Переход к рыночной экономике и задачи милиции.
Введение
1. Общая характеристикаперехода к рыночной экономике
2. Рынок: понятие и особенности
3. Задачи милиции в условияхперехода к рынку
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Россия как и бывшие социалистическиестраны в процессе экономических реформ осуществляют переход от административно-команднойк системе рыночной экономики. Очевидно, что этот переход растянется не на одно десятилетие.В бывших социалистических странах еще долгое время будет присутствовать переходнаяэкономическая система, или экономика переходного периода, тоесть некая смесь элементовадминистративно-командной и современной рыночной систем. В некоторых странах к этойсмеси присоединяются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционнойхозяйственной системы[1]. Экономика разработала некоторыеподходы к решению проблем переходного периода, тем не менее это были проблемы стран,переходящих от традиционной системы к современной рыночной, т. е. развивающихсястран. Чтобы перейти от административно-командной экономики к современной рыночнойэти рекомендации годны только в некоторой степени, а актуально нужное для бывшихсоциалистических стран новое направление теоретической и прикладной экономики “экономическиепроблемы переходного периода” еще лишь устанавливаются. Тем не менее, в настоящеевремя, возможно обозначить отдельные особенности данного этапа. Это самобытная комбинацияэкономических законов коммунистической и капиталистической систем. В таком совмещенииони в некоторой степени нейтрализуют другу друга. Речь может идти и о собственныхзаконах переходной системы. Заметим, что если переходная система подразумевает поэтапноеусиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементовадминистративно-командной системы и этот процесс неравномерен, то аналогичной системесвойственна переменчивость, нестабильность являющаяся одной из специфических еечерт.
Актуальность этойкурсовой работы обусловлена тем, что долгое время Россия была под гнетом административно-команднойсистемы, вмешивающейся во все сферы жизни населения, теперешняя Россия находитсяна пути перехода к рыночным отношениям. Данный этап предполагает реформированиепрошлого уклада жизни населения, он весьма важен, хотя несет с собой множество проблем.
По нашему мнению, в связис глобальными переменами происходящими в государстве во всех сферах жизни, в экономической,социальной и политической и прочих сферах, несомненно важно и уяснение деятельностиорганов милиции в данных переходных условиях. Так как милиция является важным органомв государстве чутко реагирующим на любые изменения происходящие в стране важно рассмотретьее деятельность в изменяющихся условиях перехода к рынку.
Целью данной работы являетсяизучение сущности перехода к рынку и задачи милиции в данный период.
В соответствии с целью, вкурсовой работе преследуются такие задачи:
– провести общую характеристикуперехода к рыночной экономике;
– изучить понятие иособенности рынка;
– проанализировать задачимилиции в условиях перехода к рынку.
Считаем, что данная тема актуальнаи малоизученна, поэтому интересна как экономистам и работникам правоохранительныхорганов, так и другим интересующимся переходным периодом экономики в России и деятельностьюмилиции в таких условиях.
1.Общая характеристикаперехода к рыночной экономике
Экономическая наука, определяетпереходную экономику так: переходная экономика является промежуточным состояниемэкономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономическихизменений. Необходимость в переходе от административно-командной экономики к рыночнойобусловлена возросшей недееспособностью бестоварной экономики, в связи с исчерпаниемэкстенсивных факторов экономического роста.
Полагаем, что у административно-команднойсистемы есть два важных изъяна: 1) негибкость, медленное приспособление к переменам.Механизмы по адаптации в форме совершающегося по решению высшего руководства перераспределенияматериальных и финансовых ресурсов начинают работать только тогда, когда глубинанесоразмерностей недалека от критической отметки; 2) весьма невысокая производительность,которая переходит на этапе кризиса системы в отрицательную, по причине сплошногосдерживания хозяйственной инициативы.
В условиях кризиса административно-команднойэкономики предпринимались попытки ее реформирования, они миновали несколько периодов.Вначале была предпринята попытка в 50-х годах, суть ее была в перераспределенииресурсов в пользу производства товаров народного потребления, но без изменения экономическогомеханизма. Следующий этап реформ происходил в восьмидесятых годах и характеризовалсявоплощением двойственных и противоречивых изнутри, незавершенных преобразованийрынка. Проводимые на данном этапе реформы, даже включая перестройку в СССР, былиограничены усилиями организации рынка товаров.
Задача кардинального переходак рыночной экономике, включая организацию рынков труда, капитала, недвижимости ит.п. как правило не считалась важной. Система бюрократического прямого управлениясменилась системой бюрократического косвенного управления. Это выглядело как, директивноеопределение натуральных плановых показателей по объему и ассортименту продукциик выпуску и используемым ресурсам, далее пришел черед управления при помощи финансовыхпоказателей[2]. Заметим, что все таки рынокне возник и экономический механизм в общем остался каким был. Вследствие этого дажев случае успеха таких реформ особых улучшений экономической ситуации в условияхкризиса не было.
Подобная модель показываластремления расширения рыночных отношений в экономике при сохранении основ команднойсистемы. Государство осуществляло ряд шоковых мер в виде существенных административныхповышений розничных цен, выдавая их то за необходимые шаги к рынку, то за средствоформирования рациональных ценовых пропорций. В итоге такой политики произошло усилениенесбалансированности экономики, затяжной спад производства, раскручивание инфляционнойспирали цены зарплата. Под влиянием усиливающегося экономического кризиса направлениена модель директивного планирования и поиск новых форм совершенствования плана сменилисьпониманием того, что нужны рыночных отношений.
Первоначально рыночная экономикаосознавалась как рынок товаров при большей частью централизованном распределенииинвестиций. Потом пришло понимание роли рынков труда и капитала и необходимостисначала плюрализма форм собственности, а далее и приватизации значительной частигосударственного сектора. На этой основе и возникли попытки действительного переходак рыночной экономике.
Очевидно, что роль государствав условиях рыночной системы хозяйства принципиально меняется, оно (государство)влияет на участников экономической деятельности не прямо, а через рынок, через условияформирования затрат и результатов работы предприятий. Одновременно ставится задачаформирования социально ориентированного рынка путем сочетания рыночных отношенийс принципами и гарантиями социальной справедливости.
Экономика еще не может бытьв полной мере рыночной, но уже и не является плановой. Еще не очевидно, какой должнабыть мера сочетания рыночных и прежних, командно-распределительных рычагов и методовуправления в конкретной социально-политической и экономической ситуации каждой страны.На деле практически все мероприятия на начальном этапе перехода к рыночной экономикепроводятся в России и странах Восточной Европы в основном административными методами[3].На этом же этапе инструменты налоговой и монетарной политики действуют по-другому,чем в сложившейся рыночной экономике. Полагаем, что переход от административно-команднойк рыночной экономике имеет общие тенденции, ввиду того что данный процесс включает,с одной стороны, глубокие институциональные изменения (главным образом в отношенияхсобственности), а с другой предполагает реализацию стабилизационных мер (большейчастью в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании).
Таким образом, переходнаяэкономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостоянияв другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйствазанимает особое место в развитии общества. От переходной экономики следует отличатьпереходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одноготипа экономических отношений на другой.
Заметим, что для переходныхэкономик стран бывшего “социалистического лагеря” на сегодняшний день имеется обширныйспектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствованияразвивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих“социалистические” атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономиктипа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем,начавших с реализации принципов “шоковой терапии”[4].
В тоже время, в переходнойэкономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. 1) в постепенномумирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившегосвое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующейв мировой практике тенденции социализации; 2) связь с генезисом отношений постклассическогомирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основаннойна частно-корпоративной собственности); 3) в усилении процесса социализации – возрастанияроли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическомразвитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций.[5].
Главными задачами переходак рынку являются следующие: 1) разгосударствление и приватизация экономики, развитиепредпринимательства. Разгосударствление — снятие с государства функций прямого хозяйственногоуправления, передачу надлежащих полномочий на уровень предприятия, но без измененияхарактера собственности. Приватизация – смена собственника путем передачи или продажина различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которыеиспользуют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности и несут полную имущественнуюответственность за ее результаты; 2) формирование рыночной инфраструктуры, новыхмеханизмов установления хозяйственных связей, включая, товарные и фондовые биржии т. д. 3) демонополизация экономики как весомой предпосылки для развития конкуренциии достижения рыночного равновесия; 4) либерализация цен путем снятия государственногоконтроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросоми предложением; 5) финансово-экономическая стабилизация путем проведения жесткойденежно-кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы в обращении;6) сильная система социальной поддержки, которая облегчила бы части населения приспособлениек условиям рыночной экономики; 7) социальная переориентация экономики на основеактивной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развитияпроизводства потребительских товаров и услуг, а также повышения гибкости производства,его восприимчивости к изменениям спроса и технологическим нововведениям.
На возникновение экономическогокризиса в России и в других бывших социалистических странах влияла старая административно-команднаясистема, намеренно изолировавшая размещение производственных факторов, производствои распределение от воздействия потребительского спроса. Эти задачи были порученыразличным плановым и административным органам, включая плановые комитеты, министерства,главки, проектные организации, организации оптовой и розничной торговли.[6].Основным результатом первого этапа либеральных реформ в России явился качественныйсдвиг, решительный разрыв с старой хозяйственной системой и создание основ рыночнойэкономики[7]. В то же время структурныеизменения глубже, чем это нужно для функционирования рыночной экономики. Структурныетрансформации в экономике России происходят медленнее, чем в других странах, проводящихшоковую терапию. Следствие этого — ограниченные размеры частного сектора и медленныетемпы его развития. Таким образом, необходимо тщательное составление программы переходногопериода. Однако это непросто ввиду того, что политические императивы часто преобладаютнад конкретными экономическими соображениями.
Первое требование к любойэффективной программе перехода — обеспечение необходимого финансирования из внутреннихи внешних источников по мере сокращения госзаказа. Считаем, что государство должносмягчить барьеры на пути предложения: помехи для снабжения, кредитные ограничения,фиксированные цены, чрезмерные налоги, законодательные помехи и т. п. Старая системаслишком сильно укрепилась и правительство должно создать и претворить в жизнь эффективнуюпрограмму перехода.
По нашему мнению, для созданияэффективного рыночного механизма экономические преобразования в России следует проводитьпо двум первостепенным направлениям:1) институциональные преобразования — приватизацию,демонополизацию, поощрение предпринимательства и частнохозяйственной инициативы,создание рынка капиталов и соответствующей современным требованиям финансовой ибанковской системы, реализацию аграрной реформы и развитие приспособленной к условиямрыночной экономики системы социальных услуг. 2) завершение либерализации экономики,включая оптовую и розничную торговлю, денежно-кредитную сферу и внешнеэкономическуюдеятельность. Эти процессы станут важнейшим содержанием довольно длительного (10—15лет) переходного периода, в результате которого в России возникнут и укрепятся основныеинституты рыночной экономики. Очевидно, что процессы перехода к рынку станут важнейшимсодержанием довольно длительного периода, в ходе которого в нашей стране и возникнетсовременная рыночная экономика[8].
Считаем,что при переходе от командной системы к рынку, должны прийти свобода деятельностии ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние обществаи через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создатьоснову для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитымистранами.
Для эффективногофункционирования рыночной экономики необходимы принципы, образующие базис новойэкономической системы, таковыми являются: 1) максимальная свобода предпринимательстваи свобода выбора всех экономических субъектов; 2) формирование новых форм собственности,включая частную; 3) конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственнойактивности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствиис действием закона спроса и предложения[9]; 4) свободное ценообразование,а госконтроль возможен лишь в ограниченной сфере и без нарушения законоврыночного ценообразования; 5) распространение рыночных отношений на все сферыэкономики; 6) открытость экономики, ее последовательная интеграция в системумирохозяйственных связей; 7) обеспечение гражданам социальных гарантий игосподдержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества; 8) отказгосударства от прямого участия в хозяйственной деятельности (кроме отдельныхспециальных областей), но и одновременное усиление косвенного (административного)государственного и общественного регулирования инфляции, безработицы, имущественнойи социальной дифференциации, нестабильности производства, неравномерности развитияотдельных регионов[10].
Переходот командной к рыночной экономике обладает общими закономерностями, так с однойстороны, он включает глубокие изменения в структуре социально-экономических отношений,а также производства, с другой -реализацию неотложных жестких мер постабилизации, преимущественно в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственныхсвязей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании. Таким образом,по нашему мнению, структурная перестройка является в итоге нужным условием для устойчивогорыночного равновесия, результативного функционирования всех механизмов рынка.Полагаем, что по каждому из указанных направлений следует обеспечить опережающуюорганизацию правовой базы и институтов государственной власти и управления.
2. Рынок: понятие и особенности
Какпоказывает опыт, теперешняя рыночная система лучше, чем иные, адаптирована для применениядостижений научно-технического прогресса, интенсификации производства, а значитв итоге для более полного удовлетворения общественных потребностей. Рынок находящийсяв основе данной системы представил свое преимущество в применении побудительныхстимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.
Возможнынесколько дефиниций рынка: 1) рынок — обмен, организованный по законам товарногопроизводства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; 2) рынок механизмвзаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения; 3)рынок — сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителейи потребителей продукции[11].
Болееглубокое уяснение категории “рынок” требует учета его места во всей системе общественноговоспроизводства. Данная система включает четыре сферы экономической деятельности:1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление. Конечной, естественнойцелью экономической жизни является потребление, основной сферой экономики являетсяпроизводство, так как без его развития не может быть рынка, и именно производстворождает товарную массу. Изменение производственной сферы — источник ко всем изменениямв других сферах экономики. Это весьма важно для формирования рыночных отношенийтам, где они еще отсутствуют. Если начинать с реформации обращения и не добиватьсявначале больших производственных результатов, то никакого рынка не возникнет,но между производством и потреблением есть и другие сферы. За производством следуетраспределение, т. е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результатыпроизводства, кто станет собственником произведенной продукции.
Распределениеважно в складывании социальных отношений между людьми, в определении материальногоположения разнообразных слоев общества, но распределение является не только следствиепроизводства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективностьпроизводственного процесса[12].
Таким образом, по нашему мнению,под рынком следует подразумевать прежде всего саморегулирующуюся систему, базискоторой составляют свобода частного предпринимательства и свобода купли-продажине только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала, земли, рабочейсилы, предпринимательских способностей. Рынок предполагает свободу хозяйствованиядля всех экономических субъектов, их объединения, сотрудничества и конкуренции,а также прекращения их деятельности ввиду банкротства или по другим причинам. Хозяйствующимисубъектами могут быть не только отечественные, но и иностранные юридические и физическиелица.
Рынок в качестве развитойсистемы отношений товарного обмена выступает как система отдельных взаимосвязанныхрынков, элементов “большого” рынка (рис. 1). Следовательно, рынок охватывает элементы,прямо связанные с обеспечением производства и элементы материального и денежногообращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной.
/>Рис.1
Темне менее элементы рынка (отдельные рынки) не одинаковы по своему значению. Рынокначинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) исредств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительныхсил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.Большое экономическое значение имеет потребительский рынок, т. е. рынок продовольствия,одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления и без развитияэтого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. Именно от состояния потребительскогорынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежногообращения.
Финансовыйрынок (рынок ссудныхкапиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные,а значит наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самыхкомплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (а тот — на рынок краткосрочныхкредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных ценныхбумаг, а также на валютный, межбанковский, учетный рынки); рынок капиталов (а тот— на рынки средне долгосрочных ценных бумаг, т. е. акций и облигаций, рынок синдицированныхсредне долгосрочных банковских кредитов). Впрочем, комплексными являются и все остальныерынки[13].
Рынокуслуг существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различныеуслуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами,их качество и своевременность. Наконец, рынок распространяется и на духовнуюсферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируяматериально их рождение, распространение, использование.
Несомненно,что каждый элемент рынка имеет самостоятельно значим, но только тесное взаимодействиемежду ними приводит к плодотворному функционированию всего рыночного хозяйства.
Рыночныеотношения утвердившиеся в обществе сильно воздействуют на все стороны хозяйственнойжизни, выполняя ряд существенных функций.
Функцияинформационная. Черезпостоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производстваобъективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестветех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операциипревращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальныеобъемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственномупространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянносверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функцияпосредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокогообщественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатамисвоей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгоднойявляется та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участникамиобщественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитойконкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точкизрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживанияи других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбратьнаиболее подходящего покупателя.
Функцияценообразующая. На рынокпоступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковоеколичество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимыезатраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, значит, формируется отражениеобщественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этомуустанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на измененияв производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Функциярегулирующая — самаяважная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего напроизводство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить? для кого производить?как производить? Рынок немыслим без конкуренции и внутриотраслевая конкуренция стимулируетснижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, техническийпрогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем переливакапиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулируетрасширение наиболее перспективных отраслей[14].
Функциясанирующая. Рыночныймеханизм — это не благотворительная система, она и жесткая, и жестокая. Ей присущесоциальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренциирынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособныххозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйствав целом. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентнойборьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капиталамонополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическоммире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественныйотбор» прекратился[15].
3.Задачи милициив условиях перехода к рынку
Милицияв России — система государственных органов исполнительной власти, которые призванызащищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы обществаи государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правомприменения мер принуждения (ст.1. Закона РФ “О Милиции”). Милиция важный орган государства, она входитв систему МВД РФ. Деятельность милиции строится на принципах уважения прав и свободчеловека и гражданина, законности, гуманизма и гласности. Стоящие перед милициейзадачи она решает взаимодействуя с другими органами государства, органами местногосамоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами,а также муниципальными органами охраны общественного порядка. Милиция в России подразделяетсяна криминальную милицию и милицию общественной безопасности, является органом дознания.Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетовсубъектов РФ, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательствомРФ. Контроль за деятельностью милиции осуществляют Президент, Федеральное Собрание,Правительство и органы законодательной (представительной) и исполнительной властисубъектов РФ. Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральныйпрокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Милиция в силу своей характернойобщественной значимости, весьма чутка к трансформированиям происходящим в государстве.Ввиду того, что государство находится на этапе перехода к рыночным отношениям, понашему мнению, социально-экономический базис деятельности милиции следует рассмотретьособо.
Происходит трансформированиеустоявшихся положений. Переход к рынку способствует усложнению, модификации и развитиюмногим общественным структурам. Милиция является элементом управления, в связи счем она должна способствовать защите и развитию социально – экономических структуробщества, это должно стать одним из основополагающих принципов в работе милициив настоящем и будущем. Милиция должна адекватно реагировать на события происходящиев стране, в любой сфере общественной жизни. Ввиду того что милиция имеет структурухарактеризующуюся разветвленной в территориальном плане структурой, она должна накапливатьсведения социологического и криминологического характера, обрабатывать данную информацияи разрабатывать соответствующие прогнозы криминологического характера и иные решения,в том числе и экономические.
Милиция должна быть свободнав своей работе от указаний сверху в своих функциональных возможностях, она должнабыть избавлена от чрезмерной регламентации. В реформировании милиции весомую рольиграет преемственность и новаторство. Следует уничтожить воздействие догм, но ине упустить те положительные черты которые имеются издавна в милицейской работе.Милиция должна внимательно относится к современному обществу.
В обществе необходимо повышатьуровень экономической культуры, это заметно окажет роль и на сознание работниковмилиции. Нужно обеспечить равноправие форм собственности и форм хозяйственной деятельности.Ведь именно развитие разнообразия форм собственности станет экономическим базисомдемократизации общества в России. Весьма актуальной становится монополия государствапо охране форм собственности, а милиция должна обучать и консультировать предпринимателейрезультативным методам защиты от нечестной конкуренции, иначе эти услуги монополизируютчастные правоохранительные образования. Курс страны на экономические методы управленияподразумевает применение определенных способов в целях борьбы с преступностью вэкономической сфере. Анализ с точки зрения экономики, должен преобладать среди способовборьбы и профилактики преступности в экономической сфере, этот анализ может информироватьработников милиции не меньше чем оперативно-розыскные мероприятия. В настоящее время,у милиции недостаточно потенциала для применения анализа с экономической точки зренияв контроле за законностью деятельности новых коммерческих образований, и здесь весьмаважно взаимовыгодное содействие с аудиторскими фирмами[16].
Задачамимилиции в условиях перехода к рынку являются:
– обеспечение безопасностиличности в условиях изменений проиcходящих в государстве, в условиях социальной напряженности имеющей местов данный период;
– предупреждение и пресечениепреступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений.
Милициейв осуществляется борьба с преступлениями, в частности с экономическимипреступлениями: выявляютсяпричины и условия совершения преступлений в сфере экономики, предварительноеследствие по которым обязательно, вносятся предложения о необходимостиустранения причин и условий, способствующих совершению преступлений вэкономической направленности, проводятся оперативно-розыскные мероприятия повыявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступлениев сфере экономики, принимаются к ним меры в соответствии с законами РФ,поддерживается взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудникамиподразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступнойдеятельностью в сфере экономики, используется имеющаяся у них оперативнаяинформация в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц,осуществляются оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщениюорганизованных преступных групп или преступных сообществ (преступныхорганизаций), действующих в сфере экономики.
Такжемилицией ведется борьба с налоговыми преступлениями: происходитвыявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в сференалогообложения, проводятся оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц,занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступление в сференалогообложения, принимаются к ним меры в соответствии с законами РФ,поддерживается официальные и неофициальные контакты с налоговыми органами,банками, органами казначейства, а также с лицами, занимающимися контролемфинансовых потоков и документооборотом в данной сфере и располагающихнеобходимой информацией.
Милицияпроводит и внутренний контроль и надзор за непосредственной деятельностью сотрудников милиции,рассматриваются поступающие заявления граждан по фактам коррупции и случаяхвымогательства со стороны сотрудников органов внутренних дел, проводятсяоперативно-розыскные мероприятия в отношении сотрудников, в отношении которыхимеется информация о незаконных действиях и фактах коррупции, осуществляется защитажизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел, подвергающихся насилию, угрозами другим незаконным действиям при исполнении служебных обязанностей со стороныграждан. Совместно органами ФСБ и прокуратуры выявляются лица, потенциальнодопускающие как возможность дачи, так и возможность получения незаконногоденежного вознаграждения. Осуществляются различные профилактические мероприятияс целью воспрепятствования совершению преступлений, предусмотренных Уголовным КодексомРФ.;
– охрана общественногопорядка и обеспечение общественной безопасности;
– защита частной, государственной,муниципальной и иных форм собственности (в период перехода к рынку и растущемуразнообразию форм хозяйствования, становится особо актуальной защитасобственности от преступных посягательств);
– оказание помощи физическими юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.
Согласност. 10 Закона “О милиции” милиция в соответствии с поставленными перед ней задачамиобязана осуществлять такие действия (перечислим некоторые особо существенные впереходных к рынку условиях): — предотвращать и пресекать преступления и административныеправонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределахсвоих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств; – оказывать помощьгражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастныхслучаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровьяи жизни; – принимать и регистрировать заявления, сообщения и прочую информациюо преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личнойили общественной безопасности, своевременно принимать меры; – выявлять и раскрыватьпреступления; – возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлятьнеотложные следственные действия; – разыскивать лиц, совершивших преступления,скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовногонаказания, без вести пропавших и иных в случаях, указанных законами РФ, а такжеразыскивать похищенное имущество; – осуществлять по подведомственности производствопо делам об административных правонарушениях; – обеспечивать правопорядок на улицах,площадях, в парках, вокзалах и других общественных местах; – охранять на основедоговоров с физическими или юридическими лицами принадлежащее им имущество; инспектироватьподразделения охраны организаций; давать обязательные к исполнению предписания поустранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечениюсохранности государственной и муниципальной собственности; – исполнять в пределахсвоей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокурора,следователя о приводе лиц; – согласовывать уставы служб безопасности в организациях;контролировать соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективнойи охранной деятельности; – принимать неотложные меры по обеспечению сохранностибесхозяйного имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственныхорганов и должностных лиц; – обеспечивать сохранность найденных и сданных в милициюдокументов, вещей, ценностей и другого имущества, принимать меры по их возвратузаконным владельцам либо по реализации в установленном порядке; – иные обязанностипредусмотренные законодательством РФ.
В ст.11 Закона “О милиции” указывается, что милиции для выполнения возложенных нанее обязанностей предоставляются определенные права, перечислимнекоторые из них, особо существенные в переходных к рынку условиях: проверятьдокументы, удостоверяющие личность, осуществлять личный досмотр граждан, ихвещей; проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) контрольза которыми возложен на милицию; вызывать граждан и должностных лиц по делам иматериалам, находящимся в производстве милиции; подвергать их приводу; получатьот граждан и должностных лиц необходимые объяснения, документы и копии; осуществлятьоперативно-розыскную деятельность; при наличии данных о влекущем уголовную или административнуюответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,предпринимательскую и торговую деятельность, производить осмотр производственных,складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использованияимущества, досмотр транспортных средств; изучать документы, отражающие финансовую,хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность; осуществлять полномочиялицензирующего органа; изымать документы, имеющие признаки подделки, а также вещи,предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся без спецразрешения,хранить бесхозяйное имущество и решать вопрос об их дальнейшей принадлежности; получатьбезвозмездно информацию, кроме случаев, когда законом установлен специальный порядокполучения соответствующей информации; участвовать в налоговых проверках по запросуналоговых органов; в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющиеналоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления,связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверкиорганизаций и физических лиц; иные установленные законодательством РФ права.
Итак, почти на всехступенях и во всех подразделениях милиции каким-либо образом затрагиваютсяэкономические составляющие. Милиция как орган, осуществляющий свою важнуюправоохранительную функцию, энергично влияет на сохранение и рациональноеприменение ресурсов экономики и таким образом воздействует на формированиеотношений в сфере производства. Конечно, в периоде перехода к рынку субъекты осуществляющиехозяйственную деятельность должны самостоятельно отвечать за сохранность иприбавление своей собственности, но милиция оказывает им в этом весьма существеннуюпомощь.
Заключение
Таким образом, взаключении данной работы сделаем такие выводы.
Переход к рыночной экономикепотребовался ввиду усиливающегося исчерпания экстенсивных факторов развития недееспособностьюадминистративно-командной системы. Под рыночной экономикой понимается в основномсаморегулирующаяся система, базисом которой является преобладание частной собственности,свобода предпринимательства и купли-продажи не только потребительских товаров иуслуг, но и факторов производства.
Проанализированные в работеосновные закономерности развития рынка выражаются как тенденции, обладающие в разныхстранах своей особенностью. Вследствие этого развитие рыночной системы в Россиив переходный от командно-административной экономики период должно учитывать имеющиесяпроблемы: сравнительно низкий уровень развития производительных сил по сопоставлениюс развитыми странами; сильно монополизированная структура экономики и основных рынков;противоречия между федеральной, региональной и местными властями; оторванность производстваот нужд потребителей; неразвитая инфраструктура рынка, которая наряду с этим в своемразвитии опережает формирование структуры рынка; дестабилизация кредитно-денежнойи финансовой системы и т.д.
Полагаем, чтонаправления реформирования экономики, должны включать: -разгосударствлениеэкономики и развитие предпринимательства; -формирование рынка и егоинфраструктуры, установление хозяйственных связей рыночного типа и становлениеновых мотивационных механизмов развития предпринимательства; -демонополизацию экономикии устранение организационных структур, оставшихся от командно-административнойсистемы и препятствующих развитию рынка; -переход к свободному ценообразованиюпри сохранении форм и методов государственного регулирования; -осуществлениежесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежноймассы в обращении; -создание сильной системы социальных гарантий и поддержки населения,облегчающей людям адаптацию к условиям рыночной экономики; -осуществление активнойструктурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвигив народном хозяйстве в направлении социальной переориентации.
Переход к рынкуспособствует усложнению, модификации и развитию многим общественным структурам.Милиция является элементом управления, в связи с чем она должна способствоватьзащите и развитию социально – экономических структур общества, это должно статьодним из основополагающих принципов в работе милиции в настоящем и будущем.Милиция должна адекватно реагировать на события происходящие в стране, в любойсфере общественной жизни.
Список использованнойлитературы
1. Закон РФ «О милиции»от 18 апреля 1991 г. N 1026-I. М., 2007.
2. Агапова Т.А.,Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: ДИС, 2001.
3. Борисов Е. ФПроблемыразвития экономики нашей страны. Социально политический журнал, № 3 ,1993.
4. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Курс лекций. М.: Знание, 2002.
5. Булатов А.С.Экономика. М., 2001.
6. Бункина М.К.,Семенов В.А. Макроэкономика. М.: Эльф К-пресс, 2000.
7. Вечканов Г.С.,Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб.: Питер, 2002.
8. Крылов А. А.Социально экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений.Лекция, Москва, Академия МВД России, 1994.
9. Николаева Л.А.,Черная И.П. Экономическая теория. М., 2005.
10. Носова С.С.Экономическая теория: Учеб. для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002.
11. Седов В.В.Экономическая теория. Часть 3. Макроэкономика. Челябинск, 2002.
12. Татарников Е.А.,Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика М.: Издательство «Экзамен», 2005.