КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Пенсионный фонд РФ в свете реформыпенсионной системы», «Порядок проведения камеральной налоговой проверки»
Введение
Актуальностьтемы исследования заключается в том, что Пенсионный фонд Российской Федерации являетсягосударственным социальным внебюджетным фондом, предназначенным для финансовогообеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка(или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности принаступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смертикормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполненияопределенной профессиональной деятельности. В соответствии с проводимой вРоссии реформой пенсионного обеспечения существенно изменился порядокформирования доходов и направления расходования средств этого фонда.
Кроме системыпенсионного обеспечения процесс реформирования коснулся и налоговой системыстраны. В этом свете особое значение приобрели такие понятия, как налоговыйконтроль и налоговая проверка.
Налоговаяпроверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля,позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов(сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных нанего законодательством о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверкапроизводится поместу нахожденияналогового органа. Этаформа налогового контроля наименее трудоемка. Отсюда охват налогоплательщиковкамеральными проверками достигает 90%, в то время как выездными проверками втечение года охвачено только 12–13% налогоплательщиков.
В настоящеевремя усиление роли и значимости камеральных проверок является главнымстратегическим направлением контрольной деятельности налоговых органов.Камеральные проверки по-прежнему остаются приоритетной и всеобъемлющей формойналогового контроля, не уступающей по эффективности выездным проверкам.
Цель работы: рассмотреть реформу пенсионной системы РФ, а также порядокпроведения камеральной налоговой проверки.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
· рассмотретьосновные цели и задачи Пенсионного фонда РФ;
· определитьосновные направления реформы пенсионной системы РФ;
· рассмотретьпонятие и функции камеральной налоговой проверки;
· рассмотретьответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения;
· определитьпорядок оформления результатов камеральной налоговой проверки.
Предмет исследования: Пенсионный фонд РФ в свете реформы пенсионнойсистемы, а также камеральная налоговая проверка.
Теоретической базой исследования явились учебные пособия по финансами налогообложению, нормативные документы, статьи из периодических экономическихизданий.
1.Пенсионный фонд РФ в свете реформы пенсионной системы
1.1 Сущность,цели и задачи пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств,образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансовогообеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка(или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности принаступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смертикормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполненияопределенной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд России (ПФР) введен в действие с 1 января 1992 г.постановлением Верховного Совета РФ. Это самый крупный из внебюджетныхсоциальных фондов. Бюджет ПФР – второй по величине после федерального. Основнойисточникдоходов ПФР – поступления средств ЕСН. Налогом облагаютсявыплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользуфизических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которыхявляетсявыполнение работ, оказание услуг (за исключениемвознаграждений, выплачиваемых индивидуальны предпринимателям), а также поавторским договорам.
Важнейшие задачиПФР как самостоятельногофинансово-кредитного учреждения – аккумуляция страховых взносов и расходованиеего средств в соответствии с действующим законодательством.
К доходам бюджета ПФРотносятся налоговые платежи, а такжепоступления недоимок, пени и иных финансовых санкции по взносам в ПФР;неналоговые поступления; безвозмездные перечисления (субвенции от другихбюджетов бюджетной системы РФ).
Средства ПФР направляются на выплату государственных пенсий;пенсий по инвалидности; материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий надетей в возрасте от полутора до шести лет; одиноким матерям; на детей,инфицированных вирусом иммунодефицита; пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Засчет средств ПФРфинансируются различные программы по социальнойподдержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежныевыплаты.
Выплаты базовой и страховой части пенсий ипособий занимаютнаибольший удельный вес в общем объеме расходов ПФР.
1.2 Переход от распределительной схемы краспределительно – накопительной схеме
Сущностьпенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда отраспределительной схемы, к распределительно-накопительной.
Распределительнаясхема представляла собой сбор пенсионных отчислений работающих граждан ипоследующее их распределение между пенсионным населением.
Распределительно-накопительная схема не только распределяетпенсионные отчисления, но и определенную часть отчислений накапливает наспециальном пенсионном счете работающего гражданина.
Такимобразом, государство стремится обеспечить финансовое благополучие пенсионеров.
Рассмотрим работу Пенсионного Фонда России (ПФР) и изменения,появившиеся после пенсионной реформы.
До пенсионной реформы ПФР осуществлял деятельность пораспределительному принципу – каждый работодатель обязан уплачивать Единыесоциальные налоги (ЕСН), который предусматривает отчисления в Пенсионный Фонд.Данные поступления ПФР направлял на выплату пенсий действующим пенсионерам. Отчисленияв ПФР состояли из двух частей: базовой и страховой. Кратко можно сказать, чтовсе отчисления в ПФР поступали на один счет или в один общий фонд, из которогопроизводилась выплата пенсий.
С появлениемпенсионной реформыПФР перешел от распределительной системы пенсионныхнакоплений к распределительно-накопительной. Таким образом, пенсия сталавключать в себя три части – базовую, страховую и накопительную. У каждогогражданина появились пенсионные накопительные счета, с помощью которыхотдельная часть пенсии накапливается в собственный пенсионный фонд. Это значит,что каждый гражданин начинает формировать собственную пенсию с началом трудовойдеятельности.
С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследуетследующие цели:
· Совершенствоватьпенсионные выплаты гражданам РФ;
· Обеспечиватьдостойную старость пенсионерам;
· Стабилизироватьситуацию, учитывая демографический кризис;
· Искоренить«черные» заработные платы;
· Привлечьдополнительные инвестиции в экономику страны.
Проведениепенсионной реформы имеет ряд задач:
· Введениеновой системы трудовой пенсии, состоящей из базовой, трудовой и накопительнойчасти;
· Предоставлениеиндивидуального выбора управляющей компании, прошедшей конкурсный отбор;
· Сохранениеправ граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости,по инвалидности и по потере кормильца);
· Нормативноеобеспечение проведения реформы пенсионных накоплений;
· Привлечениек реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний;
· Контрольинвестиций пенсионных накоплений.
В результатевведения пенсионной реформы гражданам предоставляется возможность регулированияматериального обеспечения пенсионных накоплений.
Анализмирового опыта в области управления финансовыми ресурсами пенсионногообеспечения позволяет применить отдельные элементы зарубежных пенсионных системв российской практике.
Наиболее перспективным, с точки зрения реализации пенсионнойреформы в России, представляется внедрение опыта государственного стимулированиядобровольного пенсионного накопления средств граждан (аналогично системам,существующим в Великобритании и Германии), которое является дополнительнымисточником средств пенсионного обеспечения. Застрахованным лицампредоставляется возможность приобретения дополнительных прав в системеобязательного пенсионного страхования за счет личных средств с пропорциональнымучастием государства в формировании пенсионных прав. В расчетный пенсионныйкапитал работника включаются взносы самого застрахованного и софинасирование изфедерального бюджета.
Повышение ставки страховых взносов (по опыту Германии и Швеции) иотказ от единого социального налога позволят вернуться к страховым принципамформирования бюджета пенсионного фонда.
Финансирование пенсионной системы путем создания специальногорезерва (по опыту Великобритании, Германии и Франции) за счет поступленияналогов от сырьевого сектора стабилизирует пенсионную систему и способствуетросту доходов пенсионеров. В мировой практике часть средств, полученных от сырьевыхдоходов, используется на финансирование дефицита бюджета. В России в настоящеевремя создается основа для оптимизации долгосрочной финансовой политики сучетом особенностей доходов, полученных от использования сырьевых ресурсов,часть из которых может поступать в фонд будущих поколений. Принимая во вниманиенеблагоприятные тенденции демографического развития России, средства фондамогли бы использоваться при решении долгосрочных программ пенсионногообеспечения.
Развитие негосударственных пенсионных фондов (по опытуВеликобритании, Германии, Франции, Швеции) является основополагающим в системепенсионного обеспечения при формировании накопительной части трудовой пенсии.Создав частную альтернативу в виде негосударственных институтов, государствопредоставляет возможность свободного накопления пенсионного капитала иформирования уровня накопительной части трудовой пенсии при наименьших затратахи более качественном обслуживании.
Инвестирование пенсионных отчислений (по опыту Великобритании,Швеции) путем приобретения финансовых активов за счет средств пенсионногострахования является одним из методов защиты от риска обесценивания. Дляповышения гарантий выполнения обязательств перед пенсионерами целесообразнопредусмотреть особые условия минимизации инвестиционных рисков путем созданиястрахового резерва и обязательного страхования субъектами инвестированиясредств пенсионных накоплений профессиональных рисков в страховых компаниях.
Предоставление ежегодного отчета, суммирующего финансовоесостояние участника по распределительному и накопительному уровням пенсионнойсистемы (по опыту Швеции), позволит сформировать полную информационную базуперсонифицированного учета. Информация на индивидуальных счетах и в отчетахдолжна отражать права на получение страховой и накопительной части трудовойпенсии: общую сумму накопленных денежных средств, суммы пенсионных взносов,поступившие от работодателя, включая штрафы и пени, суммы начисленногоинвестиционного дохода, суммы, направленные на выплату пенсий.
Можно предположить, что внедрение зарубежной практики в областифинансирования и управления пенсионным обеспечением позволит не простореформировать существующую в России пенсионную систему, а поднять ее на новыйуровень, обеспечив максимальную прозрачность, эффективность и подконтрольностьуправления финансовыми ресурсами.
1.3 Негосударственные пенсионные фонды впенсионной системе РФ
Сентябрь 1992 г.считается месяцем создания системы негосударственного пенсионного обеспечения –16.09.1992 г. Президент Российской Федерации подписал Указ №1077 «Онегосударственных пенсионных фондах», заложивший правовую основу длядеятельности частных организаций социального обеспечения, уже к тому временисуществовавших в России в самых различных организационно-правовых формах.
На сегодняшнийдень осуществляют деятельность 256 НПФ, зарегистрированных в 45 субъектахРоссийской Федерации. Их суммарное собственное имущество составляет около 544,4млрд. руб.
Недостаточноеразвитие негосударственного пенсионного обеспечения в нашей стране определяетсяотсутствием в обществе страховой культуры.
Существенно более широкое распространение получили заключаемые впользу работников пенсионные договоры, вкладчиками по которым являютсяюридические лица. Однако, по оценке Федеральной службы по финансовым рынкам, неболее 10% коллективных договоров содержат положения об обязанности работодателяобслуживать корпоративную пенсионную программу, поскольку никакиенормативно-правовые акты не предписывают организациям заниматьсянегосударственным пенсионным обеспечением работников. В связи с этимобсуждается вопрос о внесении соответствующих норм в Трудовой кодекс РФ.
Одной из основных причин, по которым корпоративные пенсионныепрограммы не получили необходимого распространения, является избыточноеналогообложение на всех стадиях организации негосударственного пенсионногообеспечения. Пенсионные взносы могут быть включены юридическим лицом-вкладчикомв состав расходов на оплату труда, но лишь в определенных пределах. Пенсионныевзносы, превышающие 12% от суммы расходов на оплату труда, в состав расходов невключаются и, соответственно, платятся из прибыли организации после обложенияналогом на прибыль. Федеральным законом от 24.07.2007 г. в соответствующуюстатью вносится поправка, устраняющая эту нелепость и разрешающая отнесение красходам взносов по пенсионным договорам, предусматривающим пожизненные пенсии,но действовать эта поправка начала только с 01.01.2008 г.
До настоящего времени не разрешена спорная ситуация, связанная справомерностью обложения единым социальным налогом пенсионных взносов в пользуконкретных работников. Позиция налоговых органов в большинстве случаев такова,что эти взносы считаются выплатами в пользу физических лиц и в качестве таковыхподлежат обложению единым социальным налогом. Таким образом, взносы дляобеспечения негосударственных пенсий служат объектом обложения налогом дляобеспечения пенсий государственных.
Эта неопределенность, безусловно, не способствует развитиюнегосударственного пенсионного обеспечения.
Значительнойновацией 2007 г. является предоставление Федеральным законом от 24.07.2007 г.гражданам-вкладчикам по пенсионным договорам в свою пользу или в пользуближайших родственников социального налогового вычета по налогу на доходыфизических лиц на сумму пенсионных взносов (но не более 100 тыс. руб. в год).Условием предоставления указанного налогового вычета является предоставлениеналогоплательщиком письменного заявления, налоговой декларации и подтверждающихдокументов. Наличие такой возможности послужит стимулом для граждан призаключении пенсионных договоров. Эта норма начала действовать с 01.01.2008.
В 2007 г.произошли важнейшие события, касающиеся другой сферы деятельности НПФ – обязательногопенсионного страхования.
Решение о допуске НПФ к участию в обязательном пенсионномстраховании, принятое органами государственного управления в 2003 г., быловоспринято фондами с большим энтузиазмом.
В настоящее время разрешения на осуществление обязательногопенсионного страхования имеют 124 НПФ, т.е. почти половина от общего их числа.Реальную же деятельность в этой области осуществляют только 91 из них, причемлишь у 54 фондов численность застрахованных лиц превышает 1000 чел.
Причин, по которым обязательное пенсионное страхование,осуществляемое НПФ, развивается недостаточно интенсивно несколько:
· Деятельностьв этой области для большинства фондов является убыточной. Расходы на нее невсегда покрываются той частью дохода от инвестирования средств пенсионныхнакоплений, которая может быть отчислена фондом на формирование имущества,предназначенного для обеспечения уставной деятельности.
· Решенияпо важнейшим вопросам регламента деятельности НПФ в качестве страховщика пообязательному пенсионному страхованию принимаются органами государственногоуправления крайне медленно. Так, предусмотренный Федеральным законом «Онегосударственных пенсионных фондах» нормативный акт Правительства,определяющий порядок выплаты фондом средств пенсионных накоплений умершегозастрахованного лица его правопреемникам, принят лишь в ноябре 2007 г.
· ВФедеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и других законахотсутствуют положения, позволяющие однозначно определить размер назначаемойзастрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии при наступлениипенсионных оснований. Для НПФ эта проблема актуальна, так как активных гражданпри передаче пенсионных накоплений в НПФ интересуют все аспекты формирования ивыплаты будущих пенсий, и наличие такой неясности не способствует повышениюдоверия к фондам как к страховщикам.
· Сложныйпорядок поступления страховых взносов в НПФ. Взносы, ежемесячно уплачиваемыестрахователями, поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации. На основанииотчетности эти средства персонифицируются. После этого средства застрахованныхлиц, заявивших о желании передать пенсионные накопления в НПФ, направляются всоответствующие фонды. Таким образом, средства пенсионных взносов допоступления в НПФ находятся в движении от полугода до полутора лет. По оценкам,за это время до 5% средств теряются бесследно. Кроме того, в течение указанногосрока НПФ лишены возможности осуществлять свою обязанность и право науправление этими средствами. Помимо видимого ущемления прав застрахованных лиц,изъявивших свою волю на передачу пенсионных накоплений в НПФ, для самих фондовэто означает еще и потерю права на наращивание ресурсной базы за счетсоответствующей части инвестиционного дохода.
· Отменас 01.01.2005 г. финансирования накопительной части трудовой пенсии для лицсредней трудовой категории (мужчины с 1953 по 1966 и женщины с 1957 по 1966 г.рождения) – одного из наиболее экономически активных слоев населения после трехлет формирования таких накоплений.
В числе нововведений 2007 г., связанных с обязательнымпенсионным страхованием, следует назвать норму Федерального закона «Одополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», всоответствии с которой средства материнского (семейного) капитала могутнаправляться женщинами на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Но главной новацией года, безусловно, стала инициатива Президентапо созданию стимула для граждан – застрахованных лиц к формированию пенсионныхнакоплений добровольными дополнительными страховыми взносами путемгосударственного софинансирования пенсионных накоплений за счет федеральногобюджетного Фонда национального благосостояния.
Условия, на которых предполагается осуществлять дополнительноепенсионное страхование, действительно очень привлекательны для граждан. Однакозадача, которую оно призвано решить, не ограничивается только лишь повышениемуровня жизни будущих пенсионеров. Не меньшее значение имеет приобщение гражданк использованию добровольных форм пенсионного страхования и обеспечения,воспитание в обществе страховой культуры.
Но для того, чтобы дополнительное пенсионное страхование началофункционировать необходимо не только принятие федерального закона и разработканормативных актов, регламентирующих самостоятельное перечисление дополнительныхстраховых взносов застрахованными лицами, порядок формирования ПенсионнымФондом РФ заявки о переводе средств государственного бюджета длясофинансирования пенсионных накоплений и др. Необходимо также определитьпорядок обложения налогом на доходы физических лиц в связи с дополнительнымипенсионными взносами.
Большая часть фондов (115 НПФ) осуществляет деятельность наосновании лицензий, действие которых в соответствии с п. 4 ст. 7Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» прекратится 1 июля2009 г. Для получения новой лицензии эти НПФдолжны будутсоответствовать ряду новых формальных требований, в частности, совокупный вкладучредителей каждого фонда должен составлять не менее 30 млн. руб., а величинаденежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должнасоставлять не менее 50 млн. руб. Такие требования к финансовым показателямфондов установлены в декабре 2007 г. и, в числе прочих мер, направлены наповышение финансовой устойчивости системы НПФ.
Однако новации могут иметь и негативные последствия. Из числа НПФ,действие лицензий которых прекращается в 2009 г., указанным требованиям внастоящее время не соответствует 91 фонд. Общая численность участников этихфондов составляет 755,9 тыс. чел., застрахованных лиц по обязательномупенсионному страхованию – 79,6 тыс. чел., совокупный объем пенсионных резервовравен 7,5 млрд. руб., пенсионных накоплений – 1,5 млрд. руб. Хотя доля этихфондов в суммарных показателях системы НПФ не так велика, тем не менее,приостановление их работы негативно отразится на пенсионных перспективах сотентысяч граждан.
Некоторой чрезмерностью формальных требований к финансовымпоказателям фондов отчасти объясняется недостаточность темпов развития системыНПФ в предшествующем периоде. Приведем (приложение 1) значения некоторыххарактеристик системы за 2004–2008 гг. по данным Инспекциинегосударственных пенсионных фондов и Федеральной службы по финансовым рынкам.Из этих данных видно, что размеры привлеченных в систему пенсионных ресурсоврастут опережающими темпами по отношению к размерам имущества для осуществленияуставной деятельности НПФ. Число же самих фондов за этот период не только неувеличилось, а даже уменьшилось. Очевидно, что законодательные новации декабря2007 г. еще более затормозят развитие системы. И нельзя не отметить, чтонаращивать ресурсную базу системе НПФ приходится в условиях мировогофинансового кризиса.
2. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
2.1 Сущность, функции и цели камеральной проверки
В настоящее время усиление роли и значимости камеральных проверокявляется главным стратегическим направлением контрольной деятельности налоговыхорганов. Камеральные проверки по-прежнему остаются приоритетной и всеобъемлющейформой налогового контроля, не уступающей по эффективности выездным проверкам.
Камеральная налоговая проверка производится исключительно поместунахождения налоговогооргана«в камере» (от латинскогослова «camera»– комната) [18, с. 320].
Таким образом, камеральная налоговая проверкапредставляет собой проверку должностными лицами налоговых органовпредставленных налогоплательщиком, налоговым агентом документов налоговойотчетности, проводимую в помещении налогового органа по мере поступления даннойотчетности в налоговый орган. При выявлении уполномоченными лицами ошибок впредоставленных отчетных документах или обнаружении противоречивых сведений обэтом сообщается налогоплательщику, который обязан дать пояснения по существувопроса, а в отдельных случаях представить дополнительные документы (факты).
Налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы,представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления иуплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика,имеющиеся у налогового органа. Для проведения камеральной проверки должностнымлицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решенияруководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцевсо дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации идругих документов, связанных с налогообложением.
В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документовили противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговыйорган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внестисоответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же входе камеральной проверки выявлены факты сокрытия или заниженияналогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, тоналоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплатесоответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверкиналоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщикапредъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы,подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов [13, c. 195].
Эта форма налогового контроля наименее трудоемка. Трудозатраты наее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки.Отсюда охват налогоплательщиков камеральными проверками достигает 90%, в товремя как выездными проверками в течение года охвачено только 12–13%налогоплательщиков [18, с. 320].
При этом проверке в основном подвергается правильность заполнениясоответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использованиятех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетныхпоказателей.
Камеральные проверки отчетов и расчетов налогоплательщиковпроводятся по каждому конкретному виду налогов в соответствии с действующимиинструкциями. По результатам таких проверок возможно доначисление налога, атакже применение санкций за нарушения, факты совершения которых не требуютдокументального подтверждения. По таким нарушениям руководители налоговыхорганов принимают решения на основании докладных (служебных) записоксоответствующих должностных лиц этих инспекций [15, с. 76].
Камеральная проверка является средством контроля правильности идостоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом контроль неограничивается проверкой правильности арифметических подсчетов, налоговым инспекторомоценивается достоверность показателей налоговой отчетности на основенакопленной в налоговом органе информации о налогоплательщике, в том числеполученной из внешних источников, и путем применения методов, основывающихся насистеме косвенных индикаторов налоговой базы. Камеральная проверка – это еще и инструментпредварительного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговыхпроверок.
Таким образом, в системе налогового администрирования камеральнаяпроверка выполняет две основные функции:
1. Контрольза правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
2. Предварительныйотбор налогоплательщиков для проведения
выездных налоговых проверок [18, с. 321].
Цели камеральной проверки:
• контрольсоблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;
• выявлениеи предотвращение налоговых правонарушений и взыскание неуплаченных или неполностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
• привлечениевиновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
• подготовканеобходимой информации для эффективного отбора налогоплательщиков дляпроведения выездных налоговых проверок.
Основной объект камеральной проверки – налоговая декларация,представленная налогоплательщиком в налоговую инспекцию [17. с. 98].
Кроме налоговых деклараций в ходе камеральной проверки в налоговуюинспекцию представляются формы бухгалтерской отчетности в соответствии сзаконодательством о бухгалтерском учете, а также иные документы, представляемыеналогоплательщиком самостоятельно или затребованные у него налоговым органом. Входе камеральной проверки используются и материалы встречных проверок,проведенных налоговой инспекцией, и документы о деятельности проверяемогоплательщика, полученные налоговой инспекцией из других источников. Однако всеэти документы являются не объектами, а средствами, используемыми для проверкиданных, указанных налогоплательщиком в своей декларации.
Налоговая инспекция обязана обеспечивать охват камеральнымипроверками всей налоговой отчетности, представляемой налогоплательщиками вналоговый орган. При этом камеральной проверкой должны быть охвачены только тепоказатели документов, входящих в состав налоговой отчетности, которые имеютзначение для правильного исчисления налогоплательщиком объектов налогообложенияи сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет [17, с. 99].
2.2 Ответственность налогоплательщика заналоговые правонарушения
Налоговым правонарушением признается совершенное противоправноедеяние налогоплательщика, за которое, установлена законодательствомответственность. Для классификации налогового правонарушения в РФ необходимодоказывать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния,которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии.Законодательно установлено, что за совершение налоговых правонарушенийответственность несут организации и физические лица.
Налоговымкодексом РФ поставлены следующие условия привлечения к ответственности заналоговые правонарушения:
1. Никто не может бытьпривлечен к ответственности за налоговые правонарушения иначе как по основаниями в порядке, предусмотренным НК РФ.
2. Никто не может бытьпривлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же налоговогоправонарушения.
3. Предусмотренная НК РФответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в случае,если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовнымзаконодательством РФ.
4. Привлечение юридическоголица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождаетдолжностных лиц от административной, уголовной и иной ответственности,предусмотренной законодательством РФ.
5. Привлечениеналогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения неосвобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пеню.
6. Лицо считается невиновнымв совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана впредусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законнуюсилу решением суда [11, с. 215].
Согласно законодательству виновным в совершении налоговогоправонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно илипо неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно,если лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) исознательно допускало наступление вредных последствий таких действий(бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным понеосторожности, если лицо не осознавало противоправного характера своих действий(бездействия) либо не предвидело вредного характера последствий, возникшихвследствие этих действий (бездействия), но должно было и могло это осознавать ипредвидеть.
Налоговым кодексом РФ установлены обстоятельства, исключающие винулица в совершенствовании налогового правонарушения, в частности:
· совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийногобедствия, других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
· совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом,находящимся в момент его совершения в состоянии, при котором оно не моглоотдавать себе отчета в предпринимаемых действиях или руководить ими вследствиеболезненного состояния, и в других случаях.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, совершившегоналоговое правонарушение, могут быть тяжелые личные или семейныеобстоятельства, угрозы и принуждения со стороны других лиц и иныеобстоятельства.
Обстоятельством,отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушениялицом, ранее привлекаемым к ответственности за налоговые правонарушения [11я.с. 216].
Если в ходе камеральной проверки выявленыошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимисяв представленных документах, то об этом не позднее трех рабочих дней сообщаетсяналогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления вустановленный налоговым органом срок, не превышающий пяти рабочих дней. Еслиналогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, то,при наличии оснований полагать, что налогоплательщиком допущены налоговыеправонарушения, он должен быть рекомендован для включения в план проведениявыездных налоговых проверок [17. с. 102].
В случае если по результатам камеральной проверки налоговыхдеклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собойзанижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работники отделов,ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, формируют в двухэкземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднееследующего рабочего дня после проведения камеральной проверки передаются вотдел учета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиковсумм налогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанныхсумм в лицевых счетах налогоплательщиков реестры с указанием даты возврата иналоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетности о проведеннойоперации возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговыхпроверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков [17, с. 103].
Если проведенной камеральной проверкой выявлены нарушения правилсоставления налоговой декларации, которые привели к занижению сумм налогов,подлежащих уплате, факт налогового правонарушения достоверно установлен и нетребует проведения для его подтверждения выездной налоговой проверки, то в 10-дневныйсрок со дня проведения камеральной проверки руководитель налогового органа илиего заместитель выносит решение о привлечении налогоплательщика к налоговойответственности за совершение налогового правонарушения. Решение оформляется ввиде постановления в соответствии с нормами НК РФ.
При обнаружении самим налогоплательщиком в поданной им налоговойдекларации не отражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок,приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внестинеобходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Вопрос обответственности налогоплательщика в таком случае решается с учетом положений ст. 81НК РФ. Здесь возможны три варианта развития событий, регламентированные НК РФ:
1.Если заявление о внесении изменений в налоговую декларациюпроизводится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считаетсяподанной в день подачи заявления.
2.Если заявление о внесении изменений в налоговую декларациюделается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечениясрока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, еслиуказанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал обобнаружении налоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговойпроверки.
3. Если заявление о внесении изменений в налоговую декларациюделается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплатыналога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанноезаявление налогоплательщик сделал до момента, когда он узнал об обнаруженииналоговым органом его ошибки либо о назначении выездной налоговой проверки. Вэтом случае налогоплательщик освобождается от ответственности при условии, чтодо подачи такого заявления он уплатит в бюджет недостающую сумму налога исоответствующие ей пени.
В постановлении налогового органа о привлечении налогоплательщикак налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения порезультатам камеральной проверки указываются:
• обстоятельствасовершенного налогоплательщиком налогового правонарушения;
• документыи иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
• обстоятельства,смягчающие или отягчающие вину налогоплательщика за совершение налоговыхправонарушений; виды налоговых правонарушений;
• размерыприменяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие нормы НК РФ.
На основании постановления о привлечении налогоплательщика кответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщикунаправляется требование об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговыхсанкций, а также об устранении выявленных нарушений. Требование направляется в10-дневный срок со дня вынесения соответствующего постановления. Требование икопия постановления вручаются налогоплательщику или его представителю подрасписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате полученияуказанных документов налогоплательщиком или его представителем.
В случае если в результате умышленных действий налогоплательщикатребование или копия постановления налогового органа не могут быть ему вручены,они считаются полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после ихотправки заказным письмом [17, с. 104].
2.3 Оформление результатов камеральной проверки
В п. 5 ст. 88 НК РФ содержится норма, согласно которойлицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотретьпредставленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если послерассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствиипояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершенияналогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах исборах, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки впорядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ.
До 1 января 2007 г. НК РФ не обязывал составлять актыкамеральных налоговых проверок, но и не запрещал этого. Одним из основныхнововведений в процедуру камеральной проверки явилось установление требования кдолжностным лицам налогового органа составлять акт камеральной проверки.
Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверкидолжен быть подписан лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, вотношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Об отказелица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или егопредставителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговойпроверки НК РФ устанавливает перечень обязательных реквизитов, которые должныбыть указаны в акте камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 100 НКРФ).
Необходимо отметить, что ранее НК РФ не предъявлял требований кструктуре акта налоговой проверки.
Приказом №САЭ-3–06/892@, применяемым при проведении и оформлениирезультатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатыхпосле 31 декабря 2006 г., утверждены формы актов камеральной и выездной(повторной выездной) налоговой проверки (приложения №4, 5 к приказу №САЭ-3–06/892@),а также требования к составлению акта налоговой проверки (приложение №6 кприказу №САЭ-3–06/892@) [10, с. 2].
В п. 5 ст. 100 НК РФ установлено, что акт налоговойпроверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка,или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующимо дате его получения указанным лицом (его представителем).
Если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или егопредставитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, то этот фактотражается в акте налоговой проверки; акт налоговой проверки направляется попочте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленногоподразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления актаналоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого актасчитается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
В п. 6 ст. 100 НК РФ установлено, что лицо, в отношениикоторого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случаенесогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводамии предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговойпроверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменныевозражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этомналогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованныйсрок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающиеобоснованность своих возражений [16, с. 245]
Заключение
Пенсионныйфонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федеральногобюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особоговида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода)вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; длянетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца. Важнейшие задачиПФРкак самостоятельного финансово-кредитного учреждения – аккумуляция страховыхвзносов и расходование его средств в соответствии с действующимзаконодательством.
Сущностьпенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда отраспределительной схемы, к распределительно-накопительной. С помощью проведенияпенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ; обеспечивать достойнуюстарость пенсионерам; стабилизировать ситуацию, учитывая демографическийкризис; искоренить «черные» заработные платы; привлечь дополнительныеинвестиции в экономику страны. В результате введения пенсионной реформыгражданам предоставляется возможность регулирования материального обеспеченияпенсионных накоплений.
Внедрениезарубежной практики в области финансирования и управления пенсионнымобеспечением позволит не просто реформировать существующую в России пенсионнуюсистему, а поднять ее на новый уровень, обеспечив максимальную прозрачность,эффективность и подконтрольность управления финансовыми ресурсами.
Налоговый контроль является одним из элементов управленияфинансами всех уровней, обязательным условием эффективного функционированияналоговой системы, который осуществляется Министерством финансов РФнепосредственно через Федеральную налоговую службу и ее инспекции,Минэкономразвития и торговли РФ непосредственно через Федеральную таможеннуюслужбу, Счетной палатой РФ и другими органами Федерации и территориальныхобразований. Налоговаяпроверка представляет собой эффективный инструмент налогового контроля,позволяющий наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов(сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных нанего законодательством о налогах и сборах.
Всоответствии с налоговым законодательством установлено ограничение: проверкоймогут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика.Если у налоговых органов при проведении камеральных или выездных провероквозникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика виные сроки, то налоговый орган имеет право истребования документов,подтверждающих деятельность, в том числе путем проведения встречной проверки.
Проверка проводится уполномоченными должностными лицами налоговогооргана. При выявлении уполномоченными лицами ошибок в предоставленных отчетныхдокументах или обнаружении противоречивых сведений об этом сообщаетсяналогоплательщику, который обязан дать пояснения по существу вопроса, а вотдельных случаях представить дополнительные документы.
Налоговые органы в области осуществления налогового контроляобязаны соблюдать налоговое законодательство и требовать от налогоплательщиковвыполнения только тех действий, которые предусмотрены законодательными актами,давать разъяснения субъектам налога по существу налоговых проверок.
В области налогового контроля субъекты налогов имеют правополучать от органов, осуществляющих контрольные функции, информацию о началепроверок, лично присутствовать в период их проведения, требовать разъяснений поспорным вопросам, обжаловать в установленном порядке действия органов контроля,требовать соблюдения налоговой тайны и возмещения ущерба, причиненногонезаконными решениями контрольных органов.
Списокиспользуемой литературы
1. Бюджетныйкодекс российской федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 01.12.2007, с изм.от 06.12.2007).Принят ГД ФС РФ 17.07.1998.
2. Налоговыйкодекс (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 17.05.2007). Принят ГД ФСРФ 16.07.1998.
3. Налоговыйкодекс (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.12.2007, с изм. От30.04.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008). Принят ГД ФС РФ19.07.2000.
4. ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовойпенсии в Российской Федерации» №111-ФЗ от 24.07.2002 (ред. от 02.02.2006).Принят ГД ФС РФ 26.06.2002.
5. ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» №167-ФЗ от15.12.2001 (ред. от 19.07.2007). Принят ГД ФС РФ 30.11.2001.
6. ФЗ «Одополнительных мерах государственной поддержке детей, имеющих детей» №256-ФЗ от29.12.2006. Принят ГД ФС РФ 22.12.2006.
7. ФЗ «Онегосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 07.05.1998 (ред. от 06.12.2007).Принят ГД ФС РФ 08.04.1998.
8. ФЗ «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 (ред. от01.12.2007, с изм. от 30.04.2008). Принят ГД ФС РФ 30.11.2001.
9. ЗаконРФ «О налоговых органах Российской Федерации» №943–1 от 21.03.1991 (ред. от27.07.2006).
10. Приказ ФНС РФ «Обутверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговыхпроверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговойпроверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений обистребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» №САЭ-3–06/892@от 25.12.2006 (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2007 №8991).
11. Александров И.М. Налогии налогообложение: Учебник. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско – торговаякорпорация «Дашков и К°», 2007. – 318 с.
12. Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А.,«Финансовая газета», 2003 г. – 49 с.
13. Налоги и налоговаясистема РФ: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007.-464 с.
14. />Налоги и налогообложение:учебник под ред. И.А. Майбурова. –2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-511 с.
15. Налогии налогообложение в РФ. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,2001.-352 с.
16. Налоговыепроверки: содержание и последствия/ Ю.М. Лермонтов. – М.: «Финансоваягазета», 2008.-48 с.
17. Организацияи методы налоговых проверок: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Романова. М.: Вузовскийучебник, 2004.-288 с.
18. />Учебное пособие «Налоги иналогообложение» под ред. А.З. Дадашева М: ИНФРА – М – Вузовский учебник, 2008 г., -567 с.
19. Финансыучебник, 2-ое изд. под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти,М: 2006 г., «Юрайт»,-435 с.
20. Горюнов И.Ю.,Михальчук В.Ю. О финансовом потенциале негосударственных пенсионных фондов //Финансы, 2008, №10, с. 61–63.
21. Горюнов И.Ю.,Михальчук В.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современнойпенсионной системе России // Финансы, 2008, №1, с. 61–65.
22. Емельянова Т.В. Финансовоеобеспечение пенсионных систем в странах ЕС и в России // Финансы, 2008, №10,с. 64–66.
23. Срокпроверок все сокращается // Российский налоговый курьер, 2008, №20, с. 10–11.