Память и ее виды

Память и ее виды

Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции
запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных подпроцесса являются основными для памяти.

Существуют несколько оснований для классификации форм и видов памяти. Одно из них –
деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В
первом случае выделяют кратковременную и долговременную, а иногда и промежуточный вариант – оперативную, память. Во втором случае говорят о
двигательной (память движений), зрительной, слуховой, словесно-логической (смысл события, логика доказательства и т.п.), эмоциональной (переживания).

Кроме названных существуют и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в за поминании и
воспроизведении материала память делят на произвольную (ставиться задача на запоминание и сам процесс требует усилий от человека) и непроизвольную
(запоминание происходит автоматически, без особых усилий, без постановки задачи на запоминание).

1. Виды проявления памяти чрезвычайно многообразны. Это объясняется тем, что память обслуживает все формы
многообразной деятельности человека. В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия (признака):

• объект запоминания, то есть то, что запоминается;

• степень волевой регуляции памяти (с этой точки зрения различают про­извольную и непроизвольную память);

• длительность сохранения в памяти.

В соответствии с этими критериями бывают’ следующие виды памяти:

• образная память;

• словесно-логическая память;

• двигательная (моторная) память;

• эмоциональная память.

Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведениеобра-зов ранее воспринимавшихся предметов и явлений
действительности. В образной памяти различают следующие подвиды:       зрительную;                                слуховую;                               осязательную;

обонятельную;

вкусовую.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий,
словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку. Животные обладают остальны­ми тремя видами памяти, но словесно-логическая память у них
отсутству­ет.

Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроиз­ведении движений и их систем. Она лежит в
основе выработки и форми­рования двигательных навыков (ходьбы, письма, трудовых и профессио­нальных навыков). Установлено, что мысленное представление
какого-либо движения всегда сопровождается едва заметными, зачаточными дви­жениями соответствующих мышц. Эмоциональная память – память на пережитые
чувства. Пережитые челове­ком положительные и отрицательные эмоции не исчезают бесследно. Они запоминаются посредством эмоциональной памяти. Эмоциональная па­мять
имеет очень большое значение в формировании личности человека. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению и отказу от
того или иного поступка. Эмоциональная память – важнейшее условие духовного развития человека.

 Характеристика основных процессов памяти.

Память – сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы, основные из которых – запоминание,
сохранение, забывание, воспроизведение и узнавание.

Запоминание с точки зрения физиологии – это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения. К тому же
запоминание – это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Связь между отдельными событиями, фактами,
предмета­ми или явлениями, отраженными в нашем сознании и закрепленными в нашей памяти, называют ассоциацией. Без ассоциаций невозможна нор­мальная
психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.

Сохранение – это удержание заученного в памяти, то есть сохранение сле­дов и связей в мозгу. Забывание –
исчезновение, выпадение из памяти, процесс угасания, ликвидации следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру,
представляют собой разные ха­рактеристики одного процесса: сохранение – это борьба с забыванием. Забывание – весьма целесообразный и естественный процесс. Если
бы его не существовало, наш мозг был бы заполнен множеством ненужной ин­формации. Поэтому, говоря, что сохранение – это борьба с забыванием, под сохранением мы
подразумеваем сохранение нужной информации. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и вос­произведении.

Воспроизведение – процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление
заученных движений. Узнавание – появление чувства знакомости при повторном восприятии. Воспроизведение отличается от узнавания тем, что образы,
закреплен­ные в памяти, “оживают” без опоры на вторичное восприятие.

Эти два процесса похожи, но все же различаются. Действительно, осоз­нать знакомость какого-либо факта, когда он
становится известен, на­много легче, чем самому вспомнить этот факт.

 Закономерности запоминания информации.

Законы запоминания:

Осмысливание.

Интерес.

Установки – длительность запоминания.

Первое впечатление – чем ярче первое впечатление, тем прочнее его запоминание.

Объем знаний – чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается.

Оптимальная длина запоминания ряда.

Повторение.

Применение.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru