–PAGE_BREAK–Сторонники теории «фактического рецидива», под которым понимается систематическое совершение несудимым лицом преступлений, предлагают распространить правовые последствия легального рецидива (совершенного после осуждения) на фактический рецидив1.
Концепция «фактического рецидива» впервые была выдвинута в нашей литературе в 20 годах2. Рецидив рассматривался прежде всего как показатель профессионализма преступника. Но профессиональным преступником могло быть и не судимое ранее лицо. Впервые представшего перед судом преступника-профессионала считали не менее опасной фигурой, чем рецидивиста, тем более, что в условиях низкой в те годы раскрываемости преступлений судимость могла восприниматься виновным как случайный эпизод в его преступной биографии. Указанные обстоятельства отчасти позволяли ставить знак равенства между рецидивистами и лицами, систематически совершавшими преступления, давали основание говорить о «фактическом рецидиве».
В современных условиях, когда профессиональная преступность в нашей стране ликвидирована, существенно укрепился общественный порядок и возросла раскрываемость преступлений, концепция фактического рецидива не имеет под собой серьезных оснований. Довод, выдвигаемый в пользу понятия «фактического рецидива», заключается в том, что не судимые ранее лица, систематически совершающие преступления, «могут быть не менее, если не более опасны, чем лица, судимые во второй раз и более»3.
Но ведь речь должна идти не просто о том, кто более, кто менее опасен, кому полагается более тяжкое наказание (это зависит прежде всего от количества и тяжести совершенных преступлений, составляющих основание уголовной ответственности), а о качественной стороне общественной опасности личности виновных. Суть спора заключается в следующем: требуется ли применять к лицам, впервые судимым за систематическое совершение преступлений, все те специфические меры ответственности, которые предусмотрены для рецидивистов, или в этом нет необходимости.
Концепция фактического рецидива исходит из презумпции, что общие меры уголовной ответственности не способны достичь целей наказания в отношении лиц, судимых впервые, но за систематическое совершение преступлений. Эта презумпция, так же как и презумпция одинаковой по характеру опасности рецидивистов и лиц, систематически совершавших преступления, игнорирует то очевидное обстоятельство, что важнейшим условием систематического совершения преступлений является безнаказанность за прошлые преступления. Безнаказанность постепенно ослабляет страх веред ответственностью. Сдерживающее влияние возможной уголовной ответственности на психику лица, систематически совершавшего преступления, может быть восстановлено, как только угроза ответственности станет реальной. Поэтому систематичность преступлений в психологическом плане не равна факту прошлой судимости преступника.
Некоторые сторонники концепции фактического рецидива указывают на другие дополнительные признаки, уравнивающие лиц, систематически совершавших преступления, с рецидивистами. Они подчеркивают, что «центр тяжести при определении рецидива следует перенести на образ жизни преступника, на его привычки, взгляды и навыки. Если он ведет паразитический образ жизни, потерял общественные связи, нигде не работает, если он входит в преступную группу, то такой преступник, однократно или неоднократно судимый,—особо опасный рецидивист»1. Наличие указанных обстоятельств, конечно, повышает опасность личности виновного. Однако они не могут считаться бесспорными доказательствами того, что общие меры уголовной ответственности окажутся недостаточными в отношении лиц, впервые судимых за систематическое совершение преступлений. Нельзя достоверно знать, как поведет себя преступник после осуждения, будет ли он вновь совершать преступления или нет.
Концепция фактического рецидива недооценивает значение прошлой судимости при определении опасности рецидивистов и мер борьбы с ними. Судебная статистика свидетельствует, что большинство впервые судимых, в том числе и за систематическое совершение преступлений, порывает с преступным прошлым. Вновь же совершает преступления лишь меньшая часть осужденных. И только к ним будет обоснованным применение дополнительных уголовно-правовых мер, предназначенных для борьбы с рецидивной преступностью.
Некоторые авторы считают рецидивистами и тех лиц, которые довершили повторные преступления после применения к ним мер общественного воздействия за ранее совершенные преступления. С этим нельзя согласиться. Меры общественного воздействия, хотя и причиняют виновным определенные нравственные страдания, однако по своему содержанию значительно отличаются от уголовной ответственности — наиболее острой формы принуждения. Поэтому лица, повторно совершившие преступления после применения к ним мер общественного воздействия, качественно менее опасны, нежели рецидивисты, совершившие такие же преступления после применения к ним уголовной ответственности. Было бы неправильно распространять на не судимых ранее лиц те дополнительные уголовно-правовые меры, которые рассчитаны на рецидивистов.
Большое практическое значение имеет вопрос о степени реализации уголовной ответственности за предыдущее преступление, достаточной для признания вновь совершенного преступления рецидивом. В большинстве случаев осужденные совершают повторные преступления после отбытия наказания. Часть повторных преступлений осужденные совершают во время отбывания наказания. Иногда повторные преступления совершаются после осуждения, но до отбывания наказания (исполнение наказания было отсрочено или осужденный уклонился от отбывания наказания и т. д.). Можно ли признавать рецидивом преступление, совершенное лицом после осуждения, но до отбытия наказания? Если да, то одним из признаков, выделяющих рецидив из повторения преступлений, будет наличие у лица судимости перед совершением повторного преступления (этот признак факультативно охватывает и отбытие всего либо части наказания). Если нет, то обязательными признаками рецидива будут не только судимость за предыдущее преступление, но и отбытие всего либо части наказания. В теории уголовного права по данному вопросу нет единства. Законодательное решение его также претерпело определенную эволюцию.
Уголовное законодательство первых лет Советской власти одним из определяющих признаков рецидива считало отбытие виновным всего наказания перед совершением повторного преступления. Так на практике трактовался п. «е» ст. 25 УК РСФСР 1922 г., указывающий на совершение преступления рецидивистом как на обстоятельство, отягчающее ответственность. Такое же понимание рецидива содержал Декрет ВЦИК от 2 ноября 1922 г. «Об амнистии к пятой годовщине Октябрьской революции»1.
После того, как в 1929 г. норма о рецидиве в Основных началах была заменена нормой о повторном совершении преступления2, в актах амнистии наметилось более широкое понимание рецидива и рецидивиста.
В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 г. «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией» содержалось следующее положение: «Не применять амнистии к лицам, неоднократно осужденным за растраты, кражи, грабежи и хулиганство» (ст. 6)3. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1957 г. «Об амнистии в ознаменование 40-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции» значилось: «Не применять амнистии… к ворам, судимым два или более раза, и к другим лицам, ранее судимым более двух раз» (п. «б» ст. 7)1. Рецидивистами законодатель считал неоднократно судимых лиц. Отбытие наказания по первому приговору не оговаривалось как обязательный признак рецидива.
Такое понимание рецидива преступления было воспринято общесоюзным и республиканским законодательством при определении особо опасного рецидивиста. Уголовные кодексы союзных республик исходили из того, что для признания лица особо опасным рецидивистом не требуется отбытия ранее назначенного ему наказания. Закон СССР от 11 июля 1969 г., определяя понятие особо опасного рецидивиста (ст. 23′ Основ), еще раз подтверждает, что для наличия рецидива достаточно самого факта осуждения виновного перед совершением им нового преступления2.
Чтобы определить, какая позиция более обоснована в теоретическом и практическом отношениях, необходимо выявить сущность рецидива преступления, то главное, что свидетельствует о повышенной опасности личности рецидивиста и обосновывает необходимость применения к нему дополнительных уголовно-правовых мер. «Сущность — совокупность наиболее глубоких, устойчивых свойств и отношений предмета, определяющих его происхождение, характер и направление развития»3. Сущность рецидива имеет психологическое содержание, так как она характеризует повышенную опасность личности рецидивиста.
До принятия уголовных кодексов союзных республик 1960— 1961 гг. в теории преобладало мнение о том, что для признания •повторного преступления рецидивом необходимо, чтобы перед его совершением виновный отбыл наказание за предыдущее преступление4. Это мнение можно назвать традиционным в том смысле, что оно было воспринято от дореволюционного законодательства и дореволюционной теории уголовного права5. Сторонники такого
понимания рецидива преступления усматривали основание для дополнительных уголовно-правовых мер в отношении рецидивистов в том, что в прошлом они отбыли наказание, но оно оказалось недостаточным для предупреждения новых преступлений6.
После принятия уголовных кодексов союзных республик 1960—1961 гг., которые при определении особо опасного рецидивиста признали признаком рецидива не отбытие наказания, а судимость за предыдущее преступление, сторонники традиционного понимания рецидива заняли компромиссную позицию. Они стали. определять рецидив как повторное преступление, совершенное лицом, отбывшим или отбывающим наказание1. Обращает на себя внимание внутренняя противоречивость такого определения. Если исходить из того, что показателем повышенной опасности рецидивистов и основанием применения к ним дополнительных уголовно-правовых мер является безрезультатность примененного к ним в прошлом наказания (а именно на этом основано указанное выше компромиссное определение рецидива), то обязательным признаком рецидива станет полное отбытие наказания перед совершением повторного преступления. Нелогично будет признавать рецидивистами лиц, совершивших преступление во время (особенно в начале) отбытия наказания2.
Анализ психологической сущности рецидива преступления убеждает в том, что позиция действующего законодательства, признающего достаточным для наличия рецидива самого факта осуждения виновного за предыдущее преступление, является обоснованной. Выдвигаемое некоторыми авторами дополнительное требование, чтобы осужденный начал отбывать наказание, неприемлемо в практическом отношении. Исполнение приговора может быть отсрочено либо осужденный уклонится от отбывания наказания. С позиции критикуемых авторов, лиц, совершивших новые преступления до начала отбытия наказания, нельзя признать рецидивистами. Однако начало отбывания наказания немногое может прибавить к психологической характеристике личности осужденного, вновь совершающего преступление. Тем более, что отчетливо ощутимой им границы между осуждением и началом убывания наказания может и не быть. Это характерно для осуждения к лишению свободы лиц, содержащихся под стражей.
Таким образом, наличие у лица судимости перед совершением повторного преступления также является признаком рецидива.
Отбытие виновным всего или части наказания за предыдущее преступление может свидетельствовать о большей опасности виновного в рамках общей оценки рецидивиста, но не является обязательным признаком рецидива преступления.
Обязательным признаком рецидива следует считать умышленный характер преступлений, совершенных лицом до и после осуждения. Это обусловлено психологической сущностью рецидива, предопределяющей повышенную опасность личности виновного. В психологическом плане рецидив представляет собой сознательное игнорирование виновным состоявшегося ранее осуждения. О сознательном игнорировании состоявшегося осуждения, о повышенной устойчивости антиобщественных взглядов и привычек виновного может идти речь при условии, если до и после осуждения были совершены умышленные преступления.
Закон, в частности, исходит из того, что особо опасным рецидивистом может быть признано лицо, неоднократно судимое за умышленные преступления. Другие дополнительные меры уголовной ответственности рецидивистов (усиление санкций за рецидив или повторность и т. д.) рассчитаны также на лиц, неоднократно судимых за умышленные преступления. Для борьбы с иными неоднократно судимыми лицами нет необходимости применять такие дополнительные уголовно-правовые меры1.
Таким образом, для признания повторного преступления рецидивом необходимо в каждом конкретном случае определить и оценить субъективные признаки составов преступлений и соответствующих им деяний неоднократно судимого лица.От этого зависит правильное решение ряда вопросов уголовной ответственности виновных — признание особо опасным рецидивистом лица, совершившего преступления во время отбывания в местах лишения свободы (п. 4 ст. 24′ УК РСФСР), определение возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания судимого в прошлом лица (ст.ст. 53—531 УК РСФСР) и т. д.
Субъективные признаки преступлений и их оценка как умышленных или неосторожных определяются на основе анализа составов преступлений с учетом общих положений закона о содержании умысла и неосторожности (ст.ст. 8 и 9 УК РСФСР).
Особого внимания заслуживает вопрос об оценке преступления как умышленного или неосторожного, если оно характеризуется смешанной формой вины — умыслом в отношении общественно опасного деяния и неосторожностью в отношении общественно опасного последствия. Преступление со смешанной формой вины должно быть отнесено к группе умышленных, если умышленно совершенное деяние само по себе является преступным (умышленное уничтожение или повреждение государственного или общественного имущества, повлекшее человеческие жертвы — ч. 2 ст. 98 УК РСФСР; доведение до самоубийства — ст. 107 УК РСФСР и т. п.). Неосторожное отношение к последствиям в таких случаях не исключает общую оценку преступления как умышленного и признания виновного рецидивистом, если он ранее был судим за умышленное преступление.
Преступление со смешанной формой вины является неосторожным, если умышленно совершенное деяние само по себе есть лишь административный или дисциплинарный проступок (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта лицами, управляющими транспортными средствами — ст. 211 УК РСФСР; нарушение правил безопасности горных работ — ст. 214, УК РСФСР и т. д.). Преступный характер содеянного определяется в таких случаях наступившими общественно опасными последствиями. К ним виновный относился неосторожно. Следовательно, и преступление должно быть признано неосторожным. Его совершение ранее судимым лицом не может быть признано рецидивом.
Умышленные преступления возможны в различных формах. В зависимости от стадии совершения преступления это может быть Приготовление к преступлению, покушение на преступление или оконченное преступление. В соучастии роли виновных могут выразиться в исполнении или организации преступления, в подстрекательстве или пособничестве. Любая форма преступного деяния может быть рецидивом. В частности, при решении вопроса о признании лица особо опасным рецидивистом суды исходят из того, что менее опасный характер формы преступного деяния виновного (приготовление к преступлению или покушение на преступление) не исключает возможности признания рецидивиста особо опасным.
Повторное умышленное преступление, совершенное ранее судимым лицом, может быть тождественным (по составу) первому, либо однородным, либо разнородным.
Советское уголовное законодательство сначала восприняло позицию дореволюционного уголовного права и определяло рецидив как повторное (после осуждения и отбытия наказания) совершение тождественного или однородного преступления1.
После того, как в 1929 г. в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик понятие «рецидив» было заменено более широким понятием повторности преступления, в теории наметилась тенденция относить к рецидиву и повторное (после осуждения) совершение неоднородного преступления. Такое понимание рецидива преступления было воспринято уголовным законодательством при определении понятия особо опасного рецидивистам. Это соответствует психологической сущности рецидива. Совершение судимым лицом нового неоднородного умышленного преступления тоже выражает сознательное игнорирование виновным состоявшегося осуждения и уклонение от исправления.
продолжение
–PAGE_BREAK–В литературе высказывалось мнение, что несовершеннолетие виновного исключает возможность считать совершенные им преступления рецидивом. С этим нельзя согласиться. Несовершеннолетие виновных, совершающих преступления после осуждения, может свидетельствовать лишь о меньшей опасности рецидивиста, но не исключать признание преступления рецидивом. Запрещение учитывать при решений вопроса о признании лица особо опасным рецидивистом судимость за преступление, совершенное им в возрасте до восемнадцати лет, не должно механически распространяться на общее понятие рецидива преступления. Другие, предусмотренные законом дополнительные меры уголовной ответственности рецидивистов (усиление санкций за рецидив или повторность и т. д.), применяются независимо от возраста виновных.
В итоге рецидив можно определить как умышленное преступление, совершенное лицом, ранее судимым за умышленное преступление. Следовательно, рецидивист — лицо, судимое за умышленное преступление и вновь совершившее умышленное преступление.
2. Виды рецидивов преступлений и их
уголовно-правовое значение
Рецидивы преступлений отличаются друг от друга конкретным содержанием, влияющим на оценку общественной опасности рецидивистов. Разнообразие конкретного содержания рецидивов и рецидивистов ставит перед теорией и законодателем задачу их классификации. Цель этой классификации — выявление качественных особенностей общественной опасности отдельных видов рецидивов и рецидивистов и индивидуализация на этой основе уголовной ответственности рецидивистов в законе и на практике.
Вид рецидива зависит от характеристики совершенного преступления в связи с прошлыми преступлениями и судимостями за них. Некоторые особенности уголовной ответственности рецидивистов закон связывает только с видом рецидива. Это обусловливает самостоятельность классификации рецидивов преступлений.
Цель классификации рецидивов предопределяет основания классификации. Классифицировать рецидивы можно по следующим основаниям: по характеру и степени общественной опасности преступлений, совершенных рецидивистом до и после осуждения; по характеру судимости; по количественной характеристике рецидивов преступлений; по соотношению состава рецидива с составом преступления, совершенного до осуждения.
Важнейшим показателем общественной опасности рецидива и рецидивиста является характер и степень общественной опасности совершенных рецидивистом преступлений. Чем более тяжкими были преступления, тем более опасен виновный.
В зависимости от тяжести совершенных рецидивистом преступлений в теории различаютрецидивы тяжких и менее тяжких преступлений1. Возможна и более дробная классификация рецидивов по данному основанию. При определении оснований признания лица особо опасным рецидивистом закон (ст. 24′ УК РСФСР) различает рецидивы особо тяжких, тяжких и менее тяжких преступлений.
Преступления, совершенные рецидивистом до и после осуждения, могут быть неодинаковыми по своей тяжести. Несомненно, что при прочих равных условиях рецидивист будет более опасным, если он совершил более тяжкое преступление после осуждения. Это обстоятельство суд должен учитывать при определении наказания.
Воздействие осуждения на психику преступника неодинаково. Сила этого воздействия зависит от характера судимости, определяемого видом и размером наказания, назначенного судом. По этому признаку судимости целесообразно разделить на осуждение к лишению свободы и осуждение к иным, более мягким мерам наказания. Соответственно и рецидивы по указанному основанию можно разделить нарецидив осужденного к лишению свободы и рецидив осужденного к иной мере наказания. Повышенная опасность личности неоднократно осужденного к лишению свободы очевидна. Именно этой разновидности рецидива посвящено большинство норм действующего законодательства, определяющих ответственность преступников-рецидивистов.
В теории нередко пользуются понятием пенитенциарного рецидива1. Пенитенциарным считается рецидив со стороны лица, отбывавшего лишение свободы, которому вновь назначается наказание в виде лишения свободы. Действующее законодательство содержит ряд норм, имеющих в виду только такую разновидность. рецидива (п. 4 ст. 241, ст. 771УК РСФСР и т. д.).
По количественной характеристике рецидивы принято делить на простые, или однократные (совершенные после одной судимости), исложные, или многократные (совершенные после двух и более судимостей). Увеличение числа судимостей рецидивиста свидетельствует о значительном возрастании его общественной опасности, что учитывается законодателем при определении оснований признания рецидивиста особо опасным.
По соотношению состава рецидива и состава преступления, совершенного лицом до осуждения, возможнырецидивы тождественных, однородных и разнородных преступлений. Рецидив тождественных и однородных преступлений называется в теории специальным рецидивом. Рецидив, совершенный лицом, ранее судимым за преступление, неоднородное рецидиву, называется общим рецидивом.
Деление рецидива на специальный и общий не отражает существенных изменений в общественной опасности рецидивов и рецидивистов. Оно основано на различии в методах законодательного определения повышенной ответственности за рецидив. Повышенная ответственность за специальный рецидив установлена соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса путем указания на рецидив тождественного или однородного преступления как на квалифицирующий признак (ч. 2 ст. 70 УК РСФСР и др.). Повышение ответственности за общий рецидив требует соответствующих указаний в Общей части Уголовного кодекса (так п. 1 ст. 39 УК РСФСР определяет повторность как отягчающее обстоятельство независимо от однородности преступлений).
В литературе распространено мнение о том, что специальный рецидив является более опасным, нежели общий рецидив: «Повышенная опасность специального рецидива, то есть случаев неоднократного осуждения лица за совершение им однородных преступлений, общепризнана»2. Однако сравнение данных разновидностей рецидива (при равенстве других признаков — тяжести преступлений, количестве судимостей и т. п.) не дает оснований для такого мнения.
Об устойчивости антиобщественных взглядов и привычек рецидивиста свидетельствует не только и не столько факт повторного совершения однородного преступления, сколько тот факт, что повторное преступление совершено после осуждения. Осуждение воздействует не на отдельные антиобщественные взгляды и привычки, которые были непосредственной причиной преступления, а на сознание преступника в целом. В сознании осужденного откладывается конкретное представление о наказуемости всех преступлений, вытекающее из его опыта переживания различных этапов уголовной ответственности, и особенно осуждения. Новое, в том числе и неоднородное, преступление он совершает вопреки этому опыту. Поэтому и общий рецидив свидетельствует об устойчивом характере антиобщественных взглядов и привычек виновного.
Общественная опасность рецидивиста зависит не только от устойчивости его антиобщественных взглядов и привычек, но и от характера тех преступлений, которые он может совершить. В этом отношении общий рецидив дает основание опасаться, что рецидивист способен совершить любое из тех разнородных преступлений, за которые он был судим. Этот момент повышает опасность рецидивиста, особенно в тех случаях, когда возможно единство тех разнородных преступлений, за которые он был осужден. Если, например, рецидивист, в прошлом судимый за злостное хулиганство, связанное с насилием над личностью, совершает кражу, то следует опасаться, что он может совершить в будущем насильственное похищение имущества — грабеж или разбой.
По данным выборочного обследования, значительная часть осужденных рецидивистов отбывает наказание за общий рецидив. Чаще всего они, будучи судимыми за похищение имущества, совершали хулиганство или иное преступление, выражающееся в насилии над личностью, либо после осуждения за хулиганство совершали кражи или иное похищение имущества. Тесная связь указанных разнородных преступлений в биографии рецидивистов не случайна. Она объясняется общностью причин и условий, порождающих соответствующие антиобщественные взгляды и привычки (злоупотребление алкоголем и т. д.).
Традиционное мнение о повышенной опасности специального рецидива по сравнению с общим рецидивом некритически повторяет позицию нашего законодательства, действовавшего до Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. Оно не содержало норм об ответственности за общий рецидив. Были лишь отдельные нормы об ответственности за специальный рецидив.
Нормы о специальном рецидиве — наиболее простая законодательная форма установления повышенной ответственности за рецидив: достаточно во второй части соответствующей статьи предусмотреть рецидив того же преступления в качестве квалифицирующего признака и снабдить ее более строгой санкцией. Однако такие нормы исключают возможность четкого усиления ответственности за общий рецидив.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и уголовные кодексы союзных республик восприняли идею об одинаковой в принципе опасности специального и общего рецидива. Это проявилось, в частности, в том, что при определении оснований признания рецидивиста особо опасным не учитывается несущественное различие между специальными и общим рецидивами. Данная позиция выражена и в Законе СССР «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 11 июля 1969 г. Если раньше испытательный срок при условном осуждении или условно-досрочном освобождении от наказания признавался нарушенным совершением нового однородного или не менее тяжкого преступления, то Закон от 11 июля 1969 г. установил, что испытательный срок нарушается совершением любого умышленного преступления, за которое судом назначено наказание в виде лишения свободы.
Тенденция преодолеть ограниченность норм о специальном рецидиве отразилась и на нормах Особенной части уголовных кодексов союзных республик. При определении квалифицирующих признаков повторности преступления (включающей в себя и специальный рецидив) законодательство часто имеет в виду повторение не только тождественных, но и однородных преступлений, причем однородность преступлений трактуется порой весьма широко. Примером может служить определение понятия повторности краж и других преступлений против социалистической и личной собственности (примечания к ст. 89 и ст. 144 УК, РСФСР).
Ввиду того, что некоторые особенности уголовной ответственности рецидивистов целесообразно связывать не с видами рецидива непосредственно, а с видами рецидивистов (например, определение вида режима исправительно-трудовой колонии), необходима классификация самих рецидивистов.
Основание классификации рецидивистов — степень их общественной опасности — не поддается четкой дифференциации по каким-либо формальным признакам. Это обусловливает вопрос о том, какое количество видов рецидивистов целесообразно положить в основу разработки системы мер борьбы с рецидивной преступностью.
На наш взгляд, виды рецидивистов следует определить по аналогии с тем, как Закон устанавливает разновидности одних и тех же преступлений, если ставит перед собой задачу индивидуализировать ответственность за них. В статьях Особенной части Уголовного кодекса часто предусматриваются две или три разновидности одного и того же преступления (простое, квалифицированное и т. д.). Аналогично всех рецидивистов целесообразно разделить по степени их общественной опасности на три группы — особо опасных, опасных и прочих.
Законодательство предусматривает фигуруособо опасного рецидивиста и специальную систему мер его уголовной ответственности. Этой разновидности рецидивистов соответствует особо опасный рецидив, отличающийся повышенной опасностью совершенных преступлений, соответствующим количеством судимостей и их спецификой (наказанием в виде лишения свободы и его сроками). Исходя из указанных признаков, закон определяет правовые основания признания рецидивистов особо опасными (ст. 24′ УК РСФСР).
Особо опасными суды признают незначительную часть рецидивистов1. Для подавляющего большинства рецидивистов, порой весьма близких к особо опасным, закон не предусматривает специальной системы мер уголовной ответственности. Это противоречит задачам борьбы с рецидивной преступностью. В литературе все чаще раздаются голоса о необходимости предусмотреть в законе фигуру опасного рецидивиста1.
Введение в закон понятия опасного рецидивиста отвечает интересам индивидуализации ответственности рецидивистов, усилит борьбу с рецидивной преступностью и будет содействовать предупреждению случаев особо опасных рецидивов. Опасными рецидивистами следовало бы признавать в судебном порядке с учетом всех обстоятельств дела лиц, которые, будучи осуждены за умышленные преступления к лишению свободы, вновь совершили умышленные преступления, за которые осуждены к лишению свободы. Из числа умышленных преступлений, за которые рецидивист может быть признан опасным, следует исключить преступления, совершенные в состоянии сильного душевного волнения, вызванного насилием или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего, и при превышении пределов необходимой обороны (закон считает их умышленными). К опасным рецидивистам должны применяться менее суровые меры, чем к особо опасным рецидивистам, но обязательно более суровые, нежели к другим преступникам.
К прочим рецидивистам следует отнести тех, кто совершает рецидив после осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы. Такое наказание применяется за преступления, не представляющие большой общественной опасности, и к виновным, которых нет необходимости изолировать от общества. «Анализ показывает, что среди тех, кто отбывал наказание без изоляции от общества, рецидив незначителен». Поэтому практической необходимости установления в законе фигуры прочего рецидивиста нет. Для определения специфики уголовной ответственности тех рецидивистов, которые не признаются особо опасными и опасными, достаточно общей нормы о рецидиве как отягчающем ответственность обстоятельстве и норм о специальных рецидивах (в статьях Особенной части кодекса).
3.Ответственность за преступления, образующие рецидив
Рецидивы свидетельствуют о недостаточности примененных к виновным уголовно-правовых мер и ставят проблему дополнительных уголовно-правовых мер борьбы с рецидивной преступностью. Прежде чем обосновать их необходимость и раскрыть содержание, следует определить основания их применения, т. е. определить основания уголовной ответственности рецидивистов.
В ст. 3 Основ (ст. 3 УК РСФСР) установлено, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е. умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Уголовное наказание применяется только по приговору суда.
Содержание данной нормы закона неодинаково трактуется в теории уголовного права. Многие криминалисты подчеркивают, что основанием уголовной ответственности является наличие в деянии лица состава преступления1. Тем самым они акцентируют внимание на правовом аспекте основания уголовной ответственности.
На мой взгляд, в ст. 3 Основ упор делается на фактическую сторону основания уголовной ответственности, т. е. определяется, за что лицо несет уголовную ответственность—за совершение преступления2. Однако в то же время нельзя отрицать, что формулировка ст. 3 Основ охватывает и правовой аспект основания ответственности (состав преступления). В ней говорится, что ответственность наступает за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, т. е. деяния, содержащего признаки состава преступления.
Такое понимание ст. 3 Основ соответствует структуре уголовно-правовых отношений. Основание уголовной ответственности — совершение преступления выступает как юридический факт, порождающий уголовно-правовые отношения между виновным и государством. Их содержание заключается в том, что виновный обязан понести предусмотренную законом ответственность за содеянное, а государство имеет право возложить на виновного уголовную ответственность.
Отдельные авторы утверждают, что в основание уголовной ответственности входит не только преступление, но и общественная опасность личности виновного1. Они полагают, что возможна ситуация, когда есть преступление, но нет основания уголовной ответственности, так как лицо, совершившее преступление, не представляет общественной опасности и поэтому освобождается от уголовной ответственности или наказания (ст. 50 УК РСФСР) либо уголовная ответственность заменяется принудительными мерами воспитательного характера (ч. 3 ст. 10 УК РСФСР) или мерами общественного воздействия (ст.ст. 51 и 52 УК РСФСР).
продолжение
–PAGE_BREAK–С нашей точки зрения, положительная характеристика личности виновного и иные его особенности, требующие особого гуманного к нему отношения, не способны исключить того факта, что он совершил преступление. Оно породило уголовно-правовые отношения между виновным и государством; органы правосудия вправе (и обязаны) возбудить уголовное дело по факту ставшего им известным преступления и решить в соответствии с законом вопрос об уголовной ответственности виновного. Совершенное преступление является основанием уголовной ответственности и одновременно свидетельствует о наличии общественной опасности личности виновного. Другие дополнительные положительные данные о личности не способны исключить ее тотчас после совершения преступления. Со временем виновный может перестать быть общественно опасным, что явится основанием освобождения его от уголовной ответственности или наказания (ст. 50 УК РСФСР). Это означает, что сохранение общественной опасности личности виновного является условием (но не основанием) реализации уголовной ответственности. Иначе она превратится в самоцель.
Важнейшая цель уголовной ответственности — исправление и перевоспитание виновного. Если виновный перестал быть общественно опасным, то отпадает необходимость в уголовной ответственности. Норма ст. 50 УК РСФСР не противоречит цели предупреждения преступлений со стороны других неустойчивых лиц. Общепредупредительное воздействие уголовной ответственности предполагает наглядную демонстрацию неустойчивым, общественно опасным лицам не только того, за что она применяется (за преступление), но и того, с какой целью она применяется (для исправления и перевоспитания осужденных и предупреждения преступлений). Недопустимо применение наказания с единственной целью воздействия на других лиц. К. Маркс писал: «… какое право вы имеете наказывать меня для того, чтобы исправлять или устрашать других?»2.
Применение к виновному, не представляющему большой общественной опасности, вместо наказания принудительных мер воспитательного характера или мер общественного воздействия не означает, что отсутствует основание уголовной ответственности. Оно есть, это — преступление, и меры воспитательного или общественного воздействия применяются к виновному лишь при наличии данного основания.
Согласно ст. 3 Основ основание уголовной ответственности не судимых ранее лиц и рецидивистов едино. Им является совершенное лицом преступление. Но это единство будет формальным, если при оценке преступности или непреступности деяния закон и практика будут связывать решение данного вопроса с фактом прошлой судимости обвиняемого. Фактически основания уголовной ответственности судимых ранее лиц и несудимых будут не равны, если следствие и суд из-за прошлой судимости лица признают его деяние преступным, в то время как такое же деяние несудимого лица не является преступлением.
Для того чтобы выяснить, равны ли фактически основания уголовной ответственности несудимых и судимых ранее лиц, рецидивистов, необходимо определить, влияют ли прошлое преступление и судимость за него на общественную опасность повторного деяния.
Рецидив (если виновный не отбыл наказания за первое преступление), как и другие разновидности повторения преступлений, увеличивает основание уголовной ответственности. В этом смысле рецидив бесспорно увеличивает общественную опасность содеянного. Но это — количественное увеличение. Нас интересует иное— оценка общественной опасности одного лишь повторного (рецидивного) деяния.
Общественная опасность преступлений заключается в том, что они причиняют или создают угрозу причинения существенного вреда социалистическим общественным отношениям1. На наличие и степень общественной опасности деяния влияет объект, объективные (особенно вредные последствия) и субъективные признаки деяния. Прошлое преступление и судимость за него — признаки, характеризующие личность виновного. Вопрос о влиянии признаков личности на наличие и степень общественной опасности им содеянного представляет определенную сложность.
Некоторые авторы полагают, что на наличие и степень общественной опасности деяния влияют все те признаки личности, которые входят в состав преступления2. Это мнение основано на презумпции, что все признаки состава в совокупности определяют преступность деяния, отграничивают преступное от непреступного. Однако некоторые признаки состава имеют иное назначение — отграничить одно преступление от другого, дифференцировать ответственность в зависимости от степени общественной опасности личности виновного и т. д. И поэтому если вменяемость, возраст и некоторые признаки специальных субъектов (должностное положение лица и т. п.) очевидно влияют на наличие общественной опасности деяния, то воздействие на общественную опасность таких признаков субъекта, как прошлая судимость, особо опасный рецидивист, вызывает споры1.
Общественно опасное деяние и личность виновного неразрывны. Быть преступлению или нет — зависит от воли человека. Его социально-психологические и иные особенности отражаются на преступном замысле, на выборе способов его реализации и на самом процессе осуществления преступного замысла. По совершенному деянию мы судим о личности виновного, о степени его общественной опасности. Эта неразрывная связь антиобщественного деяния с личностью виновного далеко не всегда ставит уголовно-правовую оценку деяния в зависимость от признаков личности.
Личность человека — многообразное явление. Все многообразие личности не может проявиться в одном проступке. Это необходимо учитывать, оценивая совершенное лицом общественно опасное деяние. Недопустимо связывать его оценку с теми признаками личности, которые не отразились в нем (например, для уголовно-правовой оценки кражи не имеет значения национальность виновного). Иначе не будет соблюдено равенство граждан перед уголовным законом.
Связь признаков личности с общественно опасным деянием, в котором они отразились, различна по форме. Одни признаки личности входят в содержание деяния, другие — будут условиями совершения деяния, третьи — характеризуют причину преступления.
Ряд признаков личности входит в содержание антиобщественного деяния и потому непосредственно влияет на наличие и степень его общественной опасности. Преступление — неразрывное единство его объективных и субъективных сторон. Субъективная сторона преступления (вина, мотив, цель и эмоциональное состояние виновного) — это психологические процессы личности. Их содержание является одновременно содержанием преступного деяния. Объективная сторона преступления также во многом «заполняется» признаками личности, в том числе и физиологическими. Так, опасность физического и психического насилия, примененного в процессе преступления, не может оцениваться в отрыве от физических особенностей виновного.
К числу признаков личности, составляющих условия совершения преступного деяния, относятся общие признаки субъекта преступления—достижение определенного законом возраста, вменяемость и ряд специальных признаков — должностное положение, состояние военной службы и т. п. Не будь этих признаков у личности, не было бы и преступления, они — необходимые условия совершения преступлений. Однако в содержание преступного деяния они не входят и потому не могут непосредственно влиять на степень его общественной опасности. Возможно опосредствованное (объективными и субъективными признаками деяния) влияние. Так, ответственное положение должностного лица, получившего взятку, повышает общественную опасность этого преступления, так как при указанном условии получение взятки причиняет большой вред нормальной деятельности государственного аппарата.
Все социально-психологические и иные признаки, свидетельствующие о содержании и стойкости антиобщественных взглядов и привычек виновного, относятся к группе признаков личности, характеризующих причину преступления. Именно к этой группе признаков личности относятся прошлое преступление и судимость за него. Они свидетельствуют о повышенной устойчивости антиобщественных взглядов и привычек виновного о его повышенной общественной опасности по сравнению с не судимыми ранее лицами.
Прошлое преступление и судимость за него, как и другие признаки личности, характеризующие содержание и устойчивость антиобщественных взглядов и привычек виновного, не должны приниматься во внимание при оценке преступности совершенного деяния и степени его общественной опасности. Это объясняется тем, что основанием уголовной ответственности является преступное деяние, а не антиобщественные взгляды и привычки лица. «Лишь постольку, поскольку я проявляю себя, поскольку я вступаю в область действительности, — я вступаю в сферу, подвластную законодателю. Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»1.
Если же связывать решение вопроса о преступности деяния и степени его общественной опасности с прошлой судимостью и с другими отрицательными фактами, характеризующими повышенную опасность личности виновного, то это приведет к тому, что основанием уголовной ответственности станет не преступление, а антиобщественные взгляды и привычки лица, т. е. его общественная опасность. Само преступление будет выступать лишь как симптом общественной опасности личности. Это приведет к произволу, неравенству граждан перед законом в зависимости от социально-психологической характеристики личности (социального происхождения, партийности, прошлого и т. п.). «Законы,—отмечал К. Маркс,— которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивнее санкции беззакония»2.
Мы приходим к выводу, что прошлое преступление и судимость за него не влияют на оценку преступности деяния и степень его общественной опасности. Сравнивая деяние, совершенное судимым лицом, с аналогичным по объективным и субъективным признакам деянием лица, совершившего его впервые, мы не обнаружим никакой разницы между ними. Они одинаковы по своей общественной опасности1. Поэтому, в частности, малозначительное деяние, формально предусмотренное уголовным законом, не становится преступлением оттого, что оно совершено ранее судимым лицом или рецидивистом. В подтверждение можно сослаться на практику применения ч. 2 ст. 7 УК РСФСР по делам о малозначительных хищениях, совершенных лицами, отбывающими лишение свободы.
Таким образом, и формально, и фактически основание ответственности несудимых лиц и рецидивистов по советскому уголовному праву едино. Такое решение вопроса соответствует равенству граждан перед уголовным законом, обусловленному принципом социалистического демократизма советского права. Равенство граждан перед уголовным законом требует прежде всего одинакового определения в законе и на практике оснований ответственности — преступлений2.
Равное определение в законе и на практике оснований уголовной ответственности не означает одинакового решения судьбы уголовной ответственности и равной меры наказания разных лиц, совершивших аналогичные деяния. Объясняется это тем, что порожденные преступлением уголовно-правовые отношения не остаются неизменными. Они претерпевают изменения с наступлением юридических фактов, с которыми уголовный закон связывает соответствующие последствия. До реализации уголовной ответственности возможны следующие юридические факты, влияющие на уголовно-правовые отношения: отпадение общественной опасности деяния, что дает основание для освобождения от уголовной ответственности (ч. 1 ст. 50 УК); отпадение общественной опасности личности виновного, что является основанием к освобождению виновного от наказания (ч. 2 ст. 50 УК); отмена соответствующего уголовного закона, его изменение либо издание акта амнистии, что может освободить виновного от обязанности понести уголовную ответственность или смягчить ее (ст.ст. 6 и 56 УК); истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности, что, как правило, освобождает виновного от обязанности понести уголовную ответственность (ст. 48 УК РСФСР).
Если перечисленных фактов не было и виновный, следовательно, подлежит уголовной ответственности, то она индивидуализируется в зависимости от степени общественной опасности преступления и личности виновного. При определенных, указанных в законе условиях возможно применение вместо наказания принудительных мер воспитательного характера или мер общественного воздействия. Следовательно, основание уголовной ответственности неадекватно сумме всех перечисленных выше фактов, влияющихнасудьбу и меру уголовной ответственности.
В связи с изложенным выше положением о том, что прошлое деяние и прошлая судимость не влияют на оценку общественной опасности повторного деяния, представляет интерес вопрос о природе преступлений, заключающихся в повторном или систематическом совершении административных деликтов, несмотря на привлечение виновного к административной ответственности (ст.ст. 1561, 166, 166′, 197, 197′, 198, 198i, 1982, 206 УК РСФСР и т. д.).
Некоторые авторы объясняют отнесение указанных деяний к числу преступлений главным образом повышенной опасностью личности виновного1. В. А. Владимиров добавляет, что повторность одновременно повышает общественную опасность деликта, придавая ему новое качество — качество преступного2.
Если предположить, что такое объяснение справедливо, то следовало бы признавать преступлением административный деликт, совершенный лицом, судимым за однородное преступление. Однако закон, в частности постановление Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1968 г. «О применении ст. 9 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», устанавливает, что лица, ранее судимые за хулиганство и после этого совершившие мелкое хулиганство, подлежат не уголовной, а административной ответственности3.
Основание, по которому закон относит повторное или систематическое совершение административных деликтов к числу преступлений, следует искать не в повышенной опасности личности виновного, а в самих деяниях. Далеко не все административные проступки в случае их неоднократного совершения образуют по закону преступление. Уголовный закон выделяет лишь некоторые из них, наиболее опасные.
Преступление отличается от однородных административных проступков более высокой степенью общественной опасности. В чем она заключена применительно к рассматриваемым преступлениям? Было бы безрезультатно искать повышенную опасность этих деяний в одном последнем (втором, третьем) деликте. Тот факт, что он второй или третий, не делает его более опасным, а следовательно, и преступлением. Предполагается, что преступлением в рассматриваемых случаях является совокупность совершенных лицом административных деликтов.
Повторение правонарушений увеличивает тот ущерб, который причиняется общественным отношениям1. Соответственно возрастает и общественная опасность содеянного. Поэтому законодатель вправе усмотреть в количественном изменении поведения виновного — в совокупности административных деликтов — новое качество — преступление.
Уголовная ответственность за повторное или систематическое совершение административных проступков при соблюдении административной преюдиции в какой-то мере означает уголовную ответственность и за тот (первый) проступок, за который виновный уже понес ответственность, но административную. Это отступление от принципа поп bis in idem оправдывается гуманным назначением административной преюдиции—предупредить виновного об уголовной ответственности, сэкономить уголовную репрессию. Именно так на практике воспринимается назначение административной преюдиции. Виновный под расписку предупреждается об уголовной ответственности в случае повторения проступка.
Административная преюдиция, если она обязательна (в ряде случаев она не предусмотрена законом), становится признаком состава преступления, который недопустимо игнорировать путем ссылки на ст. 15 УК РСФСР. Независимо от намерений виновного и впредь совершать проступки он предварительно должен быть привлечен к административной ответственности.
Признание преступлением не одного (второго или третьего) административного деликта, а их совокупности влечет за собой определенные последствия для уголовного процесса. Уточняется предмет доказывания по уголовным делам такой категории. К предмету доказывания относится вся совокупность административных деликтов, обосновывающих уголовную ответственность виновного.
продолжение
–PAGE_BREAK–