Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору

ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Кафедра Государственно-правовых дисциплин
Контрольная работа по дисциплине:
«Гражданское право»

на тему:
«Ответственность перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору перевозки пассажира и багажа»
Выполнил:

студент 411 группы 1 курса

заочного отделения

Петров Андрей Иванович

№ зачетной книжки: 29411

Вариант 1

Проверил:
Юр И.П., к. ю. н., доцент

Санкт-Петербург

Пушкин

2011

ПЛАН РАБОТЫ:
Введение 4

1 Договор перевозки и его правовое регулирование 6

1.1 Понятие и виды перевозки 6

1.2 Характеристика договора перевозки 8

1.3 Договор перевозки пассажиров и багажа 8

2 Общая характеристика гражданско-правовой ответственности по

договору перевозки 13

3 Виды ответственности за отдельные нарушения договора

перевозки пассажиров и багажа 15

3.1 Ответственность перевозчика за задержку отправления

пассажира 15

3.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и

повреждение (порчу) груза или багажа 16

3.3 Ответственность перевозчика за причинение вреда

жизни или здоровью пассажира 23

Заключение 28

Библиографический список 29
ВВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование в Гражданском кодексе отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, в значительной мере отличается от регламентации иных видов договорных обязательств. Достаточно сказать, что положениям, регулирующим столь сложные обязательства, как перевозки, законодатель посвятил лишь четырнадцать статей (для сравнения, глава 30 ГК РФ о купле — продаже насчитывает более ста статей). Связано это с тем, что взаимоотношения грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей традиционно детально регулируется транспортными уставами и кодексами. Что же касается кодифицированных гражданско — правовых актов, то они, также традиционно, включают лишь отдельные принципиальные положения, определяющие систему правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, а в остальном отсылают к транспортным уставам и кодексам.

В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом все транспортные уставы и кодексы должны быть приняты на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784). В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие транспортные уставы и кодексы: Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ (далее — КТМ); Федеральный закон от 08.11.07 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (далее — КВВТ); Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (далее — УЖТ); Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ.

Итак, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Кодекс расширяет сферу свободного волеизъявления сторон договора перевозки. Об этом свидетельствует правило, согласно которому условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
1. ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Договор перевозки относится к группе договоров об оказании услуг, которая весьма многочисленна. В нее входят перевозка и страхование, расчетные и кредитные договоры, поручение, комиссия, хранение и др. Их объединяет то, что объектом данных Договоров являются услуги нематериального характера (например, перемещение имущества на расстояние, осуществление платежа, совершение юридических действий и др.), что отличает их от наиболее близкого к ним договора подряда.

Важно знать, что отношения по перевозке грузов и пассажиров чаще всего регулируются не столько ГК РФ и даже не договором перевозки, сколько транспортными уставами и кодексами: Уставом железных дорог, Уставом автомобильного транспорта, Уставом внутреннего водного транспорта, Воздушным кодексом, Кодексом торгового мореплавания. Именно в данных актах находит отражение большинство вопросов, связанных с перевозкой1.

Понятие и виды перевозки

Под перевозкой понимается деятельность, опосредующая перемещение определенного объекта из одного пункта в другой. Соглашение между перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем о перевозке именуется договором перевозки. В зависимости от перемещаемого объекта выделяются две основные разновидности этого договора — договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа. Выделение указанных разновидностей обусловлено тем, что в зависимости от перемещаемого объекта (объекта перевозки) различаются порядок оформления договора, требования к условиям перевозки, дополнительным услугам, ответственность сторон и т.д.

Перевозка подразумевает использование определенных транспортных средств. По видам транспорта выделяются пять видов перевозки: железнодорожная, воздушная, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом, морская перевозка. Организация перевозочного процесса на каждом из видов транспорта имеет определенную специфику, связанную с особенностями эксплуатации транспортных средств соответствующего вида, а также необходимой для их использования инфраструктуры. Поэтому Гражданский кодекс устанавливает лишь общие для всех видов транспорта положения о перевозках. Перевозки отдельными видами транспорта регулируются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними актами органов исполнительной власти.

Особенности правового регулирования перевозок зависят также от территории, в пределах которой они осуществляются. Перевозка в пределах одного населенного пункта и его окрестностей именуется перевозкой городским (пригородным) транспортом и регулируется не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ. Например, субъекты РФ могут устанавливать правила проезда на отдельных видах городского (пригородного) транспорта, определять тарифы за перевозку городским (пригородным) транспортом. Однако субъекты Федерации не вправе принимать акты, противоречащие федеральному законодательству, в частности, снижать уровень гарантий, предусмотренных федеральным законом. Так, по заявлению прокурора Рязанской области были признаны недействительными отдельные пункты Положения об организации пассажирских перевозок на автобусных маршрутах Рязанской области в режиме «Маршрутное такси» и «Экспресс» с использованием автотранспорта предприятий и организаций различных форм собственности, а также предпринимателей, утвержденного Постановлением главы администрации Рязанской области от 19 октября 1998 г. N 539. Основанием для признания их недействительными явилось то, что они устанавливали более низкий уровень гарантий для пассажиров, нежели предусмотрено УАТ и Федеральным законом «О ветеранах»2.

Если перевозка предполагает перемещение груза либо пассажира и багажа из одного государства в другое, она приобретает международный характер и регулируется нормами многосторонних и двусторонних международных договоров. К международным договорам, регулирующим перевозки, в которых участвует РФ, относятся, в частности, Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (для СССР вступила в силу 28 апреля 1987 г.), Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (СССР присоединился к ней 2 сентября 1983 г.). При отсутствии международных актов применяются нормы внутреннего права одного из государств. Выбор права осуществляется соглашением сторон, а при отсутствии указания в договоре на применимое право — определяется в соответствии с коллизионными нормами. По общему правилу к отношениям сторон применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Для договора перевозки — это право страны перевозчика (ст. 1211 ГК РФ).
1.2. Характеристика договора перевозки

Договор перевозки относят к договорам об оказании услуг фактического характера. Его предмет — действия перевозчика по перемещению объекта перевозки из одного пункта в другой, осуществляемые, как правило, на возмездной основе. Вместе с тем договором перевозки не исчерпываются все отношения, возникающие в связи с перемещением определенных объектов из одного пункта в другой. Перемещение одним транспортным средством другого транспортного средства или плота опосредуется договором буксировки. Не регулируются положениями о перевозке отношения по транспортировке, т.е. перемещению нефти, газа и др. по трубопроводам.

1.3. Договор перевозки пассажиров и багажа
Договор перевозки пассажира — двусторонне обязывающий, консенсуальный, возмездный. Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и багажа, порядок его заключения зависят от того, осуществляется перевозка в пределах населенного пункта и пригородной зоны либо между различными населенными пунктами. К примеру, при перевозке в междугородном сообщении перевозчик должен предоставить пассажиру определенное место в транспортном средстве, а при перевозке городским или пригородным транспортом такая обязанность отсутствует.

Сторонами договора перевозки пассажира и багажа являются перевозчик и пассажир. Пассажиром может быть только физическое лицо. Вместе с тем не исключается возможность бронирования и приобретения билетов юридическими лицами. В частности, допускается продажа проездных документов по заявкам юридических лиц на перевозку организованных групп. Юридическое лицо оформляет заказанные проездные документы (билеты), оплатив стоимость проезда наличными деньгами или по безналичному расчету не позднее срока, установленного на соответствующем виде транспорта. При оформлении проездного документа (билета) в нем указываются фамилия руководителя группы и реквизиты документа, удостоверяющего его личность. К данному документу прилагается список пассажиров, следующих в составе группы.

Заключение договора перевозки иным лицом, нежели пассажир, не лишает последнего возможности самостоятельно реализовывать права, предоставленные ему как пассажиру, в том числе предъявлять требования, связанные с качеством обслуживания и т.д.

С договором перевозки пассажира неразрывно связан договор перевозки багажа. Багаж — вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки обычно в том же транспортном средстве, которым следует пассажир до пункта назначения, указанного в проездном документе (билете). Багаж следует отличать от ручной клади, т.е. вещей, которые пассажир перевозит с собой. Договор перевозки багажа реальный, двусторонне обязывающий, возмездный. Он обычно заключается в случаях, когда перевозимые пассажиром вещи требуют особых условий перевозки или превышают по габаритам или весу допустимые размеры ручной клади. Получателем багажа может быть как сам пассажир, так и третье лицо.

Правила перевозки пассажира и багажа на отдельных видах транспорта устанавливаются транспортными уставами и кодексами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными актами. Так, на железнодорожном транспорте перевозка пассажира и багажа регулируется гл. VI УЖТ, а также Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте»3.

Положения о перевозке пассажира и багажа воздушным транспортом содержатся в гл. XV ВК. Так же применяется Приказ Минтранса РФ от 28.06.07 г. № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»4

На автомобильном транспорте порядок и условия перевозки пассажиров и багажа определены в главах 3-5 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.07г. № 259-ФЗ5 и Приказе Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР»6 в части не противоречащей федеральному закону.

Договор морской перевозки пассажира и багажа регламентирован гл. IX КТМ, а речной — гл. XIII КВВТ и Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 727.

Документом, подтверждающим заключение договора перевозки пассажира, является билет. Формы перевозочных документов на перевозки пассажира и багажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Билеты могут быть именными либо выдаваться без указания имени пассажира. Обычно без указания имени пассажира выдаются билеты при заключении договора на перевозку во внутригородском или пригородном сообщении. Если договор перевозки оформляется именным билетом, последний выдается пассажиру при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Именной билет не может быть передан пассажиром другому лицу.

Пассажир может реализовать право на перевозку только при наличии у него проездного документа (билета). Утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть осуществлены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Если пассажир представит перевозчику необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного проездного документа (билета) на конкретное место в соответствующем транспортном средстве, перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного.

При городских и пригородных перевозках помимо билетов на разовый проезд могут выдаваться проездные билеты или абонементы на определенное число поездок, действующие в течение предусмотренного в билете (абонементе) срока. К примеру, п. 28 Правил перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте предусматривает возможность оформления абонементными билетами перевозки в поездах пригородного сообщения, а также в поездах местного следования (в случае отсутствия на данном участке железной дороги пригородного сообщения)8.

При перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте в подтверждение заключения договора перевозки по экскурсионно-прогулочным и туристским маршрутам вместо билета могут выдаваться путевка или билет на перевозку группы пассажиров (п. 4 ст. 97 КВВТ).

В зависимости от вида и условий перевозки в билете может указываться номер предоставляемого пассажиру места. В то же время обязанность перевозчика предоставить пассажиру место в транспортном средстве не означает обязанности указывать конкретное место в билете при заключении договора перевозки. Главное, чтобы предоставляемое место отвечало указанной в билете категории.

Заключение договора перевозки багажа подтверждается выдачей багажной квитанции. При перевозке багажа тем же транспортным средством, которым следует пассажир, принятие багажа может быть оформлено выдачей пассажиру ярлыка установленной формы. Талон ярлыка в таких случаях прикрепляется к грузу.

Для выдачи багажа в пункте назначения необходимо предъявить багажную квитанцию.

Порядок перевозки мелких домашних животных, собак и птиц определяется Правилами перевозок пассажиров, багажа с особенностями, установленными транспортным законодательством, в частности, в части соблюдения требований ветеринарного контроля, наличия специальных клеток, контейнеров, сроков принятия к перевозке и востребования в пункте назначения и т.д.

Перевозка диких животных в качестве багажа допускается при наличии специального разрешения.

Основные права пассажира при перевозке конкретизируются транспортным законодательством и зависят от вида транспорта, от вида перевозки — пригородная или внутригородская, дальняя, международная.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ДОГОВОРУ ПЕРЕВОЗКИ
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перевозчиком в договорах перевозки пассажира и багажа обычно выражается в несоблюдении сроков доставки, пассажиров, багажа, а также в утрате или повреждении вверенного груза либо причинении вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира. Могут быть допущены и иные нарушения.

Ответственность перевозчика определяется положениями ст. 794 — 796 ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Меры ответственности, применяемые при перевозках в международном сообщении, могут устанавливаться в соответствии с международными договорами, в которых участвует РФ. Особые правила об ответственности за нарушение договора международной морской перевозки, содержащиеся в международных соглашениях, включены в КТМ (например, ст. 167, 170 и др.).

В целях защиты интересов пассажиров законодательство запрещает включать в договоры перевозки условия об ограничении размера ответственности перевозчика. Возможность ограничения ответственности допускается только в случаях, прямо предусмотренных транспортными уставами и кодексами, и только для договоров перевозки груза, но не пассажиров. Например, возможность заключения соглашения об ограничении ответственности перевозчика установлена ст. 175 КТМ.

Условия об ограничении ответственности перевозчика, установленные по соглашению сторон, но не предусмотренные транспортными уставами и кодексами, являются ничтожными, так как нарушают императивные нормы законодательства, а именно ст. 168 ГК РФ о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.

В международных договорах могут предусматриваться иные порядок и размер возмещения по сравнению с установленными внутренним законодательством. Поскольку международный договор согласно ст. 7 ГК РФ имеет приоритет перед внутренними нормативными актами, в соответствующих случаях будут применяться положения международного договора. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 сентября 2003 г. N 7127/03 по делу о взыскании ущерба по договору международной автомобильной перевозки указал на неправильное применение судами норм права, поскольку ответственность сторон должна была определяться не по нормам ГК, а по Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов9.

3 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОТДЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
3.1 Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

В п. 1 ст. 795 ГК РФ устанавливается ответственность за несвоевременное отправление или опоздание в пункт назначения транспортного средства, перевозящего пассажира. За указанные нарушения предусмотрено взыскание штрафа. Размеры штрафов ГК не устанавливает — они определяются в транспортных уставах и кодексах. Соответственно, к отношениям, связанным с нарушением сроков оказания услуг по перевозке пассажира, не применяется п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, хотя штрафы, установленные КВВТ и УЖТ, исчисляются аналогично. В соответствии с п. 2 ст. 116 КВВТ и ст. 110 УЖТ за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных, не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Несколько по-иному определяется размер штрафа на морском и воздушном транспорте. Согласно ст. 196 КТМ за задержку отправления судна, перевозящего пассажира, или прибытие судна с опозданием в пункт назначения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа, если не докажет, что задержка отправления судна или прибытие его с опозданием произошли вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Таким образом, КТМ фактически предоставляет право установления конкретных размеров неустойки самим перевозчикам, указывая лишь ее максимальный предел.

За просрочку доставки пассажира и багажа в пункт назначения воздушный перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом МРОТ за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 ВК).

Указание в ст. 795 ГК РФ и транспортном законодательстве на освобождение перевозчика от ответственности при наличии не зависящих от него обстоятельств свидетельствует о том, что он отвечает только за виновное неисполнение своих обязанностей, причем наличие вины перевозчика презюмируется (п. 2 ст. 401 ГК).

Установленные за задержку отправки и прибытия транспортного средства штрафы не исключают возможности пассажира при задержке отправления транспортного средства отказаться от договора перевозки и потребовать возвращения в полном объеме суммы, уплаченной им за проезд и провоз багажа. Этот факт свидетельствуют об ограниченном характере ответственности перевозчика за рассматриваемые нарушения. На него не может возлагаться обязанность возмещения убытков в полном объеме.
3.2 Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
Обязанность перевозчика по обеспечению сохранности багажа (груза) возникает с момента его передачи для перевозки и прекращается после выдачи уполномоченному на его получение лицу. Момент сдачи багажа для перевозки и момент выдачи управомоченному лицу подтверждаются в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Таким образом, перевозчик отвечает за сохранность багажа не только во время нахождения на транспортном средстве, но и вообще в ведении перевозчика, например, на его складе.

Перевозчик может быть освобожден от ответственности за несохранность багажа, если докажет, что багаж утрачен по не зависящим от него обстоятельствам, и при условии, что эти обстоятельства не могли быть им предотвращены. Данная формулировка близка к положению ч. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ, определяющему условия признания лица невиновным в нарушении обязательства. Однако данное положение нельзя отождествлять с ответственностью по принципу вины. Отсутствие вины как основание освобождения перевозчика от ответственности предусмотрено только в ст. 166 КТМ.

Транспортные уставы и кодексы содержат примерные перечни освобождающих перевозчика от ответственности обстоятельств (ст. 95 УЖТ, ст. 118 КВВТ, ст. 166 КТМ): 1) вызванные виновными действиями грузоотправителя (грузополучателя); 2) связанные с естественными свойствами груза (багажа), неизвестными перевозчику, а также скрытыми недостатками тары и упаковки; 3) ограничения, вводимые публичными властями; 4) иные обстоятельства (например, на морском и внутреннем водном транспорте — спасание жизни людей и имущества на воде).

Для договоров перевозки груза (багажа) отдельными видами транспорта уставами и кодексами установлен перечень обстоятельств, при которых перевозчик несет ответственность, если лицо, требующее возмещения, докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли по вине перевозчика (ст. 118 УЖТ, ст. 168 КТМ), т.е. устанавливается ответственность только при наличии вины и бремя доказывания перелагается на лицо, предъявляющее требование. К таким обстоятельствам, в частности, относятся случаи, когда груз (багаж) прибыл в исправных транспортных средствах, с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем; перевозка груза (грузобагажа) осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя). Поскольку ГК РФ не предусматривает возможности изменения оснований ответственности и возложения бремени доказывания перевозчика в несохранности груза (грузобагажа) на грузоотправителя (грузополучателя), рассматриваемые нормы не должны применяться как не соответствующие ГК.

Несохранность груза (багажа) может выразиться в его полной утрате, в том числе утере, физической гибели, недостаче или повреждении (порче). Недостачей считается прибытие однородного груза (багажа) в меньшем количестве, нежели указано в сопровождающих груз (багаж) документах. Если прибыл не весь разнородный груз (багаж), имеет место не недостача, а утрата части груза (багажа).

Повреждение (порча) влечет за собой снижение качества груза (багажа), утрату им определенных свойств, но не исключает возможности дальнейшего использования по назначению. Если в результате повреждения (порчи) груз (багаж) стал непригодным для использования по назначению, он считается утраченным.

Груз (багаж) считается утраченным в случаях, когда отсутствует информация о его гибели, однако он не был доставлен в пункт назначения в течение установленных транспортным законодательством сроков. Например, на внутреннем водном транспорте груз (багаж) считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. Если груз (багаж) прибыл по истечении указанного срока, грузополучатель (получатель багажа) может получить его при возвращении перевозчику суммы, выплаченной в качестве возмещения за утрату груза (багажа).

Требование о выплате возмещения в связи с несохранностью груза (багажа) может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель. Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с перевозкой грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке (ст. 965 ГК).

В случае утраты багажа претензию перевозчику вправе подать лицо, у которого находится багажная квитанция, а при недостаче или повреждении (порче) багажа — предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта (ст. 121 УЖТ, ст. 125 ВК, ст. 162 КВВТ).

Ответственность перевозчика за несохранность груза и багажа является ограниченной. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи перевозчик возмещает убытки, связанные с утратой груза (багажа), в пределах стоимости этого груза или багажа. Если груз (багаж) поврежден или испорчен, возмещается сумма, на которую понизилась его стоимость.

Если цена груза определена в счете или договоре, она не подлежит индексации или пересмотру при ее изменении к моменту предъявления претензии или иска, о чем говорится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22 сентября 1998 г. N 7564/9710.

При отсутствии в документах сведений о стоимости груза (багажа) она определяется исходя из цен на аналогичные товары. ГК не определяет, на какой момент должна устанавливаться цена, обычно уплачиваемая за аналогичный товар, а также следует ли учитывать цену в месте отправления или месте назначения. Согласно п. 2 ст. 119 ВК при определении стоимости утраченного груза (багажа) должна учитываться средняя цена, существовавшая в том месте, в котором груз (багаж) подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения требования о возмещении стоимости или вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. КВВТ и УЖТ специально рассматриваемый вопрос не регулируют.

Для договора морской перевозки правила определения стоимости утраченного багажа установлены ст. 190 КТМ. Согласно данной статье ответственность перевозчика за утрату или повреждение каютного багажа не должна превышать 1,8 тыс. расчетных единиц на пассажира в отношении перевозки в целом. Ответственность перевозчика за утрату или повреждение автомашины, в том числе багажа, перевозимого в ней или на ней, не должна превышать 10 тыс. расчетных единиц за автомашину в отношении перевозки в целом. За утрату или повреждение иного багажа не должна превышать 2,7 тыс. расчетных единиц. Однако и эти нормы КТМ рассчитаны на перевозки в заграничном сообщении, когда перевозчик и пассажир не относятся к числу организаций и граждан Российской Федерации. В том случае, когда в качестве перевозчика и пассажира выступают субъекты российского права, ответственность перевозчика определяется в соответствии с правилами гражданского законодательства Российской Федерации, т.е. на основании п. 2, 3 ст. 796 ГК.

Стоимость груза определяется исходя из цены на товарной бирже, а при ее отсутствии — исходя из существующей рыночной цены. Если невозможно определить рыночную цену, стоимость груза определяется по обычной стоимости грузов того же рода и качества.

Из суммы, подлежащей возмещению за утрату или повреждение груза, вычитаются расходы на перевозку груза (фрахт, пошлины и др.), которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты или повреждения груза произведены не были.

Стоимость груза (багажа) может быть также определена на основании экспертной оценки.

При перевозке груза (багажа) с объявлением ценности перевозчик возмещает грузоотправителю или грузополучателю ущерб в размере объявленной стоимости груза. Однако если перевозчик докажет, что объявленная ценность превышает действительную стоимость, возмещение будет выплачиваться в размере действительной стоимости. Если утрачена часть груза либо только часть груза испорчена (повреждена), возмещение выплачивается в размере доли объявленной стоимости, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза.

Кроме возмещения ущерба, связанного с утратой груза, перевозчик обязан возвратить плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость груза. Входила ли провозная плата в стоимость груза, определяется исходя из условий договора купли-продажи перевозившегося в качестве груза товара.

Если утрачен или поврежден багаж, морской перевозчик возмещает пассажиру не только реальную стоимость утраченного (поврежденного) багажа, но и ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан пассажиру в разумный срок после прибытия судна, на котором багаж перевозился или должен был перевозиться (ст. 186 КТМ).

В п. 4 ст. 796 устанавливается порядок оценки судом документов, подтверждающих несохранность груза (багажа), в случаях, когда они составлены перевозчиком в одностороннем порядке. При этом указываются такие документы, как коммерческий акт и акт общей формы. Этими актами удостоверяются обстоятельства, являющиеся основанием для имущественной ответственности перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров при соответствующих перевозках (ст. 119 УЖТ, ст. 402 КТМ, ст. 160 КВВТ, ст. 124 ВК). Коммерческие акты и акты общей формы составляются перевозчиком по заявлениям грузоотправителей, грузополучателей и получателей багажа. Формы коммерческого акта и акта общей формы, а также порядок их составления устанавливаются правилами перевозок грузов и правилами перевозок пассажиров и их багажа. Коммерческий акт подписывают перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов (багажа), либо представители указанных лиц. Если указанные лица не согласны с содержанием акта, они вправе изложить свое мнение.

Коммерческий акт составляется при выдаче груза или багажа для удостоверения:

— несоответствия фактического наименования или массы груза (багажа), количества грузовых мест или мест багажа указанным в перевозочном документе данным;

— повреждения (порчи) груза (багажа);

— обнаружения груза (багажа) без перевозочного документа, а также перевозочного документа без груза (багажа);

— возвращения перевозчику похищенного груза (багажа), а также в некоторых других случаях, указанных в транспортных уставах и кодексах.

Отказ от составления коммерческого акта или оформление его с нарушением установленных требований могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном транспортным законодательством.

Акты общей формы составляются для удостоверения обстоятельств, которые не предусмотрены для составления коммерческих актов.

Согласно ст. 60 ГПК и ст. 68 АПК обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными средствами доказывания. При возникновении спора относительно утраты или повреждения (порчи) груза (багажа) в качестве доказательства должен прилагаться коммерческий акт.

При отказе перевозчика от составления коммерческого акта или его оформлении с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать перевозчику соответствующее заявление. В случае невыполнения перевозчиком обязанности по составлению коммерческого акта или оформления его с нарушением установленных требований и несоблюдения грузополучателем требования о подаче перевозчику заявления о необоснованном отказе от составления коммерческого акта и его выдачи предъявление претензии, к которой такой акт не приложен, должно рассматриваться как нарушение порядка предъявления претензии.

Исключение составляют случаи, когда судебными актами установлено, что перевозчик при выдаче груза (багажа) необоснованно не составил и не выдал коммерческого акта при наличии обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В этом случае отсутствие коммерческого акта и неприложение его к претензии и иску не может служить основанием для отказа перевозчика рассмотреть предъявленную претензию (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30).

Особые правила ответственности перевозчика и основания освобождения от нее предусматриваются международными договорами. Например, в Конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г., предусматривается, что перевозчик не несет ответственности, если докажет, что причиненный вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, вождении воздушного судна или в навигации и что во всех других отношениях он и поставленные им лица приняли все необходимые меры для избежания вреда. Навигационная ошибка является также основанием освобождения от ответственности морского перевозчика при международной перевозке (ст. 167 КТМ).

Международные договоры устанавливают также пределы ответственности перевозчика. Согласно Варшавской конвенции 1929 г. при перевозке зарегистрированного багажа и товаров ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма. При этом в качестве расчетной единицы установлен французский франк, состоящий из 65,5 мг золота пробы 0,900. Ограничение выплачиваемых в возмещение вреда грузу сумм установлено также в ст. 170 КТМ.
3.3 Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Статья 800 ГК РФ, регулирующая ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит отсылочный характер. В ней устанавливается, что за причинение вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик отвечает по правилам о деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика по сравнению с правилами гл. 59 ГК РФ.

Для обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира при перевозке, используется страхование. На воздушном транспорте предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК). Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

Обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»11. Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных сообщений, а также внутригородского и пригородного транспорта.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров устанавливаются страховщиками по согласованию с соответствующим федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

При наступлении предусмотренного договором страхования события перевозчик обязан составить акт о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Для перевозок воздушным транспортом размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности перевозчика установлен непосредственно Воздушным кодексом и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета (п. 2 ст. 133 ВК).

При международных перевозках приоритетному применению подлежат нормы международных договоров. Для международной морской перевозки особенности ответственности предусмотрены КТМ. В частности, в отношении требований, вызванных смертью или телесными повреждениями пассажиров судна и возникших из одного и того же происшествия, пределом ответственности собственника этого судна является сумма в 175000 расчетных единиц, умноженная на число пассажиров, которое судну разрешается перевозить в соответствии с судовым свидетельством (ст. 360 КТМ).

При международной морской перевозке не применяются основания ответственности перевозчика, установленные гл. 59 ГК, в частности, положения об ответственности, независимо от наличия вины при причинении вреда источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Согласно ст. 186 КТМ морской перевозчик при международной перевозке несет ответственность за смерть пассажира и повреждение его здоровья, если происшествие, вследствие которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа по вине перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий (ст. 186 КТМ).

Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

При международных воздушных перевозках ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется Конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенной в Варшаве 12 октября 1929 г. 12.

Согласно Конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесенного пассажиром, если несчастный случай, причинивший вред, произошел на борту воздушного судна или во время всяких операций при посадке и высадке.

Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

При перевозке пассажиров ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 125 тыс. франков. Если согласно закону суда, в котором вчинен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, капитализированная сумма платежей не может превышать указанного предела. Посредством особого соглашения с перевозчиком пассажир может установить более высокий предел ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.

В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки.

Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет «формулярное право», а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена. Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ.

Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту — перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов. Для охраны интересов грузовладельцев ГК придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты

Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (для СССР вступила в силу 28 апреля 1987 г.)// СПС «Консультант плюс»

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. (СССР присоединился к ней 2 сентября 1983 г.) // СПС «Консультант плюс»

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25.12.1993 г. № 237.

Гражданский кодекс РФ (принят Государственной Думой 21.10.1994.) Часть первая, вторая. – М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС». 1999 г.

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 г. № 81-ФЗ // Российская газета.01-05.05.1999 г. № 85-86.

Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 г. № 60-ФЗ // Российская газета. 26.03.1997 г. № 59-60.

Кодекс внутреннего водного транспорта от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (далее — КВВТ)// Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11.

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 18.01.03. № 8.

Федеральный закон от 08.11.07 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Российская газета. 17.11.07. № 258.

Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.09.1992. № 2300-1// Российская газета. 16.10.1996 г. № 8.

Указ Президента РФ от 07.07.1992. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров» // Российская газета. 14.07.1992. № 159.

Приказ Минавтотранс РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР»// СПС «Консультант Плюс».

Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте// Собрание законодательства РФ. 2003. № 7.

Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 43 «Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом» // Российская газета. 07.08.03. № 156.

Приказом МПС РФ от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте»//Российская газета. 20.08.02. № 154-155.

Приказ Минтранса РФ от 28.06.07 г. № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей//Российская газета. 10.10.07. № 225.

Специальная литература

17. Абова Т.Е., Кобалкина А.Ю. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации в 3 Т. Т.2. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). – Юрайт-Издат: 2006.

2. Боева В.В. Ответственность морского перевозка//Транспортное право. № 2. 2004.

18. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услуг в сфере транспорта (книга 4). – Издательство «Статус»: 2003.

19. Вайпан В.А. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ. – ЗАО «Юстицинформ»: 2007.

20. Витрянский В.В. Гражданский кодекс о договоре//Вестник ВАС РФ. № 10. 1995.

21. Ерпылева Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права//Адвокат. № 2,3. 2003.

22. Курноскина О.Г. Договора на транспорте: Образцы, рекомендации, комментарии. – Издательство «Альфа-Пресс»: 2005.

23. Мозолин В.П. Гражданское право. Часть вторая: Учебник. – Юрист: 2004.

24. Нефедова О.Ю. Особенности применения судами ст. 33 Устава железнодорожного транспорта РФ//Арбитражные споры. № 5. 2008.

25. Остроумов Н.Н. Ответственность воздушного перевозчика за багаж и груз. Актуальные проблемы международного частного и гражданского права к 80-летию К.А. Кабатова: Сборник статей. – Статус: 2006.

26. Расулов А.В. Ответственность железной дороги за несохранность принятого к перевозке груза//Транспортное право. № 3. 2002.

27. Садиков О.Н. Транспортное право: Учебник. Том 2. – Юридическая фирма «Контракт», Инфра-М: 2007.

28.Санникова Л.В. О правовой природе транспортных обязательств//Юрист. № 5. 2007.

29. Суханова Е.А. Гражданское право: в 2-х томах. Том 2. Полутом 2: Учебник. – Волтерс Клувер: 2005.

30.Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. — Издательство торговая корпорация «Дашкова К»: 2007.

31. Шмелев В.В. некоторые правовые проблемы организации перевозок на железнодорожном транспорте//Журнал российского права. № 12. 2001.
Электронные ресурсы.
32. Договор перевозки. Понятие, виды, особенности заключения. [ Электронный ресурс] ООО Юридический Центр ЮАРЕКС 2010-2011. — Режим доступа: youarex.ru/
Судебная практика

33. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.1998. № 7564/97//Вестник ВАС РФ. № 12. 1998.

34. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.03. № 7127/03//Вестник ВАС РФ. № 2. 2004.

35. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.05. № 30//СПС «КонсультантПлюс».