Билет №2
Отрасли психологии.
Совр психология представляет собой широко разветвлённуюобласть знаний. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют:1)педагогическая– особенности обучения и воспитания 2) детская – изучение психикидетей разного возраста 3)психология труда – изучение псих. особенностейтруд. деят-ти с целью её рационализации, закономерности развития труднавыков 4)инженерная – соотношение техн. требований и псих возможностей5)психология спорта – исследования псих особенностей спорт деят-ти 6)авиационнаяи космич – изучает особ-ти псих процессов в усл космоса 7)юридич — изучает псих особенности поведения участников угол процесса (психологиясвид показаний, псих требования к допросу и т д), псих проблемы поведения иформирование личности преступника 8)военная – изучает психологиюсолдат в разл формах воен действий 9)медиц – расстройства психики приразл заболеваниях 10)патологич – нарушения психики, связанные снедостатками строений и функций мозга 11)соц – соц-псих проявлениячел, его взаимоотношения с людьми, с группой, псих совместимость людей,соц-псих проявления в больших группах 12)эконом 13)политич.
Билет №3
Психология и экономика.
Психология тесно связана с эт, в частнос-ти с менеджментом.Теория менеджмента основана на психологич. Теориях. Осн задача менеджера –мотивация, формирование коллектива, стиль и принятие решений, переговорныйпроцесс, подбор кадров. Маркетинг – теория поведения потребителей, основаннаяна психологии: сигментирование рынка, позиционирование товара, подбор торгперсонала, приговорный процесс, продвижение товара на рынок. Эк-ка труда –создание техники и технологий, соответствующих чел, Обучение мастерству.
Билет №4
Методы исследований.
Бывают формализованные (по правилам) и малоформализованные(определяют общую тематику). К формализ относятся: 1) тесты 2)опросники (анкета)3) проективные методики 4) метод эксперимента. К малоформ 1) наблюдение 2)беседы 3) интервью.Тесты – в пер с англ испытание, проверка)предназначены для установления количеств и качеств индивид псих различиймежду людьми. Показатели, хар тест: 1) надёжность – точностьизмерения псих хар-к личности; считается тест, если коэффициент креляциипри повторных измерениях составляет 0,75 и выше) 2) валидность– показатель, хар насколько точно соответствует тест изучаемому св-ву, впер с англ – пригодный.
Классификация тестов:
1) по предмету измерения: интеллект, способности,личность, межличностные отн-я 2) по хар-ру тест заданий: вербальные иобразные 3) в зав-ти от кол-ва испытуемых: индивид и групповые 4) поформе предъявления заданий: бланковые, аппаратурные, рисуночные и устные.
Анкетирование
— процедура проведенияопроса в письм форме с пом анкеты (с франц список вопросов). Виды анкет:1) по направленности вопроса а) о личности респондента: пол, возраст,образование, сем положение б) выявление мнения: оценочное суждение и мотивыв) формы поведения: поступки и действия 2) по форме ответов/вопросовА) закрытые вопросы: а)дихотомич форма: да, нет б) полувариантная форма,предусматривающая меню ответов в) шкальная форма, когда необходимоопределить отношение Б) открытые (респондент полностью формулирует ответ)3) по функциям а) информац б) вопросы-фильтры, определяют опред группы,сегмент респондентов в) контр вопросы, позволяют оценить правильность ответареспондента.
Наблюдение.
Широкоиспользуется в эк-ке. Классификация: 1) в зав-ти от степени вовлечённости исследователяв изучаемую среду: включённые и сторонние 2) по хар-ру воздействия объектов:скрытое и открытое 3) по хар-ру восприятия: сплошное и выборочное
Интервью
От англ встреча, беседа. Имеет опред цель и осущ поопред плану. Считается наиболее субъективным, т к результаты зависят отличности кор- и респондента .
Билет №5
Понятие психики.
Традиционно психика опред-ся как св-во живой материиотражать своим состоянием окр мир. Психика – вирт сжатие природы, отражениеобъективного мира. Мир -> отраж система -> нервная отраж система.
Отраж псих явление: псих отражение не явл-ся зеркальныммех кооперированием мира. Псих отображение сопровождается отбором инфы, котподвергается специфич обработке. Псих отображение – субъективное избиратотражение объект мира. Псих св-ва явл результатом нейрофизиологич деят-тимозга, однако содержат в себе хар-ки внешних объектов. Психика – системноекачество мозга, реализуемое через многоуровневые функц системы мозга, кот формир-сяу чел в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формамидеят-ти и опыта чел-ва через собств акт деят-ть. Т о, психика чел включает всебя 3 составляющих внешний мир, природу, её отражение
Билет №6
Теории.
В наст время имеется неск теорий, пытающихся объяснитьпсихику: 1) теория нейрофизиологич. Осн положения: психикатесно связана с деят-тью мозга; психику нельзя просто свести к нерв системе,возможно, психика имеет свой субстрат 2) теория тождества:псих процессы по своей сути есть психологич 3) теория психофизиологич параллелелизма:псих и физ составляют 2 ряда явлений, кот соответствуют друг другу, но вместе стем никогда не пересекаются и не влияют друг на друга. Отсюда предполагаетсяналичие души, кот связана с телом, но живёт по своим законам 4) теорияединства: псих и физ процессы возникают одновременно, но качественноразличны 5)совр представления: псих явления соотносятся не с отд структурамимозга и не с отд нейрофизиологич процессами и явл системным качеством мозга,реализуемые через многоуровневые функц системы мозга.
Билет №7
Структура психики
Осн формы проявления психики: 1) процессыа)познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь,внимание б) эмоционально-волевые: чувства, воля 2) состояние: творч подъём,устойчивый интерес, апатия, угнетённость 3) св-ва личности: темперамент,хар-р, способности, тип личности, направленность личности (ценностная ориентация).Сущ-ет специфич (физ восприятие) и неспецифич путь передачи инфы (подключаетэмоции, возбуждает кору). Обычно выделяют 3 группы псих явл-ий, а именно психпроцессы, псих состояния, псих св-ва. Псих процессы – динамич отражениедействительности в разл формах псих явл-ний. Псих процессы вызываются как внешвоздействиями, так и раздражениями нерв системы, идущими от внутр среды организма.Все псих процессы подразделяются на познават (ощущения и восприятие, представленияи память, мышление и воображение), эмоц – активные и пассивные переживания,волевые – решение, исполнение, волевое усилие и т д Под псих состоянием следуетпонимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психдеят-ти, кот проявляется в повыш или пониж активности личности (бывают общеепсихологич состояние и эмоц сост-я). Под псих св-вами чел понимают устойчобразования, обеспеч опред кач-количетв уровень деят-ти и поведения, типичныйдля данного чел. Псих св-ва не сущ-ют вместе, они синтезир-ся и образуютсложные структурные образования личности, к кот н/отнести: жизн позициюличности, темперамент, способности. Хар-р.
Билет №8
Развитие психики
Имеется 2 подхода на развитие психики: 1)материалистичи 2)идеалистич. По 2ому в мире сущ-ет 2 начала матер и идеальное.Они независимы, вечны и несводимы друг к другу. Они взаимодействуют междусобой, но тем не менее развиваются по своим законам. Психика не есть св-воживой материи и не есть продукт её развития. Они как и материя имеют высшие инизшие формы развития, свои законы и свои движущие силы. По 1омупсихика возникла в рез-те эволюции материи. Вся материя имеет св-ва отражения,т е способность отвечать на воздействие среды. Форма ответа – это движение.Формы отражения живой материи: 1) раздражимость – способностьживого организма реагировать на биологически значимые стимулы. Простейшаяформа отражения. Пример: тропизмы 2) чувствительность – появл снервной системой. Потом формируется активный образ жизни. Это биологичпризнак возникновения психики. Возникает способность к обучению 3) дифференциация– появление ганглий – скопление нервных клеток 4) инстинкты – врождённаянеизменяемая форма поведения, одинак у особей опред вида. Это алгоритмреакций в ответ на раздражители. И зафиксированы в мозге в виде жёсткихпрограмм поведения, кот передаются по наследству. Различают 3 уровней: низшие,средние (самосохранение, продолжительность рода, альтруизм, исследоват и, лидерство,свобода, сохранение достоинства) и высшие (вера, надежда, любовь, смирение,сострадание, воздержание, щедрость, справедливость). Низшие и, если получаютакцептуацию, то в обыденной жизни их наз-ют отриц чертами хар-ра: гордость,тщеславие, зависть, скупость, уныние, гнев, блуд, чревоугодие. 5) навыки – воснове формирования – динамич программы 6) сознание – накопленный опытформирует динамич программу поведения, кот корректирует жёсткую программу –так возникает интеллектуальная деят-ть.
Т о развитие психики происходит в неск этапов (поведение)1) элементарная чувствительность: и, врождённые формы реакции 2) предметноевосприятие: навыки, поведения формир-ся в рез-те индивид опыта 3) отражениемежпредметных связей: интеллектуальное поведение.
Билет №9
Мозг и психика.
Нерв система состоит из 2 больших отделов: ЦНС ипериферич нс (соматич и вегетативный: пара- и симпатич). ЦНС содержит спиннойи головной(продолговатый, средний, промежуточный, большие полушария,мозжечок) мозг. Соматич отдел регулирует скелетную мускулатуру, а вегетат– работу жизнеобеспеч систем. Парасимпатич – двигат функции. Симпатич– регуляция обмена в-в. ЦНС начинается со спин мозга: проводниковая ирефлекторная. Продолговатый мозг — нах-ся в головной коробке, продолжаетф-цию спин мозга. Средний мозг: рефлект и проводник ф-ции выполняет простейшиерефлексы. От сред мозга выходят нервы, регул мышцы глаз и лица. Там наход-сяпервичные зрит и слух центры. 2 системы передачи и: специфич н с и в основесред мозга и частично-продолговат – ретикулярная формация – сеточка Регулятдеят-ть регулирует и активирует кору головного мозга. В таламич обл-ть приходитвся инфа из сред мира, происходит оценка инфы. Отобранная инфа (значимая,интересная, новая, необычная) идёт в кору голов мозга. Гипоталамус участвуетв формировании эмоций. Кора гол мозга неравнозначна. Лобная часть: программныеф-ции, затылочная – зрит центры, височная – центры слуха, речи и память. Мозгассиметричен в выполнении своих ф-ций: в лев части происходит разложение инфына части, не м/интегрировать инфу в образ. Пр полушарие – эмоц окраска инфы,производится идентификация с эталоном и создание образа.
Билет№12
Осн положения бихевиоризма.
Основоположник амер Уотсон. Датой рождения явл-сяпубликация в 1913г статьи «Психология с точки зрения бихевиориста» в научномпсих журнале «Психологич обозрение». Предмет психологии с т зр бих-ма — поведение,понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций (R) навнешние стимулы(S). Задача психологии – понять и объяснить поведениебез субъект категорий. Объяснить поведение следует по 3 направлениям:1)описать поведение 2)выяснить те физич силы, о кот оно зависит 3)установитьсвязи между стимулом и поведением (стимул порождает реакцию). Методомисследований явл-ся поведенч эксперимент. Сыграл опред роль в теории менеджментаи в рекл продукции.
Билет №13
Осн положения гештальтпсихологии.
Возникло в Гермении в 1 четверти ХХв и выдвинувшее вкач-ве осн объяснит принципа психологии целостное объединение Эл-тов психичжизни, несводимое к сумме составляющих, — гештальт. Гештальт – образ,структура. Представители: Келер, Вертгаймер, Дункер. Стимул напрямую невызывает реакцию (S->0->R). У каждого из нас имеютсяэталонные образы. Т рассматр соотношение целого и части в формированиипсихики. Психика – целостное образование разл составляющих частей (ощущений).Эта Т внесла опред вклад в понятие механизма познават процесса. Содержаниезрит, слух и др ощущений явл более полным, чем их образы, выраженные в понятияхи возникшие в психике. В формировании психики опред роль играют не отд ощущения,а их взаимосвязь, формир образ, предметы или явл-ния. Созданный образ в своюочередь влияет на хар-р протекания ощущений.
Билет №14
Осн положения психоанализа.
Основоположник – Фрейд. Есть теория и метод психоанализа.Фрейд впервые отметил, что психика чел структурна и состоит из без-, сверх- исознат (интуиция). У каждого чел активность этих 3 выражена не в одинак степени.Все они развиваются, обогащаются и тренируются. Подсознание – хорошо автоматизирнавыки, глубоко усвоенные нормы. Подсоз-ие защищает сознание от изм-ний работы.Сознание оперирует знанием, кот м/быть переданы другим. В сверхсозн-ие безконтроля сознания возникают новые связи. Фрейд выделил 2 инстинкта, регулповедение: самосохранение и секс и или либидо. Бессознат насыщено энергиейлибидо, слепого и, не знающего ничего, кроме принципа удовлетворения. Сознаниев силу запретов общ-ва препятствует этому и энергия либидо ищет обходные пути,прорываясь в сознат или телесные действия (эйфория) – создание худ образов всновидениях. Т о в псих реакциях чел ничего случайного нет, всё причиннообусловлено.
Билет №15
Осн положения когнитивной психологии.
Когнито (знание). Это направление возникает с развитиеминфы. Основоположник – амер Келли. Гл источником развития личности явл среда,соц окружение. Осн положения: 1) чел – система по восприятию и переработкеинфы 2) каждый чел воспринимает и интегрирует внешний мир через свой внутр(конструкты) 3) восприятие, мышление, память, речь, межличностные отн-ияопред-ся конструктами примерно также, как устройство организма генотипом.Конструкты функционируют по признаку дихотамии. Конструкты изменяются подвлиянием опыта, т е чел развивается в течение жизни. Конструкты естьосновополагающие, т е наиболее часто употребляемые, и периферийные.
Билет №16
Осн положения гуманистич психологии.
Сформировалась в 1950-1960-е гг., предметом изучениякот явл уникальная, целостная личность чел. Основатели: Маслоу и Роджерс.Сторонники считают, что каждый чел м/самоактуализироваться, но не каждый этоумеет. Поэтому задача общ-ва создать соц усл-ия, в кот каждый чел мог быраскрыть свои возможности. Цель жизни – реализовать весь свой врождённыйпотенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т е человеком, котиспользует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал идвижется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истиннойприроде. В наст время гуманистич. Психология превратилась в обл-ть практичпсихологии.
Билет №17
Информац-энергетич модель психики.
Особенности: 1)чел – система по восприятию и переработкеинфы 2) организм чел фунционирует по законам бытия 3) для норм функционированияорганизма необходимо поддерживать состояние целостности (баланс организма ивнешней среды). Целостность организма определяет наше функц состояние,здоровье 4)причина нарушения психологич баланса – это ЭГО (в пер сознание).Эго отличается от Я, я — это природа, а эго постоянно нуждается в признании иподдержке. Согласно этой модели любая мысль или действие вызывает каскадреакций в окр мире 5) мозг явл мощным энергетич генератором 6) сознаниеорганизовано на принципах, стереотипах. Стереотип – это шаблон, защищаетмозг от избыточной неупорядоч инфы. Всякий прорыв стереотипа приводит к нарушениюбаланса сознат-го и бессознат-го. У чел возникает состояние тревоги, беспокойства,транса. В таком состоянии чел внушаем 7) бессознат – пространство, где происходитвзаимодействие инфы. Здесь формир-ся инстинкты, желание, влечение. Непрорвавшиеся в сознание импульсы устремляются к нему обходными путями(посредством снов, оговорок, движений). Бессознат имеет структуру:коллективное бессознат и индивид бессознат. В бессознат отсутствует ф-ция времени,время явл-ся его функцией и сущ-ет в сознании. Коррекция бессознат: эмоции,связ с событиями, кодируются мозгом в виде некот информац матриц. Усилениемволи м/вывести инфу на уровень сознания и изменить к ней отношение.Человек—система, кот м/рассчитать, прогнозировать. На чел оказывают, определяюткарму: влияние рода, сила поведения, сила воли.
Билет №25
Понятие и структура личности.
Чел хар-ся неск понятиями: человек-индивид, индивидуальность,личность. Чел – вид животного. Индивид — каждый в отдельности чел. Каждый челиндивидуален и неповторим. Личность – чел, проявляющийся в обществе.Формирование чел как личности начинается ещё внутриутробно (по одной версии– Гроф), с первых дней жизни – классики. Понятие зрелой личности – личность,кот имеет свою неподдельную т зр на эти или иные явл-ия жизни. Зрелость зависитот опыта (примерно 33 года). Структура личности
Психич процессы – воображение, ощущение, восприятие.Темперамент – явл биологич, характер – соц. Опыт и знания основаны на 2предыдущих, но зависит от соц факторов. Направленность – ценности, жизн позицияличности.
Билет №26
Темперамент. Механизмы, лежащие в его основе.
Темперамент (в пер с лат – смесь, соразмерность) –индивид особенности чел, опред динамику протекания его псих функций и поведение.Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психпроцессов. Темперамент – биологич основа, на кот формируется личность, как соцявление. Выделяют 4 типа темперамента: холерик (желчь), сангвиник (кровь),флегматик (слизь), меланхолик (меланин, чёрная желчь). Создатель ученияо Т Гиппократ. Он считал, что люди различаются соотношением 4 жидкостейорганизма: крови, желчи, слизи и чёрной желчи. Представления о ТГиппократа получили частичное подтверждение в совр эндокринологич исследованиях.По мнению Лесгафта, в проявлении темперамента лежат св-вакровообращения: толщина и упругость стенных сосудов, диаметр их просвета,строение и функции сердца. Кант выделил 2 группы: темпераменты чувств (сангв,меланх) 2) действия (хол, флегмат). Совр. Представления о Т: согласноконцепции о 4 структур в формировании потребностей и поведении ведущая рольпринадлежит след 4 структурам: кора гол мозга, гипокамп, гипоталамус,миндалины. Предполагается также, что функц особ-ти этих 4 структур лежат воснове индивидуальности. Если в обработке инфы преобладает гипоталамус и лобнаякора – холерик, миндалины и гипокамп – меланхолик, гипоталамус и гипокамп –сангвиник, миндалина и лобная кора – флегматик. Выделяют 2 подструктуры: 1)миндалины – гипоталамус – потребностно-мотивац структура (интроверт) 2) кора– гипокамп – информац структура (экстраверт). От соотношения этих подструктурзависит экстра- и интроверсия.
Билет №27.
Холерический темперамент.
+-+. Сильный неуравновешенный тип личности. Если вобработке инфы преобладает гипоталамус и лобная кора – холерик. Он имеет точныедоминирующие цели и интересы, его действия, направлены на преодоление тех илииных препятствий, на достижение цели. Человек быстрый, порывистый, способныйотдаваться делу с исключит страстностью, но не уравновешенный, склонный кбурным эмоц вспышкам, резким сменам настроения. Высокая работоспособность нервсистемы, м/работать долго, с высокой отдачи. Он относится с энтузиазмом ктой деят-ти, кот ему нравится. Он не любит контроля, чтобы его хвалили (контролироватьм/только результат). Преобладает гнев, ярость, агрессия. Взаимоотношения слюдьми: он прямой, категоричный, часто конфликтный. У холерика возбуждениесильнее торможения. Не носит долго гнева. Пётр I, Пушкин,Суворов, Павлов, Жириновский.
Билет №28.
Сангвинистический темперамент.
Сильный, уравновешенный тип личности. Преобладаетгипоталамус и гипокамп. Чёткие доминанты: открытый, живой, подвижный, быстроотзывающийся на окруж события, сравнительно легко переживает неудачи инеприятности, любознательный, доминируют положит эмоции. Сильная нервная система,высокая работоспособность. Душа общ-ва, преобладают положит эмоции. Рассудитчеловек, холодное внимание. Думает одно, а говорит другое (хорошее). Лермонтов.
Билет №29.
Флегматический темперамент.
+- Нервная система инертная. Преобладает миндалина илобная кора. Хорошо сбалансированные потребности, без выделения доминанты,тяготеет к положит эмоциям. Высокая работоспособность, однако медленно воспринимаютинфу, медленно обрабатывает и выполняет. Доминирует подкорка, закрытая и сист.Воспринимает блоками, материал очень хорошо систематизирован. Настойчивый иупорный. Работа качественна, труженик жизни. Медлит, невозмутимый человек сустойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабымвнешним выражением душевных состояний. С людьми: равнодушный, но есливозникает негатив—это надолго. Крылов, Кутузов.
Билет №30.
Меланхолический темперамент.
— Слабый тип. Преобладают миндалины и гипокамп. Измножества событий трудно выделяет доминирующие. Отсюда реагирует на широкийкруг проблем сл-но нерешительность, бесконечные колебания, высокая чувствительность,тяготеет к обороне, чувства страха, растерянности. Не м/развивать высокую идлит работоспособность. Ему нельзя менять работу. Легко ранимый, склонныйглубоко переживать даже незначит неудачи, но внешне вяло реагирует наокружающее. В общении: замкнутые, необщительные. Они ни во что не верит, всё боится,во всём видит недоброе, злое. Чайковский, Гоголь.
Билет №31.
Соционика как наука.
Соционика—это наука, заним-ся изучением способовобмена инфой между людьми. По мнению учёных, соционика м/не только описывать,но и прогнозировать поведение чел, а знание её законов позволит понять сутьсоц-эк межгос и межличностных отн-ий. Знание законов соционики м/оказатьсяполезным при решении сугубо практич задач, формир устойчивых коллективов,решение сем проблем, проблемы воспитания детей. Соционика м/спрогнозироватькакие отношения сложатся между чел и окружающими. Юнг установил, чтосоциотип – совокупность псих качеств проявл-ся в одинаковом образе мышления иповедения. Социотипы отличаются друг от друга способами восприятия мира испособами обработки инфы.
Билет №32.
Модель Юнга.
Социотип
Экстраверсия интроверсия рац(I) иррац(P) рац иррац мышлениеTощущенияS мышлениеощущения эмоцииF интуицияN эмоции интуиция __ — деловая логика (выгода, эффективность,целесообразность, технология)
__ — структурная логика (умозрит структура, система,теория, стратегия)
__ — этика эмоций (открытое эмоц воздействие, непосредствэмоц реакция)
__ — этика отношений (отнош между людьми, вопросыдолга, чести)
О – волевая сенсорика (акт действия, экспансия, владениепространством)
О – сенсорика ощущений (гармония пр-ва, ощущениеудобства, самочувствие)
__ — интуиция возможностей (способность оцениватьвнутр содержание, потенц возможности объекта)
__ — интуиция времени (предчувствие, прогноз, способностьулавливать динамику развития, поэтич фантазия, мистич чувство).
Билет №35.
Рац и иррац стиль поведения.
Рационалы –люди с аналитич складом ума, хар особ-тью обработки инфы явл выделение наиболеезначимых признаков воспринимаемой инфы. Они ориентируются на нормы,объективные ценности. Их поступки обдуманы и живёт по принципу «7 разотмерь».
Иррационалы– синтетич склад ума, целостное нерасчленённое восприятие мира. Люди спреимущественно образным типом мышления. Если рац интересует прежде всего причинно-следствотн-ия, то иррац – чувственность: образы и чувства. Речь иррац насыщенасравнениями, образами, метафорами. Синтетич склад проявляется в импульсивностипоступов, эмоциональности, поведение не явл результатом предшествующего анализа,а рез-том сложившихся эмоций. Иррац типы доминируют процесс восприятия (интуицияи ощущение), поэтому поведение основано не на разуме, а на ощущениях; не любятправила, нормы.
Билет №37.
Тип личности и стили управления.
Классич стиль управления подразделяется на авто- идемократич. В силу типологии личности мы польз-ся теми или иными стилямиуправления.
Автократический
приказывающий продающий
ESTJ ESTP ISTJ ISTP)(ESFJ ESFP ISFJ ISFP)
Демократический
участвующий делигирующий
INTJ INTP ENTP ENTJ ENFJ ENFP INFJINFP
Каждый менеджер в зависимости от его типа личноститяготеет к тому или иному стилю управления. Социоанализ позволяет провестичёткую дифференциацию разных стилей: 1)менеджеры с разными признаками логики(Т) и сенсорики (S) в большейстепени исп-ют волюнтаристич методы рук-ва. При этом уделяют внимание матерстимулам для своих работников 2) этики(F) исенсорики(S) каксильных качеств говорит о меньших авторитарных склонностях, больше гибкостивуправлении, склонность к популизму, ориентация на соц программы в ущерб пр-ву3) логика (Т) и интуиция (N) в кач-ве доминирующих признаков менеджеров побуждаетего отдаватьвсе свои силы целям предприятия. Такие руководители ценят людей заих умение выдвигать ценные идеи и предложения. Сам склонен консультироваться сэтими людьми при выработке управленческих решений 4) этика (F)и интуиция (N) менеджердоверяет своим подчинённым, пренебрегает контролем дисциплины, делегирует большинствосвоих полномочий заместителями и не умеет вести конкурентную борьбу на рынке.Самым лучшим руководителем явл-ся приказывающий.
Билет №38
Тип личности и формирование команды,.
Для решения проблем рук-ва с т зр социотики рук-вод/представлять собой двойственную структуру. Эта структура хорошо работает встранах Запада, где процессом руководит специалист, а обеспечиванием дела — менеджер. с т зр социотики, такая структура оптимальна при отношенияхдуальности, активации, полудуальности, соц заказа, деловых и квазитождествмежду менеджером и специалистом. Эффективно работают пары с отн-ямиактивации, иногда при этом дуальные отн-ия ставятся на второе место. Этообъясняется сходством партнёрор по шкалам экстра- и интроверсии. В истории:Маркс и Энгельс (ENTP-ESFJ), Ленин и Троцкий (ESTP-ENFJ),Бухарин – Сталин (INFP-ISTJ). Лидеры SP –сенсорный и рац тип, живут по принципу «и здесь, и сейчас». Наилучший руководительв усл риска. Руководители лишены сентиментальности, романтизма, практичны издравомыслящи, непунктуальны; отсутствует планирование, организация м/нестиущерб из-за отсутствия детально разработанного плана развития. Онм/возглавлять организацию, если его заместителями явл-ся NTили SJ. Лидеры SJ(логика) — жёсткий лидер, организация стабильна,планомерна и надёжна. Надёжный партнёр, серъёзно относится к мат ресурсам,традициям и обычаям, но в орг-ции м/процветать бюрократия. Его заместители: SF, NF. РуководителиNT: люди,способные планировать, умение беспристрастно менять сложившийся порядок,гибкие по содержанию и жёсткие по форме. Зам: SF. РуководителиNF:ориентирован на межличностные отн-ия, стремится всегда быть приятным иполезным. Зам: NT, SJ.
Билет №36.
Тип личности и профессиональная ориентация.
ESTJ, ESTP, ISTJ, ISTP– практики. Будучи логиками (Т), они ориентированы на объективные законы, асенсорика (S) проявляется в том, что они воспринимают мирконкретно; реалисты, практичные люди. Их деят-ть наилучшим образом проявляетсяв областях, где св-ва S и T востребованы: сфера пр-ва, армия, силовыеструктуры, спорт. ESFJ, ESFP, ISFJ, ISFP – социалы. Ведущий блок занят этикой F исенсорикой S. Именно он определяет их соц направленность. Все ониэмоциональны, хорошо разбираются в настроениях других людей, легко идут накомпромиссы ради хороших отношений. В тоже время они реалистичны (S).Мат ценности и благосостояние играют в их жизни большую роль. Слабые функции:интуиция и логика. Поэтому они реалисты, а не мечтатели. Часто вместо тогочтобы обдумать ситуацию, идут на поводу у эмоций. Сл-но им трудно действоватьв сфере пр-ва. Социалы м/реализовать себя в гуманит области с практич уклоном:медицина, преподават обл-сть. INTJ, INTP, ENTP, ENTJ – исследователи. Сильные функции: логика, интуиция.Будучи Т, все 4 типа ориентированы на объективную реальность, а с др стороныжелают всё анализировать. Интуитивность N способствуетразвитию желаний проникнуть в самую суть проблемы и явлений. В каждую деят-тьони вносят эл-ты творчества. Слабые функции: сенсорика сказывается на том,что мат ценности имеют меньшее значение, чем идеи. Слабая этика (F):они слабо ощущают оттенки отношений между людьми. Совершенно противопоказанажёстко регламентир работа. Показано: научно-исследоват работа, руководители. ENFP, ENFJ, INFP, INFJ– гуманитарии. Сильные функции: этика F и интуиция N.Сильная интуиция настраивает на мечтательность. Интерес к необычномупорождает склонность больше к теории, чем к практике. Сильная F эмоциональность,хорошо разбираются в людях. Слабые: S и Т, сл-но практичность, логичзадачи решаются с трудом. Противопоказания: произв деят-ть, строит работы, хозпрофессии, бухгалтеры, армия, силовые структуры. Показано: гуманит дисциплины,искусство.
Бухгалтеры: рац, планирование: SJ.
Снабженцы: ISFJ, но если в системе снабжениянужен контроль и порядок, то ISTJ. Если криминал, то ESTP.Билет №10 Виды эмоций и механизмы их возникновения.
Впроцессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатф-ции мозга – эмоции (от лат emovio – возбуждаю, волную). Они оражают личную значимостьвнеш и внутр стимулов, ситуаций, событий для чел, т е то, что его волнует, ивыражаются в форме переживаний. В психологии эмоции опред-ся как переживаниечел-ком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущейситуации, к др людям, к самому себе). Помимо этого эмоция исп-ся в шир смысле,когда под ней имеют в виду целостную эмоц реакцию личности, включ не толькопсихич компонент – переживание, но и специфич физиологич изменения в организме,сопутствующие этому переживанию. В этом случае м/говорить об эмоц состояниичел-ка. Эмоции имеются и у животных, но у чел-ка они приобретают особуюглубину, имеют мн-во оттенков и сочетаний. Нем ф-ф Кант делил эмоции на стенич(сила), повышающие жизнедеят-ть организма, и астенич, ослабляющие её. Эмоциитакже делятся на положит и отриц. Филогенетически наиболее древним явл-сяпереживания удовольствия и неудовольствия (т н эмоц тон ощущений), кот направляютсяповедение чел и животных на сближения с источником удовольствия и на избеганиеисточника неудовольствия. В головном мозге имеются центры удовольствия инеудовольствия, возбуждение кот даёт соответствующие переживания. Симоноввыделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются иположит о отриц оттенки. В зав-ти от личностных (вкусов, интересов, нравствустановок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также ситуации, в котони находятся. Одна и та же причина м/вызывать у них разные эмоции. Эмоцииразличаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанностипричины их появления. В связи с этим выделяют настроения, эмоции, аффекты.Имеются несколько теорий, почему возникают эмоции Симонов – эмоция появляетсявследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворенияпотребностей. Степень эмоцион напряжения опред-ся силой потребности и величинойдефицита инфы, необходимой для достижения цели.Билет №11
Функции эмоций.
Отражат-оценочная эмоции дают субъективную окраску происходящему вокругнас и в нас самих. Т е на одно и тоже событие разные люди м/эмоциональнореагировать совсем различно. Помогают оценивать не только прошедщие илипроисходящие сейчас действия или события, но и будущие, включаясь в процессвероятного прогнозирования. Управляющая – управление поведением чел,влияют на принятие решений, мотивацию, работоспособность. Защитная –связана с возникновением страха, предупреждает о реальной или мнимойопасности, защищает от гибели. Мобилизующая – мобилизация резервов челза счёт выброса в кровь доп кол-ва адреналина. Компенсаторная –возмещение инфы, недостающей для принытия решения или вынесения суждения очём-либо, при сталкновении с незнакомым объектом придаёт окраску в связи с егосхожестью с ранее всречавшими объектами, помогает выйти из тупика, когда он незнает, что делать. Санкционирующая – разрешает действия какие-либо илинет. Сигнальная – воздействие чел или животного на др живой объект,помогает взаимопониманию при общении, предупреждает агрессию. Деорганизующая– страх м/разрушать поведение чел, связанное с достижением какой-либо цели,вызывая ступор, отказ от выполнения задания, или злость – тупо повторяет одни итеже действия без рез-та.
Билет №18.
Модель обработки инфы.
Инфапередаётся 2 путями: специфич (первое впечатление) – по этому пути передаютсяфиз хар-ки стимула. Спец идёт через спинной продолговатый мозг, прямо к корегол мозга. Неспецифич – от него зависит точность и объём восприятия, на нём формир-сяподключение эмоций, эмоц обработка инфы. Когда мы не успеваем выработать отношение(в силу скорости) идёт зомбирование. Спец путь связан с анатомо-физиологичустройством нерв структур, относящихся к данному анализатору. Неспец идётчерез ретикулярную формацию, волокна кот начинаются от спин мозга и заканчив-сяв неспец ядрах таламуса. В отличие от импульсов, идущих по спец путипроведения возбуждения, импульсы, поступающие в ретикулярную формацию,многократно отражаясь, передают не специал инфу, связ, связ с тонкимразличением св-в предмета, а регулируют возбудимость корковых клеток, заканч-сяв коре синапсами неспецифич волокон. Неспециф путь передачи импульсов выходитна все слои коры гол мозга и служит для оказания на неё тонизирующих, активизирующихвлияний. Проведение возбуждения по неспециф пути хар-ся изменением фоновойритмики коры, кот наступает с некот опозданием после ответа коры на специфвозбуждение. В передаче активизирующего влияния на корковые нейроны участвуютвсе составные части ретикулярной системы – стволовая и таламич, отлич-ся похар-ру своего действия. К этим отделам на разных уровнях отходит спецколлитералии, так что изолированное нарушение одной системы не исключаетдействия другой. 2 раздела ЦНС специф и неспециф выполняют разл роль врегуляции чувствит рецепторов. Специф более влияет на адаптац, а неспециф наориентировочные рефлексы.
Билет №19.
Ощущение и его роль в формировании дея-ти.
Ощущение– отражение св-в предметов объект мира, возникающего при их непосредств воздействиина ограны чувств. Представители: Вундт, Мах, Авенариус, Сеченов, Ленин, Павлов.Ощущение есть действительно непосредственная связь сознания с внеш миром,есть превращение энергии внеш раздражения в факт сознания. По своим физиологичмеханизмам ощущение явл целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратнымисвязями периферич и центр отделы анализатора. Сущ-ет классификация, по котвыделяют зрит, слух, осязат и др ощущения. По др признаку м/выделить 3 оснкласса ощущений: 1)экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешраздражителей на рецепторы, кот расположены на поверхности тела (они делятсяна дистантные (зрит и слух) и контактные (осязат и вкусовые), обонятильныезанимают промежуточное положение; 2)проприорецептивные, отражающие движениеи относит положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных вмышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3)интерорецептивные, сигнализир с помспец рецепторов о протекании обменных процессов во внутр среде организма.Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости какчувствительность к раздражителям, отражая тем самым объективную связь междубиотич и абиотич факторами живой среды. В кач-ве источника знаний чел об окрмире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувств ткань челсознания.
Билет №20
Воприятие и его роль в формировании деят-ти.
1)Субъективный образ предмета, явл-ия или процесса,непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов2)процесс формир-ия этого образа. Как образ воприятие есть непосредств отражениепредмета в совокупности его св-в, в его объект целостности. В зав-ти от того,какой из анализаторов явл-ся ведущим в данном акте восприятия, различают зрит,слух, осязат, вкусовое и обонятельное. Важную роль во всех видах восприятияиграют двигательные ощущения, хотя последние и не всегда отчётливо осознаютсячел. Так зрит В помимо собственно зрит ощущений (цвета, света и т д) включаеттакже кинестич ощущения, возникающие при перемещении глаза (аккомодация,конвергенция и дивергенция, перевод из одного положения в другое). Движения,включённые в акт В, имеют значение в процессах анализа воздействующихраздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и егопространственно-врем локализации. Осн св-вами В явл-ся предметность,целостность, константность и категориальность. Важной особенностью В явл-сяего зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемойдеят-ти, индивидуально-психологич различий людей. Под влиянием этих факторовсоздаётся характерная для каждого чел –пперцепция, обуславливающая значит различияпри восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем жечел в разное время.
Билет №21
Внимание. Приёмы его активизации.
Это произв или непроизв направленность и сосредоточенностьпсихич деят-ти. В м/быть непроизв, или пассивным, и произвольным, или активным.В представляет собой особую динамич хар-ку деят-ти, её необход сторону. Всвязано с направленностью личности в данный момент и при данных условиях. НепроизвВ – В, вызываемое объектом. Т е внимание само по себе, без старания и воли чел,направляется на объект (например, появление нового чел в компании). произв В- В, поддерживаемое усилиями объекта. мы обращаем внимание на объект по собствжеланию, по просьбе др чел, по необходимости, усилием воли удерживая вниманиена объекте в течение некот времени. Под переключением В поним-ся возможностьболее или менее лёгкого перехода от одного вида деят-ти к другому. Частоепереключение В вызывает утомление, особенно когда виды деят-ти сильно различаютсямежду собой. Однако, если чел длит время занят какой-то работой, для негопереключение В на др деят-ть м/б отдыхом. Отвлечение В – непроизв переход отданной деят-ти к другой, хотя первая ещё д/продолжаться. В особенно легкоотвлекается при появл-и неожид воздействий. Воспитание в связано с общимвоспитанием личности, с формированием её потребностей, интересов, стремлений иубеждений.
Билет №22
Мышление. Приёмы его активной организации.
Это психич процесс отражения действит-ти, высшая форматворч активности чел. М постольку процесс отражения объектов, посколько оноесть творч преоьразование их субъект образов в сознании чел, их значения исмысла для разрешения реал противоречий в обст-вах жизнедеят-ти людей, дляобраз-ия её новых целей, открытия новых ср-в и планов их достижения,раскрывающих сущность объект сил природы и общ-ва. М – это целенаправленноеиспользование, развитие и приращение знаний, возможное лишь в том случае,если оно направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реалпредмету мысли. М – это процессцеле- и планообраз-я, т е идеал преобраз-я способовпредметно-чувств деят-ти, способов целесообраз отн-я к объект реал-ти. Виды мышления:1) содержание использ ср-в: наглядное и вербальное, 2) степень соответствияреал-ти: реалистич, идеалистич и эутистич 3) степень новизны и оригин-ти:реподуктив и творч 4) степень сознат контроля и управл-я: произв и непроизв 5)хар-р протекания: логич и интуитив 6)мировоззренч позиция: научное и религиоз7) хар-р решаемой задачи: теоретич и практич 8) степень развёрнутости: дискурсивноеи интуитивное.
Билет №23
Память, её механизмы и приёмы организации.
Это форма психич отражения действительности, заключв закреплении, сохранении и последующем воспрозвед-и чел своего опыта. Побеспечивает накопление впечатлений об окр мире, служит основой приобретениязнаний, навыков и умений и их последующего использ-ия. Сохр-ие опыта создаётвозбможность для обучения чел и развития его психики. П служит необход услединства психич жизни чел, единства его личности. Наиболее распростр гипотеза офизиологич процессах, лежащих в основе запоминания – гип Хебба о процессахпамяти – кратковрем и долговрем. Механизмом кратковрем процесса памяти явлревербация электрич импульсной активности в замкнут цепях нейронов, адолговрем хранение основано на устойч морфофункц изм-ях синаптич проводимости.След памяти переходит из кратковрем формы в долговрем посредством консолидации,кот развивается при многократном прохождении нерв импульсов через одни и теже синапсы. Различают осн процессы П: запоминание, сохранение, забывание ивосстановление. По происхождению разл-ют 3 вида памяти: 1)генетич (хранится вмолекулах ДНК), 2)прижизненную (хранилище инфы, кот чел получает от рождения досмерти, 3)промежуточную (между наследств и прижизн (импринтинг-запечатление).По хар-ру психич активности: 1)образная – память на представления картинприроды и жизни, звуки, запахи, вкусы 2)вербальная 3)моторная – запоминание,сохранение, воспроизведение разл движений и их систем. 4)эмоциональная –память на чувства. По хар-ру целей деят-ти и степени волевой регуляции: непроизв(ненамер запоминание, хранение и воспроиз инфы, при отсутствии спец-нопоставленной цели что-либо запомнить) и произв (целенаправл процесс запоминания).По длит-ти сохранения инфы: 1)мгновенная – связана с энерционностью органовчувств 2) кратковрем – кратковрем-но сохраняется инфа, к кот привлечено внимание3) промежуточная – промеж стадия между кратковрем и долговрем 4) долговрем –не ограничена по объёму и времени сохр инфы.
Билет №33
Экстра- и интровертивная личность.
Т Юнга. Сущ-ет экстраверсия – установка, заключающаясяв том, чтобы наполнить врожд архетипы внеш инфой (ориентация на объект); иинтроверсия – ориентация на внутр мир, на собств переживания (на субъект). Вкаждом чел сущ-ет одновременно и эстраверт, и инотроверт. Однако степень ихвыраженности м/б совершенно различной. При экстраверсии открытая нерв система,в единицу времени перерабатывает большое кол-во инфы, мотивац энергия находитсяво вне. При интроверсии закрытая н с, инфа перерабат-ся порциями, мотивацэнергия направлена во внутрь. Юнг выделил 4 подтипа переработки инфы: мыслит,чувств, ощущающий и интуитив, доминирование одного оз кот придаёт своеобразиеинтро- или экстравертивной установке чел. Англ исследователь Айзенкпредположил, что «интроверсия-экстраверсия» (замкнутость-общительность)обусловлена функционированием особой структурой мозга – ретикулярной формации.У интровертов ретикуляр формация обеспечивает более высокий тонус коры, ипоэтому они избегают контактов с внешним миром, — им не нужна излишняясенсорная стимуляция. Экстраверты, наоборот, тянутся к внеш сенсорнойстимуляции потому, что у них пониж тонус коры, — их ретикулярная формация необеспечивает корковые структуры мозга необходимым уровнем корковой активации.
Билет №40.
Механизм интертипных отношений.
1 канал – самая ведущая ф-ция по обработке инфы,программная ф-ция. 2 канал – осущ-ет программу. 3 канал – альтернативен 2ому. Внём наход-ся слабая энергетика ф-ции. 4 канал – альтернативен 1ому. Слабый,но с удовольствием принимает помощь от партнёра. Если ф-ция 1ого канала экстравертивна,то все остальные – интровертивны, и наоборот.
ENFJ-ISTJЭто дуальные отношения. Самые хорошие оношения между людьми (полногодополнения). Как известно, психика человека ассиметрична, нет таких людей, укоторых в одинаковой степени были бы развиты все функции. У каждого из нассамые благоприятные отношения могут сложиться с тем человеком, у которогоассиметрия имеет дополняющий характер. Такого партнера называются дуалом. Инфоот дуала воспринимается как поддержка, готовность облегчить решения задач. Дуалвоспринимает дуала как надежного партнера
Рис
ENTP-ISTJОтношения ревизии. Сильная функция одного выходит на слабую функцию другого,они акссиметричны и являются более тягостными. Особеннно страдает тот, ктоиспытывает давление на функцию 3 канала. Ревизор, не ощущая давления на себя,может приближаться к ривизуемому на опасно близкое расстояние. Ревизуемыйчрезывычайно чувствиетле, все замечания принимает близко к сердцу. Для ревизораэти отношения тоже неприятны. Он не может понять, почему ревизуемый реагируетраздражением, агрессией, слезами. Следует хорошо помнить, что каждый человексам по сбее стремится быть в хороших отношениях со всеми, однако есливстретились ревизор и ревизуемый на близком расстоянии то конфликт неизбежен.
ISTJ-ENFP отношения конфликта. Инфо саомго сильного 1 каналпопадает партнеру на 3 самый слабый канал. Отношения не из приятных. Каждогопривлекает сильная функция партнера, но при сближении партнеры ощущают сильноедавление на свою 3 функцию, и автоматически увеличивают дистанцию. Гармонии вличных отношениях нет, но если люди находятся на далекой дистанции то могутбыть нормлаьные отношения.
ENTP-INFPМиражные отношения. Нет дополнения с 1 канала на 4. Это приводит к тому, тчопартнеры поддерживают хорошие отношения в делах не слишком серьезных. Самаяслабая функция 4 канал остается без поддержки. Поэтому партнер воспринимаетсякак хороший человек, но легкомысленный, однако в семейных отношениях это могутбыть благоприятные отношения
INTJH-ENTPЗеркальные отношения. Выхода на слабую функцию нет. При таком взаимодействииактивный обмен информации по сильным функциям. ТО, очем говорит и размышляет 1делает 2, сильные функции не выходят на 3 канал, поэтому конфликты маловероятны
INTJ-ISFJ– Отношения Супер-Эго В связи с тем, что в первых каналах стоят разные функции,интересы партнеров совершенно различны, общение затруднено. Они не могутположиться друг на друга и часто возникают конфликты.
ISTJ-ISTJ-Отношения тождества. Это отношения людей с одинаковыми соционическими типами. Вих инфо каналах действуют идентичные функции, поэтому инфа легко передается отодного к другому. На одинаковые раздражители одинаковая реакция. Оба сильны иоба слабы в одних и тех же областях, так что поддерживать друг друга не могут
ESFJ-ISFJПолная противоположность. Люди успешно обмениваются инфой, когда у низх естьобщие каналы коммуникации. В данной ситуации тождественных функций вообще нет.В одинаковых каналах стоят одинаковые, но противоположные поверхности функции.Это приводит к тому, что партнеры стморят на одинаковые проблемы с разныъсторон. Общение поверхностное, разговоры ведутся на разных языках, очень труднобыть вместе, никак не удается скоординировать свои действия. Такие партнеры вначале знакомства привлекают друг друга своей загадочностью. Согласия в такомбраке нет, отношения напряжены, супруги на грани развода.
INFP-ISTJ Отношения активации- очень благоприятные (особенно вденежных отношениях) сильная функция 2 канал каждого из партнеров активизирует4 функцию партнера. Отношения симметричны, благоприятны, но могут оуставалтьдруг от друга из-за разных ритмов (иррациональный- рациональный)
INFJ-ENFJПолудуальные. По 1 и 4 каналу они такие же как и дуальные, но нет компенсациипо 2 и 3, поэтому полной компенсации нет и может наступить разочарование.
INTP-INFPРодственные отношения. Оба партнера с одинаковыми сольными функциями 1 канала.Они похожи, одинаокво воспринимают мир, но нет компенсации с 1 кнаала на 4,поэтому помочь особенно они друг другу не могут, но в деловой активности этиотношения могут быть благоприятны, а если нет общих интересов, то эти отношениямогут быть неприятны, резки, раздражающи
INFP-ISFP-деловые отношения спокойные, ровные. Если интересы совпадают, то возможнапомощь с 1 на 4 канал, хотя функции несколько разные. Выхода сильной функции на3 кнаал нет, поэтому конфликты мало вероятны
ENFP-ENFJОтношения квазитождества. Связь идет по слабым фнукциям с 3 на 4 кнаал. Сильнымфункциям слабая коммуникация. В результате партнеры могут что-то обсуждать, ноиз трудных ситуаций выходят каждый сам по себе. Конфликты редки.
INFP-INTJОтношения социального заказа. Отношения ассиметричны, один из них заказчик INFPи подзаказный. Функция 2 симметричного канала выходит на 4 слабый канал, а упартнера связи идут только по слабым каналам- 3 и 4. Хорошей обратьной связиздесь нет, т.е. обе сильные функции подзаказного не действуют на заказчика.Этим механизмом определяется и характер отношения. Все, что говорит и делаетподзаказный, заказчику кажется неважным и не существенным. И наоборот. Заказчиквосриниматеся подзаказынм как значимая фигура. Заказчик не склонен считаться сподзаказным видя в нем более слабого партнера, поэтому он стремитсяпокровительствовать ему, руководить, им. В семье эти отношения удовлетворительнытолько при условии, что подзаказный зантя какой-то деятельнсотью вне семьи.Если же такой деятельности нет, то велика вероятность конфликта и разрыва.
Если взаимоотношения идут по финансовым функциям 1-3 и1-4 канала, адекватные (например дуальные, полудуальные, конфликтные, ревизии)Если данные отношения идут по каналам 1-2, 2-3, 3-4 то в этих взаимоотношенияхфакторы воспитания, уровень культуры.
Билет №34
Дихотомия психологических функций и стиль поведенияличности.
Существует 2 пути передачи информации. Специфический:прямо через спинной, продолговатый мозг, прямо к коре головного мозга. По нимпередается физическая характеристика стимула. Неспецифический путь передачиинформации (образное мышление, интуитивный тип). Отростки от этогоспецифического пути регулярная формация (сетка со взаимосвязанными клетками)
рисунок
Юнг ввел понятие психических функций. Он выделил 4основные функции:
1. ощущения + интуиция= восприятие
2. логика+ чувства= мышление
Интуиция- это психическая функция, которая передаетсубъекту информацию бессознатлельным путем )ген интуиции – от отца, от матери –функция интуиции)
Ощущения- это психическая функция, котораявоспринимает физические стимулы
Логика- это психическая фкункция, которая переводитинфо в понятийную связь
Мышление- основано на логике, осуществляется пообъективным критериям.
Чувства (эмоции) – психическая функция, предающаясодержанию ценность, принимая или отвергая )Т- мужская, P-женская. Наличие у человека всех 4 функций дает ему целостное восприятие мира,однако эти функции развиты у человека не в одинаковой степени. Психологическиефункции почти никогда не имеют равной силы или равной степени развития у одногои того же человека. Если у человека и логика и чувства оказываются на одномуровне, то это признак примитивного сознания.
46. Самооценка личности. Характеристика увереннойличности.
На эту проблемы еще в 20 годы обртили внимание Послеустановки, что психосоматические заболевания приходятся на людей с низкойсамооценкой. В 40 е годы в США Андра Сальтер основал клинику по профилактерепониженной самооценки. Сальтер дал определение уверенной в себе личности:
– открытость- свои чувства человекназывает совими именами и не заставляет патнера догадываться о них.
– Эмоциональность речи (чтосоответствует открытому, спонтанному выражению своих чувств)
– Конгружнтность поведения и речи(соответствие, если речь сопровождается утверждением о то, о чем говорит ижесты),
– Прямое, четкое выражение своегомнения
– Им не свойственна недооценка своихсил и качетсв, они способны без стесения выслушивать похвалу в свой адрес.
В 70 е годы сформировалося представление обуверенности как комплексной характеристике личности. В этот комплекс входятследующие компоненты:
1.Когнитивные, сознавательные процессы
3. Эмоциональный компонент (страх,тревожность)
4. Поведенческий (дефицит навыковсоциального поведения)
Имеется две точки зрения на просхождение повышенной ипониженной самооценки: физиологическая и социальная. Суть физиологической- в НСпреобладает процесс торможения над возбуждением в результате формируетсятормозная личноть, которая не способна к открытому, спонтанному выражению своихчувств, желаний и потребностей. Ограничесна в самореализации имеет затруднениев контакте с другими. После рождения человек испытывает влияние семьи, школы,общетсва. Под влиянием семьи общественных структур происходит формированиесобственного Я, тоерия Роджерса Я идеальный и Я реальный. Через тот образ,который мы имеем в сбее формируется наше поведение.
48. Акцентуация характера.
Характер в переводе с греческого печать. Характер- этосовокупность устойчивых индивидуальный особенностей личности, складывающийся ипроявляющиеся в деятельности и общении. Характер определяет значимые поступки,а не случайные реакции. Характер рпоявляется в отношении к себе, отношении кдругим, к делу, к вещам. Характер формируется в течении всей жизни. По меретого, как формируется определнный стиль жизни, формируется и сам человек. Наформирвоание характера оказывает влияние: социально политические и экономическиеусловия, референтные группы (политиков, компания, классы), семья,направленность личности (интересы, цели, убеждения, идеалы). Черты характера:мотивационные, инструментальные. Мотивационные- это те, которые побуждаютдеятельность- примеры- рационализм, рассчетливость, альтернативные им качества.
Инструментальные- спокойствие, тревожность,сдержанность, импульсивность, переключаемость.
Характер тесно связан с темпераментом. Он развиваетсяна его базе, но темперамент не предопределяет характер. Темперамент определяеттолько динамические свойства характера. Общим и для темперамента и дляхарактера являются зависимость от физиологических особенностей человека.Классификация характеров: Типология характера предложена немецким ученымМонгардом. Основана на стиле общения человека с окружающими людьми. Монгардсчитал, что у 50% людей некоторые черты характера заострены, акцентуирвоаны,что при определенных ситуациях приводит к нервным срывам.
Типы акцентцации
Гипертивный- дистимный
Циклоидный- элоптивный
Демонстративный- возбудимый
Застревающий – педантичный
Тревожный- экзальтированный
Интравертивный- экстравертивный
История учения о характере- характерологияпрогнозирует поведние человека по тем или иным признакам. Оценка характера податам рождения- гороскоп, по имени. Наука говорит, что связь есть: как толькоребенок начинает фиксировать взгляд на тех предметах, которые больше всего сним, а имя мать повторяет постоянно. Физиогномика- оценка личности по внешнимпризнакам. Зеленые, серо-зеленые- настойчивость, решительность,целеустремленнность, иногда жестокость, постоянство. Темно голубые-настойчивость, сентиментальность, непредсказывуемость, напряженность. Темносерые- ревнивые, вспыльчивые. Темно-карие- общительные, непостоянные,влюбчивые, ревнивые. Светло-карие-застенчивы, трудолюбивы, мечтальны,роматичны. Синие- романтичны, эгоистичны. Хиромантия- это рисунок на руке. Кактолько начинает закладываться НС сразу же закладывается рисунок руки. Разделхиатогрифика- по линиям руки- определение наследственных болезней
В акцентуации характера скрыты как положительные, такиотрицательные заряды. В то же время она предопределяет процессы и стильповедения личности в общении. В повседневной жизни приходится иметь дело сакцентуированными личностями и каждый тип акцентуации порождает свои проблемы ив определенных ситуациях рождает однотипные конфликты. Один из распространненыхисточников конфликтов и обид является несоответствие самооценки и оценкиокружающих. Следует помнить: подчеривание собственных достоинств, надменностьвсегда раздражают окружающих
Недопустимо вместо замечания по конкретному поводудавать общую отрицательную оценку личности
У каждого ест ьсвои особо уязвимые места, критикаовтьили упрекать которые не желательно.
Каждый нуждается в достойной оценке своейдеятельности, в том числе и в похвале, если он ее заслуживает
Каждому человеку свойственна приписывать другим теощущения, эмоции, желания которые он сам в данных момент испытывает.
49. Характеристика типов личности по Кречмеру.
По телосложению- конфигурация Кречмера (немецкийученых, врач, психотерапевт) Наблюдал за психическими больным и пришел квыводу, что телосложение и поведение коррелируются между собой. Выделиютследующие типы
-астеник (экзодерма)
-атлетик (мезодерма)
-пикник (эндодерма)
-диспластик.
Астеник- плоская, длинная грудная клетка, широкий таз,худое тело, длинные конечности, бледное лицо, маленькая голова, длинная шея.
Атлетик- широкие сильные плечи, мощный рельеф мышц,крепкая голова и шея, резкие черты лица, густые волосы
Пикник- короткая широкая грудная клетка, округлыеформы, широкое красное лицо, большая голова (добрый человек), любит поесть икомп
Диспластик- нарушенные пропорции тела (Паганини)
Его теорию продолжил Шелдон, изветив только названияпонятий.
51. Общение как восприятие.
в процессе общения должноприсутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. пониманиецелей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не толькопонимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. большоезначение имеет то, как воспринимается партнер по общению, иными словами,процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составнаячасть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. термин«социальная перцепция», впервые введеный Брунером или, в более узком смыслеслова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека» употребляется ввосприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков,соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида иинтерпретацию на этой основе его поступков. Поскольку человек вступает вобщение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком —партнером по общению — также как личность. На основе внешней стороны поведения мыкак бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных(Рубинштейн). Впечатления, которые возникают при этом, играют важнуюрегулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого,формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности«прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованныхдействий. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственногосамосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений осамом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другойстороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве иболее глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самомсебе.
54. Психология малых групп и межгрупповыевзаимодействия.
Малаягруппа- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственнымвзаимодействием. Ее нижние и верхние границы определяются качественнымипризнаками, основными из которых являются контактность и целостность.Контактность- возможность каждого члена группы регулярно общаться друг сдругом, воспринимать, оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимнымиоценками и воздействиями. Целостность определяется как социальная ипсихологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая восприниматьих как единое целое. За нижнюю границу размеров малой группы принимают 3человека, верхняя граница 20-30 человек. Отимальный размер 5-12. Более большиегруппы распадаются на более мелкие, где общение теснее, поэтому выделяютпервичные- наименьшие, неделимые и вторичные общности- формальные, включаютнесколько первичных групп. Формальные группы- группы, членство ивзаимоотношение в которых носят преимущественно формальный характер, т.е.определяются формальными предписаниями и договоренностями. Неформальные группы-объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидампотребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. По временисуществования выделяются: временные и стабильные. В зависимости от степенипроизвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу,участии в ее жизнедеятельности и уходе их нее делятся на открытые и закрыты.еСтруктура малой группы- это совокупность связей, складывающихся в ней междуиндивидами. В группах с централизованными коммуникативными структурамикоммуникации осуществляются через одного индивида, занимающего центральнуюпозицию. В группах с децентрализованными коммуникативными структурами возможностииндивидов участвовать в коммуникациях распределены более равномерно. Ролеваяструктура малой группы- совокупность отношений между индивидами. Структурасоциальной власти и влияния в малой группе- совокупность связей междуиндивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимноговлияния. Лидерство- феномен воздействия или влияния индивида на менния, оценки,отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Предметомисследования психологии межгруппового взаимодействия являются психологическиезакономерности поведения и взаимодействия между людьми, обусловленные ихпринадлежностью к тем и ли иным социальным группам (большим или малым).Особенности межгрупповых отношения: сбъективность, пристрастность межгрупповоговосприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах как стереотипы ипредрассудки. Под группой понимается совокупность элементов, имеющихнечто общее. Малая группа – немногочисленная группа людей (от 3 до 15человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся внепосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений,выработке групповых норм и развитию групповых процессов.
Отличительныепризнаки малой группы:пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей даетвозможность контактов, которые включают интерактивные, информационные,перцептивные аспекты общения и взаимодействия. Перцептивные аспекты позволяютчеловеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе и только вэтом случае можно говорить о малой группе.
Традиционнов социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы(или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности,нормы, система санкций.
Попсихологическим характеристикам различают: 1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы иправила которых служат для личности образцом.
Референтные группы могут быть реальные иливоображаемые, позитивные или негативные, могут совпадать или не совпадать счленством, но они выполняют функции: I) социального сравнения, посколькуреферентная группа – источник положительных и негативных образцов; 2)нормативную функцию, так как референтная группа – источник норм, правил, ккоторым человек стремится приобщиться.
Неорганизованные(номинальные группы, конгломераты)или случайно организованные группы (зрители в кино, случайные членыэкскурсионных групп и т. п.) характеризуются добровольным временнымобъединением людей на основе сходства интересов или общности пространства).
Ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредуютсятолько личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
Кооперация – группа, отличающаяся реально действующейорганизационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненныйдостижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенномвиде деятельности.
Корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями,не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любойценой, в том числе за счет других групп.
Коллектив– устойчивая во времениорганизационная группа взаимодействующих людей со специфическими органамиуправления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности исложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений междучленами группы.
Подгруппой понимается совокупность элементов, имеющих нечто общее.
Развитиеколлектива проходит через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация,группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровеньавтономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство повсем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровнечлены группы идентифицируют себя с ней (моя группа). Социальная коллективностьзаключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственнымиинтересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытияиндивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценногоразвития личности.
Любоевзаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается сраспределения функций. Без этого не возможно существование группы как единогоцелого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личностьявляется главным материалом для ее создания.
Досих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижениемаксимального сближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общуюпозицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. Вдействительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуетсяизменение, происходит обратное: преобладает напряжение и расхождение вомнениях. Значительное число социальных установок человека имеет отношение кодной или нескольким социальным группам или связаны с ними. Характер этой связине является простым, ясным. С одной стороны — установки человека связаны ссоциальными установками, обычно проявляющимися в группах, к которым онпринадлежит. С другой стороны — изменение влияния престижа, лидерства мнений,отвержение членских групп теми, кто занимает в них низкий статус, а такжевлияние внешних групп на уровень притязаний показывает, что социальныеустановки часто бывают, связаны с не членскими группами.
Врегуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разныесистемы факторов: в негрупповые (физические и социальные), внутригрупповые(нормы, межличностные отношения), в неличностные (однородность — разнородностьпо индивидуально-психологическим параметрам), внутри личностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки). Фактором, связывающим все перечисленные системы,пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместнойдеятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающимличностно значимые и общественно ценные ориентации группы.
55. Психология больших социальных групп.
Каждыйчеловек включен в различные социальные общности или большие группы. Существуют2 вида общностей людей, которые определяют специфическиесоциально-психологические особенности групп. Основанием для разделения этихвидов групп служит характер связей. Это или определенная система объективныхсоциальных связей- пол, возраст, национальность или стремление людей к объединениюна основе общих целей и ценностей. По длительности существования выделяютдолговременные и недолговременные. По характеру организованности есть стихийновозникающие и сознательно организованные. Можно говорить об условных и реальныхгруппах. Большие социальные группы могут быть открытыми и закрытыми. В своемразвитии они проходят ряд этапов: 1. типологический — члены группы сходны собойпо каким-либо признакам. 2. члены социальной группы осознают своюпринадлежность к данной общности. Уровень идентификации. 3. они осознаютобщность своих интересов и готовы к совместным действиям во имя коллективныхцелей — уровень солидарности. Психические явления в больших социальных группахвыделяются по сферам психики — когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективнойи регулятивно волевой. Когнитивная- коллективные представления, социальноемышление, общественное мнение, общественное сознание. Мотив-потреб- общегрупповая мотивация, групповые потребности, интересы, ценности, цели,установки, идеалы. Аффективная- чувства, эмоции, настроения. Регулятивноволевая — коллективная деятельность и групповое поведение. В действительностивыделяют цели, структуру, субъектов и форм деятельности. Целостнуюхарактеристику психологических особенностей социальных групп представляет образжизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов,классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовномпроизводстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. Разнообразнаструктура больших групп, в которые входят малые:
-социальные классы;
-различные этнические группы;
-профессиональные группы;
-возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например,молодежь, женщины, пожилые люди и др.).
Непосредственнообщие качества группы:
1.Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы друг сдругом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
Микроклиматопределяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой,комфортность нахождения в ней.
2.Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
Лидерство- степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом внаправлении осуществления групповых задач.
3.Интрагрупповая активность — мера активизации групповой составляющих ееличностей.
4.Интергрупповая активность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кромеэтих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы — социальнаяценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций игрупповых норм; организованность — реальная способность группы ксамоуправлению; эмоциональность — межличностные связи эмоционального характера,преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность- характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахожденияобщего языка; волевая коммуникативность — способность группы противостоятьтрудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Массоваяпсихология рассматривает отдельного человека как члена племени, народа, касты,сословия или как составную часть человеческой толпы, в известное время и дляопределенной цели организующейся в массу. Явления, обнаруживающиеся в этихособых условиях — выражение особого, глубже не обоснованного первичного позыва,который в других ситуациях не проявляется.
Вмассе стираются индивидуальные достижения отдельных людей и исчезает ихсвоеобразие; расовое бессознательное проступает на первый план, сноситсяпсихическая надстройка, столь различно развитая у отдельных людей и обнажается(приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех одинаковый.
“Умассовых индивидов наличествуют качества, которыми они не обладали, и причиныэтого в следующих трех основных моментах:
Перваяиз причин состоит в том, что в массе в силу одного только факта своегомножества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее емупредаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был быобуздывать.
Втораяпричина — заражаемость — также способствует проявлению у масс специальныхпризнаков и определению их направленности. В толпе заразительно каждоедействие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид оченьлегко жертвует своим личным интересом в пользу интереса общего.
Третья,и притом важнейшая причина, обуславливает у объединенных в массу индивидовособые качества, совершенно противоположные качествам индивида изолированного.Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость является лишь еепоследствием… Индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лонеактивной массы, впадает вскоре, вследствие излучений, исходящих от нее, или покакой-либо другой неизвестной причине в особое состояние, весьма близкое к“зачарованности”, овладевающим загипнотизированным под влиянием гипнотизера…
56. Психология денег.
Поскольку деньги являются основным средством обмена вэкономических отношениях, мерой стоимости, средством платежа и накопления,особое значение приобретает то, как они реально воспринимаются и на основанииэтого используются людьми. Отношение к деньгам всегда субъективно окрашено изависит от множества факторов. В рамках психоанализа в психологии уделяетсяособое внимание подсознательным мотивам поведения человека и патологическивыраженным способам обращения с деньгами. Гольдберг и Левис предложилитипологию личности, в которой деньги ассоциируются с властью, любовью,безопасностью, свободой и самовыражением. Типы «денежного сумасшествия»:
-«коллекционеры безопасности»- не доверяют другим,деньги снижают степень их тревожности, связанную с боязнью зависимости отдругих
«Жадные до власти» рассматривают деньги как силу,контроль и власть. Финансовые потери для них беспомощность и унижение
«Торговцы любовью»- параллель между любовью тденьгами, при этом либо деньги символизируют любовь, либо деньги и есть любовь,либо любовь можно купить-продать
«поклонники автономии»- деньги да достижения свободы инезависимости.
Смысловые значение денег для человека являетсямногомерным. Деньги иногда выступают как расширение своего Я., отождествляютсяс успехом. Установки в отношении денег связаны с социальными убеждениями.Существует связь между демографическими характеристиками, социальными нормами иориентацией в отношении денег. Так называемый денежный стиль сильно зависит отпола. Мужчины склонны подчеркивать свою компетентность как в обращении сденьгами, так и в принятии на себя финансовых рисков, в то время как женщинынуждаются в деньгах, прежде всего как в средстве получения желаемых товаров иудовольствий. Деньги обладают также символическим смыслом. Для человека имеюттакже значение то, каким образом были полученные деньги.
58. Психология предпринимательства.
Предпринимательство сравнительно новый, по крайнеймере, в масштабах развития общества феномен. Это развивающееся явление, поэтомуоно подвержено серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках иимеет глубокую специфику в различных исторических, и социокультурных условиях,это сложное, многоаспектное явление, в котором тесно переплетаются экономическиесоциальные и психологические стороны. Предпринимательство- это целесообразнаядеятельность индивида или группы ассоциированных индивидов, предпринятая сцелью создать, сохранить, увеличить ориентированную на получение прибылиорганизационную единицу, являющуюся совокупностью ресурсов, капитала,информации и труда. Маккеланд: Отличительная психологическая особенностьпредпринимателя — более высокий уровень мотивации достижения. Соревнование снеким существующим стандартом. Индивиды с высоким уровнем мотивации вели себякак успешные, рациональные предприниматели. Они устанавливали для себя среднийуровень трудности задач и стремились к достижению максимального успеха в ихрешении. Позитивное отношение к ситуации достижения, стремлению к решению сложных,но интересных задач, уверенность, высокая настойчивость, стремление к риску.Аткинсон: мотив достижения успеха и мотив избежания неудачи. Для первыххарактерны четкая постановка позитивных целей, деятельность и активноепоследовательное стремление к их достижению, уверенность в своих возможностях,адекватная самооценка. Вторые же проявляют неуверенность в своих возможностях,возможность неудачи вызывает у них тревогу, неадекватная самооценка.
Предпринимательская деятельность- риск. Брокхауз:успешные предприниматели предпочитают умеренный риск.