СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕФЕРАТ Зарубежная культура Тема Памятники древнерусской литературы. Церковное зодчество Киевской Руси. Выполнил студент группы ЭСЭ-21а Добрынин Сергей Сергеевич Оценка 5 ОТЛИЧНО Евпатория 2002План Введение 3 Памятники древнерусской литературы 4
Церковное зодчество Киевской Руси 8 Вывод 15 Список литературы 16Введение Начиная изучение украинской культуры, необходимо прежде всего условится, что мы понимаем под словом культура. Это тем более необходимо, что под словом культура в разных случаях кроится разный смысл. В широком понимании этого слова культурой считают все, что имеет человек или общество людей не от природы, а уже от собственного разума и собственного творчества, как в области материальной, так и в духовной,
в области общественной жизни, обычаев и быта. Также необходимо иметь в виду, что культурное развитие каждого народа проходит в процессе постоянных взаимоотношений разных народов между собой, в процессе культурных влияний. Вообще способность воспринимать культурное влияние является необходимым условием культурного развития каждого народа. Итак, целью настоящей работы является изучение истории возникновения и становления древнерусской литературы и церковного зодчества, как неотъемлемой части культуры
Киевской Руси, изучение влияния на их развития культур других народов, а также описание наиболее ярких творений украинского народа в этих областях культуры. Памятники древнерусской литературы Мерой того, как высоко поднимается народ в своем культурном развитии, является его литература. Литература нации складывается из двух отдельных областей творчества письменности и устного народного творчества. Устное творчество украинского народа складывалась из обрядовых песен,
былин, названных впоследствии думами, и сказок. Обрядовые песни связанны с праздниками и обрядами. Это дошедшее до наших дней колядки, щедровки, веснянки, купальные и русальные, свадебные и похоронные песни. С приходом христианства в Украину многие из обрядовых песен перенеслись от языческих обрядов к христианским праздникам. Так, например, песни, славившие рождение солнца, начало нового года, перенеслись на Рождество Христово, песни в честь весны, пробуждение весенней природы на
Христово Воскресенье, купальные на праздник Иоанна Крестителя. Песни рыцарского, героического характера назывались былинами думами. В лице одиноких богатырей Вольги Святославича, Святогора, Добрыни, что боролись с разнообразными чудовищами, творцы былин воспевали кровавую борьбу украинского народа с дикими степняками. Сила веры украинского народа в окончательную победу правды нашла воплощения
в сказках. Песни обрядового и исторического характера и народной сказки более других произведений украинской устной словесности сберегли останки старины. Можно говорить о том, что до того, как украинский народ начал развивать свою письменность, а он уже имел богатую сокровищницу устных творений, из которых многие прошли долгую дорогу столетий и сегодня еще очаровывают блеском дорогих самоцветов. Христианство принесло с собою в Украину новую культуру, называемой византийской.
В месте с другими достоинствами византийской культуры в Украину пришли книги, пришло письмо, и это дало толчок к развитию украинской письменности. Великие ученые апостолы славян Кирилл и Мефодий ввели в литературную жизнь украинского народа церковнославянский язык, который стал литературным языком в Украине и в этом положении удерживался долгие века, до появления Энеиды. Украинская письменность в начале своего развития имеет ярко выраженный церковно-религиозный,
христианский характер. Основная масса книг, пришедших на Украину в месте с учителями христианской религии, были книгами Священного писания и книгами, необходимыми для церковного богослужения. Здесь их переписывали и переводили. К старейшим книгам Святого Писания, созданным на украинской земле, относится
Остромирового Евангелие 1056-1057. Излюбленным чтением на украинских землях тех времен были сборниками. Из религиозных были известны два сборника князя Святослава Измарагд и материки Синайский, Скитский и Иерусалимский. Сборниками исторического характера были хроники, хронографы и палеи. В Украине известны были в переводе на церковнославянский язык хроника
Иоанна Малали, писателя VI VII вв. доводившего исторические события до 563 г хроника Георгия Амартола до 842 г и Константина Манассии, доводившего историю до 1081 г. Значительным по своему содержанию и влиянию весьма важный раздел древнерусской письменности составляют апокрифы. Это были пересказы на библейские темы, возникавшие там, где принималась христианская вера например, апокриф хождение богородицы по мукам. Подобно апокрифам, плодам бурного воображения были повести.
Некоторые повести перешедшие в Украину из Византии, имеют первичный свой источник на далеком Востоке, в арабских и индийских сказках, как, например, Варлаам и Иоасаф, Александрия, Индийское царство. Под влиянием переводов украинцы начали писать свои собственные оригинальные произведения, давшие основу для дальнейшего развития украинской литературы. Одним из первых авторов был митрополит киевский
Илларион, который написал Слово про закон и благодарность, носившее теологический, догматичный характер. Кроме Иллариона, к писателям высшей школы следует отнести Клима Смолятича и Кирилла Туровского. Писателями низшей школы называют тех, кто писал просто и ясно, не заботясь об украшении текста сравнениями, политичными образами и оборотами византийского красноречия, считая своей главной целью научить чему-нибудь читателя.
Наиболее выдающиеся из них были Феодосий Печерский, Яков Мних, Нестор и Владимир Мономах. Очень ценным памятником старорусской письменности является Поучение детям Владимира Мономаха. В нем можно выделить три отдельные части религиозные поучения правила, касающееся обязанностей князя и, наконец, жизнеописание самого автора, которое должно служить детям примером и наукой. Мономах призывает не дозволять сильным обижать слабых, заботится о бедняках, вдовах
и сиротах, быть гостеприимным хозяином. Значительный след в староукраинской литературе оставили летописи. На основе разных летописных заметок, записок, рассказов возникали летописные своды. Одним из старейших является так называемая Несторова летопись. В ее основы были положены ранее написанные летописные своды. Наистарейшими сборниками, в которых сохранилась Несторова летопись, является
Лаврентьевский 1377г. и Ипатьевский начало XV в В Ипатьевском сборнике одной из составных частей является Повесть временных лет, в которой исторические события доведены до 1110 г Как бы продолжением Повести является киевская летопись, которая доводит историю до 1201 г Третью часть сборника составляет Галицко-волынская летопись, в которой описание исторических событий кончается 1292 г Вопрос авторства Повести спорной.
Но на сегодня принимаем, что авторам Повести временных лет был Нестор. Наилучшим произведением староукраинской письменности и гордостью всей украинской литературы является знаменитое Слово о полку Игореве 1187. Его нашел в конце XVIII в. граф Мусин-Пушкин в Спасо-Ярославском монастыре и в 1800 г. издал в печатном виде. К сожалению, оригинал рукописи пропал во время пожара
Москвы. Про автора Слова ничего не известно. Ясно одно это был гениальный поэт, человек широких взглядов, горячий патриот, мечтавший о счастье и добре для украинской земли. После падения могущества Киева упало политическое значение Киевской Руси. Ее место заняло Галицко-волынское княжество. Литерная жизнь, приостановившаяся в Киеве, нашла возможность дальнейшего развития в западных областях
украинских земель, где возник весьма ценные, овеянный высокой поэзией исторический памятник Галицко-волынская летопись. Автор описывает исторические события в Украине с 1205 по 1292 г. Летописец рассказывает так красиво и поэтично, выказывает такую глубокую любовь к родному краю, что его произведение читается как прекрасная повесть. Церковное зодчество Киевской Руси. В период средневековья каждое культовое сооружение отражало целый
комплекс общественных идей, которые иносказательно выражались с помощью христианских догм и символов. Подобно тому, как античное искусство насыщало мифологические образы острым, современным своей эпохе содержанием, так и средневековое искусство говорило о злободневных проблемах языком религиозных притч и поучений современность воспринималась посредством аналогий с библейскими сказаниями и религиозными постулатами бездоказательными положениями. Здание церкви в глазах ее создателей являлось не только помещением
для молящихся, обладающим впечатляющими художественными достоинствами, но и условной, как бы материализованной, моделью мироздания. Перенесение на культовые постройки абстрагированных представлений о структуре мира, его общественном устройстве весьма характерно для ранних периодов истории человечества. Христианская церковь выработала определенную систему объемно-пространственной структуры храма и его росписей, которые аллегорически изображали библейскую историю человечества, и этические нормы, освященные
религией. Однако древняя языческая Русь не могла сразу усвоить все философские тонкости богословия в мировоззрении русских людей еще были сильны пережитки натуралистического миропонимания, в силу чего и идейно-художественная трактовка образа культового здания не могла быть идентичной византийским прототипам. На формы русских храмов оказывали также влияние особенности климата. В 988 г. при киевском князе Владимире христианство было принято в качестве официальной религии.
Это способствовало установлению более тесных связей древнерусского государства с Византией, которая тогда являлась религиозным и культурным центром Восточной Европы. В 989 г. великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы закончен в 996 г Понимая идеологическое значение первого каменного храма для
Киева, князь выделил одну десятую часть своих доходов на его содержание, в связи с чем церковь и получила наименование Десятинной. В 1240 г. храм был полностью разрушен, так как служил последним оплотом защитников Киева в их героической борьбе против полчищ хана Батыя. А потому о первоначальных формах этого первого на Руси монументального культового сооружения из камня мы не можем составить достоверного представления.
Изучение остатков фундаментов позволяет сделать лишь заключение, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью, придававшей ей базиликальный характер. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки.
Найденные при археологических раскопках многочисленные мраморные резные детали, включая капители, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью, позволяют утверждать, что Десятинная церковь по богатству отделки не уступала византийским. Есть основания предполагать, что храм был многокупольным, а это сближало его силуэт с деревянными церквами, в которых для увеличения вместительности отдельные срубы объединялись, но каждый имел свое покрытие
и завершение. Строительство Десятинной церкви, вероятно, входило в более широкие планы придания стольному граду могущественной империи Рюриковичей достойного вида. Именно поэтому был расширен и обнесен валом с рублеными стенами детинец, сооружены величественные дворцовые постройки и воздвигнут каменный храм Богородицы – невиданно большой и великолепный. Композиционным центром города Владимира стал Бабин торжок, на котором были поставлены бронзовая квадрига
и статуи, вывезенные князем в 988 г. из Корсуни Херсонес в качестве трофеев. В ансамбль площади входили Десятинная церковь и постройки княжеского двора. В центре города Ярослава, рядом с главной магистралью, соединявшей детинец и окольный город, в 1037 г согласно летописным данным, начинает возводиться Софийский собор. Он мыслился как главный христианский храм на
Руси – Митрополия Русская, которая противопоставлялась Константинопольской. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Отныне град Киев, как и Царьград, имел не только Золотые ворота, но и Софийский собор. Строительство нового идеологического центра нельзя рассматривать вне общей политической программы великого князя – программы, направленной на укрепление государственности
и господства феодальной знати. Князь в отличие от византийского императора был представителем только светской власти и использовал церковь в классовых интересах. Особенности исторического развития Руси и задач, стоявших перед русской церковью, обусловливали специфику социального заказа, его индивидуальность. Поэтому, несмотря на крестово-купольную композицию культового здания, возведенную в канон, и систему его росписей, несмотря на участие иноземных мастеров,
София Киевская обладала ярким национальным своеобразием. Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходами – галереями. В композиции собора доминирует главный купол он окружен четырьмя меньшими, за которыми расположены боковые, более низкие купола. Центральный объем здания обстроен обходной галереей.
Все сооружение имеет сложную, расчлененно-компактную форму с пирамидальным силуэтом. Стены собора выложены византийской кладкой из плоского кирпича и камня на известковом растворе с добавкой толченого кирпича в XVII в. фасады были оштукатурены. В интерьере Киевской Софии применены характерные для Византии приемы отделки и убранства мраморные облицовки, мозаики из смальты, фресковые росписи.
Софийский собор утверждал значительность новой религии и одновременно был символом государственности. Собор св. Софии в Новгороде еще больше отличается от византийских прототипов. Он, как и киевский, состоит из ядра, имеющего каноническую схему четырехстолпного, пятикупольного, трехапсидного храма, и обстроек. Но помещения, окружающие центральную часть, имеют общую с ней высоту, образуя единый, компактный объем. Здание возведено из камня впоследствии оно было оштукатурено.
Культовым сооружениям киевского государства присущи крупный масштаб, величавость, торжественность. Каменный храм, возвышаясь над рядовой деревянной застройкой, был виден издали и поэтому имел большое значение в формировании силуэта города. Учитывая это, зодчие уделяли особое внимание верхней части сооружения, композиционно более сложной по сравнению с глухой, лаконичной поверхностью стен нижележащего объема. Эта особенность, отличающая древнерусские храмы от византийских, получила развитие и в дальнейшем.
Уже в начальный период становления каменного русского зодчества определились его локальные различия южному типу храмов свойственна живописность облика, северному некоторая замкнутость и сдержанность. Процесс раздробления древнерусского государства на отдельные княжества сказался на масштабах культовых сооружений XII в. Вместо грандиозных многоглавых соборов строятся меньшие по размерам церкви с одной главой, опирающейся на четыре внутренних столба. Большое количество памятников архитектуры средневековой
эпохи сохранилось в Новгороде и Пскове крайнем северо-западном районе Руси, не подвергшемся монгольскому нашествию. В этих городах в XII в. была создана вечевая республика, ограничившая княжескую власть. Архитектура здесь отличалась простотой форм, некоторой суровостью, ясностью облика. Церкви строились небольшими. Силуэты новгородских церквей компактны и замкнуты, архитектурные формы
лаконичны. Их облик несколько оживляла живописная кладка здания возводились из грубо около того камня с прослойками красного кирпича отштукатурены они были позже. Одно из лучших произведений новгородской архитектуры XII в монастырская церковь Спасана-Нередице, разрушенная в 1941 г Колокольня при этой церкви была первой на Руси, и в факте ее возведения сказывается знакомство местных
строителей с архитектурой Западной Европы Новгород имел торговые связи с североевропейскими странами. В суровости и замкнутости облика Спаса Нередицы отражается дух времени такое же впечатление производят храмы романского стиля XI-ХII вв. в Западной Европе. Мощь стен подчеркнута узкими арочными окнами. Плоскость стены расчленена пилястрами лопатками, но это не декоративная деталь пилястры представляют собой выступы столбов, на которые опираются арки, несущие
своды. Фасадная стена, таким образом, завершалась тремя арками закомарами. Все элементы церкви имели нежесткие очертания, архитектурные формы выглядели как бы вылепленными. Поверхности стен в интерьере были сплошь расписаны замечательными фресками. ВXII в. Новгородско-Псковская республика героически отбивалась от шведских и немецких рыцарей. В этот период строились преимущественно оборонительные сооружения.
Новый подъем зодчества происходит в конце XIII в после победы новгородцев на Чудском озере. XIV-XV века время дальнейшего развития новгородско-псковской архитектуры. В этот период уже не применяется кирпич постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Появляются декоративные детали. В XII – начале XIII в. Киев утратил значение общерусского политического и культурного центра.
Среди русских удельных княжеств возвысилось и выдвинулось на первый план Владимиро-Суздальское. Здесь формируется яркое и своеобразное по своему стилю каменное зодчество. В этот период на Руси кирпич в монументальном строительстве стал заменяться камнем. Развивалась техника возведения зданий из тесаного белого камня, которая достигла особенно высокого уровня в Галицком и Владимиро-Суздальском княжествах.
Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди интерьеры расписаны фресками. Выдающееся произведение владимиро-суздальского зодчества церковь Покрова на реке Нерль, жемчужина русской архитектуры.
Облик храма нарядный, но в то же время скромный, лиричный, пленяющий светлым оптимизмом, мягкой поэтичностью, изяществом. Зодчий создал просветленный, глубоко человечный архитектурно-художественный образ, выразивший нравственно-гуманистический идеал, который в ту эпоху облекался в религиозную форму. Построенный в княжеской резиденции во Владимире Дмитровский собор отличается развитым декоративным убранством, торжественностью облика. По объемно-планировочной структуре этот храм соответствует византийским
канонам. Купол сферической формы соответствует византийским прототипам, но надо сказать, что эта форма подверглась в русском зодчестве существенной трансформации. Для лучшего отвода атмосферных осадков стали устраивать шлемовидные покрытия, их форму подчеркивали, делали более пластичной, в результате чего выработались очертания глав в виде луковиц, ставших характерными элементами культового зодчества России. Фасадные плоскости стен
Дмитровского собора расчленены тонкими, вытянутыми полуколонками. Их вертикальность перебивается и уравновешивается горизонтальным аркатурным поясом. Однако Дмитровский собор, как и другие храмы владимиро-суздальского зодчества, невозможно отнести ни к романскому или закавказскому типу, ни к византийскому. По своему общему облику и по своему духу это произведение русской архитектуры.
Культовое зодчество южных и западных русских земель XII-XIII вв. было наиболее близко архитектуре Киевской Руси, в то же время его развитие шло в русле общерусских тенденций архитектуры того времени. Здесь тоже строились крестово-купольные одноглавые храмы. Кладка велась из кирпича. Известным произведением южнорусской архитектурной школы является
Пятницкая церковь в Чернигове. Объем здания компактный, собранный. Фасады расчленены вертикальными профильными тягами, придающими сооружению динамичную устремленность вверх. Это впечатление усиливается пирамидально-ярусной группировкой сводов, увенчанных высоким барабаном главы. Динамичный подъем средней арки с примыкающими к ней по бокам двумя полуарками, сменивший статичную композицию из трех арок на фасаде прием не только художественно-композиционный и декоративный.
В этой форме отражены новые объемно-планировочные и технические приемы, еще более отдаляющие русское культовое зодчество от византийских образцов, с которых оно начало свое развитие. Если фасадная стена завершается тремя арками, между ними образуются пазухи, где задерживаются осадки – дождевая вода и особенно снег повышение средней арки способствует их более эффективному удалению. В то же время устройство боковых полуарок отражает изменения во внутренней структуре сооружения.
Если четыре столба, поддерживающие купол, стоят на равных расстояниях друг от друга и от стен, внутреннее пространство членится на девять равных отделений. Между тем по практическим и композиционным соображениям необходимо было расширить и выделить центральную часть пространства. Расстояние между столбами было увеличено, они были смещены ближе к стенам. При уменьшении пролета между столбом и стеной этот промежуток уже не было надобности перекрывать полным
цилиндрическим сводом здесь можно было возвести и половину свода. Полусводы которым соответствуют боковые полуарки на фасаде имеют тот же конструктивный смысл, что и выступающие снаружи наклонные упорные арки в готических соборах, воспринимающие распор центрального свода. Эти конструктивные приемы появились на Руси и во Франции одновременно, во второй половине XII в. Ступенчато-ярусное расположение сводов, дающее динамичное
нарастание масс к центру, было применено и по композиционным соображениям. В интерьере это подчеркивало значимость центральной части внутреннего пространства и придавало ему устремленность ввысь, а во внешнем объеме церкви приподнятый барабан главы не заслонялся при взгляде снизу с близких точек зрения. Этот композиционный прием получил дальнейшее развитие уже в московском зодчестве, в конце XIV-XV вв так как в середине XIII в. монгольское нашествие – страшная катастрофа,
постигшая Русь более чем на двести лет прервало развитие русской архитектуры. Вывод Для произведений украинских писателей древнейшего периода украинской литературы характерно высокая идейная ценность. В большинстве произведений подчеркнута мысль о необходимости превалирования духовного мира человека над его материальным миром жизнеописание, поучение. В других произведениях в ярком свете выступает одна из основных идей христианства идея активной любви
к ближнему Владимир Мономах, игумен Данило. Рядом с этими идеями в некоторых произведениях золотой нитью проходит идея любви к родному краю, родному народу, идея пренебрежения личными целями для счастья отечества, для украинской государственности Слово Иллариона, Хождения игумена Данилы, Слово о полку. С точки зрения искусства произведения староукраинской письменности также стоят на высоком уровне. Разнородность литературных форм, богатство стилистических средств, буйное
творческое воображение, образность выражений все это приметы, свидетельствующие о литературном таланте и высокой духовной культуре писателей. Столетний опыт каменного зодчества дал результаты в области строительной техники. Русские мастера научились изготовлять обычный и лекальный кирпич, освоили приемы возведения сводов, овладели секретами размерения на площадке будущего здания. Наблюдается творческий подход мастеров к видоизменению канонической крестово-купольной схемы, приспособлению
ее к местным условиям и эстетическим идеалам. Список литературы А.Ф. Гольдштейн, Зодчество, Москва, 1979г. В.И. Пилявский и др История русской архитектуры, Ленинград, 1984г. А.К. Бичко, Народная мудрость Руси, Киев, 1983г. О. Субтельный, Украина. История,Киев, 1992г.