Ответственность за правонарушения в области защиты информации в Российской Империи (на примере XIX века)

МосковскийГосударственный Университет Геодезии и Картографии
(МИИГАиК)
 
Курсоваяработа по истории защиты информации
Тема:«Ответственность за правонарушения в области защиты
информациив Российской Империи (на примере XIXвека)»
Выполнила:
СтуденткаФПКиФ III-5
ПокладоваМарьяна Сергеевна
Проверила:
Еремеева В.И.
Москва
2009 г.

Содержание
Введение
1. Организация защиты информации впервой половине XIX в
1.1 Государственный аппарат
1.2 Военное министерство
1.3 Правовые основы защиты информации
2. Организация защиты информации вовторой половине XIX в
2.1 Основные направления деятельностиучреждений, осуществляющих функции по ЗИ. Организация спецслужб России
2.2 Военное министерство
2.3 Цензура
3. Ответственность за правонарушенияв области защиты информации
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Ответственность заправонарушения в области защиты информации является актуальной и важной темойдля людей, работающих в данной сфере. Ведь как говорится: «Не знание закона неосвобождает от ответственности». Поэтому необходимо уметь ориентироваться нетолько в нормативной базе, но и в самой структуре органов, связанных с защитойинформации. На протяжении веков она постоянно изменялась и совершенствовалась,от самых первых зачатков основ защиты информации в X веке до современной развитой системы наших дней. Причемвидоизменения претерпевали все три направления деятельности: внутреннее,внешнее и военное. Мы проследим эти процессы развития на примере РоссийскойИмперии XIX века (первой и второй половины). В организациизащиты информации по отдельности рассмотрим: государственный аппарат, военноеминистерство, правовые основы защиты информации и цензуру.
Данный период выбранпотому, что в это время организация защиты информации в различных сферахдостигает своего пика в Российской Империи, но еще слишком контрастирует с XX веком и современной организацией; ееструктура довольно сложна и интересна для изучения.
При создании данной работыпомимо лекционных материалов были задействованы нормативные документы XIX века: «Устав о цензуре (июнь1826г.)» и «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (15 августа1845г.)». Для более подробного рассмотрения государственных учреждений, имеющихотношение к защите информации или специфичных для данного века, былаиспользована книга Н.П. Ерошкина «История государственных учрежденийдореволюционной России ».

1.Организация защиты информации в первой половине XIXв
 
1.1Государственный аппарат
 
Впервые в Российскойимперии 8 сентября 1802 года был издан манифест «Об учреждении министерств вРоссии». По инициативе Кочубеи в июне 1803 года были разделены находившиеся всоставе министерства коллегии и создан, построенный на принципе единоначалия, департаментминистерства.[1] Первые восемь министерствименовались: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутреннихдел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Аппарат министерствасостоял из министра, его товарища, совета («консультации»), канцелярии министраи департамента.[2]
Структура министерства/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Канцелярия  
Министр  
Совет министерства   /> />
Департаменты  
Товарищество министра   /> />
Отделения   /> />
Столы  

Работа органов защитыинформации разделялась по трем направлениям: внешнему, внутреннему и военному.Внешним направлением занимался МИД, внутренним – Особенная канцелярия МВД(Третье отделение Собственно Его Императорского Величества Канцелярия) ивоенным: с 1802 года министерство военно-сухопутных сил, с 1808 военноеминистерство (экспедиция секретных дел при военном министерстве и особеннаяканцелярия при военном министерстве).
Третье отделение С. Е. И.В. К. создается в конце XVIIIвека, как личная канцелярия императора. С 1826 по 1842 годы в ее составе создается6 отделений, каждое из которых является самостоятельным государственнымучреждением.
·    Первое отделение– надзор за службой гражданских чиновников, инспекторский департамент гражданскоговедомства, личная канцелярия императора.
·    Второе отделение –совершенствование кодификации Российского законодательства.
·    Третье отделение– главный орган государственной безопасности. В 1826 году расформированаособенная канцелярия МВД, ее сотрудники переведены в штат третьего отделения.Третье отделение состоит из 5 экспедиций. Первая экспедиция занималасьобеспечением государственной безопасности, контролем за государственнымаппаратом, расследование политических преступлений. Её деятельность быласекретна. Вторая экспедиция занималась должностными и общеуголовнымипреступлениями, сбором сведений об открытиях и изобретениях, предупреждениемнедоброжелательной конкуренции. Так же вторая экспедиция являлась кадровойслужбой третьего отделения. Третья экспедиция вела контроль за иностранцами вРоссии, противодействовала иностранным разведчикам, предупреждала шпионаж ивыполняла контрразведывательные функции. Четвертая экспедиция собирала сведенияо чрезвычайных происшествиях в России. Петая экспедиция представляла органцензуры и вела секретный архив в третьем отделении.
·    Четвертоеотделение – благотворительные учреждения.
·    Пятое отделение –разработка реформы о крестьянах.
·    Шестое отделение– подготовка административной реформы в Закавказье.
Четвертое, пятое и шестоеотделение являлись временными.
В 1801 году упраздняетсятайная экспедиция сената. Функции по защите информации были переданы вособенную канцелярию МВД:
— контроль заиностранцами, их регистрация, выдача заграничных паспортов;
— цензура;
— государственнаябезопасность.
Разнородность задачМинистерства внутренних дел тормозила управление полицией, полицейскую опеку ирегламентацию отдельных административно-хозяйственных отраслей деятельности.Поэтому 17 августа 1810 года по проекту Сперанского из этого министерствавыделилось Министерство полиции для управления административно полицейскимиучреждениями и некоторыми наиболее важными полицейско-хозяйственными делами.Министерство внутренних дел получило новое устройство. При министерстве былисозданы совет, канцелярии и департаменты. Департамент государственногохозяйства и публичных зданий ведал сбором статистических сведений, управлениеминостранными поселениями, постройкой и эксплуатацией публичных зданий. Вминистерстве были созданы также департамент мануфактур и внутренней торговли ипочтовый департамент.
Министерство полициисостояло из министра, двух канцелярий (общей и особенной) и трех департаментов.Особенная канцелярия – орган политического сыска, осуществлявший борьбу скрестьянами и общественными движениями, цензуру, расследование важнейших уголовныхдел, а так же функцию контрразведки.[3]
В 1819 году Министерствополиции упразднено. Департамент мануфактур и внутренней торговли был передан вМинистерство финансов.[4]
Особенная канцелярияМинистерства внутренних дел была упразднена в 1826году, в связи с созданиемТретьего отделения[5] С.Е.И.В.К., куда былипереданы ее функции. Министерство иностранных дел становится главнойкриптографической службой в России.
Рассмотрим изменения вструктуре подразделений по защите информации в Министерстве иностранных дел с1802 по 1846 годы.
В 1802 году Министруиностранных дел подчинялась канцелярия (хранение цифири) и цифирная экспедиция(технические операции шифрование и дешифрование корреспонденции); в 1823 году кним добавился цифирный комитет; в 1846 году министру подчинялась особаяканцелярия, состоящая из пяти экспедиций, и цифирный комитет.
Рассмотрим функции каждойэкспедиции и цифирного комитета.
Первая экспедиция –служба делопроизводства, подготовка документов.
Вторая экспедиция –архив, канцелярия министра.
Третья экспедиция –цифирная шифровальная.
Четвертая экспедиция –цифирная дешифровальная.
Пятая экспедиция –газетная.
Третья, четвертая и пятаяэкспедиции составляли единый режимный секретный орган Министерства внутреннихдел.
Цифирный комитет являетсяпроизводственно – техническим органом и состоит из специалистов криптографов изразных департаментов. В обязанности цифирного комитета входят: разработкашифров, составление пособий и инструкций к ним, контроль за их применением всистеме Министерства и разработка отчетных и аналитических документов одеятельности криптографической службы.
Все текущиедипломатические дела с заграничными государствами, защита интересов русскихподданных за границей, консульские дела находились в ведении департаментавнутренних сношений.[6]
1.2Военное министерство
 
Учрежденное в 1802 годуВоенное министерство (до 1808года оно называлось Министерствомвоенно-сухопутных сил) включило в свой состав аппарат одной военной коллегии.При первом министре С. К. Вязьмитинове над министерством стоялаВоенно-проходная канцелярия.[7]
В 1810 году впервые вРоссии создается центральный орган военной разведки – экспедиция секретных делпри военном министерстве. В январе 1812 года на министерство распространяется«Общее учреждение министерств». Военная коллегия и Военно-проходная канцеляриябыли упразднены. При министерстве учреждаются совет, общая и особенная канцелярия(переименованная экспедиция секретных дел при военном министерстве) и 7департаментов: инспекторский (заведовал личным составом армии), аудиториатский(распоряжался личным составом военных судов и проводил ревизию военно-судебныхдел), артиллерийский, инженерный, провиантский, медицинский и комиссариатский(ведал снабжением войск вещевым и денежным довольствием).[8]Однако в сентябре того же года Особенная канцелярия была упразднена. Еефункции:
— внешняя разведка;
— обобщениеразведывательной информации;
— контрразведка;
— разработка военныхпланов и мероприятий;
— управление армией ивойсками.
В составе министерствабыли созданы Военно-учебный комитет и Военно-топографическое дело.[9]
С созданием Особеннойканцелярии создаются зарубежные силы у военного министерства. Появляетсядолжность адъютанта посла. С 1856 их переименовали в «военных агентов».Утверждена инструкция агентам, посылаемым за границу.
27 января 1812 годаутверждено «Учреждение для управления большой действующей армией». В отличие отпредыдущих положений о полевом устройстве армии оно предоставлялоглавнокомандующему широкие полномочия, развязывающие его инициативу, ранеестесненную императором и различными высшими и центральными учреждениями. В«Учреждении» подчеркивалось, что главнокомандующий на театре военных действий«представляет лицо императора и облекается властью Его Величества». Ближайшимпомощником главнокомандующего был начальник его штаба, которому подчинялисьведавшие военно-оперативными вопросами генерал – квартирмейстер ираспоряжающийся административно– хозяйственными делами армий дежурный генерал.[10]
После окончания войны сНаполеоном был сохранен, существовавший во время войны, принцип разделениявоенного аппарата. Это было закреплено «Учреждением о действующей армии вмирное время» 12 декабря 1815 года, когда единое военное ведомство разделили надве самостоятельные части: Главный штаб его императорского величества и Военноеминистерство.[11]
Главный полевой штаб,возглавляемый князем П.М. Волконским (1815-1823 гг.) состоял из: квартирмейстерскойчасти, включавшей первое отделение (разведка и картография) и второе отделение(секретное делопроизводство), дежурства армии и высшей воинской полиции.
В ведении военногоминистра остались Совет и хозяйственные департаменты. Военный министр своегодоклада к царю не имел, и по его ведому царю докладывал начальник Главногоштаба.[12]
Дежурство армии занималосьведением открытого делопроизводства, службой курьеров и охраной.
В функции высшей воинскойполиции входило:
— военная контрразведка;
— контроль за армией;
— надзор за полицией иадминистрацией тех мест, где располагались армейские части;
— списочный учет армии;
— контроль доступа наохраняемую территорию;
— разведка;
— сбор сведений онеприятеле.
Высшая воинская полициябыла упразднена в 1815 году.
Уже с 1827 – 1828 гг.должности начальника генерального штаба и военного министра были объединены влице генерала А. И. Чернышева, а после реформы Военного министерства в 1832году был упразднен аппарат Главного штаба и должность его начальника.
Правительство обращаетвнимание на военно-теоретическую подготовку командного состава, разработкупланов военных операций. В 1827-1829 гг. «Свите Е. И. В. По квартирмейстерскойчасти», состоявшая из наиболее подготовленных в теоретическом отношениигенералов и офицеров, объединяется с Военно-топографическим делом и Корпусомтопографов в Департамент генерального штаба. На департамент возлагают задачиизучения обстановки и данных для подготовки и проведения боевых операций,боевая подготовка войск, перемещение, военно-топографическое дело. В 1830 годусоздается высшее учебное заведение – Военная академия, переименованная в 1855году в Николаевскую академию генерального штаба.[13]В 1836 году в аппарате Военного министерства учреждаются Военный совет иКанцелярия министерства, связавшая министра со всем обширным военным аппаратом.Вопросы военного управления осуществлялись с помощью девяти департаментов(добавилось еще два: генерального штаба и военных поселений).[14]
В последующие годыВоенное министерство сохранило свое устройство, если не считать нового «Уставаоб управлении армией в военное и мирное время» от 5 декабря 1846 г., ухудшившего аппарат полевого управления. По новому «Уставу» в армии создавался громоздкийполевой аппарат с множеством коллегиальных управлений, бесполезных должностныхлиц и сложным делопроизводством. В 1855 годы в ведении Военного министерствабыли созданы две новые академии – Военно-инженерная и Артиллерийская.
Крайняя централизациявоенного управления, мелочная регламентация деятельности его низших звеньев припочти полной бесконтрольности и другие пороки военной администрации – все этобыло полностью сохранено в военном аппарате и в период Крымской войны, котораявскрыла военную отсталость России.[15]
1.3Правовые основы защиты информации
 
15 августа 1845 годаиздано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Сформироваласьнормативная база защиты информации.
Формируется правоваязащита коммерческой тайны (промысловой тайны):
·    Тайна торговыхкниг;
·    Промышленнаятайна;
·    Торговая/коммерческаятайна.
В 1800 году издаетсябанковский устав, в котором впервые упоминается о торговых книгах, а в 1832году положение «О купеческих и маклерских книгах».
В 1818 году для высшегонадзора и контроля за кредитными оборотами и операциями заемных и коммерческихбанков был утвержден Совет государственных кредитных установлений. В 1828 годупри департаменте мануфактур и внутренней торговли учрежден Мануфактурный совет,а в 1829 году – Коммерческий совет. Советы собирали сведения о состояниипромышленности и торговли, разрабатывали мероприятия по их улучшению.[16]
14 июня 1834 года выходитзакон «О торговых книгах». По закону должна сохраняться тайна торговых книг,так же изложен перечень случаев, когда содержание книг может быть раскрыто: признаниепредприятия несостоятельным, уголовный процесс и фискальные проверки.
Однако чиновники,проверяющие книги, были обязаны хранить профессиональную тайну.
Промышленная тайна –тайна процессов производства благ. Её разглашение влекло тюремное заключение отчетырех до шести месяцев. Признаки промышленной тайны:
— требовалось, чтобы средстваизготовления продукта содержались в тайне;
— средство должно бытьдоверено работнику, как тайна;
— согласие работника насохранение тайны:
— новизна процесса;
— должен быть ущербвладельцу секрета разглашением.
Деловая тайна – тайнапроцессов распространения благ и все индивидуальные особенности коммерческойдеятельности. Ответственность за ее разглашение влекло заключение на срок отдвух до восьми месяцев, штраф в размере двухсот рублей, либо лишение права наторговлю.
Защитаинтеллектуальной собственности (цензура)
После подавлениявосстания декабристов Министерство народного просвещения обратила свои усилияна гонение всего передового и прогрессивного в просвещении и науке. В июне 1826года был принят новый обширный цензурный устав (он состоял из 19 глав и 230параграфов). Этот устав кроме карательных задач ставил и другую цель –определить направление литературы: «…дать полезное или, по крайней мере,безвредное для блага отечества направление»[17]. Параграф 15рекомендовал цензорам запрещать все, в чем можно было усмотреть двоякий смысл.Для общего надзора и руководства цензурой был учрежден межведомственныйВерховный цензурный комитет, а в ведении министерства – Главный цензурныйкомитет. Местные цензурные комитеты подчинялись надзору попечителей учебныхокругов. Цензурный устав 1826 года, прозванный современниками «чугунным»,просуществовал недолго.[18]
22 апреля 1828 годаиздается новый «Устав о цензуре». Он ставил только одну задачу: «Запрещатьпродажу или издание тех произведений словесности, наук или искусств, как вцелом составе или в частностях своих вредных в отношении к вере, престолу,добрым нравам и личной чести граждан».[19] Первая часть уставапосвящена собственно цензуре, а вторая часть сочинителям и издателям книг, чтоявлялось первым в России законом об авторском праве. В нем содержалось пятьстатей:
1) Регистрация авторскогоправа осуществлялась в форме разрешения цензуры на издание.
2) Несоблюдение цензурныхправил вело к потере авторами своих прав.
3) Каждый сочинитель имелисключительные права всю жизнь пользоваться своим произведением.
4) Наследники моглипользоваться этим правом в течении 25 лет. С 1857 года этот срок увеличился до50 лет.
5) После истечения срокапроизведение становилось достоянием общественности.
Верховный и Главныйцензурные комитеты были упразднены.[20] В 30-40-х годах в Россииширокое распространение получила ведомственная цензура. Кроме Министерстванародного просвещения, Синода и Третьего отделения цензуру осуществляли всеминистерства и даже небольшие ведомства.[21]
В 1830 году вышлоположение «О правах сочинителей, издателей и переводчиков». В этом положенииопределяются такие понятия как контрафакция и мера ответственности, возмещениеущерба, где 1/3 суммы отправлялась в казну, а 2/3 передавались издателю. Так жеуказывалась возможность продления срока авторского права правопреемниками. Еслиправопреемник за пять лет до истечения срока переиздавал произведение, то егоправа продлялись еще на десять лет.
Патентное право
Первый патентный закон вРоссии вышел в свет 17 июня 1812 года, как Манифест «О привилегиях на разныеизобретения и открытия в ремеслах и художествах».
Привилегии – этосвидетельство, удостоверяющее факт предъявления изобретения правительству вкачестве собственности предъявителя.
Привилегии выдавались появочной системе в МВД через департамент торговли, а с 1819 года департаментомфинансов на срок от 3,5 до 10 лет с момента выдачи привилегии. Так же можнобыло доказывать факт более раннего изобретения. В 1814 году появляетсядополнение к Манифесту «Система официальных публикаций об изобретениях».
22 ноября 1833 годаиздается новое Положение «О привилегиях». В нем устанавливалась предварительнаяэкспертиза заявок и выдача привилегий только на те изобретения, которыеотносились к области деятельности правительства.

2.Организация защиты информации во второй половине XIXв
 
2.1Основные направления деятельности учреждений, осуществляющих функции по ЗИ.Организация спецслужб России
Во второй половине XIX века работа органов по защитеинформации так же продолжалась по трем направлениям: внешнему, внутреннему ивоенному, но в отличие от первой половины XIX века в их структуре появились значительные изменения.После 1861 года возросло значение Министерства внутренних дел.Административно-хозяйственные функции министерства оттесняютсяадминистративно-полицейскими задачами. Основную роль в министерстве сталииграть такие учреждения, как департаменты полиции и общих дел, главныеуправления по делам печати и тюремное, а также земский отдел. Последний былсоздан еще в период разработки крестьянской реформы при Центральномстатистическом комитете и первоначально проводил сбор сведений, необходимых дляреформы. С 1861 года Земский отдел стал самостоятельной и одной из главныхструктурных частей министерства. Он осуществлял наблюдение за введением вдействие положения 1861 года и связанного с ним законодательства, ведал многимихозяйственными делами, следил за управлением всеми крестьянскими и органамиправительственно-дворянского надзора за ними на местах и некоторыми другимиделами (переселенческое дело, комплектование армии).[22]
В Третьем отделенииС.Е.И.В.К. произошло перераспределение функций между экспедициями:
·    Первая экспедициязанималась обеспечение государственной безопасности, защитой государственнойтайны и борьбой с наиболее опасными государственными преступниками.
·    Вторая экспедициязаведовала штатом Третьего отделения, собирала сведения о изобретениях иусовершенствованиях, боролась с экономическими преступлениями и предупреждаланедоброжелательную конкуренцию.
·    Третья экспедициябыла органом наблюдения за общественным порядком и выполнялаконтрразведывательные функции.
·    Четвертаяэкспедиция собирала сведения о чрезвычайных происшествиях в государстве, озлоупотреблениях местных властей и о беспорядках на местах.
·    Пятая экспедициявела контроль за периодическими изданиями.
Цензура была передана вМинистерство внутренних дел.
В 70-е годы создаются двагосударственных органа, осуществляющих межведомственные функции в сферегосударственной безопасности и подготовку реформы спецслужб.
В 1878 году это «Особоесовещание для изыскания мер и лучшей охраны спокойствия и безопасности вИмперии». В него входили министры: внутренних дел, военный и юстиций.
Функции:
— усиление цензуры;
— полиция;
— контроль над учебнымизаведениями;
— совершенствованиеразведывательной и контрразведывательной деятельности.
И в 1880 году Верховнаяраспорядительная комиссия по охране государственного порядка и общественногоспокойствия. Её функции:
— усиление координациидеятельности органов государственной безопасности;
— подготовка реформы.
В августе 1880 годапроисходит упразднение Третьего отделения С.Е.И.В.К., и «6 августа 1880 года всоставе Министерства внутренних дел был создан Департамент ГосударственнойПолиции»[23] (с 1883 года именуемыйДепартаментом Полиции), а 15 ноября того же года к нему был присоединен иДепартамент полиции исполнительный Министерства внутренних дел.[24]Главными задачами Департамента Полиции являются: предупреждение и пресечениеопасных государственных преступлений, охрана государственной безопасности,контрразведывательная деятельность, разведывательные функции, внешняя разведкаи выполнение функций криптографической службы России. В его ведении находилисьохранные отделения, полицейские учреждения, как городские, так и уездные,градоначальники, речная и фабричная полиция, сыскные части отделения, адресныестолы, пожарные команды.[25] В 1882 году уДепартамента Полиции появился штаб заграничной агентуры, которым являлосьпосольство России в Польше. Состав аппарата Департамента Полиции был довольносложным.
Во внутреннюю структуруДП входило шесть делопроизводств. С 1880 года существовали только первое,второе и третье, в 1883 году добавились четвертое и пятое, и в 1894 годупоявилось шестое делопроизводство.
1.   Распорядительное делопроизводство –административно – хозяйственные функции, кадровые вопросы (личный составполиции), ведение общеполицейских дел.
2.   Законодательное делопроизводство –разработка нормативных документов (различных полицейских законопроектов,инструкций или циркуляров[26]).
3.   Секретное делопроизводство – контрразведкаРоссии; создание агентурной сети (внутренняя и заграничная) и ее управление;безопасность императора; наблюдение за общественными политическими движениями иих пресечение. Вопросы политического розыска. К концу XIX века в ведении этого делопроизводства остались лишьвторостепенные (финансово-счетные дела), так как все дела, касавшиесяполитического розыска были переданы в учрежденный в 1898 году Особый отделдепартамента.[27]
4.   Наблюдение за ходом следствия поособо опасным государственным преступлениям.
5.   Ведало вначале гласным, а впоследствии негласным надзором.[28]
6.   Контроль за изготовлением, хранениеми перевозкой взрывчатых веществ (ранее эти дела находились во второмделопроизводстве); фабрично-заводское законодательство.
Четвертое и пятоеделопроизводства были в своей деятельности очень тесно связанны с Особымсовещанием – постоянным учреждением под председательством товарища министравнутренних дел, утверждавшее представления губернаторской административнойссылке частных лиц.
На созданное в 1902 годуседьмое (наблюдательное делопроизводство) возлагались дела упраздненногочетвертого делопроизводства, т.е. наблюдение за производством жандармскимиуправлениями дознаний по государственным преступлениям.
Первые директораДепартамента Полиции В.К. Плеве (1881-1884 гг.) и П.Н. Дурново (1884-1893 гг.)значительно обновили состав департамента за счет привлечения сотрудников суда ипрокуратуры. Это позволило поставить дело политического сыска на более широкуюногу.[29]
 
2.2 Военноеминистерство
Значительные измененияпроизошли и в центральном аппарате Военного министерства. Эти изменения былитесно связаны с реформами местного управления (1862-1864 гг.) идецентрализацией распорядительной и исполнительной деятельности. Уже с 1862года отдельные департаменты Военного министерства стали преобразовываться вглавные управления, начальники которых имели больше прав, чем бывшие директорадепартаментов.[30]
В 1863 году Императорутвердил положение о Главном Управлении Генерального Штаба и его штаты. С этоговремени в России существует специальный централизованный орган военнойразведки. При Главном штабе находился Военно-ученный комитет, Николаевскаяакадемия генерального штаба, а так же редакции печатных органов министерства.[31]В его структуре вопросами защиты информации занимались: военно-ученное илитретье отделение разведки европейских стран и второе отделение или азиатское.Третье отделение занималось более значимыми функциями: цензура военныхпериодических изданий; делопроизводство, связанное с деятельностью военныхагентов, и ведение секретного делопроизводства.
С 1864 года военныеагенты России получили официальный статус военных уполномоченных. Они числилисьв составе дипломатического корпуса и обладали дипломатическойнеприкосновенностью.
Изменения в Военномминистерстве были закреплены «Положением» 1869 года, которое расширяло прававоенного министерства как главного начальника всех отраслей военногоуправления. Значение Военного совета возросло: кроме законосовещательной иисполнительной функции он осуществлял кодификацию военных законов, его членызанимались инспектированием войск.[32]
Кроме семи главныхуправлений в составе министерства было создано несколько управлений (генерал — инспектора кавалерии, инспектора стрелковых батальонов, главного священникаармии и флота) и ряд второстепенных учреждений.
В мае 1881 года в связисо сменой курса внутренней политики ушел в отставку Д.А. Милютин. Пост военногоминистра занял посредственный, но близкий ко двору генерал П.С. Банковский.[33]
Заметные измененияпроизошли и в организации секретного делопроизводства в военном министерстве. С1859 года установилась децентрализованная система делопроизводства. Головнойслужбой было первое отделение канцелярии. Совершенствуется учет поступившихдокументов: разделяется на учет пакетов (секретных и несекретных отдельно) иучет секретных документов. Вводятся журналы учета секретных документов, которыенеобходимо прошивать и опечатывать («шнуровые книги»). Происходит разделениегрифа секретности: секретно и весьма секретно.
 
2.3Цензура
В апреле 1865 года былапроведена буржуазная цензурная реформа. Изданием «Временных правил о печати»цензуре придавалась большая гибкость. Цензурным комитетам предоставлялись болееширокие права расправы путем предостережений, приостановки (после двухпредостережений), конфискации номеров, штрафов, судебного преследованияиздателей и редакторов.
Для общего руководствацензурой и надзора за типографиями, книжной торговли и библиотеками в составеминистерства было создано Главное управление по делам печати.[34]
Первые шаги деятельностиГлавного управления по делам печати ознаменовались запрещением органовреволюционной демократии 60-х годов – журналов «Современник» и «Русское слово»(1866г.)
В последующие годыдеятельность министерства в области руководства цензурой расширилась.Дополнивший «Временные правила» закон 1873 года давал право министруприостановить выпуск любого издания, затрагивавшего вопросы государственнойважности, оглашение или обсуждение которых «по соображениям высшегоправительства найдено будет неудобным». До 1905 года Главным управлением поделам печати было издано до 562 циркуляров, запрещающих освещать в печати теили иные вопросы внутренней или внешней политики.[35]

3.Ответственность за правонарушения в области защиты информации
Одним из основныхдокументов, определяющих меру ответственности и тяжесть наказаний, за нарушенияв области защиты информации в XIXвеке является «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (от 15 августа1845 года)».
В данной работе статьибудут систематезированны по отдельным группам: государственная тайна,банковская тайна, служебная тайна, коммерческая тайна (тайна торговых книг);
Государственная тайна
К правонарушениям вобласти защиты государственной тайны относятся статьи третьего раздела уложения«О преступлениях государственных».
В статье 257 (глава 1,отд. 2 «О государственной измене и преступлениях против народного права»)содержится перечень действий, признаваемых государственной изменой. Кгосударственным изменникам применяются самые радикальные меры наказания. Кгосударственной измене относится:
1. Желание предатьгосударство или часть его другой иностранной державе.
2. Побуждение иностраннойдержавы иностранной державы к войне или другим неблагожелательным действиям дляРоссии. Сообщение государственной тайны иностранному правительству с цельюнанесения урона России.
3. Содействие неприятелюв военных или иных враждебных действиях против России или ее союзников:
— через явное участие втаких действиях;
— советом;
— разглашением тайны;
— сообщением каких-либоиных сведений;
— противодействие успехамРоссии или ее союзников.
Сообщение противникусведений:
— о расположении идвижении войск;
— о состоянии армии;
— о средствах нападенияили обороне;
— помощь неприятельскимшпионам.
Так же предусмотренслучай, когда дипломатический или иной чиновник действует во вред своемуотечеству, если он: похитит, специально уничтожит или повредит какой-нибудь актили нормативный документ, имеющий отношение к доказательству прав России начто-либо требуемое от иностранной державы или иностранной державой от России. [36]
Субъекты, виновные вгосударственной измене или осознанно принявшие в этом какое-либо участие,подлежат следующему наказанию: лишение всех прав состояния и смертная казнь;конфискация всего родового и благоприобретенного виновными имущества. [37]
Остальные правонарушенияв области разглашения государственной тайны подразумевали наказания, но уже безказни. Рассмотрим эти случаи подробнее (статьи 278-280).
Открытие государственнойтайны иностранным, хотя и не враждебным России державам, или сообщение импланов русских крепостей, укрепленных мест, гаваней, портов, арсеналов;опубликование этих планов без разрешения правительства ведет за лишением всехправ состояния, к ссылке на поселение в отдаленных местах Сибири или телеснымнаказаниям, если нарушитель не освобожден от них по закону.
Намеренное открытие государственнойтайны иностранным правительствам, влечет за собой наказания ст. 276 и 278. Еслигосударственная тайна была обнаружена по неосторожности, то виновногоотстраняли от службы, либо заключали в крепости на срок от шести месяцев доодного года (срок зависел от важности дела и тайн).[38]
Уличение в тайнойпереписке с правительствами иностранных стран, хоть и без вреда для России, грозитзаключением в психиатрической больнице на срок от 6 месяцев до года. Еслипереписка велась с неприязненным государством без намерений причинить вредРоссии, но в ее результате неприятель получил сведения, которыми можновоспользоваться для успеха предприятия против России, то это грозит заключениев крепости на срок от 6 месяцев до одного года.[39]
Служебная тайна
Нарушениям ипреступлениям, имеющим отношение к служебной тайне, посвящено большинствостатей десятой главы Уложения «О медленности, нерадении и несоблюденииустановленного порядка в отправлении должности».
Если сотрудник, на времясвоего отсутствия, оставляет документы неубранными в сейф, то первые два разаза такое нарушение он получает выговор (различной степени строгости), а втретий раз вычет от стажа службы в табеле о рангах от одного до шести месяцев.За утрату оправленных документов через частных людей или оставленных безприсмотра дел и бумаг полагается вычет от службы на срок от одного до шестимесяцев или увольнение. За утрату работником бумаг, доверенных ему по службе,по небрежности или неосторожности положены наказания разной степени тяжести:выговор с внесением в послужной список, вычет от службы от трех месяцев доодного года или удаление от должности. За разглашение дел, проходящих всудебных и правительственных учреждениях и за сообщение без разрешениякакого-либо из актов или других принадлежащим к делам бумаг посторонним лицам,вопреки установленному порядку, виновный, если при этом не было отягчающихобстоятельств (других преступлений, злоупотребления должностью) подвергается:1й раз – замечание или выговор, 2й раз – строгий выговор или вычет из временислужбы от трех месяцев до одного года, 3й раз – отстранение от должности.[40]
Если вследствие этогоразглашения произошли или должны были произойти неблагожелательные последствия,то в 1й раз виновный получает строгий выговор с внесением в послужной список;во 2й раз происходит вычет от трех месяцев до одного года из времени службы илиотстранение от должности. Если от разглашения дел или сообщения постороннимбумаг, вверенных по службе, может пострадать чья-либо честь, то виновныйподвергается наказанию ст. 449 и публичному прошению прощения у оскорбленных.[41]Недозволенное (хотя и без корыстных целей или иных личных видов или побуждений)сообщение мнения судей или судебных актов, или других принадлежащих к деламбумаг лицам, прикосновенным к делу, непосредственно или через других, виновныйв том чиновник подвергается строгому выговору с внесением или без внесения впослужной список, удалению от должности. Если это разглашение былозлонамеренным, и способствует сокрытию истины или к избежанию заслуженногонаказания, то отстранение от службы и наказание за укрывательство преступления.[42]За разглашение дел, подлежащих тайне, и передачи или сообщении кому-либо обумагах, отмеченных грифом «секретно», виновный подвергается наказанию, соизмеримомус важностью дела и произошедшими или долженствующими произойти последствиями.Этим наказанием может быть: отстранение от должности, исключение из службы изаключение в смирительном доме на срок от шести месяцев до одного года[43].Так же, в разделе наказаний за нарушение служебной тайны, предусмотрены случаиоткрытия должностным лицом посторонним секрета для производства каких-либо«изделий, работ, машин, медицинских или иных составов»[44].За это виновный подвергается не только возврату причиненных убытков, но и отстранениюот должности и заключению в тюрьме на срок от шести месяцев до одного года.
Банковская тайна
О правонарушениях в этойсфере указывается в 12 главе[45] «Уложения о наказанияхуголовных и исправительных».
Чиновники должностныелица государственных кредитных учреждений, общественных и частных банков занарушение тайны действий, которые по уставу должны храниться в тайне,отстраняются от должности. Если эти действия были разглашены с намерениемповредить «чести или кредиту какого-либо частного лица», то заключаются втюрьму на срок от шести месяцев до двух лет.[46]
Коммерческая тайна(тайна торговых книг)
Наказания за уклонение отобязанностей ведения торговых книг:
·    1й раз – денежноевзыскание равное половине платимой им по его по его торговому званию подати;
·    2й раз –взыскание всей подати;
·    3й раз –взыскание вдвое;
·    4й раз – лишениенавсегда права на производство торговли.[47]
Если торгованные книги,полученные судом, окажутся с «поправками, приписками между строк и статей безоговорок и соблюдения установленных правил», заполненные не по форме, запредшествующие годы повреждены (без злого умысла), то берется денежноевзыскание в размере от 10 до 50 рублей.[48]
За преждевременнуюогласку торговой сделки против воли продавца или воли покупателя, биржевоймаклер подвергается денежному взысканию или отстранению от должности.[49]
За подделку чужого клеймаили торгового знака, «прикладываемого с дозволения правительства к изделияммануфактур, фабрик и заводов» помимо выплаты причиненного ущерба, происходитлишение всех особенных прав и преимуществ, присвоенных виновному как лично, таки по состоянию, ссылка в дальние губернии (кроме Сибирских губерний),заключение на срок от трех до шести месяцев, отдача в рабочий дом на срок отшести месяцев до года, либо виновный подвергается телесным наказаниям.[50]
Если кто-либо из людей,принадлежащих фабрике, заводу или мануфактуре, откроет тайну средств,употребляемых при изготовлении или отделки продукции фабрик, заводов илимануфактур, без согласия правообладателей тайны, и следовательно к их ущербу,то тот подвергается тюремному заключению на срок от шести месяцев до одногогода.[51]

Заключение
 
Теперь подведем итоги вразвитии организации защиты информации в Российской империи XIX века, сопоставив главные особенностипервой и второй половины века.
В структурегосударственного аппарата прослеживается четкое разделение и детализацияфункций среди министерств (в XIXвеке они появляются впервые в истории Российской Империи). Работа органов ЗИразделяется по трем направлениям: внешнему (МИД), внутреннему (МВД) и военному.Третье отделение С.Е.И.В.К. занимается внутренними делами и включает в себяшесть отделений, функции которых будут перераспределены во второй половине XIX века, а в августе 1880 года данныйорган упразднен. МИД становится главной криптографической службой страны.Третья, четвертая и пятая экспедиции особой канцелярии МИДа составляли единыйрежимный секретный орган министерства. В первой половине XIX века впервые в истории Российской Империипоявляется центральный орган военной разведки, в январе 1812 года егопереименовывают в Особую канцелярию, которая упразднена в сентябре того же года.Российская Империя достигает больших прогрессов в создании зарубежной агентурыи ее совершенствовании: создании различных инструкций для агентов, посылаемыхзаграницу; предоставление статуса военных уполномоченных; зачисление агентов всостав дипломатического корпуса и предоставление дипломатическойнеприкосновенности. Издается «Учреждение для управления большой действующейармии», предоставляющее широкие полномочия главнокомандующим.
На новую ступень развитияперешло и делопроизводство: совершенствуется учет поступивших документов ивпервые появляется разделение по грифам секретности. Сама система начинаетносить децентрализованных характер.
Формируется нормативнаябаза защиты информации («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» от15 августа 1845 года), правовая защита коммерческой тайны (промышленная тайна,деловая тайна, тайна торговых книг); защита интеллектуальной собственности,патентное право. Развивается орган цензуры.
Из вышеперечисленноговидно, что организация защиты информации развивалась очень динамично и за XIX век достигла больших прогрессов вовсех ее сферах.

Списокиспользуемой литературы:
1.  Ерошкин Н. П.История государственных учреждений дореволюционной России.-4-е изд., перераб. идоп. -М.: «Третий Рим», 1997.
2.   «Устав о цензуре(июнь 1826 г.)»
3.  «Уложение онаказаниях уголовных и исправительных (15 августа 1845г.)»