–PAGE_BREAK–Философия др. Индии
Основные положения:
1.Брахмаизм (6 даршан): миманса, веданта, сакхья, ньяя, вайшешика, йога.
2.Чарвака.
3.Буддизм.
4.Джаийнизм.
ЙОГА 2 в. н.э Мир вечен, никем, никогда не был создан, постоянно развивается делится на мир природы и мир людей. Мир природы — гармоничен и спокоен; мир людей- мир страданий. Целью людей является освобождение ума от материи. должен стремится к двум состояниям: 1. Сосредоточенный ум неподвижен. 2. Сдержанным — погружен в самого себя.
БУДДИЗМ 6в. до н.э. Мир вечен, никем никогда не создан. Сущность мира — изменение развития. Мир состоит из пяти первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух, пространство. Имеется 4 истины: мир полон страданий, причина страданий в самом человеке, его страстях, страдание может быть преодалено, для этого необходимо освободится от желаний, от жажды жизни, путь освобождения — благородный, срединный, восьмеричный путь: правильные взгляды (владение четырьмя благородными истинами ), правильные стремления, правильная речь, правильное поведение (не причинять зла животным), правильный образ жизни, правильное усилие (контроль за состоянием психики), правильное направление мысли (достичь понимая того, что в мире ничто не приставляет ценности), правильное сосредоточение (полная отрешенность от всего, безразличие).
ДЖАЙНИЗМ 6 в. до н.э. Мир существует вечно и никогда и ни кем не создавался. Мир в своем бытии испытывает периоды подъема и спада. Во время спада появляются тиртханкары, чтобы спасти мир от гибели. Джайнисты верят в существование души и в переселение душ. Их главное учение – джива самосовершенствование души. Если душа, пребывая в земной оболочке, будет поддаваться гневу, жадности, лжи, гордости и т.д., то она пробыв какое-то время в аду, по закону кармы вновь обретет материальную оболочку и будет страдать. Джайнисты верят, что душами наделены не только люди, но и животные.
Философия др. Китая
В китайской философии считается, что имеется наполняющую Вселенную силы ЯН и ИНЬ. Он обуславливают сущность пяти элементов природы: влаги, ветра, тепла, сухости, холода. Пять новых человеческих функций: мимика, зрение, речь, слух, мышление. Пять основных чувств: забота, страх, гнев, радость. Созерцательность.
КОНФУЦИЙ (552-479г.) до н.э.Не сформировал собственного учения, но собрал 5 классических произведений Древнего Китая. Философия Китая имеет в основе 5 условий разумного порядка: мудрость, гуманность, почитание старших, верность, мужество. Она имеет основной задачей — построение общественного устройства, основанном разуме, и дающее индивиду возможность самосовершенствоваться и выполнять свое назначение в действии для всех.
Философия др. Греции.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА. Др. греческая философия возникла в ионийских городах западного побережья малой Азии, основанных греками. Здесь раньше развилась рабство, торговля и выросшая на их основе культура (связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта — более древние цивилизаций). Первые учения (г. Милет 7-6 в. до н.э.) — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Задавшись вопросом: откуда все возникает и во что превращается? – они искали начало происхождения и изменения всех вещей. Первое вещество — живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. ФАЛЕС ( конец 7 начало 6 в. до н.э.). Купец, много путешествовал. Гидроинженер. Проект политического объединения малоразвитых городов перед угрозой Персии. Предсказал солнечное затмение в 585г. до н.э. Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все произошло из некоего влажного первого вещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. АНАКСИМАНДР. Первоисточник — это некое первое вещество (апейрон) из которого обособлены противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля — цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются. АНАКСИМЕН. Время завоевания Милета персами. Первое вещество — воздух. Все вещества получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух — это дыхание, обнимающее весь мир. Земля — диск, поддерживающийся воздухом. В 5 в. до н.э. Милет утратил самостоятельность (Персы) и развитие здесь философии прекратилось.
ПИФАГОР И ПИФАГОРИЙСКАЯ ШКОЛА. Пифагор из Самоса 580-500г. до н.э. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон где основал политический союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Учения его претерпели значительную эволюцию. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок — власть аристократов. Последователи Пифагора объединились в союз. Боролись с демократией. В 5 в. до н.э. этот союз был разгромлен демократами. Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материя первоначала, а числа, которые образуют космический порядок — прообраз общественного порядка. Познать мир — значит познать управляющие им числа. Первая попытка постановки вопроса о роли количественной стороны явлений природы. Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная единица — это мать богов, всеобщее первоначоло и основа всех природных явлений. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречий сторон. Четверка — образ четырех элементов природы. И Т.Д. Мысль о том, что все в природе подчинено определенному числовому соотношению приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.
УЧЕНИЕ ГЕРАКЛИТА. Родом из Эфеса. (530 — 470 г. до н.э.). Аристократ, отстранившийся от власти. Исходный пункт учения о мире — представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи возникли из материального первоначала. Однако первое вещество — это огонь. Выбор огня в качестве первого вещества обусловлен взглядами Гераклита на характер жизни природы. Мир находится в постоянном процессе изменения, а из всех природных вещей наиболее подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения — борьба противоположностей. Мир остается в основе огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из огня. Мир есть процесс, в котором всякая вещь переходит в свою противоположность. Благодаря борьбе противоположностей, обнаруживается их внутреннее сходство. Всеобщность изменения и переход каждого качества в противоположное, делают все качества вещей относительными. Логос — основа всеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступно чувствам зрения и слуха. Мышление — общее всем людям, всем дано познать себя и быть разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света, воспринимаемого чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света, “от того, что никогда не заходит”. Однако, Гераклит считает, что большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут познания, принимают многознание за ум.
ЭЛЛИАТСКАЯ ШКОЛА. В 6-5 в. до н.э. центр духовного развития перемещен в Южную Италию (земледельческая область). Главная идея: Бытие есть, а небытия нет, бытие едино и неделимо, бытие познаваемо. КСЕНОФАН. 6-5 в. до н.э. Поэт — философ побывал в Южной Италии, и вообще много путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где под его влиянием возникла школа элеатов. Критиковал представления о множестве богов (Если бы лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов в виде лошадей). Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собой нечто единое и это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет — есть вода и земля. О природе богов не может быть истинного знания только мнение. ПАРМЕНИД. Эллея 6-5 в. до н.э. Составил законы для Эллеи, которые там долго действовали. Мир – шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно возможности движения. Всякая мысль есть — мысль о существующем. Поэтому несущественного никак нельзя мыслить как несущественное, откуда несущественного нет. Отсюда невозможно возникновение и уничтожение. В центре мира – богиня-правительница (или правда и необходимость). Она держит жребий и правит всеми небесными движениями. ЗЕНОН. Ученик Парменида. Выдвинул ряд положений в защиту учения Парменида (апории) Доказывал невозможность движения (метафизика). Предположение, что движение мыслимо приводит к противоречиям — оно не может осуществиться.( Для того чтобы двигаться стрела должна в один момент времени находиться в определенном месте и не находиться в нем, но это противоречиво — невозможно).
ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА. Демокрит (460 -370 г. до н.э.). Родился во фракийском городе Абдеры. Побывал в странах востока. Имеются труды Демокрита охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец демократии. Исходное положение атом, системы — существующих атомов и пустоты, образующих своим бесконечным многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения является взгляд по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существования удостоверяются основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности. Однако он не отрицает реальность чувственно воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому он не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозможных малых тела, не имеющие качеств, пустота же — место, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различны по форме, порядку и положению. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.
СОФИСТЫ. Философское движение эпохи зрелых рабов. В 5 в. до н.э. на смену политической власти аристократии и тирании во многих городах Греции пришла власть демократии. Развитие созданных ею новых выборных учреждений – народные собрания и суды, игравшего большую роль в борьбе партий и классов свободного населения, породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством судебного и политического красноречия, умеющих убеждать. Некоторые из наиболее выдвинувшихся в этой облости людей становились учителями риторики, политических знаний… Однако нерасчлененность тогдашнего знания и большая роль, которую приобрела в то время фил.ософия, привели к тому, что эти новые мыслители обычно учили не только политической и юридической мудрости, но связывали ее с общими вопросами философии и мировоззрения. Их стали называть “софистами” т.е. мудрецами, учителями мудрости. Позднее софистами стали называться те, кто в своих речах стремился к доказать предвзятой, иной раз заведомо ложной, точки зрения. Старшая группа: Протагор (481 — 411днэ), Горгий, Гиппий и Продик. ПРОТАГОР. Был материалистом и учил о текучести материи и об отностительности всех восприятий. Он доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. ГОРГИЙ. Ничто не существует. Если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо. Если оно познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. Старшие софисты были крупными спецами в вопросах права и обще — политических вопросах. Младшие софисты (6 вднэ). В их учениях особенно выделяются этические и социальные идеи. Они отрицали необходимость классов (знатность это вымысел. Природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными.)
СОКРАТ. Афинянин (469-399днэ). Он собрал вокруг себя много учеников, большая часть которых оказалась врагами рабственной демократии. Это, а также выступл самого Сократа против демократии восстановили против него народ. Он был привлечен к суду и отравился. Сам Сократ ничего не писал. О его учении известно только по сообщениям учеников: Ксилофонта, Платона, Аристофана а так же Аристотеля. Для Сократа характерна логичность речи, ирония, изобличение сбивчивости понятий своих собеседников и мастерское расчленение вопроса, составляющего предмет обсуждения. Выступал против Софистов. Философия по Сократу — учение о том как следует жить. Он выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания — познание самого себя. Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. .
ПЛАТОН (427-347днэ). Афинянин, был противником демократии. Философское развитие началось в школе Сократа. В городах Южной Италии и Сицилии он продолжил ознакомление с философией элейцев и пифагорейцев. В 387г. он вернулся в Афины и основал школу (академия).
Считал, что мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего: чувственные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами являются бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отношению к чувственным вещам идеи и причины и образцы и цели, к которым стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Так как чувственные вещи преходящие то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, существование предметов, от нее они получили свою сущность. Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология — учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир вещей — мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условием пространства и времени. Знание есть припоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия мат предметов напоминают душе позабытые ей знания. Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувство вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Середину между мнимым и подлинным знанием занимают математ знания.Они имеют нечто родственное чувст вещам и идеям. Противоречия — есть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть — искусство диалектики.
АРИСТОТЕЛЬ. Родился в Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. (384-322г. до н.э.). После смерти Платона проживал в Атарнее (остров Лесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына — Александра. В 335 г. году возвратился в Афины, где основал школу — гимназии (Ликей). До нас дошли не все тексты Аристотеля. Многие из дошедших по видимому не являются текстами самого Аристотеля. Например “Метафизика” по-видимому представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля его сочинения: “О душе”, “Физика”, “категории”. Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии, познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность ценность. По А.ристотелю каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и формы — шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю является медь. Медь лишена форму т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Согласно Аристотелю в пределах мира чувства вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категориии эти становятся текучими.
Средневековая философия.
В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период врмени в философии большое внимание уделяется Богу.
БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, вписавший заключительные страницы в истории Рима и всей античности. Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время – есть какоето протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.
ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального, как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека — есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога — верховной причины.
Философия эпохи возрождения.
Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военого дела, т.е. материального производства, а следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики.Для этой эпохи характерно как бы вторе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественн-исторической практики явились мощным импульсом развитием естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции были крупнейшие мыслители этой эпохи, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости им счастье.
НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401 – 1464). Теолог, философ, ученый, математик, географ, астроном, родоначальник немецкой философии. Утверждал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания бога и Вселенной. Утверждал о мощи человеческого познания, о взаимосвязи всех природных явлений, о бесконечности Вселенной. Рассуждал о возможности приминения математических понятий в познании природы.
ДЖОРДАНО БРУНО (1548 – 1600). Этические воззрения Бруно заключаются в утверждении “ героического энтузиазма” безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Был сожжен вместе со своими трудами на площади цветов в Риме.
Новое время рационализм и эмпиризм.
Рационализм – философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Западная философия Нового времени открывает следующий период в развитии философской мысли. Этот период в жизни общества характеризуется разложением феодализма, зарождением и развитием капитализма что связано с прогрессом в экономике, техники, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленным изучением природы, отчасти все более усиливающимся соединением математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии.
Ф.БЭКОН. Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 — 1626). Естествознание — истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт — важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рационализма. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационального. метода. Главный труд — “Новый Органон”. В этом произведении Бэкон сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на котором. основан “Органон” Аристотеля. До сих пор открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования. К нему относятся орудия, совершенная способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму человеку — мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания — совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой которой. является правильная индукция. До Бэкона философы, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, которые подтверждают доказываемые положения. Бэкон подчеркнул значение тех случаев, которые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции.
продолжение
–PAGE_BREAK–