Парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации Парламентаризм — система государственной власти, при которой четко распределены функции законодательных и исполнительных органов при решающей роли парламента. Парламент выступает в этой системе в качестве субъекта и объекта политической борьбы и связи с господствующими в стране традиционными представлениями о демократии.
При парламентаризме парламент образует правительство, которое несет перед ним политическую ответственность. Парламент имеет право отказывать в доверии правительству, санкционирует важнейшие политические мероприятия. Парламентаризм обеспечивает полную и неограниченную компетенцию парламента в сфере законодательства. В системе парламентаризма полномочия президента в основном носят представительный, протокольный характер. Главные полномочия главы государства он выполняет по согласованию с правительством.
Федеральное Собрание Российской Федерации является высшим законодательным (представительным) органом, выразителем воли и интересов народа. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Федеральное Собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации формируется из представителей субъектов
РФ (по 2 представителя от каждого субъекта). Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ предусматривает следующий порядок формирования указанной палаты российского парламента. Член Совета Федерации —представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Член Совета Федерации — представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ) на срок его полномочий. Государственная Дума представляет народ Российской Федерации в целом. 450 депутатов Государственной Думы избираются путем всеобщих, прямых равных выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для депутатов Государственной Думы предусмотрены ограничения. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Однако палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Статьи 102 и 103 Конституции РФ определяют компетенцию палат
Федерального Собрания. Компетенция Совета Федерации • Утверждение изменения границ между субъектами РФ. • Утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения. • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами РФ. • Назначение выборов Президента РФ. • Отрешение Президента РФ от должности. • Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ. • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ. • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя. • Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Компетенция Государственной Думы • Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. • Решение вопроса о доверии Правительству РФ. • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в РФ. • Объявление амнистии. •
Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Основным назначением Федерального Собрания является законотворческая деятельность. Официальные законопроекты вырабатываются в соответствующих комитетах Государственной Думы, а затем они должны быть одобрены Советом Федерации. В некоторых случаях допускается так называемое «молчаливое» одобрение: если в течение 14
дней со дня поступления закона, принятого Государственной Думой, Совет Федерации его не рассматривает, закон считается одобренным и передается Президенту, который подписывает и обнародует его. Однако в некоторых случаях «молчаливое» одобрение недопустимо. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов;
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.