Падартхадхармасанграха

Падартхадхармасанграха

Падартхадхармасанграха
(санскр.– «Компендиум характеристик категорий»), комментарий к
Вайшешика-сутрам, но фактически самостоятельный трактат, составленный в 6 в.
Прашастападой. Падартхадхармасанграха отражает тенденцию вайшешиков к
восстановлению первоначальной системы шести категорий (после попытки
восполнения ее до десятеричной, предпринятой в 5 в. Чандрамати), а также к
рецепции ряда нововведений школы буддийской логико-эпистемологической школы
Дигнаги (в частности, трех необходимых характеристик среднего термина –
трайрупья).

Все шесть
категорий имеют характеристики существования (аститва), именуемости
(абхидхеятва) и познаваемости (джнеятва). Первые пять категорий, т.е. все,
кроме ингеренции-присущности, суть то, чему может быть присуще нечто другое.
Последние пять категорий, т.е. все, кроме субстанции, не могут быть
«местопребыванием»-локусом качеств и движений. Субстанции, качества и движения
причастны существованию (сатта), могут быть общим и особенным, именоваться
«вещами» (артха), быть агентами дхармы и не-дхармы, а также следствиями и
причинами чего-то. Общее, особенное и присущность самосущны (сватмасаттва),
«характеризуются суждениями», не могут быть ни следствиями, ни причинами
чего-либо, непричастны различиям общего и особенного, вечны и не могут
именоваться «вещами». За этой классификацией основных видов сущего следует
описание характеристик всех шести категорий. Материальные элементы земли, воды,
огня и ветра характеризуются присущими им свойствами, затем различаются два их
уровня – в виде атомов и производных образований; последние распределяются по
соответствующим «телам», органам чувств (имеющим, по вайшешике, материальное
происхождение) и объектам. Экспозиция четырех материальных элементов дает
Прашастападе повод для описания космогонического процесса. После каждых ста лет
жизни Брахмы (один его день равен 4 320 000 человеческим годам) Махешвара
(«Великое Божество») дает отдых живым существам, уставшим от сансары (в
конечном счете, однако, режим их существования регулируется законом кармы), и
наступает космическая ночь распада всего до конечных атомов. Затем, ради того,
чтобы живые существа вновь начали испытывать радость и страдание, Махешвара
начинает новое миросозидание. Вначале из атомов ветра образуется «великий
ветер», который «провоцирует» образование масс воды, земли и огня, а затем из
смеси атомов огня и земля образуется космический эмбрион, из которого рождается
Брахма, порождающий из своей мысли божества и бестелесные существа, а из частей
своего тела четыре варны людей и другие живые существа. Их он заставляет
соединяться с определенными ментально-психическими состояниями в зависимости от
«отпечатков» кармы, накопленной ими в предыдущий космический период. За
описанием характеристик субстанций следуют характеристики качеств, и, поскольку
«суждения» (буддхи) также включаются в число качеств, это дает повод
Прашастападе рассмотреть все источники знания, уделив специальное внимание
нетривиальным восприятиям и среднему термину силлогизма. Дается также подробная
классификация видов движения. Анализируя общее, автор Падартхадхармасанграхи
различает два уровня универсалий – высший (бытие) и низшие (те, которые могут
быть подклассом более общего класса), в классе особенного специальное внимание
уделяется предельным «индивидуаторам» отдельных атомов. Выявляются и четыре
признака присущности, отличающие ее от простого контакта между объектами.

Падартхадхармасанграха
как текст вайшешики, сопоставимый по значимости с сутрами, неоднократно
комментировалась. Среди основных истолкований: Ньяякандали Шридхары (10 в.) и
Киранавали Удаяны (11 в.).
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/