Личность П.П.Блонского
Имя Павла ПетровичаБлонского сегодня известно немногим. А ведь он одна из самых крупных и яркихфигур в плеяде отечественных педагогов новаторов1920-х годов. Среди тех, кто поддержал советскую власть, охотно согласилсясотрудничать с Накомпросом и вошел в узкий круг педагоговсоздателейпервых государственных учебных программ, его отличал ряд особенных черт. Срединих можно выделить прежде всего ясное осознание важности своей деятельности,подлинную образованность, широчайшую эрудицию, глубокое знание философии,психологии, физиологии, педагогики. Но также, несомненно, и резкий характер,нетерпение и нетерпимость. Какие обстоятельства сформировали эту яркую инеоднозначную натуру? Сам Блонский был убежден в том, что все характерные чертыличности могут быть выведены из особенностей ее развития в детском возрасте –это кредо в полной мере относится и к нему самому. Он родился 14 мая 1884 годав Киеве в бедной дворянской семье, сложной по своим национальным корням. Одинего дед был испанец, другой поляк, одна бабушка – русская, другая – украинка.Кстати, самому Павлу Петровичу такая смесь очень нравилась.
Философские ипсихологические идеи П.П. Блонского
К историко-философскомуфакультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии,где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на негооказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Подвлиянием Гилярова он увлекся античной философией, особенно теорией Плотина,который стал его любимым мыслителем. Философские взгляды Плотина он избрал вкачестве темы магистерской диссертации, видя в них основу всей современнойидеалистической философии.
После революции ученыестепени были отменены, и диссертацию Блонский не защитил. Его книга «ФилософияПлотина» вышла в 1918 году. Крупнейший философ-неоплатоник А. Лосев писал, чтоэта работа открыла эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто цитировалПлотина в своих лекциях вплоть до последних лет жизни.
Не меньшее значение вего судьбе сыграло и знакомство с Челпановым. Блонский работал под егоруководством в психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал егопереезду из Киева в Москву, где Блонский стал его аспирантом в Московскомуниверситете. За доброе отношение и участие Блонский был ему благодарен всюжизнь, хотя впоследствии они окончательно разошлись, прежде всего, пополитическим мотивам. Блонский, настаивавший на том, что психология должна бытьперестроена на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из имже созданного Психологического института.
Первые годы жизни вМоскве были для Блонского очень трудны, прежде всего в материальном отношении.Поэтому он начинает педагогическую деятельность. Переход от «чистой науки» кпрактической работе в качестве преподавателя был в достаточной степени вынужденным,но эта деятельность давала необходимые средства к существованию, причем емуприходилось преподавать не только психологию, но и педагогику.
Эта работа свелаБлонского с новыми людьми, земскими педагогами, бескорыстно преданными своемуделу. Стремление помочь им в нелегкой деятельности стимулировало поискоригинальных педагогических идей, путей построения новой школы. Именно этивопросы станут важнейшими для Блонского через несколько лет, впервыепослереволюционные годы. Так постепенно из занятий, которые начинались толькоради приработка, вырастал новый интерес, определивший всю дальнейшуюдеятельность ученого.
блонскийшацкий личность педагогический деятельность
Педагогическаядеятельность П.П. Блонского
Для построения новойшколы, реорганизации учебных программ, разработки новых методов обучения детейнеобходимы были не только педагогические, но и психологические и философские знания,а сама эта работа рассматривалась Блонским как продолжение его прежней агитационнойи просветительской работы. С его точки зрения, формирование новой школыявлялось основой развития нового общества.
В этот период(1912—1916) появляются и первые статьи Блонского в печати. Неудовлетворенностьдеятельностью Московского психологического общества и содержанием журнала «Вопросыфилософии и психологии», который он считал оторванным от действительности иориентированным преимущественно на идеалистическую и религиозную философию ипсихологию, привела его к сотрудничеству, как с педагогической, так и спублицистической прессой.
В 1922 году Блонскийбыл привлечен Н.К. Крупской к составлению учебных программ для школы.Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственногоученого совета (ГУСа) оказала на Блонского большое влияние, во многомопределила эволюцию его взглядов в направлении марксизма.
В суровые годыгражданской войны Блонский активно работал, написал такие крупные работы, как«Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии»(1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло свыше ста работ. Среди нихпервые советские учебники для средней и высшей школы. Его статьи публиковалисьв США и Германии. По словам профессора Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периодабыл наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравнитьсядругой современный педагог».
Личность С.Т. Шацкого
Станислав ТеофиловичШацкий принадлежал к педагогам, для которых теория и практика были неразрывносвязаны между собой и дополняли друг друга. Нельзя пропагандировать идею,предварительно не проверив на практике ее ценности, жизненной эффективности,утверждал Шацкий. Поэтому на всей деятельности Шацкого лежит печать глубокогоединства его идей и их практического воплощения. Как и позднее А.С.Макаренко,Шацкий, больше, чем кто-либо из педагогов 20-х годов, связанный с жизнью школы,боролся с голым теоретизированием, с прожектерскими идеями педагогов, которые втихом уюте научных кабинетов создавали теории, призванные потрясти мир, а наделе дискредитировавшие педагогику.
Шацкий, человек высокойкультуры, владевший несколькими иностранными языками, был чужд национальной иклассовой ограниченности. Он всегда был в курсе отечественной и зарубежнойпедагогики, часто бывал заграницей и охотно использовал лучшие ее образцы впрактике работы Первой опытной станции.
Философские ипсихологические идеи С.Т. Шацкого
Научный подход кпедагогике, согласно взглядам Шацкого, начинается там, где воспитание строитсяна основе познанных фактов воздействия среды, где корни конфликтных ситуаций,возникших в школе, ищут не только в жизни детских коллективов, но и вокружающей социальной среде.
Все воздействующие наформирование ребенка факторы Шацкий разделил на природные –первичные исоциальные – вторичные. К природным факторам он относил свет, тепло, воздух, сыруюпищу, почву растительную и животную среду и другие. К социально-экономическим —орудия, инструменты, материалы, бюджет и организацию хозяйства и другие. Ксоциально-бытовым факторам — жилище, пищу, одежду, речь, счет, обычаи, типичныесуждения, общественный строй».
Сам Шацкий писал, чтоего система факторов не претендует ни на полноту, ни на точность. Она быланеобходима ему как рабочая гипотеза для рассмотрения педагогических явлений.
Таково общеепредставление Шацкого о факторах воздействия социальной среды на личностьребенка, которые педагогу необходимо учитывать в своей работе. Во взглядах идеятельности Шацкого особо ценным является его стремление опереться ввоспитательной работе на факторы воздействия среды на личность, борьбу засоздание условий, благоприятствующих физическому и духовному развитию детей.
Шацкий отмечает:«Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, прикоторой дети, главным образом, пассивно воспринимают школьную науку, работаяпочти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, не свойственнымнатуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую ихудожественную работу». Он подмечает также, что ребенок приобретает познанияпрочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает тепредметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематическиупражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работеи развиваются творческие способности.
Авторитет старшихтолько тогда действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительногоэлемента. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны взрослых, а длявзрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.
Педагогическаядеятельность С.Т. Шацкого
В 1906 Шацкийорганизовал общество «Сетлемент», главной целью которого стало повышениекультурного уровня населения. Но в 1908 г. Оно было закрыто полицией запропаганду социализма среди детей. B следующем году Шацкий и его сподвижникисоздают общество «Детский труд и отдых». B 1911 г. Общество открыло детскуюлетнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь». В этой колонии каждое лето жили 60-80мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых».Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи,самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, наскотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкамспектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии,Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние нажизнь детского коллектива. Инновационный характер первых внешкольных учрежденийбыл обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новымипедагогическими взглядами на проблемы воспитания детей.
B мае 1919 г. Шацкийорганизует на базе учреждений общества «Детский труд и отдых»опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР,которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Она велаработу c детьми, организовывала совместную работу школы и населения повоспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. Шацкий внёсзначительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе иповышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководствомШацкого были разработаны методы педагогического исследования —социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.
Сравнениепедагогических систем Блонского и Шацкого
Большое значение дляразвития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С.Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский виделего основную функцию в стимулировании развития личности. «…Воспитание,— писалон в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организациитрудовой школы»,— должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутреннимстимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П.Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего — творца — строителя, онаявляется культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого,главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущаяшкола» он писал: «…естественно было бы считать, что эти три элементапедагогической деятельности — метод, программа, организация — должны бытьпостроены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось бы представлениео единстве воспитательного процесса».
Таким образом, в трудахП. П. Блонского и С. Т. Шацкого большое значение придавалось такой организациипедагогического процесса, которая обеспечивает активное взаимодействиевоспитателей и воспитуемых.
Если сравнитьпедагогические системы С.Т. Шацкого и П.П.Блонского,то в них обнаружится очень много общего: приоритетными для них была личностьребёнка, уважительное отношение к ней и его интересам. Фундаментальной основойобъединяющей их педагогические системы выступает гуманизм, проявившийся, преждевсего в великой вере в огромные возможности и творческие силы ребёнка иопределившийся в постановке цели педагогической деятельности как всестороннем игармоничном развитии его личности. Идея всестороннего и гармоничного развитияребёнка как цель воспитания и образования является основополагающей впедагогических системах педагогов – новаторов 20-х и 30-х годов XX – го века.