Парашютизм

Парашютизм — один из видов авиационного спорта. Подразделяется на подвиды:классика, групповая акробатика, купольная акробатика, фрифлай, скайсерфинг,фристайл, свуп, парашютно-атлетическое многоборье, пара-ски и др.
Парашют — от французского «parachute»(греческое «para» — «против» и французского «chute» -«падать») — устройстводля торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют длябезопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшенияпробега при посадке самолетов и др.
 
История
Считается, что впервые идея созданияпарашюта пришла Леонардо да Винчи. В его рукописи, 1495 упоминается обезопасном спуске с высоты с помощью «палатки» из накрахмаленного полотнаразмером 12 х 12 локтей. Если учесть, что средневековая мера длины — локоть — равнялась в различных странах от 50 до 60 сантиметрам, то действительно, такое приспособление обеспечивало безопасный спуск человека с любойвысоты, ибо диаметр современных парашютов тоже не превышает 6…7 метров.
Но, как оказалось позже, Леонардо даВинчи не первый додумался до идеи парашюта. Древние записи свидетельствуют, чтово многих странах люди пытались спускаться с башен, деревьев, скал с помощью различныхприспособлений, похожих на зонтики. Часто такие прыжки кончались увечьем илидаже смертью, потому что никто не знал законов сопротивления воздуха, а чутьечасто подводило. Леонардо да Винчи первый указал на самые выгодные размерыпарашюта, и об этом вспомнили воздухоплаватели.
В начале семнадцатого века другойитальянский ученый, Фауст Веранчино, описал аналогичный аппарат, величинапаруса которого зависела от тяжести человека.
Впервые воспользовался подобнойконструкцией француз Лавен. Это было в 20-х гг. 17 века. Французскийзаключенный бежал из тюрьмы с помощью предварительно сшитого из простынь шатра,к низу которого прикрепил веревки и пластины из китового уса. Выпрыгнув изтюремного окна, беглец успешно приводнился.В 1777 году другой француз, ЖанДумье, приговоренный к смертной казни, опробовал «летающий плащ профессораФонтажа». Узнику было предложено выполнить прыжок с крыши с «плащом». В случаеудачного приземления ему даровалась жизнь. Эксперимент, как и в предыдущемслучае, удался. Так появился первый аналог парашюта. Практическое же применениепарашютов началось в 18 веке, при освоении полетов на воздушных шарах.
В декабре 1783 года Ленорман выполнилпрыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении.
Бланшар, огорченный трагической гибельюПилатра де Розье, начал проводить эксперименты с парашютом. Вначале онподвешивал небольшие парашюты внизу под корзиной и спускал с высоты на потехупублике различных животных — собак, котов. Они в полном здравии и целостиснижались на землю. Значит, если сделать парашют подходящих размеров, то ичеловек сможет благополучно спуститься с высоты в случае аварии воздушногошара. Но куда девать огромный парашют — купол, стропы, пояса, или, как говоряттеперь, подвесную систему, если кабина аэростата маленькая, тесная и в нейзачастую негде повернуться?(парашют не укладывался в ранец, как это делаетсясегодня)
22 октября 1797 года над парком Монсо в Париже был совершен первый настоящийпрыжок с парашютом. Француз Андре-Жак Гарнерин прыгнул с воздушного шара,находящегося на высоте 2230 футов.Прыжки с парашютом и сейчас производят назрителей неотразимое впечатление. А в те времена и подавно. Появилось многобродячих парашютистов-аэронавтов, которые в поисках заработка показывали прыжкис парашютом в разных странах. Между прочим, Андре-Жак Гарнерен был одним изпервых воздухоплавателей, демонстрировавших полеты на воздушном шаре в 1803году в России.Нашлось немало энтузиастов-парашютистов и в самой России. Газета«Московские ведомости» за 1806 год сообщает, что русский воздухоплаватель Александровскийподнялся в воздух на большом шаре и совершил прыжок с парашютом. Смельчакблагополучно спустился на землю и был восторженно встречен зрителями.Упарашютов того времени существовал главный недостаток — постоянное раскачиваниекупола при снижении. Проблему, наконец, удалось разрешить англичанам. В 1834году Коккинг создал парашют в виде опрокинутого конуса. К несчастью, в том жегоду при испытаниях этой системы, каркас купола не выдержал нагрузки исложился, и Коккинг погиб.Другой ученый, Лаланд, предложил делать втрадиционных системах парашютов отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этотпринцип оказался эффективным и применяется во многих системах парашютов до сихпор.
К концу века наибольшей популярностью вРоссии пользовалось целое семейство спортсменов-парашютистов — Юзеф и СтаниславДревницкие и их сестра Ольга. Уроженцы Варшавы, братья стали увлекатьсяпрыжками с парашютом не случайно. В 1891 году они начали с полетов намонгольфьерах, но скоро убедились, что полеты на воздушных шарах — делорискованное. Так что у воздухоплавателей, имеющих на борту парашют, большешансов на спасение, чем у тех, кто относится к парашюту пренебрежительно. Юзефи Станислав сконструировали подвесной парашют, наподобие тех, которымипользовался еще Гарнерен, и начали его испытывать. Они поднялись накилометровую высоту, и Юзеф Древницкий выпрыгнул из корзины. Подвешенный ккорзине парашют удерживался на тонкой веревке, которая от рывка разорвалась.Под тяжестью парашютиста купол ринулся вниз, но тут же наполнился воздухом, иЮзеф Древницкий плавно спустился на землю. Неподалеку спустился на шаре и братСтанислав. Первый прыжок произвел на Юзефа Древницкого такое огромноевпечатление, что он решил повторить его. Вслед за братом увлекся прыжками иСтанислав. Древницкие за три года сделали несколько десятков прыжков инастолько отработали их технику и усовершенствовали сам парашют, что с ними небыло никаких серьезных происшествий. Глядя на полеты и смелые прыжки братьев,их младшая сестра Ольга тоже решила заняться столь необычным для девушек тоговремени делом. В 1896 году она совершила свой первый прыжок с парашютом и сразустала горячей поклонницей этого спорта отважных. Но все-таки больше всех дляпопулярности парашютного спорта в России сделал старший брат, Юзеф Древницкий.23 июля 1910 года он совершил показательный прыжок в Петербурге. Посмотреть напрославленного «прыгуна» пришли тысячи людей. На площадке в Крестовском садуразложили оболочку большого монгольфьера. Когда шар надули горячим воздухом,его едва удерживали тридцать рабочих. Внизу, под корзиной, подвесили вполураскрытом виде парашют. По команде Юзефа Древницкого рабочие отпустили шар,и он быстро взмыл на высоту 200 метров. Тут Древницкий спокойно отделился откорзины, и не успела толпа ахнуть, как парашют раскрылся и, наподобие огромногозонтика, бережно спустил на землю храбреца, которому публика устроилаовацию.Интерес к парашюту был так велик, что Древницкому пришлось в Петербургесделать больше десятка прыжков, а всего он их совершил более четырехсот,оставаясь цел и невредим. Это лучше всего убеждало, что идея парашюта верна ичто она требует просто отработки. Громоздкость и неудобство парашютов виспользовании были настолько очевидны, что многие воздухоплаватели предпочиталилетать без них.
Г.Е.Котельников под впечатлением отгибели лётчика Мациевича в 1910 создал первый в мире авиационный ранцевыйпарашют, успешно применённый в годы 1-й мировой войны. В 1911 год онзарегистрировал свое изобретение — ранцевый парашют свободного действия.Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец, расположенныйна летчике при помощи подвесной системы. На дне ранца, под куполом,располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток после того, какпарашютист выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был замененмягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкцияспасательного парашюта применяется до сих пор.1 марта 1912 года был совершенпервый прыжок с парашютом из самолета. Его совершил американский капитанАльберт Берри в штате Монтанна. Выпрыгнув с высоты 1500 футов и пролетев 400 футов в свободном падении, Берри раскрыл парашют и удачно приземлился наплацу своей части.
21 июня 1913 года прыжок с парашютомвпервые совершила женщина. Двадцатилетняя отважная Джорджия Томпсон совершиласвой дебютный прыжок над Лос-Анджелесом.
В послереволюционные годы, Котельниковпродолжил работу над парашютами — уже для советской авиации. Первый в СССРспасательный парашют применил летчик-испытатель М.М.Громов 23 июня 1927 года наХодынском аэродроме. Он преднамеренно ввел машину в штопор, из которого выйтине мог, и на высоте 600 м покинул самолет со спасательным парашютом.Вдальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта,создал новые модели (в том числе ряд грузовых парашютов), которые были принятына вооружение Советскими ВВС.В декабре 1941 Котельников эвакуирован в Москву.Именем Котельникова в 1973 названа аллея на территории бывшего Комендантскогоаэродрома. С 1949 деревня Салузи близ Гатчины, где в лагере Офицерскойвоздухоплавательной школы в 1912 изобретатель испытал созданный им парашют,названо Котельниково (в 1972 при въезде в неё открыт памятныйзнак).Использовался парашют американской фирмы, изготовленный из чистого шелка(кстати, всем летчикам, спасшимся при помощи парашютов этой фирмы, вручалсяотличительный знак — маленькая золотая фигурка тутового шелкопряда). В том жегоду эти парашюты спасли жизнь еще двум летчикам-испытателям: В. Писаренко и Б.Бухгольцу.Чуть позже в советской авиации появилась специальная служба пообеспечению спасения летчиков в полете, организатором которой стал Л. Г. Минов.26 июля 1930 года группа военных летчиков под руководством Минова впервыевыполнила прыжки с многоместного самолета. С тех пор этот день считаетсяначалом массового развития парашютизма в СССР.
В 1951 году был проведен первыйЧемпионат мира по парашютному спорту. В 1982 году в международной парашютнойкомиссии было уже около 60 стран. Сегодня соревнования по парашютному спортупроводятся в категориях: точность приземления; затяжные прыжки; индивидуальнаяакробатика (с выполнением комплекса акробатических фигур); групповаяакробатика; купольная акробатика.
Разновидности парашютного спорта
Классическийпарашютизм (комплекс индивидуальной акробатики и точность приземления)
* Групповаяакробатика и построение формаций
* Купольнаяакробатика
* Фристайл
* Фрифлай
* Скайсерфинг
* Свуп
*Бэйсджампинг
*Парашютно-атлетическое многоборье
Виды парашюта
Существует два типа: парашют с круглымкуполом (круглый парашют) и парашют с прямоугольным (или эллиптическим) куполом(парашют-крыло). Особняком стоят парашюты, используемые для снижения скоростисамолётов и космических кораблей при посадке. Диапазон скоростей и нагрузокрадикально различается.

Круглый парашют
Более старые «круглые парашюты» уменьшают скорость падения почти исключительно за счёт сопротивлениявоздуха. Они имеют форму полусферы, на нижнем краю прикреплены стропы(верёвки), на которых висит парашютист или груз. Для стабилизации падения ввершине купола обычно имеется полюсное отверстие, через которое уходит воздух.Этим предотвращают раскачивание парашюта.
Для первого самостоятельного прыжка, какправило, аэроклубы используют парашюты отечественного производства Д-1-5у, Д-6серии 4 с малой вероятностью отказа.
Для дальнейшей парашютистов по т.н.«классической программе» используются круглые парашюты: Д-1-5у, Т-4серии 4мп, Ут-15 серии 4 и серии 5.
* Д-1-5у одна из самых надежных идолговечных систем на арене первоначальной подготовки парашютистов.
* Т-4 серии 4мп относится к разрядуспортивных парашютных систем. Имея два способа раскрытия — расчековки и ручной,чаще всего используется для обучения начальным этапам свободного падения. Имеетбольшую по сравнению с Д-1 горизонтальную скорость — до 4.5 м/с, меньшийукладочный объем и вес.
* УТ-15 серии 5 круглый щелевой парашют.Еще до недавнего времени наиболее популярная спортивная парашютная система,позволяющая показывать высокую точность приземления. Горизонтальная скорость —до 5.5 м/с (20 км/ч).
 
Парашют-крыло
Современные «парашюты-крыло „уменьшают скорость падения в основном за счёт подъёмной силы набегающего потокавоздуха. Их поперечное сечение соответствует профилю крыла самолёта.
* ПО-16 (планирующая оболочковаяпарашютная система) Самая распространенная в прошлом система типа «крыло».Отличается от «крыльев» разработки последнего десятилетия переднимрасположением запасного парашюта