Переход к рыночным отношениям в России (90-е гг. XX в.) и опыт западных и восточных стран

Переход к рыночным отношениям в России(90-е гг. XXв.) и опыт западных и восточных стран
Контрольная работа студента гр. И-116а С.А.Дорофеева
Министерство образования РоссийскойФедерации
Уральский государственный техническийуниверситет
Краснотурьинский филиал
1999
Введение
Всвоей работе я хочу рассмотреть предпосылки сложившегося в России кризиса вконце 80-х – начале 90-х гг., и возникшие в связи с ним теории перехода крыночным отношениям в нашей стране в 90-х гг. XX века, а также сравнительный опыт перехода к рыночным отношениям взарубежных странах «третьей волны капитализма».
Послеэтого я хочу сделать вывод, в котором попытаюсь установить общие чертыпредполагаемого развития России в будущем, одной из главных целей Правительствакоторой будет переход к рыночным отношениям, а также, несомненно, возникающиепри этом развитие и рост производства, причем не только количественное, но икачественное, и, конечно же, рост уровня жизни населения нашей страны.
Всвязи с тем, что проблема, рассматриваемая мной, актуальна и по сей день,авторы используемой мной литературы, основу которой составляют газетные статьи,имеют различный подход к видению выхода из сложившейся ситуации и к оценкедействий нашего Правительства. В своей работе я старался придерживатьсянейтрального мнения о его действии и адекватно оценивать результаты.
Новый экспромт – рынок
Двенадцатаяпятилетка оказалась бесплодной и, значительно превзойдя все предыдущие порасточительству ради дутых темпов ускорения, с треском провалилась на полпути.И  тогда на горизонте появился еще более расточительный экспромт – радикальнаяэкономическая реформа, проведение которого началось с 1988 года по решениюиюньского  Пленума ЦК КПСС 1987 года.
Эпицентромправительственной программы, предложенной  в 1989 году первому Съезду народныхдепутатов СССР,  как раз и было осуществление радикальной экономическойреформы. Был принят пакет постановлений партии и правительства «О кореннойперестройке управления экономикой», в их числе:
«Оперестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условияххозяйствования»,
«Оперестройке материально-технического обеспечения и деятельности Госснаба СССР вновых условиях»,
«Обосновных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях новогохозяйственного механизма»,
оперестройке Госкомитета по науке,
оперестройке Госкомитета по труду,
оперестройке Госкомстата,
всего12 постановлений[1]. Изучение этих документов показывает,  что в них речь идетлишь о косметике плановой системы управления народным хозяйством, повышениироли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования.
Эта«радикальная» реформа была самой бесплодной из всех предыдущих. В ней не тольконе решены, но даже не поставлены по научному вопросы о непригодностиизмерителей экономического роста и принципа определения фонда заработной платыпо объему товарной продукции. Это повлекло за собой и дало возможностьсохранить в инструкциях и методиках, принятых в свете постановлений, все впрежнем виде.
В1989 году эта очередная бесплодная программа стала теоретической базой дляпрограммы деятельности правительства, избранного новым парламентом. Егоближайшей целью была стабилизация экономики в 1990 году. Прирост товаровнародного потребления был огромный – на 60 млн. рублей. Особенно большиенадежды возлагались на сокращение военных расходов и конверсию оборонныхотраслей промышленности. Работа по стабилизации экономики велась правительствомочень активно, но, несмотря на это, она се равно была обречена на неудачу, т.к.к прежним абсурдам и экспромтам добавлялись новые. Среди них особо следуетвыделить введение прогрессивного налога на прирост фонда оплаты с IV квартала 1989 года в соответствии спостановлением Верховного Совета СССР, принятым в августе того же года. Оноповлекло за собой просто катастрофические последствия – рост производства дляколлективов стал просто разорительным.
Таблица.Соотношение роста промышленного производства и роста цен в 1990 году 1990 г. I квартал II квартал III квартал IV квартал Цены 100 183 217 252 264 Промышленное производство 100 95 92,6 93,2 93,8
Кмаю  1990 года становится все более очевидным, что программа стабилизацииэкономики просто «горит»: темпы производства товаров народного потребления в 5раз, а продовольственных  — в 10 раз ниже намеченных.
Необходимостьнемедленно определить принципиальное направление экономической реформы, принятьпрограмму действий и приступить к ее реализации диктуется рядом обстоятельств:
снижениетемпов роста промышленного производства, начавшееся в конце 1988 года, перешлов экономический спад, который углублялся с каждым месяцем;
ситуацияв финансовой сфере вышла из-под контроля; бюджетный дефицит, внутренний государственныйдолг и объем денежной массы увеличивались с ускорением;
внешнеэкономическоеположение продолжало ухудшаться, платежеспособность государства обеспечивалосьуже за счет использования резервов, объемы которых неуклонно сокращались;
потребительскийрынок был почти полностью вытеснен нормированным распределением товаров и«черным рынком», социальная напряженность достигла предела;
органыгосударственного управления республиканского, областного и районного уровня,предприятия в отсутствии программы экономической реформы вынуждены искать выходиз сложившейся ситуации в одиночку, что порождает центробежные тенденции иусугубляет кризис.
Именнов этих условиях на горизонте замаячил новый экспромт – рынок. Этотэкономический шаг привлек внимание руководителей страны как возможностьсамосохранения, т.к. доверие людей было на исходе. В 1985 году обещали за 2-3года сделать перелом в экономике в лучшую сторону. Но перемены произошли вобратном направлении. Тогда начали объяснять, что экономический кризис чрезмерноглубоко поразил все части народного хозяйства. Вот тогда и появиласьрадикальная экономическая реформа. Через 2 года экономика оказалась на граниполного развала, людское доверие, оказалось, практически иссякло, что еще можнобыло пообещать? Рынок!
Рядруководителей предприятий, объединений и отраслей, специалистов центральныхэкономических отраслей, ученых отмечали, что многие понимают рынок как базарвообще. Рынок  как экономическая категория является выражением определенныхотношений в обществе между людьми. Речь идет о рынке как регуляторепроизводства, т.е. о стихийном переливе капитала из одной отрасли в другую впогоне за более высокой прибылью на основе конкуренции, причем в этом случае «рыночной ценой» будет являться цена, которая стихийно образуется в сфереобращения в зависимости от спроса и предложения. Рыночные цены изначальнопредполагают свободные цены и полную свободу производителей.
Итак,создание рынка в нашей стране предполагало переход от плановой системыуправления народным хозяйством к стихийному регулированию производства черезрыночные отношения и цены. На Западе существуют методы регулирования рынков состороны государства, но эта необходимость возникла в связи с кризисами. Цельэтого урегулирования – не допустить кризиса перепроизводства товаров, сниженияцен и прибыли, с одной стороны, и высоких темпов инфляции – с другой. Иочевидно, что опрометчиво будет заимствовать механизмы предохранения рынка отперенасыщения товарами, и применять их для преодоления нашего кризиса недопроизводства,а регулировать пустой рынок любыми методами – это очевидная бессмыслица.
Мощнымдвигателем производства при рыночной экономике является конкуренция, котораяразвивалась наравне вместе с капиталистическими отношениями. Именно она исоздает условия для реализации закона стоимости, но в ней заложено превышениепроизводственных мощностей по сравнению с платежеспособным спросомрегулируемого рынка.
Главнымфактором оздоровления и, тем более, процветания экономики является неуклонноеповышение производительности труда и, уже на этой основе, снижение издержекпроизводства на единицу потребительской стоимости. Очевидным является тот факт,что это возможно лишь в условиях жесткой конкуренции, а главное, полнойсамостоятельности всех форм хозяйствования на равных условиях изаинтересованности производителя в качестве и увеличении объемов выпускаемойпродукции и соответствие ее цены платежеспособности потребительского рынка[2].
Крынку надо переходить постепенно. Эта постепенность предполагает, что плановыеотношения должны вытесняться рыночными, а у нас –  плановые регуляторы ужесломлены, а для рыночных даже еще не созданы условия. М. Тэтчер, в частности,говорила: «Вы в Советском Союзе пытаетесь сделать в течение, скажем, 5-10 летто, на что нам понадобились столетия».
«500 дней»
Вначале 90-х гг. остро встал вопрос об отказе от социалистического планированияи изменении экономического курса СССР. Тогда решением советского правительствабыла создана Государственная комиссия по экономической реформе. И вот весной1990 года вышла программа экономического развития, названная автором поколичеству суток, отпущенных на ее выполнение – «500 дней».
Впрограмме «500 дней», разработанной группой экономистов подруководством академика С.С. Шаталина определялись пути перехода к рыночнойсистеме, способной устранить это положение и предоставить всем гражданамреальную возможность сделать свою жизнь значительно лучше. Программарассматривалась как программа реализации прав граждан на лучшую, болеедостойную жизнь.
Правочеловека на собственность реализуется посредством разгосударствления иприватизации, передачи государственной собственности гражданам. Именно ввозвращении собственности народу проявится в первую очередь социальнаяориентация экономики. Равенство возможностей будет обеспечиваться разнообразиемформ приватизации, что даст возможность либо взять имущество в аренду, либовыкупить его в кредит, либо приобрести на паевых началах. Государство не можети не должно бесплатно раздавать свое имущество. Собственность необходимозаработать. Вместе с тем часть государственного имущества следует считать ужезаработанной людьми, и оно может быть предоставлено им бесплатно или засимволическую плату. Речь в первую очередь идет о давно занимаемых квартирах сминимальным метражом на человека, о небольших садовых участках и многом другом.
Должнабыть проведена инвентаризация национального богатства страны, в первую очередьзолотовалютных резервов, стратегических запасов, имущества общественныхорганизаций, незавершенного строительства, имущества Вооруженных Сил инекоторых других видов госимущества (легковой автотранспорт, госдачи и прочее).
Правограждан на экономическую деятельность обеспечивается перераспределениемимущества между государством и гражданами в ходе разгосударствления, а такжепринятием Закона о предпринимательской деятельности. Государство создает такуюхозяйственную среду, которая будет способствовать развитию инициативы ипредприимчивости, максимально упростит процедуру открытия собственного дела,поможет правильно его поставить, поддержит его льготными налогами и кредитами вконкуренции с крупными предприятиями. Программа исходит из того, что мелкоепредпринимательство необходимо обществу для того, чтобы повернуть производствона удовлетворение потребностей каждого конкретного человека, для борьбы сдиктатом монополистов на потребительском и производственном рынках, длясоздания необходимых условий быстрого освоения новых научно-технических идей, ккоторым наиболее восприимчиво мелкое и среднее предпринимательство. Государствобудет стимулировать развитие международных хозяйственных связей, поездок заграницу на работу или учебу. Открытие внутреннего рынка заставит отечественныхпредпринимателей конкурировать с дешевыми импортными товарами как внутристраны, так и за рубежом, что придаст нашему хозяйству динамичность и гибкостьв удовлетворении потребностей рынка, а значит и потребителя.
Правограждан на свободу потребительского выбора и справедливые цены. Реформанаправлена на нормализацию состояния потребительского рынка путем либерализацииценообразования. А в переходный период путем формирования товарных резервов, втом числе за счет поставок по импорту с учетом предстоящего поэтапного переходак свободным ценам на многие виды товаров. Вводится свободный курс купли-продаживалюты, разворачивается валютный рынок. Ряд крупных банков получит правоторговли валютой по рыночным ценам, а советским гражданам будет разрешенохранить валюту в банках.
Переходк свободным ценам будет осуществляться поэтапно, начиная с тех товаров, которыене входят в число предметов первой необходимости и приобретаются, в основномслоями населения с высокими доходами. Тем самым тяжесть роста цен ляжет впервую очередь именно на них.
Правограждан на рост доходов и социальные гарантии. Рынок, как мобильная система нетолько либерализирует экономические процессы, но и создает механизмы,позволяющие регулировать изменения, происходящие в уровне жизни. К нимотносятся индексация денежных доходов, регулярный пересмотр уровней доходов всоответствии с динамикой минимального потребительского бюджета, системасоциального вспомоществования лицам, оказавшимся за чертой бедности.
Всебольшую роль в составе доходов населения будут играть доходы от собственности:получение более высоких процентов по вкладам в банках и по облигациямгосударственных ценных бумаг.
Социальнаяпереориентация экономики невозможна без широкой структурной перестройки. Будетформироваться новая, более эффективная структура занятости, сократятся тяжелыеи вредные участки производства, ручной труд. А более квалифицированныеработники на новых высокоэффективных производствах будут больше зарабатывать.
Намечаютсяреорганизация службы трудоустройства и введение выплат пособий тем, кто покакой-либо причине ищет новую работу. Во время поисков работы с активнымучастием в этом государственных служб люди могут участвовать в общественныхработах: строительстве дорог, домов, причем в первую очередь для себя. Желающиемогут получить участок земли и обрабатывать его
Планируетсяорганизация курсов и программ переобучения и переподготовки рабочих и служащих,формирование системы добровольных общественных работ.
Остротапроблемы занятости будет сглажена созданием дополнительных рабочих мест нановых производствах, в торговле и в сфере услуг, стимулированием развитияпредпринимательства и мелких предприятий.
Регулированиезанятости должно обеспечить незакрепленность за работником конкретного рабочегоместа, а создание условий для непрерывного роста квалификации ипрофессионального мастерства.
Правопредприятий на свободы экономической деятельности заключается в предоставленииим возможности действовать в интересах своих работников,собственников-акционеров и государства и в соответствии с рыночнойконъюнктурой, самостоятельно определять объемы и структуру производства, объемпродаж, цены на продукцию, выбирать партнеров.
Практическиуже с самого начала осуществления программы предприятия получают возможностьпоменять владельца: либо путем приватизации (главным образом для мелких исредних), либо преобразованием в акционерные общества (преимущественно длясредних и крупных). А значит, коллективы предприятий сразу после объявленияпрограммы могут начать подготовку и как можно менее болезненно пройти этотпроцесс, что в принципе отличается от нашей практики обрушивать подобныерешения как снег на голову. Они смогут по своему усмотрению решить вопрос онайме высококвалифицированных управляющих по контракту.
Предприятиявыйдут из системы отраслевых монополий и должны будут налаживать горизонтальныесвязи со своими партнерами. Они смогут также приобретать на оптовом рынкематериальные ресурсы, в том числе объекты незавершенного строительства и т.п.,свободно реализовывать излишки оборудования, материальных запасов и иногоимущества, и сдавать в аренду свои основные фонды. Будет предоставлено правонепосредственного участия во внешнеэкономической деятельности. Предприятиясмогут выкупать и продавать валюту на валютном рынке.
Обретаяновые права, расширяя сферу своей экономической свободы, предприятия должныучитывать, что программа предполагает для них жесткие ограничения: повышениеплаты за кредиты, сокращение до нуля дотаций из бюджета, резкое снижениегосударственных капитальных вложений, сокращение государственных закупок,иностранная конкуренция.
Правареспублик на экономический суверенитет дают возможность народам самостоятельнораспоряжаться национальным богатством своих республик, не допускатьбессмысленной растраты ресурсов, сохранить для следующих поколений природу,богатства недр. Республиканские правительства теперь несут ответственность заразвитие своих территорий и, соответственно, берут на себя большую частьполномочий по управлению экономикой.
Вреспубликах будут определяться уровень основных налогов, формы и способыприватизации, регулироваться цены на большинство товаров. Каждая республикасама найдет пути к земельной и жилищной реформам. Республиканские правительствавыработают свою систему социальных гарантий, самостоятельно сформируютреспубликанский бюджет. Союзу передаются средства на финансирование только техпрограмм, в которых народы действительно заинтересованы.
Республикидолжны определить меру своей самостоятельности в управлении экономикой и взятьна себя распоряжения соответствующими видами государственной собственности.Конечная цель разграничения полномочий по управлению государственнойсобственностью – не просто передача ее из ведения Союза республикам, аразгосударствление и приватизация. Многие виды имущества по договоренности всехреспублик должны остаться в общесоюзной собственности.
Экономическаяинтеграция необходима, но она должна строиться не на унитаризме и диктатецентра, а на добровольности, взаимовыгодности и равноправном партнерстве.Вступая в экономический союз, суверенные республики договариваются об общихпринципах экономической политики, о развитии единого рынка и согласованномпроведении реформы. Органы управления союзом формируются на основе паритетногопредставительства всех республик.
Участиев экономическом союзе должно быть выгодно для суверенных республик, поэтому следуетпредусмотреть добровольность вступления и право свободного выхода из союза.
Экономическиеправа центра представляют собой сумму прав, делегированных сувереннымиреспубликами. В рамках этих согласованных прав центр осуществляет своиполномочия по управлению общественным имуществом и фондами, экономическимипрограммами общесоюзного значения, а также обеспечивает максимально возможнуюсогласованность в проведении реформы[3].
Итак,в основе проекта лежало заключение договора суверенных республик об экономическомсоюзе, приватизация государственных предприятий, урезание расходов на армию,либерализация экономики и ценовой политики. Во всех своих выступленияхЯвлинский утверждает, что его программа была незаслуженно проигнорированаВерховным советом СССР. Но это не совсем так.
Программас самого начала была просто невыполнима. Специалисты, изучившие ее, сделалиоднозначный вывод — предлагаемый план реформирования экономики абсолютноутопичен и нереален. Мало кто из народных депутатов, которым был направлен документ,мог понять, как можно за столь краткосрочный период совершить в буквальномсмысле революцию и превратить сверхцентрализованную экономику СССР в«высокоэффективный рыночный механизм». Этого, впрочем, не смоглиуразуметь и коллеги Явлинского – экономисты.
 Делаяглавный акцент на приватизации, понимаемой как перераспределение собственностивнутри правящих верхов, и введении свободных рыночных цен, авторы проектазапланировали на 1992 год до 12 миллионов безработных. Не обеспечивая механизмазащиты социальных прав граждан России, не давая ответа на вопрос о том, какобеспечить модернизацию устаревшего и изношенного оборудования отечественнойпромышленности, эта программа создана в интересах, прежде всего,привилегированных слоев, для передачи им в частную и акционерную собственностьприбыльных предприятий[4].
Скоротечностьбыла не единственным изъяном «500 дней». По свидетельству экспертов,эта программа была подобна ситуационной игре по преодолению препятствий,которые на каждом этапе становились все сложнее и сложнее. Поскольку выполнениекаждой новой задачи было невозможно без решения предыдущей, программа, рискниправительство воплощать ее в жизнь, запнулась бы уже на десятый день. Ксчастью, к реализации этого смелого эксперимента так и не приступили, хотя самообнародование проекта программы имело неожиданный международный резонанс. Какзначилось в заключение совета деловых кругов Японии, анализ «500дней» показал, что «в окружении политиков реформаторского толка нетлюдей, разбирающихся в экономике, а особенно – в рыночной».
Правительство В. Черномырдина и егопрограмма
ПредложенныйСоветом министров в течение января 1993 г. набор оперативных мероприятийстабилизационного характера в сфере экономики получил название«Федеральной программы финансово-экономической политики России в 1993г.», названную министром экономики А. Нечаевым ни мало, ни много«первым этапом реформ». По оценке И. Дискина нынешняяправительственная программа — это «Гайдар в профиль», а ее творец — вице-премьер Б. Федоров, тем самым, выводя за рамки критики В. Черномырдина,хотя очевидно, что ее авторами в рамках предложенной концепции были и сампремьер, и 1-й вице-премьер В. Шумейко, и министр экономики А. Нечаев.
Системаприоритетов, сформулированная в ней, состоит из 4-х основных пакетов задач,которые предполагается решать одновременно:
стабилизацияфинансовой и денежно-кредитной системы;
устранениеэкономических диспропорций и улучшение структуры производства;
повышениеэффективности внешнеполитических связей и восстановление платежеспособностистраны; прекращение субсидирования иностранных государств через цены и кредиты;
обеспечениесоциальной защиты населения.
Способреализации: «жесткая и последовательная политика».
Ейже определено 7 основных целевых ориентиров Программы:
снижениетемпов инфляции до 5 процентов в месяц;
сокращениедефицита консолидированного государственного бюджета до 5 процентов ВНП;
стабилизациякурса рубля ко второму полугодию;
снижениетемпов падения производства и постепенная стабилизация производства;
повышениенормы сбережений вкладчиков и предприятий на счетах в банках при одновременномснижении доли государственного потребления;
повышениеудельного веса расходов на социальное обеспечение;
сдерживаниероста безработицы[5].
Первое,что бросается в глаза, так это практически полное совпадение ее с программой Е.Гайдара, выдвинутой им на VII съезде народных депутатов, где он также предлагалв качестве
первойзадачи — остановить инфляцию,
второй- добиться оживления инвестиционной активности,
третье- формирование механизма долгосрочного бюджетного кредитования,
четвертое- ускорение процесса приватизации,
пятое- регионализация реформы и перенос центра тяжести всей работы на места;
шестая- всемерное укрепление социальной сферы.
Высотапланки, которую задали себе разработчики и исполнители настоящей программыможет оказаться непреодолимой, поскольку даже на теоретическом уровне трудносочетается линия на укрепление социальной защиты населения и государственнойденежной дотации целых отраслей хозяйства с курсом на обуздание инфляции втрадициях жесткого монетаризма. Об этом свидетельствует опыт«раннего» Гайдара (зима 1992 г.), когда после кризиса наличности и,вслед за ним, кризиса неплатежеспособности предприятий для их устраненияпонадобилась денежная эмиссия, усугубленная резким повышением заработной платыработникам бюджетной сферы.
Междутем проблема стабилизации финансов, как и год назад, вышла на первый план, очем говорит и ее место в Программе: «Политика правительства должна быть главнымобразом направлена на устранение главных причин инфляции, нейтрализации ееразрушительного воздействия на экономику и благосостояние людей, снижениетемпов роста цен», и заявления В. Черномырдина о срочных мерах пообузданию гиперинфляции. Параметры финансовой стабилизации, предложенныевдохновителем монетаристского ее обуздания Б. Федоровым на 1993 г. практическисовпадают с теми, которые ставил перед собой Гайдар в 1992 году — снижениетемпов инфляции к концу года до 5% в месяц (в январе 1993 г. по сравнению сдекабрем 1992 она возросла в 2 раза и достигла гиперинфляционного уровня 50%),как того требуют рекомендации Международного Валютного Фонда, ограничениебюджетного дефицита (в Программе это – сокращение консолидированного бюджета до5% валового национального продукта), стабилизация курса рубля ко второйполовине года. Кроме этого планируется переориентация дотаций госпредприятиям,усиление кредитной рескрипции плохо работающим отраслям, выборочноепредоставление им субсидий и льгот. Нешуточность намерений Правительствапредполагается продемонстрировать путем проведения принудительных санацийпредприятий и организаций, проведением силами Госкомимущества двух-трехпоказательных банкротств.
Практическибольшинство из предложенных в программе мер до этого было уже представлено взимнем (1991-92 гг.) и осеннем Меморандуме Правительства России МеждународномуВалютному Фонду в 1992 г., где также обещалось выйти на эти параметры к концучетвертого квартала прошлого года. Однако в итоге рост эмиссии, согласно даннымГоскомстата об итогах 1992 г., вырос в 16,9 раза, дефицит федерального бюджетасоставил 8%, а уровень инфляции в итоге — 2000%.
Сдругой стороны, по поручению 1-го вице-премьера В. Шумейко, министр экономикиА. Нечаев и его ведомство разработали практически альтернативный проектстабилизации экономики под названием: «Федеральная программа структурнойперестройки экономики России на 1993-1995 гг.». В ней, в частности,говорится о том, что Центральный банк России должен продолжить целевое льготноекредитование конверсируемых предприятий и организаций оборонной промышленности- «золотых яиц», за счет рентных платежей топливно-энергетическогокомплекса (ТЭК), дающего до 90% прибыльности народного хозяйства России. Кромеэтого предлагается освободить предприятия текстильной и легкой промышленностиот обязательной продажи валюты, вырученной от экспорта, продолжить системудотирования животноводческой продукции, предоставить колхозам и совхозамгоскредит на пополнение оборотных средств под залог имущества.
Ещеболее радикальной позиции придерживается Председатель комитета по промышленнойполитике Правительства РФ И. Шурчков, который в противовес Б. Федорову и В.Черномырдину считает, что «проведение жесткой монетаристской политики иподдержка производства совершенно несовместимы. Поэтому в качестве основногоинструмента оживления промышленного производства новому правительству придетсявыбрать метод инфляционного стимулирования экономики России и уже в ближайшеевремя следует ожидать дополнительной кредитной эмиссии для погашения взаимныхнеплатежей российских предприятий». Единственным источником денег онпродолжает считать бюджет и ориентацию на собственно российские ресурсы иресурсы республик бывшего СССР. Кроме этого он сообщил о том, что в комитете ужеразработано 18 программ поддержки предприятий с использованием лизинговыхфондов.
Чтохарактерно, этот подход нашел свое отражение в Программе в качествекомпромиссного согласия на скрытую инфляцию, которая выражена в таких формулах,как:
развитиенового комплекса долговых обязательств государства для пополнения федеральногобюджета (векселя, облигации, иные ценные бумаги);
конверсиядолгов предприятий в ценные бумаги и организация вексельного обращения;
залогимущества предприятий за долги и вместе с тем использование банковского кредитавместо индексирования оборотных средств,
использованиеприбыли ЦБР.
Вместес этим оговаривается право Правительства не только сокращать федеральныерасходы, но и организовывать чрезвычайные налоговые поступления в случаенепредвиденных сокращений доходов сроком до 6 месяцев.
НовоеПравительство РФ решилось на попытку разрубить этот «тройной узел»проблем (финансовая стабилизация, предотвращение спада производства, усилениесоциальной направленности реформ) одновременно, в отличие от «раннегоГайдара», который пытался решить лишь первую проблему и вынужден былвтянуться, в конце концов, во все три, став в итоге «позднимГайдаром».
Анализизложенных подходов разных блоков этого исполнительного органа власти Россииприводит к выводам о том, что, скорее всего, большая часть министров, в том ичисле «экономическая команда Гайдара» в перспективе ориентируется насценарий развития государственно регулируемой рыночной экономики с сильнымфедеральным центром: не американский, не шведский, не английский, негерманский, а российский образец, — как заявил в одном январском интервью В.Черномырдин.
Программаправительства на 1993 г. предполагает в качестве приоритетов:
развитиеагропромышленного комплекса (особенно перерабатывающие отрасли) с цельюуменьшения зависимости от экспорта;
поддержаниетопливно-энергетического комплекса;
развитиеинфраструктуры, транспорта (ибо утеряны порты и плохи дорого);
конверсионныйкомплекс (13 целевых программ) за счет ВПК;
социальныепрограммы (Чернобыль, малые народы Севера, социальная защита населения).
Однакоосновные бюджетные вложения будут преимущественно осуществляться черезфедеральные программы развития, исполнителями и долевыми участниками которыхбудут как отдельные предприятия, так и регионы, на которых они расположены.Фактически, бюджетное финансирование будет осуществляться через координационныеорганы федеральных программ, в которых предприятия и регионы будут одинаковоответственными исполнителями перед центром, за что и будут получатьцентрализованное финансирование. Если предприятие убыточно, иллюстрирует этумысль В. Черномырдин, то его работники как минимум должны строить дороги иубирать мусор.
Объявленнаяеще Е. Гайдаром регионализация экономической реформы («перенесение тяжестиреформ на места» по формуле В. Черномырдина) будет развиваться не толькопутем бюджетной привязки, но и методом «народной приватизации».
Акционированиепредприятий промышленности, активно начавшееся в декабре 1992 года будетпродолжено еще более быстрыми темпами путем их выкупа трудовыми коллективами.Последнее — инициатива Верховного Совета РФ, принятая под давлением местныхорганов власти. Реально, как показывает текущая практика, предприятия подфлагом «приоритета трудовым коллективам» преимущественно будутвыкупаться местными органами власти (региональная администрация и директоратпромышленных предприятий).
Вответ на это Правительство пытается блокировать выкуп рентабельных и крупныхпредприятий группами региональных элит. С помощью чековых аукционов и развитиемсистемы конкурсных продаж по спискам Госкомимущества правительство, такимобразом, пытается сделать покупателями такого рода предприятий преимущественногосударственные структуры же федерального подчинения. В суть данного подходавнес ясность В. Черномырдин еще в начале января 1993 г., выступая передмосковскими промышленниками и предпринимателями: «усилить роль государствакак собственника основной массы индустриального потенциала»,«защитить государственную собственность от незаконной распродажи».«Только через эффективно действующий госсектор мы подтянем другие секторанашего хозяйства», — резюмировал он. В реестр приватизируемых, такимобразом, скорее всего попадут в основном убыточные и малодоходные, либо сустаревшим оборудованием производственные единицы, которые со временем, еслиудастся бюджетная интервенция Центра на места, окажутся так или иначе у негопод контролем. Крупные Правительство выкупит само.
Посуществу и система мероприятий, связанная с укреплением валютного положениястраны, повышением эффективности внешнеэкономической деятельности, так илииначе направлена на ужесточение контроля за валютным экспортом, фактическую егомонополизацию государством через федеральную программу развития инфраструктурывнешнеэкономических связей, задачу стимулирования процесса формированиянационального валютного рынка как средства распределения валютных ресурсов иобеспечения их более полной мобилизации (государственная монополия на торговлюдрагоценными металлами). В тоже время, свободное открытие иностранных валютныхсчетов внутри страны и государственная гарантия сохранения и неблокированиянаходящейся на их счетах валюты, обеспечение ограниченного допуска иностранныхбанков на российский рынок для инвестирования валютных средств внутри страныдолжны скомпенсировать возможное недовольство активных экспортеров и привлечьих капиталы в Российскую Федерацию. С целью стимулирования использованияотечественной продукции предприятиями вводится НДС на импорт и предполагаетсясократить централизованный экспорт и импорт в целом, развивая вместо негоконкурсные начала для распределения заказов (регулируемая централизация). Этуже цель преследует предполагаемый запрет на закупку за валюту техники зарубежом.
Практическипризнаны в Программе правительства на 1993 г. необоснованнымиэкспортно-импортные льготы отраслям, предприятиям и регионам. Более того, подфлагом «усиления валютного контроля» предлагается «амнистия длятех предприятий, которые в трехмесячный срок возвратят свои валютные средствасо счетов за рубежом в Россию», а это, по некоторым данным, просочившимсяв печать, — около 20 миллиардов долларов. Другим способом изымания валютыпредприятий будет отказ в кредитной помощи тем предприятиям, которые не желаютэти деньги разместить на счетах в России с неизбежными налоговыми выплатами,предлагая им привлекать собственные валютные средства для покрытия своейнеплатежеспособности.
 «Пряником»объявлено смягчение «ограничений по текущим валютным счетам». Однакоза движением капиталов будет усилен контроль путем введения «зарубежныхзаимствованных расчетно-кассовых технологий и технического обеспеченияналоговых служб, чтобы, что называется, и „мышь не проскочила“.Вдохновитель и организатор этой технической экспансии вице-премьер Б. Федоровнамерен ликвидировать неконтролируемое использование зарубежной валюты врезультате кампании, которая им названа „борьбой с“долларизацией» экономики страны, добившись включения вправительственную программу пункта о введении российской национальной валюты«в качестве единственного законного средства платежа во всех видахторговли и посреднической деятельности (валюта может перерассчитыватьсясогласно курсу)».
Втораястратегическая задача, которую планируют решить разработчики Программы –снизить бремя выплат по внешним долгам и в значительной степенипереориентироваться на страны СНГ (рублевая зона).
Сравнительный опыт перехода к рыночнымотношениям
Россииявно присущи особенности, проистекающие из цивилизованного и историческогоразвития страны, где государство традиционно оказывало решающее воздействие наструктурирование экономических, социальных и экономических и политическихотношений; сказывались имперское наследие, тип  политической культуры и многоедругое. Но, с другой стороны, Россия, несомненно, включена в «третьюволну» демократизации, поднявшуюся в современном мире с середины 70-хгодов. Она захватила сначала Южную Европу, потом распространилась на ЛатинскуюАмерику, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, Восточную и Центральную Европу.
Отличительныеособенности этой волны:
Уруководства – интеллектуальная элита.
Политическаястабильность. На первом этапе – установление диктатуры. Ради этого власти нестесняются в выборе средств. В «ежовые рукавицы» взяты оппозиционныеполитические партии, профсоюзы, пресса, общественные организации, введен запретзабастовок. Суровыми методами ведется борьба с преступностью, коррупцией,порнографией, наркоманией, с любыми отклонениями от установленных норм (заброшенную бумажку в Сингапуре установлен штраф в 1000 сингапурских долларов,нелегальное пребывание в стране – тюрьма или порка тростниковыми розгами).
Культобразования. Человек с высшим образованием ставится на самый верх социальнойлестницы (кто быстрее соображает и лучше работает, достоин и большеговознаграждения).
Привлечениеиностранного капитала.
Ставкана малый бизнес.
Чтобыреалистически оценить возможности России, полезно просмотреть особенности иосновные тенденции развития стран и регионов, переживающих сходные процессы вглобальном контексте времени.
Япония
ПоложениеЯпонии после поражения в войне было  очень сложным: уничтожено 30% оборудованиятяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн. солдат, в страну въехало 1,5 млн.человек беженцев, инфляция достигла 5000%. Все были в равной мере бедны, укаждого был такой  же, как и у всех, свой шанс.
Проведенныев то же время правительством реформы оказались успешными. Это произошло, прежде всего,  благодаря наличию сильной власти, способной осуществлятьреформы. Хотя все реформы отвечали интересам народа, некоторые из них,например,  земельная, потребовавшая преодоления противодействия помещиков, былипроведены благодаря наличию такой силы, как американская оккупационная армия.Кроме того, в Японии преобладали некоррумпированные чиновники, способныедобросовестно осуществлять  реформы. Трудно сказать, то ли это унаследовано отконфуцианства и буддизма, учащих, что человек через свой труд получаетпризнание общества и Будды, то ли сказалось влияние культуры рисоводства,издревле практиковавшей коллективный труд.
Быливозрождены политические партии, распущена тайная полиция, деятельность средствмассовой информации и профсоюзов стала абсолютно свободной.
Всфере экономики сохранялся  контроль над ценами и распределением главных видовматериальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва вдоходах населения. Однако засилье теневой экономики и рост дефицита  госбюджетаиз-за дотаций на покрытие разницы между себестоимостью и ценами привели котмене контроля в 1949 г. Для борьбы с гиперинфляцией правительствоосуществило  денежную реформу, сопровождавшуюся жестким сокращением бюджетныхрасходов и замораживанием денежных сбережений населения. В промышленной сфереправительственные низкопроцентные кредиты направлялись прежде всего навозрождение ключевых отраслей – производства металла и угля, а затем наразвитие экспортных производств. Акцент делался не на импорт потребительскихтоваров, а на внедрение передовой технологии.
Былапроизведена чистка довоенных руководителей предприятий, на которых была возложенаответственность за войну. Им на смену пришли молодые предприниматели, чтооживило управления предприятиями. Было ликвидировано господство ограниченногочисла концернов над японской экономикой, что способствовало созданиюмногочисленных новых предприятий и усилению конкуренции. Именно конкуренциястала важной движущей силой развития экономики Японии.
Японцыне только мечтают, но и делают все возможное, чтобы первыми ворваться в XXIвек. На смену металлургии, тяжелому машиностроению и химической промышленности,сыгравшим главную роль в «экономическом чуде» 60-70 годов, приходят наукоемкие,высокоприбыльные, экологически чистые производства. Их продукция должнасоответствовать новому девизу – быть легким, тонким, коротким и миниатюрным[6].
Сингапур
Сингапурскаямодель развития в свое время широко рекламировалась экономистами и политологамикак  образец для подражания. Действительно: страна, расположенная на островеплощадью менее 600 кв. км и не  имеющая никаких природных ресурсов, за короткийсрок прошла путь от реэкспортного центра до  государства с современнымиотраслями промышленности. Это и позволило заговорить об «экономическом чуде», повторяющем японский вариант. Сингапур сегодня мало чем уступаетЯпонии. Он занимает 14-е место в мире по объему импорта и 17-е по экспорту.Сингапур — крупнейший в мире производитель  дисководов для компьютеров, третиймировой центр переработки нефти. Местный аэропорт «Чанги» уже  семьлет считается лучшим в мире, а сам город-остров признан одним из самых благоприятныхмест  проживания на земле.
Поэтомуне удивительно, что Сингапур с 2,8 миллиона человек ежегодно посещают 6,5миллионов туристов.  Туризм — главнейшая отрасль экономики. Она приносит более7 млрд. долларов ежегодно. Хотя темпы  прироста ВВП снизились с 8,6 до 7,2процента, на фоне экономического коллапса других стран региона  картина просторадужная.
Валовойвнутренний продукт на душу населения в 1995 году составлял 28 тысяч долларов,уступая только  Японии, Германии и Швейцарии. Золотой и валютный запас — 68,7млрд. долларов (пятое место в мире).  Между прочим, в списке 20 самых богатыхстран 8 представителей Восточной Азии:  Япония, Тайвань,  Китай, Сингапур,Гонконг, Таиланд, Южная Корея, Малайзия. Приведенные цифры внятно говорят облагополучии страны. 
ГлаваСингапура — президент. Законодательная власть в республике принадлежитпарламенту,  исполнительная — в руках кабинета министров во главе спремьер-министром. Все «львиные» успехи  связаны с правительством, аточнее говоря — с премьер-министром Ли Кван Ю — самым долгоиграющим” министром в мире. Придя к власти в 1959 году, он подал в отставку лишь 26ноября 1990-го. С его приходом  в стране, по существу, было введеноавторитарное правление. Газеты и журналы, критикующие режим,  были запрещены.
Вначале восьмидесятых некоторые зарубежные периодические издания опубликовалискандальные  финансовые и политические материалы и… тут же исчезли с местногорынка.
Правительствопо-прежнему контролирует многие аспекты общественной жизни. Во всем мире известна сингапурская система штрафов. Брошенный на улице окурок может обойтись вам в1000 сингапурских  долларов. В стране официально запрещена продажа жевательнойрезинки. Есть даже штрафы за такие вещи,  как еда в метро или неполный смыв вобщественном туалете. Недавно в закон внесена поправка, которая –  помимоштрафов — позволяет привлечь нарушителей к работам на всеобщее благо. Междупрочим,  поддержание чистоты в городе ежегодно обходится правительству в 30миллионов сингапурских долларов.
Итолько в прошлом году штрафам были подвергнуты более 2000 нерях-нарушителей.
Помере роста экономики поток критики ослабевал. В результате была достигнутаполитическая  стабильность, а на горизонте появились транснациональныекорпорации. В страну хлынул поток  инвестиций. Развитие экономики Сингапура шлопо трем направлениям: индустриализация,  ориентированная на экспорт,реэкспортная торговля и торговля услугами и, наконец, кредитно-финансовая  иинвестиционная деятельность, в основном, в регионе Юго-Восточной Азии. Это далоположительные  результаты. Однако вскоре появились проблемы, точнее говоря — одна. В отличие от Таиланда, где научных, сингапурские возможности былиограничены. В 1991 году только 6 процентов  населения закончили университеты.Поэтому высокотехнологичные отрасли стали подумывать о переезде в  соседниеМалайзию и Таиланд. Это замедлило сингапурский экономический бум и заставило правительство искать пути его оживления. И они были найдены.
Во-первых,решили сосредоточиться на трех областях развития: информационные технологии, автоматизированные системы и биотехнология.
Во-вторых:идея «треугольника развития» (Growth Triangle)с вовлечением развивающихся соседей Сингапура –  Малайзии и Индонезии.Договорились: эти две страны снабжают сырьем и дешевой рабочей силой, а Сингапур — техническим ноу-хау. Кроме того, в страну стали активно привлекатьдля работы специалистов  из Таиланда.
И,в-третьих, Сингапур открыл двери бизнесменам китайского происхождения, которыехотели покинуть  Гонконг и перенести свои капиталы в Сингапур. Ведь населениереспублики на 78 процентов — китайцы, на  15 процентов — малайцы и на 6процентов — южные азиаты. В правительстве преимущественно китайцы, и  китайский- один из 4 официальных государственных языков. Поэтому туманные перспективыГонконга  помогли еще более укрепить китайское влияние в Сингапуре.
Финансовыйураган, пронесшийся над Юго-Восточной Азией, поубавил прыти азиатским тиграм.Идет  отток зарубежных капиталов. Блекнут честолюбивые планы. Повсеместнонаблюдается замедление темпов  экономического роста. Однако Сингапуру черныедни не грозят. Некоторое торможение неизбежно, но рост  «Льва» неостановится. Слишком велик набранный «момент» движения[7].
Южная Корея
Всозвездии «драконов» – преуспевающих стран ЮВА – ярко сияет ЮжнаяКорея. Присущая всему восточному загадочность окутывает и ее образ. Нередкоговорят о «корейском экономическом чуде». В чем его суть?
ВЮжной Корее взаимосвязаны и система жесткого планирования, регулированияэкономики, и высокая деловая активность населения.
Заодин год были приняты необходимые экономические законы:
поприватизации собственности и денежному обращению;
поконтролю над ценами;
либерализацияимпорта;
опродолжительности рабочего дня;
12законов о малом бизнесе.
Такимобразом была создана правовая платформа реформ, проведено перераспределениероли правительства и частного капитала. Ставка была сделана на малый бизнес. Онстал основой корейской экономики и «корейского чуда».
ВЮжной Корее разрабатываются 5-летние планы развития экономики. К разработке VI пятилетнего плана были подключены 27иностранных экспертов. Он имеет название «катящийся план». Подробныйплан создан, но его нужно двигать вперед, катить. Правительство информируетнаселение о сделанном, о том, что будет, если сделаем это плохо, и что будет,если мы добьемся этого. В результате – всеобщая информированность: каждыйчеловек, семья, улица, фабрика знают, что происходит, что можно ожидать от тойили иной программы.
Характернаячерта южных корейцев – культ исполнения, чего не достает нам. Вот это – символкорейского трудолюбия, воли, напористости, одержимости.
Безработицав Южной Корее есть, но не большая. Здесь быстро перепрофилируются производства,капитал переливается из отрасли в отрасль. Особенно активно развивается сферауслуг.
Средствана проведения экономических реформ были взяты из следующих источников:
сбережениянаселения (в банках увеличены процентные ставки);
иностранныезаймы, инвестиции, импорт капитала;
правильновыбранная экспортная стратегия.
За20 лет корейский экспорт увеличился в 100 раз, тогда как у других развитыхстран только в 10-16 раз.
Втечение 20 лет правительство держало под жестким контролем соотношение междуростом производительности труда и заработной платой. Первая росла высокимитемпами, а вторая – низкими. А теперь заработная плата в Южной Корее растетдаже быстрее, чем в США, Германии, Японии. Это никого не пугает, так какизменилась структура экспорта. Южная Корея утверждает себя не в дешевоммассовом производстве, а в дорогостоящих высоких технологиях.
Жизненныйуровень в Южной Корее постоянно рос. В начале реформ, в 1962г., 80 долларов надушу населения, сейчас – 5000 долларов в год. Ныне Южная Корея одна из самыхвысокообразованных стран мира[8].
УрокиЮжной Кореи используют и другие страны, в том числе и США.
Германия
Впослевоенной Германии, которая до последнего клочка земли была занята врагами,по всей стране был объявлен комендантский час, отсутствовало всякое сообщениемежду городами, которые были превращены в руины, в 1945-48 гг. стоял выбор:либо государственно регулируемая плановая экономика, либо свободное рыночноехозяйство. Страна пошла по второму пути, и уже ближайшие годы показалиправильность ее выбора.
ЛюдвигЭрхард, тогда директор экономического управления западных оккупационных зон ипозднее федеральный министр экономики, решился на смелый шаг. Непосоветовавшись предварительно с союзной администрацией и военной бюрократией,обладавшими правом давать указания, он объявил широкую отмену хозяйственныхпредписаний и положил начало свободной рыночной экономике.
Вэтой волшебной формуле и заключался ключ к успеху. В кратчайший срок удалосьосвободить свободные рыночные силы. На полках магазинов вдруг в изобилиипоявились товары.
Послеискоренения материальной нужды, наконец, стали выпускать то, чего хотелипотребители. Ось свободной рыночной экономики составила конкуренция, прикоторой несколько предприятий предполагали одинаковый товар. Двигателем всегостали виды на прибыль. Среднегодовые темпы прироста ВНП до 1960 г. составили8%.
Кполному восстановлению экономики послевоенной Германии и переходу ее в разрядведущих промышленно-развитых стран привели следующие общие причины:
Массированнаяамериканская экономическая помощь (3516 млрд. долларов).
5июня 1947 Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программувосстановления Европы. Год спустя  американский конгресс принял этот план,предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовыесредства, но и поставки оборудования, подарки, помощь в организациипроизводства
Созданиеполитической системы (В. Аденауэр, В. Брайт, Г. Хайнеман),  способноймаксимально впитывать и эффективно использовать финансовые, интеллектуальные,духовные, социальные нововведения.
Интеграциястраны в общеевропейские и общезападные структуры ЕЭС, НАТО, поддержаниезападных духовных ценностей – демократия, свобода.
Предотвращениеконфронтации Запад – Восток.
Созданиесоциальных институтов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования,Общества потребителей и т. п., — способных  максимально защитить рядовогогражданина страны.
Рациональнаягосударственная политика по поддержке предпринимательства по принципуравноправных отношений: Федеральное правительство – федеральный союзГерманской  промышленности (как представитель 80-ти тыс. частных предприятий).
Непосредственноеучастие граждан в управлении: Коммунальное управление. Коммуны могут приниматьрешения о застройке и использовании площадей, избирать по собственномуусмотрению управляющий персонал, составлять в рамках своей компетенциифинансовый план, могут взимать с граждан определенные пошлины, взносы,налоги[9].
Швеция
Термин“шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самыхразвитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание вШвеции  быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фонеотносительной социальной бесконфликтности в обществе.
Основныекомпоненты модели:
Жесткаяналоговая политика
Невмешательствоправительства в производство товаров – рыночные силы сами определяютжизнеспособность фирм и предприятий
Проведениелинии, направленной на уменьшение разницы в заработках
Политикаактивной борьбы с безработицей (субсидии для найма рабочей силы, программысоздания рабочих мест, переквалификация)
Мощнаясистема социального обеспечения трудящихся: бесплатное образование издравоохранение, высокий уровень пенсий, помощь инвалидам, помощь семьям,имеющих детей.
Кооперативноедвижение
Развитаясистема демократических государственных и общественных институтов: мощныепрофсоюзы (объединяют 90-95% трудящихся), социал-демократическая партия
Самыйвысокий уровень жизни в мире.
Шведысоставляют 0,2% населения в мире, притом, что их доля в мировом производстве –1%, а в мировой торговле – 2%.
Вчем же кроются причины успехов?
Наличиеприродных богатств (железная руда, лес, цветные металлы, водная энергия)
Натерритории Швеции войны не велись 175 лет
Раносформировались высококвалифицированный рабочий класс, сильная техническаяинтеллигенция, солидные научные учреждения
Шведскаяпромышленность из-за узости внутреннего рынка всегда была сориентирована намировой с его высокими требованиями к качеству и жесткой конкуренцией. Традиционно в Швеции значительные средства вкладывались внаучно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Помере необходимости в промышленности при поддержке государственных органовпроводятся глубокие структурные изменения, в результате которых исчезаютнекоторые старые и возникают новые отрасли промышленности. Например, нескольколет тому назад существенной перестройке подверглись судостроительная,сталелитейная, текстильная промышленности. Рывок сделала электроника,роботостроение.
СтроительствоАЭС (будут ликвидированы к 2010 г. из-за потенциальной опасности).
Налоги– главный источник доходной части бюджета государства и муниципалитетов.Налоговая  система направлена на уравнение разницы в доходах населения и наограничение власти крупного капитала. В среднем швед отдает 50% своих доходов ввиде налогов, а высокооплачиваемые категории – до 75%. Общая ставканалогообложения прибыли предприятий тоже составляет 50%. Налоги высоки, новысока и заработная плата.
Уровеньжизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе.Уровень жизни определяется  комплексом различных показателей. По ВВП ипотреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира.Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в   Швеции самое высокое в мире Согласно одной из целей шведской модели — равенства, доходы выравниваютсявесьма прогрессивной системой подоходных налогов.
 Широкоеперераспределение через систему социального страхования способствуетзначительному сокращению различий в доходах. В1986 г. в Швеции на 20% самыхбогатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных — 12% (для СШАсоответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин;в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (длясравнения: в Италии — 84,8%; в Германии — 73%; в Великобритании — 70,5%; вЯпонии — 48,5%).
 Послепродолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенныйпериод реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов другихслоев населения (например, пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашниххозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямыеналоги и взносы на социальное  страхование с населения росли заметно быстрееобратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальнуюсобственность, а финансовые активы в виде счетов в    банках, облигаций, акцийи других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительскиетовары    длительного пользования приходится еще 10%. Собственностьраспределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия былазаметна тенденция к более равномерному распределению. Распределениесобственности в Швеции более  равномерное, чем в большинстве других стран.
Итак,основные цели шведской модели — полная занятость и равенство, которые зависятот стабильности цен, экономического роста и  конкурентоспособности. Сочетаниеобщих реструктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось каксредств  совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политикаблагосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты — составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетийи показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.
Неоспоримуспех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицув послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезныеструктурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитыхкапиталистических стран.
Естьопределенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятостьсама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегаетразличий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы,поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы ижизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском  обществе. Политикасолидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равныйтруд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширныхгосударственных услуг[10].
Чили
«Чилийскоеэкономическое  чудо» возникло благодаря жесткой руке генерала Пиночета. В1973 г. экономика страны находилась в состоянии экономического коллапса –полное отсутствие товаров, сумасшедший черно-рыночный курс доллара.Национализированные предприятия не функционировали, валютный резерв проеден,инфляция пустилась в галоп. К власти пришел умный политик, человек  с высшимэкономическим образованием, полученным в США, Пиночет. Основным элементомвывода страны  из кризиса считался рынок.
Реформы1974 г. генерала Пиночета:
либерализацияцен;
отменазапретов на предпринимательскую деятельность, благоприятные  налоги;
денационализациябольшинства предприятий;
снижениегосударственных затрат;
установленреальный обменный курс к доллару.
Врезультате в 1975 г. чилийцы испытали шок, уровень жизни еще больше упал, ноуже со следующего года начался рост. Однако, несмотря на  реформы,  в Чили в 1982 г. разразился экономический кризис. Стал иссякать поток иностранногокапитала, т.к. Рейган, пришедший к власти, создал благоприятные условия дляразмещения капиталов в собственной стране.
Поисквыхода:
завершенаденационализация;
сокращеныдо минимума государственные расходы;
созданынаилучшие условия для иностранного капитала.
Экономическиепоказатели Чили на сегодня:
наименьшийв Латинской Америке внешний долг в пересчете на душу населения;
отсутствиеинфляции;
темпыэкономического роста 5%[11].
Бразилия
ПослеВторой мировой войны Бразилия берет курс на индустриализацию – некогда аграрнаястрана мечтает стать в один ряд с супердержавами. Для этого из соцэкономикизаимствуются пятилетние планы. В 60-70-х годах темпы экономического ростаБразилии составляли 10-15%, а приоритетным направлением стала ядернаяэнергетика.  «Бразильское чудо» лопнуло из-за энергетического кризиса 70-х.Являясь крупнейшим экспортером нефти, Бразилия вынуждена активно брать кредитына покупку топлива, иначе встал бы весь аграрный комплекс Бразилии. Долгиросли. В итоге уровень  инфляции в 1983 году превысил 100%. И тогда в Бразилиюприлетели эмиссары МВФ.  Они  предложили программу финансовой стабилизации,которая еще глубже посадила Бразилию в долговую яму[12].
Индонезия
Послеобретения независимости правительство Индонезии основной упор сделало нарешение продовольственной программы. Индонезия – один из крупнейших экспортеровгаза, а вот с продуктами питания там всегда было туго. Были составленыперспективные планы развития. Однако, из-за недостаточного уровня производстваничего не получилось. Продовольствие и нефть   по-прежнему закупали за рубежом.Росли внешние долги. Постепенно власти смирились с быстрорастущей зависимостьюот краткосрочного, в основном спекулятивного капитала. После того, какиностранные инвесторы перестали ссужать   «короткие» деньги, на фондовых рынкахАзиатского региона произошел обвал.
Итут не обошлось без МВФ. Согласно их требованиям, Индонезия приступила клиберализации торговли и инвестиций. Затем сняла все ограничения на импортсудов, открытие филиалов иностранных банков и совместных предприятий. По указкеМВФ в Индонезии отменили все налоговые и таможенные льготы, дотации на развитиеавтомобильной и авиационной промышленности. Итог – смена правительства на фонемассовых беспорядков.
Итак,на прилавках – импорт; свои, местные, — фактически при смерти. А мертвыеналогов не платят. В этот  момент МВФ предлагает странам кредит. Но деньгибыстро кончаются. Правительству приходится снова обращаться в МВФ. Затем сноваи снова. Спустя несколько лет страна оказывается на кредитной игле[12].
Выводы
Кконцу  1991 года страна оказалась в катастрофической ситуации. Непродуманныедействия в сфере управления экономикой проявились в разрушении хозяйственныхсвязей между производителями, отсутствие стимулов к производительному труду,утрате доверия к национальной валюте. Усиливался спад производства.Экономическая ситуация усугублялась внешне- и внутриполитическими проблемами,связанными с распадом СССР. Налоговая система не обеспечивала поступлениядоходов в условиях развивающейся инфляции, рост денежной массы не поддавалсяконтролю. Ускорителем негативных процессов явилось тяжелое внешнеэкономическоеи валютное положение страны, значительный размер внешнего долга при резкомсокращении золотого и валютного запасов. Резкое падение экспорта обусловилокатастрофическую нехватку валютных средств. Вдобавок, на мировом рынке подешевеланефть – основной источник нашего благосостояния. Страна Советов начала брать вдолг.
Чтопотребовал  МВФ от России в обмен на доллары?
Концепциярыночных преобразований была такова:
приватизациякрупных предприятий для создания эффективных собственников и юридическоеоформление основ рыночной экономики;
либерализацияцен и внешней политики, чтобы открыть экономику России;
жесткаяденежно-кредитная и политика для стабилизации национальной валюты;
прекращениесубсидий убыточным предприятиям для увеличения бюджетных ресурсов и проведенияпроцедуры их банкротства;
минимальныйбюджетный дефицит: сокращение государственных расходов (за счет свертываниясоциальных программ) и увеличение доходов, т.е. повышение налогов;
девальвациянациональной валюты для стимулирования экспорта.
Нашаситуация усугубилась еще и тем, что рыночной экономики здесь отродясь невидали. Если в той же Бразилии или Чили народ хотя бы представлял, что такоеденьги и как они работают, то наших сограждан, воспитанных на идеях коммунизма,учили, что не в деньгах счастье. Россияне не были готовы к реформам и рынку,где каждый отвечает сам за себя. И ни каких тебе государственных гарантий.
Вотличие от латиноамериканских реформ российские не привели даже ккратковременному или эпизодическому росту, напротив, они сопровождалиськолоссальным падением производства, продолжающимся по сегодняшний день.
Сегоднястраны, находившиеся под патронажем МВФ,  уже заявили о своейнеплатежеспособности. Логично предположить, что если Россия будет следовать советамМВФ, то ее ждет такая  же участь.
Может,стоит попробовать делать шаги в прямо противоположном направлении? То естьувеличивать пенсии и зарплаты и уменьшать налоги, исходя из собственныхресурсов и возможностей,  платить по внешним долгам, а не тратить на этобольшую часть бюджетных доходов[12].
Нетруднобыло заметить при рассмотрении перехода к рыночным отношениям зарубежных стран,что во многих странах первый его этап проходил при установлении диктаторскогоили тоталитарного режимов. Только в последние годы эти страны, разбогатев итвердо встав на ноги, позволили себе расслабиться и приоткрыть шлюзы длядемократии.
Затем,наиболее очевидными при переходе от тоталитарной к свободной, рыночнойэкономике являются следующие рекомендации:
основнымдвигателем экономических реформ должна быть частная инициатива;
умеренноевмешательство государства в экономику;
приватизация;
стабилизациявалюты;
снижениеналогов до рационального уровня;
сильнаясоциальная политика государства в области здравоохранения, образования,пенсионного обеспечения;
региональнаяэкономическая самостоятельность;
местноесамоуправление.
Возможно,это и является одним из дальнейших путей развития России, так как в нашейстране проблемы всегда решались с опорой на самодержавие, на его силу иавторитет, а не на закон и демократию.
Главное– высшая власть в правовом государстве должна принадлежать Закону, там, где несоблюдается законность, там неизбежен административный произвол, хаос,коррупция, разгул преступности и другие негативные проявления, что сейчас у насв стране налицо.
Толькоприняв во внимание вышеперечисленные факторы, можно ожидать положительныхсдвигов в российской экономике.
Список литературы
Окоренной перестройке управления экономикой. Сборник нормативных документов. М.:Политиздат, 1987.
АбалкинЛ.И. Неиспользованный шанс. М.: Политиздат, 1991.
Программа«500 дней» / Шаталин С.С., Петраков Н., Явлинский Г.А. и др.
ЛеонтьевМ. «500 дней» Григория Явлинского. Сегодня… // «Независимаягазета». 13.02.1992.
ФедоровБ. Федеральная программа финансово-экономической политики России в 1993 году.
ТавровскийЮ. «Японское чудо» – японский характер // Диалог. 1990. №3.
Левв тигриной стае // Океанские вести. 1999. №16.
Южнокорейскийфеномен // Огонек. 1990. №37.
ЭрхардЛ. Благосостояние для всех. М.: Прогресс, 1989.
ВолковА.М. Швеция: социально-экономическая модель. М.: Мысль, 1991.
МаховА. К процветанию под дулом автомата // «Московские новости».13.05.1991.
МосквинаН., Шипицина Н. Мировая мышеловка // «Московский комсомолец». 09.12.1999.