Ответственность за нарушение общественного порядка

Содержание
Введение. 3
Глава1. Понятие общественного порядка. 6
Глава2. Юридическая ответственность за нарушение общественного  порядка  12
§1. Уголовная ответственность. 12
§2. Административная ответственность. 17
Заключение. 24
Списокиспользуемой литературы… 25
Введение
Вуголовном законодательстве термин «общественный порядок» впервые был закрепленв Кодексе 1960 г. в гл. 10 «Преступления против общественной безопасности,общественного порядка и здоровья населения». В Уголовном кодексе 1926 г. гл. 8именовалась «Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественнуюбезопасность и порядок», а в Кодексе 1922 г. гл. 8 была озаглавлена «Нарушениеправил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и публичныйпорядок». В науке уголовного права не сложилось устоявшегося мнения о понятии «общественныйпорядок».
Таким образом, налицоактуальность сформулированной темы дипломной работы, в рамках которойпредполагается разграничить понятия «общественный порядок» и сходные понятия, атакже проанализировать конкретные составы правонарушений, посягающих наобщественный порядок.
Степень научнойразработанности проблемы. Понятие общественного порядка широко используется вюридической науке и правоприменительной практике.
Отдельные стороны проблемы ответственности за нарушение общественногопорядка неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспектыответственности за нарушение общественного порядка разрабатывали такие ученые,как Даньшин И.Н., Яценко С.С., Еропкин М.И., Серегин А.В. и др.
В дипломной работе используются работы ученых  – КуделичА.В., Гранин А.Ф., Готовцев А.В. и др.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степенинаучной разработанности проблемы.
Целью представленной работы выступает комплексныйтеоретико-правовой анализ проблемы  ответственности за нарушение общественногопорядка проведенный по следующим направления:
–          всестороннийанализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источниковправового регулирования ответственности за нарушение общественного порядка;
–          рассмотрениепроблем определения понятия «общественный порядок».
В рамках данных направлений предполагается решить следующиезадачи:
–          выявить тенденцииразвития норм об ответственности за нарушение общественного порядка;
–          рассмотретьконкретные составы правонарушений, посягающих на общественный порядок, согласнодействующему законодательству и правоприменительной практике;
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы,ее целью и задачами.
Объектом научного анализа настоящей работы являются ответственностьза нарушение общественного порядка как теоретическая категория и как правовоеявление социальной действительности.
Предметная направленность определяется выделением иизучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных,принятых как на федеральном уровне так и судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектическийметод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а такжеспециальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции,наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которыхпроводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системныйи исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступилконкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе,следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования,различные способы толкования права.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материалеи судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральноезаконодательство, затрагивающее вопросы ответственности за нарушениеобщественного порядка. Судебная практика представлена разъяснениями Пленума ВСРФ и Конституционного Суда РФ.
Научная новизна исследования заключается в том, что онопредставляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа ответственностиза нарушение общественного порядка.
Глава1. Понятие общественного порядка
Проблема охраны общественного порядка имеет важное правовоезначение. Выяснение содержания этого понятия позволяет правильно ответить наряд других теоретических и практических вопросов (конструкция состава нарушенийобщественного порядка, объем и содержание объективных и субъективных сторонданных правонарушений). Как обоснованно указывал профессор С. Мокринский, «описатьсостав преступления значит, прежде всего, определить объект последнего – социальноеблаго, страдающее или подвергающееся опасности от преступного действия».[1]
В теории уголовного права нет единого подхода кпонятию «общественный порядок» и «общественная безопасность». К сожалению, принятиеУголовного кодекса РФ не только не внесло ясность в определение объектахулиганства, но во многом усложнило решение данного вопроса. Сложность состоитв соотношении родового, видового и непосредственного объекта хулиганства.Статья 213 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за хулиганство,включена в главу 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности»раздела IX «Преступления против общественной безопасности и общественногопорядка». Проблема состоит в том, что непосредственный объект преступлениявсегда должен находиться в той же сфере общественных отношений, что и еговидовой объект.
Широкая дискуссия о родовом объекте хулиганства быларазвернута в советском уголовном праве в семидесятые годы применительно к ст.206 УК РСФСР. При этом предлагалось несколько точек зрения. Одни ученыепризнавали факт существования нескольких самостоятельных родовых объектов,предусмотренных главой десятой УК РСФСР. В то же время отдельные исследователисчитали, что предусмотренные в этой главе преступления имели единый родовойобъект, указанный в самом названии главы,[2]или же что следует вести речь о двух родовых объектах: а) общественный порядоки общественная безопасность и б) здоровье населения.[3]По нашему мнению, в разделе IX УК РФ содержатся два родовых объекта – «общественнаябезопасность» и «общественный порядок», охватывающие разные общественныеотношения, так же, как в главе десятой УК РСФСР имелись три группысамостоятельных общественных отношений: «общественный порядок», «общественнаябезопасность», «здоровье населения». Конечно, преступления против общественнойбезопасности и общественного порядка тесно между собой связаны, что и позволилозаконодателю объединить составы этих преступлений в одном разделе УК РФ. В тоже время каждой из этих групп общественных отношений присуща определеннаяспецифика.
Ключевым понятием в определении объекта хулиганствакак было, так и остается понятие «общественного порядка». Без уяснениясодержания данного понятия, отграничения его от понятия «общественнаябезопасность» невозможно решить вопрос об объекте хулиганства.
В науке административного права принято различатьпонятие общественного порядка в широком и в узком смысле. При этом подобщественным порядком в широком смысле принято понимать совокупность всехсоциальных связей и отношений, складывающихся под воздействием всех социальныхнорм, в отличие от правопорядка, включающего лишь отношения, регулируемыенормами права. Из этого следует, что общественный порядок, как более широкаякатегория, включает в себя и правопорядок. В общей теории права общественныйпорядок рассматривается как социальная категория, охватывающая систему(состояние) волевых, идеологических общественных отношений, предопределяемыхэкономическим базисом и характеризующихся соответствием поведения их участниковгосподствующим в обществе социальным нормам (правовым и неправовым). Сюдавходят только социально значимые общественные отношения.[4]
Общеюридическое определение общественного порядкабыло предложено И.Н. Даньшиным: «Общественный порядок – это порядок волевыхобщественных отношений, складывающихся в процессе сознательного и добровольногособлюдения гражданами установленных в нормах права и иных нормах неюридическогохарактера правил поведения в области общения и тем самым обеспечивающихслаженную и устойчивую совместную жизнь людей в условиях развитого общества».[5]
Две основные концепции общественного порядка в узкомсмысле в шестидесятые годы были представлены М.И. Еропкиным и А.В. Серегиным.
М.И. Еропкин определял общественный порядок как «обусловленнуюинтересами всего… народа …, регулируемую нормами права, морали, правилами… общежития и обычаями систему волевых общественных отношений, складывающихсяглавным образом в общественных местах, а также общественных отношений,возникающих и развивающихся вне общественных мест, но по своему характеруобеспечивающих охрану жизни, здоровья, чести граждан, укрепление народногодостояния, общественное спокойствие, создание нормальных условий длядеятельности предприятий, учреждений и организаций».[6]
А.В. Серегин характеризует общественный порядок как «урегулированнуюнормами права и иными социальными нормами систему общественных отношений,установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состоянияобщественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческогодостоинства и общественной нравственности».[7]
Как видим, одно из основных различий в понятииобщественного порядка у этих исследователей состоит в том, что М.И. Еропкин,определяя круг отношений в данной сфере, выделяет в качестве основного критерияместо их возникновения и развития (общественные места), а А.В. Серегин – содержаниеотношения. Следует также обратить внимание на тесную связь общественногопорядка и общественной нравственности, подчеркнутую А.В. Серегиным.
Некоторые исследователи считали, что в понятие «общественныйпорядок» следует включать и общественную безопасность. К примеру, О.Н.Горбунова пишет: «Общественные отношения, которые создают в государствеобстановку спокойствия и безопасности, составляют систему волевых общественныхотношений, совокупность которых можно назвать общественным порядком в узкомсмысле слова».[8]Аналогичной точки зрения придерживается и И.И. Веремеенко: «Общественныйпорядок как определенная правовая категория представляет собой обусловленнуюпотребностями развития социализма систему общественных отношений, возникающих иразвивающихся в общественных местах в процессе общения людей, правовое и иноесоциальное регулирование которых обеспечивает личную и общественнуюбезопасность граждан и тем самым обстановку спокойствия, согласованности и ритмичностиобщественной жизни».[9]
Наряду с юристами – административистами и некоторыепредставители науки уголовного права в общественный порядок в узком смыслевключают довольно широкий круг общественных отношений. Так, П.Ф. Гришаевсчитает, что под общественным порядком следует понимать порядок, регулирующийотношения между членами общества, согласно которому каждый из них обязансоблюдать правила в обществе, как закрепленные в правовых нормах, так и внормах морали. Соблюдение этих правил поведения всеми гражданами гарантируетобщественную безопасность, то есть безопасные условия повседневной жизни и деятельностичленов общества.[10]
Однако если до принятия Уголовного кодекса 1996 г.высказывалась точка зрения, согласно которой общественный порядок имеет своейсоставной частью общественную безопасность, то в настоящее время предлагаетсясчитать, что общественная безопасность охватывает общественный порядок. Кпримеру, А.В. Готовцев пишет, что если «общественный порядок – это обеспечениебезопасности людей, то общественная безопасность – это и сохранность имущества,и нормальная работа источников повышенной опасности, представляющих угрозу длячеловека и общества. Отсюда следует вывод, что общественная безопасностьнесколько шире общественного порядка».[11]
Такое утверждение нельзя признать точным, посколькудаже в названии раздела IX УК РФ термины «общественный порядок» и «общественнаябезопасность» употребляются как равно родовые, за каждым из которых кроетсясамостоятельное содержание. Аналогично они употребляются и в ч. 1 ст. 2 УК РФ.
Некоторые современные исследователи, характеризуяобщественный порядок как правовую категорию, фактически не делают различиймежду ним и общественной безопасностью, употребляя эти понятия как синонимы.[12]Мы абсолютно не согласны с таким подходом к пониманию общественного порядка,поскольку он противоречит как теории уголовного права, так и общей теорииправа. По нашему мнению, под общественным порядком следует пониматьурегулированные нормами права и морали общественные отношения в своейсовокупности, обеспечивающие общественное спокойствие, общепринятые нормыповедения, нормальную деятельность предприятий, учреждений и организаций,транспорта, сохранность всех видов собственности, а также уважение общественнойнравственности, чести и достоинства граждан.
Можно согласиться с С.С. Яценко, что еслиобщественный порядок воплощается в создании обстановки общественногоспокойствия, благоприятных внешних условий жизнедеятельности людей, чтообеспечивает нормальный ритм общественной жизни, то общественная безопасностьпроявляется в создании безопасных условий при обращении с источникамиповышенной опасности и проведении работ повышенной опасности.[13]По мнению А.Ф. Гранина, существенные различия между понятиями «общественныйпорядок» и «общественная безопасность» связаны с нормативными средствамиурегулирования данных явлений. Общественный порядок достигается в результатеупорядочения общественных отношений с помощью всех форм нормативногорегулирования, тогда как общественная безопасность – только с использованием правовыхи технических норм.[14]Поэтому деяние, посягающее одновременно на общественный порядок и общественнуюбезопасность, представляет собой совокупность преступлений. Так, хулиганство,совершенное с применением огнестрельного оружия, образует совокупностьхулиганства и ношения огнестрельного оружия и квалифицируется по ч. 3 ст. 213 ич. 1 ст. 222 УК РФ.
Глава2. Юридическая ответственность за нарушение общественного порядка§ 1. Уголовнаяответственность
Ст .213 УК РФ[15]предусматривает ответственность за хулиганство, то есть грубое нарушениеобщественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное сприменением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
Оно наказывается обязательными работами на срок отста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срокот одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное группой лиц попредварительному сговору или организованной группой либо связанное ссопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанностипо охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественногопорядка наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Уголовная ответственность за хулиганские действияпредусмотрена только в тех случаях, когда применяется оружие или предметы,используемые в качестве оружия. Посягательства на личность во время хулиганскихдействий, если побои или вред здоровью причинены без применения оружия илипредметов, используемых в качестве оружия, квалифицируются как преступленияпротив личности, где хулиганские побуждения выступают в качествеквалифицирующего признака.
Обязательным признаком хулиганства является грубоенарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу.
Общественный порядок – это сложившийся в обществекомплекс отношений между людьми, обеспечивающий общественное спокойствие,неприкосновенность личности и целостность собственности, нормальноефункционирование государственных и общественных институтов. С точки зрениякомментируемой статьи не важно, установлены ли нормы соблюдения общественногопорядка государством либо требованиями морали.
Явное неуважение к обществу означает умышленноенарушение установленных в нем правил поведения, которое носит демонстративныйхарактер. Оно может проявляться, например, в бесчинстве, унизительном обращениис гражданами, длительном характере посягательств, упорном, несмотря назамечания, совершении общественно опасных действий.
Нельзя насилие как квалифицирующий признакхулиганства сводить только к нанесению побоев или телесных повреждений. Насилиеможет проявляться и в других формах (например, в сталкивании в нечистоты), но влюбом случае оно состоит в оказании физического воздействия на потерпевшего.
Хулиганство совершается с прямым умыслом. Поэтому неможет квалифицироваться по статье 213 УК РФ насилие с применением оружия,совершенное на почве неприязненных личных взаимоотношений в кругу близкихлюдей, в безлюдных местах и т.д. В то же время, если такие действия совершаютсяв общественных местах и сознанием виновного охватывается, что они грубонарушают порядок в общественных местах, ведут к срыву общественных мероприятий,нарушению нормальной работы предприятия, учреждения, общественного транспорта ит.д., то их следует квалифицировать как уголовно наказуемое хулиганство.
Также должны квалифицироваться как хулиганстводействия, предлогом для которых послужил малозначительный повод, несоразмерныйпричиненному насилию (например, случайный толчок, отказ уступить место вобщественном транспорте).
Для признания хулиганства совершенным группой лиц попредварительному сговору требуется наличие договоренности между ними до началахулиганства. На применение оружия сговора не требуется, но если член группыувидел, что при хулиганстве применяется оружие, и не прекращает хулиганскиедействия, он подлежит ответственности по ч. 2 статьи 213 УК РФ.
К представителям власти относятся работники милиции,народные дружинники и военнослужащие, привлеченные к охране общественногопорядка, а также иные лица, на которых возложены функции представителей власти.
Ответственность по ч. 2 статьи 213 УК РФ засопротивление представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности поохране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка,наступает при физическом противодействии таким лицам в процессе пресечения имихулиганских действий.
Пресечение может выражаться как в прямом применениисилы к хулигану, так и в иных действиях (например, попытка вызвать нарядмилиции, защитить потерпевшего). Просьбы и увещевания со стороны постороннихлиц не могут рассматриваться как пресечение хулиганских действий.
В ч. 1 статьи 213 УК РФ предусмотрена ответственностьза хулиганство, совершенное с применением оружия или предметов, используемых вкачестве оружия.
Ответственность по этой статье наступает не толькопри применении огнестрельного, холодного, пневматического или газового оружия,но и при использовании предметов хозяйственного и бытового назначения, которымихулиган вооружился в процессе совершения преступления и которые былииспользованы им в качестве оружия, т.е. для поражения живой силы.
Под применением оружия и иных предметов понимается нетолько нанесение телесных повреждений потерпевшему, но и попытка нанесениятаких повреждений.
Вместе с тем не может квалифицироваться по этойстатье демонстрация оружия, а также словесные угрозы применить оружие безпопытки реального его применения, а равно использование при хулиганственегодного или незаряженного огнестрельного оружия.
Не могут квалифицироваться по ч. 2 статьи 213 УК РФдействия, связанные с сопротивлением представителям власти или иным лицам призадержании после окончания хулиганских действий. Такое сопротивлениеквалифицируется самостоятельно в зависимости от его характера и тяжестинаступивших последствий.
Ответственность за преступления, предусмотренные поч. 1 статьи 213 УК РФ, наступает с 16 лет, а по ч. 2 этой статьи – с 14 лет.
Вандализм, то есть осквернение зданий или иныхсооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественныхместах наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либообязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либоисправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестомна срок до трех месяцев (ст. 214 УК РФ).
Статья 214 УК РФ предусматривает ответственность задва вида посягательств:
а) осквернение зданий или иных сооружений;
б) порча имущества на общественном транспорте или виных общественных местах.
Осквернение выражается различными действиями,приводящими к обезображиванию пользующихся общественным вниманием зданий исооружений.
К таким действиям могут относиться: нанесениенепристойных изображений и надписей, наклеивание плакатов, репродукций, фотографийаморального содержания, пачкание красками, нефтепродуктами, нечистотами,обезображивание и повреждение памятников истории и культуры, общественнозначимых зданий и сооружений.
Осквернение может также заключаться в глумлении надобщепринятыми духовными и историческими ценностями (размещение фашистскойсимволики или нацистских лозунгов в местах, связанных с борьбой против фашизма;нанесение изображений и надписей, оскорбляющих чувства верующих, на культовыхзданиях и сооружениях и т.д.).
Не образуют состава преступления действия понанесению надписей, рисунков и других изображений, не оскорбляющих общественнойнравственности (коммерческая реклама, информационные сообщения, политическаяили религиозная пропаганда, рисунки и надписи, не имеющие аморальногосодержания, и т.д.).
Также не образует состава преступления нанесениенадписей и изображений, хотя и нарушающее нормы морали, но не рассчитанное назначительную общественную реакцию (написание легкоустранимых отдельныхнецензурных слов, размещение безнравственных изображений в малодоступных илибезлюдных местах). В этих случаях в зависимости от характера содеянного можетнаступать материальная или административная ответственность.
По целям и характеру с вандализмом сходнонадругательство над местами захоронения умерших. Поэтому осквернениенадмогильных сооружений квалифицируется по ст. 244 УК РФ.
Сооружениями называют построенные людьми недвижимыеобъекты, находящиеся в коллективном или индивидуальном пользовании, – стадионы,мосты, ограды, путепроводы и др. Осквернение движимого имущества, без егопорчи, а также природных объектов состава преступления, предусмотренногокомментируемой статьей, не образует.
Порча имущества заключается в приведении его в полнуюили частичную непригодность. По статье 214 УК РФ наступает ответственность запорчу имущества, предназначенного для общественного использования независимо отформы собственности.
Способы порчи могут быть различными: нанесениемеханических повреждений, покрытие красящими или клеющими веществами, заливаниенечистотами и др.
Вандализм, сопряженный с умышленным уничтожением либоповреждением имущества в крупном размере или со значительным ущербом,квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и ст. 167 УК РФ.
Субъект преступления – лицо, достигшее 14-летнеговозраста.
Вандализм совершается с прямым умыслом. Его мотивы,как правило, сходны с хулиганскими: неуважение к обществу, озорство,пренебрежение общественными интересами.
Вандализм может также сочетаться с корыстнымимотивами, когда ради незаконного приобретения незначительного имуществапричиняется существенный ущерб общественным интересам (например, отрезаетсячасть театрального занавеса, срезается кожзаменитель с сидений в общественномтранспорте, похищаются детали из электроприборов, электронных устройств, из-зачего они выходят из строя). Такие действия могут квалифицироваться посовокупности с преступлениями против собственности.§ 2.Административная ответственность
Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественногопорядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурнойбранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равноуничтожением или повреждением чужого имущества влечет наложениеадминистративного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеровоплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Те же действия, сопряженные с неповиновениемзаконному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющегообязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушениеобщественного порядка, влекут наложение административного штрафа в размере отдесяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административныйарест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.1 КоАП РФ[16]).
Сопротивление, оказанное лицу, пресекающемухулиганские действия, не охватывается составом хулиганства лишь в случаях,когда в результате примененного при этом насилия виновным совершается еще идругое, более тяжкое преступление.
Сопротивление, оказанное после прекращенияхулиганских действий, в частности в связи с последующим задержанием виновного,не должно рассматриваться как квалифицирующее обстоятельство хулиганства иподлежит квалификации по совокупности с последним.
Следует отграничивать хулиганство от другихпреступлений в зависимости от содержания и направленности умысла виновного,мотивов, целей и обстоятельств совершенных им действий. Нанесение оскорблений,побоев, причинение легких или менее тяжких телесных повреждений и другиеподобные действия, совершенные в семье, квартире, в отношении родственников,знакомых, вызванные личными неприязненными отношениями, неправильнымидействиями потерпевших и т.п., должны квалифицироваться по статьям УК РФ,предусматривающим ответственность за преступления против личности. Однако в техслучаях, когда такие действия были сопряжены с очевидным для виновного грубымнарушением общественного порядка и выражали явное неуважение к обществу, ихследует квалифицировать как хулиганство.
В соответствии с Постановлением Пленума ВерховногоСуда РФ от 24 декабря 1991 г. № 5[17]хулиганские действия в большинстве случаев совершаются на почве пьянства. Судампри назначении наказания лицам, совершившим хулиганство в состоянии опьянения,надлежит обсуждать вопрос о признании этого факта обстоятельством, отягчающимответственность.
Согласно указанному Постановлению в своей практике судамне следует допускать расширительного толкования понятия «уголовно наказуемоехулиганство», с тем чтобы были исключены случаи привлечения к уголовнойответственности лиц, виновных в мелком хулиганстве либо в незначительныхправонарушениях, влекущих административную ответственность или применение меробщественного воздействия. Судьи не должны допускать случаев привлечения кадминистративной ответственности за мелкое хулиганство лиц, действия которыхсодержат признаки преступлений (самоуправство, оскорбление, нанесение побоев,легких телесных повреждений и т.п.) или проступков, не являющихся мелкимхулиганством, но влекущих по закону административную ответственность (появлениев пьяном виде в общественных местах, нарушение правил движения по улицам и дорогами т.п.).
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 19апреля 2001 г. № 70-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданкиГребневой Ирины Георгиевны на нарушение ее конституционных прав статьей 158Кодекса РСФСР «Об административных правонарушениях»[18]ст. 158 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях признает мелкимхулиганством нецензурную брань в общественных местах, оскорбительноеприставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественныйпорядок и спокойствие граждан; содержание данной нормы свидетельствует о том,что она направлена на защиту достоинства личности и личной неприкосновенности(ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Конституции РФ[19]),на поддержание такого общественного порядка, при котором права и свободычеловека и гражданина гарантируются от нарушения в результате противоправногоповедения других лиц. Применение же за эти правонарушения административногоареста (помимо иных мер воздействия) допускается только по судебному решению,что согласуется со ст. 22 (ч. 2) Конституции РФ.
Осуществление хулиганских действий по мотивамидеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненавистилибо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либосоциальной группы рассматривается как разновидность экстремистской деятельности(экстремизма) (см. п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «Опротиводействии экстремистской деятельности»[20]).
Согласно ч. 1 ст. 116 УИК РФ[21]мелкое хулиганство, совершенное осужденным к лишению свободы, квалифицируется вкачестве злостного нарушения указанным лицом установленного порядка отбываниянаказания. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений»[22]и п. 4.1 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержанияподозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВДРоссии от 26 января 1996 г. № 41,[23]совершение подозреваемым, обвиняемым мелкого хулиганства является основаниемдля его водворения в одиночную камеру или в карцер.
Субъект данного правонарушения – вменяемое лицо,достигшее к моменту совершения проступка шестнадцатилетнего возраста. При этомследует учитывать особенности административной ответственностинесовершеннолетних.
Субъективная сторона рассматриваемогоадминистративного правонарушения характеризуется наличием вины в форме прямогоумысла: правонарушитель осознанно стремится к нарушению общественного порядка,предвидя вредоносные последствия своего деяния.
Объектом указанного правонарушения являетсяобщественный порядок – урегулированные правом правила поведения граждан в их общениис другими физическими лицами.
Нарушение установленного порядка организациисобрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложениеадминистративного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцатиминимальных размеров оплаты труда.
Нарушение установленного порядка проведения собрания,митинга, демонстрации, шествия или пикетирования влечет наложениеадминистративного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцатиминимальных размеров оплаты труда; на участников – от пяти до десятиминимальных размеров оплаты труда.
Организация либо проведение несанкционированныхсобрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственнойблизости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта храненияядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в такихакциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебныхобязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, влечетналожение административного штрафа в размере от десяти до двадцати минимальныхразмеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток(ст. 20.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 25июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» припроведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования недопускается осуществление экстремистской деятельности. Организаторы массовыхакций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством РФтребований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущенияосуществления экстремистской деятельности, а также ее своевременногопресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до еепроведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел РФ.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себеоружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия являетсяпринадлежностью национального костюма), а также предметы, специальноизготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан илиматериального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускаютсяпривлечение для участия в них экстремистских организаций, использование ихсимволики или атрибутики, а также распространение экстремистских материалов. Вслучае обнаружения данных обстоятельств организаторы массовой акции или иныелица, ответственные за ее проведение, обязаны незамедлительно принять меры поустранению указанных нарушений. Несоблюдение данной обязанности влечет за собойпрекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних делРФ и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которыепредусмотрены законодательством РФ.
Стрельба из оружия в населенных пунктах и в других неотведенных для этого местах, а равно в отведенных для этого местах с нарушениемустановленных правил влечет наложение административного штрафа в размере додесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией оружия и патронов кнему или без таковой (ст. 20.13 КоАП РФ).
Стрельба из оружия осуществляется при его примененииили использовании.
Признаки огнестрельного оружия, отличающие его отпневматического, газового и иных видов оружия, определены Федеральным законом «Оборужии».[24]
По смыслу статьи 20.13 КоАП РФ под населеннымипунктами понимаются городские и сельские поселения. Поселения в РоссийскойФедерации подразделяются на городские (города, поселки) и сельские (села,станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).
В статье 20.13 КоАП РФ под правонарушениемподразумевается стрельба нарушителя, не мотивированная внешними противоправнымидействиями: например, применение огнестрельного оружия, обусловленноенеобходимостью самообороны, а также пресечения правонарушения не являетсяадминистративным проступком.
К рассматриваемому административному правонарушениюне относится применение огнестрельного оружия в случаях, специальнопредусмотренных законодательством. Согласно п. 65 Правил оборота гражданского ислужебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814,[25]организации независимо от формы собственности, занимающиеся оленеводством врайонах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а такжеспециализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойныйпромысел, имеют право использовать охотничье огнестрельное оружие, в том числес нарезным стволом. Организации, занимающиеся оленеводством, имеют правопостоянного использования такого оружия для охраны поголовья оленей от крупныххищников.
Рассматриваемое правонарушение квалифицируется вмомент противоправного применения огнестрельного оружия.
Заключение
Таким образом,общественный порядок можно определить как систему общественных отношений,сложившихся на основе соблюдения норм права, направленных на поддержаниеобщественного спокойствия и нравственности, взаимного уважения, надлежащегоповедения граждан в общественных местах, отношений в сфере социального общения.
Общественный порядок – не что иное, как масштабдозволенного: не кради, не задевай чести и достоинства другого, соблюдайчистоту, пристойность и т.п. В случае нарушения необходимых для нормальногообщественного развития правил общежития виновного ждет кара, степеньрепрессивности которой зависит от тяжести нарушения. Правонарушения, посягающиена общественный порядок, таким образом, посягают на весь комплекс нормативныхотношений, регулирующих нормальный, общественно значимый процессжизнедеятельности, а каждое конкретное противоправное действие нарушаетконкретное, нормативно определенное отношение, существующее ради необходимостисоблюдения общественного порядка.
Однако общественный порядок неизбежно нарушается присовершении любого правонарушения: преступления, административного проступка,гражданско-наказуемого деликта, аморального поведения. Так, переход проезжейчасти в неустановленном месте вне всякого сомнения нарушает общественныйпорядок. То же и – убийство, клевета, хищения и т.д. Все это – деяния,нарушающие общественный порядок, поскольку их совершение грубо противоречитнормальному сосуществованию людей в обществе. В целом же общественный порядоккак совокупность отношений, определяющих поведение людей, нарушить невозможно,поскольку данная совокупность состоит из огромного конгломерата отдельных связей.
Списокиспользуемой литературы
1.   Конституция Российской Федерации (сизм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст.4212.
2.   Уголовный Кодекс Российской Федерацииот 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст.2954, СЗ РФ от 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3104.
3.   Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) //СЗ РФ от 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1, СЗ РФ от 03.10.2005, № 40, ст. 3986.
4.   Уголовно-исполнительный КодексРоссийской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 09.05.2005) // СЗ РФ от13.01.1997, № 2, ст. 198, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1754.
5.   Федеральный закон «О противодействииэкстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ // СЗ РФ от 29.07.2002, №30, ст. 3031.
6.   Федеральный закон «Об оружии» от13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) // СЗ РФ от 16.12.1996, № 51, ст.5681, СЗ РФ от 05.07.2004, № 27, ст. 2711.
7.   Федеральный закон «О содержании подстражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 №103-ФЗ (ред. от 07.03.2005) // СЗ РФ от 17.07.1995, № 29, ст. 2759, СЗ РФ от07.03.2005, № 10, ст. 763.
8.   Постановление Правительства РФ «Омерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов кнему на территории Российской Федерации» от 21.07.1998 № 814 (ред. от04.04.2005) // СЗ РФ от 10.08.1998, № 32, ст. 3878, СЗ РФ от 11.04.2005, № 15,ст. 1343.
9.   Правила внутреннего распорядка изолятороввременного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утв.Приказом МВД РФ от 26.01.1996 № 41) // Российские вести от 11.04.1996, № 68.
10.      ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о хулиганстве» от 24.12.1991№ 5 (ред. от 25.10.1996) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1992. – № 3,Бюллетень Верховного Суда РФ. – 1997. – № 1.
11.      ОпределениеКонституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 г. № 70-О «Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданки Гребневой Ирины Георгиевны на нарушение ееконституционных прав статьей 158 Кодекса РСФСР «Об административныхправонарушениях» // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2001. – № 4.
12.      Веремеенко И.И.Сущность и понятие общественного порядка // Советское государство и право. –1982. – № 3.
13.      Горбунова О.Н. Квопросу об определении понятия «общественный порядок» в советской наукеадминистративного права // Труды Иркутского госуниверситета. Т. XIX. Серияюридическая. Вып. 8. Часть 2. – Иркутск, 1967.
14.      Готовцев А.В.Организационно-правовые вопросы взаимодействия милиции и внутренних войск вохране общественного порядка: Автореф. дисс.… канд. юрид. наук. – М., 2000.
15.      Гранин А.Ф.Теоретические вопросы социалистической законности в деятельности органоввнутренних дел: Автореф. дисс.… докт. юрид. наук. – Киев, 1975.
16.      Гришаев П.Ф.Преступления против общественной безопасности. – М., 1959.
17.      Даньшин И.Н.Уголовно-правовая охрана общественного порядка. – М., 1973.
18.      Еропкин М.И.Управление в области охраны общественного порядка. – М., 1951.
19.      Игнатов А.Н.Курс советского уголовного права. – М., 1971. – Т. 6.
20.      Куделич А.В.Уголовно-правовая охрана общественного порядка в современной России: Автореф.дисс.… докт. юрид. наук. – М., 2000.
21.      Мокринский С.Озорство и хулиганство // Еженедельник советской юстиции. – 1924. – № 38.
22.      Научныйкомментарий к УК РСФСР. – Свердловск, 1964.
23.      Серегин А.В.Советский общественный порядок и административно-правовые средства егоукрепления. – М., 1975.
24.      Яценко С.С.Ответственность за преступления против общественного порядка. – Киев, 1976.
25.      Яценко С.С.Уголовно-правовая охрана общественного порядка. Сравнительно – правовой аспект.– Киев, 1986.