С о д е р ж а н и е
ВВЕДЕНИЕ с.2
1. ПРОБЛЕМЫПЕРЕХОДА К РЫНКУ с.4
2. РЫНОК:ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ с.14
— рынок с.15
— принцип свободы с.15
— принцип государственногорегулирования с.16
— принцип примата потребителя с.16
— принцип рыночного ценообразования с.17
— принцип договорных, контрактных отношений с.17
— принцип открытости экономики с.17
— принцип конкуренции с.18
— принцип воздействия на финансы и денежное обращение с.18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с.21
БИБЛИОГРАФИЯ с.23 В в е д е н и е
Напротяжении многих лет наша страна находилась за своеобразным занавесом, имякоторому “административно-командная система”, охватывающим все сферыжизнедеятельности общества, включая каждого человека. Самое яркое отражениеданного явления нашло в экономике государства, поскольку наряду с политикой иправом она определяет основы государственной и общественной жизни, именно вэтой триаде проявляются наиболее четко противоречия и закономерности развитияобщества. В настоящее время Россия вступила в новый период своего развития,связанный с переходом к рыночным отношениям. Именно эту проблему я счёлнаиболее актуальной и достойной рассмотрения как всеобщей, потому чтостановление экономики всегда влечет за собой ломку привычного жизненного укладавсех людей, что доказывает ее глобальность. В связи с этим целью моей научнойработы является попытка рассмотреть вопросы, правильные ответы на которыеопределяют будущее России, ее экономическое и связанное с ним социальное иполитическое благосостояние общества.
Сможемли мы жить в условиях рынка?
Создадимли в России эффективную рыночную экономику?
Чтодля этого нужно?
Перечисленныевопросы — главные на сегодняшний день, именно на них я попытаюсь ответить,однако это невозможно сделать без учета, анализа, сопоставления и оценки точекзрения ученых, ведь актуальная и глобальная проблема требует коллективногоосмысления, чем объясняется использование мною в курсовой работе монографий итрудов научных деятелей различных взглядов.
Нарядус вышеуказанной проблемой, на мой взгляд, необходимо затронуть еще одну неменее важную: влияние глубоких преобразований в экономике на деятельность ОВДкак специального социального института, который всегда четко реагировал налюбые изменения в государстве, а также в частной жизни граждан. Пожалуй, сейчасдля работников ОВД выработка новых теоретических подходов и практических мер посовершенствованию их деятельности приобрела приоритетный характер.
Менязаинтересовало именно это сочетание двух вышеуказанных проблем ввиду ихпервостепенности, актуальности и важности как в развитии нашего государства,так и в сфере ОВД.
1. Проблемыперехода к рынку.
Современнаяэкономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие процессы,происходящие в нашем обществе. Это касается проблем собственности, соотношенияплановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых икосвенных методов управления общественными процессами, пределами использованиятоварно-денежных отношений и общественных отношений и общественной жизни.Внедрение новых подходов заставляет заглянуть в историю. Знание историипозволяет увереннее строить планы и программы предстоящих действий, избегатьдопущенных ранее ошибок. В истории существования человеческого обществасуществовали самые различные социальные и экономические структуры. Одни из нихотличались гибкостью и подвижностью, а, следовательно, не ограничивали развитие общества. Другие — страдалижесткостью и поэтому, даже если они сначала отражали какие-то реальные социально-экономическиепроцессы, то, в конце ь в уровнях управленческойиерархии, начиная от предприятия и кончая министерством и Госпланом СССР. Планстал законом, но реального положения вещей не отражал и не мог быть выполнен.Но особенно ярко в экономической сфере данные структуры проявились в отношенияхсобственности. Если в первые годы Советской власти в стране имели место самыеразличные формы собственности и основанные на них формы хозяйствования, то ужек середине 30-х годов практически все формы хозяйствования были обобществлены,т.е. переведены в государственную или колхозно-кооперативную собственность, чтофактически также являлось государственной собственностью. Что же касаетсяличной собственности граждан, то хотя она и имела формальное право на существование,реально она в общественном сознании оценивалась как пережиток прошлого, затемкак признак потребительства и конформизма. В 50-хгодах процесс дискриминации всех других форм собственности и соответственно ихсубъектов был доведен до своего логического завершения. В Уголовном кодексе РСФСР, вступившемв силу с 1 января 1964 года, ответственность за покушения на государственную иобщественную собственность стала, как правило, в два раза выше, чем запокушения на собственность личную.
Врезультате практически все, сложившееся прежде, до революции, в нашей стране, ипозже в передовых капиталистических странах было либо разрушено, либо отброшенокак ненужное, вредное, несоциалистическое, мешающее строить светлое будущее общество. Итогомэтого стала потеря человека как главногосубъекта и объекта не только производства, но и жизни общества. Глобализм, всеобъемлющая идеологизация, игнорирование элементарных экономических и социальных требований сделаличеловека “винтиком” какого-то огромного, чуждого интересам конкретных людей механизма. Человек лишаетсявозможности проявить свою личную инициативу, деловые качества, что имеетключевое значение в развитии рыночных отношений.
Однакос демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночнойэкономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации данной цели,порой не самые удачные, но, на мой взгляд, достойные рассмотрения, посколькуименно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономическихстереотипов.
Наисходном этапе, в 1985-1986 годах, перестройка базировалась на предположении,что начавшаяся демократизация управления экономикой наряду с более разумнойполитикой приведет к росту эффективности общественного производства и подъемународного хозяйства страны. Была объявлена концепция ускорениясоциально-экономического развития на основе более полного использованиянаучно-технического прогресса.
Дляускорения НТП намечалось, прежде всего, резко увеличить капиталовложения вмашиностроение как главную отрасль, от которой зависит практическоеиспользование научно-технических достижений, ибо материализация научных идейневозможна без машин и технологического оборудования.
Однакоуже к концу 1986 года возобладал иной замысел курса к эффективной экономике.Непременным условием этого курса стало осуществление радикальной реформыуправления экономикой, кардинальное преобразование хозяйственного механизма вовсех звеньях и особенно в основном звене- на предприятиях. Главная ставка делается на полный хозяйственный расчет, самоокупаемость,самофинансирование, самоуправление предприятий всех отраслей народногохозяйства. Вводится новая система оплаты труда, повышаются тарифы и должностныеоклады, предприятиям[МВ1] [МВ2] предоставляются широкие возможности самостоятельного изменения индивидуальнойзаработной платы работников. На хозрасчет переводятся даже научные организации,директивный государственный план заменяется госзаказом. Но трехлетняяхозрасчетная эйфория сменяется глубоким разочарованием. Уже в 1988 годустановится ясно, что вместо ускорения происходит замедление социально-экономического развития. Экономикаоказалась в 1989 году в кризисном состоянии (глубокое расстройство финансовойсистемы, падение реального курса рубля, галопирующая инфляция, глобальныедефициты, “расцвет” теневого рынка товаров и услуг).
Этопроизошло из-за неудачной реализации хозрасчетной идеи. Основная причиназаключалась в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизмабыли предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределениядохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время такиеважнейшие части системы управления, как формы и отношения собственности,организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы,условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение осталисьпрежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.
Вэтих условиях предприятиям, перешедших на хозрасчет, удалось без особого трудаувеличить зарплату за счет повышения оптовых цен (сказалось несовершенствоценового механизма), производства выгодной, прибыльной продукции (ограниченныйплановый госзаказ, отсутствие конкуренции и борьбы за потребителя позволили этосделать), введения льготных нормативов оплаты труда. Поскольку потребитель былне в силах влиять на производителя (глобальный дефицит, отсутствие выбора),производитель использовал распределительный механизм таким образом, чтобыувеличить доход, прибыль, фонд оплаты труда, не наращивая объемы ипроизводительность труда, не улучшая качество продукции, не снижая издержек.
“За1986-1990 годы средняя заработная плата рабочих и служащих увеличилась со 190до 270 рублей в месяц, т.е. в 1,4 раза, в то время как рост производительноститруда был примерно в 5 раз меньше, а повышение качества продукции практическине наблюдалось.”[1]
Периодперестройки ознаменовался возрастанием внимания к бедственному положению советских людей. Тем не менее,сущность экономики состоит в том, что сочувствие и желание помочь сами по себездесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товарови услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор неовладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощиповышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватногоколичества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты испекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике.
“Поимеющимся данным, в 1988 году было дополнительно напечатано 11 млрд. руб., в1989 году — уже свыше 25 млрд., хотя Верховный Совет СССР принял решениеограничить эмиссию в истекшем году 10млрд. руб.”[2]
Перестройкамало что изменила и в структурной стратегии экономики. С давних пор было заведено направлять основную массугосударственных средств на развитие индустрии, оборону, возведение множества долго- строящихся объектов.
В 1989 году правительство и народные депутатыосознали необходимость придания новой направленности радикальной реформе экономикой. В основу стратегии преобразования хозяйственногомеханизма закладывается идея его построения по рыночным принципам.Соответствующая правительственнаяпрограмма была одобрена Съездом народных депутатов СССР в ноябре 1989 года, хотя уже тогданекоторые депутаты не сочли ее достаточно радикальной. К моменту принятияпервой правительственной концепции осуществления радикальной реформы глубина дефицитов, степень расстройства денежного обращения, инфляция были таковы,что настоятельно требовалось проведение стабилизационных предреформенныхмер. Однако такие меры не были осуществлены, и к весне 1990 года экономическая ситуация еще более ухудшилась.
Вэтих условиях правительство принимаетрешение несколько отойти от концепцииреформы, принятой еще в конце 1989 года,и реализовать программу форсированного перехода кпланово-регулируемой рыночной экономике.Но, поскольку данная программа предусматривала первоочередную реформу государственных розничных,оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены натовары народного потребления должны были возрасти, она не была принятаВерховным Советом СССР.
Косени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного СоветаСССР третий вариант программы с более”смягченной” реформой розничных цен. Но к этому периоду был разработанальтернативный вариант программы перехода к рыночной экономике, который стализвестен под названием — программа “500 дней”.
Этапрограмма отличалась большим радикализмом, обозначенными сроками переходногоэтапа, предложениями о кардинальном разгосударствлении собственности и ееприватизации, отказом от реформы государственных цен с ориентацией на прямойпереход к рыночным ценам.
Всвязи с тем, что найти взаимоприемлемый компромиссный вариантправительственной программы и программы“500 дней” не удалось, были предоставлены особые полномочия президенту СССР, вт.ч. право издавать указы о путях перехода к рыночной экономике. ВерховныйСовет СССР в октябре 1990 года одобрил представленные на его рассмотрениеПрезидентом СССР “Основные направления по стабилизации народного хозяйства ипереходу к рыночной экономике”, которые аккумулировали положения правительственной программы и частичнопрограммы “500 дней”. Но единой согласованной с союзными и республиканскимиорганами концепции и программы перехода к рыночной экономике разработать не удалось. Почему такпроисходит? Несмотря на всеобщееосознание перехода к рыночной экономике, нельзя не признать того, что развитиеобщества в целом, включая экономическое, осуществлялось не по заранеенамеченным планам и программам, а в соответствии с “исторической волей”,объективными законами цивилизации и прогресса. Больше всего попытокперестроить мировую систему всоответствии с замыслами отдельного человека или группы людей выпало на конструкторовсоциализма. Социалисты-утописты строили замечательные по замыслу, но абсолютнонереальные по претворению в жизнь проекты. К.Маркс,упрекнув философов прошлого в том, что они только объясняли мир, не говоря, каким образом надо изменить его, предложил способ изменения,заключавшийся в ликвидации революционнымпутем капиталистической системы и построении социализма. И так уж случилось,что именно в нашей стране Ленин воплотил идею Маркса, достигнув цели своимихарактерными способами. Что касается капитализма, воплотившего рыночнуюэкономику в действительность, то он шел к ней не дорогой программ. Ни Адам Смит, ни Джон МейнардКейнс в отличие от Леонида Абалкина, Станислава Шаталина, Григория Явлинскогоне предлагали концепций, основных направлений и тем более конкретных по этапами срокам программ перехода к рыночной экономике, ограничиваясь трактовкой ролии места рынка и анализом способов его регулирования. Капитализм двигался крынку очень долго, естественным путем, через кризисы, лишения, преодолениетрудностей. Несмотря на отрицательные последствия внедрения программ перехода крыночной экономике, я думаю, что все равно нельзя останавливаться и ждать “кудакривая выведет”. Такая программа обязательно должна быть, только в болееупрощенной форме, то есть в ней не должны четко определяться сроки, пути испособы достижения целей, указанных в программе, а просто нужно выбратькакое-то общее направление перехода от административной к рыночной экономике,наиболее общие принципы и общую последовательность их осуществления. Я считаю,что ни один великий гений не способен предвидеть четкий образ будущейэкономической системы и детально осуществить его реализацию, исключение, на мой взгляд, составляет лишьпервый этап перехода. В этом случае реально выглядит установление каких-либосроков, исполнителей и так далее. Мне кажется, что самым важным и главным впереходе к рынку является предоставление свободы каждому человеку, егозаинтересованность в этом переходе и, конечно, создание условий для свободногодвижения человека, выявление его творческой инициативы и возможность еевнедрения в жизнь. Ведь в любой программе рано или поздно может произойти сбой,а для этого нужно заранеепредусматривать подобные ситуации и выходить из них с учетом психологическойреакции людей по отношению к происходящему.
Такимобразом, для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознаватьто, к чему движется наше общество: что такое современный рынок, каковы егоосновные принципы и структура, поэтому в своей курсовой работе, я думаю, будетцелесообразно рассмотреть вышеуказанные понятия во втором вопросе.
2. Рынок: понятие и особенности.
Решивпостроить рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ,видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокомувосприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин.
Во-первых,мы подлинной рыночной экономики во всех ее многочисленных проявленияхпрактически не видели и не знали. Если кто и бывал в странах свободного рынка,то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в суть внутренних механизмоврыночных отношений.
Во-вторых,нас рыночным отношениям не учили. В школах, техникумах, институтах, по радио ителевидению нам внушали, что за рубежом загнивающая, кризисная экономика сэксплуатацией и порабощением трудящихся людей. Учебники, содержащие подлинноеописание рынка и рыночной экономики, труды так называемых буржуазныхэкономистов либо вообще не переводились и не издавались, либо становилисьизвестными только узкому кругу специалистов.
В-третьих,те естественные ассоциации, которые возникают у каждого из нас при слове“рынок”, так или иначе связаны с колхозным рынком, базаром, то есть рыночнымиформами, существовавшими в советской экономике. Но эти аналогии весьма далекиот реального цивилизованного современного рынка и, значит, порождают искаженноепредставление о подлинной рыночной экономике.
Термины“рынок” и “рыночная экономика” в нашей стране обычно трактуются только кактоварообменные операции и товарно-денежные отношения, иными словами, какторговля, обмен, но такое представление примитивно.
Рынок — это вся системамногообразных экономических отношений между людьми, возникающих в процессепроизводства, распределения, обмена и потребления, основанная на определенныхпринципах, главным из которых является свобода экономической деятельности.Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надорассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.
Принцип свободы экономической, хозяйственной, предприниматель-скойдеятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдениязаконности предопределяет возможность любого экономического субъектареализовать свои способности, желание самым активным образом по собственномувыбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем илипосредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этомосновополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активномусубъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотитьзамыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений наформы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимовместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночнойэкономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономическойсистеме, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принципгосударственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночнаяэкономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставленлишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок изаконодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качествеинструментов регулирования рынка выступают государственные программы,налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовоезаконодательство, ценовые ограничения, противомонопольныемеры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена сэкономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика,вводя равноправие многообразных форм собственности, опираясь на ееприватизацию, возбуждает чувство ответственности, ибо он может потерять деньги,имущество, работу.
Крометого, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним состороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принциппримата потребителя, его главенства. В условиях административно-команднойэкономики, порождающей дефицит, наступает власть производителя надпотребителем, превращение последнего под воздействием очередей и нехватки впокорного просителя, говорящего спасибо за все, что ему дают. В рыночнойэкономике ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество междупроизводителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый видответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода,прибыли, а иногда и крах фирмы.
Рыночнойэкономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно,цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя,взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установлениябаланса противонаправленных тенденций: желания однойстороны продать товар подороже и другой стороны — купить подешевле. В нормальнофункционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается нижесебестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли,соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой ценепросто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинаютпроизводить и продавать конкуренты, и цена падает.
Рыночнойэкономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. В нашейпрактике это означает переход от управления по вертикали к управлению погоризонтали, то есть на основе соглашения между равноправными экономическимисубъектами. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящихорганизаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующихсубъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровнепредприятий, учреждений.
Принцип открытости экономикиозначает, что свободапредпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и выражаетсяв том, что хозяйственные организации и предприятия обладают правом осуществлятьвнешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений.Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны всистему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защитавнутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдениемпризнанных международных норм и установленного законодательства страны.
Рыночнаяэкономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренциирыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, междуотдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однороднуюпродукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка.Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средстввозбуждения деловой активности, использования достижений научно-техническогопрогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросовпотребителей.
Еслицентрализованная экономика опирается на непосредственное управлениематериально-вещественными объектами и процессами, то рыночная экономикатяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежноеобращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее используетмеханизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можноутверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методыуправления. На практике это находит воплощение в значительном повышении ролиденег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.
Основноесвойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношенийна все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всехрегионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений.Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата имисоциально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях исекторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зонывоздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностьюмногообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубинойпроникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рыноксуществует уже не только в качестве территориально и функционально обособленнойячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клеткиэкономического организма. Изучение структуры рынка позволяет решить двуединуюзадачу.
Содной стороны, мы получаем комплексное представление о рыночной экономике как оединстве взаимосвязанных и взаимодействующих разнообразных рынков.
Сдругой стороны, становится возможным сопоставить нынешнее состояние отдельныхрынков или рыночных сфер экономики с тем, которое должно быть при переходе кразвитым рыночным отношениям. Тем самым удается оценить степень необходимыхпреобразований при переходе к рыночной экономике и характер их воздействияна людей.
Принаиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяютследующие виды отдельных рынков:
— рынок потребительских товаров, услуг, жилья, зданий и сооруженийнепроизводственного назначения;
— рынок средств производства и производственных видов деятельности;
— рынок денег, валюты, ценных бумаг;
— рынок труда, рабочей силы, рабочих мест;
— рынок информации, интеллектуального продукта, инноваций.
Такимобразом, рынок является особым экономическим механизмом, который черезконкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объеми структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную системупотребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику России, освобождая ее отубыточных, неконкурентоспособных предприятий.З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Работая надсвоей курсовой работой, я преследовал целью не только оценку тех историческихшагов, которые были сделаны нашей страной на пути к рыночной экономике, но иразмышление о дальнейших попытках этого перехода.
Переходк рынку, как я уже отмечал, — очень сложный и длительный процесс. Чтобы создатьнациональную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россиядолжна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всемнаправлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не простовключиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Пройдет еще немалолет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики.Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации иприложить все усилия чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населенияРоссии, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешноеразвитие экономики, выход её из кризиса зависят от совместных действий всегонаселения России, от каждого из нас. Так давайте же сделаем все возможное длявывода из кризиса экономики России, для обеспечения достойного уровня жизнисебе и своим детям.
Ябы хотел отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как я думаю,пути. Ведь переход к рынку является показателем демократизации России,предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепленияправ собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателямивозрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит очень болезненно,медленно, что, впрочем, естественно, однако я уверен, если мы пройдем весь этоттрудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всехотношениях.Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Борисов Е. Ф.Проблемы развития экономики нашей страны. Социально — политический журнал 1993г., № 3, с. 76
Крылов А. А.Социально — экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночныхотношений. Лекция, Москва, Академия МВД России, 1994 г.
Лившиц А.Я.Введение в рыночную экономику. М., Станкин, 1992 г.
Маневич В.А. О закономерностях становления рынка. Вопросыэкономики, 1993 г ., № 3, с. 140
Переход крынку: борьба мнений. М., Наука, 1993 г.
Петров С. М.Экономика, политика, право в управлении правоохранительной деятельностью.Лекция, Москва. Академия МВД России, 1995 г.
Рывкина Р.В.Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М., Наука,1994 г.
[1]МаневичБ.А. “О закономерностях становления рынка”, Вопросы экономики, 1993г, №3, с.16
[2]РайзбергБ.А. “К рынку через поиски и сомнения” Экономика. Подписная научно-популярнаясерия, 1991,4 СБ
PAGE# “‘Стр: ‘#’
‘” [МВ1]
PAGE# “‘Стр: ‘#’
‘” [МВ2]