1.Предмет и зад. пед. науки. Ее связь с др. науками. Пед. наука – наука о законах образования средство воспитания, развития и формирования личности и воспитания управление развитием личности детей и взрослых. Предмет- воспитание в его интегральном и дифференцированном понимании. Воспитание – ф-ция чел-го общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности знания, мораль, трудовой опыт и т.д. как в организованных формах, так и путем естественного усвоения
в рез. межпоколенных взаимодействий и влияния среды. Задачи науки – вести исследования, а школы – осущ. воспитание, образование школьников. Классы постоянных и временных задач. Пост. задач- вскрытие закономерностей связи меж. созданными усл. и достигнутыми рез-ми в областях воспитания, образования, обучения, управления обр-ми и воспит. системами -изучение и обобщение практики, опыта пед. деятельности разработка навых методов, средств, форм, систем
обучения, воспитания, управления образовательными структурами -прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее внедрение результатов исследований в практику, таким обр. задача пед. науки -разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения ис-кой и практич. деят-ти. Врем. зад больше создание библиотек электронных учебников разработка стандартов пед. профессионализма выявление типичных стрессоров в работе учителей выявление
факторов выбора школьниками профессии, природа стимулов учебной активности и др. Связана с психологией, физиологией, социологией, философией, медициной. 2. Проблемы целеполагания в пед. теор. и практ. Целеобразование – поиски, детерминизм, определение, формулирование целей воспитания детей и взрослых. Целеполагание -легитимизация целей, закрепление их в официальные выражения педагогической политики государства, придание им законодательного статуса, нормативных установок. Цель воспитания подрастающих поколений – прерогатива государства, кот. при широком участии науки и общественности формулирует ее как главный компонент своей педагогич. политики. Формулирование гос. целей воспитания детерминировано экономическими, политическими, научными, правовыми и организационными условиями. В мире сложилась определенная логика пед. целеполагания.
Общепризнанным явл. факт, что школа и учитель получают социальный заказ. Однако он форматируется гос. документами в весьма общем виде. При ее движении к преподавателю, исполнителю она конкретизируется и приобретает технологичный вид. Обобщенная цель, далее, трансформируется в образовательные субцели, обращенные к сфере гуманитарного знания, биологии, физ-ры и др. Воспитание всесторонне гармонически развитой личности как высшее выражение
гуманистической педагогики стоит в центре отечественной образовательной политики. Термин всестороннее включает спектр ведущих параметров формирования личности. Процесс воспитания интерпретируется как управление интеллектуальным развитием умственное воспитание , физическим и психическим, нравственным, эстетическим. Трудовой подготовкой. Развитием экологической, экономической, политической культуры.
3 Факторы и условия развития личности. Р-е личности – поцесс коллич. и качественных изменен под влиянием внешних и внутренних факторов. Имеется 2 позиции фак-в под кот-ми измен-ся личн. 1- биологезаторская – развитие как процесс биологич, природного, наследственного, запрограмированного. созревания и развития природных сил человека. По З. Фрейду в основе р-я личности лежит либидо. Бихевиаристы считали, что развитие ребенка определяется врожденными инстинктами, генами сознания, носителями наследуемых качеств тестирование детей на группы по способностям в нач. коле . о тестир. выявляет лишь уровень обученности это вроде несоотвие их позиции . 2-социалогезаторская- развитие определяется соц. происхождением принадлежностью к определенной соц. среде. Существует материалистич подход. Его рассматрив под 2 факторами природные и социальные. Они не равны. Природные данные составляют основу р-я, а соц. фактор преобразует эти данные в воспитании,
которое имеет определяющее значение раз-я личности. Выготский писал, обучение ведет засобой развитие. 4. Методология пед. науки Методология- совокупность методов, применяемых в науке. В методологии существ разделы 1 методол. науки общее понимание предмета и методов его исследования 2 методол. практич. деят-ти принципы, методы и средства организации деят-ти .
В педагогике метод – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования пед. деят-ти. Иерархия методологии 1 Общенаучная методол. философия 2 Частнонаучная педагогическая метод. разных наук. 3 Предметно-тематич методол. для определения разделов наук .Методы исследования – способы по средствам кот-х формируется достоверное знание, достижение конкретных
научных результатов. 2 принципа выбора метода А принцип совокупности метод иссл-я , Б принцип адекватности существу изуч-го предмета и конкретному рез-ту, кот-й необход получить . Пед-ка использует методы гуманит-х и естественных наук 1 Теоретические анализ, синтез, обобщение, опирация с понятиями , 2 Эмперические наблюдение, изуч продуктов деят-ти, документов, опросники .
3 Метод эксперимента – для получения комплекса результатов проверка какого-либо метода, с целью выявления его эффекта . 4 Математические – регистрация, ранжирование, шкалирование для установления коллич. зависимостей между явлениями . 5. Предмет и задачи дидактич. исслед. Задачи дидактики 1. описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации 2. разрабатывать более совершенную организацию проц. обучения, новые обуч. сист новые технологии обуч. Обучение выступает для исследователя как объект изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую ф-ию педагогики. В результате исслед. он получает знания о том, как протекает проц. обучения, уже реализованный или реализуемый в действительности, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Теория служит основой для практической деятельности, дает возможность ее направлять, преобразовывать и совершенствовать. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, он осущ. конструктивно-
техническую ф-ию. 6. Закон об образовании 1996 . Содержатся те основные принципы и положения, на основе кот. будет строится и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в РФ. Гуумманистический х-р образования, приоритет общчеловеческих ценностей, свободное развитие личности, общедоступность образования, бесплатность общего образования, всесторонняя защита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы им. сохранение единства федерального,
культурного и образовательного пространства, свобода и плюрализм в образовании, открытость образования, демократический, гос общественный х-р управления образованием, светский х-р образ-я, получение образ-я на родном языке, связь образ-я с национальными и региональными культурными традициями, преемственность образовательных программ, вариативность образ-я, разграничение компетенций субъектов сист. Центральным звеном образ-я явл. общ. среднее образ-е.
Главными задачами общеобразоват. учеб. заведений явл. создание благоприятных условий для умственного, нравств эмоц. и физ. развития личности, выработка научного мировоз-я, освоение уч-ся сист. знаний о природе, общ-ве, чел его труде и приемов самост. деят-ти. Закон требует установление стандарта образ-я, это необходимо, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образ-е выпускников всех типов средних уч. заведений. 7. Сущность проц. обуч. Его психол. основы. Процесс обучения-целенаправлен. взаимосвяз. последовательно изменяющ. деят-ть учителя и учащихся, направлен. на формир. системы знаний, основ науч. мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творч. активности, обеспеч. всестороннее развитие ученика. Содержание проц. обуч. -деятельность, которой в той или иной степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый. Учитель показывает, объясняет, ставит вопросы, дает задания, проверяет
их, отмечает недостатки и ошибки, корректирует действия, снова показывает, как нужно работать и т.д. Обучение – что общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно- историч. опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкрет. деят лежащ в основе формир. личности. Процеес- это смена состояния системы обуч как целост. пед. явления, как фрагмента, как акта пед. деятельности. Его представляют ф-лой В.П.Беспалько ДП М Аф Ау, где
ДП -дидактич процесс М- мотивация уч-ся к учению Аф- алгоритм функционирования учебно-познават. деят-ть ученика Ау- алгоритм управления деят-ть учителя по управлению учением . Проц. обуч. носит циклич. характер, важнейш. показателем развигия циклов учеб. проц, явл. ближайшие дидактич. цели пед. труда, кот. группируются вокруг двух основных целей – образовательная – чтобы все уч-ся овладели основ. наук, приобрели опред. сумму знаний, навыков и умений, физич. и труд. сп-ти, приобрели
зачатки труд. и профес. навыков воспитательная – воспитать ученика высоконрав гармонически развитой личностью с научно-материалистич. мировоззрением, гумапистич. направленностью, творчески активной и социально зрелой. 8. Реализация функций обучения на уроке. Функции – внешние проявления свойств объекта в данной системе. Ф-ции процесса обучения а образователытя, б развивающая, в воспитательная. а проц. обуч. направлен на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деят-ти, т.е. ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деят-ти, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии что уч-ся осознают объем и структуру своих знаний и умение ими оперировать в учебных и практических ситуациях, б развитие происходит во всех направлениях развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области, реализуется
в ряде специальных технологий или методических систем Замков – развивающее обучение младш. школьников, мет. проблемного обучения Скаткин. включение уч-ся в активную и разнообразную познавательную деятельность, в в проц. обуч. формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов иа мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В проц. обуч. формируются также потребности личности, мотивы
социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. 9. Принципы обучения. Принципы обуч общ. нормы организации уч. проц рекомндации о путях достижения целей обучения на основе его познанных закономерностей. Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидакт. проц Они носят х-р самых общ. указаний, правил, норм, регул. проц. обуч.
1. Принцип развивающего и воспитывающего х-ра обучения на правлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности у. 2. Научности содержания и методов уч. проц. отражает взаимосвязь с современ. науч. знанием. 3.Систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта, деятельности. 4. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководстве учителя. 5. Принцип наглядности. 6. Принцип доступности обучения. 7. Принцип прочности рез. обучения. 8. Принцип связи обучения с жизнью. 9. Принцип рац. сочет. индивидуальной и коллективной форм и способов деятельности учащихся. Принцип наглядности Эфф-ть обуч. завис. от целесообраз. привлечения органов чувств к восприятию и переработке уч. материала. Я. Коменский В проц. обуч. детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты Виды наглядности по линии возрастания их абстрактности 1.
Естеств. наглядность, 2. Экспериментальная опыты, эксперименты , 3. Объемная модели, макеты , 4. Изобразительная картины, фотографии, рис 5. Звуковая, 6. Символическая или графическая графики, схемы , 7. Внутренняя образы, создаваемые речью У 10. Проблемное обучение. Вид обуч-я , при кот. организуется относительно самостоят. поисковая деят-ть, в ходе кот.
Уч. усваивают новые знания, умения и развивают общ. способности, а также исслед. акт-ть, формируют творч. умения. Уч-ль выполняет ф-ию руководителя, степень его участия зависит от сложности материала, подготовленности и ур-ня развития уч-в. Структура 1. Создание проблем. ситуации и постановка проблемы. 2. Выдвижение гипотез, предположение о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбора одной
или нескольких . 3. Опытная проверка принятых гипотез. 4. Обобщение результатов включение новых ЗУ в уже освоенную уч-ми сист закрепление и применение их в т-ии и практике. Учитель – Ученик 1. Создаёт проблемную ситуацию – Осознаёт противоречия в явлениях 2. Организует размышление над проблеммой – Формулирует проблему 3. Организует поиск гипотезы –
Выдвигает гипотезу 4. Организует проверку гипотезы – Проверяет гипотезу 5. Организовывает обобщение результата и применение получ. зн. Анализирует результат, примен. получ. зн. Достоинства 1. уч-к включаются в акт.интеллект. и практич. деят-ть – развитие мыслит. Способностей, 2. вызывае интерес, 3.пробуждает творч. силы. Недостатки 1. не всегда можно применить из-за х-ра изуч. материала, 2. неподготовленность уч-ка, квлификация У-ля, 3. треб. много времени. 11 .Содержание об-я в современной школе. Образование- процесс и рез-т овладения уч-ся системой ЗУН, мировоззр нравственн-ю и другими кач-ми личности. Содержание образования – система научных ЗУН, мировоззр нравственно-эстетич. идей и элементов познават. опыта. Факторы детерминирующие сод-е об-я 1 подготовить выпускника к различным видам дея-ти познав
общест культ 2 степень его удовлетв. научности, последоват системн-ти. 3 соотв. психич. возможностей и развитию шк-ка на разных младш,сред, старш уровнях. 4 потребности личности в обр-нии граждане его выбир . Имеется стандарт об-я, кот-й отражает оптимальный минимум сод-я об-я. Он является эталоном для сопост. результатов об-я у разных школ, на его основе определ-ся уровень владения
уч. материалом на всем протяжении школьного об-я. Министерство об-я разрешает на местах подготавоивать рограммы-минимум, базовый уровень сод-я об-я по тому или иному предмету, с учетом спец. школы . Такой документ состоит из разделов 1 Цели об-я. 2 Хар-ка предмета об-я. 3 Сод-е об-я. 4 Базовый уровень по какому-либо предмету. 5 Измерители для измерения уровня подготовки уч-ся.
С момента принятия закон Об об-нии , открыта много негос. уч-х завед-й. Они дополняют инфраструктуру гос. уч-х заведений, обеспеч целосное формир-е обр-ой среды. Гимназии – рограмма повышенной сложности, с уклонами Лицеи-супергимн уч-е завед-е высшего класса, для особо одар-х детей Колледж- средняя школа, дающая обр-е и профессию .
При рассмотрении путей модернизации уч-го процесса, особое внимание уделяют соотношению обязат-х и необ-х уч-х предметов. Сокращ-е обязательных предметов приводит к снижению кач-ва об-я пример- в школах США 35 не изучали физику, 32 – химию и.т.д. Право на открытие уч-го завед-я дается местными ор-ми власти, ор-ми нар-го об-я. 12 Методы обучения. Их классификация в дидактике. Методы об-я – способы совместной деят уч-ля и уч-ся, направл на решение задач об-я. Сущ. ряд классификац. Наиболее ранняя – деление методов об-я на методы работы уч-ля рассказ, объяснен беседа . И методы работы уч-ся упражнен самостоят р-та . Но самая распостран классиф – по источнику получения знаний. И соотв. Выделяют а словесные методы источи знаний являет устное или письменн. слово . К ним относят – рассказ – устное повествоват изложение содержан учебного материала, объяснен – словесное
истолкование закономерностей, беседа – тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения уч-ов к пониманию нового мат-ла мож. быть индивидуальн или фронтальная , дискуссия – основана на обмене взглядами по опред. проблеме, лекция – способ излож обьемного мат-ла, для старш классов. Работа с уч-м и кн-й консп. сост.плана. тезирован. цитир. рецензир. б наглядн. мет. ист. зн-ний явл. наблюдаеиые предм, явления, нагл. пособия . Нагл. мет делят на 2 группы 1 – метод иллюстрац. плакаты
картины карты зарис на доске , 2 – метод демонстраций приборы, техн. устан кинофильм, диафильм , в практич методы уч-ся получ знания и вырабатывают умения, выполняя практ действия к ним относ. упражнения устные, письм, графич, учебно-трудов . Лабор р-та – проведен опытов по зад-ю уч-ля. Практ. р-та провод после крупных тем м.б. вне школы. Классиф М.Н.Скаткина и И.Я.Порчера 1 – обьясн-иллюстрат уч-ль сообщ готов информ разными ср-ми, а уч-
к ее воспр-ет 2 – репродуктивн – уч-ль дает образец, а уч-к по образцу 3 – проблемный – уч-ль ставит проблему и наталкивает на путь ее решения 4 – частич-поиск эвристич. уч-ль расчленяет проблему на подпробл а уч-к осущ. отдельные шаги поиска ее решения 5 – исследов – уч-ся овладев методами научн. познан. формир. опыт исслед. деят. Классиф по дидактич целям А – мет излож новых зн-й Б- мет. повтор и закрепл зн В- мет применен зн-й Г- мет контроля. 13. Средство обучения в современной школе и их дидактическая характеристика. Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который помещен , между учителем и учащимся. И использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Ср.об. оказывает влияние на качество знаний уч-ся, их умственное развитие и профессиональное становление. Объекты, выполняющие функцию ср.об. можно классифицировать по свойствам, субъектам деятельности, влиянию
на качество знаний и на развитие различных способностей их эффективности в учебном процессе. Ср.об. помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы уч-ся, улучшают наглядность учебного материала и т.д. В использовании СО необходимо знать меру. Группы натуральные, изобразительные, технические, на печатной основе, аудиовизуальные экранно-звуковые , дидактические материалы. Натуральные играют ведущую роль в обучении биологии.
Это живые объекты раст животные , неживые свежезамороженные, законсервированные , гербарии, коллекции, препараты, микропрепараты, скелеты, чучела птиц, животных . Изобразительные различные виды таблиц иллюстративн текстов инструктивн комбинированн схемы текстов цифров комбинтр учебные картины степь, луг , диаграммы, портреты, модели и макеты. Технические за счет них улучшается представление учащихся о предмете изучения.
К ним относят проектор, графопроектор, компьютер. Аудиальные видео и кинофильмы, слайды, диафильмы, записи голосов птиц. На печатной основе учебники, тетради, методические пособия. Дидактические очень широкая группа средств, т.к. они могут относиться к другим видам. Сочетая различные средства обучения необходимо найти оптимальный вариант и большое внимание уделить натуральным средствам обучения. Перед проведением урока необходимо продумать место и сочетание всех средств. 14. Технолог. обуч. шкльников. Это новое направление кот-е занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов. В основе пед. технол. лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Специфич. черты ТО 1. Разработка диагностично поставлен. целей об-я описываются действия
уч-ка в терминах знает, умеет, применяет . 2. Ориентация всех учебных процедур на гарантированные достижения учебных целей. 3. Оперативная обратная связь. 4. Оценка текущих и итоговых результатов. 5. Воспроизводимость обучающих процедур. Тех. об-я ориентир. на достижение целий и идею полного усвоения путем обучающих процедур. После постановки целей материал разбивают на фрагменты – учебные элементы, подлежащие усв-ю. Далее идут проверочные р-ты по разделам, далее – об-е, текущий контроль до полного
усвоения. Но здесь ус-е идет на репродуктивном уровне, а для перехода к поисковому уровню необходимо дать необходимые знания, сформировать умения на репрод. ур-не отработка умений в упрощенных ус-ях самост практика , далее следует переход к продуктивной фазе проблемная ситуация анализ уч-ся . Черта тех. об-я – воспроизводимость обучающего цикла любым уч-м. Цикл об-я содержит цели об-я оценку уровня обученности, обучение, совокупность учебных процедур, оценку
результатов. 15. Практические методы об-я их психолог основы. Практич методы основаны на практич деят-ти уч-ка, этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическа деят-ть уч-ся. К практ методам тносят упражнения, лаборат. и практич работы,эксперемент, наблюдение. Упражнения – многократное выполнение учебных действий, с целью отработки умений и навыков. Они бывают устные, письм графич учебно-трудовые. Лабор. р-та – провед. уч-ся по заданию уч-ля. Опыт – использования приборов и др. техн. приспособлений. Позволяет изучить уч-ся какие-либо явления с пом. оборудования. Разновидность лаб. работы – длительное наблюдение за растениями, животными. Лаб.р-та может занимать весь урок или его часть, может проводится на внеурочных занятиях.
Практич р-та провод. после изуч крупных разделов, тем и носят обобщают хар-р. Они могут проводиться не только в классе но и за пределами школы пришкольн. уч-к . Цель практ. р-т применение знаний, выработка умений и опыта деятельности . Практич методы применяются вместе с наглядны и словесными. 16. Словесные методы об-я, их психологич. основы.
Словесные методы позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию. Источником знания выступает слово. К методам отн. рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой. Рассказ сюжетный, иллюстр инфомац устное повествоват изложение содержан. учебного материала. Объяснен словесное истолкование закономерностей. Беседа- тщательно продуманная система вопросов, служащая для подведения уч-ов к пониманию нового мат-ла мож. быть индивидуальн. или фронтальная .
Дискуссия – основана на обмене взглядами по опред. проблеме. Лекция – способ излож. объемного мат-ла, для старш. классов. Работа с уч-м и кн-й консп. сост. плана, цетирован рецензир С помощью слова уч-ль может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и буд-го. Слово активизирует воображение, память и чувства уч-ся, так же эмоции,развивает логическое мышление.
17. Наглядные методы обучения. Их психологические основы. Наглядные методы используются почти на всех уроках. Применение наглядных методов должно вызывать и развивать активность восприятия и мышления уч-ся. Наглядность может быть натуральной объ-кты живой природы и препарированные и изобразительной таблицы, схемы, муляжи, кино . К видам наглядных методов относят демонстрации опытов, натуральных объектов, изобразительных пособий. Наглядность имеет преимущественное значениее на уроках биологии, т. к. дает живые образные представления о растениях и животных. 18. Виды обучения. Их сравнительно-пед. хар-ка. В дидактике имеется ряд теорий обучения, кот-е по разному объясняют сущность дидактического процесса по разному предлагают строить пед. процесс . Виды обученияя различны по хар-ру уч. деят-ти и обуч,по построению содержания.
Проблемное об-е – преп-ль орган. уч-в на поиск знаний. Цель – формулир. понятий, поиск закономерностей, напонимание теорий ее осмысление . Эта р-та организуется с детьми в ходе поиска, наблюдения, анализа,классификации разнообразных факторовобучения. Перед уч-ся выдвиг-ся проблема, ситуация, при кот-й при наличие известных фактов сущ. противоречие, кот-е необход разрешить , уч-ки ее осмысляют и выдвигают гипотезу.
Далее уч-ся устр. эксперим. для док-ва. дает раз-е мыслит способностям формирует интерес раз-т творч способности зависит от хар-ра уч-го мат-ла, много времени, нужна тчательная подгот-ка уч-ся и уч-ля. Програмированное – обучение осущ-ся как четко управляемый процесс. Уч-й мат-л разбивается на мелкие, легко усвояемые дозы и посл-но предъявл. уч-ам для усвоения. Далее идет проверка степени усвоения каждой дозы уч-м.
1. предъявление, 2. усвоение, 3. проверка Организаторы уч-ль, учебник, компьютер . Обязат. нужна обучающая программа, т.е. совокупность уч-го мат-ла и предписание работы с ним. возможность воспитывать уч-ка в индивид-м режиме поним-е мат-ла – не каждый уч-й мат-л этому поддается. Возникает дефицит общения. 19. Контроль и оценка качества обученности школьника. Методы контроля – это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Методы устного кон-троля – это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологические карты, схемы, сообщение о опыте и т.д. Письменный контроль обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку знаний и умений учеников. Практические работы можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов
обучения. Преимущества – независимость проверки и оценки знаний уч-лем. Под оценкой ЗУН дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учящимся уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в уч-й программе. В отечественной дидактике 4-х бальная система 5 -владеет в полной мере 4 -владеет достаточно, 3 – владеет недостаточно, 2 – не владеет. Показатели сформированности знаний, владение понятиями владение фактами владение научной
проблематикой владение теориями владение закономерностями и правилами владение методами и процедурами. Показатели сформированности умений построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умения моделирование практического выполнения действий, составляющих данное умение выполнение комплекса действий, составляющих данное умение, самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности. Показатели сформироранности навыков совпадают с показателями сформированности
умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оценивается обычно еще и время его выполнения, например, измерение скорости чтения, устного счета и т.п. 20. Проблема неуспеваемости учащихся. Преодоление негативного отношения к учению. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллек-туальными умениями анализа, общения и др. Системная неуспеваемость следствие педагогической запущенности. Три группы причин школьных неудач 1 .Социально-экономическая. Материальная необеспеченность, неблагоприятная обстановка в семье. 2. причины биопсихического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера.
3. педагогические причины. Для устранения дидактических причин – средства 1. педагогическая профилактика методы и формы обучения . 2. педагогическая диагностика контроль знаний . 3. педагогическая терапия устранение отставания . 4. воспитательные воздействия. Преодолеть негативное отношение к учебе можно применить метод поощрения и наказания. 21. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Один из самых доступных и проверенных практикой способ повышения эффективности урока. Под СУР понимают любую организацию учителем активную деятельность учащегося, направленную на выявление поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время поиск зн-й, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. По форме организаций можно разделить на индивидуальные, фронтальные, групповые.
В соответвтвии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности уч-ся 4 типа с р воспроизводящие -с р по образцу для запоминания реконструктивно- вариотивного типа – на основе полученных знаний найти самостоятельно способы решения эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами образца. Творческие позволяют получать новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний. 22. Требования к современному уроку, его психолого-пед-й анализ. Урок – форма орган. об-я с группой уч-ся одного возраста, постоянного состава, занятия по воспитанию и с единой программой. Урок имеет дидактический, методический, психологический и гигиенический аспекты. Дид- актуализация знаний – формирование новых знаний, применение полученных знаний. Мет- планирование деят-ти задачи, примеры . Психологический – создание мативации – психолог. комфорт – учет возрастных особ. и индив в обучении. Гиг – фронтальная уч-я деят-ть детей – индивид-я – групповая.
Общие правила организации урока 1. определить цель и задачи урока 2. подготовить содержание учебного материала определить его объем, возрастные особенности 3. определить логику изложения материала и последовательность решения задач 4. выбрать наиболее эффективное сочетание методов и средств обучения в соответствие с задачами 5. обеспечить управление учебно-познавательной деятельности уч-ся, т.е. четкость организации и целостность урока 6. продумать закрепление изученного мат-ла и д з.
23. Подготовка учителя к уроку. 1. учитель знакомится с гос. прогр составляет годовое планирование, которое позваляет последовательное изучение тем, выесняет какие лаб раб. и экскурсии предусм. прогр. 2. изучение программы определенной темы понятия, термины, кот. должны быть усвоены, умения кот. должны быть сформ. 3. опред. примерн. колич. часов, соста-ся тема-ое план-е и поурочное. 4. подготовеа отдельного урока. Махмутов схема тематического планирования 1 .
Название темы,1 Цель урока, 2 . Тип урока. 3 . Общие методы обучения. 4 . Оборудование и источники информации. 5 . Виды к р по системе уроков. 2. Актуализация 1 . Опорные знания и способы действия. 2 Типы с р.3 . Формирование но-вых понятий и способов дейст-вий. 1 . Новые понятия и способы действия. 2 . Основные и второстепенные проблемы и типы с р. 4.Применение 1 Типы с р. 2 . Межпредметные связи. 5. домашнее задание. 1 . Повторение. 2 . Типы с р. Проведение каждого урока требует от учителя тщательной подготовки. Надо отобрать учебный материал, выбрать методы, определить структуру урока, подготовить наглядные пособия, составить план или конспект. Надо творчески обработать информацию выделить главный вопрос, второстепенные, продумать логику изложения, проделать воспитательную работу на уроке
Учитель определяет, какие понятия должны быть образованы на этом уроке, какие из ранее развившихся получают дальнейшее распространение. Учебник служит учителю в знании, что дети могут прочитать дома какие места в нем трудны. На уроках используют и занимательный материал, но он должен быть достаточно проверен наукой. Уч-ль имеет дополнит-й мат-л к уроку на случай надобности. Изучив материал и выбрав в соответствии с ним методы , уч-ль продумывает структуру и весь ход урока.
В соответствии с содержанием и выбранными методами, учитель устанавливает, какое оборудование и какие наглядные пособия потребуются это надо отбирать накануне . Опыты вначале надо проделать самому. тематическое и поурочное планирование . 24. Формы обучения в современной школе. Форма – специальная конструкция процесса обучения. Классификации но количеству и составу уч-ся, место учебы, продолжительность уч-й рабо-ты.
По этим основаниям формы обучения делятся на индивиду-альные, индивидуально-групповые, коллективные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные. Самая старая – индивидуальная позволяет индивидуализировать содержание, метлы и темпы неэконом-ность, ограничивает сотрудне-чество с др-ми уч-ся. Индивидуально-рупповые – занятия в в руппе неохваченность всех детей . Классно-урочная – уч-ся одного возраста и уровня подготовки составляют класс. Класс работает по одному годовому плану и программе согласно постоянному расписанию. Оснрвная ед занятия – урок четкая организация, простата управления, обучение по углубленной программе возможность взаимодействия уч-са между собой ориентировка на среднего уч-ка трудности в учете индивидуальных особенностей, нет связи обучения с реальной жизнью. Белл- Ланкасторская система взаимного обучения старшие уч-ки изучали материал под руководством уч-ля,
а затем обучали тех кто знает меньше качество обучаемости низкое. Батовская – 1 часть – урочная работа, 2 часть – индивидуальные занятия с уче-ми, которые нуждаются в таких занятиях. Самая распространенная форма – урок, экскурсия, клубы, олимпиады, конкурсы, внеклассные, внеурочные формы. 25. Неурочные формы обучения. Их характеристика. Это предметные кружки, научные общества, олимпиады. конкурсы и др.
Работа ведется на добровольных началах, состав учащихся неоднороден. Руководства уч-ля – предметника, приглашенные специалисты. Содержание углубленное изучение отдельных вопросов программы, сверхпрограммного материала, истории развития науки, конструирование, моделирование, опытническая работа, встречи с учеными и т.д. Благодаря этим формам уч-ся могут удовлетворить свои разнообразные познавательные, и творческие запросы.
Развивать творческий потенциал, активно включатся в конкурсы, олимпиады и т.д. Эти Ф. имеют большое образовательное и воспитательное зн-е. Они разнообразны и требуют от уч-ля эрудиции, творческого подхода. 26. Сущность процесса воспитания. Определить сущность предмета – значит найти и обозначить, что ecть этот предмет среди ряда др-х, что отличает его от множества др-х и какой признак делает этот предмет тем, что он относится к социальным явлением и выступaeт в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной психологии. Воспитание – это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и образовательные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Воспитание относится и к психологической сфере, т.к. обращено непосредственно к способности юного чел-
ка отражать окружающий мир в сознании. Может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности взаимодействовать с миром. В – элемент обще-чел-й культуры и подлежт изу-чению с позиции культурологической. Если взглянуть на вос-е философски, то мы увидим целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с др-м. Осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому, и в жизни как смене одного поколения другим воспитание предстает условием такой смены.
С биологической точки зрения воспитание в мире жи-вотных – это только зачатки чел-го воспитания, направленных в aдpec младших со стороны старших. Научно в процессе воспитания формируется личность. Личность – это чел-к в его социальных связях и взаимных соц-х отношениях, это член oбщества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с дpyгой сознательно высраивающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. 27. Проблема формирования научного мировоззрения в современной
школе. Мировоззрение – это сист. взглядов чел. на мир, природу и общ-во в структуре убеждений, взглядов, кот.формир как достоверные факты. М. лежит в основе поведения, поступки хар-ся его взглядами. М. бытовое, научное, идеалистическое, материальное, не все люди подымаются с уровня бытового на научный. В школе формир.научное, материалистическое. Научное – факты, принятые в науке, док-ва. Проблема – как и можно ли формир. Нельзя вторгаться во внутр мир. Под формир.понимают создание усл. для получ. реб. науч. фактов и формирование умений их применения, что приведет его к выводам, сформир.его мировоззрение. влияние оказывают окружающие, нужно проявлять компетентность, толерантность, терпимость к разным точкам зрения. 28. Умственное воспит-е. Основн показ-ли умственного р-я. Умств восп – педог. деят-ть, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных
мотивов, умственных сил, мышления. Интеллектуальная культура – умение определять цели познават. деят-ти, планировать ее, выполнять познават. операции различными способами, работать с различными источниками. Умственные силы ум – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствование мыслит опираций, для развития свойств ума широта, быстрота, критичность . 2 точки зрения на природу умств раз-я А умственные силы на генетич основе развиваются прижизненно т.
е. есть задатки и развив под влиянием внеш среды . Б умственная способность дана от рождения в особых психолог стр-х. С ростом ч-ка генетические особенности вступают в силу и проявляются в его деят-ти Пиаже . Развитие интелл. взаимосвязано с мативационной сферой личности потребность, матив, интерес . Средства их формирования содержание учебного и внеурочного мат-ла, методы его подачи и методы орг-ции
мыслит. деят-ти, создание положит. эмоций. Показатели УР – наличие знаний по основам наукам, владение умственными опирациями и интелл. умениями, наличие научного мировоззрения. 29. Нравственное воспитание.Нр.в фор-е нравст-но цельной лич. нравств. нормы, убеждения, отношения, чувства, попедение . Содерж. НВ 1 моральное восп. форм. нравст. созн, воли, чувств 2 этич.восп. правила хорошего тона, к-ра повед. 3 патриот.восп. любовь, ответст. за родину 4 национальное восп. чувство нац дост-ва, горд-ти 5 полит уважение к закону, демократии 6 эколог. защита окр. среды . Уровни сформированности 1.доморальный – выполнение норм из страха наказания. 2. конвенциальный – не потому, что с ними согласны, а потому, что хотят быть приняты в референтной группе. 3. автономный – из-за осмысления их, принятия. Межнациональные нормы. Показатели 1.сформир. нравств. знания, выраж через чел. ценности 2.нравств.
отношения и чувства. 30. Воспитание гражданственности у современных школьников. К высшим эмоциям относится чувство гражданственности. Большое значение имеют эмоции взрослых, с к-х берут пример. Эмоции взрослых как средство воспитания дополняются другим средством – меж-личностным отношением и общением. В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему
миру другим людям и к самому себе. Методы сознания лекции, беседы, диспуты, личный пример и т.д. сочетаются с научной и художественной литературой. периодической печатью. Методы стимулирования культурного поведения соревнование поощрение и наказания связанного со средствами материального и духовного вознаграждения за успехи, а также со средствами морального осуждения различных проступков. Средствами воспитания культуры поведения служат примеры авторитетных взрослых.
Общественное мнение класса, школы, населения, нормы культурного поведения, известные воспитанникам, традиции поведения членов семьи. Эти средства используются в сочетании с методами убеждения, обсуждения показ образцов поведения. поощрения, тренировочные упражнения. Начинается еще в младенчестве. К.П внутренняя самовоспитание – высший уровень культурного развития личности и внешняя воспитывается взрослыми . 31. Воспитание патриотизма и культуры межнационвльных отношений в современной школе. К высшим эмоциям относится чувство патриотизма. Большое значение имеют эмоции взрослых, с к-х берут пример. Эмоции взрослых как средство воспитания дополняются другим средством – меж-личностным отношением и общением. В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему миру другим людям и к самому себе. Методы сознания лекции, беседы, диспуты, личный пример и т.д. сочетаются
с научной и художественной литературой. периодической печатью. Методы стимулирования культурного поведения соревнование поощрение и наказания связанного со средствами материального и духовного вознаграждения за успехи, а также со средствами морального осуждения различных проступков. Средствами воспитания культуры поведения служат примеры авторитетных взрослых. Общественное мнение класса, школы, населения, нормы культурного поведения, известные воспитанникам,
традиции поведения членов семьи. Эти средства используются в сочетании 32. Психология старшего школьника. Основные психологические новообразования старшеклассника. В возрастной психологии юность определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением взрослости. Быстро развиваются специальные способности. Резко активизируется ценностно-ориентационная деятельность.
Самосознание – сложная психологическая структура, включает в себя 1. сознание собственного я как активного, деятельного начала. 2. сознание собственной тождественности. 3. осознание своих психических свойств и качеств, 4. определенная система социально-нравственных самооценок. Выраженность и взаимоотношение с родителями, коллективизм, дружба, социальная активность, формирование мировоззрения, выбор профессии. 33. Правовое воспитание уч-ся. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Правовые основы воспитания закладываются именнов школе, т.к. именно сдесь формируется понятие о праве и обязанностях. Правовое воспитание основывается на социальных нормах, которые закладываются у уч-ся в процессе обучения, общения и взаимосвязей с окружающими его людьми. Большое значение имеют эмоции взрослых, с к-х берут пример.
В общении закрепляются привычки эмоционального поведения и эмоционального отношения к внешнему миру другим людям и к самому себе. Методы сознания лекции, беседы, диспуты, личный пример и т.д. сочетаются с научной и художественной литературой. периодической печатью. Методы стимулирования культурного поведения соревнование поощрение и наказания связанного со средствами материального и духовного вознаграждения за успехи, а также со средствами морального осуждения различных
проступков. Средствами воспитания культуры поведения служат примеры авторитетных взрослых. Общественное мнение класса, школы, населения, нормы культурного поведения, известные воспитанникам, традиции поведения членов семьи. Эти средства используются в сочетании с методами убеждения, обсуждения показ образцов поведения. поощрения, тренировочные упражнения. Начинается еще в младенчестве. К.П внутренняя самовоспитание – высший уровень культурного развития
личности и внешняя воспитывается взрослыми . 34. Проф ориентация в школе. Ориент. на пед проф. Это деят-ть пед целью кот. явл. Созд. усл. для обоснованного выбора учен-м проф с учетом соц. запроса. 2 подхода 1 – подбир проф. кот. подойдет для данного уч-ка диагностика 2-развитие реб его способностей, кот. позволили бы человеку стать профессионалом более целесообразно . Нач – проф диагностика, проф консультирование, проф информирование, проф отбор он и его , проф адатация этап привыкания реб. к нов. усл. проф . С какого момента начиная с 3 лет, когда появляется самосознание – подбор игрушек, игр. Д.б. спец центры. Фигура учителя значима для уч-ся – д.б. грамотен и в этой обл. Человек – знаковые системы, чел-чел, чел-природа, чел-машина. Через преподавание предмета. 35. Эстетическое воспитание школьников.
Методы воспитания – это способы воздействия учителей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни. Методы зависят от цели и содержания воспитания. Методы воспитания направлены на формирование и совершенствование личности Так, А. С. Макаренко настойчиво советовал использовать нравственное просвещение после того, как коллектив достигнет достаточно высокого уровня развития и у него возникнет потребность в изучении вопросов нравственности.
Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. По-разному строится, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания. Эти общие методы можно подразделить на две основные группы методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников – приучение и упражнения, пример, игра, поручение, соревнование
методы формирования сознания – беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов. В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности детей. Так при эстетическом воспитании важен пример, связанный с произведением или картиной. Важно показать все стороны объекта обсуждения или созерцания. Необходимо, чтобы уч-к сам мог высказать свое отношение к увиденному, т.е. то как он это воспринимает. Эстетика восприятия важна для дальнейшего формирования мировоззрения человека, иначе он запутается во всем многообразии форм, видов и звуков, так и не поняв их значения и свойств. 36 Физическое воспитание в современной школе. Показатели физического развития школьников. Физ воспит процесс организации оздоровительной и познавательной деятельн направленный на развитие физ.
сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здоров об-за жизни. Физ-ра – часть образа жизни чел, система сохранения здор. чел, спортивная деят, знание о единстве гармонии тела и духа, о раз-е духовных и физических сил. К задачам физ восп в школе относят Развитие основных двигат умений и навыков. Обеспечение правильного физ. развитияя закаливание . Воспит. устойчивого интереса и потребн. к физич занятиям.
Формирование взглядов знач физ-ры, формир знаний в области здоровья, гигиены, спорта. К показат физич. развития или воспит-я относят Развитие двигательн умений и физ. развитие в целом Систематич занятия физ упражнениями, соответственно возрасту Соблюдение норм личной гигиены Выполнение медицинских предписаний в полов жизни Следование требованиям здорового образа жизни. 37.
Общие методы и средства воспитания школьников. Методы воспитания – это способы воздействия учителей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни. Методы зависят от цели и содержания воспитания. Методы воспитания направлены на формирование и совершенствование личности Так, А. С. Макаренко настойчиво советовал использовать нравственное просвещение после того, как коллектив достигнет достаточно высокого уровня развития и у него возникнет потребность в изучении вопросов нравственности. Использование того или иного метода воспитания зависит и от конкретной педагогической ситуации. По-разному строится, например, физическое и эстетическое воспитание учащихся. Однако среди всего разнообразия методов есть и такие, которые имеют значение для всего процесса воспитания. Эти общие методы можно подразделить на две основные группы методы формирования общественного поведения и организации деятельности школьников – приучение и упражнения, пример, игра, поручение, соревнование
методы формирования сознания – беседы, диспуты, лекции, обсуждения материалов прессы, литературных произведений, кинофильмов. В практике воспитания можно встретить различные комбинации этих методов в воспитательном процессе. Сочетание разнообразных методов является одним из важных условий воздействия воспитания на различные стороны личности детей. Важным моментом в воспитании необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального
отношения самого учителя к тому, что он дает детям. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Важное значение занимает и контроль со стороны старших учителя, родителей . Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения. Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения.
В учебной работе упражнения используются для формирования у учащихся умений и навыков. 38. Пример как метод воспитания.Психология подростка и проблема кризиса в подростковом возрасте.Большое влияние на детей оказывает повседневное поведение взрослых, их пример. Сила воздействия примера на младших школьников основана на способности детей к подражанию. Не имея достаточных знаний, убеждений и жизненного опыта, дети очень внимательно присматриваются к поведению окружающих людей. Эта склонность была замечена педагогами давно. Еще Я. А. Коменский отмечал, что маленькие дети учатся раньше подражать, чем познавать. Сила воздействия примера заключается и в том, что окружающие не навязывают детям своих взглядов, поступков, дети сами замечают их, они привлекают их внимание и принимаются ими в качестве образца поведения. При этом не следует забывать, что дети не всегда правильно понимают поведение окружающих людей и часто
принимают развязность и недисциплинированность за смелость, упрямство за настойчивость, удаль за храбрость. Поэтому важно уже с первых лет обучения вести работу по формированию нравственных идеалов учащихся. Большое влияние оказывает на детей пример учителя и родителей. Они должны всегда помнить об этом и быть требовательными к самим себе. Анализ воспитательной практики показывает, что идеалы, стремления детей изменяются в зависимости от
характера деятельности, которой занят коллектив. Поэтому деятельность, наполненная благородным, общественно значимым содержанием, оказывает на детей огромное воспитательное влияние. Таким образом, воспитательное воздействие примера связано не только с тем, что учащиеся наблюдают в жизни, изучают, но и с организацией их разнообразной деятельности. 39. Упражнения, приучения, игра, соревнование как матоды воспитания.
Важное место в воспитании занимают разнообразные упражнения. В учебной работе упражнения используются для формирования у учащихся умений и навыков. В некоторых случаях упражнения в воспитании выполняют ту же самую роль. Вместе с тем упражнения в воспитании отличаются от учебных тем, что многие из них включаются в жизнь и быт учащихся и выполняются ими в различных жизненных ситуациях незаметно для самих детей. Упражнения должны использоваться в воспитании не только как метод привития внешних манер поведения, но и как путь формирования целостной личности человека. Поэтому в использовании упражнения важно, чтобы дети испытывали внутреннее удовлетворение достигнутыми результатами в поведении и испытывали стремление к совершенствованию своей личности. Метод приучения предполагает определенную, до деталей продуманную организацию жизни учащихся, их труда,
отдыха и приобщение школьников к выполнению норм и правил с целью формирования привычных норм поведения. Приучение особенно в начальной школе начинается с показа образца того пли иного поведения самим учителем, при помощи демонстрации картин, диафильмов, чтения яркого, образного рассказа. Важным моментом приучения необходимо считать создание у детей положительного отношения к той или иной форме поведения, которое достигается за счет наглядности, образности, эмоционального отношения самого
учителя к тому, что он дает детям. Большое значение имеет и та атмосфера, которая складывается в ученическом коллективе. Важное значение в приучении занимает и контроль со стороны старших учителя, родителей за поведением детей. Очень важно, чтобы этот контроль был регулярным, систематическим, тщательным, тогда он приведет к формированию привычных норм поведения. Метод приучения может варьироваться в зависимости от возраста и условий воспитания.
Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Воспитатель может дать ребенку определенное поручение дежурство по классу, наблюдение за чистотой , и в ходе его выполнения воспитанник овладевает необходимыми нормами поведения. Так обычно идет приучение детей-дошколышков и младших школьников. Но иногда перед детьми открыто ставится задача научиться вести себя определенным образом, например быть вежливым, предупредительным. В этом случае большое значение приобретает показ детям конкретного образа и умение вызвать у них стремление подражать ему. Игра По замечанию А. С. Макаренко, игра для ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Чем меньше дети, тем большее значение в их деятельности занимает игра. В практике воспитательной работы используются настольные, подвижные игры, технические, литературно-
театральные, аттракционы. Большое значение в жизни ребенка имеют ролевые игры. В ролевой игре дети воссоздают в доступной для себя форме те отношения, которые складываются между взрослыми. Взяв на себя определенную роль, ребенок выполняет необходимые правила, обязанности и усваивает эти правила, приобретает навыки и привычки поведения. Ролевая игра носит коллективный характер. В ходе игры между детьми складываются и постепенно закрепляются
отношения, встречающиеся в коллективах взрослых. По мере роста ребенка наряду с ролевыми играми важное значение приобретают дидактические и подвижные игры. С началом обучения роль игры несколько отодвигается на второй план. Однако это не значит, что учение должно вытеснить игру целиком. В данном случае меняется характер игры, ее содержание, но ее роль в воспитании детей остается весьма
значительной. 40. Методы поощрения и наказания в учебно-воспитательной деятельности учителя. Поощрение – способ выраж оществ положит оценки поведения и деят-ти. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград. В поощрении нуждаются дети несмелые, неуверенные. Его стимулир роль определ тем, что в нем содерж обществ признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Воспитат. значение поощрения возраст, если оно заключ. в себе не только оценку результата, но и мотива. Лучше коллект. поощрение. Наказание – осуждение действий и поступков, противоречащих нормам обществ поведения. Наказание корректирует поведение. Выталкивание из общ рядов – Макаренко. Не должно причинят ребенку физ. или морального страдания.
В наказании нет подавленности, а есть переживание отчуждения. Наказание не имеет смысла, если наказуемый не понимает того, что нарушил требования коллектива. Наказ. должно воспитывать – оно должно сопровождаться и другими мерами воздействия разъяснением. Наказание должно быть индивидуальным с учетом особенностей уч-ка, необходимо считаться и с обстановкой в коллективе. Средства замечание, предложение встать у парты, выговор.
Надо избегать коллект. наказаний. 41. Формирование детского коллектива. Показатели его сформированности. Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. В общей работе у человека развивается чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке – объединение уч-ов, отличающихся признаками 1 Общая общест-знач цель. 2 Общая совместная деят-ть.3
Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество 4 Общий выборный руководящий орган. Особ-сти коллектива сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, чувство локтя , причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие. Ученич. Коллектив группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью.
Этапы создания кол-ва 1 становление колл-ва стадия первонач-го сплочения . От педагога исходят все требования. став-ся цель 2 созд. актива саморегул-я, организ-я, инициатива от детей 3 Созд. собств. кол-ва. Стадии развития коллектива 1. Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальные лидеры. 2. Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требования вырабатывает педагог с ребятами. 3. Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себя самого – стадия расцвета коллектива. 4. Личность сама предъявляет себе требования согласно требованиям коллектива. Признаком сформ-ти колл-ва 1 ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него 2 ощущение защищенности каждого члена 3 активность 6 привычка к сдержанности
в эмоциях и словах. Три модели отн-ий между Л. и К. 1 Личн-ть подчиняется К. 2 гармонизация отн-ий .3 личн-ть подчиняет к. лидерство . Значение коллектива 1.Личность получает удовлетворительную жизнедеятельность. 2. Коллектив – элемент воспитания, к которому надо стремиться. 3. Легче приучить соблюдать правила в коллективе.
Развитие групп Уманский 1. Группа – конгломерат – 1-ый класс – ничто не связывает. 2. Группа – ассоциация – притирка друг к другу. 3. Кооперация – отличное знание друг друга. Высокий уровень групповой подготовки и сотрудничества, но нет психологической совместимости. 4. Группа – автономия – не только деловые и межличностные отношения. моя группа . 5.1 Группа – корпорация – зацикленность на своих проблемах – отношения на уровне соподчинения
и страха. 5.2 Группа – коллектив – демократические отношения. 42. Методика работы с родителями. Успех восп-я во многом зависит от единства и соглас-сти восп. влияния семьи и шк. Сот-во со школой 1 пед. раб. с род-ми род. собрания 2 пед. просвещение род-лей 3 индив. консульт. с род-ми. Коллективные Пед лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания, предполагает вооружение род систематич. знаниями основ т-ии воспитания. Пед всеобуч лучше начинать в нач классах, т.к. здесь заклад отношение к школе, пед просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители шк. Университеты пед знаний предполаг более сложные ф-мы работы родителей по овладению т-ии воспит, занятия предусматр лекции и семинары. Науч-практич конференция родителей по проблемам воспит. Определяется наиболее назревшая проблема сем воспит, в теч года проводится ее теоретич и практич изучение
в шк и семье. Родительский день треб большой подготовки. Схема 1.концерт в акт зале, 2.встреча в классах, 3.посещение выставок, 4.спортивные соревнования, 5.просмотр худ фильма уч-ся, 6.фильм для родителей. Родит собрание – традицион ф-ма работы. Один из подходов – проблемная формулировка тем собраний, заинтересованность проведения собрания
Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей . Может помочь заранее составл вопросник. Индивидуальные посещение семьи, пед поручение, пед консультации 43. Педагогическая диагностика в школе. Использование диагностических карт. Диагностика- система мер, позволяющая собирать достоверные факты. Обязательна, т.к это структурный компонент. Ушинский если хочешь воспитать, то надо узнать
Средства – собственно пед. психологич. и социология. Методы диагностики анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент. Методики цветик семицветик, социометрия. Можно получить разнообразную инфо. для необходимого анализ в целях. Исп диагностик. Карт. 44. Системы воспитат работы классного рук-ля. Ф-ции – формы освобожденная, кл.рук. нескольких кл совмсщ.с ф-цией учителя,
Авторские – история пед.насчитывает мн-во. Макаренко – теория коллектива. Сухомлинский. Пед-новаторы 80е гг. Никитин -система закаливания детей в семье. Ананашвили младшие шк. Иванов – с использованием методов коллективной творческой деятельности. Гуманистическое направление – Бондаревская. Каждый кл.рук.создает собственную систему с учетом целей, содержание, формы, методы, субъект объект, результаты. 45. Планирование воспитательной работы в школе. В основе выбора форм воспитат. раб. д. наход. пед. целесообразность. Выбор зависит от сод-я и напр-я воспитат. задач, возраста уч-ся, уровень их воспитанности и личностного социального опыта особенностей детского кол-ва и его традиций особенностей и традиций региона тсхнич. и материальных возможностей школы уровня профессионализма учителей. Эффективность зависит от научно-обоснованной реализации этих задач, максимальн. приобщение большего
числа уч-ся в подготовке и проведении предстоящ мероприятия сочетание эмоциональных и рационал. факторов, способствующ. самостоят активной деят-ти уч-ся формирование у уч-ся значитель. мотивов деят-ти. Все этапы имеют воспитатель значение – планирование, позволяет стимулир. творческие поиски, позволяет соединить познавательную и практическую деят-ть. Необходимо использовать многообразие форм воспитания. Типовая структура воспитательного мероприятия 1- в классе создается временная инициатив. гр.
ВИГ ,кот. поруч. разработка плана мероприят. опыт создания таких органов, приучает к оценке и самооценке, вызывает эмоциональное доверие и ответственность у избираемых в гр. 2 – ВИГ разрабат. композицию предстоящ. мероприятия развив. конструктивное мышление, опыт груп. планирования 3 – ВИГ сост. Список дед, материалов практичность, деловитость 4 – Распределение поручений 5 – Класс включается в деят-ть по подготовке 6 –
Проведение мероприятия 7 – Итоговое – ВИГ оценивает успешность. 46. Методика организации коллективных творческих дел. Цель любого мероприятия – формирование того или иного отношения к труду, обществу, учению. Непременное условие успешности КТД – прохождение тесно взаимосвязанных стадий. 1. Предварительная работа воспитателей определить роль КТД в жизни кол-ва, выдвигать конкретные воспит задачи, строится перспектива возможного дела. Идет поиск, разведка дел. Если коллектив на I стадии развития, то педагоги сами выводят детей на общественно значимую работу, если на II – в поиске участв. актив, на III – все члены кол-ва. 2. Коллект. планирование происходит на общ. собрании. Сост. общ. плана жизни кол-ва на очередной период.
Сначала работа идет в микро группах, а затем сообща решаются вопросы, задачи. В конце сбора сводятся воедино наиб интересные предложения, происх. выбор совета дела. 3. Коллект. подготовка дела совет дела уточняет план подготовки и проведения, организуются микрогруппы. Встречи с людьми, способными помочь в проведении, подготовка материалов, изучение лит-ры. Подготовка КТД на завершающем этапе предполаг. строгое распределение ролей, определение места и времени
его проведения. 4. Проведение КТД а начало мероприятия как орг. момент должно вызвать определ. психологич настрой Средства песня, вступит слово педагога, музыка б осн. часть отдается осущ-ю запланир предмет деят-ти, объем кот должен соответствовать возрасту и поставл задачам. в окончание призвано упрочнить вызванное осн. частью чувство удовлетворенности, фактом причастности к кол-ву. 5. Коллект подведение итогов. Общ собрание кол-ва или спец огонек, посвящ результатам
КТД. Или достаточно простого обмена мнениями, что получилось, что нет. 6. Оперделение ближайшей перспективы. 47. Пед. общение функции, структура, стили. Культура пед. общения. Пед общение – уст-ие контакта между уч-ем и уч-ся. Функции 1 познание личности. 2 обмен инф-ей 3 самоутверждение 4 организация деят-ти. Структура 1 моделирование пед-ом предстоящего общения с классом учит. продумыв. мат-ал, возможн. вопр. и ответы. 2 коммун-ая атака быстрое включение класса в работу 3 управление общением 4 анализ результатов. Стиль общения. 1. Авторитарный – уч-ль определяет, кто с кем должен сидеть, работать, цели методы учит-приказ, указание, инструкция, выговор. 2. Демократический сотр-во, инициатива дет. 3. Либеральный попустительство, невмешательство . Типы уч-ей 1 проактивный знает чего хочет, достигает цель 2 реактивный расплывчат. цели, следует за
уч-ами 3 сверхактивный склонен к завышению . Модели общения 1.Китайская стена дистанция, кот. установил сам учитель 2. Избирательное отношение, внимание либо на группе сильных уч-ся, либо на группе слабых. 3. Действует по плану, по программе. 4. Думает правильно ли поймут его ученики, что они подумают. 5. Поглащен своими мыслями- теряется обратная связь. Культура пед. общения умение упр-ть своими жестами мимикой, самообладание, умение выслуш, культ. речи,
пед.такт уравновеш. повед. учит. 49. особенности учебно-воспитательной работы в сельской школе. Для учащихся в сельской школе существует ряд особенностей, связанных с условием их быта. Во-первых это общие отношения в селе, 2 . уклад жизни, 3. помощь родителям в ведении хозяйства, что иногда становится преградой в посещении занятий, 4. удаленность некоторых домов от школы. Сельская школа выполняет функции не характерные для городской
агротехнические приемы на большом пришкольном участке, который служит поставщиком продуктов для столовой школы, более значима фигура учителя и уважение к нему. Но в сельских школах есть и ряд сложностей 1. учитель постоянно на виду и должен всегда соответствовать своему статусу, 2 отстование села от города, 3. семейные отношения, 4.традиции, 5. малокомплектность классов, 6. учитель должен преподовать несколько предметов, для этого требуется специальная подготовка.Сельская школа обеспечивает связи уч-ков с жизнью, трудом, формирует уважение к труду. 50. Методическая работа в школе, ее роль в непрерывном образовании учителя. Методическая работа – это система организационных мер, направленная на обеспечение эффективности деятельности педагогического коллектива в учебно-воспитательной работе. От уровня методической культуры учителя зависит процесс обучения, его качество.
В школе организуют метод. объединения учителей-предметников не менее 3 учителей . Метод объединения 1.контролируют и координируют работу учителей 2. заслушивают выступления, доклады, сообщения и т.д. об опыте работы, находках, недостатках 3. тренинги, лекции по трудной проблематике для учителей 4. распределение, обобщение педагогического опыта 5. создание и накопление компьютерных банков данных 6. оказание помощи молодым учителям 7. организация аттестации сотрудников.
Самообразование учителей. Формы чтение лит-ры, анализ имеющейся литературы, адаптация чужого педагогического опыта к индивидуальному стилю деятельности, посещение курсов повышения квалификации, использование методического дня, чтение педагогической периодики. 51. Аттестация учителей в современной школе. Цель – создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.
Аттестация проводится на основе экспертной оценки труда его результативность, и качества учебно-воспитательного процесса. Проводится по желанию учителей Пед работники, желающ Пройти аттестацию, обращ в соответ. Аттестац. комиссию для получения квалификац. Категории учитель второй категории старший учитель – в школьную аттестацион. комиссию, учитель первой категории – в районную атт. комис , уч высшей квалификации – в областную ком Присвоение звания происходит на основе документальных материалов стаж, хар-ка и док. об окончании курсов ИПК , анализа преподавательской деятельности и рез работы учителя. Общие требования к оценке труда учителя а критерии рез-та – качество знаний уч-ся по предмету, их воспитанность – запас фактич знаний, умение пользоваться получ знаниями, понимание сути проц. и явлений в природе и обществе, степень самостоятельности уч-ся, умение добывать знания, их отношение к делу, поведение
в школе и вне ее Б критерии процесса. Выяснение уровня подготовки и пед мастерства учителя – работа над повышением ур квалиф ИПК , качество уроков, работа с родителями уч 2 кат – 1 -2-г стажа, ур высок кач , ведет кружок или факультатив, уч 1 кат – присваив за серьез успехи в деле обуч. и воспит. детей уч высш кат – за выдающ успехи. Уч-новатор, разраб. Мет. Раб выступ. на. пед. форумах.
52 Современн. детское движение. Роль его в социал. подрост. Социолизаця – процесс усвоения р-ком норм и правил в обществе социуме и воспроизведение этих норм, правил, требований в своей. деят-ти. Педагог должен научить, а он показать. Это производится с детства. В школе мы должны смоделировать об-во через систему самоуправления, через детские движения, организации, т.к. это дает . возможность социализироваться за счет свободного личного
выбора он не обязан куда-тo ходит, а если идет, то туда, куда хочет . Там занимаются значимой, общественно полезной деят-тью, 15 взрослых . Детские орган имеют программу, устав, печатные издания. Дети идут туда не только что бы научиться, а они еще и общаются. вязание, общение, социализ-я . Сущ. ор-иии орден милосердия , скауты , идущие вместе , отряд юных следопытов . Свои умения дети приносят обществуву.