/>/>/>Задание 1. />/>/>Поток:его определение, основные параметры
Поток- это один или множество объектов, воспринимаемое как единое целое,существующее как процесс на определенном временном интервале и измеряемое вабсолютных единицах. Поток в определенные моменты времени может быть запасомматериальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции.Выделяют ряд основных параметров, характеризующих поток: его начальный иконечный пункты, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории),скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность[3,28].
Параметрыпотока характеризуют число объектов, которые имеются в наличии в конкретныймомент времени и измеряются в абсолютных единицах. Между статическимивеличинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует теснаявзаимосвязь.
Категориипотока и запаса широко используются в макроэкономических моделях, правда безстоль глубокой и детализированной проработки, которая необходима в логистике.Потоки и запасы в логистике являются частным случаем обобщенных экономическихкатегорий, впрочем, как и логистические закономерности — частным проявлением общеэкономическихзаконов. В ряде экономических исследований различие между потоком и запасомдалеко не очевидно.
Основныепараметры, характеризующие поток: его начальный и конечный пункты, геометрияпути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения,промежуточные пункты, интенсивность.
Материальные потоки в логистикехарактеризуются следующими параметрами:
• номенклатура, ассортимент и количествопродукции;
• габаритные характеристики (общая масса,площадь, линейные параметры);
• весовые характеристики (общая масса,вес брутто и нетто);
• физико-химические характеристики груза;
• характеристики тары или упаковки,транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
• условия договора купли-продажи(передача в собственность, поставки);
• условия транспортировки и страхования;
• финансовые (стоимостные)характеристики;
• условия выполнения других операцийфизического распределения, связанных с перемещением продукции;
• и др.
Количественно материальный потоквыражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д.
Выделяются следующие признакиклассификация материальных потоков[1, 59]:
1. По отношению к логистической системеразличают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки ивнешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) ивыходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).
2. По отношению к звену логистическойсистемы материальные потоки делят на входные и выходные.
3. По номенклатуре материальные потокиделят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Подноменклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгруппи позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.).Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.
4. По ассортименту материальные потокиделятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментомпонимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования,отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделкеи другим признакам[2,205].
Ассортимент бывает групповой, видовой ивнутривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной металлургии называюттакже сортаментом, лесной и деревообрабатывающей промышленности — сортиментом.
5. В процессе транспортирования грузыклассифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки,габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затариванияи др.
Массовый поток — это поток, требующийтранспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожнымсоставом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.
Крупный поток — это поток, требующийнескольких вагонов или трейлеров, и т. п.
Средний поток — это поток, образованныйодиночными вагонами, трейлерами, и т. п.
Мелкий поток — это поток грузов, меньших,чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий бытьсовмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.
Тяжеловесные потоки — это потоки,образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том жевесе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одногоместа при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках — 0,5т.
Легковесные потоки — это потоки,образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме,определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства,обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.
Негабаритные потоки — это потоки грузов,высота одного места которых более 3,8 м, ширина — более 2,5 м, длина — большедлины грузовой площадки.
Насыпные грузы образуют потоки, требующиеспециальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров ит. п., перевозятся обычно навалом, например, зерно.
Навалочные грузы образуют потоки, нетребующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание,смерзание и др., например, руда, уголь и т. п.
Наливные грузы — это жидкие илиполужидкие грузы, заливаемые в цистерны и в другие наливные транспортныесредства.
Тарно-штучные и штучные грузы имеютразнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироватьсякак в определенной таре (ящики, мешки и др.), так и без тары, поштучно(длинномерные грузы, прокат и др.). Отличия данных грузов — в единицахизмерения. Единицей измерения штучных грузов являются штуки, тарно-штучных — количество тары — мешков, ящиков, рулонов и т. п.).
6. По степени детерминированностипараметров потока различают детерминированные и стохастические материальныепотоки. Детерминированным называется поток с полностью известными(детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен илиявляется случайной величиной (процессом), то материальный поток называетсястохастическим.
7. По характеру движения во времениразличают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся,например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических)процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощьютрубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретнымиво времени. />/>/>Характеристика складского хозяйства как одного из элементовлогистики: виды складов, показатели эффективности их работы
Классификация складов[2,113]:
1. по характеру деятельности:
· Материальные или снабженческие;
· Внутризаводские (цеховые, межцеховые);
· Сбытовые.
2. по виду и характеру хранимых грузов:
· Универсальные (хранятся штучные и тарно-штучные грузы);
· Специализированные (хранятся сыпучие, жидкие, газообразные,огнеопасные и др. грузы);
3. по типу конструкции:
· Закрытые (имеется пол, потолок, стены, могут быть отдельностоящие и встроенные);
· Полузакрытые (навесы);
· Открытые (отсутствуют какие-либо приспособления);
· Специальные (в виде резервуаров).
4. по стеновым материалам (древесина, бетон, металл и т.д.)
5. по температурным условиям:
· Отапливаемые;
· Неотапливаемые.
6. по типу оборудования:
· Стеллажные;
· Напольного хранения.
7. по степени автоматизации и механизации:
· Механизированные;
· Полуавтоматизированные;
· Полностью автоматизированные.
Оценка эффективности работы складов проводиться по следующимтехнико-экономическим показателям:
1. складской товарооборот – количество реализованной продукции заопределенный период времени (в руб.);
2. складской грузооборот – количество продукции в натуральных показателях.С помощью этого показателя определяют трудоемкость работы склада;
3. грузопереработка – количество перегрузок по ходу перемещения грузов;
4. коэффициент неравномерности поступления:
Кн = максимальное количество груза, поступившего за один раз/среднееколичество груза, поступившего за один раз
5. удельный складской грузооборот:
Усг = среднее кол-во груза, котороехранится на складе в течение года/общая площадь склада
6. коэффициент оборачиваемости
Коб = количество реализованной продукциив месяц/среднемесячный остаток товара на складе
7. коэффициент использования площади
Побщ = Пполезная +Пприема и отпуска + Пслужебная + Пстац.обор. +Пвспом
Кисп.пл. = Пполезная/Побщая
0,25/>/>/> Задание2
Грузооборот склада равен 2000 т в месяц.20% работ на участке разгрузки выполняется вручную. Удельная стоимость ручнойразгрузки 10 руб. за тонну. Удельная стоимость механизированной разгрузки 1руб. за тонну. На какую сумму снизится совокупная стоимость переработки грузана складе, если весь груз будет разгружаться механизировано?/>/>/>Решение
1. Рассчитаем, какой объем разгрузкивыполняется вручную[4,38]:
2000*0,2=400 т;
2. Рассчитаем стоимость ручной разгрузки вмесяц:
400*10=4000 руб;
3. Рассчитаем стоимость механизированнойразгрузки того объема груза, который разгружается вручную:
400*1=400 руб;
4. Рассчитаем экономию от перехода наполную механизированную разгрузку:
4000-400=3600 руб.
Ответ: совокупная стоимость переработки груза на складе снизитсяна 3600 руб., если весь груз будет разгружаться механизировано./>/>/> Задание3
Исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1. Общий список услуг, которыемогут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров.
№
усл. Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
№
усл. Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
№
усл. Время, необходимое для оказания услуги, чел/час
№
усл. Время, необходимое для оказания услуги, чел/час 1 0,5 9 1 17 1 25 3 2 1 10 1 18 4 26 2 3 2 11 2 19 4 27 0,5 4 2 12 1 20 2 28 0,5 5 1 13 3 21 0,5 29 4 6 0,5 14 2 22 0,5 30 1 7 4 15 0,5 23 1 31 0,5 8 0,5 16 1 24 0,5 32 2
Фактически фирма оказывает услуги № 2, 6,10,13, 14, 22, 28.
Определить уровень логистическогообслуживания./>/>/>Решение
Уровень логистического обслуживания можноопределить по следующей формуле:
/>,
где N – количество услуг, котороетеоретически может быть оказано;
h — фактическое количество оказываемых услуг;
ti – время выполнения i-тойуслуги.
1. Рассчитаем время, необходимое длявыполнения всего объема услуг:
/>
2. Рассчитаем время, необходимое длявыполнения услуг, предоставляемой фирмой:
/>
3. Рассчитаем уровень логистическогосервиса:
h=8,5/49,9*100=17%
Ответ: уровень логистического обслуживания составляет 17%./>/>/>
Задание4
Исходные данные представлены в табл. 2.
Таблица 2. Координаты и грузооборотмагазинов.№ магазина Координаты магазина Грузооборот магазина, тонн в месяц Х У 1 90 55 35 2 20 65 40 3 35 35 10 4 90 10 25 5 10 30 40 6 55 20 40 7 90 25 65 8 15 40 50
Необходимо найти место для расположенияраспределительного склада методом определения центра тяжести грузовых потоков./>/>/>Решение
Найдем координаты центра тяжести грузовыхпотоков (Хсклад, Усклад), то есть точки, в которой можетбыть размещен распределительный склад:
/>
/>
/>Список литературы
1. Залманова М.Е. Логистика:Учебное пособие. – Саратов: СГТУ, 2005. – 168 с.
2. Неруш Ю.М. Коммерческаялогистика. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 271 с.
3. Русалева Л.Ю. Основылогистики: Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2001
4. Коммерческая логистика.Методические указания к семинарским и практическим занятиям. – Новосибирск:СибУПК, 1997. – 55 с.
5. Рынок и логистика/Подред.М.П. Гордона. – М.: Экономика, 2002. – 144 с.