Заабстрактными бумажками и монетами всегда стоит нечто большее: представление обуспехе и неудаче, самостоятельности и зависимости. Кроме запаха, деньги имеютразный смысл и значение, которые радикально влияют на их количество и качествоиспользования.
Яна Дубейковская
Парадоксы денег
Деньги— универсальный эквивалент. Эта характеристика денег выражена фразой «деньги непахнут». Однако их универсальность состоит и в том, что за абстрактнымибумажками и металлическими кружочками всегда стоит нечто большее. А именнопредставление о богатстве и нищете, успехе и неудаче, свободе и необходимости,самостоятельности и зависимости.
Универсальностьденег приобретает конкретные черты в рамках различных социальных систем, деньгистановятся символом различных ценностей. Деньги, богатство могут бытьэквивалентом трудозатрат, профессионализма, хитрости, влияния или страха.
Деньги«пахнут» по-разному в различных обществах, трудовых коллективах и семьях, но,кроме запаха, они имеют разный смысл и символическое значение, которыерадикальным образом влияют как на их количество, так и на «качество» ихиспользования.
Ороковой роли денег в производственных отношениях мы и поговорим далее.
Можетбыть, в силу того, что деньги являются одним из самых ярких пересеченийпсихической и объективной реальности, природа их парадоксальна.
Парадокс1. Денег много не бывает
Во-первых,этот парадокс выражает закон возрастания потребностей: какими бы финансовымивозможностями ни обладал человек, его потребности всегда будут больше. Теслучаи, когда новые финансовые возможности не приводят к видимым изменениям вобразе жизни, новым приобретениям или инвестиционным проектам, значат лишь то,что у их владельца доминирующей потребностью является накопление (за этим могутскрываться такие психологические мотивы, как повышенная тревожность и желаниеощущать тайную значимость).
Во-вторых,здесь выражена коренная черта российской экономической психологии — желаниеизбавляться от денег. Жизнь без денег, пропагандируемая как составляющаякоммунистического мироустройства или как политика «жизни в долг»,бессознательно очень близка русской психологии. Деньги как будто бы «жгуткарман» соотечественников, и если не уходят на раздачу долгов, то частотратятся совершенно нерациональным образом. Многие деньги — многие печали, иумножающий деньги умножает и скорбь — записано в Библии русской души. Люди, укоторых есть деньги, воспринимаются как «чужаки» и преступники, нарушающиеключевой закон «денег много не бывает».
Парадокс2. Деньги — самое виртуальное из всего реального и самое реальное из всеговиртуального
Дляличной психологии деньги становятся объективным фактором. Систематическоезанятие аутотренингом «сегодня я стану богатым» далеко не всегда приводит кпоявлению реальных денег. Для кадрового менеджмента, напротив, отношениеперсонала к деньгам становится тем подводным камнем, который превращает плавноеплановое течение корпоративной реки в бурный неуправляемый поток.
Вкачестве примера к этому тезису можно привести узнаваемую ситуацию, когдадоминирующей фантазией человека становится планирование трат в модальности «вотполучу я зарплату и…». Психология строится на иных законах, нежели экономика,поэтому итогом часто становится то, что сумма планируемых трат (постричься,купить диван, заменить мойку на кухне, купить детям подарки к празднику и т.д.) в несколько раз превышает реальную сумму зарплаты. В итоге в реальномкошельке деньги существуют лишь несколько дней, а потом снова перемещаются ввиртуальную модификацию, в реальности же остается только агрессия по отношениюк начальнику, который так мало платит.
Парадокс3. Сумма вознаграждения и качество труда вовсе не прямо пропорциональны
Вопрос,который разводит большинство работников и руководителей по разные стороныбаррикад, звучит примерно так: «Если платить работнику в два раза больше, будетли он работать в два раза лучше?» Практика консультационной работы на различныхпредприятиях показывает, что путь повышения качества труда только за счетповышения уровня оплаты — путь тупиковый. Третьей важной величиной в даннойпропорции является работник с соответствующим профессиональным потенциалом,личностными особенностями и мотивационными приоритетами. Рискну предложитьтезис, который является результатом опыта по организации работы с персоналом: вконкретной производственной ситуации (должностные обязанности, системамотивации, производственные отношения, концепция поощрений и наказаний и т. д.)конкретный человек работает максимально хорошо. Можно, конечно, работать«вполсилы», но это тот максимум, на который способен человек в конкретнойпроизводственной ситуации, строящейся, вероятно, на скрытом саботаже, связанномс невыраженной агрессией против начальства или коллектива. Если этому работникуповысить зарплату, то он, скорее всего, станет работать еще хуже, посколькувоспримет повышение как подачку и нежелание обсуждать накопившиеся проблемы.
Сдругой стороны, решая это уравнение с тремя переменными, понимаешь, что есливовремя не повысить зарплату, то в конечном итоге качество работы предприятияможет снизиться, поскольку ключевой человек перейдет в другое предприятие ибудет там работать так же хорошо, как и у вас, но за большее вознаграждение.
Пониманиеэквивалентной сущности и парадоксальности денег, безусловно, усложняет ответна, казалось бы, простой вопрос «Почему вы платите подчиненным именно такуюзарплату?». Однако можно легко убедиться, что простой ответ на этот вопросвсегда неполон или неправилен. Мы провели экспресс-опрос руководителейнескольких предприятий Екатеринбурга и столкнулись со следующими ответами наэтот вопрос.
Яплачу столько же, сколько и все, за эту работу. Недостатком этого оченьраспространенного подхода является то, что на разных предприятиях сотрудникиодной номинации выполняют совершенно различные обязанности. Недостаточностандартизированы функции секретарей, торговых представителей и даже главныхбухгалтеров, не говоря уже о коммерческих директорах и руководителяхподразделений. Поэтому устанавливая вознаграждение секретарю-референту, кпримеру в две тысячи рублей, вы можете как переплачивать, так недоплачивать.
Ястараюсь платить столько, чтобы им хватало на жизнь. Сразу же вспоминаетсяанекдот с моралью: «Разве это жизнь…». Конечно, представления о необходимомобразе жизни совершенно различны и, к сожалению, также подвержены законубесконечного возрастания потребностей. Одним предприятием руководил оченьаскетичный мужчина, придерживающийся в установлении уровня оплаты труда именноэтого принципа. Иметь хорошие машины и одежду считалось среди работниковпризнаком дурного тона. Периодически из предприятия уходили хорошие работники,и оно постепенно превращалось в «кузницу кадров».
Уровеньоплаты труда является следствием экономических расчетов: если я буду платитьбольше, то мне нужно будет изымать средства из других фондов, и этодестабилизирует предприятие. Корпоративность, основанная на принципе«затягивания поясов» ради «общего дела», всегда является неизбежным этапомразвития предприятия. Однако это всего лишь этап, и если он затягивается напериод больше полугода, то необходимо искать другие мотивационные резервы.
Никтоне жалуется, ничего не просит. Если будут такие заявления, тогда я решу:уволить этого работника или повысить ему зарплату. Работники выражают своенедовольство по-разному. Бывают, конечно, варианты, когда подчиненные приходятк руководителю и обосновывают свои требования повышения зарплаты полнымиписьменными расчетами бюджета его семьи и необходимостью накопить на летнийотдых. Как правило, в таких мероприятиях все зависит от того, сумеет лиработник «продавить» чувство вины руководителя. Часто работник не делаетзаявлений, не пишет ноты протеста, а просто хуже работает или уходит на новоеместо.
Яэтим не интересуюсь, есть специальный отдел, который этим занимается, я толькоподписываю подготовленные приказы и штатное расписание. Вероятно, этонесовременный подход, но по опыту работы с клиентами приходишь к выводу, чтоцентр власти предприятия находится там, где распределяются деньги. Еслиустановлением зарплат ведает служба персонала, то она становится оченьавторитетным подразделением, если директор по финансам — то именно ему 23-гофевраля достается самый лучший подарок. Таким образом, пока корпоративная психологияне достигла в России должных высот, не выпускайте этот вопрос из своих рук,если хотите сохранить реальную власть.
Циркуляцияденег в производственных отношениях вообще крайне сложный вопрос, поскольку, содной стороны, он очень важен (труд наемного работника — это, по сути, продажауслуг), а с другой стороны, перегружен психологией в квадрате (и руководителя,и подчиненного).
Секретныерецепты по превращению денежных средств в средства эффективного управленияперсоналом
Приопределении оптимального вознаграждения за труд подчиненных руководствуйтесьследующими правилами:
—ориентируйтесь на средний уровень оплаты труда для данной профессии в даннойобласти, а не на рассуждения типа «моя мама всю жизнь проработала учителем вшколе и получает в два раза меньше». Консультацию по уровню оплаты труда и обобъеме должностных обязанностей можно получить в кадровом агентстве;
—ориентируйтесь на общий уровень зарплат в предприятии. Очевидно, что повышениезарплаты одному из сотрудников приведет к нетерпеливым ожиданиям всехостальных;
—от переплат спасает формула: плати человеку столько, за сколько он будет хорошоработать. Здесь важно выяснить ожидания самого работника, которому, кстати,часто бывает сложно назвать желаемую сумму, поскольку деньги в российскойментальности загружены чувством вины. Ответ на вопрос «Сколько стоит вашаработа?» является заодно тестом на адекватность работника и способом выяснитьсистему его мотивации. Если он называет низкую сумму, то это может говорить одругих приоритетах (например, желании структурировать свободное время илиполучении возможности общаться с коллегами) или о низкой самооценке. Если сумманеоправданно высока, то, возможно, он хочет поторговаться (это нужноприветствовать, если он, например, претендует на должность торговогопредставителя), считает вас недалеким человеком или не хочет работать совсем;
—безусловно, нужно учитывать, что по всем экономическим раскладам тратить нафонд оплаты труда более 30 процентов дохода опасно для жизни, даже в сфереуслуг.
Помните,что деньги насыщены чувствами и скрытыми смыслами. Поэтому необходиморасшифровывать проблематику денег для получения реальной картины происходящего.
Например,задержка зарплаты молодому женскому коллективу приводит не только к тому, чтоони не могут купить себе новые туфли к ответственному свиданию, но и к тому,что они почувствуют себя никому не нужными неудачницами и путем недолгихлогических умозаключений приходят к выводу, что их личная жизнь не складываетсяиз-за плохого начальника. А энергетика женской агрессии может разрушить нетолько предприятие.
Вотнекоторые типичные смысловые и психологические эквиваленты денег:
получениеденег = признание, одобрение, возможность реализовать желания, ощущениеобязательств перед тем, кто их вручил, стыд;
наличиеденег = взрослость, сила, тяжесть и желание избавиться от них, чувствоинаковости (у окружающих денег нет);
отдачаденег = освобождение, искупление, получение ресурсных переживаний (например,возможность благотворительности), снижение самооценки, агрессия, формированиезависимости получателя;
отсутствиеденег = бессилие, инфантильность, зависимость, свобода, состояние постоянногоупрека окружающим.
Врамках корпоративного стандарта необходимо четко видеть место денег в структурепотребностей и мотивов персонала.
Корпоративныйстандарт — это профессиональные и личностные качества, необходимые персоналупредприятия для максимально эффективной работы. Обычно такой стандартприсутствует или в голове руководителя, или прописан службой персонала набумаге. В любом случае при подборе персонала необходимо рационализировать своиожидания и возможную меру компромисса при выборе кандидата.
Рационализированныйкорпоративный стандарт необходим не только для точного подбора персонала, но идля эффективного управления им. Очевидно, что мотивационная политика напредприятии, в основе корпоративного стандарта которого лежит профессионализм,будет сильно отличаться от предприятий с приоритетами в области личнойпреданности руководству. Существенным моментом в понимании корпоративногостандарта является именно понимание места денег в корпоративном сознанииперсонала.
Ксчастью, за последние 10 лет появилось немало коллективов, где получениемаксимального количества денег стало ведущим мотивом деятельности. Счастьесостоит в том, что такими коллективами достаточно легко управлять. Болеетяжелый случай, когда деньги в корпоративном сознании ассоциируются с чем-тонеприличным и грязным, что вызывает немедленную агрессию по отношению к ихносителю. Такая ситуация часто встречается в акционированных НИИ, большинствоработников которых всегда черпали силы и высокую самооценку в демонстративномаскетизме.
Магия денег
Всеизложенное выше должно убедить читателя в том, что деньги — это не простобумажки и железки. Человеческая психология наделяет их поистине магическимисвойствами. Как и всякая магическая субстанция, деньги требуют особогообращения и соответствующих ритуалов. Эти ритуалы есть во всех трудовыхколлективах с численностью не менее одного человека. Понимание специфики организацииданных ритуалов на предприятии говорит очень много о стиле руководства,стратегии управления персоналом, корпоративном стандарте и психологическомклимате.
Чтоза магические ритуалы имеются в виду? Прежде всего, это ритуал выдачи зарплаты.Кроме того, это могут быть ритуалы объявлений о повышении или понижениизарплаты, ритуалы «три дня до зарплаты», ритуал «на следующий день послезарплаты» или «задержка получения денег на неделю». Приведем примеры самогозначимого ритуала выдачи зарплаты.
Выдачаденег работникам может выглядеть как унизительный ритуал. Например, когдахмурый начальник лично передает деньги из рук в руки со словами: «Будешьдолжен». Как благотворительный ритуал, когда выдача заработанных денег похожана раздачу «Оскаров». Зарплата может платиться как оброк, когда руководительстыдливо откупается от недовольства подчиненных. На многих предприятиях ритуалвыдачи зарплаты выглядит как очередь к зарешеченному окошку. Это оченьинтересно, поскольку кассир сидит за решеткой и становится в корпоративнойпсихологии в одних случаях преступником, который, тем не менее, дает нам нечтонеобходимое для жизни, в других, наоборот, представителем мира, где многоденег, а очередь находится совсем по другую сторону границы этого мира.Диагностический и коррекционный потенциал «денежных» ритуалов очень велик идолжен использоваться умным руководителем.
Заключительныйи основной совет: не балуйтесь деньгами, используйте деньги по назначению. Изтрех основных возможностей правильного использования денег: потребление,управление деньгами и управление при помощи денег — именно последняя наиболеепсихологически нагружена и требует особого внимания.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/