Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания, предмет, задачи и структура

Лекция попедагогической психологии
(Ставропольский государственный университет, факультетпсихологии)Тема:«Педагогическая психология: становление и место в системе научного знания,предмет, задачи и структура»
 
План
1.   Педагогическаяпсихология в системе психологических наук.
2.   Предмет,задачи и структура педагогической психологии.
3.   Основныевехи в становлении и развитии педагогической психологии.
 
Литература
1.   Возрастнаяи педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение,1979.
2.   ЗимняяИ.А… Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002.
3.   КрутецкийВ.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.
4.   ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Т.1. – Ростов н/Д.: Феникс,1999.
5.   Психолого-педагогическийсловарь / Сост. Межериков, под ред. П.И. Пидкасистого. – Ростов н/Д.: Феникс.
6.    СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
1. Педагогическаяпсихология в системе психологических наук
В 19 в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемамиразвития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: «Педагогическаяпсихология – та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложениемвыводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения».
Лев Семенович Выготский в 1910 г. дал такое определение:«Педагогическая психология – продукт последних нескольких лет, это новая наука,которая является частью прикладной психологии вместе с юридической,медицинской, экономической, эстетической и промышленной психологией. Она делаеттолько первые шаги, и всё же она должна полагаться на собственные силы. Простозаимствовать материал у общей психологии было бы бесполезно. Однако началоположено, и без сомнения, из скромных зачатков вскоре возникнет истиннаяпедагогическая психология».
Психология – это сложное интегрированное знание, основаниемструктурного представления которого, согласно А.В. Петровскому, служатпсихологические аспекты: 1) конкретной деятельности, 2) развития, 3) отношениячеловека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в которомосуществляется его деятельность и развитие).
Педагогическая психология рассматривается как самостоятельнаяотрасль общепсихологического знания, выделенная преимущественно по основанию«конкретная деятельность», в которой находят отражение и два других егоаспекта. Это утверждение означает, что в фундаменте педагогической психологиинаходятся общепсихологические закономерности и механизмы самой образовательнойдеятельности, или, по определению одного из родоначальников педагогическойпсихологии П.Ф. Каптерева, образовательного процесса.
Педагогическая психология связана со многими другими науками в силуцелого ряда причин. Во-первых, она является конкретной отрасльюобщепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научногознания (по Б.М. Кедрову). Во-вторых, она связана с другими науками в силу того,что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передачасоциокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановоецивилизационное знание в знаковой, языковой форме. В-третьих, предметом ееизучения является сам познающий и обучающийся этому познанию человек, чтоизучается многими другими человековедческими науками. Очевидно, чтопедагогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например,педагогика, физиология, философия, лингвистика, социология и др. В то же времяутверждение, что педагогическая психология есть отрасль обще-психологическогознания, означает, что она формируется на его основе, т.е. знаниях о психическомразвитии, его движущих силах, индивидуальных и половозрастных особенностяхчеловека, его личностном становлении и развитии и т.д. В силу этогопедагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания(социальной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастнойпсихологией.
Единство возрастной и педагогической психологии объясняется общимобъектом изучения – ребенком подростком, юношей, которые являются объектамиизучения возрастной психологии, если изучаются в плане динамики возрастногоразвития, и объектами изучения педагогической психологии, если рассматриваютсякак обучающийся и воспитуемый в процессе целенаправленных воздействий педагога.Психология дошкольника, психология младшего школьника, подростка, психологияюности – разделы возрастной психологии. Психология обучения, психологиявоспитания, психология учителя – разделы педагогической психологии. Раздел,посвященный проблемам обучения и развития, равно принадлежит возрастной ипедагогической психологии (А.В. Петровский).2. Предмет, задачии структура педагогической психологии
Объект педагогической психологии – человек.
Предмет – механизмы и закономерности освоениясоциокультурного опыта человеком в образовательном процессе.
Образовательный, педагогический процесс является объектом изучениямногих наук (педагогики, социологии, физиологии, медицины, теории управления) ипредставляет собой сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление.
«Педагогическая психология изучает психологические вопросыуправления, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов,отыскивает надежные критерии умственного развития, определяет условия, прикоторых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения,рассматривает вопросы взаимоотношений между учащимися» (А.В. Петровский).
«Педагогическая психология изучает механизмы, закономерностиовладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия вэтих процессах, закономерности формирования творческого активного мышления,определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие впроцессе обучения, рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом иучащимися, взаимоотношения между учащимися» (В.А. Крутецкий).
Педагогическая психология заняла определенное место междупсихологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей междувоспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений (Б.Г. Ананьев).Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебныйматериал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы. В связи с этойпроблемой складывается предмет педагогической психологии, исследующейзакономерности усвоения, учения. На основе сложившихся научных представленийформируются техника, практика учебно-педагогической деятельности, обоснованныесо стороны психологии закономерностей процессов усвоения. Вторая педагогическаяпроблема возникает, когда осознается различие обучения и развития в системеобучения. Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слаборазвивается. Предмет исследования в этом случае – закономерности развития интеллекта,личности, способностей, вообще человека. Данное направление педагогическойпсихологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.
Таким образом, «предметом педагогической психологии являются факты,механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком,закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъектаучебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условияхобразовательного процесса» (И. А. Зимняя).
Задачи педагогической психологии. Общей, главной задачейявляется выявление, изучение и описание психологических особенностей изакономерностей интеллектуального и личностного развития человека в разныхусловиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.
Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности изакономерности развития и поведения людей, что служит важнейшей предпосылкойдля определения способов и средств воспитания.
Педагогика же исследует сущность воспитания, его закономерности,тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания,определяет его принципы, содержание, формы и методы.
Структура педагогической психологии включает 4 раздела:
I – психология образовательной деятельности(единство учебной и педагогической деятельности);
II – психология учебной деятельности и еёсубъекта – обучающегося (ученик, студент);
III – психология педагогической деятельностии её субъекта (педагога);
IV – психология учебно-педагогическогосотрудничества и общения.3. Вехи становленияпедагогической психологии
Педагогическая мысль впервые была отрефлексирована и оформлена вработе Яна Амоса Коменского «Великая дидактика» (1657 г.). В ней положеноначало развитию педагогической теории и целенаправленной организации школьногообучения.
Только в конце 19 в. педагогическая психология стала оформляться каксамостоятельная наука и прошла три больших периода.
I период: середина 17 в. – конец 19 в.
Общедидактический период, с явно «ощущаемой необходимостьюпсихологизировать педагогику» (Песталоцци). Наибольший вклад в этот период вразвитие педагогической психологии внесли Ян Амос Коменский (1592-1670), ЖанЖак Руссо (1712-1778), Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), Иоганн Гербарт(1776-1841), Адольф Дистерверг (1790-1866), Константин Дмитриевич Ушинский(1824-1870), П.Ф. Каптерев (1849-1922).
В 1885 г. П.Ф. Каптерев в книге «Дидактические очерки. Теорияобразования» делает первые попытки научного осмысления процесса развитияпедагогической психологии на основе глубокого и системного анализа этогопериода развития педагогической теории. П.Ф. Калтереву принадлежит заслугафундаментального анализа трудов не только великих дидактов (Песталоцци,Дистерверга), но и представителей так называемой экспериментальной дидактики,по сути, экспериментальной психологии в обучении и для обучения. Задачейавторов этих работ, согласно П.Ф. Каптереву, было исследование умственнойработы учащихся, значения движения в умственной работе, предметных и словесныхпредставлений учащихся, типов одаренности школьников и других проблем.
П.Ф. Каптерев по праву считается одним из основателей педагогическойпсихологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельствуисследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книгиКаптерева «Педагогическая психология». Более того, именно П.Ф. Каптерев ввел внаучный обиход современное научное понятие «образование» как совокупностиобучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. В той же книгебыли рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовкиучителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.Существенно, что сам образовательный процесс рассматривался П.Ф. Каптеревым спсихологической позиции.
Большую роль в становлении педагогической психологии в этот периодсыграла работа К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опытпедагогической антропологии», в которой предложена целостная концепция развитиячеловека. Ребёнок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающеезначение отводится воспитанию. Психолого-педагогические проблемы памяти,внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметовспециального анализа и задачи развития.
Существенен вклад в становление педагогической психологиипредставителя зарождавшейся в то время социальной педагогики С.Т. Шацкого(1878-1934), разработавшего целостную концепцию гуманизации и демократизациивоспитания в процессе социализации человека.
II период: конец 19 в. – начало 50-х гг.20 в.
В это время педагогическая психология оформляется в самостоятельнуюотрасль. Проводятся первые экспериментальные работы в этой области. УченыеФранции, России, США разрабатывают специальные педагогические системы(например, система М.Монтессори, Вальдорфская педагогика), открываютлаборатории, на базе которых изучают физические, душевные способности ребенка,методы преподавания учебных дисциплин, отрабатывают методики отбора детей вспециальные школы для умственно-отсталых детей.
В этот период развивается тестовая психология, психодиагностика,которая начала использоваться для контроля знаний и умений обучающихся, а такжеуправления учебным процессом, разработкой программ.
В этот период работали Л.С. Выготский, Ж. Пиаже,П. Блонский,  А. Бине, В. Анри, К.Штерн, А. Валлон, К.Бюлер идр.
Данный этап характеризуется формированием особого психолого-педагогическогонаправления – педологии (Дж.М. Болдуин, Э. Киркпатрик, Э. Мейман, М.Я. Басов,П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в котором комплексно на основесовокупности психофизиологических, анатомических, психологических исоциологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целяхдиагностики его развития.
В педагогическую психологию как бы с двух сторон входили объективныеметоды измерения, сближая ее с естественными науками. Были предприняты попыткинаучной рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретическогоосмысления. Реализация этих начинаний развернулась в третьем периоде.
III период: с начала 50-х гг. 20 в. и посегодняшний день
В этот период создается целый ряд собственно психологических теорийобучения, т.е. разрабатываются теоретические основы педагогической психологии.Так, в 1954 г. Б. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-хгодах Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации. Затем В. Оконь, М.И.Махмутов построили целостную систему проблемного обучения. Это, с однойстороны, продолжило разработку системы Дж. Дьюи, полагавшего, что обучениедолжно идти через решение проблем, а с другой – соотносилось с положениями О.Зельца, К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина и др. о проблемномхарактере мышления, его фазности, о природе возникновения каждой мысли впроблемной ситуации (П.П. Влонский, С.Л. Рубинштейн). В 50-е годы появилисьпервые публикации П.Я. Гальперина и затем Н.Ф. Талызиной, в которых излагалисьисходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшейв себя основные достижения и перспективы педагогической психологии. В это жевремя разрабатывается теория развивающего обучения, описанная в работах Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности(сформулированной этими же учеными и развиваемой А.К. Марковой, И.И. Ильясовым,Л.И. Айдаровой, В.В. Рубцовым и др.). Развивающее обучение нашло свое отражениеи в экспериментальной системе Л.В. Занкова.
В этот же период С.Л. Рубинштейн в «Основах психологии» далразвернутую характеристику учения как усвоения знаний. Появившаяся в 1970 г.книга И. Лингарта «Процесс и структура человеческого учения» и в 1986 г. книгаИ.И. Ильясова «Структура процесса учения» позволили сделать широкиетеоретические обобщения в этой области.
Все многообразие этих теоретических разработок было направлено нарешение задачи теоретического обоснования теории, наиболее адекватной, с точкизрения их авторов, требованиям общества к системе обучения (или учения, учебнойдеятельности). Соответственно формировались определенные направления обучения.В рамках этих направлений выявились и общие проблемы: активизация формобучения, педагогическое сотрудничество, общение, управление усвоением знаний,развитие обучающегося как цель и др.
Вопросы поматериалам лекции
1.   Какоеместо занимает педагогическая психология (ПП) в структуре психологических наук?
2.   Какие 4направления составляют структуру ПП?
3.   Каковыпредмет и задачи ПП?
4.   Назовитеосновные периоды становления и развития ПП.
5.   Какиеученые внесли наибольший вклад в становление и развитие  ПП?