Педагогические особенности развития театрально-игровых умений в ДОУ

Педагогическиеособенности развития театрально-игровых умений в ДОУ
 
Проблему кризиса культурыможно решить только на пути достижения гармонии, уникальности и целостностиличности. Вот почему сегодня все культуры исследуются на основе общего принципакультуросообразности, а педагогика становится метапедагогикой – теорией,создающей устойчивые культуросообразные нормы. Задачу воспитания культурысуществования в мире, ориентированной на общечеловеческие ценности, можетрешить педагогика искусства.
Театр являетсятрадиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы кразличного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимаяразличные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимыхдля жизни в условиях того или иного общества (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев,А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.)
На протяжении вековфункции театра не менялись, но в разные эпохи на определенные из них делалисьакценты. Театр, будучи институтом социального общения, всегда влиял на общественно-организационныепроцессы, обычно представляя при этом интересы ведущего класса (А.Н.Леонтьев)
Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет театр детям, праздничное и радостное представлениеоб окружающем мире.
Работы академикаН.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского иВ.Матвеевой установили, что улыбка повышает активность. Дошкольники оченьвпечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию, и именнопоэтому мы решили обратиться к этому виду искусства и деятельности.
Творчество детей носитглубоко личностный характер. Оно определяется неповторимостью личности каждогоребенка и уникальностью накопленного им опыта. Процесс детского творчествачрезвычайно индивидуален и не терпит «валового подхода» (Н.Н.Поддъяков). Впроцессе присвоения материальной и духовной культуры происходит не простоенакопление фактов, а развитие разнообразных, в том числехудожественно-творческих способностей личности.
В силуобразно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведенийпомогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однакоим интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельноеучастие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол,создание и обсуждение сценариев.
Проведенные исследованиявышеназванных ученых показали, что дошкольный возраст, дает прекрасныевозможности для развития творческих способностей детей. И от того, насколькобыли использованы эти способности, во многом будет зависеть творческийпотенциал взрослого человека.
Для этого намиразработано перспективное планирование и методическое обеспечение кружкатеатрализовано-игровой деятельности «Лицедеи».
Ежегодно в нашем городепроводится театральный фестиваль среди дошкольных образовательных учреждений. Вэтом году нами было принято в нем участие. В связи с этим была созданатворческая группа, куда вошли: Савко Н.А. – заместитель заведующей по УВР,Даниленко А.Ю. – музыкальный руководитель, Овсянникова Т.А. – руководитель поизобразительной деятельности, Бамбурова Н.П. – воспитатель.
Наша совместная деятельностьстроится на принципах личностно-ориентированной педагогики: гуманизации,взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов деятельности,индивидуализации, ориентации на зону ближайшего развития.
Целью творческой группыявилось разработка методики по развитию театрально-игровых умений детейдошкольного возраста. Содержательным стержнем нашей методики явилось разработкасценариев, комплекса игр, изготовление декораций и костюмов, а также постановкасценической речи и движений детей. Членами творческой группы было решеновыбрать сценарий «Двенадцать месяцев», а затем адаптировать его к нашимусловиям.
Работа по развитиютеатрализованной деятельности делится на три этапа:
· художественноевосприятие литературных произведений;
· освоениеспециальных умений для становления основных («актер», «режиссер») идополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
· самостоятельнаятворческая деятельность детей.
Исходя из этого мы началиактивную работу с детьми. В начале было выразительное чтение произведения,затем проведена по нему беседа, поясняющую и выясняющую понимание не толькосодержания, но и отдельных средств выразительности.
Одним из главных условийпослужило эмоциональное отношение взрослого к читаемому. При чтении детямнеобходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельностьчувств педагога. Для детей это является как бы образцом эмоциональногоотношения к тем или иным ситуациям. Затем были показаны иллюстрации, подходящиек прочитанному произведению. И наконец, большое внимание мы отвели обучениюдетей мимике, движениям, учили их передавать настроение и характер героев.
После беседы опрочитанном, и подобных упражнений, вновь вернулись к тексту, привлекая детей кпроговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требоватьбуквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденнопоправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Когда текст был хорошоусвоен, мы использовали прием поощрения точности и выразительности егоизложения детьми.
Большое внимание мыуделяли взаимодействию с родителями при подготовке спектакля: они оказывалипомощь воспитателю в изготовлении костюмов, декораций, заучиванию текста дома,организации представлений для детей, выполнение родителями роли зрителей.
Выше изложенные методыпривели нас к результату, который выразился в том, что наш творческий коллективзанял третье место в кустовом методическом объединении города. Все проведенныенами мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний,повышению общей культуры дошкольника.
В заключении отметим, чтотеатр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляетмного радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействуетна зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграцииигры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение втеатрально-игровой деятельности.

Список литературы
1. http://www.teatrskazok.ru/articles/Teatralizovannoe_vospitanie dosholnika.html
2. http://festival.1september.ru/articles/416190/
3. Антипина, А. Е.Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / А.Е. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Бекина, С. И.Музыка и движение / С. И. Бекина. – М.: Просвещение, 1984.
5. Венгер, Н. Ю.Путь к развитию творчества / Н. Ю. Венгер Дошкольное воспитание. – 1982. — №11. – С. 32-38.
6. Театр всовременной России: состояние и перспективы Аналитический вестник. – 1998. — №4.