Переходная экономика: закономерности становления и развития

Новосибирскаягосударственная
Академия экономики иуправления.
К У Р С О В А Я  Р А Б О Т А № 10
По предмету”Экономическая теория”
На тему‘’Переходная экономика:закономерности становления и развития’’
Выполнил: студент гр. 3081 Хомяков П. В.
                                                           Проверил: Митюрова Елена Викторовна
Новосибирск, 2004.
               
                                        СО Д Е Р Ж А Н И Е:
 
      Введение                                                                               3
  
   1. Типы переходных экономик                                               5
   2. Инфляция в переходной экономике                                   9
     2.1. Причины инфляции в переходнойэкономике              9
     2.2. Природа Российской инфляции впереходной
            экономике                                                                      11
   3. Специфика собственности в преходнойэкономике        15
     3.1. Генезис (перерождение)собственности                      15
   4. Государственная собственность                                       16
   5. Приватизация, стерженьэкономических
       преобразованийв переходной экономике                       17
     5.1. Типысовременных приватизаций                                17
     5.2. Методологияанализа приватизации                           18
     5.3. Определениеприватизации                                          20
     5.4. Этапыприватизации, цели и эффекты
           приватизации                                                                21
   6. Либерализацияцен                                                           23
     6.1. Цели ипоследствия либерализации                           23
     6.2. Роль государства в реформе цен                                24
   7. Практическиевопросы переходной экономики               25
     7.1. Приватизацияв России                                                28
     7.2. Малаяприватизация                                                    26
     7.3.Крупномасштабная массовая приватизация              26
     7.4. Итогиприватизации                                                     28
   8.Внутриэкономическая либерализация                             29
                 
    Введение.
   Всю историю человечества можноразделить на отдельные составные части, которые мы назовемсоциально-экономические системы. Они, рождаясь, развиваясь и затем, отмирая,переходят из одной в другую. Такие системы ограничены во времени ипространстве, имеют только ей присущий набор признаков и механизмоввзаимодействия между всеми ее субъектами. Как правило, главное отличие однойсистемы от другой, помимо культурных и технологических, заключается в способераспределения ресурсов.
   За последний век Россия дваждыпережила смену одной системы другой. В начале века этот процесс прошелнасильственным путем, когда над целым народом был поставлен эксперимент,который закончился неудачей, а точнее трагедией, и показал несостоятельностьсистемы с плановой экономикой и насильственным (плановым) распределениемресурсов, которую пытались привить приверженцы коммунистических идей (или люди,прикрывавшие свою деятельность этими идеями — «деформированные социалисты»),поэтому закономерным стал процесс, свидетелями которому мы с вами являемся — процесс смены системы.
   Очевиден тот факт, что плановаяэкономика не смогла удовлетворить потребности общества, ее “эффективность” непозволяла стране не только сохранить ведущие позиции в мировом сообществе, но иобеспечить нормальные условия жизни для своих граждан, в связи с чем и возниклапотребность в реконструкции системы. В начале 90-х годов в России началсярезкий переход к рыночной экономике. Старая структура общества и общественныхотношений разрушена, а на ее остатках возводится новая.
   Настоящее состояние страны мы можемохарактеризовать как переходная экономика. Легко выделить особенные черты такойсистемы и увидеть, что все они присутствуют в настоящее время:
   -временный и промежуточный характер,
   -неоднородность,
   -неустойчивость.
   Россия 90-ых — страна с переходнойэкономикой. Доказать это не сложно, мы видим, что процесс смены систем идет, иэто позволяет нам говорить, что через некоторое время он прейдет к своемулогическому финалу.
   В экономике страны еще можно уловитьпережитки развитого социализма, хотя уже можно говорить о преобладании рыночныхотношений, но еще не развитых, поэтому мы называем еще нашу экономикусмешанной. И на конец, мы видим, что процесс перехода идет крайне неравномерно,скачкообразно и неустойчиво, изменяя курс в зависимости от обстоятельств илиполитики (политиков).
   Что такое процесс смены однойэкономической системы другой для простого отдельно человека. На мой взгляд, этотвопрос один из самых важных в теории переходной экономики. Попробуем ответитьна него, используя простой пример из нашей жизни.
   Преобладающая часть населения нашейстраны была воспитана с мыслью о том, что за рубежом есть страны, в которыхглавенствуют рыночные отношения, и люди там не хотят ничего знать о социализме,и считалось, что это неправильно. Свободный рынок в их сознании был воплощениемзла. Я говорю о тех, кто действительно верил в коммунистические идеи, сейчасони в подавляющем своем числе пенсионеры или уже близко подошедшие к пенсиилюди, у нас это означает, политически наиболее активные, причем, чаще всего,отстаивающие свои прежние убеждения.
   В любой хозяйственной системе вотношениях между субъектами очень важное значение имеет спецификация правсобственности, в теории переходно­й экономики этому следует уделить особоевнимание, т.к. в рассматри­ваемом переходе от командной системы хозяйствованияк рыночной сильно отличаются представления относительно того кому должныпринадлежать эти права.
   Права собственности выступают некимрегулятором хозяйственной деятельности экономических субъектов, определяя ихправа и обязанности. На основе этих суждений Р.Коуз придает правамсобственности решающую роль в хозяйственных системах, формулируя своюзнаменитую теорему:
   Если права собственности всех сторонтщательно определены, а трансакцион­ные издержки равны нулю, конечный результат(максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределенииправ собственности (если отвлечься от эффекта дохода)[1]. Как мы знаем впереходной экономике ни одно из предположений Коуза не выполняется. В плановойэкономике почти всем “пучком” прав[2] владело государство и всезаконодательство было подстроено под государственную собственность и отвергалосуществование частной (на средства производства).В рыночной системеглавенствующая роль отдавалась частной собственности при небольшой долегосударственной. Поэтому спецификация прав собственности в переходный периодоставляет желать лучшего, но эта проблема чисто юридическая и может быть решенасравнительно быстро при наличии квалифицированных специалистов. Трансакционныеиздержки, достигавшие громадных размеров в плановой экономике, не снижаются впереходной экономике вследствие развала прежних вертикальных связей. Все этопозволяет сделать вывод что:
если трансакционные издержки велики, а права собственностислабо специфицированы то распределение ресурсов (а следовательно, структура иэффективность производства) будет существенно зависеть от распределения правсобственности. “В тех случаях, когда имущественные права ограничены илиопределены не четко, они чреваты колоссальной экономическойнесправедливостью”[3]. В переходной экономике, как известно, происходитперераспределение прав собственности между государством и частными лицамипосредством приватизации государственных структур. Предполагается, что измениввладельцев собственности можно существенно повлиять на структуру производства иэффективность производства.
   1.  Типы переходных экономик.
   Пришел рынок — пришло новое поколение, которое восприняло новую систему и учится в ней жить.Из выше сказанного можно сделать вывод, что смена социально-экономическихотношений повлекла, широкий разрыв между поколениями. Население разделилось надве части — приспособившиеся и не приспособившиеся. Мышление человека взрослогопеределать почти невозможно, а значит пока не приспособившиеся могут влиять нажизнь остальных, экономика России в большей или меньшей степени будетпереходной.
   Надо помнить, чтополитико-экономическую систему, существующую в настоящее время, определяют какпереходную, значит, ее отличительными чертами являются: кризиссоциально-экономической системы, неустойчивость макроэкономических показателей,разрушение старой системы воспроизводства при отсутствии новой, отставаниезаконодательной базы от быстро меняющейся реальных экономических отношений. Чтоеще больше усложняет восприятие человеком новой системы.
   Экономическиепроцессы идут — приватизация, накопление капитала, образование внутреннихрынков etc, но их ход зависит от политиков, а не все из них поддерживают идеюрыночных преобразований. Сейчас мы имеем «псевдорынок», но у нас естьцель, достижением которой должны закончиться реформы в стране. Таблица 1. иллюстрируетпредыдущее высказывание.
   Таблица 1: Нашацель — рынок.
Имеем на данный момент
 Цель преобразований
 В отношенияхсобственности сила преобладает над правом
 Отношениясобственности капиталистического типа
 Господство монополий
 Конкурентный рынок
 Высокий уровеньвывоза капитала
 Инвестиции внациональную экономику
 Трансформацияпроизводственной структуры при технической деградации
 Инновационноеразвитие производства
 Произволадминистрации на предприятиях
 Социальноепартнерство и «экономика участия»
 Высокий уровенькоррупции
 Правовое государство,с сильной социальной политикой
 Разобщенное общество
 Гражданское общество
   Но путь реформ, покоторому пошла Россия, это только один из возможных путей развития итрансформации; на историческом примере других стран мы можем увидеть, чтотрансформации, имеющие одну цель и схожую базовую модель, могут быть проведеныразличными методами. Об этом мы и постараемся рассказать в своей работе.
   Реформы в ВосточнойЕвропе и в России, в сущности, очень похожи: используются одни и те жеинструменты (приватизация, либерализация цен и так далее), предпринимаютсясхожие меры по выходу из кризиса социально-экономической системы. Основныеразличия в проведении реформ выявляются не из-за принципиально различныхметодов реформирования, а из-за той базы, на которой начались реформы, котораяи является трансформируемой.
   Необходимоотметить, в чем состоят эти различия:
    -структурасобственности;
    -уровеньлиберализации цен в стране;
    -степеньлиберализации повседневной жизни граждан;
    -количество(качество) рыночных элементов в дореформенной экономике.
    -направленностьэкономики страны и ее зависимость от других социалистических стран;
    -проникновение вэкономику и ее связь со странами развитого капитализма;
   Естественносуществуют и другие различия, мы перечислили несколько основных.
   Страны ВосточнойЕвропы имели гораздо более открытые и свободные экономики, их нельзя конечноназвать рыночными, но элементы рынка присутствовали здесь и были достаточнозначимы для экономик этих стран. Это определило то, что в этом регионе реформыначались гораздо раньше, чем в СССР, а главное, имели более приближенные кконечному результату базовые условия. В таблицае 2. насколько различны былимежду социалистическими странами (в качестве примера взята долягосударственного сектора в добавленной стоимости)
 Таблица 2: Доля государственногосектора в добавленной стоимости
Страна
Доля (%)
СССР       
 96,0
Чехословакия
 97,0
Польша
 81,7
Венгрия
 73,6
Китай
 65,2
 
   Цифры, приведенныев таблице, показывают нам, насколько экономика страны зависела отгосударственной системы распределения ресурсов. Если сравнить эти данные снынешним положение в этих странах, то можно проследить четкую тенденцию: чемвыше была доля государственного сектора в добавленной, тем тяжелее проходятреформы в данной стране.
   Для анализаисходной базы можно взять и другие показатели, например, доля регулируемых цен.Итог, сравнения других показателей будет приблизительно таким же, как и врассмотренном нами примере.
   Можно выделить триосновных сценария развития реформ в бывших соц. странах.
   Итак, надеюсь намудалось, доказать главную идею данной работы: вектор преобразования переходнойэкономики зависит от исходной точки, в которой начались реформы. Мы можемвыделить общие черты для бывших социалистических стран в 80-х годах, мы можемпредположить, какими они будут после завершения реформ — вновь выделив общиечерты. Но у каждой страны экономика, может быть незначительно, но отличалась отдругих, но именно это и определяло ход реформ в данной стране, делая процесстрансформации сугубо индивидуальным, не похожим на аналогичные процессы всоседних странах.
   Исследованиепроблем инвестирования экономики всегда находилось в центре вниманияэкономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самыеглубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономическогороста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средствомобеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурныхсдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышениякачественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях.Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенныхмеханизмов социально-экономических преобразований.
   Актуальным внастоящее время является углубленное теоретическое исследование рыночных форм имеханизмов инвестиционной деятельности на микро- и макроуровнях. Важной проблемойвыступает теоретическое обоснование критериев эффективности инвестиционныхзатрат, взаимосвязи и взаимообусловленности капитальных вложений и структурныхсдвигов в экономике, определения приоритетов в отраслевой структуре инвестиций,а также внутри основных народнохозяйственных сфер: основного производства(собственно производства), производственной и социальной инфраструктур. Неменьшее значение имеет также исследование источников и средств формированияинвестиционных ресурсов в современных условиях переходной экономики вКазахстане.
   Сложившаяся всередине 90х в России экономическая ситуация значительно усложнялаинвестиционную деятельность: требовалась разработка адекватного рыночнымотношениям инвестиционного механизма, органически сочетающего формы частного игосударственного инвестирования, оптимизации взаимосвязей различных субъектовинвестиционной деятельности, разработки соответствующейзаконодательно-нормативной базы и другие меры, регламентирующие инвестиционныйпроцесс, как на уровне отдельной фирмы, компании или отрасли, так и на уровненациональной экономики в целом.
   Эти вопросыявляются коренными, они тесно связаны с фундаментальнымисоциально-экономическими процессами развития общества, с решением задач попреодолению экономического кризиса. Поэтому исследование современныхособенностей инвестиционной деятельности различных хозяйственных субъектовявляется одним из основных приоритетов экономической науки.
   В курсовойрассматриваются процессы воспроизводства инвестиций в хозяйственном комплексеРоссии на рубеже 90-х годов, исследуются рыночные механизмы инвестиционнойсферы, раскрывается содержание инвестиционного процесса, исследуютсяособенности взаимосвязи между инвестициями и структурными сдвигами в экономикеи на основе данного анализа формулируются инвестиционные приоритеты в экономикеКазахстана.
   В данном анализеавтор исходит из того, что инвестиции – это основной инструмент формированиямикро- и макроэкономических пропорций, определяющий темпы экономического роста.Регулирующее воздействие общества на формирование и структуру использованияинвестиций может осуществляться только путем определения обоснованныхэкономических рычагов и нормативов. Становление национальной экономикиКазахстана, как составной части мирового хозяйства, основывается наобязательном учете ряда важных общих закономерностей в сфере инвестиционнойдеятельности, но, вместе с тем, оно порождает новые сущностные черты,обусловленные изменением экономических приоритетов, развитием национальногорынка. Поэтому движение инвестиций следует рассматривать как результатвзаимодействия этих факторов.
   Разработки обинвестициях и приоритетах  в ихиспользовании  могут быть использованы впреподавании экономических дисциплин. В хозяйственной практике могут быть использованыобоснованные рекомендации по совершенствованию экономического механизмаинвестиционной деятельности, определения критериев оптимизации соотношениянакопления и потребления, приоритетных направлений использованияинвестиционного потенциала и др.
 
2.   Инфляцияв переходной экономике.
 
2.1.     Причиныинфляции в переходной экономике.
   Действие рыночногомеханизма хозяйствования возможно лишь при наличии свободных цен, выступающихиндикатором соотношения спроса и предложения, и благодаря этому — ориентиром длясубъектов рыночной экономики: домашних хозяйств и фирм. Свобода экономическогоповедения субъекта, в том числе в области ценообразования, является основойдействия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ попереходу к рыночным отношениям является реформа государственногоценообразования, или либерализация цен.
   Чтобы лучше понятьпричины и специфику инфляции необходимо рассмотреть особенности системыпланового ценообразования. Такая система, означающая централизованноеустановление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции иуслуг, являлась неотъемлемой частью планового хозяйства. Не без основаниясчиталось, что основной функцией плановой цены является ее планово-учетнаяфункция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в ценепроизводился последовательный учет добавляемых к каждой стадии затрат исоответственно прибыли на эти затраты. Государственные цены являлись плановыминормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. Себестоимость продукциирассматривалась как база цены и занимала в структуре затрат 85%. Поскольку ценыслужили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило,не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным.Разумеется, цены, построенные по затратному принципу и неподвижные в течениенескольких лет, не могли служить индикатором соотношения спроса и предложенияна продукт, не могли показывать производителю динамику потребительскихпредпочтений. Отсюда следует, что переход к рыночному механизму хозяйства, гдеспрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовалреформировать всю систему цен.
   Чтобы лучше понятьспецифики российской инфляции необходимо кратко рассмотреть реформу цен вРоссии. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставкаделалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства.Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменилисьтолько в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Тем самым прибыли росли и необлагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий икомпенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий,что позволило им увеличить выплаты заработной платы. В результате в 1991г.розничные цены выросли на 142%, а оптовые цены в промышленности на 236%. Приэтом объем производства снизился на 11%, а в целом за период с 1989г. — на 17%.Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотальногодефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрасталбюджетный дефицит(31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромныйденежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация даннойполитики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991г. ещеболее осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2января 1992г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен.Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальныересурсы. Однако, и оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в3-5раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущеныв марте, а в мае резко(в 6раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля заценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курсарубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен запервые три месяца 1992г. по сравнению с декабрем 1991г., а оптовые цены уже запервые 2 месяца возросли почти в три раза. Первоначальный рост цен после ихлиберализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах,проводящих реформу(табл.1).
 
Страна, год
 Рост цен, %
Страна, год
 Рост цен, %
Страна, год
 Рост цен, %
Россия(1992)
 2501
Чехословакия(1991)
 54
Польша(1990)
 249
Болгария(1991)
 457
Венгрия(1991)
 33
Румыния(1991)
 252
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. Воборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой, т. к. Оналишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам.
   В то время как ценывыросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцыпосле либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса былаликвидирована уже в начале реформы.
   2.2. ПриродаРоссийской инфляции в переходной экономике.
   Однако на путиуспешного проведения реформы, на пути перехода к системе ценовых рыночныхиндикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция.Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий,и для населения, особенно, если либерализация проводится резко и быстро, какэто было в России. Резко дестабилизируется положение предприятий, нарушаетсясистема платежных отношений между ними, падает уровень реальных доходовнаселения, обостряются социальные противоречия в обществе. Инфляцияобесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствуетдолгосрочным инвестициям и экономическому росту, а при отягчающихобстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики. Высокая инфляцияразрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов вторгово-посреднические операции и ускоряет “бегство” капитала, приводит квытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрываетвозможности финансирования государственного бюджета.
   Развитие российскойэкономики сопровождается высокой открытой инфляцией. Ежегодные темпы приростацен четыре года подряд превышали 100%, что в традиционном понимании существенновыше уровня даже так называемой галопирующей инфляции.
   После либерализациицен в России(а в 1995г. лишь небольшой перечень цен на топливно-энергетические продукты,транспорт, связь и коммунальные услуги регулируется по-прежнему государством)стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходитценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, насоздание которого направлены усилия современной экономической теории иэкономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточностимакроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращенияинфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появилисьпопытки понять и объяснить особенности переходной экономики и спецификуформирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристикиособенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин “инфляции издержек”,связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Противэтой точки зрения стали выступать сторонники “макроэкономического” направления,пытаясь доказать, что феномена “инфляции издержек” вообще не существует. Вопросо причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острыхэкономических и политических дискуссий.
   Инфляция кактаковая — это безусловно денежный феномен, означающий снижение покупательнойспособности денег. В условиях свободного рыночного ценообразования инфляциявыражается прежде всего в росте цен, в связи с чем говорят об инфляционномросте цен. Инфляция может возникать в результате повышения совокупного спроса,которое является следствием увеличения государственных расходов, не покрываемыхсоответствующим увеличением доходов государственного бюджета. Совокупный спросможет повышаться и с увеличением скорости денежного обращения, не связанном саналогичной динамикой производства(например, при инфляционных ожиданиях). Вовсех подобных случаях за счет роста цен восстанавливается нарушившееся рыночноеравновесие между количеством денег и товаров. Инфляция быстро распространяетсяна все отрасли экономики, начинаясь в потребительском секторе, где спроспредъявляется прежде всего. Такой вид инфляции является традиционным ихарактеризует состояние денежной системы и динамику цен в переходной экономике.Это и объясняет постановку проблемы общей макроэкономической стабилизации.
   Однако проблемаинфляции в переходной экономике не исчерпывается лишь названными процессами,получившие название “инфляцией спроса”. В результате несовершенства рынка водной или нескольких отраслях экономики становится возможным длительноезавышение цен на их продукцию. При использовании такой продукции дляпроизводства других товаров повышаются издержки их производства, что делаетневыгодным продолжение производства при прежнем уровне спроса и цен. Врезультате производство по всей технологической цепочке, вплоть до конечнойпродукции сокращается. Таким образом перед государством встает задача расширитьденежный спрос и дать тем самым некоторый простор для повышения цен за счетрасширения денежной массы( повышения доходов потребителей). Это и есть механизминфляции издержек. Такая инфляция связана как с организацией рынка, так и ссуществующей структурой национального производства, определяющей структуру иуровни издержек. Она распространяется в экономике более медленно, чем инфляцияспроса, но и бороться с ней значительно труднее.
   Проанализируемфактические данные о развитии инфляции в России после либерализации цен. Этотанализ позволит ответить на вопрос о существовании инфляции издержек всовременной российской переходной экономике. Изучение динамики российскойинфляции за последние три года после либерализации цен показывает наличие ипостоянное воспроизведение значительных “ножниц” в изменениях цен напотребительские товары и на средства производства. Это видно из сопоставленияобщих индексов соответствующих видов цен.
Корни возникновения инфляции издержек в переходной экономикележат в недалеком прошлом, а ее механизм постоянно подпитывается современнымтипом экономического развития страны, ее экономической политикой.     Следует вспомнить систему плановогоценообразования, а также закрытость, относительную изолированность российскойэкономики от мирового рынка. В системе планового ценообразованиябыла заложенаконцепция дешевых ресурсов, в связи с чем цены на топливно-сырьевые иэнергетические ресурсы были сильно занижены относительно мирового уровня,причем мировая конкуренция этому положению не угрожала. Таковы были стартовыеусловия в этих отраслях, характеризующие высокую степень несовершенства рынка.Естественно, что положение в этих отраслях по мере либерализации цен начинаетменяться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономическийкризис, способствует поднятию цен на топливные и сырьевые ресурсы. Неразвитостьобщей рыночной инфраструктуры, политическая децентрализация и развалхозяйственных связей лишь укрепляют этот процесс. Параллельно начинаетсяпостепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство и прежде всегоза счет тех же топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усиливаетсявоздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию, в том числе наинфляционные процессы. За счет разницы между внутренними и мировыми ценамиэкспортноориентированные топливно-энергетические и сырьевые отрасли получаютновый потенциал повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этихотраслей необходима народному хозяйству, а конкуренция почти отсутствует(покаотечественная продукция дешевле импортной), государство вынуждено подпитыватьпотребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой продукции. Запускаемый приэтом механизм — инфляция издержек. Пока она продолжается, отсутствуют жесткиестимулы экономии издержек на всех стадиях промышленной переработки, и ценыподнимаются по цепочке от первичной обработки сырья до конечного потребления.Можно было бы сдержать этот процесс путем регулирования внутренних цен иусловий экспорта продукции ТЭК и сырьевых отраслей(путем жесткоголицензирования, квотирования и таможенных пошлин). Экономическая политикаРоссии имеет другую направленность — скорейшей либерализации этих цен и условийэкспорта. До тех пор пока цены продукции базовых отраслей не выйдут на мировойуровень, группа экспортноориентированных отраслей останется основнымгенератором инфляции издержек в современной переходной экономике. Наличие вроссийской экономике первой половины 1995г. устойчивой инфляции издержек, атакже довольно сильных инфляционных ожиданий приводит к заключению, что ещерано говорить о радикальном снижении роста цен и инфляции в долгосрочнойперспективе. Проводимая макроэкономическая стабилизация будет способствоватьэтому процессу, однако рост инфляции будет постоянно подпитываться за счетрынка базовых отраслей производства.
 
   3.Спецификасобственности в переходной экономике.
   Теперь рассмотримспецифику собственности в переходной экономике. Что же отличает отношения иправа собственности в переходной экономике от “обычных” рыночных экономикразвитых стран? Во-первых, отношения носят не постоянный характер. Чрезвычайнаяподвижность собственности, когда предприятия переходят из “рук в руки”позволяет сделать вывод о далеко не максимальной эффективности фирм, ставящих впереходный период совершенно другие цели нежели фирмы в рыночной экономике, аименно: выживание, поддержание “на плаву”, сохранение квалифицированных кадрови т.п.
   Во-вторых, правасобственности слабо специфицированы. Это характерно и для экономической, и дляинституциональной, и для правовой спецификаций. В Западной Европе прообразомправовой системы послужило римское право на собственность, основой которогоявляется право владеть, пользоваться и распоряжаться. Российскоезаконодательство на землю дает право владеть и пользоваться, но нераспоряжаться, что сдерживает инвестиции не только в сельское хозяйство, атакже и в производство.
   В-третьих, генезис(перерождение) новых отношений и прав собственности происходит в условияхсохранения инертности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах. Неследует преувеличивать скорость трансформации, т.к. при длительномсуществовании старых обществ несколько поколений людей воспринимают их какестественные и нуждаются в переучивании для того, чтобы приспособиться к новымусловиям.
   В-четвертых,наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности инеспецифицированности прав обуславливает существенно большую, чем в стабильнойэкономике, роль институциональных, политических и других волевых факторов вдинамике собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.
3.1.     Генезис(перерождение) собст