Ознакомление с окружающим дошкольников с нарушением зрения

РЕФЕРАТ
ОЗНАКОМЛЕНИЕС ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Выполнила:  учитель-дефектолог 
МДОУ Центр развития ребенка– детский сад №87
Большакова ЛюдмилаВладимировна.
г. Чита.
2007 год.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
стр3
I.
Глава I. Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения (перспективное планирование)
стр6
I.1
Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения.
стр7
I.2
Распределение материала по разделам программы.
стр9
I.3
Перспективный план работы. Вторая младшая группа.
стр10
I.4
Перспективный план работы. Средняя группа.
стр16
I.5
Перспективный план работы. Старшая группа.
стр22
I.6
Перспективный план работы. Подготовительная к школе группа.
стр29
I.7
Примерные конспекты занятий.
стр37
II.
Глава II. Особенности коррекционно-образовательной работы с дошкольниками с нарушением зрения.
стр47
II.1
Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения.
стр48
II.2
Условия полноценного психического развития ребенка в условиях зрительной глазной патологии.
стр52
II.3
Особенности работы с детьми с нарушением зрения во время адаптационного периода в условиях ДОУ.
стр55
II.4
К вопросу организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
стр59
III.
Глава III. Охрана зрения в дошкольном возрасте.
стр62
III.1
Направления тифлопедагогической работы с детьми с нарушением зрения дошкольного возраста.
стр63
III.2
Гигиена зрения.
стр64
III.3
Гимнастика для глаз.
стр65
IV.
Приложения.
стр68
V.
Литература.
стр72

ВВЕДЕНИЕ.
Дошкольники с амблиопией и косоглазием — это дети с особыми  образовательными  потребностями и знание спецификипсихофизического развития при зрительной патологии необходимо каждомувзрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения. Следует отметить, чтоколичество детей со сложной структурой дефекта возрастает с каждым годом. Всвязи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальныекоррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательныепотребности.
Проблему своеобразия развития детей с глазнойпатологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают всвоих работах ученые — тифлологи. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой(1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001),В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой(1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992). Данные авторыопределили тенденции становления психики детей с нарушениями зрения, выделилисоотношения общего и частного в закономерностях развития, выявили средства коррекциинарушений. То есть, современной наукой накоплен довольно обширный опыт помощитаким детям. Однако проблема приспособления ребенка с нарушением зрения кусловиям существования в окружающей среде до настоящего времени остаетсяактуальной и значимой.
Косоглазие — не только косметический дефект. Оноприводит к нарушению зрительных функций, прежде всего, бинокулярного зрения, атакже травмирует психикуребенка,снижает работоспособность и ограничивает профессиональные возможности.Функциональные нарушения зрения обусловливают возникновение зрительнойдепривации, которая особенно опасна в детском возрасте, когда ребенок активнопознает окружающий мир. Современными научными исследованиями выявленоотрицательное влияние депривации, в том числе и зрительной, на состояниекорковых отделов головного мозга. Поэтому амблиопию и косоглазие следуетрассматривать не как нарушение периферического, а как нарушение центрального порядка.В то же время доказана принципиальная возможность влияния специальноорганизованного образовательного процесса на состояние коры. Нарушение зренияне приводит неизбежно к глобальным нарушениям, искажению «чувственного опыта»,схематизму. При соответствующей организации и управлении процессом познания услабовидящих детей формируются адекватные образы. Следовательно, нарушения, вызванныеамблиопией и косоглазием, могут быть в значительной степени нивелированы, азначит, слабовидение не является непреодолимым препятствием для полноценногоразвития детей с глазной патологией.
Успешность психофизического развития дошкольников снарушением зрения предполагает необходимость целенаправленной разработкипрограммы и способов управления, реализации программы в ходе формированиясистемы представлений об окружающем мире. При этом четко выделяются факторыразвития дошкольников с нарушением зрения:
–                                
–                                
–                                
В ходе формированиясистемы представлений различного предметного содержания и сложности приправильной организации и управлении процессом формируются объективнозакономерные предпосылки и сама необходимость формирования мыслительнойдеятельности. При проведении коррекционно-педагогической работы отчетливопроявляются групповые различия в психофизическом развитии дошкольников снарушением зрения как по характеру динамики формирования понятий, так и поуровню их сформированности в зависимости от качества обучения при однозначныхдефектах.
Многие исследования показали, что не всегдасоздаются благоприятные условия для психофизического развития детей снарушением зрения. Часто окружающие относятся к слабовидящим холодно и презрительно,дают почувствовать слабость, неловкость, дефективность. При таком отношенииокружающих ребенок с зрительной патологией впадает в угнетенное настроение,становится подавленным, забитым, утрачивает интерес к какой бы то ни былодеятельности, к жизни вообще, делается вялым, равнодушным. Иногда на развитиислабовидящего вредно отражается, напротив, чрезмерная жалостливость окружающих.Ему высказывают постоянные сожаления, за ним усиленно ухаживают, ни шагу недают сделать свободно, и он становится неспособным к какому бы то ни былонапряжению, усилию, делается слабым, инертным, безвольным. И в том и в другомслучае умственные интересы падают, умственная работа замирает, умственная жизньтускнеет и блекнет. Тифлопедагог должен всегда иметь в виду эту опасность ивсеми силами содействовать нормальному психофизическому развитию детей снарушением зрения.
Объективная действительность при дефектах зрениянаиболее адекватно отражается в форме понятий и закрепляется в виде знаний.Понятие – это обобщенное и опосредствованное знание об объекте или группеоднородных объектов, закрепленное в слове. Понятия обобщенно отражаютдействительность в ее наиболее существенных свойствах, связях отношениях.Понятия тесно связаны с представлениями – образами объектов, ранее бывших ввосприятии, на основе которых они главным образом возникают. Взаимосвязьпонятий и представлений, выражающаяся в том, что на основе общих представленийформулируются понятия, а понятия, конкретизируясь, способствуют образованиюпредставлений, с одной стороны, свидетельствует о единстве чувственного илогического познания, а с другой – указывает на то, что нарушения на одномуровне отражения неизбежно отразятся на другом. Сужение сферы чувственногопознания, возникающее при нарушении зрения, отражается в области мышления, впервую очередь именно на формировании понятий и последующем оперировании ими.
Организация всей системы лечения,воспитания и обучения в соответствии с требованиями офтальмологов и тифлологовпозволяет достичь хороших результатов в восстановлении зрения и в подготовкедетей к обучению в школе.
Основными задачами обучения ивоспитания в детском саду для детей с нарушением зрения являются:
–           ранняя коррекцияи компенсация вторичных отклонений в развитии ребенка,
–           осуществлениелечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии,
–           развитиесоциально-адаптированной личности дошкольника с нарушением зрения.
Необходимо отметить, что далеко не всегда ребенок снарушением органа зрения может быть помещен в специализированный детский сад.Поэтому и в массовые образовательные учреждения могут быть зачислены дети созрительной патологией.
Материалы, представленные в даннойаттестационной работе, отражают накопленный опыт работы с детьми с амблиопией икосоглазием по разделу работы «Ознакомление с окружающим (формирование системыпредметных представлений)» учителя-дефектолога Большаковой Л.В. в МДОУ «Центрразвития ребенка – детский сад» № 87 г. Читы. Материалы имеют практическуюзначимость и заинтересуют педагогов специализированных и неспециализированныхобразовательных учреждений, всех специалистов, которые решают проблемы обученияи воспитания детей с нарушениями зрения.
Особое внимание уделено разделамкоррекционно-образовательной программы: «Ознакомление с окружающим миром» и«Социально-бытовая ориентировка», направлению работы тифлопедагога поформированию системы предметных представлений у дошкольников с нарушениемзрения. Работа учителя-дефектолога основывается на образовательнойэкологической авторской программе «Почемучки» творческой группы «Центраразвития ребенка — детского сада № 87».
В Iглавеаттестационной работы «Ознакомление с окружающим миром дошкольников снарушением зрения (перспективное планирование)» представлены:
1-                             системаознакомления с окружающим миром детей с нарушением зрения дошкольного возраста,изложенная в примерном тематическом планировании;
2-                              примеры разработанных занятий для детейдошкольного возраста с учетом тифлопедагогических требований.
Во IIглавуаттестационной работы «Особенности коррекционно-образовательной работы сдошкольниками с нарушением зрения» включен теоретический материал, позволяющийузнать особенности психофизического развития детей со зрительной глазнойпатологией. Статьи второй главы были представлены на конференциях различных уровней.Статья «О работе с детьми раннего возраста с нарушением зрения в периодадаптации к ДОУ» опубликована в журнале «Дошкольное воспитание» № 5 в 2007году.
В IIIглаве«Охрана зрения в дошкольном возрасте»предлагаются тифлопедагогическиерекомендации по организации коррекционно-педагогической работы, комплексызрительных упражнений.

I ГЛАВА.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДОШКОЛЬНИКОВ СНАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
(перспективное планирование)

Ознакомление с окружающим миром дошкольников с нарушением зрения.
Знакомство ребенка с окружающим миром начинается спервых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаютсяс предметами  и явлениями природы: живойи неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка,удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становитсяпроводником в мир вещей, предметов, явлений и событий. 
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – этосредство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных начувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство сокружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостныхпереживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети с нарушением зрения могут создать объективнуюкартину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зренияискажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяетего качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазнойпатологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: ихформу, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно впериод дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением,правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства. Процессадаптации ребенка с нарушением зрения к условиям существования в окружающейдействительности зависит от того, как у них формируются определенные знания,навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходяиз своих возможностей.
Зная зрительные возможности детей, педагоги могутцеленаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессевоспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительнойработы. Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей вразвитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения.
Знакомство с окружающим миром детей с нарушениемзрения имеет неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка.Тематикой ознакомления в первую очередь становится близкое окружение ребенка вдетском саду и дома. Процесс ознакомления строится по принципу детальногоизучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети должнынаучиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянныхпризнаков исследуемого объекта. Необходимо изучать предметы окружающего мира сопорой на полисенсорную основу. Педагог учит детей сознательно использовать ввосприятии предметов и явлений окружающего мира сохранные анализаторные системыи остаточные зрительные функции. Все вышеперечисленное позволяет детям снарушением зрения получить более точную и полную информацию об окружающем мире.
Представленный примерный план коррекционно-педагогическойработы по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с нарушением зрениябазируется на авторской программе «Почемучки» муниципального дошкольногообразовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 87.
Внедрение педагогическим коллективом детского сада №87 г. Читы в практику работы представленной программы помогло решить задачудополнения региональным компонентом образовательной программы. В связи сизменениями приоритетов современного дошкольного образования (акцент на процессуправления качеством образования) появилась возможность более глубокогоизучения вопросов экологического обучения и воспитания дошкольников снарушением зрения с целью проведения эффективной коррекционно-педагогическойработы. В коррекционно-образовательной работе усилена значимость региональногокомпонента. Климатические условия Забайкалья проявляются в сезонных явленияхприроды, в приспособлении к ним растений и животных, в смене трудовойдеятельности населения региона.
Важным условием работы по ознакомлению с окружающиммиром является взаимосвязь коррекционно-педагогической работы слечебно-восстановительным процессом. При построении перспективного планированиябыли учтены рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки иохранительного режима для зрения детей.
Знакомство дошкольников с явлениями и предметамиокружающего мира — системообразующая часть коррекционно–образовательногопроцесса в МДОУ IVвида. В процессе ознакомления с окружающим миром происходит социализация иинтеграция дошкольников с нарушением зрения в социум. Последовательностьизучения и распределение материала по возрастам раздела «Ознакомление сокружающим миром» подчинена дидактическим принципам научности, доступности,линейности, систематичности.
Тематическое планирование совместной работывоспитателя и тифлопедагога по разделам образовательной программы «Ознакомлениес окружающим миром» и коррекционной программы «Социально-бытовая ориентировка»на практике раскрывает взаимосвязь работы педагогов – воспитателей и учителей-дефектологовспециализированного ДОУ. В перспективном плане представлены изучаемыелексические темы на каждую неделю и решаемые образовательные  и коррекционные задачи. Данный вариантперспективного плана позволяет проследить комплексность всей проводимой образовательно-коррекционнойработы в детском саду, решить задачи воспитания и обучения дошкольников созрительной глазной патологией коллегиально, учитывая специфический режимработы.

Распределения материала по разделампрограммы.
Разделы программы
Материалы раздела.
1. ЧЕЛОВЕК. Самовосприятие:
а) Самовосприятие, самосознание;
б) «Я» и коллектив сверстников;
в) «Я» и общество.
2. ЧЕЛОВЕК. Влияние сезонных явлений на человека
а) Одежда;
б) Дом;
в) Улица;
г) Жизнь человека.
3. ЧЕЛОВЕК. Предметное окружение:
а) Одежда, обувь, головные уборы;
б) Мебель;
в) Посуда;
г) Транспорт;
д) Бытовая техника.
4. ЧЕЛОВЕК. Труд
а) Труд взрослых (профессии);
б) Труд детей;
в) Сезонный труд взрослых и детей.
5. ЧЕЛОВЕК. Основы безопасности жизнедеятельности ребенка (ОБЖ)
6. НЕЖИВАЯ  ПРИРОДА.
а) Предметы неживой природы.
б) Явления неживой природы.
в) Взаимодействия явлений.
г) Изменения в природе.
7. ЖИВАЯ ПРИРОДА. Флора
(растительный мир)
а) Трава
б) Кустарники
в) Деревья
г) Грибы
д) Водоросли
Дикорастущие
Культурные.
Плоды:
Ягоды,
Овощи,
Фрукты,
Семена
8. ЖИВАЯ ПРИРОДА Фауна
(животный мир)
а) Насекомые
б) Земноводные
в) Рыбы
Аквариумные
Речные
Озерные
Морские
г) Птицы
Зимующие
Перелетные
декоративные
Домашние.
Дикие.
д) Животные
Травоядные.
Хищники.
Домашние.
Дикие.
9. ЖИВАЯ  ПРИРОДА Природные зоны.
1.     
2.     
3.     
4.     
5.     
6.     

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯОРИЕНТИРОВКА»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
СЕНТЯБРЬ
Тематическое планирование.
ЗАДАЧИ
образовательные
коррекционные
воспитательные
речевые Наша группа
Познакомить детей с групповой комнатой.
Учить детей ориентироваться в групповом пространстве. Знакомить детей с помещениями детского сада.
Развивать чувство любви и гордости за свою группу.
Побуждать детей  к общению с взрослыми и детьми крупы.
Игры и игрушки
Познакомить с игрушками в групповой комнате.
Учить подбирать и группировать предметы по выделенному признаку (цвет, форма)
Учить убирать каждую игрушку на свое место.
Активизировать употребление в речи прилагательных.
Труд помощника воспитателя
Познакомить с трудом помощника воспитателя.
В наблюдениях выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения.
Формировать предметные действия: навыки самообслуживания.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Закрепить названия предметов и орудий труда.
Друзья.
Упражнять детей в назывании своего имени, фамилии. Учить называть по имени детей группы
Закрепить понятия «мальчик, девочка»
Совершенствовать себя как личность через общение с людьми.
Учить доброжелательно относиться к детям и взрослым в детском саду. Развивать эмоциональную отзывчивость.
Формировать словарный запас детей нежными, ласковыми словами.
ОКТЯБРЬ
Тематическое планирование.
ЗАДАЧИ
образовательные
Коррекционные
воспитательные
речевые
Учимся знакомиться
Учить детей расширять круг знакомств в детском саду.
Формирование понятий «Я и мои друзья»
Учить детей улыбаться, говорить красивые слова. Развивать мимические движения, соответствующие ситуации общения.
Воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым.
Формировать навыки культуры поведения. Учить детей слушать и отвечать на вопросы детей и взрослых.
Осень.
Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Закрепить знания об осенней одежде.
Учить наблюдать за сезонными изменениями в живой  и неживой природе.
Упражнять в выделении признаков и свойств предметов: листья. Устанавливать различия между наблюдаемыми объектами по величине.
Развивать эмоциональную отзывчивость.
Тренировать в подборе прилагательных к существительному.
Фрукты, овощи.
Закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Закрепить знания о яблоке, груше, банане.
Познакомить с отличительными признаками апельсина и лимона.
Учить выделять характерные признаки, обследовать форму с помощью зрительно-осязательных действий
Воспитывать благодарное чувство к природе.
Учить понимать смысл и отгадывать описательные загадки. Побуждать к составлению описательных загадок с помощью взрослого.
Грибы.
Формировать представления детей о дарах осени.
Дать понятия о ядовитых грибах. Познакомить с отличительными признаками мухомора.
Упражнять в выделении признаков и свойств предметов: грибы. Устанавливать различия между наблюдаемыми объектами по цвету.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Формировать представления о здоровом питании.
Учить описывать предметы, замечая характерные признаки.
НОЯБРЬ.
Тематическое планирование.
ЗАДАЧИ
образовательные
коррекционные
воспитательные
речевые
Дикие животные.
Обогащать представления детей о диких животных. Учить замечать характерные признаки представителей диких животных: лиса, волк, еж.
Закрепить знания об отличительных признаках зайца, мыши, медведя.
Упражнять в выделении признаков и свойств предметов. Учить обследовать структуру материала зрительно-осязательным способом.
Учить узнавать знакомые предметы на ощупь (Д/и «Кто спрятался?»).
Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о важности и ценности всего живого.
Учить детей совместно с взрослым составлять небольшие описательные рассказы.
Домашние животные.
Познакомить детей с классификацией «дикие – домашние животные». Дать представление о значении домашних животных в жизни человека.
Познакомить с отличительными признаками козы, свиньи.
Учить выделять простые формы из наблюдаемого предмета. Познакомить с составлением знакомого предмета из геометрических форм (геометрическая мозаика).
Учить узнавать знакомые предметные изображения знакомых животных.
Воспитывать бережное отношение к домашним животным. Вызывать желание заботиться за животными.
Учить правильно согласовывать существительное с прилагательным. Учить составлять распространенные предложения с опорой на вопросы взрослого.
Птицы.
Познакомить детей с характерными отличительными особенностями диких и домашних птиц.
Учить соотносить части наблюдаемого предмета с геометрическими формами. Учить анализировать сложную форму.
Воспитывать бережное отношение к домашним птицам. Вызывать желание заботиться о птицах.
Учить детей совместно с взрослым составлять небольшие описательные рассказы.
Домашние обитатели.
Закрепить понятие, что домашние обитатели   (животные и птицы) живут рядом с человеком.
Учит называть детенышей птиц и животных точным словом.
Учить подбирать и группировать предметы по характерным признакам: птицы – животные.
Воспитывать бережное отношение к природе. Дать представление о важности и ценности всего живого.
Учить слушать и правильно отвечать на вопросы взрослого.
ДЕКАБРЬ.
Тематическое планирование.
ЗАДАЧИ
образовательные
коррекционные
воспитательные
речевые
Транспорт.
Дать детям представления о грузовом транспорте, о грузах, которые он перевозит.
Влияние сезонных изменений на транспорт: например: велосипед – снегоуборочная машина.
Учить анализировать сложную форму, выделяя основные составные части предмета (грузовая машина). Формировать навыки ориентировки в большом пространстве.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Развивать умение имитировать заданный образ, развивать воображение.
Пополнять словарный запас детей о разновидностях транспорта и грузов. Учить правильно использовать предлоги  В, НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО, ЗА.
Дорожная безопасность.
Познакомить с трудом водителя. Объяснить основные правила безопасности  передвижения на дорогах.
Уточнить понятия «улица»
Провести наблюдение за огнями светофоров, научить называть их.
Обучение детей ходьбе по тротуару парами. Наблюдение за движением людей на переходе.
Формировать навыки культурного поведения на дорогах.
Активизировать использование глаголов движения.
Наша одежда.
Формировать понятия детей от зимней одежды. Учить соотносить изменения в природе с изменениями в жизни человека.
Влияние сезонных изменений на изменения в одежде.
Учить детей следить за своим отражением в зеркале.
Учить группировать одежду по структуре материала. Дать понятие о структуре материала и назначении предмета.
Воспитывать аккуратность. Прививать культурно – гигиенические навыки. Учить бережному обращению с одеждой. Учить наводить порядок в своем туалете самостоятельно.
Пополнять словарный запас о зимней одежде. Продолжать тренировать в правильном согласовании существительных и прилагательных.
Новый год.
Познакомить детей с традициями празднования Нового Года.
Развивать полисенсорное восприятие предметов.
Учить различать материалы, из которых выполнены елочные игрушки на ощупь, на слух.
Воспитывать любовь к русским традиционным праздникам
Учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
ЯНВАРЬ.
Тематическое планирование.
ЗАДАЧИ
образовательные
коррекционные
воспитательные
речевые
Труд повара.
Дать представление о труде повара, о необходимых предметах и орудиях труда повара.
Воспитывать интерес к труду повара. Выделять основные трудовые процессы и их порядок выполнения. Учить ориентироваться в большом пространстве.
Учить детей быть гостеприимными. Прививать навыки культурного поведения за столом.
Тренировать в правильном употреблении предлогов. Активизировать словарь прост