Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации

Содержание
Введение
1 Теоретические основыотражения данных о государственной помощи в отчетности организации
1.1 Понятие и видыгосударственной помощи
1.2 Учетгосударственной помощи
1.3 Отражение данных огосударственной помощи в отчетности организации
2 Практическая часть
Заключение
Список используемыхисточников

Введение
Государственная помощь — это широкое понятие, включающее в себя различныевиды целевого финансирования, достаточно важна для компаний нашей страны. Вцелом учет государственной помощи ведется в соответствии с требованиями ПБУ 13 /2 000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина РФ от 16октября 2 000 г. № 92н, с изменениями от 18 сентября 2 006 г. № 115н. Положениеопределяет виды и формы представления государственной помощи, порядок отраженияв бухгалтерском учете получения и использования государственной помощи,отражение ее в отчетности [4].
В бухгалтерском учете формируется информация о государственнойпомощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидииименуются бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговыхкредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и другихобязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежныхсредств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочихформах. Информация о государственной помощи формируется независимо от видапредоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов,отличных от денежных средств) [1].
Бюджетные средства направлены на:
1) финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительствомили приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставлениеэтих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающимиприобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретенияи владения;
2) покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсациина систематической основе (приобретение материально — производственных запасов,оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
3) компенсацию за уже понесенные организацией расходы, включаяубытки, в частности в жилищно — коммунальном хозяйстве, агропромышленномкомплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно — коммунального хозяйства, городского хозяйства и т.д.;
4) оказание немедленной финансовой поддержки организации в видечрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Данная тема актуальна и значима для каждого предприятия,осуществляющего свою деятельность на территории РФ. Цель государственной помощисостоит в том, чтобы заинтересовать предприятие в получении предоставленныхвыгод или для развития таких видов деятельности, которые в обычных условиях ононе могло бы осуществить, если не была бы предоставлена помощь.
Предметом рассмотрения данной темы является порядок отражения вбухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций получения ииспользования средств государственного финансирования.
Целькурсовой работы — является изучение государственной помощи, порядка отраженияцелевого финансирования и принятие ее к учету.
В связи споставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать сущность государственной помощи и основныетребования, предъявляемые к организации — получателю;
2) изучение порядка принятия к учету целевого финансирования;
3) рассмотреть порядок и правила отражения государственной помощив отчетности организации.

1. Теоретические основы отражения данных о государственной помощи в отчетностиорганизации
1.1 Понятие и виды государственной помощи
В соответствии с данными ПБУ 13 / 2 000 государственной помощьюпризнается увеличение экономических выгод конкретной организации в результатепоступления от государства денежных средств или иного имущества.
При применении настоящего Положения не рассматриваются в качествеэкономической выгоды создание инфраструктуры в развивающихся регионах,установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующееположение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность и т.п.действия, которые могут оказывать влияние на общие хозяйственные условия, вкоторых ведет деятельность организация.
Настоящее Положение не применяется в отношении экономическойвыгоды, связанной с:
1 государственным регулированием цен и тарифов;
2 применением соответствующих правил налогообложения прибыли(предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов исборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
3 участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц(бюджетных инвестиций юридическим лицам) [1].
Государственная помощь представляется в виде денежные средства(субвенций и субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов,отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств)), ввиде ресурсов, отличные от денежных средств (земельные участки, природныересурсы и другое имущество) и прочих форм предоставления организации выгоды,которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг набезвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы спониженным процентом и др.). Информация о государственной помощи формируется независимо от видапредоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов,отличных от денежных средств).
Организации получают бюджетные средства в качестве финансовойпомощи в форме субвенций или субсидий.
Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые юридическомулицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенныхцелевых расходов.
Субсидия — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другогоуровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическомулицу на условиях долевого финансирования целевых расходов [2].
Предоставление субсидий и субвенций юридическим лицам, которые неявляются государственными или муниципальными унитарными предприятиями,бюджетными учреждениями, а также гражданам-предпринимателям, допускается:
1 из федерального бюджета — в случаях, предусмотренныхфедеральными целевыми программами и федеральными законами, на условиях и впорядке, которые особо определены федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год;
2 из бюджетов субъектов Федерации — в случаях, предусмотренныхфедеральными целевыми программами, федеральными законами, региональнымицелевыми программами и законами субъектов Федерации, на условиях и в порядке,которые особо определены законами субъектов Федерации о бюджете на очереднойфинансовый год;
3 из местных бюджетов — в случаях, предусмотренных федеральнымицелевыми программами, федеральными законами, региональными целевымипрограммами, законами субъектов Федерации и решениями представительных органовместного самоуправления, на условиях и в порядке, которые особо определеныправовыми актами органов местного самоуправления.
Финансовую поддержку из бюджетов разных уровней бюджетной системыполучают, как правило, сельскохозяйственные, транспортные организации.Получателями субсидий и субвенций являются организации, имеющие стратегическоезначение. Например, предприятиям оборонного комплекса предоставляются бюджетныесредства на безвозмездной и безвозвратной основе для поддержки мобилизационныхресурсов, то есть таких производственных мощностей, которые в текущемфинансовом году (совпадающем с календарным годом) не используются впроизводственном цикле, однако требуются средства на поддержание их внадлежащем состоянии.
Организация — получатель финансовой помощи должна израсходоватьполученные субсидии или субвенции строго на цели, определенные в бюджетномзаконодательстве и обозначенные при их выделении, и отчитаться по установленнымформам.
Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции вслучаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченнымиорганами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования вустановленные сроки.
Для получения организацией субсидий и субвенций нормативнымидокументами предусмотрена специальная процедура. Организации, как правило,подают заявки в соответствующий финансовый орган с обоснованием необходимостивыделения им финансовой помощи из бюджета, часть из которых удовлетворяется.
В основе решения о выделении организации субсидий или субвенциилежит проведение технико — экономических обоснований и расчетов показателейбюджетной эффективности предоставления субсидий и субвенций из бюджета.
Для целей бухгалтерского учета субсидии и субвенции подразделяютсяна:
— средства на финансирование капитальных расходов, связанных спокупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов(основных средств и др.);
— средства на финансирование текущих расходов. К ним относятсябюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальныхрасходов.
Государственный кредит — это форма финансирования бюджетныхрасходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим ифизическим лицам на возвратной и возмездной основах.
Как экономическая категория он охватывает совокупность денежныхотношений, между государством в лице его органов власти и управления, с однойстороны, и физических и юридических лиц с другой.
Кредиты, предоставляемые за счет средств бюджетов юридическимлицам, можно разделить на два вида в зависимости от организационно — правовойформы юридического лица:
1) бюджетный кредит, предоставляемый юридическим лицам, неявляющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями;
2) кредиты, предоставляемые государственным и муниципальнымунитарным предприятиям.
Бюджетные кредиты юридическим лицам, не являющимсягосударственными или муниципальными унитарными предприятиями, могутпредоставляться с соблюдением следующих требований:
— бюджетный кредит предоставляется на основании гражданско — правовогодоговора;
— бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности;
— бюджетный кредит выдается только при условии предоставлениязаемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату этогокредита, причем способами обеспечения исполнения обязательства могут бытьтолько банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе акций,иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 % предоставляемого кредита.Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности;
— обязательным условием предоставления бюджетного кредита являетсяпроведение финансовым органом предварительной проверки финансового состоянияполучателя указанного кредита;
— бюджетный кредит предоставляется только тем юридическим лицам,которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетнымсредствам на возвратной основе;
— бюджетные кредиты предоставляются на определенные цели,ограниченному кругу субъектов, в пределах установленных лимитов — все этиусловия определяются законом о бюджете на очередной финансовый год.
Законодательством предусмотрена ответственность в отношениисубъектов — получателей бюджетных кредитов. Статьями 289, 290 и 291 БК РФустановлены меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетногозаконодательства, за нецелевое использование бюджетных средств, за не возвратлибо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратнойоснове, а также в случае неперечисления либо несвоевременного перечисленияпроцентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмезднойоснове [5].

1.2 Учет государственной помощи
Для целей бухгалтерского учета бюджетные средства подразделяются:
1 средства на финансирование капитальных расходов, связанных спокупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов(основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождатьсядополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видовактивов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;
2 средства на финансирование текущих расходов. К ним относятсябюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальныхрасходов.
Организация принимает бюджетные средства, включая имущество,отличное от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующихусловий:
1) имеется уверенность, что условия предоставления этих средстворганизацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенныеорганизацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико — экономические обоснования, утвержденная проектно — сметная документация и др.;
2) имеется уверенность, что указанные средства будут получены.Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление обюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки -передачиимущества и иные соответствующие документы.
Когда бюджетное финансирование предоставляется в виде земельныхучастков, природных ресурсов, имущества, то они подлежат оприходованию в сумме,равной стоимости полученных или подлежащих получению активов. Такая стоимостьопределяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимыхобстоятельствах она обычно устанавливает стоимость таких же или аналогичныхактивов [1].
Возможны два варианта отражения в учете бюджетного финансирования:
1) когда оно отражается в учете на основе бюджетной росписи илибюджетной классификации как возникновение целевого финансирования изадолженности по этим средствам:
Дт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кт 86 «Целевое финансирование».
Впоследствии по мере фактического поступления средств поступившиесуммы погашают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств,капитальных вложений и т.п. В учете делаются записи:
Дт 51 «Расчетные счета», 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
2) отражение бюджетных средств по мере фактического полученияресурсов, с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учетаденежных средств, капитальных вложений и т.п. В бухгалтерском учете оформляютсязаписи:
Дт 51, 08
Кт 86 «Целевое финансирование».
Следует отметить, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФне учитываются при определении налоговой базы доходы в виде имущества,полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этомналогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вестираздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамкахцелевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика,получившего средства целевого финансирования, указанные средстварассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствамбюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемымбюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но неиспользованным по целевому назначению в течение налогового периода либоиспользованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетногозаконодательства Российской Федерации.
В целях налогового учета целевое финансирование, являясь доходоморганизации, не включается в налоговую базу.
В целях бухгалтерского учета полученное целевое финансированиеотражается в составе внереализационных доходов в порядке, установленном ПБУ 13 /2 000.
ПБУ 13 / 2 000 установило следующий порядок списания бюджетныхсредств по мере их использования:
1) суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходовсписываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов,подлежащих амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных сприобретением внеоборотных активов, не подлежащих амортизации согласнодействующим правилам. При этом целевое финансирование учитывается в качестведоходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов вэксплуатацию. Впоследствии по мере начисления амортизации в течение срокаполезного использования объектов внеоборотных активов бюджетное финансированиесписывается с доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации нафинансовые результаты организации как внереализационные доходы.
2) сумма бюджетных средств на финансирование текущих расходовсписывается на финансовый результат в периоды признания расходов, нафинансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансированиепризнается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскомуучету материалов и других МПЗ, начисления оплаты труда и осуществления другихрасходов аналогичного характера. При отпуске МПЗ в производство продукции, навыполнение работ (оказание услуг), выдачи заработной платы и осуществлениядругих расходов аналогичного характера суммы финансирования списываются нафинансовый результат.
3) бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке нафинансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды,отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличениефинансового результата организации как внереализационные доходы.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которымиорганизация должна возвратить ресурсы, признанные ранее в этом же году в качествебюджетных средств, то в бухгалтерском учете производятся исправительные записи.
Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которымиорганизация должна возвратить средства, полученные в качестве государственнойпомощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производитсязапись:
1) в части предоставленных бюджетных средств на финансированиекапитальных расходов в уменьшение целевого финансирования и возникновениезадолженности по их возврату:
Дт 86 «Целевое финансирование»
Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».
Одновременно уменьшаются финансовые результаты организации ивосстанавливается целевое финансирование на сумму амортизации основных средстви нематериальных активов, которая была начислена, и несписанной суммы доходовбудущих периодов:
1 запись Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 86 «Целевое финансирование»;
2 запись Дт 98 «Доходы будущих периодов»
Кт 86 «Целевое финансирование»;
2) в части бюджетных средств на финансирование текущих расходов — в уменьшение целевого финансирования и возникновения задолженности по ихвозврату:
Дт 86 «Целевое финансирование»
Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».
Если сумма, подлежащая возврату, превышает соответствующий остатокцелевого финансирования или такой остаток отсутствует вовсе, то в бухгалтерскомучете производится запись в уменьшение финансовых результатов организации ивозникновение задолженности по их возврату:
Дт 91 «Прочие доходы и расходы»
Кт 76 / 11 «Расчеты по бюджетному финансированию».
Учитываются указанные выше средства на счете 86 «Целевоефинансирование». Счет этот — пассивный, сальдо кредитовое отражаетнеиспользованные средства целевого назначения, оборот по дебету — использованиесредств на те или иные мероприятия, оборот по кредиту — поступлениефинансирования и другие целевые поступления [3].
Нормы ПБУ 13 / 2 000 регулируют порядок бухгалтерского учетаполученных средств из бюджета средств на возвратной основе в форме бюджетногокредита (п. 4 ПБУ 13 / 2 000).
Однако в п. 16 ПБУ 13 / 2 000 указано, что «бюджетныекредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общемпорядке, принятом для учета заемных средств». Иными словами, к учету средствбюджетных кредитов применимы нормы ПБУ 15 / 01 «Учет займов и кредитов и затратпо их обслуживанию».
Если при предоставлении бюджетных кредитов на возвратной основепредусматривается, что при выполнении определенных условий организацияосвобождается от возврата полученных ресурсов, и существует достаточнаяуверенность в том, что организация выполнит эти условия, то такие средстваучитываются в порядке, установленном ПБУ 13 / 2 000 для учета бюджетныхсредств.
В связи с однородностью содержания, назначения и использованияисточники хозяйственных средств, учитываемые на счетах 80 «Уставный капитал»,
82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 86 «Целевое финансирование »,подлежат отражению в одном регистре, в журнале — ордере № 12. В этом журналеорганизуется как синтетический, так и аналитический учет операций по этимсчетам. Основанием для записи операций в журнале-ордере № 12 служат справкибухгалтерии, выписки банка, отчеты кассира и др. Обороты по дебетупредварительно собираются в листке-расшифровке из разных журналов — ордеров.
При журнально-ордерной форме учета по окончании отчетного периодана основе аналитических данных журналов — ордеров № 12, 15 по счетам 80«Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 86 «Целевое финансирование»заполняется форма «Движение собственного капитала» годового отчета «Приложениек бухгалтерскому балансу организации» [4].
1.3 Отражение данных о государственной помощи в отчетности организации
В Приложении к Приказу Минфина России от 22 июля 2 003 года № 67н
«О формах бухгалтерской отчетности организаций» приведены образцыформ бухгалтерской отчетности, включая и образец формы бухгалтерского баланса.При этом в форме бухгалтерского баланса не предусмотрена специальная строка длясредств целевого финансирования.
Согласно Приказу № 67н организации могут учитывать эти образцы приразработке и принятии (утверждении распорядительным документом) своих формбухгалтерской отчетности исходя из специфики своей деятельности.
Порядок отражения средств целевого финансирования в формахбухгалтерской отчетности является различным для коммерческих и некоммерческихорганизаций.
Коммерческие организации, согласно пункту 20 ПБУ 13 / 2 000,показывают в бухгалтерском балансе полученные бюджетные средства в разделе V«Краткосрочные обязательства» по строке 640 «Доходы будущих периодов» или же ихможно показать отдельной строкой. Другие целевые средства коммерческиеорганизации также показывают в разделах IV или V баланса как долгосрочные иликраткосрочные обязательства.
Некоммерческой организации нужно руководствоваться пунктом 13указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности,утвержденных Приказом № 67н. Вместо групп статей «Уставный капитал», «Резервныйкапитал» и «Нераспределенная прибыль», приведенных в образце форм,некоммерческой организации следует включить в баланс статью «Целевоефинансирование».
Доходы от использования средств целевого финансирования,признанные на счете бухгалтерского учета 91 «Прочие доходы и расходы» всоответствии с настоящим положением, отражаются в составе прочих доходов построке 90 отчета о прибылях и убытках (формы № 2) как активы, полученныебезвозмездно.
Суммы средств целевого финансирования, признанные в бухгалтерскомучете в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются насчете учета финансовых результатов в составе прочих расходов по строке 100отчета о прибылях и убытках (формы № 2) и расшифровки отдельных прибылей иубытков в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
В отчете об изменениях капитала (форме № 3) данные об остаткахсредств целевого финансирования и поступлений, их использовании и остатках наконец отчетного периода могут приводиться в справке после раздела «Изменениекапитала». Для этого в справку добавляются соответствующие графы.
В отчете о движении денежных средств (форме № 4) отражаютсяполученные средства целевого финансирования, полученные в денежной форме [6].
Начиная с 2003 г., в форме № 5 появился новый раздел «Государственнаяпомощь». Для формирования раздела «Государственная помощь» приложения кбухгалтерскому балансу (формы № 5) используется информация о полученных вотчетном году бюджетных средствах по видам поступлений [8].
В отчете о целевом использовании полученных средств (форма № 6)отражается информация об остатках целевых средств на начало отчетного года,поступление средств по видам поступлений и их расходование по направлениямрасходования за отчетный год и предыдущий год [6].
В пояснительной записке подлежит раскрытию, как минимум, следующаяинформация в отношении целевого бюджетного финансирования:
• характер и величина бюджетных средств, признанных вбухгалтерском учете в отчетном году;
• назначение и величина бюджетных кредитов;
• характер прочих форм государственной помощи, от которых прямополучаются экономические выгоды.
К прочим формам государственной помощи относится предоставленнаявыгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационныхуслуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы илизаймы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена отнормальной хозяйственной деятельности (например, государственные закупки).Прочие формы государственной помощи подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетностив пояснительной записке в случае их существенности для характеристикифинансового положения и финансовых результатов деятельности (п. 18 ПБУ 13 / 2000).
• невыполненные по состоянию на отчетную дату условияпредоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства иусловные активы [7].