– 2 – СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИ- КА В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ- РАЦИИ 1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации 2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотрен- ное ст. 278 Таможенного Кодекса
Российской Федера- ции 15 ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗ- ЧИКА В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ 1. Регламентация правового статуса и деятельности перевозчика в многосторонних таможенных соглаше- ниях 2. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975) 3. Международные транспортные конвенции, регламентирующие автомобильную и железнодорожную
перевозку грузов 4. Ответственность перевозчика, имплементация много- сторонних транспортных и таможенных соглашений в законодательстве Российской Федерации 83 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА 94 – 3 -ВВЕДЕНИЕ После введения в действие в 1993 г. ТК РФ и по настоящее время в деятельности таможенных органов особенно актуально и остро стоит вопрос об
административной ответственности перевозчиков за нарушение таможенных правил (далее НТП). Актуальность этого вопроса вызвана, во-первых, переложением львиной доли административной ответственности за НТП законодателем на плечи перевозчика (включая ответственность за НТП, составы которых предусматривают наложение наиболее строгого по виду и размеру взыскания); во-вторых, широко распространенной криминализацией различного рода “участников”
ВЭД, выступающих в качестве получателей и отправителей товаров, и связанной с этим незащищенностью перевозчика от убытков, нанесенных незаконными действиями таких лиц; в-третьих, увеличившимся в последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ; в-четвертых, сильной конкуренцией на международном транспортном рынке, а также другими причинами. Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопроса является еще и наличие международно-правовых норм, регулирующих
и связанных с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, является в силу п.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Правильное разрешение вопросов, связанных с привлечением к ответственности за нарушения таможенного
законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического толкования соответствующих норм внутригосударственного – 4 – законодательства с учетом международно-правовых норм. Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности перевозчиков за НТП, я и решил затронуть ее в настоящей работе. – 5 – ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Кодекса РФ (далее – ТК РФ) 1993 г. является то, что, как правило, правовые нормы, содержащиеся в нем, не совпадают по объему и структуре со статьями кодекса. Так, все санкции таких норм сгруппированы в главе 39
ТК – Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения (ст.ст.249-288). В остальных же статьях и главах ТК расположены сами диспозиции норм права1. Таким образом, чтобы определить конкретную норму права (даже если предположить, что гипотеза для всех таких норм едина и универсальна – отношения в таможенном деле) 2, необходимо сначала выделить конкретную диспозицию, охватывающую собой минимально возможный отрезок таможенной деятельности (например, декларирование
при таможенном оформлении – гл. 26, ст.ст.168-179 ТК), и соотнести ее с конкретной санкцией из гл.39 ТК, в которой предусмотрено взыскание за нарушение описанного в диспозиции порядка (например, составы ст. 279 предусматривают ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и тр. средств). Только таким путем можно достичь верного понимания правовых норм, изложенных в кодексе. При этом возможны различные ситуации, когда одна из статей главы 39, пре-
1Речь идет только о материальных нормах. 20пределение таможенного дела дано в ст.1 ТК. – 6 – дусматривающая конкретный состав НТП, может служить санкцией для нескольких норм права. Это несколько затрудняет применение таких норм и их толкование. Например, очень “общая” санкция содержится в ст. 278 ТК, предусматривающей ответственность за перемещение товаров и транспортных средств с обманным
использованием документов. Трудности, несмотря на жесткие правила квалификации НТП, возникают потому, что разные категории лиц в различных ситуациях могут выполнять схожие функции. Например, функцию перемещения могут выполнять как лица, перемещающие товары в смысле п.9 ст. 18 ТК, так и перевозчик (п.11 ст.18 ТК). Несовершенство понятийного аппарата, ненужная “общность” некоторых санкций в правовых нормах вносят сумятицу в толкование и применение норм права, содержащихся
в Таможенном Кодексе что также является еще одной особенностью кодекса. В вопросе ответственности перевозчика за НТП сначала необходимо выделить соответствующую правовую норму. И начать следует с понятия перевозчика. Основные понятия, используемые в Таможенном Кодексе, даны в его ст. 18, п.11 которой поясняет, что перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.
В кодексе нет определения лица, ответственного за использование транспортного средства. Зато подробно регламентируется понятие перемещения через таможенную границу РФ. Вкратце это определение (п.5 ст. 18 ТК) можно свести к следующему, перемещение через таможенную границу Российской Федерации – совершение действий по ввозу в Россию товаров (к этим действиям относится фактическое пересечение таможенной границы
РФ) и по вывозу их из РФ (к этим действиям относится подача та- – 7 – моженной декларации или иное действие, направленное на реализацию намерения вывезти товар). Учитывая, что в каждом конкретном случае возможно установить, какое лицо фактически перемещает конкретно определенный товар, следует считать, что вторая часть определения перевозчика должна быть тесно связана с первой и даже дополнять ее, указывая на то, что при различных правовых статусах транспортных средств
(договоры аренды, совместной деятельности, подряда и др.) лицам, ответственным за их использование будет организация (или физическое лицо), в чьем непосредственном и правомерном (легальном, основанным на договорном либо вещном праве) владении находились транспортные средства и при перемещении товаров через границу РФ, кто имел реальную возможность выделить транспортные средства для перевозки. Причем, я думаю, не обязательно, чтобы такие лица сами заключали договор международной перевозки и
являлись стороной в нем. Такие договоры могут заключать и другие лица (например, экспедиторские фирмы), выступая в гражданско-правовых отношениях с отправителем как перевозчики. Эти же лица заключают соответствующие договоры с другими фирмами, те в свою очередь непосредственно с перевозчиком Для таможенных же целей во всей этой цепочке важно лишь последнее звено – лицо, непосредственно фактически перемещающее транспортное средство с товарами через таможенную границу.
Поэтому вторая часть определения перевозчика, изложенного в п.11 ст. 18 ТК РФ, после слова “или” лишь дополняет первую, а не является ей альтернативной, так как такое понимание данного понятия лишь затруднило бы установление действительного перевозчика в смысле ТК, включив в этот круг лиц совершенно иные организации (экспедиторские фирмы, арендодателей и т.д.), не имеющие отноше- – 8 – ния к пересечению таможенной границы при въезде в
РФ, т.е. к фактическому перемещению товаров. В ТК перевозчик выступает субъектом правоотношений, регулируемых нормами трех основных глав – б (ст.ст.35-40), 22 (ст.ст. 137-144), 25 (ст.ст.164-167). В каждой группе этих норм статус перевозчика имеет свои особенности, поэтому следует считать положения каждой из вышеперечисленных глав диспозицией конкретной правовой нормы, отличной от другой. Какие же права имеет и какие обязанности несет перевозчик.
Рассмотрим кратко каждую из упомянутых глав. Глава 6 ТК помещена в разделе II “Перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенные режимы” и регулирует таможенный режим транзита товаров. Транзит товаров – таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем, в т.ч. через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения
к товарам мер экономической политики ( ст. 35 ТК). В ст. 36 изложены условия помещения товаров под рамки транзита, являющиеся одновременно и обязанностями перевозчика; товары должны оставаться в неизменном состоянии (кроме естественной убыли) и доставляться в таможенный орган назначения в установленные таможенным органом отправления сроки. Перевозчик обязан также покрывать расходы, возникшие у него в связи с обеспечением надлежащего оборудования
транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, получать разрешение на транзит товаров у таможенного органа, доставлять документы на товары в том же порядке, что и товары, принимать необходимые меры вследствие аварии или действия непреодолимой силы, выгрузив товары, как-то: – 9 – обеспечить сохранность, незамедлительно сообщить о случившемся в ближайший таможенный орган, обеспечить туда же перевозку товаров. В качестве субъективного права перевозчика можно отметить право выбора маршрута
для доставки товара. В соответствии с ч .1 ст. 40 ТК ответственность за транзит товаров несет перевозчик. В главе 22 ТК располагается диспозиция другой правовой нормы, регламентирующей перемещение товаров перевозчиком -предварительные операции. “Перенос места таможенного оформления в тыл таможенной территории поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно произойти таможенное оформление груза.
Основными субъектами правоотношений, возникающих в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем, являются таможенный орган и перевозчик”1. Кроме вышеуказанного режима транзита товаров такие правоотношения имеют место при предварительных операциях, к которым относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим, призванные ускорить такое оформление
и помещение (ст. ст. 13 7, 138 ТК). При предварительных операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров, а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей. Предварительное таможенное оформление начинается с уведомления таможенных органов РФ о пересечении таможенной гра 1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными
печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130. – 10 – ницы РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ. В первом случае такое уведомление подает перевозчик, во втором – лицо, перемещающее товары или перевозчик (ст.139 ТК). После подачи уведомления перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без каких-либо изменений и использования в определенное таможенным органом место в установленные
им же сроки и находиться в месте доставки после прибытия, после чего представить товары и документы на них таможенным органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузки и перегрузка товаров, вскрытие упаковки, изменение, удаление средств идентификации допускаются с разрешения таможенного органа РФ. В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан принять меры, предусмотренные ст. 141 ТК. Статьей 143 устанавливается обязанность перевозчика
до помещения товаров под определенный таможенный режим подавать краткую декларацию либо, с разрешения таможенного органа, использовать вместо нее товаросопроводительные документы. Положения ст. 143 ТК имеют бланкетный характер и конкретизируются в Положении о временном хранении (складах временного хранения), утвержденном Приказом ГТК РФ от 07 октября 1993 г. N 3881 (далее –
Положение о СВХ). Согласно п.6.5 Положения о СВХ, представляемые перевозчиком при предварительных операциях товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактура – п.6.5) должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать товары: – наименование российского отправителя либо получателя то- 1Опубликовано в газете “Российские вести” 1993 г 9 ноября. – II – варов; – наименование перевозчика; – краткие сведения о транспортном средстве;
– обобщенное наименование товара. Именно эти сведения имеют юридическое значение на этапе предварительного таможенного оформления и должны содержаться в транспортных документах. Перечень их исчерпывающий. В случае, если товаросопроводительные (транспортные) документы не могут быть представлены, либо если они не содержат вышеуказанных сведений, либо по указанию таможенного органа в других случаях перевозчик подает краткую декларацию по форме, указанной в приложении к
Положению о СВХ. Кроме вышеперечисленных сведений в краткой декларации указываются, – страна отправления (или назначения); – номера транспортных документов; – сведения о средствах идентификации (п.п.6.7 и 6.8 Положения о СВХ). Данное понятие краткой декларации следует отличать от деклараций, заполняемых при помещении товаров под определенный таможенный режим путем заявления о товарах необходимых сведений по установленной ГТК для конкретных таможенных режимов форме, то есть при декларирования (ст.168-179,279).
Декларирование – составляющее основного таможенного оформления, подача же краткой декларации – элемент предварительных операций. Субъект декларирования – декларант (лицо, перемещающее товары либо таможенный брокер), краткую же декларацию подает только перевозчик. При декларировании указываются полные сведения о товаре, в краткой же декларации – минимально возможное количест- – 12 – во сведений, позволяющее идентифицировать товар.
Пунктом 2 Типового порядка таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, утвержденного Приказом ГТК от 04 апреля 1996 г. N 203 “О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля” установлено, что при предварительном таможенном оформлении должностными лицами проводится: – прием уведомлений о пересечении таможенной границы
РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; – прием уведомлений о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ; – оформление товаров в соответствии с правилами их доставки под таможенным контролем – прием уведомлений о прибытии товаров в места доставки; – контроль за помещением товаров на склад временного хранения и оформления такого помещения; – прием краткой декларации; – взятие проб и образцов товаров и т.д. Вышеприведенные положения обеспечивают выполнение перевозчиком своих обязанностей
при предварительных операциях. “Основными мерами, предпринимаемыми в целях соблюдения законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, являются: 1) Таможенное сопровождение, 2) Исполнение услуг таможенного перевозчика “1. Следовательно, институт таможенного перевозчика по сути 1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными печатями //
Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130. – 13 – является прикладным – мерой по обеспечению доставки товара при предварительных операциях и транзите товаров. “Таможенный перевозчик – это российское юридическое лицо, осуществляющее транспортно-экспедиторские операции с товарами, на которые распространяется соответствующий таможенный режим “1. В определении таможенного перевозчика, данном И.И.Мовчаном, отсутствует необходимое, как мы считаем,
понятие предварительных операций, при которых перемещаются товары таможенным перевозчиком. Деятельность таможенного перевозчика регламентируется главой 25 ТК РФ (СТ. 164-167) И Приказами ГТК РФ ОТ 18.01.94 N 20 ОТ 06.10.94 N 517. Учитывая, что таможенный перевозчик является мерой по обеспечению доставки товара, а не самостоятельным институтом, отражающим правовой статус перевозчика, мы не будем подробно рассматривать
его в настоящей работе. Рассмотрев диспозицию правовой нормы, регламентирующей деятельность перевозчика, перейдем к вопросу санкций за ее нарушение. В соответствии со ст. 144 ТК РФ до помещения товаров под определенный таможенный режим всю ответственность перед таможенными органами РФ за эти товары несет перевозчик. Аналогичное положение содержит ст. 40 относительно ответственности перевозчика при транзите товаров.
В главе 39 ТК РФ “Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения” приводятся конкретные составы НТП. Некоторые из них прямо корреспондируют с вышеуказанными положениями ТК о статусе перевозчика. Например, ст. 139 ТК (уведомление 1Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предприятий М 1995. С. 143. – 14 – таможенных органов о пересечении таможенной границы
РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ) корреспондирует со ст. 250 ТК РФ (неуведомление при ввозе товаров о пересечении таможенной границы РФ) и ст. 251 ТК РФ (неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары ); статьи 39 и 141 ТК РФ (меры, принимаемые в случае действия непреодолимой силы при транзите товаров и при предварительных операциях соответственно) – со ст. 2 52 ТК (непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой
силы); за несоблюдение обязанности перевозчика представить товары и документы на них в месте доставки (ст. 142) установлена соответствующая санкция – ст. 253 ТК; статьей 254 ТК предусмотрена ответственность за выдачу без разрешения таможенного органа РФ, утрату или недоставление товаров в таможенный орган РФ (корреспондирует со ст. 36, ч. 1, 140 ТК); запрет проводить грузовые и иные операции, перечень которых
приведен в ст. 142 главы 22 и “Предварительные операции” ТК, предусмотрен статьей 260 ТК РФ; статьями 255 и 256 ТК предусмотрена ответственность за нарушение таможенных правил, совершить которые может только перевозчик – неостановка транспортного средства и его отправление без разрешения таможенного органа? вышеупомянутые положения ТК о таможенном перевозчике защищены статьей 287
ТК – незаконное осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика либо нарушение условий такой деятельности. Показанная выше связь (корреспонденция) положений, регламентирующих деятельность перевозчика и составов вышеперечисленных НТП из главы 39 ТК позволяют без труда сконструировать правовую норму и применять ее на практике. Указанные НТП не вызывают каких-либо сложностей при квалификации и расследовании.
Несколько сложнее – 15 – дело обстоит со ст. 278 ТК. 2.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотренные ст. 278 Таможенного Кодекса Российской Федерации Статья 278 ТК РФ “Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации” предусматривает ответственность
за перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу РФ в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным
средствам, за исключением случаев, предусмотренных статьями 279 (недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств) и 282 ТК (действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижения ), при отсутствии признаков контрабанды. Непосредственным объектом данного правонарушения является товар (либо транспортное средство), перемещаемый через таможенную границу
РФ с обманным использованием документов. Под товаром в соответствии с п.1 ст. 18 ТК РФ понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства (кроме ука- – 16 – занных в п.4 ст.18 ТК) транспортные средства – любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (п.4 ст.18
ТК). Товары и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами рассматриваемого НТП, имеют стоимостное выражение. Стоимость таких товаров – не их таможенная стоимость, определяемая в соответствии с федеральным законом РФ “О таможенном тарифе”, а их свободная (рыночная)цена товаров на день обнаружения правонарушения, определяемая в соответствии со ст. 339 ТК РФ. Субъективная сторона этого НТП существует и подлежит доказыванию, на наш взгляд, только
при привлечении к ответственности физических лиц, включая должностных лиц, которые согласно ч. 5 ст. 231 ТК несут ответственность за НТП, если они совершили противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Предприятия, учреждения, организации и профессионалы-предприниматели в соответствии с ч.6 той же статьи несут ответственность за НТП, за исключением случаев, когда нарушение произошло в результате действия непреодолимой силы, то есть практически всегда за факт совершения
НТП, а не за вину в его совершении. Кроме того, вина – психическое отношение лица к им совершаемому. Психика же – качество чисто человеческое, свойственное только живым людям, а не организациям. Говоря о форме вины физических лиц применительно к совершению ими НТП, предусмотренного ст. 278 ТК РФ, нельзя согласиться с авторами, утверждающими, что “субъективная сторона правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется прямым умыслом”1.
Это высказывание противоречит вышеупомянутому по- 1Комментарий к ТК РФ/ Под ред.Козырина А.Н М 1996. С. 443. – 17 – ложению ч.5 ст. 231 ТК и сводит на нет отличие субъективной стороны аналогичного по своему составу уголовно-наказуемого деяния (ст 188 УК) и рассматриваемого НТП. Кроме того, ТК содержит только формальные составы таможенных правонарушений, то есть последствия
НТП в нем не оговариваются и юридического значения не имеют. Следовательно, разграничение умысла на прямой и косвенный применительно к таможенным правонарушениям не должно иметь места. Объективная сторона данного правонарушения состоит из ряда признаков: – непосредственные объекты НТП должны перемещаться через таможенную границу РФ; – документы, представляемые на эти непосредственные объекты
НТП таможенному органу, должны быть необходимы для таможенных целей; – в качестве товаросопроводительных документов представляются поддельные документы (имеющие физические подчистки, помарки ); недействительные документы ( просроченные или по другим причинам ставшие недействительными); документы, полученные незаконным путем (т.е. в нарушение порядка получения таких документов); документы, содержащие недостоверные сведения (т.е. не соответствующие показателям фактически перемещаемого товара); документы, относящиеся к другим
товарам. Причем для состава НТП достаточно одного из перечисленных признаков обманного использования документов. Кроме того, объективная сторона данного НТП может состоять также из признаков использования поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и транспортным средствам; – 18 – – отсутствие других таможенных правонарушений, а именно:
НТП, предусмотренных ст. ст. 2 79 и 282 ТК РФ и преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ. Остановимся на некоторых признаках объективной стороны рассматриваемого НТП. Перемещение по Таможенному Кодексу – совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. К этим действиям при ввозе относится фактическое пересечение таможенной границы
РФ; при вывозе – подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения вывезти товары (п.5 ст. 18 ТК) 1. Понятие перемещения тесно связано с понятиями таможенной территории и таможенной границы. “Таможенная территория представляет собой пространство, на котором в полном объеме действует национальное таможенное законодательство. Интеграционные процессы в мировой экономике и политике, отправной точкой которых является формирование
таможенного союза, поглощающего таможенные территории его участников; создание свободных таможенных зон (свободных складов), режим которых предполагает выведение отдельных участков территории из-под действия национального таможенного законодательства; образовавшиеся в результате международно-правовых договоренностей таможенные анклавы и эксклавы, а также некоторые другие обстоятельства допускают расхождение государственной и таможенной территории. В связи с этим таможенная 1
Здесь я не упоминаю вопросов перемещения товаров через границы свободных зон и складов, имеющие некоторые особенности и поэтому требующие отдельного изучения. – 19 – граница, в отличие от государственной, представляет собой юридическую фикцию, позволяющую использовать различные экономические таможенные режимы”1. В соответствии с ч .4 ст.3 ТК РФ таможенная граница – пределы таможенной территории
РФ, а также периметры свободных таможенных зон и складов. Таможенную же территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние пространство над ними ( ч. 1 ст.3). Вопросы таможенной территории и границы, их соотношения и влияния на статус товаров требуют отдельного изучения и обсуждаются в юридической литературе2.
Касательно темы настоящей работы мы считаем, что понятия таможенной территории (таможенной границы) имеют самостоятельное значение независимо от наличия или отсутствия таможенного оформления или контроля на границе. Необходимость товаросопроводительных документов для таможенных целей выражается во включении общего перечня либо конкретных описаний таких документов в этом качестве в нормативные акты по таможенному делу. Например, п.б.5 Положения о СВХ приводит общеродовую классификацию таких документов – транспортные,
товаросопроводительные и иные коммерческие (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактуры и т.д.). В этом случае должностное лицо таможенного органа само определяет, какие конкретно документы считать сопроводительными на товар. Но здесь выбор, на 1Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма М 1994. С.II. 2См например, Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенно-
тарифного регулирования // Московский журнал международного права, 1995. N 1. С. 84-103. – 20 – наш взгляд, ограничен двумя критериями, во-первых, документы должны содержать сведения, указанные в п.6.6 Положения о СВХ (см.1.1 настоящей главы); во-вторых, некоторые документы должны обязательно быть в наличии во исполнение международных договоров РФ (например, накладная ЦМР – при перевозке грузов в рамках
КДПГ – см. 2.3 главы 2 настоящей работы; книжка МДП – при операциях МДП (Конвенция МДП, 1975 г 2.2 главы 2 работы)). Под таможенными целями же здесь следует понимать любые цели, связанные с таможенным делом независимо от конкретных его институтов (предварительные операции, таможенный контроль или декларирование и т.д.). Отсутствие в рассматриваемом правонарушении признаков НТП, предусмотренных ст. 279 и 282 ТК РФ означает в совокупности с подсобными фразами в ст.
279 и 282 ТК РФ; что деяние, обладающее схожими признаками, должно быть квалифицировано по одной из этих статей по общему правилу квалификации – приоритету специальной нормы. Контрабанда (ст. 188 УК РФ) в отличие от НТП, предусмотренного ст. 278 ТК РФ, может быть совершена только физическим лицом умышленно и в крупных размерах, т.е. стоимость непосредственных объектов НТП должна превысить 200
МРОТ. Говоря о способе обманного использования документов, следует особо выделить представление документов, содержащих недостоверные сведения. Этот способ встречается наиболее часто. Субъектом НТП, предусмотренного ст. 278 ТК РФ, может быть, во-первых, лицо, перемещающее товары, во-вторых, лицо, в чьи обязанности входит представлять документы таможенному органу РФ. Эти два свойства такого лица должны присутствовать одновременно. –
21 – Под лицами, перемещающими товар, в ТК понимаются лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством РФ для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК, от собственного имени (п.9 ст.18 ТК), а также перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары (п.11 ст.18 ТК РФ). Представление таможенному органу
РФ товаросопроводительных документов вместе с товарами вменяется ТК при транзите товаров и при предварительных операциях в обязанности перевозчика (как уже говорилось в 1.1 настоящей главы). Иные же лица, перемещающие товары, представляют в этих случаях документы на товары перевозчику, но не таможенным органам. Поэтому они не могут быть, на наш взгляд, субъектами рассматриваемого нарушения, если оно совершено при проведении предварительных операций или при транзите товаров.
Следовательно, субъектом в данных случаях является единственно возможное лицо – перевозчик. Кроме того, ст. 144 ТК прямо указывает, что при предварительных операциях всю ответственность за товары несет перевозчик, а ст. 40 содержит аналогичное положение, применимое при транзите товаров. В качестве примера применения ст. 278 ТК РФ на практике приведем дело о НТП. 16 ноября 1995 г. на т/п “Брусничное” – из
Финляндии в РФ прибыл автопоезд. Согласно представленным для таможенного оформления водителем товаросопроводительным документам в автопоезде от фирмы-отправителя “Финнэйр” в адрес АОЗТ “Софи” (С Петербург) перемещался сборный груз, состоящий из 36 мест. В результате таможенного досмотра было установлено, что кроме указанных в документах товаров в автопоезде перемещались шкурки меховые (1890 шт.) и шубы из натурального меха (20 шт.), не ука- –
22 – занные в документах. По данному факту был составлен протокол по признакам ст. 278 ТК РФ в отношении отправителя товаров, представитель которого пояснил, что не указанный в документах товар был ошибочно загружен в автопоезд. Постановлением по данному факту отправитель был признан совершившим НТП, предусмотренное ст. 278 ТК РФ, на него было наложено взыскание. Решением Выборгского городского народного суда от 18 апреля 1996 г. данное постановление отменено ввиду
неправильного определения субъекта НТП, а производство по делу прекращено. 26 апреля 1996 года был составлен другой протокол по данному факту в отношении перевозчика товара – фирмы “Викстранд” (Финляндия). Представитель перевозчика и водитель показали, что водитель автомашины не присутствовал при погрузке, не сверил с фактическим содержанием автопоезда переданные ему документы. Постановлением Выборгской таможни от 16 мая 1996 г. перевозчик признан совершившим
НТП, предусмотренное ст. 278 ТК РФ, на него наложено взыскание в виде штрафа и конфискации товара, являющегося непосредственным объектом НТП. Судебная практика применения ст. 278 ТК РФ показывает1, что в 1996 г. судебное рассмотрение дел, связанных с применением ст. 278 ТК РФ, имело место в трех таможнях Северо-Западного региона. Всего за указанный период в судах рассмотрено 9 дел, связанных с применением этой статьи, в том числе 3
– в судах общей юрисдикции, 6 – в арбитражных судах. Всего вынесено 9 решений судов, из них 7 – в пользу таможенного органа, 2-не в пользу таможенного органа. Анализ информации, обобщенной юридическим 1Данные предоставлены юридическим отделом СЗТУ России. – 23 – отделом Северо-Западного таможенного управления РФ, свидетельствует о том, что в таможнях региона неправомерная практика применения ст.
278 ТК РФ и ее судебное обжалование в 1996 г. осуществлялись достаточно редко. Несмотря на это, имеется ряд сложностей при применении рассматриваемого НТП. Одна из таких сложностей – определение конкретного лица, фактически перемещающего товар. Эта проблема особенно актуальна для автомобильного транспорта. На наш взгляд, для ее решения следует применить комплексный подход.
Во-первых, нужно изучить товаросопроводительные документы с целью выяснения, кто же в них указан в качестве перевозчика (Особое внимание – договору перевозки груза – накладной ЦМР; книжке МДП). Во-вторых, помня о возможном несовпадении понятия перевозчика в договоре международной перевозки груза и в ТК РФ, следует выяснить, в чьей собственности находятся транспортные средства (либо в каком ином вещном или обязательственном праве ), определив правовой статус последних.
Наконец, следует уточнить, по какому договору (трудовому или подряда ) управляет транспортным средством водитель, с кем заключен этот договор, кто выдавал путевой лист и т.д. Только ответив на все поставленные вопросы, можно определить перевозчика. Другой сложностью в применении ст. 278 ТК РФ является то, что в настоящее время необходимо учитывать широко развитое международное транспортное и таможенное законодательство.
Об этом – в следующей главе. – 24 – ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА ‘ В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ СОГЛАШЕНИЯХ 2.1. Регламентация правового статуса и деятельности перевозчика в многосторонних таможенных соглашениях “Исполнение контрактов на поставку товаров, на выполнение работ заключаемых отечественными внешнеторговыми организациями с иностранными контрагентами, требует
транспортировки разнообразных экспортных и импортных товаров, иначе говоря – перевозки внешнеторговых грузов. Условия перевозок внешнеторговых грузов во внутреннем сообщении установлены соответствующим законодательством России Перевозки внешнеторговых грузов в международном сообщении регулируются международными (как многосторонними, так и двусторонними) соглашениями, заключенными Советским Союзом [и Россией – А.Иванов] с зарубежными государствами; при определенных условиях к таким
перевозкам могут быть применены и нормы соответствующего советского [и российского – А.Иванов] законодательства. Россия, как правопреемница СССР, является участницей всех ранее подписанных и ратифицированных международных транспортных актов. Международные соглашения и акты национального, в том числе российского законодательства, определяющие условия перевозок, принято называть источниками правового регулирования”1.
Международные источники правового регулирования таможенных 1Холопов И. В. Современная практика правового регулирования перевозок внешнеторговых грузов Челябинск, 1993. С. 3. – 25 – вопросов при международной перевозке грузов имеют дуалистическую, на мой взгляд, природу. Дуализм заключается в следующем, с одной стороны, такие источники регулируют вопросы таможенного дела, а значит имеют четко очерченный и конкретный объект регулирования, что позволяет выделить
их в совершенно отдельную группу; с другой стороны, таможенно-правовые вопросы, касающиеся международных перевозок грузов неотделимы и от условий самой перевозки грузов, являясь в этом смысле довольно значимыми “прочими условиями” договора перевозки, что позволяет так же присоединить источники правового регулирования таможенных вопросов при международной перевозке грузов к группе транспортных соглашений. И хотя большая часть таможенных конвенций направлена на облегчение транспортных связей между странами,
что по мнению О.Н.Садикова, представляет единую классификационную группу соглашений, я бы предпочел, включая их в транспортные соглашения, выделить их в отдельную группу, учитывая их дуалистическую природу и дополняя тем самым данную О.Н.Садиковым классификацию позицией 8) таможенные соглашения, касающиеся международных перевозок грузов. “К конвенциям и соглашениям по таможенным вопросам, играющим огромную роль в организации и осуществлении международных перевозок грузов, относятся:
1. Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП или Конвенция ТИР) от 14.11.75. 2. Таможенная Конвенция, касающаяся временного ввоза автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей от 18.05.56. 3. Таможенная Конвенция, касающаяся контейнеров от 18.05.56. 4. Европейская Конвенция о таможенном режиме, применяемом к –
26 – поддонам, используемым в международных перевозках от 09.12.60. 5. Таможенная Конвенция, касающаяся контейнеров от 02.12.72. 6. Соглашение о таможенном оформлении международных перевозок, осуществляемых автомобильным грузовым транспортом от 18.11.65 (Соглашение АГТ) [Россия в настоящее время не является участницей Соглашения АГТ – А. Иванов] 1. 7. Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля
грузов на границах от 21.10.82. Таможенная Конвенция, касающаяся временного ввоза автотранспортных средств, служащих для коммерческих целей, от 18.05.56 вступила в силу 08.04.59. Участниками являются 59 стран Европы, Азии и Африки, включая Россию. Конвенция разработана а и подписана в целях содействия развитию международных автомобильных перевозок путем освобождения владельцев транспортных средств от уплаты ввозных пошлин и сборов за временный
ввоз на территорию одной страны автотранспортных средств, ввозимых и используемых в коммерческих целях для перевозок грузов и пассажиров и зарегистрированных на территории другой страны. Эта Конвенция предусматривает беспошлинный ввоз транспортных средств в страну при условии оформления на него таможенного документа, называемого “таможенная талонная книжка ” или “Карнет де пассаж” (Garnet de Passage en Donanes).
Карнет де пассаж является документом, гарантирующим уплату 1См. Постановление Правительства РФ от 12.01.95 N 28 “О выходе РФ из международных соглашений, касающихся таможенного оформления международных автомобильных перевозок грузов” / Собрание, 1995. N 4, СТ. 296. – 27 – ввозных пошлин и сборов и причитающихся таможенных штрафов в том случае, если транспортное средство
в течение обозначенного в карнете срока не покинет территорию страны, а также в случае нарушения иных положений Конвенции. Карнеты де пассаж изготавливаются и продаются своим членам Международной автомобильной федерацией (МАФ, Париж) и Международным союзом по туризму (МСТ, Женева). В настоящее время международные перевозки с их применением осуществляются с территории России в Турцию, Иран и страны
Ближнего Востока. В нашей стране действительным членом МАФ и МСТ является АСМАП. Кроме процедур таможенного оформления международных перевозок по карнетам ТИР [см. 2.2 настоящей главы – А.Иванов] и де пассаж, которые общеприняты во всем мире, существуют несколько региональных таможенных систем регламентации пропуска товаров через государственные границы. В Европе в зависимости от региона для перевозки грузов оформляются и используются следующие таможенные
документы: – Единый административный документ – в странах, входящих в Европейскую Ассоциацию Свободной Торговли; – Скандинавский таможенный паспорт – в Скандинавских странах и Финляндии ; . – В ряде арабских стран (Ирак, Сирия, Иордания и др.) в качестве таможенного транспортного документа применяется арабский манифест. При следовании автомобилей российских перевозчиков в страны
Западной Европы и Скандинавские страны в случае отсутствия книжки МДП для въезда в эти страны или транзита через них, на автопогранпереходах оформляется документ “Т” (Т-1 или Т-2, в зависи- – 28 – мости от того, в какой стране произведен перевозимый груз) или скандинавский таможенный дорожный паспорт. Ряд международных нормативных таможенных актов выработан для унификации правил международных перевозок отдельных категорий грузов транспортно-технических систем.
Существуют две таможенные Конвенции, касающиеся контейнеров – от 18.05.56 и от 02.12.72. Первая Конвенция вступила в силу 04.08.59. Ее участниками являются 18 стран Западной и Восточной Европы. В Конвенции дано определение “контейнер” и приведены технические требования к контейнерам, допускаемым к международным перевозкам, к таможенным печатям и пломбам, а также определен процесс допуска и опознания контейнеров и порядок их реэкспорта.
Вторая Конвенция вступила в силу 06.12.75. Ее участниками являются 12 стран Европы, включая Россию (СССР). Установлено, что вывоз контейнеров, ввезенных в соответствии с процедурой временного ввоза, должен быть произведен в течение трех месяцев со дня их ввоза через любую таможню. Согласно Конвенции допускается использование временно ввезенных контейнеров до их вывоза один раз на внутренних перевозках. 9 декабря I960 г. была подписана и 12.06.82 вступила в силу
Европейская Конвенция о таможенном режиме, применяемых к поддонам, используемым в международных перевозках, участниками которой являются 22 европейских государства. В Конвенции дается определение понятия “поддон” и установлено, что страны, подписавшие Конвенцию, допускают временный ввоз поддонов без уплаты ввозных пошлин и сборов и без запрещений и ограничений их ввоза при условии, что они были экспортированы ранее или будут реэкс- –
29 – портированы впоследствии. Огромную роль в унификации таможенных правил играет Международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе от 21.10.82, которая вступила в силу 15.10.85, и участниками которой являются практически все страны Европы (включая Россию), а также Лесото. Конвенция разработана и заключена с целью обеспечения международной перевозки грузов путем сокращения требований в отношение соблюдения формальностей, видов и продолжительности
контроля, национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения” 1. Как видно из изложенного, международными таможенными конвенциями охвачена в основном область автомобильного транспорта (Конвенция МДП (1975), Таможенная Конвенция, касающаяся временного ввоза автотранспортных средств, от 18.05.56). Каких-либо соглашений, регламентирующих таможенно-транспортные вопросы деятельности других видов транспорта нет. Это говорит, в частности, о том, что в будущем, возможно будет подготовлен
пакет новых международно-правовых актов по таможенным вопросам, в которых будут учтены именно эти особенности, и, во-вторых, о том, что таможенное регулирование на международном уровне стремится к унификации (большинство упомянутых соглашений по таможенным вопросам применимы к деятельности любых, как правило, видов транспорта ). возможно этот абзац не нужен ] 1Холопов К. В. Таможенное регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России.
11994. N 13. С.55-61. – 30 – Таким образом, в настоящее время в мире действует система международно-правовых актов, регламентирующих таможенные вопросы применительно к международной перевозке грузов. Грань между таможенной и транспортной областями в этой категории международных договоров имеется и выражается, во-первых, в предмете регулирования и, во-вторых, в методах правового регулирования (в таможенной области применяется метод власти и подчинения сторон, характерный для административного права; в области
транспорта – метод равенства сторон, характерный для гражданско-правовых отношений, так как большинство соглашений в этой области регулируют порядок заключения и исполнения договора перевозки, гражданско-правовую ответственность сторон. С другой стороны, эта грань настолько тонка (я уже говорил выше), что позволяет включить таможенные конвенции, упомянутые выше, в разряд транспортных конвенций, поместив их в отдельный классификационный раздел этой категории международных договоров ( конечно же, условно
). В этом, на мой взгляд, и заключается особенность таможенных конвенций, их своеобразный дуализм, двойственность. Наиболее значимой, по моему мнению, и близкой к теме моей работы является Конвенция МДП (1975), на которой я остановлюсь поподробнее. 2.2. Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975) Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки
МДП (Конвенция МДП, 1975) [далее – Конвенция] входит в группу международных многосторонних договоров, регулирую- – 31 – щих правоотношения перевозчика и таможенных органов, то есть затрагивает их отношения. По классификации транспортных конвенций по объекту правового регулирования, данной О.Н.Садиковым, рассматриваемый международный договор можно отнести к группе соглашений, направленных на облегчение транспортных связей между странами. Международному праву известны конвенции
МДП: 1959 и 1975 гг. Уже Конвенция МДП (1959) предусматривала “составление при международных автоперевозках грузов по установленному ею образцу особого таможенного документа – книжки МДП (сокращение слов – международная дорожная перевозка), содержащего Манифест о транспортируемых грузах. Перевозка должна выполняться в запломбированных транспортных средствах или контейнерах, которые отвечают предписанным Конвенцией техническим требованиям, направленным на устранение
злоупотреблений, возможных при прохождении грузами таможенных погранпереходов. При соблюдении перечисленных условий перевозка может осуществляться без таможенного досмотра в странах следования груза (однако числом не более четырех) на основании таможенных формальностей, выполненных в стране отправления груза, что подтверждает книжка МДП. Конвенцией предусматривается также освобождение от уплаты ввозных и вывозных пошлин и сборов в
странах следования груза. Выдача книжки МДП осуществляется через национальные ассоциации автоперевозчиков, входящие в состав Международного Союза автотранспорта. При этом национальные ассоциации выдают гарантию на уплату ими пошлин, сборов, издержек и штрафов, которые могут