Ответы на билеты по политологии (2006г.)

Билет 1 предмет иосновные этапы развития политологии
Предметом политологии большинство ученых считают политику ивласть как первооснову политических отношений. Термин политология используетсяв нашей стране, а на Западе и на Востоке называетсяполит. наукой. Первые политические научные и учебные заведения возникли в Европе и США в 70-90х годах 19века. Вкачестве самостоятельной дисциплиныполит наука оформилась после 2-й мировой войны. В развитии полит науки выделяют 3 этапа:институциональный бихевиористический (поведенческий) постбихевиористический
На первом этапе (институциональном) первая треть 20вполитика рассматривалась как взаимодействие социальных институтов и групп. Навтором этапе развития полит наука 30-60годах перешла от описания формальных институтовк анализу систематически наблюдаемого поведения конкретных индивидов, кизучению мотивации поведения людей. На третье этапе проявляется стремлениепреодолеть эмпиризм, реализуется потребность в создании концепций и теорий,которые давали бы ориентир в обилии фактов. В это время (с 70х годов)политология обогатилась такими методами как: системный, сравнительный,функциональный, моделирование, логико-математические.
Американская полит наука выделилась из группы историческихдисциплин и изначально имела прагматический характер. Она формироваласьпреимущественно на практических основах.
Европейская школа сложилась под влиянием традиционныхнаправлений общественной мысли: философского, юридического, социального.Согласно Европейской традиции полит наука представляет собой лишь одну из науко политике.
В 60-х годах в рамках полит науки начала формироваться прикладнаяполитология, она концентрируетвнимание на решении конкретных полит проблем, разрешении полит конфликтов, натехнологии полит переговоров, определений и моделей определения избирателей.

Билет 2 Методы ифункции
1) Теоретические методы:
1.       ценностно-нормативный(позволяет рассматривать полит явления сточки зрения их соответствия морали, справедливости, общему благу)
2.       социологический(анализируется зависимость политикиот общества, соц. обусловленность полит явлений.Изучается эк отношения, соц. структуры, общ группы)
3.       бихевиористский (альтернатива юридическому методу. Изучает поведение индивидов и групп каквзаимосвязь «стимула и реакции». Непозволят представить мир политикицелостно, выявить взаимосвязь его различных компонентов)
4.       системный(раскрывает устойчивые взаимосвязиэлементов политики и тем самым определяетвозможности приспособления политикик условиям внешней среды)
5.       структурно-функциональный(предполагает рассмотрение политики как скоординированного взаимодействия элементов, составляющихего структуру)
6.       психоанализ (учетиррациональных факторов полит деятельности)
7.       сравнительный(сопоставление однотипных полит явлений,которые происходят в разных странахи культурных средах)
8.       исторический(концентрирует внимание на эволюции полит явленийи процессов во времени и пространстве)
2) Эмпирические методы:
1.       эмпирический(ориентирован на изучение конкретных явленийв политике)
2.       метод наблюдения (направленное восприятиекаких-то явлений, событий,процессов)
3.       опрос (позволяет получать информацию  о политическом сознании граждан)
4.       контент-анализ(систематическая числовая обработка, оценка содержанияинформационных источников. Могут быть получены сведенияо приоритетных целяхгосударства,  президентах, лидерах техили иных партий)
5.       «фокус-группы» (выяснение отношенияразличных слоев общества к какому-то событию)
3) общенаучная (логические) анализ, синтез, аналогия, индукция,дедукция
Функции:
Социальная роль политологии определяется выполняемымиею функциями — теоретической, методологической, практической,прогностической и воспитательной.
Теоретическая функция предполагаетанализ конкретных политических явленийи процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни,обогащение политического знания вцелом.
Методологическаяфункция политологии заключаетсяв разработке принципов и способов познанияполитических реалий, категориального аппарата этой науки.
Практическаяфункция политологии заключаетсяв определении способов, методов и средств рационализации политической жизни,выработке рекомендаций для властныхструктур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точкизрения ожидаемого от них эффекта.
Прогностическая функцияполитологии предполагает определениеближайших и отдаленных перспектив развитиястран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможностипрогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов исредств точных и естественных наук.
Воспитательнаяфункция политологии состоит в формировании политическогосознания и политической культурыграждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечениифункционирования демократическогообщества.

Билет 3 Российская политическаянаука
Возникновению политологии в СССР и России предшествовалодлительное накопление знаний о политике и политической жизни. После принятиястраной христианства вплоть до ХIХ в. российскаяполитическая мысль развивалась врамках православного мировоззрения.Как и на Западе, она имела отчетливо выраженную функцию — содействиеустановлению наилучших форм правления,созданию эффективных властных структур. С конца 18в. в российской политическоймысли началось формирование либерального, консервативного и радикальногонаправлений.
Тоталитарный режим в СССР не был заинтересован в развитииобщественных наук, в частности политологии. Объективное знание общества о самомсебе поставило бы перед ним ряднежелательных вопросов: о разделении властей, о многопартийности, о гражданскомобществе, об альтернативных выборах и, наконец, о легитимности самогосоветского режима. Оно стимулировало бы размышленияо явленияхи процессах, которым невозможно было найти объяснениев работах классиков марксизма. Именно поэтому в СССР до второй половины 1980-хгг. политология не признавалась каксамостоятельнаянаука и трактовалась как антимарксистская,буржуазная лженаука. Тормозом встановлении политологии, социологии и рядадругих дисциплин было также «сопротивление» со стороны традиционных отраслейзнания (прежде всего философии,права, истории), которое не позволялов должной мере осуществлятьисследования политических процессови явлений. Таким образом, в1960—1980-е гг., несмотря наотсутствие официального признанияполитологии со стороны власти, в СССР шло формирование политологическогосообщества, которое вело продуктивную исследовательскую деятельность и использовало возможности научнойинфраструктуры и высшей школы дляутверждения статуса политическойнауки и накопления знаний. Отношениек политологии стало меняться со второй половины 1980-х гг. по мере осуществления демократических преобразований. В 1989 г. перестройка привелак официальному признанию политологии как научной отрасли знаний и учебнойдисциплины. Принципиальное значение дляразвития политологии в России имеетзакрепление в Конституции РФ принципа политического и идеологическогоплюрализма в российском обществе.

Билет 4 сущность, структураи функции политики
  Политика (от греч. роlis —город, государство).Cуществуют различные его трактовки — субстанциональная,
институциональная, правовая,этическая, антропологическая конфликтно-консенсуснаяи др.Политику можно
определить как деятельность социальных групп и индивидов,направленную на обретение, организацию и
использование власти какинструмента саморегулированияобщества.
   Политика как явлениеобщественной жизни не присуща человеческому роду изначально. В первобытном,
социально однородном обществе,существовавшем многие тысячелетия, не было политики. Власть и такие
социальные институты, как роди собрание всех его взрослых членов, носили неполитический характер.
Усложнение общества но мереего развития, появление в нем противоречивых интересов обусловиливозникновение
государства и вместе с нимполитики.Следовательно, политика своим происхождением обязанагосударству.
   Политика существует в двух формах —идеальной и предметной. Первая — этомыслительная деятельность,
работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Предметную, материальную форму
политики образуют устройство ифункционирование органов власти, политических партий и движений и т. д.
   Политика — это многоаспектное явление, которое может быть классифицировано по ряду оснований — направленности,
сферам общественной жизни,видам деятельности, содержанию ихарактеру, масштабности целей.
По направленности политикуразделяют на внутреннюю и внешнюю.Содержание внутренней политики государств
составляетдеятельность по регулированию жизниобщества.
Общепризнанные цели внешнейполитики государств:
1) укрепление национальнойбезопасности;
2) наращивание потенциала —экономического, военного, научного и т. д.;
З) упрочение международныхпозиций.
  Политика представляетсобой сложную структуру, включающую множество разнообразных компонентов —людей,
организаций, отношений,действий. Все многообразие этих компонентов может быть сведено к трем группам —
субъектам, объектам иресурсам.
  Субъекты политики — это носителицеленаправленного политического действия:государства, партии,
профсоюзы, политическиедвижения, индивиды, социальныеобщности, СМИ. К числу субъектов политики
иногда относят и социальные институты, преимущественнонеполитического назначения,оказывающие заметное
влияниена политику: церковь, университеты, различные ассоциации и т. д.
  Самый общий объект политики — это общество вовсей совокупности протекающих в нем процессов.
В этом случае активностьсубъекта политики направлена на придание таким процессам направленности,
соответствующей его интересам.
Конкретными объектами политикиявляются основные сферы жизни общества: те институты,социальные группы,
общности и индивиды, накоторые в определенных целяхоказывается политическоевоздействие.
  Наконец, ресурсы политики — это элементыматериальной и духовной среды, используемые субъектами
политики для воздействияна объекты с целью их изменения.Выделяют 4 группы ресурсов:
1) материально-технические,включающие технические и информационные средства, энергетические,
продовольственные и иныематериалы;
2) человеческие — люди,принимающие участие в политических действияхили оказывающие им поддержку,
степень их вовлеченности вполитические процессы;
З) духовные — эмоциональныйнастрой участников политического действия,степень понимания ими и
поддержки целей и установоксубъекта политики
4) временные — мераинтенсивности действий политических субъектов в единицу физического врёмени.
Кроме основных компонентов вполитике выделяют три уровня ее функционирования.
Первый, собственнополитический, макруровень, характеризует публичную власть, ее устройство и
функционирование в центре и наместах, государство как целое. Второй, микроуровень, охватывает
отдельные организации —партии, профсоюзы, группы интересов и т. п. Третий, мегауровень, относится
к деятельностимеждународных организаций — ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др.

Билет 5 цели и ср-вав политике
Цель в политике — это идеальный желаемый результат, которыйслужит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политикепредставляют собой инструментыпревращения мотивов в реальныйрезультат: демонстрации, забастовки, пропагандистские кампании, выборы,референдумы, вооруженные действия,этические и правовые нормы, традиции и пр.
Одним из основных и действенных средств политики является политический язык.Благодаря этому средству осуществляетсяформирование политических идеалов, ценностей и норм, обеспечивается передача политической информации.
Различие между политическими целямии средствами относительно, условно. То, что являетсяцелью в одном измерении, может быть средством в другом, и наоборот.
Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе — интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетаниеконфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества какцелостности. Эта цель труднодостижима ввиду сложности влияния на конкурирующие частные
интересы и обузданиягруппового эгоизма.
Политические цели имеют сложную иерархическую структуру иразличаются по значимости имасштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические,экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие,промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности(внутренние и внешние). Возможна и более дробнаяклассификация целей политики — посоциальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.
В зависимости от применяемыхсредств — гуманных, умеренных или насильственных, репрессивных — различаются типы политики и власти, типы общества,исторические эпохи. Существуют, например, демократические, тоталитарные иавторитарные политические системы. Близким к понятию«средство» является понятиеметод. Если средства — это конкретные формы влияния субъектов политики на объекты, то методыхарактеризуют воздействие различных средств на общество. К ним относятсяпрежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.

Билет 6 политическая жизнь
Введение в конце 1950-х гг. в научную терминологию понятия«политическая жизнь» и последующееего широкое использование позволяет:
+ рассматривать политику в единстве институционального иповеденческого аспектов ее бытия;
+ укоренять вМассовом сознании понимание того, что политика творитсяпрежде всего людьми, а ее направленность и облик зависятОТ их активности;
+ давать обобщенную оценку конкретных эпох, стран ирегионов, политического поведениянаций, классов, слоев и отдельных индивидов.
Политическаяжизнь — это совокупность форм политического бытияиндивидов, групп, слоев и других социальных общностей, стремящихсяудовлетворить свои интересы. Понятие‚политическая жизнь характеризуетотношение человека и общества к политике и участие в ней, охватываетразнообразные политические явления, процессы и взаимодействия.Оно аналогично понятиям экономической, духовной, культурной и религиознойжизни.
Политическаяжизнь определяется многими факторами — социально-экономическими,политическими, культурно-историческими, природными. Она напрямую зависит от типа политического режима, уровня развитиягражданского общества, состояния общественного мнения,влиянияидеологий и религий, деятельностиСМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают психология народа, его традиции и национальные особенности.Вся эта совокупность факторовобусловливает динамику политической жизни, переживаемые ею подъемы и спады.
Политическаяжизнь может протекать в спокойном ритме и рутинных формах, но может приобретатьдинамичный и даже взрывной характер. Последнее происходит в кризисные ипереломные периоды развитияобщества, когда радикализируютсяполитические и идейные течения,обостряетсяборьба за власть.
Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.

Билет 7 взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни
Природа политики может быть адекватно понята лишь с учетом ее связейи отношений с другими сферами общественной жизни, особенно с экономикой,моралью и правом. Политика оказывает многоплановое воздействие на все сферыжизни социума, интегрируя их. Подвлиянием различных сфер самаполитика также обретает новые качества и свойства.
Взаимодействие политики и экономики играет решающую роль вжизни общества и приобретает особую важность в периоды его реформирования. Суть этого взаимодействиясостоит в следующем.
Глубинные корни политической деятельностиопределяютсяпрежде всего характером экономических отношений. Свое воздействие на политикуэкономика оказывает в основном через социальную сферу, т. е. определяяматериальное положение разных социальных групп и статус их членов. Взависимости от экономического содержаниясвоих интересов люди могут обращатьсяк различным способам их политического выражения— выдвижению требований к власти, формированию партий и движений, голосованиюна выборах и т. д.
Проблема сочетанияполитики и морали сложна, многогранна и в различных ситуациях проявляет себяконкретным содержанием. Важным условием гуманности политики является институционализациянравственных требований к ней, т. е. закрепление этих требований и санкций заих нарушение в нормах политических организаций и прежде всего в праве.
Политика самым непосредственным образом связана с правом. По своей сути она начинается с введенияв систему управления обществомписанных законов. Роль права в политике заключаетсяв том, что оно, во-первых, устанавливает пределы компетенции субъектов иучастников политического процесса; во-вторых, содержит ориентиры для постановки целей и выбора средств их достижения; в-третьих, защищает интересы граждан и ихобъединений от произвола как со стороны государства, так и со стороны другихлиц. Иными словами, право и его важнейшаясоставная часть — права человека —устанавливают границы санкционируемой обществом политической деятельности, т.е. легализуют политику. Толькополитика, основанная на праве,способна обеспечить стабильность общества и цивилизованное разрешениесоциальных конфликтов.

Билет 8 понятие и виды политических отношений
Политические отношения– структурный элемент политики, представляющийсобой одну из форм общественных отношений нарядус экономическими, социальными и культурными отношениями.Полит. отношения определяют: как взаимодействие между социальными общностями, гражданами и инструментами по поводу власти,государственного устройства и управленияобществом.
Политические отношениявозникают с того момента, когда потребность во властном регулированиисоциальных процессов начала осуществляться при активном участии государства. Эти отношения в конечном счете коренятся в экономике общества, где формируется и удовлетворяется первичные и наиболее фундаментальные потребностилюдей.
Виды полит отношений:по субъектам политики различают отношения между нациями, соц. группами, индивидами, полит. инструментами. в зависимости от характера взаимодействия субъектов политики выделяют отношение государства и подчинения, сотрудничества и соперничества по степени и форме влияния на деятельность института власти различают отношения реальные и формальные, прямые и опосредованные. по форме участия в политике, полит. отношения дифференцируют нам лояльность, поддержку и оппозиционность. по способу закрепленности различают отношения официально-закрепленные в нормах права, принципах деятельности партии и организации, и отношения формально не закрепленные.
Специфика всех видов полит отношений состоит в том, что они:
— выражают взаимосвязимежду субъектами полит через власть.
— они тем или иным образом определяютхарактер всех остальных видов общественных отношений.

Билет 9 сущность,типы и функции политической культуры
С точки зрениякомпонентами политической культуры являютсязнания, верования и чувства в области политики, приобщенность кполитическим ценностям.
Содержание политической культуры, согласно Г. Алмонду и С.Вербе, складывается под воздействиемряда факторов:детской социализации; образования; открытости средствам массовой информации; опыта контактов с правительственными организациями; влияния социально-экономической действительности.
Политическаякультура — это существенная частькультуры каждой нации, включающая теее элементы, которые связаны сполитическим процессом. Она испытывает влияниесоциокультурных, национальных и религиозных традиций, обычаев, стереотиповповедения и мышления, моральных установок. В свою очередь политическая культура влияетна функционирование политических институтов и содержание политическогопроцесса, обусловливает политическое поведение индивидов.
Существуют разные подходы к пониманию типологии политическойкультуры. Основными критериями для дифференциации поликультур являютсяпрежде всего следующие:степень согласованности во взаимоотношениях политических субкультур в той или иной стране; базовые ценности, на которые ориентируются общности в политической деятельности; ориентация на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы; характер поведения людей в той или иной политической системе.
Политическаякультура выполняет следующие функциив общественной жизни:функцию идентификации, т. е. удовлетворения потребности человека в осознании групповой принадлежности и выборе оптимальных способов отстаивания интересов данной общности; функцию адаптации к изменяющейся политической среде; функцию социализации, т. е. обретения индивидом определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать свои политические интересы; функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы; функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов власти на базе общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств общения.

Билет 10избирательные системы
Избирательнаясистема — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемовпроведения голосования, определенияего результатов и распределениядепутатских мандатов.
Основная функция избирательной системы — обеспечить гражданамсвободное выражение своей воли, своего отношенияк кандидатам в депутаты или претендентам на выборные должности, к политическимпартиям в условиях многопартийности и политического плюрализма.Избирательная система является демократической, если включает три свободы:
1) свободу выдвиженияи самовыдвижения кандидатов;
2) свободу обсужденияи отвода выдвинутых кандидатов;
З) свободу выбора из нескольких кандидатов в моментголосования.
Существует две основные избирательные системы — мажоритарная и пропорциональная.Они оцениваются по трем критериям:
1) репрезентативность, т. е. способность отразить впарламенте существующий спектр политических сил;
2) простота механизма выборов;
З) корректируемость результатов выборов в случаеразочарования избирателей вдепутатах.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившейстороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случаепобедителем считается кандидат,завоевавший 50% плюс один голос от числа всех участвовавших в голосованииизбирателей. В том случае, если ни один кандидат не получает требуемого числаголосов, назначается второй тур, вкотором принимают участие два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов впервом туре. Во втором туре победителем становитсяуже кандидат, набравший относительное большинство голосов.
включить в эти списки наиболее известных людей.
Как и мажоритарная,пропорциональная система имеет дверазновидности:пропорциональная система на общегосударственном уровне; в этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны; избирательные округа не выделяются; пропорциональная система, основывающаяся