Переходк упрощенной системе налогообложения осуществляется налогоплательщикамидобровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодексаРоссийской Федерации (далее НК РФ).
Главой26.2 НК РФ предусмотрен уведомительный порядок перехода на УСН. Пунктом 1статьи 346.13 НК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель,переходящий на УСН, должен подать в налоговый орган заявление в период с 1октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщикпереходит на УСН, а сам переход возможен только с 1 января следующего года.Следует отметить, что обязанность указывать в заявлении размер доходов за 9месяцев текущего года, установлена только для организаций. Для предпринимателейникаких требований к содержанию заявления о переходе на УСН не установлено,поскольку ограничение по доходам для перехода на УСН установлено только вотношении организаций (пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).
Еслипредприниматель не подал заявление о переходе в указанные сроки, то в течениегода он не сможет это сделать. Заявление о переходе на УСН подаетсяиндивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту жительства.
Порезультатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений, налоговыйорган в месячный срок со дня их поступления (пункт 8.1.5 Типовой инструкции поделопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденнойПриказом Федеральной архивной службы Российской Федерации от 27 ноября 2000года №68 «Об утверждении «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральныхорганах исполнительной власти») в письменной форме уведомляетналогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системыналогообложения.
ПриказомМНС Российской Федерации от 19 сентября 2002 года №ВГ-3-22/495 «Об утвержденииформ документов для применения упрощенной системы налогообложения» утвержденыформы документов для применения упрощенной системы налогообложения. ПомимоЗаявления о переходе на упрощенную систему налогообложения формы №26.2-1,которое подается налогоплательщиком в налоговый орган, утверждены также формы№26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системыналогообложения» и №26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощеннойсистемы налогообложения».
Вслучае неполучения уведомления о возможности либо невозможности применения УСНпо истечении месячного срока со дня подачи в установленные статьей 346.13 НК РФсроки соответствующего заявления, предприниматель вправе применять УСН, если имсоблюдены все ограничения, установленные в статье 346.12 НК РФ. Поскольку НК РФпредусматривает уведомительный порядок перехода налогоплательщиков на УСН,получив уведомление об отказе в применении УСН, предприниматель может все равноперейти на нее. Однако по причине несогласия с этим налогового органа,предпринимателю надо будет отстаивать в судебном порядке правомерность переходана УСН. Уведомительный характер перехода на УСН подтверждается и судебнымирешениями: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 июня 2003 года поделу №А21-1724/03-С1.
Изменениями,внесенными абзацами вторым-третьим пункта 3 статьи 1 Федерального закона№101-ФЗ, с 1 января 2006 года снимается серьезное неустранимое противоречие длявновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
До2006 года вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившиежелание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе были податьзаявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке научет в налоговых органах (пункт 2 статьи 346.13 НК РФ). В этом случаеиндивидуальные предприниматели вправе были применять упрощенную системуналогообложения в текущем календарном году с момента регистрации физическоголица в качестве индивидуального предпринимателя.
Этоправило НК РФ налоговые органы всегда трактовали следующим образом. Еслизаявление о переходе на упрощенную систему подано после заявления о постановкена налоговый учет, то в текущем году упрощенную систему применять уже нельзя,опоздавшим налогоплательщикам придется дожидаться следующего года. Такой подходФАС Центрального округа в Постановлении от 5 августа 2004 года по делу№А36-98/10-04 признал незаконным. По мнению суда, подача заявления о переходена УСН одновременно с документами, необходимыми для постановки на налоговыйучет, — это право, а не обязанность. Поэтому налогоплательщик может своимправом и не воспользоваться и подать заявление позже. В решении прямо указано,что факт подачи заявления о применении упрощенной системы позже документов орегистрации не является «безусловным основанием для отказа в удовлетворениитребования плательщика в переводе его на специальный режим налогообложения».
Приподаче заявления о переходе на УСН одновременно с пакетом документов,подаваемым при государственной регистрации физического лица в качествеиндивидуального предпринимателя, в заявлении о переходе на УСН, вновьзарегистрированный индивидуальный предприниматель не указывает ОГРНИП, ИННиндивидуального предпринимателя (Письмо МНС Российской Федерации от 27 мая 2004года №09-0-10/2190 «О подаче заявления о переходе на упрощенную системуналогообложения одновременно с документами на государственную регистрацию»).
Обратитевнимание, что с принятием Федерального закона от 23 декабря 2003 года №185-ФЗ«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в частисовершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учетюридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с 1 января 2004 года (пункт3 статьи 83 НК РФ) постановка на учет индивидуального предпринимателя вналоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений,содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей,в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Таким образом, с1 января 2004 года индивидуальными предпринимателями Заявление о постановке научет в налоговом органе не подается. В целях реализации вновьзарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение УСН втекущем календарном году, с момента регистрации индивидуальногопредпринимателя, и учитывая, что МНС Российской Федерации являетсярегистрирующим и налоговым органом, возможна подача заявления о переходе на УСНодновременно с пакетом документов, подаваемым при государственной регистрациифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Приэтом в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме№26.2-1, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 19 сентября 2002года №ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощеннойсистемы налогообложения», вновь зарегистрированный индивидуальныйпредприниматель не указывает ОГРНИП, ИНН индивидуального предпринимателя (ПисьмоМНС Российской Федерации от 27 мая 2004 года №09-0-10/2190 «О подаче заявленияо переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с документами нагосударственную регистрацию»). Данную технологию необходимо применять вновьсозданным организациям и вновь зарегистрированным индивидуальнымпредпринимателям, при переходе на УСН до 1 января 2006 года.
Изменением,внесенным абзацем третьим пункта 3 статьи 1 Федерального закона от №101-ФЗ, с 1января 2006 года организациям и индивидуальным предпринимателям, которые всоответствии с законодательством субъектов Российской Федерации до окончаниятекущего календарного года перестали быть налогоплательщиками ЕНВД, разрешенона основании заявления перейти на УСН с начала того месяца, в котором былапрекращена их обязанность по уплате ЕНВД.
Налогоплательщики,применяющие УСН, не вправе до окончания календарного года перейти на иной режимналогообложения, если только по итогам налогового (отчетного) периода ими непревышены ограничения, установленные главой 26.2 НК РФ и (или) налогоплательщикне перестал соответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи346.12 НК РФ.
Налогоплательщик,перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения,согласно пункту 7 статьи 346.13 НК РФ вправе вновь перейти на УСН не ранее чемчерез 1 год после того, как он утратил право на применение УСН.
Еслиналогоплательщик не изъявил желание перейти на иную систему налогообложения (вдобровольном порядке), налогоплательщик вправе продолжать применять упрощеннуюсистему налогообложения в следующем календарном году, не представляя для этогов налоговый орган заявления. Если налоговым инспектором предъявляютсятребования о подаче заявления, то данные требования незаконны.
Еслиналогоплательщик принимает решение работать с применением упрощенной системыналогообложения, то у него возникает переходный период с иной системыналогообложения на упрощенную.
Намомент перехода нужно определить, какие суммы следует учесть приналогообложении по иной схеме, а какие должны быть включены в налоговую базу поединому налогу. При этом должен быть соблюден принцип однократностиналогообложения. Следует обратить внимание, что статья 346.25 НК РФустанавливает правила перехода на УСН только для организаций, которые работали доперехода на УСН по методу начисления. Но такой алгоритм действий необходимоосуществить и индивидуальным предпринимателям в случае возникновения вопроса отом, как произвести расчет расходов, если основное средство получено всобственность до того, как осуществлен переход на УСН, а оплата произведенапосле.
Изменениями,внесенными пунктом одиннадцатым статьи 1 Федерального закона №101-ФЗ, с 1января 2006 года уточнены определенные моменты, которые влияют наналогообложение переходного периода. Уже в заголовке статьи 346.25 НК РФуточняется, что переход может быть не только между общей и упрощенной системойналогообложения, но и между иными системами налогообложения.
Дляорганизаций, ранее применявших общий режим налогообложения с использованиемметода начислений, при переходе на упрощенную систему в соответствии со статьей346.25 НК РФ, существуют следующие правила:
«1)на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базувключаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную системуналогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщикосуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения»;
Порядокпризнания доходов при методе начисления указан в статье 271 НК РФ:
«1.В целях настоящей главы доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, вкотором они имели место, независимо от фактического поступления денежныхсредств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (методначисления).
2.По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае,если связь между доходами и расходами не может быть определена четко илиопределяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщикомсамостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
3.Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датойполучения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг,имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств(иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату».
Такимобразом, если налогоплательщик до перехода на упрощенную систему использовалметод начисления, то суммы авансов, поступивших в счет оплаты товаров (работ,услуг), реализации которых на дату окончания налогового или отчетного периодане произошло, не включались в состав доходов при определении налоговой базы поналогу на прибыль. Поэтому после перехода на упрощенную систему эти суммыучитываются в составе доходов в момент фактической реализации товаров (работ,услуг), независимо от того, что денежные средства поступили до перехода наупрощенную систему.
Изменениями,внесенными абзацами седьмым, восемнадцатым – двадцать первым пункта 11 статьи 1Федерального закона №101-ФЗ, с 1 января 2006 года отменяется подпункт 2 пункта1 статьи 346.25 НК РФ, со следующим текстом, который заменяется текстом пункта2.1 данной статьи:
«2.1.При переходе организации на упрощенную систему налогообложения в налоговомучете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных(сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самойорганизацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода наупрощенную систему налогообложения, в виде разницы цены приобретения(сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммы начисленнойамортизации в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса.»
Даннымтекстом устанавливается, что в налоговом учете на дату перехода отражаетсяостаточная стоимость не только приобретенных основных средств, но и сооруженныхили изготовленных основных средств и приобретенных либо созданных самойорганизацией нематериальных активов. Условие о полной оплате данных объектовостается неизменным.
Послеперехода на упрощенную систему в бухгалтерском учете амортизация основныхсредств начисляется в общеустановленном порядке в соответствии с ПБУ 6/01,утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 30 марта 2001 года №26н«Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ6/01». В налоговом учете остаточная стоимость основных средств, указанных вданном пункте, включается в состав расходов в порядке, предусмотренномподпунктом 3 пункта 3 статьи 346.16 НК РФ.
Всоответствии с пунктом 2.1 статьи 346.25 НК РФ в отношении таких основныхсредств необходимо учитывать их остаточную стоимость, начиная с месяца,следующего за тем месяцем, в котором такой объект основных средств был оплачен.При этом остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных доперехода на УСН, отражается в налоговом учете на дату перехода на УСН в видеразницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации всоответствии с требованиями главы 25 НК РФ.
Тоесть затраты на покупку таких основных средств нужно списывать равномерно, приэтом момент начала указанного равномерного списания начинается с месяца,следующего за месяцем оплаты, а период, в течение которого списываетсястоимость имущества, зависит от срока службы объекта.
«3)не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода наупрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методуначислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базыпо налогу на прибыль организаций»;
Пометоду начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, когдаони имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.Поэтому в случаях, когда доходы были учтены при определении налоговой базы поналогу на прибыль, а денежные средства поступили уже после перехода наупрощенную систему, во избежание повторного налогообложения эти суммы невключаются в налоговую базу.
Припереходе на УСН расходы отражаются в порядке, установленном подпунктами 4 и 5пункта 1 статьи 346.25 НК РФ.
Всоответствии с подпунктом 4 расходы, осуществленные организацией после переходана УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы:
надату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до переходана УСН,
надату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации наупрощенную систему налогообложения.
Порядокпризнания расходов при методе начисления указан в статье 272 НК РФ.
Еслиоплата расходов была осуществлена до перехода на УСН, но сами расходы не былиосуществлены на дату окончания налогового (отчетного) периода, то такие расходыне включались в состав расходов при определении налоговой базы по налогу наприбыль. Поэтому при осуществлении этих расходов после перехода на упрощеннуюсистему они учитываются при определении налоговой базы, независимо от того, чтоденежные средства не перечисляются в отчетном (налоговом) периоде. К такимрасходам, например, может относиться арендная плата, перечисленная за несколькомесяцев вперед.
Расходы,которые осуществляются и оплачиваются в период применения упрощенной системы,учитываются при определении налоговой базы по кассовому методу.
Всоответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ не вычитаются изналоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощеннуюсистему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до переходана упрощенную систему такие расходы были учтены при исчислении налоговой базыпо налогу на прибыльорганизаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Посколькупри методе начисления расходы учитываются при определении налоговой базы поналогу на прибыль в том периоде, к которому они относятся, независимо от того,когда фактически уплачиваются денежные средства, то в случаях, если расходыбыли учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а денежныесредства выплачены уже после перехода на упрощенную систему, то во избежаниезанижения налоговой базы на суммы, которые были учтены ранее, эти суммы невключаются в налоговую базу по единому налогу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rosec.ru/