Педагогическая теория К Д Ушинского

–PAGE_BREAK– Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос­питания.
В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каж­дый народ имеет свои особенный идеал человека и требу­ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот­ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли­тературы» [11, стр. 37-38].
  К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамич­ность воспитательного идеала народа, его развитие, свя­занное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра­жаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен­ным в прошлом, имеет в глазах современного человечест­ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан­цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове­ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным» [7, стр.124].
  К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и вос­питательный, исторически обусловлен, что в нем присут­ствуют элементы национальные, что «народный идеал че­ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло­виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове­ка  стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля­ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату­ра, — все, из чего слагается историческая жизнь наро­да, — составляют его действительную школу…» [7, стр. 148].
По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита­ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор­мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен­ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ­ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело­века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате­лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на­родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го­раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа­ние того убеждения… что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» [1, стр. 118-119]
 Ушинский считал,  что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из­меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.
 Воспитание будет подлинно народным и по своей направ­ленности, и по своему содержанию в целом, если им руково­дит сам народ, если сама система народного образования за­висит от самого же народа, от его мнений и практического руководства.
   Таким образом,  общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории, и германская педагогика не более как теория немецкого воспитания,  у каждого народа своя особенная национальная система воспитании, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным. Опыт других народен и деле воспитания есть драгоценное наследие дни всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической си­стеме, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать собственные свои силы.
  Таков общий дух учения Ушинского о принципе народности воспитании.
   Из всего сказанного нетрудно заключить, что принцип народ­ности Ушинского содержит следующие элементы:
1. Воспитание должно быть народным. Это прежде всего зна­чит, что оно через широко развернутую школьную сеть должно охватывать всё подрастающее поколение народа в порядке обя­зательного обучения и формировать эти поколения в духе эконо­мических, общественно-политических и культурно-просветительных интересов народа; делом воспитания должен ведать, руково­дить сам народ.
   2. Воспитание должно давать детям реальное образование и вместе с тем развивать их умственные способности с тем, что­бы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общена­родное благо. Отсюда важнейшее значение и труда как факто­ра и как одного из основных принципов воспитания.
3. Центральное место в формировании человека должен за­нимать родной язык как язык обучения и как источник знаний, как сокровищница народа, как «лучший, никогда не увядающий и вечно распускающийся цвет всей духовной жизни».
4.Воспитание должно быть проникнуто целью формирова­ния высокоморального человека, человека, для которого труд является делом чести и счастья, человека-патриота, с твёрдой волей и характером, борца за дело родины, народа,за его сча­стье, за его прогресс.
5. Женщине должно быть обеспечено воспитание и образование наравне с мужчиной, так как «мужчина и женщина — лич­ности равноправные, равно самостоятельные и равно ответствен­ные», — писал Ушинский.
6. Всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности — недопу­стимо [6, стр. 11].
  Эти требования Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил Ушинский, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Правда, у Ушинского в результате идеалистического понимания им законов развития общества встречаются, как это увидим ниже при рассмотрении отдельных частей его педагогической системы, отсталые и отжившие свой век мысли, как, например, признание им в своих ранних работах религии как основного фактора вос­питания, в некоторых случаях идеалистическое объяснение самой народности и т. д., за что Ушинского справедливо критиковали на страницах «Современника», но это не заслоняет то лучшее, что придаёт прогрессивно-демократический характер принципу народности воспитания, выдвинутому Ушинским.
    Для осуществления принципа народности в деле воспитания Ушинский считал  необходимым, чтобы: 1) в основу воспитания был положен труд, 2) воспитание и обучение проводились на родном языке, 3)школа представляла центр воспитания и обу­чения детей в системе других факторов воспитания, 4) система образования обеспечивала женщине получение образования на­равне с мужчиной, 5) система среднего и высшего профтехнического образования строилась в соответствии с интересами на­рода [3, стр. 138-139].                                     
                 Элементы  принципа народности воспитания по  учению К. Д.              Ушинского.                                                      Труд — основа  воспитания    Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отража­ет принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.
   Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще­ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи­ческого, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен­ном, физическом, социальном (граждан­ском) и нравственном аспектах.
   К.Д.Ушинский определял труд как «сво­бодную и согласную с христианской нрав­ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не­обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз­ни» [5, стр. 58].    
 Указы­вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно  внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду» [5, стр. 60].   
  Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспи­тание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея­тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.
  Придавая большое значение для теории и практики воспита­ния вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат­ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости и взаимосвязи физическо­го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен­ка чрезмерный  физический и умствен­ный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум-   |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си­стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже­ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полез­нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.
    Соз­давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно­сти, возвышению души, тогда он оказыва­ет живительное и освежающее влияние на чувства человека.
  Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны полу­чать знания, — они должны непосредственно наблюдать окру­жающую действительность и принимать посильное участие в тру­довой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.
   Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни­ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологиче­ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова­нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства» [12, стр. 142-143].
    Кроме того, ученик должен уяснить, что достижение чувства удовлетворения и радости в результате труда связано с напряжением физических, умственных, нравственных, психических и иных сил и возможностей. Труда без трудностей не бывает, наличие препятствий «есть необходимое условие существования дея­тельности». Отсутствие трудностей и проблем в деятельности человека лиша­ет эту деятельность ее воспитательного и психического значения: в процессе преодоления этих препятствий, требую­щего напряжения и мобилизации ресур­сов человеческой психики, формируется и закаливается характер и воля, рожда­ется логика и сила ума, обретается нравственность и гуманизм. Таким образом, педагогом была опре­делена генеральная педагогическая ли­ния в организации и проведении в жизнь идеи трудового воспитания: труд воспитанника без преодоления им труд­ностей антипедагогичен. Он рождает лень и скуку, слабоволие и апатию, вос­питывает безнравственное отношение к самому себе и другим людям. Нельзя ребенка постоянно вести «на помочах». Погружая его в посильные трудности, создавая условия для проявления актив­ности и самостоятельности, педагог тем самым способствует его воспитанию, обучению и развитию.
   На основе вышеизложенных рассужде­ний К.Д.Ушинский сделал главный вывод о взаимосвязи воспитания и труда: «Само воспитание, если оно желает счастья че­ловеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»  [12, с. 135]. Здесь квинтэс­сенция его педагогики: воспитывая в единстве умственного и физического тру­да, школа тем самым создает условия для развития творческого потенциала ребен­ка и обретения им в будущем своего мес­та в обществе; трудовая школа должна закладывать фундамент достойного соци­ального бытия.
  Другое, не менее важное следствие, вытекающее из воспитательного и психи­ческого значения труда, по мнению Кон­стантина Дмитриевича, состоит «в том правиле, что воспитание не только долж­но развить разум человека и дать ему из­вестный объем сведений, но должно за­жечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни до­стойной, ни счастливой». Потребность в труде — врожденное свойство человека, но она удивительным образом «способна разгораться или тухнуть, смотря по об­стоятельствам, и в особенности сообраз­но тем влияниям, которые окружают че­ловека в детстве и в юности» [12, с. 139].
  Ушинский подчёркивает весьма  положительное влияние фи­зического труда на физическое развитие ребенка.
  Одним из главных условий для умственного и физического развития ребёнка Ушинский считал правильное чередование умственного и физического труда. Смена деятельности и состав­ляет суть отдыха: отдых после умственно­го труда состоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать, «а в том, чтобы переме­нить дело; труд физический является не только приятным, но и полезным отды­хом после труда умственного». Используя разнообразную деятельность ребенка, можно успешно приучать его к полезной деятельности, требующей большого на­пряжения и внимания [12, с. 142].
                            
                                 Родной язык как средство воспитания    Центральное место в педагогической системе Ушинского за­нимает его учение о родном языке как о главнейшем источнике, — факторе и средстве воспитания  человека. Язык является созданием самого человека, созданием наро­да, его истории, воплощающим в себе жизнь самого народа, егоисторию, его стремления. «Язык есть самая живая, самая обиль­ная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и буду­щие поколения народа в одно великое, историческое живое це­лое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь» [13, стр. 271-272].
  В слове, в языке народа сокрыты все думы и чаяния народа, его характер, его стремления, всё его историческое прошлое, на котором строится настоящее и путь к будущему. В языке передается вся мудрость народа, обогащающая и воспитывающая последующие поколения.   Он указывал на большое значение произведений народного  творчества  в деле воспитания и обучения  детей.  На  первое  место  ставил  он  русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки.
    продолжение
–PAGE_BREAK–