–PAGE_BREAK–
3.
Развитие и проблемы Пенсионного Фонда РФ.
3.1 Совершенствование развития пенсионного фонда.
В связи с принятием летом 2009 года ряда законодательных актов, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему, сфера деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации существенно расширилась.
В первую очередь, Пенсионный фонд провел валоризацию пенсий.
Валоризация – это переоценка расчетного пенсионного капитала, которая направлена в первую очередь на тех, кто имеет большой «советский» трудовой стаж. Пенсионеры, имеющие трудовой стаж в период до 2002 года, получили 10% прибавки к объему пенсионных прав, которые сформировались у них до начала пенсионной реформы 2002 года. Также дополнительно за каждый год советского трудового стажа до 1991 года к расчетному пенсионному капиталу добавилось по 1%.
Если после валоризации размер пенсии в сумме с другими причитающимися пенсионеру выплатами оказался ниже прожиточного минимума пенсионера в его субъекте РФ, то такому пенсионеру установлена соответствующая социальная доплата. Если пенсионер живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему установлена федеральная соцдоплата к пенсии, которая выплачивается Пенсионным фондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, где прожиточный минимум выше федерального, то ему установлена региональная соцдоплата, которую выплачивают органы социальной защиты населения региона.
С 1 апреля будут увеличены пенсии и ежемесячные денежные выплаты. Об этом сообщил председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.
Планируется, что трудовые пенсии вырастут на 6,3 процента. А пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, которые индексируются с учетом инфляции, — на 12 процентов. И еще на 3,5 процента — с 1 июля. Кроме того, на 10 процентов в апреле увеличивается и размер ежемесячных денежных выплат.
Антон Дроздов напомнил, что начиная с 2010 года все индексации будут применяться к общему размеру пенсий, полученному при проведении валоризации. То есть без деления на базовую и страховую части.
«Стоимость» масштабного увеличения в результате валоризации высока — 502 миллиарда рублей за год. Эти средства, сообщил Антон Дроздов, Пенсионному фонду выделены из федерального бюджета. «Первый транш» за январь-февраль составил 80 миллиардов рублей. «Средств достаточно, выплаты повышенных пенсий проходят вовремя и без сбоев», — подчеркнул глава Пенсионного фонда. И пояснил, что размер увеличения пенсий с января у каждого из пенсионеров был индивидуальным в зависимости от величины трудового стажа и заработка, которые применялись при назначении пенсии.
«Все это время сотрудники Пенсионного фонда проводили разъяснительную работу с пенсионерами, — сообщил Дроздов, — сейчас поток обращений пошел на убыль, но мы продолжаем консультировать всех, кто к нам обращается». Если спорные вопросы разрешить не удается, пенсионер имеет полное право отстаивать свои права в суде, подчеркнул Антон Дроздов.
Видео: Виктор Васенин
Нередко к «разногласиям» приводят некоторые разночтения в пенсионном законодательстве. Так, по закону, действовавшему до 2002 года, существовали ограничения по трудовому стажу, который учитывался при расчете пенсий. Для мужчин верхний предел составлял 45 лет, для женщин — 40 лет. «Переработки», даже если они были, на размер пенсии уже не влияли. Поэтому такой «сверхстаж» в пенсионном деле человека мог и не отражаться. В принятом же в прошлом году законе, определившем правила валоризации, эти ограничения по стажу были сняты.
Для пенсионеров это, конечно, большой плюс. Если отработал, допустим, 50 лет, все их учтут, и прибавка будет соответствующей. Но в некоторых случаях, чтобы стаж был учтен полностью, такую переработку пенсионерам нужно подтвердить: принести подтверждающие документы в Пенсионный фонд. «Валоризация носила беззаявительный характер. Все расчеты Пенсионный фонд провел автоматически, — пояснил Антон Дроздов. — В то же время 11,6 миллиона пенсионеров пришлось дополнить сведения об их трудовом стаже, запрашивая необходимые документы в архивах. И им валоризация была проведена в полном объеме».
Подтвердить «сверхстаж» можно в течение всего нынешнего года. Если документы поступят в Пенсионный фонд до конца декабря, заверил Дроздов, пенсия будет пересчитана начиная с 1 января 2010 года.
По словам Татьяны Голиковой, при внесении изменений в пенсионное законодательство и формировании бюджета Пенсионного фонда на 2010 год с 1 января текущего года планировалась валоризация пенсионных накоплений для всех возрастов. К настоящему моменту все эти выплаты уже завершены. От валоризации рост пенсий в среднем составил 1039 рублей. Министр напомнила, что при объявлении обязательств о повышении пенсий в Бюджетном послании было зафиксировано, что рост пенсий в течение года составит 46%.
(ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации
Еще одно важное нововведение 2010 года – единый социальный налог (ЕСН) с 1 января заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР.
С 1 января 2010 года российские работодатели вместо единого социального налога начали уплачивать страховых взносов в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляют ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования.
В связи с этим ПФР напоминает, что страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за январь 2010 года следует уплачивать на коды бюджетной классификации, где администратором доходов является Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть на коды бюджетной классификации, где первые три цифры – 392.
Если за плательщиком-работодателем числится недоимка по страховым взносам, образовавшаяся по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно, то уплату следует производить на коды бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба, то есть где первые три цифры – 182. Так как до 2010 года администратором страховых взносов являлась Федеральная налоговая служба, то декларацию по страховым взносам за 2009 год так же следует представлять в налоговые органы.
Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны уплачивать страховые взносы за период 2002-2009 гг. на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа, администратором доходов которых является ПФР, то есть где первые три цифры 392.
Для удобства работы бухгалтерских служб на сайте ПФР размещены рекомендации по порядку заполнения новых форм платежных документов, все формы отчетности ПФР, перечень кодов бюджетной классификации. Исчерпывающую информацию и консультацию, в также бланки и формы новой отчетности, также можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя.
В течение 2010 года ставки страховых взносов сохранятся на нынешнем уровне: 20% – в ПФР, 2,9% – в ФСС России, 3,1% – в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставки вырастут, всего работодатели будут уплачивать 34% от фонда оплаты труда, из них 26% на обязательное пенсионное страхование, 2,9% – на обязательное социальное страхование и 5,1% – в фонды обязательного медицинского страхования. Страховые взносы начисляются с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода.
В течение прошлого года ПФР провел масштабную подготовительную работу, в которой были задействованы не только сотрудники территориальных отделений Фонда по всей стране, но и представители ФФОМС, ТФОМС, ФСС, ФНС, Федеральной службы судебных приставов, Федерального казначейства, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Были проведены тысячи образовательных семинаров по всей России; значительно усилены клиентские службы ПФР. Результатом работы стала полная готовность Пенсионного фонда Российской Федерации к исполнению функций администрирования страховых взносов.
Сокращается время на оформление выплаты материнского капитала
Пенсионный фонд России готов обеспечить ускоренное оформление выплаты материнского капитала — вместо шести месяцев, указанных сегодня в законе, на это может уйти не более трех.
Об этом сообщил глава ПФР Антон Дроздов, выступая на расширенном заседании правления фонда. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова поддержала руководителя ПФР, отметив, что для ускорения процедуры получения материнских денег нужно будет принять закон с соответствующими поправками, и сделать это планируется уже нынешней весной.
Закон «отстал» от реальной жизни. Дело в том, что в 2009 году в связи с кризисом правительство разрешило семьям, получившим материнский сертификат, использовать деньги «досрочно», то есть еще до момента, когда второму или последующему ребенку исполнилось три года. Но только в том случае, если семья направляла полученный капитал на погашение ипотечного кредита.
Для того чтобы помочь попавшим в тяжелую ситуацию семьям уменьшить ипотечные долги как можно быстрее, было решено выделять деньги в максимально короткие сроки — вся процедура занимала не более трех месяцев. И очень многим действительно удалось помочь: за прошлый год, сообщил Антон Дроздов, частично или полностью расплатились материнским капиталом с банками за приобретенное в кредит жилье 112 тысяч семей.
С нынешнего года, напомним, маткапитал можно использовать уже по всем направлениям, предусмотренным законодательством, ведь с момента выдачи первых сертификатов прошло уже три года и подросла «первая смена» ребятишек.
Когда малышу исполняется три года, возможности семьи распорядиться материнскими тысячами расширяются: это, во-первых, улучшение жилищных условий (не только ипотека, но и приобретение квартиры или дома другими способами, включая строительство), во-вторых, получение детьми образования (оплата обучения и проживания в общежитиях) и, в-третьих, пополнение накопительного пенсионного счета для мамы. После принятия закона, о котором говорили Татьяна Голикова и Антон Дроздов, на всю бумажную «волокиту» по оформлению денег у семей будет уходить вдвое меньше времени — не шесть месяцев, а только три.
Кстати, вчера же в Пенсионном фонде был вручен «юбилейный» — двухмиллионный по счету сертификат на материнский капитал. Его получила семья москвичей — Надежда и Андрей Яковлевы, у которых не так давно родился третий ребенок — сын Миша.
Разумеется, правление ПФР обсуждало не только тему материнских выплат. С 1 апреля, напомнил коллегам руководитель ПФР, предстоит провести очередную индексацию пенсий: трудовые пенсии по старости увеличатся на 6,3 процента, а социальные — на 8,8 процента.
Одной из важнейших задач в министерстве и Пенсионном фонде считают выполнение программы софинансирования пенсий. По словам Татьяны Голиковой, в прошлом году, несмотря на кризис, участниками программы стали 1,3 миллиона работающих граждан, а общее их количество превысило 2,2 миллиона человек. При этом каждый четвертый участник уже начал уплачивать страховые взносы на добровольное дополнительное пенсионное страхование. И, поскольку большинство из них внесли в Пенсионный фонд более двух тысяч рублей (этот минимум оговорен в законе), уже в этом году они удвоят свои накопления за счет государства. Антон Дроздов уточнил, что на софинансирование пенсионных накоплений в 2010 году будет направлено порядка 5 миллиардов рублей.
В то же время средний размер взносов в 4,7 тысячи рублей за год, по мнению министра, не позволяет будущим пенсионерам воспользоваться государственной поддержкой по максимуму. «Соплатеж» из бюджета, напомним, равен годовой сумме взносов самого человека, но не может превышать 12 тысяч рублей. «Нужно проводить информационно-разъяснительную работу среди граждан, сосредоточиться на повышении эффективности участия в программе каждого, подавшего заявление, чтобы впоследствии люди использовали предоставленную государством возможность увеличить свою пенсию по максимуму», — отметила Татьяна Голикова.
Одно из дальнейших направлений работы ПФР — повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к тому, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
3.2 Проблемы пенсионного обеспечения.
Счетная палата (СП) опубликовала заключение на законопроект «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Ведомство отмечает, что с учетом ожидаемых индексаций пенсий «проблема нарастания несбалансированности бюджета ПФР становится все более очевидной». А запланированный уровень доходов ПФР от инвестирования средств пенсионных накоплений не будет обеспечивать превышения прогнозируемого уровня инфляции.
Фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию средств пенсионных накоплений, заключают в СП.
Как говорится в заключении Счетной палаты, несмотря на покрытие дефицита бюджета фонда из федерального бюджета, в его распределительной части в 2009 году сложится дефицит средств, который составит 11,954 млрд руб. (0,4% от общей суммы расходов ПФР). В 2010 году этот показатель будет меньше — 11,273 млрд руб. (0,3%). В 2011 году законопроектом предусмотрен профицит в размере 9,877 млрд руб. (0,2%).
Счетная палата отмечает нарастание несбалансированности бюджета ПФР. «Анализ причин несбалансированности бюджета ПФР выявляет проблему замещения страховых источников доходов пенсионной системы бюджетными источниками, что деформирует обязательное пенсионное страхование в долгосрочной перспективе и угрожает его финансовым основам», — говорится в отчете СП. Отметим, что из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета ПФР (по распределительной части) предусматривается направить в 2009 году в объеме 133,714 млрд руб. (без изменения показателя, утвержденного № 182-ФЗ), в 2010-м — 262,836 млрд руб., в 2011 году — 384,091 млрд руб.
По мнению членов коллегии, хотя некоторые из задач, реализующихся в ходе модернизации пенсионной системы, пока не решены, в России наблюдается не столько кризис пенсионной системы, сколько кризис политики заработной платы.
В случае повышения удельного веса учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения пенсионная система могла бы функционировать без особых осложнений. Существенно тормозит деятельность пенсионной системы общая задолженность российских предприятий по отчислениям в Пенсионный фонд РФ. В черном списке находятся сотни предприятий.
Пенсионный фонд ведет активную работу с должниками: доводит имеющуюся информацию о должниках до прокуратуры, воздействует на недобросовестных руководителей через профсоюзы и общественные организации, ведет работу в комиссиях по вопросам оплаты труда и ликвидации задолженности по зарплате.
Также ведется активная информационно-разъяснительная работа среди россиян: по оценке экспертов, комплекс проводимых Пенсионным фондом мероприятий в этом направлении значительно выделяется из общего потока социальной информации «доступностью для потребителей и новизной».
4. Международный опыт.
4.1 Германия
Государственная пенсионная система Германии до сих пор одна из самых консервативных. Пенсионный возраст в Германии общий для мужчин и женщин — 65 лет (с 2012 до 2030 гг. будет 67 лет). Пенсия имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда.
Те, кто работал на крупных предприятиях, получают еще и производственную пенсию. Такая пенсия возможна, если на предприятии создана пенсионная касса по договоренности между профсоюзом и администрацией. Производственная пенсия зависит от прибыли работодателя и стажа работника. При 10-летнем стаже работник уже может рассчитывать на такой вид пенсии. Производственную пенсию получает примерно половина немецких пенсионеров.
Все государственные служащие имеют дополнительную пенсию, которая равна пенсии по старости.
4.2 Франция.
Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.
По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Она состоит из значительного числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случает многопрофильной карьеры их число может легко превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.
Многообразие режимов позволяет охватить практически все категории работающего населения с учетом их пожеланий в области пенсионного обеспечения. Так, совокупный уровень замещения трудовых доходов наемных работников (как в частном, так и в госсекторе) достаточно высок: в среднем первая пенсия составляет 55% — 70% последней заработной платы без учета разницы в налогообложении; учет этой разницы увеличивает коэффициент замещения приблизительно на 10 пунктов. Заметим, что чем уровень заработной платы ниже, тем выше коэффициент замещения, что связанно с ограничением размера заработной платы, с которой платятся пенсионные взносы.
4.3 Великобритания.
Основным элементом Базового уровня является базовая государственная пенсия Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зарабатывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня.
Второй обязательный уровень также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.
По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.
В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%.
Также в Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.
Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров составляет 87%, а для самых бедных — лишь 21%.
4.4 США.
В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.
В распределительной (государственной) системе пенсионеры получают деньги ныне работающих и уплачивающих взносы в соответствующие пенсионные фонды граждан. Крупнейшая государственная пенсионная система США, так называемая Общая федеральная программа, охватывающая почти всех занятых в частном секторе экономики, построена по распределительному принципу.
К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения граждан, работающих на правительство и местные органы. Работники, занятые в частном секторе экономики, имеют возможность участвовать в дополнительных государственных пенсионных системах, организуемых по месту работы.
В США действуют два вида таких накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами и установленными взносами.
Программа с установленными выплатами формируется за счет отчислений с работодателей, а сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Однако в 1980-90-е гг. в частном секторе экономики особенно быстрыми темпами росли другие программы — с установленными взносами. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такой программы имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и располагает правом выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат. Участником частной пенсионной программы может стать любой работник компании. Право на пенсию можно заработать, имея стаж в данной компании приблизительно пять — десять лет.
Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет. Порядок открытия и ведения счетов также строго регулируется американским законодательством. Размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 000 долл. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, счет может быть открыт с момента рождения ребенка. За все время накопления средств на счете эти средства не подлежат налогообложению, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно ЛПС открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. продолжение
–PAGE_BREAK–