Содержание
1. Воспитание Древней Греции
2. Педагогическая мысль Древней Греции
3. Воспитание в Древнем Риме
4. Педагогическая мысль Древнего Рима
Список использованной литературы
1. Воспитание Древней Греции
В Древней Греции были две основные системы воспитания: спартанскаяи афинская.
Спартанская система воспитания имела преимущественновоенно-спортивный характер. Это было обусловлено необходимостью подавлятьчастые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков, рабов,занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военнымиконфликтами.
Особое место занимала военная подготовка и физическоевоспитание. Главной целью спартанской системы воспитания было подготовкамужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать вповиновении рабов.
Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образованиев Спарте было привилегией рабовладельцев.
С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома,помещались в государственные учреждения — агеллы, где воспитывались до 18 летпод руководством назначаемого государством лица — педонома [9, с.40].
Мальчиков приучали к выносливости путем закаливанияорганизма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Кпримеру, мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, елипростую пищу.
В Спарте получила свое начало система физических упражнений,распространившаяся затем и по другим древнегреческим государствам, такназываемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья.
С возрастом начинались специальные военные упражнения,обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военнойдоблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанникамибеседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которыхосуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая,лаконичная речь. Старшие подростки принимали участие в своеобразныхпрактических занятиях — криптиях, ночных облавах на рабов.
Достигнув 18 лет, юноши поступали в эфебию, где проходилиподготовку к военной службе, участвуя в маневрах, охраняя порядок в городах.
Спартанская система воспитания включала в себя определенныеэлементы и для девушек: кроме традиционных (навыки домоводства, ухода заребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физическихупражнений.
Для того, чтобы в будущем произвести здоровое и крепкоепотомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующейтренировке своего тела.
Девушки, так же как и юноши занимались пятиборьем: бегали,прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставыисключали для девушек изнеженный образ жизни.
Роль семьи, в системе спартанского воспитания быланезначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принималиучастие все взрослые граждане, особенно старики, умудренные жизненным опытом.
Спартанская система воспитания, являющая собой первый вистории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, быланеэффективной даже в военном и политическом отношении.
Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, егоспециализация, направленная на развитие физической природы и подавляющаяличность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности икультуры, досуга послужили причиной упадка Спарты.
Однако, надо отдать должное, что некоторые принципыспартанской системы воспитания, в области военно-физической подготовки, былииспользованы в XVIII-XIX в. в. воФранции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебныхучреждений закрытого типа.
Целью афинской системы воспитания было воспитатьгосподствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии (отгреч. слов “kalos” и “agathos” — сочетание физических и нравственных достоинств) [, с.124].
Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетаниеумственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Формированию гармонически развитой личности подчинялосьсодержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики,начиная с 7 лет.
В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты,а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучалимузыку, пение, декламацию. Достигнув 12-16 лет, подростки занималисьгимнастикой в школе — палестра под руководством педотриба (специалиста поотдельным видам гимнастики).
Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба,прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданскойподготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы.
Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16-18лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебномзаведении — гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а такжездесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокийуровень образования давала — эфебия.
Продолжая заниматься политическими науками юноши изучализдесь законы афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курспрофессиональной военной подготовки. Окончание курса в эфебии означало, что еевыпускники становились полноправными гражданами Афин.
Девочки по традиции получали домашнее воспитание иобразование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнеехозяйство.
Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучениебыла недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, адети рабов полностью исключались из нее.
Аристократический характер афинского образования проявлялсяи в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который сраннего детства становился пожизненным предназначением рабов.
Сыновья бедных родителей (демоса) вынуждены были обучаться усвоих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В областинравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическаятенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами т от«неприличных знакомств».
Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимостизащищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдениюсвоего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободорожденному мужу./>2. Педагогическая мысльДревней Греции
В Древней Греции педагогика зарождалась как особая отрасльфилософии, занимавшаяся проблемами воспитания. Утверждалась мысль: «Кто нефилософ, да не войдет в педагогику» [8, с.44].
Древнегреческая система воспитания получила теоретическоеобоснование в трудах великих философов — Демокрита, Сократа, Платона,Аристотеля.
Демокрит (ок.460-370 г. г. до н. э) дал развернутуютеорию познания, различая чувственное и рассудочное знание, считая чувственныйопыт началом познания. Демокрит одним из первых сформулировал мысль онеобходимости сообразовывать воспитание с природой ребенка, которую онопределил термином «микрокосм».
Демокрит высказал такие педагогические идеи, какнеобходимость семейного воспитания, где главное учить следовать примеруродителей; важность в ходе обучения и воспитания упражнений, ибо «хорошимилюди становятся больше от упражнения, чем от природы»; высокое значениеприучения ребенка к труду, а при нерадивости и принуждения к нему, поскольку«учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда» [2, с.134].
Сократ (ок.470-399 г. г. до н. э) посвятил жизньфилософскому творчеству и педагогической деятельности. В своей педагогическойпрактике довел до совершенства такой способ нахождения истины, как диалог сучениками.
Сократ впервые стал сознательно использовать индуктивныедоказательства и давать общие определения, работать над понятиями. На начальномэтапе обучения Сократ системой вопросов побуждал учеников самих находить истину.Посредством умело поставленных вопросов Сократ подводил ученика к признанию техположений, которые являются истинными.
При этом собеседнику-ученику казалось, что он сам,самостоятельно пришел к этим новым для него мыслям, а не учитель навел его наних. Для Сократа живое общение, устное слово, совместный поиск были лучшимипутями образования человека. Педагогическими принципами Сократа были: отказ отпринуждения и насилия, признание убеждения наиболее действенным средством [1, с.140-143].
Платон (ок.427-347 г. г. до н. э) изложил свои мыслио воспитании в политических и философских трактатах «Государство» и«Законы». Платон решительно утверждал право на образование только зарабовладельцами, считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепкозакрыть уши» [8, с.45].
Главная задача педагогики, считал Платон, передать потомкампринципы добродетели, и этим самым укрепить разумную часть души.
Аристотель (384-322 г. г. до н. э) отразил вопросывоспитания в таких сочинениях, как «Политик» и «Этика». Педагогическиевоззрения философа связаны с его учением о душе, ее трех видах: растительной,животной, разумной.
Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое,нравственное, умственное, которые неразрывны. Цель воспитания — развитие высшихсторон души: разумной и животной (волевой).
Одним из первых Аристотель высказал мысль о природосообразностивоспитания и сделал попытку возрастной периодизации — до 7 лет, от 7 лет дополовой зрелости, от 14 лет до 21 года.
Главная цель воспитания по Аристотелю — нравственноеразвитие личности, воспитание таких качеств, как умение повелевать рабами,чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Основной путьформирования моральных черт личности — это воспитание привычки к той или инойдеятельности [1, с.157-158]./>3. Воспитание в ДревнемРиме
Римская система образования и формирования личности имелаотчетливо выраженный гражданский характер.
Целью римской системы воспитания было подготовить активногочлена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства,быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком, расчетливымземлевладельцем.
Возникшие в Древнем Риме в период ранней республики (V в. до н. э) первые начальные школы обслуживали некоторуючасть небогатого и незнатного свободнорожденного населения. Богатые и знатныепредпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома.
Следующей ступенью были грамматические школы, где обучалисьмальчики 11-12 лет из богатых и знатных семей. В этих школах повышенного типаизучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык, риторика.
Развитие грамматических школ было вызвано необходимостьюобучения ораторскому искусству тех, кто стремился занять выборные руководящиедолжности в Римской республике.
В последние столетия республиканского Рима большое значениеприобрели риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи.
Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13-14 до16-19 лет более глубокие по сравнению с грамматическими школамиобщегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихсяфилософов, историков, правоведов, ораторов, поэтов.
Грамматические и риторические школы были частными. Вследствиевысокой платы за обучение школы были доступны лишь привилегированным слоямнаселения.
Для детей римской знати создавались своеобразныевоспитательные центры — коллегии юношества. В Древнем Риме сложилась традицияна завершающем этапе образования устраивать для молодых риторов своеобразныеобразовательные поездки в эллинистические центры культуры и просвещения — Афины, Александрию.
В Римской империи в первые века нашей эры установилсяустойчивый школьный канон, включавший и содержание образования, и порядок егоусвоения, и методы обучения.
В содержание образования вошли девять основных дисциплин: грамматика,риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина иархитектура. В V в. н.э. из школьного курса былипостепенно исключены медицина и архитектура, тем самым как бы оформились «семьсвободных искусств», ставшие сердцевиной образования в эпоху Средневековья./>4. Педагогическая мысльДревнего Рима
Педагогическая мысль Древнего Рима нашла отражение всочинениях Цицерона, Сенеки, Квинтилиана.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г. г. до н. э) былоратором, политическим деятелем, философом, педагогом. Свои педагогические идеиизложил в целом ряде трактатов: «Оратор», «Об обязанностях»,«О природе Добра и Зла».
Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор,художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путемдостижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывноеобразование и самообразование. Книги Цицерона широко использовались в школахэпохи Средневековья и Возрождения.
Луций Аней Сенека (ок.4 г. до н.э. — 65 г. н. э),философ и оратор эпохи императорского Рима, провозгласил главной задачейвоспитания моральной совершенствование человека.
Основным предметом школьного обучения, считал Сенека, философию,овладев которой можно постичь природу и самого себя и которая являетсясредством нравственного самосовершенствования человека.
Основным методом воспитания считал самодвижение кбожественному идеалу, а основным средством — назидательные беседы-проповеди снаглядными примерами из жизни и истории. Сенека был сторонникомэнциклопедического образования, не считал «семь свободных искусств» основнымишкольными дисциплинами [8, с.53].
Вопросы воспитания были рассмотрены им в такихпроизведениях, как «Письма на моральные темы», «Нравственныеписьма к Луцилию».
Марк Фабий Квинтилиан (ок.35-96 г. г), известныйримский педагог-практик, переработал заимствованные из Греции педагогическиеидеи, дополнил их обширными дидактическими указаниями в своем сочинении «Овоспитании оратора». Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу,которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статусгосударственного учебного заведения.
В школе основательность широкого общего образованиясочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античногоклассицизма.
Квинтилиан использовал идеи и принципы гуманистической,ненасильственной педагогики. Квинтилиан полагал, что от природы дети обладаютвсеми физическими и духовными данными, чтобы успешно овладевать знаниями иполучать необходимое образование.
Но для этого педагог должен внимательно изучать и учитыватьиндивидуальные особенности каждого из своих воспитанников, четко ориентируясьна возрастную специфику развития.
Квинтилиан теоретически обосновал и применил в своейпрактике три метода обучения и воспитания, которые он считал наиболеедейственными: подражание, наставление и упражнение.
По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образованиеимеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним).
/>/>/>Список использованнойлитературы
1. Графский В.Г. История политических и правовых учений: Учеб. — М.:ТК Велби, Изд-во Проспект. 2005. — 600 с.
2. Джуринский А.Н. Историязарубежной педагогики: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1998. — 346 с.
3. История педагогики: Учеб. пособиев 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. — М.: НОРМА-М, 1998. — 1 часть — 678 с.
4. История педагогики: Учеб. пособиев 2 частях / Под ред. А.И. Пескунова. — М.: НОРМА-М, 1998. — 2 часть — 690 с.
5. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых ученийРоссии: Хрестоматия. — М.: Юристъ. 2003. — 876 с.
6. История политических и правовых учений. Зарубежнаяполитико-правовая мысль: Хрестоматия. В двух частях. Ч 1. / Состав. В.В. Ячевский.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета. 2000. — 1000 с.
7. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современногоправосознания. — Серия «Мир культуры, истории и философии». — СПБ.: Изд-во«Лань», Санкт-Петербургский университет МВД России. 2000. — 352 с.
8. Орлова А.П. История педагогики: Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. — 380 с.
9. Педагогика народов мира: Историяи современность / Под ред. Р. Селлек; авторы международного проекта К. Салимова,Н. Доде. — М.: НОРМА-М, 2000. — 456 с.
10. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: Серия: Мыслители XX в. Пер. с анг. / Сост. и пер. Т.В. Васильевой. — М.: Юристъ.1992. — 256 с.