Ответственность за нарушения законодательства о рекламе

Содержание
Введение
Глава I. Общаяхарактеристика рекламы и история ее развития
1.1 Реклама: понятие, признаки, правовое регулирование
1.2 Общие требования к рекламе
1.3 История развития рекламы за рубежом
1.4 История развития рекламы вРоссии
Глава II.Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакамнарушения законодательства о рекламе
2.1 Подведомственность дел, возбужденных по признакамнарушения законодательства о рекламе
2.2 Рассмотрение заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства РоссийскойФедерации о рекламе
Глава III.Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе
3.1 Ответственность в соответствии с Законом «орекламе»
3.2 Административная ответственность
3.3 Ответственность рекламодателя и рекламораспространителя
3.3.1 Ответственность рекламодателя
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Однимиз первых, дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетскийпапирус, в котором сообщалось о продаже раба. Сейчас реклама является одной изсоставляющих нашей повседневной жизни. Куда бы мы ни пошли, где бы ниоказались, везде мы можем столкнуться с таким явлением как реклама. Благодарярекламе мы узнаем о новой продукции, о новых производителях и много о чем еще. Реклама-этоокружение современного человека, но не всегда реклама остается в рамках закона,чем обуславливается актуальность данного исследования. Реклама — живая,непосредственная, самостоятельная — продолжает развиваться каждый день. Следитьза этим увлекательно, а участвовать в процессе ее познания — неповторимо.
Целью этой работы является выяснить, какая же ответственностьпредусмотрена за нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, всоответствии с которой необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику рекламы;
обозначить общие требования предъявляемые к рекламе;
рассмотреть развитие истории за рубежом;
охарактеризовать исторические аспекты развития рекламы вРоссии;
раскрыть правила рассмотрения антимонопольным органом делвозбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе;
узнать о подведомственности дел возбужденных по признакамнарушения законодательства о рекламе;
раскрыть процедуру рассмотрения заявлений, обращений ипредставлений о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе;
узнать об ответственности, предусмотренной за нарушениезаконодательства о рекламе.
Объектом данного исследования является Законодательство орекламе во всех его проявлениях, а предметом — ответственность за его нарушение.
Данная курсовая работа состоит из: введения, трех глав,восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложения. В работеиспользовались такие нормативно правовые акты, как Конституция РоссийскойФедерации[1](далее КРФ), Гражданский кодекс Российской Федерации[2](далее ГК), ФЗ «о рекламе»[3],ФЗ «о СМИ»[4].Теоретическую основу работы составили исследования в области анализа рекламнойдеятельности и конкурентного права таких ученых как В.И. Еременко, Э. Марквартаи др. Кроме этого приложены материалы судебной практики, связанной с нарушениемзаконодательства о рекламе.
Глава I. Общаяхарактеристика рекламы и история ее развития1.1 Реклама: понятие, признаки, правовоерегулирование
В мире известны два пути, две стратегии при созданиинормативной базы в регулировании рекламной деятельности: первый путь — путькодификации правовых норм (объединение норм, регулирующих рекламу в одномправовом акте) и второй путь — путь поэтапного, постепенного принятия отдельныхправовых актов, регулирующих различные стороны рекламного процесса. В Россиисложился «смешанный путь», в результате которого российское законодательствоимеет: кодифицированный источник правового регулирования — Закон РФ «Орекламе» и, кроме того, ряд нормативных актов, регулирующих отдельныестороны рекламной деятельности, например: Закон РФ «О банках и банковскойдеятельности»[5],Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[6]и так далее. Тем не менее реклама должна соответствовать ФЗ «о рекламе»,в противном случае это может повлечь неблагоприятные последствия. Так например:Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по рассмотрению дел по признакамнарушения законодательства РФ о рекламе вынесла решение о признании ООО «Тамбукан»- газета бесплатных объявлений «Из рук в руки»” нарушившим часть7 статьи 24 Федерального закона «О рекламе»[7].
Закон РФ «О рекламе» был подписан Президентом РФ18 июля 1995 г. Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическаяреклама исключена из сферы регулирования данного закона. Целями закона являются:во-первых, защита от/> недобросовестной конкуренции вобласти рекламы, а во-вторых, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Реклама в соответствии с законом «О рекламе» — этоинформация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованиемлюбых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная напривлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержаниеинтереса к нему и его продвижение на рынке.
Понятия «объект рекламирования» и «товар»являются существенными новеллами закона «о рекламе». «Объектрекламирования» определен Законом как товар, средство егоиндивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальнойдеятельности либо любое мероприятие, на привлечение внимания к которымнаправлена реклама, товар — продукт деятельности (в том числе работа, услуга),предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом,объектом рекламирования может являться все, что вызывает, поддерживает иформирует интерес и способствует продвижению этого «все» на рынке.
Интересно, что для целей налогообложения российскоезаконодательство имеет иное определение рекламы — более правильно отражающее еесуть и более последовательное в историческом плане. Рекламой признаются всевиды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческойцелью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового икабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников,листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущаястрока, световая фиксированная строка), имущества физических лиц, одежды.
Реклама должна быть сделана так, чтобы непосвященныйпотребитель не перепутал ее со статьей независимого журналиста, репортажем и т.п.Если реклама не распознаваема как таковая без специальных знаний, то такоесообщение считается скрытой рекламой, которая запрещается российскимзаконодательством.
Не следует относить к рекламе:
1) информацию, раскрытие или распространение которой либодоведение до потребителя которой является обязательным в соответствии сфедеральным законом.
2) справочно-информационные и аналитические материалы, неимеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиесясоциальной рекламой.
3) сообщения органов государственной власти, иныхгосударственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщениямуниципальных органов, которые не входят в структуру органов местногосамоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характераи не являются социальной рекламой.
4) вывески и указатели, не содержащие сведений рекламногохарактера.
Указание на вывеске в месте нахождения организации профиля (вида)её деятельности — «Магазин», «Парикмахерская», и т.п. — относитсяк обычаям делового оборота и не рассматриваться в качестве рекламы.
5) объявления физических лиц или юридических лиц, несвязанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
6) информацию о товаре, его изготовителе, об импортере илиэкспортере, размещенную на товаре или его упаковке, а также любые элементыоформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся кдругому товару.
7) упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, обизготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы впроизведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являютсясведениями рекламного характера.
1.2 Общие требования к рекламе
Общие требования к рекламе изложены в ст.5 Закона «орекламе» (далее Закон). В соответствии с Законом, реклама должна бытьдобросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная рекламане допускаются. Недобросовестной признается реклама, содержащая некорректныесравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которыепроизведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, илипорочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента,либо является актом недобросовестной конкуренции в соответствии сантимонопольным законодательством. Недостоверной же признается реклама, котораясодержит не соответствующие действительности сведения о преимуществахрекламируемого товара, перед находящимися в обороте товарами, которыепроизведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами и т.п.
В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона РФ «О рекламе»в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных иоскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола,расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человекаи гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов),религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории икультуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия,включенных в Список всемирного наследия. Но это не означает что все требованияЗакона к рекламе выполняются. Например, в городе Самара, в отношении ООО «Диск-59»было вынесено решение о прекращении нарушения законодательства о рекламе[8].
Помимо этого реклама не должна побуждать к совершениюпротивоправных действий, призывать к насилию и жестокости, иметь сходство сдорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движенияавтомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, формироватьнегативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, илиосуждать таких лиц.
В рекламе не должно быть допущено использование иностранныхслов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Демонстрацияпроцессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков,изготавливаемых на его основе также не допустимо. Использование образовмедицинских и фармацевтических работников возможно только рекламе медицинскихуслуг, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские ифармацевтические работники.
В рекламе не допускается использование бранных слов,непристойных и оскорбительных образов, сравнений, а также объектов культурногонаследия, включенных в Список всемирного наследия. Стоимостные показатели врекламе должны быть указаны в рублях, а в случае необходимости дополнительномогут быть указаны в иностранной валюте. Также не допускаются скрытой рекламы,то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламывоздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использованияспециальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
Помимо всего этого запрещено размещение рекламы в учебниках,предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основногообщего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
При производстве, размещении и распространении рекламыдолжны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числетребования гражданского законодательства, законодательства о государственномязыке Российской Федерации.1.3 История развития рекламы за рубежом
Простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. Однимиз первых, дошедших до нашего времени рекламных обращений считается египетскийпапирус, в котором сообщалось о продаже раба. Наиболее распространенными былинадписи, нацарапанные или начертанные краской на стенах. В древней Греции иРиме рекламные объявления писали на досках, гравировали на меди или кости,громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.
Развитие рекламы в Западной Европе и США:
Изобретение Гуттенбергом печатного станка в 1450 г. ознаменовалоначало эпохи становления системы средств массовой коммуникации, следствием,которого явился качественно новый этап развития рекламы.
На протяжении второй половины XV века типографическиепредприятия, начало которым положил Гуттенберг, распространяются по Европе: в1465 г. появляется первая типография в Италии, в 1468 г. в Швейцарии, в 1470г. — во Франции, в 1473 г. в Бельгии и Венгрии, примерно тогда же — в Польше. В 1476г. печатный станок утвердился в Чехии, Англии и других европейских странах.
Первое печатное рекламное объявление датировано 1472 г. текстбыл вывешен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал прихожан опродаже молитвенника.
Основателем печатной рекламы в Европе считают врачаТеофраста Ревностно открывшего в 1630 г. в Париже справочную кантору,печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». Первымрекламным объявлением, опубликованным, считается объявление о награде зауказание местонахождения 12-ти украденных лошадей. Появилось оно также и водной из лондонских газет.
Немного позже стали заполняться объявления торгового характера,в основном касающимися оптово-розничной продажи чая, кофе и других продуктовпитания.
В Соединенных Штатах расцвет рекламы связывают с именемБенджамина Франклина, называя его отцом американской рекламы. Индустриальнаяреволюция, начавшаяся в Англии в середине XVIII века, спустя полвека достиглаАмерики. Производители товаров поняли всю ценность рекламы как способапроникновения на новые рынки сбыта товаров и завоевания этих рынков, получениямаксимальных прибылей. Постепенно менялись и сами рекламные объявления. Споявлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополнятьсяфотоиллюстрациями, придающими информации большую достоверность и правдивость.
Рекламой стали заниматься специальные фирмы и агентства, атакже рекламные отделы промышленных и торговых компаний, крупных предприятий,издательств и т.д. История рекламного дела упоминает о некоем В. Палмере,первом в США рекламном агенте. Обосновавшись в Филадельфии в 1841 г., Палмерзаключал контракты с издателями на закупку газетно-журнальных площадей, затемпродавал места под рекламу рекламодателям. В то время тексты подготавливалисами рекламодатели. Лишь со временем агенты начали заниматься подготовкойнепосредственно текстов. Постепенно рекламодателям стал предлагаться болееширокий перечень услуг.
Первым рекламным агентством, планирующим, работающим надтекстом обращения и проводящим рекламные компании считается филадельфийскоерекламное агентство «Айер и сын», основанное в 1890 г.
В настоящее время в центре Нью-Йорка на Мэдисон-авеню располагаютсяштаб-квартиры ряда крупных американских рекламных агентств, в которых работаютоколо 30 тыс. человек. Однако подавляющее большинство из 6000 насчитывающихся встране рекламных агентств находятся за пределами Нью-Йорка. В США очень малогородов, где не было бы хотя бы одного рекламного агентства. Самое крупноерекламное агентство находится в Японии и называется «Денцу».1.4 История развития рекламы в России
Развитие рекламного дела в России относят к X — XI вв.,когда русские купцы прибегали к разнообразным приёмам предложения своих товаров.Обычно приглашали за определенную плату зазывалу, который, находясь возлелавок, громко извещал о достоинствах товара и его владельца.
В XIX веке получает широкое распространение печатная рекламатоваров, а также реклама на круглых тумбах, установленных во многих городах. Рекламапоявилась на конках и трамваях. Мальчики на улицах возле магазинов и лавоквручали прохожим календари, прейскуранты. Появились специализированныерекламные конторы, рекламные бюро. Широко процветала реклама патентованныхмедицинских препаратов. Накануне первой мировой войны в России практическикаждое второе рекламное объявление посвящалось патентованным лекарствам.
После Октябрьской революции 1917 г. содержание и задачирекламы изменились. Одним из первых декретов советской власти реклама быламонополизирована государством, предприниматели лишились возможности расширятьсвоё дело за счет рекламы.
Публикация рекламы была объявлена исключительным правомсоветского правительства и местных Советов рабочих, солдатских и крестьянскихдепутатов. Но начавшаяся гражданская война и разруха практически свели к нулюторговую рекламу.
После гражданской войны реклама в России получаетопределённое развитие. Бурное развитие рекламы началось во время НЭПа.
Много энергии и таланта отдал рекламе В.В. Маяковский,который своими меткими стихами привлекал внимание покупателей к тем или инымпроблемам, либо к качеству товаров или рекламе торговых предприятий.
В 1925 г. в Париже на международнойхудожественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы. Зацикл плакатов В.В. Маяковский и художник А.М. Радченко были награжденысеребреными медалями. Но в дальнейшем с улучшением экономического положениястраны рекламное дело развивается по пути совершенствования организационныхформ и технической рекламы.
В 60-70 годы создаются крупные специальные организации:«Союзторгреклама» при министерстве торговли СССР, «Росторгреклама»при министерстве торговли РСФСР, «Главкоопторгреклама» приЦентросоюзе СССР и другие. C целью координации рекламной деятельностиорганизованы межведомственные советы по рекламе.
Существовал весьма идеологизированный подход к существурекламы, который основывался на том, что капиталистическая реклама естьсредство обмана и одурачивания покупателя. Технический уровень и технологияиспользования рекламных средств также оставляли желать лучшего. Важнейшимпринципом социалистической рекламы объявляется принцип её идейности, то естьподчинение задачам и функциям коммунистического воспитания народа.
Переход к рыночной экономике привел к большим измененияморганизации рекламной деятельности в России. Централизованная рекламная службаминистерств и ведомств развалилась — рекламные организации, и предприятия были преобразованырекламно-информационные агентства и рекламные фирмы и конторы с преимущественноакционерными формами собственности. Сейчас в России кол-во рекламных агентствперевалило далеко за тысячу и на рекламном рынке вращаются миллиарды рублей.
Глава II. Правиларассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушениязаконодательства о рекламе2.1 Подведомственность дел, возбужденных попризнакам нарушения законодательства о рекламе
Дела по фактам распространения рекламы, содержащей признакинарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются ирассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы (далееФАС) по месту нахождения (месту жительства) лица, нарушившего законодательство.
В случае распространения рекламы, содержащей признакинарушения законодательства о рекламе, только на территории, подведомственнойодному территориальному органу ФАС, дела возбуждаются и рассматриваются поместу распространения такой рекламы. При этом территориальный орган ФАС обязанв 5-дневный срок известить о возбуждении дела территориальный орган ФАС поместу нахождения лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае если довозбуждения дела или в ходе его рассмотрения будет установлено, что реклама,содержащая признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, распространяетсяна территории, подведомственной двум и более территориальным органам ФАС,выявивший такое нарушение территориальный орган ФАС передает материалы,свидетельствующие о нарушении законодательства РФ о рекламе, или дело втерриториальный орган ФАС по месту нахождения (месту жительства) лица, вдействиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе,либо ходатайствует перед ФАС о наделении его полномочиями по возбуждению ирассмотрению дела.
ФАС вправе поручить своему территориальному органу возбудитьи (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориальногооргана или по собственной инициативе независимо от места нахождения (местажительства) лица, нарушившего законодательство, или места распространениярекламы. Дело, возбужденное ФАС или ее территориальным органом, может бытьпередано по ее решению другому территориальному органу.
Вопрос о передаче дела по подведомственности разрешаетсяФедеральной антимонопольной службой в течение 15 рабочих дней со дняпоступления к ней материалов или дел, возбужденных разными территориальнымиорганами Федеральной антимонопольной службы по факту распространения одной итой же рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства РоссийскойФедерации о рекламе.
Дела по фактам принятия органами исполнительной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления актов, полностью или в части противоречащихзаконодательству о рекламе, возбуждаются и рассматриваются тем территориальныморганом ФАС, на территории которого находится орган, принявший акт. Дела пофактам принятия федеральными органами исполнительной власти возбуждаются ирассматриваются ФАС. Федеральная антимонопольная служба вправе возбудить ирассмотреть любое дело и принять дело, возбужденное ее территориальным органом,к своему рассмотрению независимо от стадии рассмотрения дела.2.2 Рассмотрение заявлений, обращений и представленийо нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе
Дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольнойслужбой или ее территориальными органами (далее — антимонопольный орган) пособственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушениязаконодательства РФ о рекламе, а также по представлению прокурора, обращениюоргана государственной власти или органа местного самоуправления, заявлениюфизического или юридического лица (далее — заявление).
Заявление подается в антимонопольный орган в письменнойформе с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушениязаконодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранныхязыках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода нарусский язык. В заявлении должны содержаться:
наименование и место нахождения заявителя — юридическоголица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя — физического лица);
наименование рекламодателя, рекламопроизводителя,рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушениязаконодательства о рекламе или наименование федерального органа исполнительнойвласти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местногосамоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащийзаконодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличиипризнаков нарушения законодательства о рекламе, с приложением имеющихсядоказательств; требования заявителя. В случае невозможности предоставлениядоказательств, заявитель вправе указать лицо или орган, от которого могут бытьполучены такие доказательства.
Территориальный орган ФАС, выявивший, что рассмотрениезаявления относится к компетенции другого антимонопольного органа, обязаннаправить заявление в соответствующий антимонопольный орган, одновременноуведомив об этом заявителя в срок, не превышающий 1-го месяца со дняпоступления заявления. ФАС в случае принятия решения о направлении заявления нарассмотрение в свой территориальный орган уведомляет заявителя о таком решениис указанием наименования и адреса данного территориального органа, а такжефамилии, имени, отчества его руководителя в срок, не превышающий 1-го месяца содня поступления заявления.
Антимонопольный орган рассматривает заявление, а такжедокументы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяцасо дня его поступления. При рассмотрении заявления и приложенных к немудокументов и материалов антимонопольный орган: определяет, относится ли дело кего компетенции; устанавливает наличие признаков нарушения законодательства орекламе и нормы, которые подлежат применению; определяет круг лиц, подлежащихпривлечению к участию в деле. В случае недостаточности доказательств,позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства,антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не болеечем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя. По результатамрассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение: о возбуждениидела либо об отказе в возбуждении.
Антимонопольный орган вправе отказать в возбуждении дела вследующих случаях:
а) рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, неотносится к компетенции антимонопольного органа;
б) отсутствуют признаки нарушения законодательства РФ орекламе;
в) по факту, явившемуся основанием для обращения сзаявлением, дело уже возбуждено или рассмотрено антимонопольным органом;
г) по факту основания для обращения с заявлением, имеетсявступившее в законную силу решение суда.
В случае отказа в возбуждении дела антимонопольный органобязан письменно уведомить об этом заявителя в течение 5 дней со дня принятиятакого решения. Принятие решения по заявлению может быть отложено в случаенахождения на рассмотрении в антимонопольном органе, в суде, арбитражном суде,в правоохранительных органах другого дела, выводы по которому будут иметьзначение для результатов рассмотрения заявления, до принятия и вступления всилу соответствующего решения по такому делу, о чем антимонопольный органуведомляет заявителя в письменной форме.
Глава III. Ответственностьза нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе3.1 Ответственность в соответствии с Законом «орекламе»
Нарушение физическими или юридическими лицамизаконодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии сгражданским законодательством. Лица, права и интересы которых нарушены врезультате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться вустановленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками овозмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненногоздоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, окомпенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
В случае установления антимонопольным органом фактараспространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписанияантимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд илиарбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостовернойрекламы за счет рекламодателя. При этом суд определяет форму, место и срокиразмещения такого опровержения.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями,рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собойответственность в соответствии с законодательством об административныхправонарушениях.
Федеральными законами за умышленное нарушениезаконодательства о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности.
Суммы штрафов за нарушение законодательства о рекламе инеисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджетыбюджетной системы РФ в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет — 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территориикоторого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания опрекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.3.2 Административная ответственность
Антимонопольный орган осуществляет в пределах своихполномочий государственный контроль за соблюдением РоссийскойФедерации законодательства о рекламе, и предупреждает, выявляет ипресекает нарушения физическими или юр. лицами законодательства РФ о рекламе; возбуждаети рассматривает дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Антимонопольный орган, осуществляя в пределах своейкомпетенции государственный контроль за соблюдением законодательства РоссийскойФедерации о рекламе, направляет рекламодателям, рекламопроизводителям ирекламораспространителям предписания о прекращении нарушения законодательства орекламе, а также решения об проведении контррекламы.
В части ответственности за нарушения антимонопольногозаконодательства существуют определенные Правила[9]Рассмотрим порядок рассмотрения дел, о нарушениях антимонопольногозаконодательства исходя из вышеназванных Правил.
Согласно пункту 2.1 Правил при наличии признаков нарушения законодательстваруководитель ФАС РФ издает приказ о создании Комиссии по рассмотрению дела онарушении антимонопольного законодательства. В состав Комиссии входятпредседатель, специалисты ФАС (территориального органа) общим количеством неменее трех человек. Председатель Комиссии в течение пяти рабочих дней со дняиздания приказа выносит определение о возбуждении дела по признакам нарушенияантимонопольного законодательства.
При рассмотрении дела ведется протокол. Рассмотрение делаведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный ивсесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и законныхинтересов лиц, участвующих в деле. При рассмотрении дела непосредственноисследуются письменные и вещественные доказательства, заслушиваются илиоглашаются объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов. Итогомрассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства являетсяпринятие решения, которое принимается Комиссией простым большинством голосов вотсутствие лиц, участвующих в деле. Члены Комиссии не имеют прававоздерживаться от голосования, а председатель Комиссии голосует последним. Вслучае равенства количества голосов, отданных «за» и «против»решения, определяющим является голос председателя Комиссии. В соответствии спунктом 2.27 Правил решение Комиссии должно состоять из вводной, описательной,мотивировочной и резолютивной частей.
Если в процессе рассмотрения дела были выявлены признакипреступления со стороны руководителей хозяйствующих субъектов, должностных лицфедеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также граждан, втом числе индивидуальных предпринимателей Комиссия принимает решение онаправлении материалов дела в соответствующие правоохранительные органы (пункт 2.29Правил).
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями,рекламораспространителями законодательства о рекламе влечет за собойответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.
В соответствии со статьей 14.3 КоАП[10]РФ Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителемзаконодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечетналожение административного штрафа:
на граждан от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысячи рублей;
на юридических лиц — от сорока до пятисот тысяч рублей.
Возможно применение нормы КоАП РФ предусматривающейадминистративную ответственность за невыполнение в установленный срок законногопредписания, решения федерального антимонопольного органа, его территориальногооргана. Данные действия влекут наложение административного штрафа на граждан оттрехсот до пятисот рублей; должностных лиц в размере от одной до двух тысячрублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десятитысяч до двадцати тысяч рублей (статья 19.5 КоАП РФ).
Наложение административного штрафа оформляетсяпостановлением по делу об административном правонарушении, в которомуказываются размер штрафа, сроки и порядок уплаты.
Следует также помнить о том, что ответственность наступаетза каждое нарушение законодательства о рекламе, а равно и количество штрафов,которые могут быть наложены территориальными органами Федеральнойантимонопольной службы Российской Федерации, будет кратно числу допущенныхнарушений законодательства о рекламе.
3.3 Ответственность рекламодателя ирекламораспространителя3.3.1 Ответственность рекламодателя
Рекламодатель несет ответственность за нарушение требованийтаких как распространение недобросовестной и недостоверной рекламы; нарушениеобщих требований к рекламе; нарушение правил защиты несовершеннолетних врекламе; это размещение рекламы товаров, реклама которых запрещена; это нарушениеправил рекламы товаров при дистанционном способе продажи; также это нарушениеправил рекламы стимулирующих мероприятий. Помимо этого в социальной рекламе недопускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров,товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, офизических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органахгосударственной власти, об иных государственных органах, об органах местногосамоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органовместного самоуправления, и о спонсорах. Так же рекламодатель несетответственность за нарушение сроков хранения рекламных материалов; за нарушениезаконодательно установленных правил рекламы алкогольной продукции, пива,табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственныхсредств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинскихуслуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевыхдобавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовыхуслуг, ценных бумаг, договора ренты.
Ответственность рекламораспространителя.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушениеследующих требований:
1) нарушение общих требований законодательства о рекламе;
2) в социальной рекламе не допускается упоминание оконкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знакахобслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах июридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти,об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, омуниципальных органах, которые не входят в структуру органов местногосамоуправления, и о спонсорах;
3) нарушение сроков хранения рекламных материалов;
4) рекламу товаров, реклама которых не допускается;
5) нарушение правил рекламы товаров при дистанционномспособе продажи;
6) нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий;
7) нарушение особенностей рекламы в телепередачах, на радио,в периодических печатных изданиях, рекламы при кино — и видеообслуживание,распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях;
8. нарушение правил рекламы на транспортных средствах;
9. нарушение правил рекламы алкогольной продукции, пива,табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственныхсредств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинскихуслуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевыхдобавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовыхуслуг, ценных бумаг, договора ренты.
Требования, за нарушение которых предусмотренаответственность рекламодателя и рекламораспространителя перечислены в частях 6и 7 статьи 38 ФЗ «о рекламе».
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушениеперечисленных требований, в случае, если будет доказано, что нарушениепроизошло по его вине.
Суммы штрафов за нарушение законодательства РоссийскойФедерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органазачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующемпорядке:
1) в федеральный бюджет — 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территориикоторого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, — 60процентов.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания опрекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Постановление по делу об административном правонарушении занарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истеченииодного года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАПРФ).
Рассматривать дела об административных правонарушенияхвправе руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители, атакже руководители территориальных органов федерального антимонопольного органаи их заместители.
В случае, если после выявления административногоправонарушения в области антимонопольного законодательства осуществляетсяэкспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временныхзатрат, проводится административное расследование (статья 28.7 КоАП РФ).
Постановление о наложении административного штрафа можетбыть обжаловано в суд. Отметим, что решения антимонопольного органа, вынесенныепо фактам нарушений антимонопольного законодательства, могут быть оспорены всуде независимо от того, связаны ли они с наложением административных взысканийи штрафов.
Заключение
И в заключение данной работы отметим, что привлечение клюбому виду юридической ответственности должностных лиц федеральных органовисполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями илиправами указанных органов власти органов или организаций, коммерческих инекоммерческих организаций или их руководителей, а также физических лиц, в томчисле индивидуальных предпринимателей не освобождает их от обязанностиисполнить решение или предписание антимонопольного органа, представитьходатайство (уведомление) для рассмотрения или совершить предусмотренныеантимонопольным законодательством действия.
В конце подведем итоги в соответствии с поставленнымизадачами.
В данном исследовании мне удалось дать общую характеристикурекламы и обозначить общие требования предъявляемые к ней. Кроме этого былорассмотрено развитие истории как в России, так и за рубежом. Во второй главебыли раскрыты правила рассмотрения антимонопольным законодательства о рекламе,в ней же была рассмотрена подведомственность дел возбужденных по признакамнарушения законодательства о рекламе. Помимо этого была раскрыта нарушениизаконодательства Российской Федерации о рекламе. И наконец что касаетсяответственности, предусмотренной за нарушение законодательства о рекламе, то ейпосвящена третья глава данной курсовой работы.
Вот и выполнены поставленные задачи курсовой работы,осталось только пожелать, чтобы закон нашей страны никогда не приступался.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. внес. УказамиПрезидента РФ от 25.07.2003г. №841, в ред. ФКЗ от 30.12.2006 №6-ФКЗ).
2.   Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от21 октября 1994года (в ред. ФЗ от 5.02.2007 №13-ФЗ), часть вторая от 22 декабря 1995 (с изм. ВнесеннымиПостановлением Конституционного суда РФ от 23.12.1997 №21-П, в ред. ФЗ от 26.01.2007№5-ФЗ), часть третья от1 ноября 2001 года (в ред. ФЗ от 29.12.2006 №258-ФЗ).
3.   Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30декабря 2001 года №1995-ФЗ (в ред. ФЗ от26.04.2007 №63-ФЗ).
4.   Федеральный закон РФ «о рекламе» от 13 марта 2006 года №38-ФЗ(в ред. от 27.09.2009г. №228-ФЗ).
5.   Федеральный закон РФ «о средствах массовой информации» от 27декабря 1991 года №2124-1 (в ред. ФЗ от 25.12.2008 №281-ФЗ).
6.   Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 года №395-1 «о банках ибанковской деятельности» (в ред. ФЗ 28.04.2009г. №73-ФЗ)
7.   Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 №128-ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности» (в ред. ФЗ от 25.11.2009 №273-ФЗ, с изм. внес.ФЗ от 18.07.2009 №177-ФЗ).
8.   Федеральный закон Российской Федерации от 22 марта 1991 года N 948-1«о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»(в ред. ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ).
9.   Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1«о защите прав потребителей», (в ред. ФЗ от 23.07.2008г. №160-ФЗ).
10. Указ Президента Российской Федерации от 17 февраля 1995 года «о гарантияхправа граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» (в ред. УказаПрезидента РФ от 23.04.2007г. №533).
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года№508 «об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел,возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации орекламе».
12. Приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 2февраля 2005 года №12 «Правила рассмотрения дел о нарушенииантимонопольного законодательства».
Научная литература:
13. Гражданское право. Ч.1: учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.Л. Сергеева. М.,2007.
14. Некрасова И.В. Правовое регулирование рекламы // Адвокат. N 7.2007.
15. Петров Д.А. Некоторые вопросы привлечения к административнойответственности за ненадлежащую рекламу // Юридическая работа в кредитнойорганизации. N 1.2006.
16. Пузыревский С.А. Государственный контроль соблюдения законодательстваРоссийской Федерации о рекламе // Российский рекламный ежегодник. 2006.
17. Лисецкий Р.М. Административная ответственность за нарушениязаконодательства о рекламе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2005. С.54
18. 68. Фокова Е. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе //Юрист. 2005. N 9.
19. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама /Пер. с англ. Тольятти, 2005г.
20. Белоусова Е.Г., Василенкова И.И. Правовое регулирование рекламнойдеятельности: Комментарии и законодательство. М., 2001.
21. Материалы судебной практики:
22. Дело №06р/04-09 Предписание и решение в отношении газеты «Из рук вруки» о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации орекламе от 12 марта 2009 г., г. Нальчик.
23. Дело №06р/90-08 Предписание и решение в отношении ООО «Диск 59»,о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 22января 2009 г., г. Самара.