Блез Паскаль (19.06.1623 – 19.08.1662) – французский физик, математик, философ. Родился в Клермон-Ферране. Получил домашнее образование. С детства проявил незаурядные математические способности, в 16 лет сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии (теорема Паскаля).
Физические исследования относятся главным образом к гидростатике. В 1653 году ученый сформулировал основной закон гидростатики (закон Паскаля), согласно которому давление на жидкость передается ею равномерно без изменения во все стороны (это свойство жидкости было известно и его предшественникам), установил принцип действия гидравлического пресса. Паскаль переоткрыл гидравлический парадокс, который благодаря ему стал широко известен. Подтвердил существование атмосферного давления, повторив в 1646 году опыт Торричелли с водой и вином. Паскаль высказал мысль, что атмосферное давление уменьшается с высотой (по его идее в 1647 году осуществлен эксперимент, который свидетельствовал о том, что на вершине горы уровень ртути в трубке ниже, чем у основания), продемонстрировал упругость воздуха, доказал, что воздух имеет вес, открыл, что показания барометра зависят от влажности и температуры воздуха, и поэтому его можно использовать для предсказания погоды. Изобрел счетную машину (1642-1644). Его именем названа единица давления – паскаль.
Биографический справочник, 1983. Блез Паскаль (Pascal) (19.6.1623, Клермон-Ферран, – 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей Монтеня, рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
Первый математический трактат Паскаля “Опыт теории конических сечений” (1639, издан 1640) являлся развитием трудов Ж. Дезарга, содержал одну из основных теорем проективной геометрии – теорему Паскаля. В 1641 году (по другим сведениям, в 1642 году) Паскаль сконструировал суммирующую машину. К 1654 году закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей (опубликованных в 1665 году). Круг математических интересов Паскаля был весьма разнообразен. Паскаль нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат “О характере делимости чисел”), способ вычисления биномиальных коэффициентов, сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей (“Трактат об арифметическом треугольнике”, опубликованный в 1665 году, и переписка с Пьером Ферма). В этих работах Паскаль впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Труды Паскаля, содержащие изложенный в геометрической форме интегральный метод решения ряда задач на вычисление площадей фигур, объёмов и площадей поверхностей тел, а также др. задач, связанных с циклоидой, явились существенным шагом в развитии анализа бесконечно малых. Теорема Паскаля о характеристическом треугольнике послужила одним из источников для создания Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.
Вместе с Галилеем и С. Стевином Паскаль считается основоположником классической гидростатики: он установил её основной закон (закон Паскаля), принцип действия гидравлического пресса, указал на общность основных законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведённый под руководством Паскаля (1648), подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления.
Работа Паскаля над проблематикой точных наук в основном относится к 1640-1650 годам. Разочаровавшись в “отвлечённости” этих наук, Паскаль обращается к религиозным интересам и философской антропологии. Сблизившись с представителями янсенизма, он с 1655 года ведёт полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Руаяль-де-Шан, вступив в энергичную полемику по вопросам религиозной этики с иезуитами; плодом этой полемики стали “Письма к провинциалу” (1657) – шедевр французской сатирической прозы. В центре занятий Паскаля в последние годы жизни – попытка “оправдания” христианства средствами философской антропологии. Этот труд не был закончен; афористические наброски к нему после смерти Паскаля в “исправленном” виде вышли в свет под заглавием “Мысли господина Паскаля о религии и о некоторых других предметах” (1669). Только текстологическая работа в 19-20 веках восстанавливает подлинный текст “Мыслей”.
Место Паскаля в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошёл через опыт механистического рационализма 17 века и со всей остротой поставил вопрос о границах “научности”, указывая при этом на “доводы сердца”, отличные от “доводов разума”, и тем предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби, романтизм и т.д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, а также с политической идеологией монархизма (так называемый “союз трона и алтаря”), Паскаль отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: “это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня”. Паскаль исходит из образа человека, воспринятого динамически (“состояние человека – непостоянство, тоска, беспокойство”), и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек – “мыслящий тростник”, “в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю её”). Сосредоточенность Паскаля на антропологической проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркегора и Достоевского.
Паскаль сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы; его влияние испытали Ларошфуко и Лабрюйер, М. Севинье и М. Лафайет.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rusactive.ru
Дата добавления: 22.04.2014