Ответы по микроэкономике

–PAGE_BREAK–Свойства (особенности) ресурсов.
Ограниченность — нехватка ресурсов.

Потребности –  это недостаток или нужда в чем-то необходимом для жизнедеятельности людей. Они изменяются, развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества — от физиологических потребностей к потребностям в саморазвитии.

Социально-экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей, которые необходимо систематически удовлетворять.

Свойство потребностей — их безграничность.

Блага — средства удовлетворения потребностей.
Классификация благ.
1. По форме:

            а) вещественные — продукты труда, выступающие на рынке как товар.

            б) услуги — действие, направленное не удовлетворение потребностей.

2. По степени удаленности от конечного потребителя:

            а) потребительские блага — использование непосредственным потребителем.

б) ресурсы — блага, необходимые для производства потребительских благ и средств производства (факторов производства и средств производства).

Средства производства:

а) средства труда — блага, при помощи которых осуществляется процесс производства и материальных условий производства (оборудование, транспорт, здание, и т. п.).

б) предметы труда — блага, из которых создается продукт (сырье, материалы и т. д.).

3. По длительности использования:

            а) долговременные — используются многократно.

            б) кратковременные — исчезающие в процессе разового использования.

4. По степени заменяемости:

а) взаимозаменяемы (субституты) — блага, заменяющие друг друга в процессе использования.

б) взаимодополняемые (комплементы) -блага, дополняющие друг друга в процессе использования.

5. По характеру потребления:

            а) частные — потребляемые индивидуально.

            б) коллективные — те, которые употребляются совместно.
Редкость благ означает, что запасы этих благ меньше потребности в них, а потому неизбежна конкуренция за их использование. Конкуренция — соперничество между людьми за право распоряжаться какими-либо благами. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития.

Противоречия между ресурсами (их ограниченность и редкость) и потребностями (их безграничность), разрешается путем выбора тех товаров, которые следует производить, и тех товаров, от которых следует отказаться.

Помимо этого проблема нехватки ресурсов решается путем полного вовлечения в производство всех возможных ресурсов (полная занятость ресурсов). На этой основе достигается получение наиболее возможного объема продаж.

Производственные возможности — это то максимальное количество товаров и услуг в определенном их наборе, которое может быть одновременно произведено за данный период при данных ресурсах и технологии. При этом все рабочие ресурсы используются наиболее полно и эффективно.

Альтернатива — необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями.

Вид продукта

Производственные альтернативы

А

Б

В

Г

Д

Книги

0

1

2

3

4

Станки

10

9

7

4

0

Кривая производственной возможности на графике представляет собой линию, на которой отражена граница производственной возможности, на которой представлены альтернативные варианты максимально возможных объемов одновременного производства и станков и книг в различных сочетаниях.  При этом больше станков означает меньше книг и наоборот. В точке M производство неэффективно, т. к. ресурсы полностью не заняты, и здесь есть резервы для увеличения производства одного продукта без сокращения выпуска другого. В точке W проявляется недостаток ресурсов, поэтому производство невозможно.

Вмененные издержки — это то, от чего мы отказывается, когда выбираем одну из двух альтернатив. Это цена выбора или упущенная выгода при смене производственных альтернатив. Она определяется пользой, стоимостью или количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других альтернативных благ. Каждое следующее увеличение количества одного продукта заставляет жертвовать количеством другого продукта.

В экономике действует закон возрастания вмененных издержек. Суть этого закона в том, что по мере увеличения выпуска любого продукта вмененные издержки производства каждой новой единицы растут. Главной причиной действия такого закона является не полная взаимозаменяемость различных продуктов (потери на перестройку).

При смене производственных альтернатив в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов приходится переключать на новое производство все менее приспособленные для него ресурсы из других хозяйственных сфер.

С течением времени ресурсы и технологии прогрессивно меняются: увеличивается количество рабочей силы, средств производства, повышается их качество, совершенствуются технологии. Это расширяет возможности производства, отодвигая на графике линию Графика Производственных Возможностей дальше от центра координат.

Располагая информацией о своих возможностях, общество каждый раз решает 3 главные проблемы:

1. Что производить.

2. Как производить товары и услуги (используя какие ресурсы и технологии).

3. Для кого производить (ориентация на потребителя и проблема ценообразования).
Экономические системы – это формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

1. способу организации хозяйственной деятельности людей, предприятий и государств.

2. по типу собственности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Рыночная организация как экономическая система.
1.        причины возникновения рыночной организации хозяйства (натуральное и товарное хозяйственное разделение и специализация труда).

2.        Товар, его стоимость, цена.

3.        Поток товаров и доход. Рынки, виды рынков.

4.        Основные факторы рынка. Цена, ее значение. Рыночный механизм цен.

5.        Рыночная конкуренция. Форма конкуренции. Методы конкурентной борьбы.

6.        Монополия. Основные признаки монополизма. Основные виды монополии. Естественная и искусственная монополии. Монопольные союзы. Основные модели рынка. Положительные и отрицательные стороны монополизма.

7.        Трансакционные издержки.
Рыночная экономика — это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные предприниматели и потребители взаимодействуют посредством рынка, решая что (как и для кого) производить с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Рынок возник как процесс обмена рабочей силы и товаров.

Натуральное хозяйство — тип хозяйства, при котором продукт труда создается для непосредственного потребления самими товаропроизводителями, а обмен осуществляется эпизодически в виде реализации излишков, превышающих собственные потребности.

Товарное производство — это производство продуктов для обмена на продажу.
Причины возникновения товарного производства и рыночной системы хозяйства:
1.        Общественное разделение и специализация труда, способствующая развитию обмена.

2.        Разделение и специализация труда — это откос обособленных производителей для выполнения конкретных видов работ с целью более производительного использования специфичных, ограниченных ресурсов.
Каждый работник, специализирующийся на одной операции, совершенствует технические приемы, благодаря чему:

1. Возрастает производительность труда (количество продукции в единицу времени).

2. Развивается технический прогресс.

3. Упрощается разделение труда, облегчается введение автоматизации. Исключается дублирование операций и функций труда, способствующее экономическому развитию в масштабах производства.
Рыночный обмен.
Это процесс, заинтересования в сопоставлении затрат труда, воплощенных в товаре. Рыночному обмену свойственны оценка качества товара, признание затрат на его производство полезными, взаимовыгода и эквивалентность, обособление товаропроизводительности, которое исторически проявлялось в частной собственности на средства производства (факторы производства, ресурсы).

Шотландский экономист Адам Смит (1729 -90гг) считал рыночную систему хозяйства наиболее эффективной для процветания общества, т. к. в рыночной экономике существует «естественный порядок», т. е. независимая от воли людей действительность, определяющая экономические законы. Законы словно «невидимая рука» управляют экономическими процессами. Основными составляющими естественного порядка являются: свободный обмен (торговля), свободная конкуренция, частная собственность и ресурсы, не вмешательство государства в хозяйственную жизнь.

Товар — продукт труда, произведенный для обмена путем купли — продажи. Реальная оценка этого труда происходит в обмене, когда данный товар обменивается на другие товары, и выясняет степень необходимости его производства.

Меновая стоимость — количественное соотношение, в котором совершается товарообмен, т.е. одни товары обмениваются на другие в определенном соотношении. С появлением денег эта стоимость стала выступать в форме цены. Цена — денежное выражение стоимости товара.

Сложилось два основных подхода к определению стоимости товара. Первый основан на теории трудовой стоимости Карла Маркса. В соответствии с ней, производство и обмен товаров совершается на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. Суть этого процесса выражает закон стоимости (закон цен). Общественно необходимыми признаются затраты труда на производство данного товара основной массой производимого при среднем уровне квалификации рабочих, среднем уровне техники, технологии, интенсивном труде, среднем уровне производства (доступном большинству). Условно выделяют 3 группы производств: крупные производства (низкие издержки), средняя группа и низкая группа.

В основе стоимости товара лежит общие трудовые затраты на его производство. Стоимость – воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителя. Товар имеет два свойства:

1. Потребительская стоимость (конкретная полезность товара).

2. Стоимость (затраты труда на его производство).

Эти два свойства обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре.

Товар как потребительская стоимость создается конкретным трудом, т. е. трудом, затраченным в определенной форме — специальный работник, технология, оборудование. Товар как стоимость создается абстрактным трудом, т. е. трудом вообще, не зависимо от конкретной формы и выражается через сопоставление с другими товарами (эквивалентами). Величина стоимости товара определяется количеством труда и необходимого рабочего времени на его производство.

Теория предельной полезности.
В соответствии с этой теорией, стоимость, ценность можно определить величиной полезного эффекта, получаемого человеком от его потребления, то есть предельной полезностью блага с учетом индивидуальной оценки полезности блага конкретным потребителем.

Таким образом, стоимость товара — цена товара (оценка), отражает затраты труда на его производство, и величина полезности этого товара для потребителя.

Полезность блага — это свойство удовлетворять потребность покупателя. Общая полезность — полезность, получаемая от всего набора полученных благ. Она возрастает по мере приобретения больших единиц блага.

Предельная полезность убывает с каждым приростом того его количества, которое есть в распоряжении потребителя в данный момент времени. Величина ценности блага определяется предельной полезностью товара.

Существует два способа измерения предельной полезности.

1. кардиналистский — с помощью условной счетной единицы ютиль.

2. ординалистский — измерение полезности товаров и услуг с помощью шкалы предпочтений.
Предпочтения основываются на трех предпосылках.

1. всеобщности предпочтений — т. е. потребитель знает свои потребности и может их аранжировать.

2. транзитивность предпочтений — т. е. последовательность и согласованность.

3. ненасыщенность предпочтений — т. е. большее количество товара предпочитают меньше людей.

Графически отношение предпочтений отражает кривая безразличия, на которой находятся равноценно предпочитаемые комбинации товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

Свойства кривой безразличия:

Кривая безразличия показывает, в каких соотношениях продаваемые наборы товаров будут равнозначны для потребителя. Например, если набор состоит из масла и сыра в соотношении 8/1, а второй в соотношении 1/8, то они равнозначны, то есть при увеличении потребления сыра покупатель отказывается от все большего количества масла и наоборот.

Потребитель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, будет равна предельной полезности на одну денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Правила максимизации потребительского эффекта, или экономического равновесия потребителя:

,        MUx, y  — предельные полезности, Px, y — цены товаров.

Рациональный выбор потребителя — покупка оптимального количества товара с оптимальной полезностью.

Пример:

Цена молока — 2 д.е., сока — 6 д.е. Доход — 24 д.е.

24:2 = 12л молока, 24:6 = 4л сока.

Набор

Молоко, 1 л.

Сок, 1 л.

С

С1

С2

С3

6

12

4

2

2

1

3

6

    продолжение
–PAGE_BREAK–Структура рынка
Современная экономика — это постоянное движение массовых потоков товаров, денег, доходов, перемещающихся с целью взаимного обмена. Непрерывность и масштабность обмена зависит от денежных доходов, сформировавшихся в относительно обособленные рынки денег и ценных бумаг.

В целом это единый поток, но каждый вид товаров — это относительно обособленный рынок. Рынок — это совокупность сделок купли-продажи товаров.

Основные виды рынков:

1. Рынки товаров и услуг:

            а) товаров потребления (продукция)

            б) услуг (быт, транспорт, коммунальные)

            в) жилья и зданий произвольного назначения.

2. Рынки фактического производства:

            а) недвижимость

            б) орудий труда

            в) сырья и материалов

            г) энергетических ресурсов

            д) полезных ископаемых.

3. Финансовые рынки:

            а) капиталов (инвестиций)

            б) кредиты

            в) ценных бумаг

            г) валютно-денежные.

4. Рынки интеллектуального продукта:

            а) инновации, изобретения, информационные услуги и т. д.

5. Рынки рабочей силы.

6. Региональные рынки:

            а) международные

            б) региональные

Сегментация рынка (разделение рынка на  рыночные сегменты) — представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Сегмент рынка — часть рынка, группа потребителей, продуктов или предприятий, которые образуются на основе определенного общего признака.

Сегменты рынка делятся по следующим основным признакам:

1. Географически:

            а) по регионам (север, центральные районы, Урал, Сибирь, Дальний Восток)

            б) по административному делению: республика, край, область, район, город.

            в) по плотности населения: город, сельская местность.

            г) по климату (умеренный, континентальный, субтропический, морской)

2. Демографически:

            а) группировка населения по возрасту

            б) по полу

            в) по размеру семьи

            г) по уровню дохода

            д) по профессиональному составу

            е) по религиозной принадлежности

            ж) по уровню образования.

3. Психографически:

а) по социальному составу (низкий, средний, высокий, очень высокий достаток)

            б) по стилю жизни (богемный, элитарный, молодежный, спортивный)

            в) по личным качествам (амбициозный, авторитарный, импульсивный).

4. Поведенческий признак:

            а) приоритет товаров носит случайный характер

            б) поиск выгод при покупке

            в) статус постоянного (или случайного) клиента

г) эмоциональное отношение к продукции (положительное, безразличное, негативное)
Основные функции рынка:

1. Посредническая

2. Ценообразующая

3. Информирующая

4. Регулирующая

5. Стимулирующая

6. Оздоравливающая

7. Дифференциация товаропроизводства (расслоение)
Функционирование рыночной экономики предполагает наличие отдельных ее элементов. Элементы (факторы) рыночной системы:

1. производитель и потребитель.

2. экономическая обособленность, обусловленная частной или смешанной формой собственности.

3. цены, складывающиеся в результате взаимодействия спроса, предложений и рыночной конкуренции.

4. спрос и предложение — важнейшие элементы, обеспечивающие связь между производителем и потребителем материальных благ.

5. конкуренция обеспечивает максимальные прибыли, и на этой основе расширение масштабов производства.

6. товарные биржи, основы оптово-рыночной торговли.
Цены
Рыночная цена — фактическая цена, которую устанавливают на рынке в соответствии со спросом и предложением товаров. Ее значение выражается в следующих функциях:

1. информационная.

2. регулирующая.

3. распределительная.

В экономике существуют 2 основных метода становления цены:

1. Рыночный.

2. Затратный.

Они различаются факторами, влияющими на формирование цены.

При затратном способе цена складывается из затрат на производство товара (издержек) и фиксируется процентами прибыли. При рыночном способе определяющим фактором является конъюнктура рынка, спрос и предложение товаров.

Рыночный механизм цены состоит в ее саморегуляции:

1. количество предлагаемого товара превышает спрос на него, цена снижается, нормируется спрос.

2. спрос превышает предложения, цена повышается, производство товара увеличивается до момента равновесия, затем цена понижается.
Виды цен:

1. Оптовые.

2. Розничные.

3. Тарифы (расценки).

По степени свободы:

1. Жестко фиксированные (твердые) — устанавливаются государством, регулируются государственными органами путем установления верхнего предела цен или предельного уровня рентабельности.

2. Свободные рыночные цены, освобожденные от ценового вмешательства государственных органов.

Другие виды цен:

1. сопоставимые

2. текущие

3. расчетные

4. прейскурант

5. договорные (контрактные)

6. биржевые аукционные

7. мировые.
Конкуренция — это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Рыночная конкуренция — элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных хозяйственных субъектов в производстве, сбыте продукции, сфере приложения капитала.

Конкуренция неразрывно связана со своей противоположностью — монополией, которая выступает дополнительным фактором развития рынка, усложняющим  его нормальную деятельность.

Монополия — исключительное право производства, использования, потребления, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству, сила, подрывающая конкуренцию свободного рынка.
Вопросы на семинар:

1. Собственность в системе экономических отношений: сущность, субъекты, правомочия.

2. Формы собственности. Формы организаций — правовые формы предприятий.

3. Переход от одних типов собственности к другим.

4. Проблемы расогосударств и национализации.

    продолжение
–PAGE_BREAK–