Введение.
Нестандартная модель развития переходнойэкономики Беларуси представляет собой «загадку» для экспертов международныхорганизаций. На протяжении последних лет ее пытались разгадать аналитикиМеждународного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития,размышляя над источниками и резервами экономического роста в нашей стране, и уменя, как у гражданина Республики Беларусь, еще большее желание самому, хотя бычастично, разобраться в экономических процессах происходящих в нашей стране –этим и обусловлен выбор данной темы. Аговорить об ее актуальности я думаю излишне, ведь давно стало ясно, что переходк рыночной экономике занимает ни год и даже не два, а большинство стран бывшегоСССР ( за исключением, быть может, стран Балтии) за период после его развала несмогло создать даже основ рынка.
Переход к рыночной экономике требует глубокихизменений в институциональной структуре общества, институциональнойтрансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введенияинститута частной собственности, либерализацию экономики, создания пакетарыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектовхозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных ипенсионных фондов и др.). Процессы протекания этих изменений являютсясоставляющими переходной экономики.
Опираясь, в основном, на учебное пособиеЛобковича Э.И. «Переходная экономика: сущность, особенности развития»,публикации информационно-аналитического еженедельника «БелГазета» и Белорусскогоэкономического журнала проанализирую этот, бесспорно, сложный процесс.
1. Основныечерты и особенности переходной экономики.
Переходная экономика представляет собой такоеособое состояние экономической системы, когда она функционирует в периодперехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.Переходный период — это период времени, в течение которого обществоосуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования,а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи скардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистическихстран, имеет одно избранное направление — социально ориентированная рыночнаяэкономика.
Переходная экономика характеризуетсяследующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущностьпереходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-команднойи современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующимиэлементами.
Во-вторых, если для командной и рыночнойэкономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходнаяэкономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.
В-третьих, переходная экономикахарактеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. Вней «по наследству» остались структурные элементы предыдущей системы:государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашниехозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной,преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание,так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем впереходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы:предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственныепредприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховыеи другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономикенаблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались иисчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистивпространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят«переходный», неустойчивый характер и проявляются в такой деформированнойформе, как «бартерные» расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи междусубъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризиснымипроявлениями.
Целью идущих преобразований в Беларуси идругих странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модельрыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежитширокий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономикезанимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономическогороста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения изанятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своясоциально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура, наконец,менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику.Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, приналичии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделейсоциально ориентированной экономики.
Отличительной чертой переходной экономикиявляются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основысуществующего строя: отношения собственности, политическую и правовую системыобщества, общественное сознание. О размахе экономических реформ свидетельствуеттот факт, что за пять лет, (с 1990 по 1995 год) в странах с переходной экономикойбыло приватизировано более 30 тысяч крупных и средних предприятий, а востальных странах мира за одиннадцать лет (с 1980 по 1991 год) — менее 7 тысяч.[1, с. 17-24]
2. Основныезадачи переходного периода и пути их решения.
Рыночное хозяйство предполагаетвзаимосвязанную систему рынков: товаров, труда, капитала и др. В связи с этимважнейшими задачами в переходного периода являются:
1. Развитие реального рынка товаров и услуг,причём как производственного, так и непроизводственного назначения, сосвободным ценообразованием, когда подавляющая масса продукции производится вчастном секторе;
2. Формирование финансового рынка. Здесь речьидёт о незнакомом ранее для нашего бытия рынка ценных бумаг (акций, облигаций идр.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западныхстран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. Обладатели ценныхбумаг (а их в развитом рыночном хозяйстве миллионы) получают возможность нетолько иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками;это серьёзно снижает и социальную напряжённость в обществе;
3. Создание и регулирование рынка труда. В рыночных условиях для населениязакончился период гарантированной занятости. Теперь вводится контрастнаясистема найма работников, которая призвана повысить ответственность обеихсторон (рабочего и руководителя) в ходе рационализации занятости. Ведь на рынкетруда, так же, как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом ипредложением — вещь довольно болезненная.
Рыночная экономика — это экономика, в которойвзаимодействуют рынки товаров и услуг, ценных бумаг, труда. Пути к такойэкономике отнюдь не однозначны. Какая же дорога ведёт к рынку? Ответ на этотвопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов.[6, с. 535 — 536]
Практика показывает, что в каждойпостсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуютсвои концепции и программы решения главных задач переходной экономики,формирования рыночных отношений. Вместес тем, в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений: либерализациюэкономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шагреформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения,определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередныенаправления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (азачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктатафинансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли; реформированиеотношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственнойсобственности. Именно в результатеприватизации должно установиться многообразие форм собственности:государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодолениямонополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращениясферы государственной регламентации общественного производства, создания иразвития конкурентных рыночных отношений; стабилизацию экономики, под которойпонимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивыхфинансовых отношений; реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельныхпредприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведениеструктуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современнойрыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятийна основе передовых, высокоэффективных технологий; интеграцию национальнойэкономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытоготипа. Для этого нужно осуществитьлиберализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранныхинвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.
Важнейшую роль в переходной экономике играюттакие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация ипоследовательная стабилизация. Роль либерализации не ограничивается только освобождениемцен, она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственныхзаказов и поставок, ликвидацию государственных производственных и торговыхмонополий, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортиментапродукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностраннойвалюты.
Основными направлениями внешнеэкономическойдеятельности должны стать ее дальнейшая либерализация, государственнаяподдержка экспорта и импортных поставок для проведения структурной перестройкиэкономики, защита интересов национального рынка от неблагоприятного воздействиямировой конъюнктуры и иностранной конкуренции.
Успешная интеграция нашего народногохозяйства в мировую экономику даст значительные экономические преимущества. Вчастности, она позволит более широко получать иностранные кредиты, болееэффективно развивать хозяйственную международную кооперацию, значительноувеличить объем иностранных инвестиций.
Формирование рыночной экономики требуетрешения ряда других задач. К ним относятся:
ограничение прямого вмешательства государствав экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций,выполняемых им к командной экономике, то есть регулирование всего и вся.
демонополизация экономики — ликвидацияпреобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;
введение института частной собственности, гарантированнойзаконом, в том числе в сельском хозяйстве;
обуздание инфляции, неизбежной послепроведения либерализации цен.
развитие рынка товаров и услугпроизводственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, созданиерегулируемого рынка труда;
формирование рыночной инфраструктуры, включаяфондовую, валютную, товарные биржи и др.;
3. Преобразованиеотношений собственности в переходной экономике
Ключевой момент переходного периода —реформирование отношений собственности. Собственность, как известно, выступаетосновой не только экономических, но и всех общественных отношений. Поэтому отхода реформ собственности, их темпов и масштабов зависит ход всей рыночнойтрансформации народного хозяйства.
Необходимость реформирования отношенийсобственности обусловлена разным статусом собственников и коренными различиямив отношениях собственности в рыночной и командной экономике. Рыночная экономикапредполагает множество субъектов и форм собственности. В командной экономике господствуют только один субъект собственности — государство, и только одна формасобственности — государственная. Отношения, возникающие между многиминезависимыми собственниками в рыночной экономике, требуют четких имущественных прав.В огосударствленной экономике такой четкости нет. Здесь ни один производительне может полновластно распоряжаться средствами производства и готовымпродуктом. Рыночная экономика требует того, чтобы предприятия, каксамостоятельные субъекты хозяйствования, несли полную ответственность за конечныерезультаты деятельности. В огосударствленной же экономике фиктивному правувладения имуществом соответствует фиктивная ответственность. Поэтому результатыубыточной работы перекладываются на все общество.
Отсюда следует, что переход от сложившейся всоциалистических странах командно-административной системы экономики к рыночнойможет быть осуществлен только на базе перестройки отношений собственности,путем децентрализации экономических отношений и прав собственности.
В странах с переходной экономикойприватизация выступает как развитие нового частного сектора и какпреобразование государственной собственности (отчуждение в пользу граждан июридических лиц). Формируя в экономике частную форму собственности,приватизация создает условия и предпосылки перехода к рыночной системеуправления предпринимательской деятельностью, где управленческая система неподавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятнуюрыночную среду функционирования предприятия.
Меняется мотивация руководителей, изменяютсянаправления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием ростэффективности экономики в целом.
Независимо от формы и техники проведения, приватизацияпреследует несколько целей:
· пополнениедоходов бюджета и (или) сокращение бюджетных расходов на поддержаниенерентабельных и низкодоходных компаний;
· повышениеэффективности работы и производительности соответствующих предприятий путемсоздания рыночной модели структуры предприятия (улучшения организации ивнедрения современных принципов управления) и введения ответственностисубъектов хозяйствования за неудачный выбор инвестиционных решений;
· формированиеправовой основы становления и развития рыночной экономики, качественноеизменение инфраструктуры рынка и введение рыночных механизмов контроля ирегулирования экономических процессов;
· облегчениедоступа к капитальным ресурсам, ноу-хау, новым технологиям;
· обеспечениеконкурентоспособности предприятия за счет разработки новых или улучшениякачества существующих товаров и услуг, выхода на новые рынки;
· улучшениеусловий труда работников занятости,увеличение заработной платы путем выполнения обязательств новых инвесторов;
· возвращениенационализированной собственности ее прежним владельцам, отстранение отуправления собственностью бывшей партийно-номенклатурной элиты и пр.
Эти цели иногда могут противоречить другдругу. Например, если ставится цель широкомасштабного привлечения инвестиций,то правительству следует отказаться от больших бюджетных доходов по продажегоссобственности и политики сохранения новыми собственниками занятости и другихсоциальных гарантий. Продажа собственности за деньги, индуцирующая наибольшийрост будущей эффективности предприятия, может противоречить целям «социальнойсправедливости» и равного деления национального богатства. В странах спереходной экономикой также имеются различные скрытые цели. Например,обогащение части элиты или получение персональных выгод от проведения приватизацииотдельными чиновниками.
Поскольку реформирование собственностисопряжено со значительными политическими, экономическими асоциальнымииздержками, так как сталкиваются интересы различных групп, то динамику иинтенсивность процесса реформирования собственности определяет ряд факторов:
· качествозаконодательной и нормативно-правовой базы;
· отношениеи выбор методой оценки стоимости приватизируемого имущества (часто преобладаетзатратный метод на основе балансовой стоимости, что завышает оценочную стоимостьи привлекательность объекта);
· количествосредств у потенциальных инвесторов;
· развитостьрыночной инфраструктуры и рыночного механизма приватизации собственности;
· наличиерыночного механизма доступа иностранного капитала к приватизации собственности;
· качествопрофессиональной подготовки управленческих кадров.
Имеются различные пути передачи правсобственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного путизависит от политических, экономических и социальных реалий, а также приоритетовв каждой конкретной стране. Весь спектр методов можно свести к двум моделям.Это широкомасштабная массовая приватизация, предполагающая через механизмбесплатной передачи госсобственности создание «народного капитализма», иточечная приватизация государственных объектов стратегическим инвесторам, выкупимущества посредством конкурсов, аукционов и тендеров, банкротство и другиеформы продажи собственности за деньги [2, c.97 – 103].
Часто в посткоммунистических странахвыбирается чековая приватизация. А ведь быстрое создание класса реальныхсобственников затрудняет в дальнейшем отказ от реформ или их ревизию. Кромеэтого, актуальными являются вопросы социальной справедливости.
4. Рольгосударства в переходной экономике
Известно, что даже экономика свободнойрыночной конкуренции не работает без государства, которое берет на себя ответственностьза правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективныхпотребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за многие другиефункции, необходимые для нормальной жизнедеятельности общества.
Необходимость вмешательства государства вэкономику переходного периода, роль и значение его в этой экономике обусловленыв основном, как мне кажется, тем, что рыноки рыночная экономика требуют длительного времени для своего становления. Поэтомугосударственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно скомпенсироватьнеразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. Во-вторых,государство само выступает инициатором реформ макроэкономического характера, иони не могут быть осуществлены без его активного участия. В-третьих,государство, несмотря на все недостатки командно-административной системы,накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-четвертых, только государствоспособно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальнойзащиты и др.
Таким образом, основная проблема переходной экономики— это не вопрос о необходимости вмешательства государства в экономику, аопределение границ этого вмешательства, его (способов и методов, уточнение ролигосударства в экономике.
Нужно учитывать, что в переходной экономикероль государства меняется принципиально и отличается как от командной, так и отрыночной экономики. Это обусловлено, во-первых, тем, что процессразгосударствления значительно уменьшает как размеры государственного сектора,так и всеобъемлющий характер государственного регулирования, присущий команднойэкономике. Во-вторых, рынок в переходном периоде, как отмечалось, находится встадии становления и, следовательно, его регулирующие возможности еще низки.Поэтому, с одной стороны, степень государственного вмешательства в экономикуздесь меньше, чем в командной экономике. С другой стороны, она должна бытьболее интенсивной, чем в развитой рыночной экономике.
Вместе с тем, необходимость усилениярегулирующей роли государства в переходной экономике ни в коей мере не следует представлятькак восстановление его прежней роли и функций, характерных для камандно — административной системы (КАС). Государственное управление экономикой не можети не должно подменять собой рынок и его регулирующие функции. Еслигосударственное вмешательство в экономику перейдет определенные границы, то егодеятельность превратится в администрирование, а переходная экономика можетвернуться к административной модели. В этом случае государственная монополияможет вытеснить механизм конкуренции.
Государство влияет на экономику черезмеханизм регулирования — систему организации целенаправленного воздействия государствана деятельность хозяйственных субъектов. Этот механизм включает в себя:
1) целигосударственного регулирования;
2) методырегулирования: административные, правовые, организационно-экономические,бюджетно-финансовые, кредитно-банковские, налоговые, ценовые;
3) формыреализации: индикативное планирование, специальные программы развития отдельныхотраслей, программы-прогнозы;
4) субъектырегулирования: банки, предприятия, домашние хозяйства;
5) объектырегулирования: сферы воспроизводства, производственные и хозяйственныенепроизводственные отношения и др.[4, c. 83 – 98].
Государство в формирующейся рыночнойэкономике выступает как партнер в хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий«правила игры». В роли партнера оно осуществляет производство общественныхтоваров и услуг (т.е. таких товаров и услуг, в потреблении которых участвуютвсе члены общества — оборона, государственное управление, охрана общественногопорядка и т.д.), оплату которых не могут осуществлять отдельные юридические илифизические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляетсяотдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ.Финансированием этих благ занимается государство.
Государство в переходной экономике выполняетте же функции, что и в другой. Во-первых, как отмечалось, оно осуществляетпроизводство «общественных благ». Во-вторых, защищает общество от «внешнихэффектов» (охрана природной среды). В-третьих, регулирует естественныемонополии (энергетику, транспорт, связь). В-четвертых, корректирует неравенствов доходах.
В-пятых, занимается стабилизацией экономики иподдержанием экономического роста.
Государство в рыночной экономике такжереализует производственные программы по выпуску различных видов продукции,контролирует перераспределение доходов от более богатых слоев населения к менееобеспеченным слоям, регулирует бюджетную, налоговую и внешнеэкономическуюдеятельность, осуществляет многочисленные направления социального развития иреализует другие программы регулирования экономики.
Одной из основных функций государства впереходной экономике является целенаправленное создание правовых, экономических,социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений.
Вместе с тем, госсектор в переходнойэкономике претерпевает коренные изменения. Нет директивных плановых заданий.Они, в лучшем варианте, заменяются государственными заказами. Нет директивноприкрепленных поставщиков ресурсов и комплектующих и гарантированного сбыта продукции.Поэтому предприятия самостоятельно изучают спрос и ищут покупателей изаказчиков своей продукции. Разрыв сложившихся связей, нехватка оборотныхсредств, взаимные неплатежи — эти и другие трудности переходного этапа предприятиямпредстоит преодолевать самостоятельно, учась на ходу, на пути к рыночнойэкономике и коммерциализации своей деятельности.
Важнейшим направлением деятельности государстваявляется выбор приоритетов. От правильности выбора приоритетов зависят какнаправление социально-экономического развития, так и темпы экономическогороста. Определение приоритетов — многофакторный процесс, в котором учитываютсямасштабы страны, ее геополитическое положение, соблюдение экономическойбезопасности страны, экономическая эффективность национального производства,сбалансированность внешней торговли и другие факторы. Четко определенныенациональные цели и приоритеты являются устойчивыми ориентира-ми дляэкономической политики.
Мировой опыт свидетельствует, что прямоевмешательство государства в экономику с целью преодоления глубокого кризисаимело место во многих странах мира. Однако цель такого вмешательства (заисключением государственного регулирования военной экономики) состояла в том,чтобы восстановить условия для нормального функционирования рыночной экономики.Очевидно, что в условиях переходной экономики усиление государственноговмешательства в экономические процессы допустимо, но в определённых пределах:если оно выйдет за них, то произойдёт смена экономической модели. [3, с.12 –21]
Важнейшей функцией государства в выработке иреализации экономической политики является обоснование и выбор целей иограничений в развитии, их приоритетов, последовательности и сроков реализации.Совокупность целей образует своеобразную, иерархически упорядоченную систему, вкоторой цели расположены по степени их значимости и по времени реализации.
Так, стратегической целью реформированияэкономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровнявысокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлениемсоциально-экономического развития является движение к обществупостиндустриального типа для достижения высокого уровня и качества жизнинаселения, улучшения среды обитания на основе формирования новоготехнологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.
Все эти цели должны быть взаимоувязаны какмежду собой, так и с необходимыми для их достижения ресурсами. Вместе с темследует отметить, что сложность и новизна стоящих перед государством задачобъективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночныхпреобразований в экономике. С большей или меньшей степенью достоверности можнонаметить только общие контуры этой программы. Поэтому движение к рынку вбольшинстве постсоциалистических стран, в том числе и в Беларуси,осуществляется в известной степени фрагментарно, иногда противоречиво, чащевсего методом проб и ошибок.
5. Спецификапереходного периода в белорусской экономике. Белорусский феномен.
В мире нет исторического прецедента успешнойборьбы с бедностью, построения социально справедливого государства иобеспечения устойчивого роста страны на основе госсобственности, дискриминациичастного и иностранного капитала, монопольных практик и ценового регулирования.Беларусь 12 лет экспериментирует в рамках именно этой модели, беспрестаннотвердя о мире, стабильности и процветании. Но, как говорится, все познается всравнении. Тем-то и хороши доклады различных международных организаций, чтопозволяют взглянуть на себя со стороны и проверить, в нужном ли направленииразвивается страна. Насколько уникально развитие Беларуси? Можно ли при помощиуниверсальных индикаторов диагностировать наше «экономическое чудо»?
Белорусское экономическое чудо опережает,наверное, даже самые смелые прогнозы. На январь – ноябрь 2005г. показатель ВВПвырос на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом 2004г. Промышленность далаприрост в 9,9%, сельское хозяйство — 1,3%. Правительство добилось ростаинвестиций в основной капитал на 24,2%. Розничный товарооборот вырос на 19,6%,экспорт — на 17%, импорт — на 4,8%. Короче, сплошной бум.[11]
БЕЛАРУСЬ НА ФОНЕ МИРА
Белорусские власти считают одним из самыхбольших своих достижений успехи сельского хозяйства. Качество работы этогосектора весьма хорошо иллюстрирует такой показатель, как производительность.Сравним добавленную стоимость на одного труженика села в долларах в 2001-03гг.в Беларуси и в других странах. При несравнимо более существенных дотациях, чемв других странах экс-СССР, и чрезвычайно льготном статусе сельхозпроизводства унас этот показатель составляет 2259 долларов США — лучше, чем в Азербайджане (1026долларов США), на Украине (1442 долларов США), в Польше (1358 долларов США), нохуже, чем в Армении (2646 долларов США), Латвии (2385 долларов США) и Литве (4071долларов США). Мы находимся практически на одном уровне с Россией (2204долларов США). Так что, судя по статистике, белорусский АПК не стал конкурентнымдаже в своем регионе.
Валовой национальный доход (ВНД, или gross national income) Беларуси в 2004г.составил 20,9 млрд. долларов США, или 2120 долларов США на душу населения. Этотже показатель по паритету покупательной способности (ППС) — 68 млрд. долларовСША, или 6900 долларов США на человека. Беларусь опережает Азербайджан иАрмению (как и в последние 40 лет), но на фоне партнеров по ЕЭП, не говоря ужео странах Центральной и Восточной Европы, заметно отстает. Казахстан имеет ВНД 2260долларов США на душу населения (на 6,6% больше, чем у нас), а по ППС – 6980долларов США; Россия – 3410 долларов США (на 60,8% больше), по ППС – 9620долларов США. Беларусь обгоняет Украину по ВНД на душу населения более чем на40%, но ППС у двух стран практически на одном уровне.
Зато ВНД Польши в 2,9 раз больше белорусского, по ППС — в 1,8 раза. Литовцыобогнали нас в 2,7 раза, по паритету — в 1,8 раза. Наши соседи гораздо быстрееприближаются к социальным и экономическим стандартам Запада, где, например, ВНДна душу населения Германии в 14,2 раза выше белорусского уровня, а в США — в19,5 раза. Более того, мы все еще почти в 3 раза отстаем от среднего показателяВНД на душу населения по мировой экономике в целом. Доля Беларуси в нейничтожно мала — 0,05%, а по ППС — 0,1%. По ВВП доля Беларуси в мировойэкономике в 2004г. составила 0,06%, как и 5, и 15 лет назад. Так что, судя поВНД, белорусское чудо на фоне остальных стран мира пока не обнаружено [5, c.21-22].
Опубликованный Европейским банком реконструкциии развития (ЕБРР) в конце 2004 года ежегодный доклад о состоянии дел впереходных экономиках нашего региона показал, что при всех недостатках реформстр