средство спасения детей, но указывается необходимость улучшения условий жизни вдетских домах (Приложение 9).
Анализируяполученные ответы на вопрос о формах устройства социальных сирот, известныхреспондентам (Приложение 10), можно сделать вывод о недостаточнойинформированности югорчан: большинству опрошенных известны не все формыустройства социальных сирот, особенно, такие как патронат, наставничество: «Где-тослышал, что-то читал, смотрел по телевизору» и т.п. Кроме того, респондентовволновали вопросы: можно ли усыновлять детей, родители которых живы, чем отличаетсяпатронат от приемной семьи или от наставничества, сколько детей может быть вприемной семье, какие требования предъявляются потенциальным воспитателям и т.п.
Одним из наиболее сложныхдля респондентов стал вопрос о желаемых личностно-психологических качествахпотенциальных воспитателей. Среди наиболее часто называемых характеристикдоброта – 49%, любовь к детям – 45%, терпение – 31%, ответственность – 23%,бескорыстие – 15%, понимание, порядочность, честность — 14%. Только 10%опрошенных отметили необходимость таких качеств как «педагогическаяподготовка», «педагогические способности», «знание психологии».
В анкете было такжепредложено оценить деятельность городских властей по решению проблемсоциального сиротства (Приложение 11). Анализируя ответы, можно сделать вывод отом, что количество людей, позитивно оценивающих деятельность городских властейпо решению проблем социального сиротства, относительно невелико (15%) и срединих преобладают женщины (процентный показатель в два раза больше, чем умужчин). 10% опрошенных считают, что городские власти «ничего не делают».Большинство респондентов (65%) придерживается варианта «отдельные мерыпредпринимаются, но этого недостаточно». В немалой степени существование такогомнения объясняется слабой информированностью населения о деятельности в этойобласти социальных служб, воспитательных учреждений, городской администрации.
/>/>/>Заключение
На основании проведенногоисследования были сделаны следующие выводы:
1. Проблемасоциального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы ибыла обозначена правительством среди первоочередных задач общефедеральногоуровня. Проблемы устройства детей-сирот являются одним из приоритетов социальнойполитики государства. Главной задачей становится переход от воспитания детей вучреждениях интернатного типа к семейным формам устройства детей-сирот.
2. Никакие меры несмогут изменить ситуацию, если к проблеме устройства детей-сирот не будетпривлечено внимание общественности.
3. Результатыанкетирования показывают, что большинство опрошенных югорчан беспокоят судьбыдетей, оставшихся без попечения родителей. Отношение к семьям, воспитывающимприемных детей, носит позитивный характер, но взять на воспитание ребенка в своюсемью готов не каждый.
4. Точку зрения отом, что помещение ребенка в детский дом возможно только в крайнем случаевысказывают большинство опрошенных женщин, а мужчины отмечают, что этонеобходимая мера.
5. Большинствоопрошенных считает, что семьи, берущие на себя заботу о детях-сиротах,нуждаются в денежной помощи, улучшении жилищных условий, меньшее вниманиеуделяя квалифицированной педагогической, психологической, правовой помощи.
6. Несмотря набольшую работу, которую осуществляют городской отдел опеки и попечительства,центр «Доверие», югорчане слабо информированы о деятельности этих служб, оформах устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Каковы же путипреодоления социального сиротства?
Для решения проблемыпредусматривается комплексное осуществление реформ, как на федеральном уровне,так и на уровне субъектов федерации. В профилактике сиротства в Россииприоритетной является поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи.
Какпоказало исследование, в нашем городе особая роль отводится информированиюграждан о возможностях семейного устройства детей. Информацию целесообразноразмещать там, где она доступна практически каждому: на телевидении и радио(видеоролики, социальная реклама, специализированные программы), в печатныхсредствах массовой информации, в буклетах, брошюрах и т.п.
Такженеобходимо организовать психолого-педагогическую подготовку граждан, желающихпринять ребенка в свою семью.
Ясчитаю, что подобные меры будут способствовать решению проблемы социальногосиротства.
/>/>/>Список литературы
1. ЗаконХанты-Мансийского АО — Югры от 26 декабря 2005 г. N 148-оз „О программеХанты-Мансийского автономного округа — Югры “Дети Югры» на 2006 –2010 годы».
2. КонцепцияФедеральной целевой программы «Дети России» на 2007 -2010 годы [Текст]: [федер.программа утверждена распоряжением Правительства РФ 26 янв. 2007г.]. //Официальные документы в образовании. – 2007.- №9. – С. 7-26.
3. ПосланиеПрезидента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации //Официальные документы в образовании. – 2006.- №15. – С. 3-24.
4. РоссийскаяФедерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон:принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. — [4-еизд.]. — СПб.: Victory:Стаун-кантри, 2001.
5. Васильев А.Ю.Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А.Ю. Васильев, Н.А. Шергенг// Современные проблемы науки и образования. – 2006. — №2. — С. 108.
6. Мустаева Ф.А.Социальная педагогика [Текст]:учебник для ВУЗов/ Ф.А. Мустаева– М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 305-319.
7. Шульга Т.И.,Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленнымдетям: опыт исследований и практической работы [Текст] / Т.И.Шульга, Л.Я. Олиференко, А.В.Быков. — М.,2003. — С. 99.
8. Чечет В.Альтернатива социальному сиротству [Текст]/ В. Чечет // Социальная педагогика. — 2001. -№9.- С.105.
9. Яковлева И.Сердце не может не остановиться [Текст]// Соленое детство / А. Гезалов. — М.: Издательство «Благо»,2005. — С. 50-151.
10. Государственно-общественные формыустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] — Электрон. ст. – Режим доступак ст.: www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm
11. Истоки и причины социальногосиротства в России и пути его преодоления [Электронный ресурс] — Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http//www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason1.htm
12. Социальноесиротство в зеркале мнений [Электронныйресурс].
Приложение1
Господа! Вы принимаетеучастие в социологическом опросе, целью которого является изучение отношения кпроблеме социального сиротства. Просим вас ответить на вопросы анкеты.
Укажите Ваш пол_______(м/ ж) и возраст________
I Беспокоят ли Вассудьбы детей, оставшихся без попечения родителей?
· Да, беспокоят
· Беспокоят, но неслишком
· Нет, это не моипроблемы
· Затрудняюсьответить
II С чем, на Вашвзгляд, прежде всего, связан рост социального сиротства в настоящее время?(возможно несколько вариантов ответа)
· Экономическая ситуация в стране: рост бедности
· Кризис семьи (рост разводов, неполные семьи)
Военные конфликты, стихийные бедствия
· Распространение пьянства, наркомании
· Падение нравственности в семье, в обществе
· Другое
· Затрудняюсь ответить
III Делают личто–либо городские власти, с Вашей точки зрения, для борьбы с социальнымсиротством?
· Да, делают всё,что могут
· Отдельные мерыпредпринимаются, но этого не достаточно
· Ничего не делают
· Другое
· затрудняюсьответить
IV Как вы относитеськ помещению детей в государственные воспитательные учреждения?
· Положительно, этонеобходимая мера
· Это можно делатьтолько в крайнем случае
· Отрицательно, этогубит ребёнка, ломает его судьбу
· Затрудняюсьответить
V Какие формыустройства социальных детей-сирот Вам известны?
· Детский дом
· Усыновление / удочерение
· Опека / попечительство
· Патронат
· Приемная семья
· Наставничество
· Семейный детский дом
· Затрудняюсь ответить
VI Могли ли быВы взять ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в свою семью навоспитание?
· Да, конечно
· Да, но только вкрайнем случае и на короткий срок
· Да, но толькоесли это мой родственник
· Да, но только приусловии материальной поддержки со стороны государства
· Нет, ни при какихусловиях
· Другое
· Затрудняюсьответить
VII Как Выотноситесь к семьям, воспитывающим приёмных детей?
· Положительно, этилюди достойны уважения
· Мне их жаль, ихждут трудности и разочарования
· Отрицательно, этолюди, руководствующиеся корыстными целями
· Другое
· Затрудняюсьответить
VIII Какая поддержка в первую очередьбудет необходима семьям, принимающим к себе детей? (возможен выбор несколькихвариантов ответа)
· Денежная помощь
· Улучшениежилищных условий
· Помощь педагогов,психологов, юристов
· Предоставлениельгот
· Никакая, онизнают, на что идут
· Другое
· Затрудняюсьответить
IX Возможно ли наличие собственных детейу приёмных родителей?
· Желательно
· Нежелательно
· Не имеет значения
· Затрудняюсьответить
X Обязательноли наличие собственного достаточно просторного жилья?
· Обязательно
· Необязательно
· Не имеет значения
· Затрудняюсьответить
XI Какие, на Ваш взгляд, должны бытьличностно – психологические качества у потенциальных воспитателей?
Большоеспасибо за участие в опросе!
Приложение 2
Приложение 2 />
Приложение 3 />
Приложение 4 />
Приложение 5 />
Приложение 6 />
Приложение 7 />
Приложение 8 />
Приложение 9 />
/>
Приложение 11