Перепись населения в России, её задачи и история развития

Введение
«Для общества, – писал Л.Н. Толстой о переписи населенияМосквы 1882 г., в которой он принимал участие, – интерес и значениепереписи в том, что она дает ему зеркало, в которое хочешь, не хочешь,посмотрится все общество и каждый из нас». «Цифры и выводы, – писал Толстой, – будутзеркало». Можно не читать их, как можно отвернуться от зеркала. Можно мелькомвзглянуть в цифры и в зеркало, можно поглядеться и близко. Походить попереписи, как теперь делают тысячи людей, это – близко поглядеться в зеркало».И дальше: перепись… «если это не лечение, то это, по крайней мере, попыткаисследования болезни, за которую нам надо быть благодарными и по случаю которойнам надо хоть немножко оздоровить себя».
Данные о численности, размещении и составе населения относятся кважнейшим статистическим показателям. Они играют важную роль в системепоказателей планового развития экономики, культуры, повышения материальногоблагосостояния людей, используются как для оценки достигнутого уровняэкономического роста, так и для текущего и перспективного планирования размеровпроизводства промышленной и сельскохозяйственной продукции, трудовых ресурсов ит.д.
Источниками сведений являются переписи и текущий учет населения.Проводятся так же выборочные демографические обследования. Наша страна имеетбольшой опыт в организации переписи и учета населения. Общепризнанными являетсяполнота и достоверность получаемых данных. По классификации ООН Россию относятк странам, имеющим надежные данные о населении. Постоянно ведется работа подальнейшему повышению их качества и обеспечению подробных сведений дляпрактических и научных целей.
Статистика населения является самой древней отраслью статистики. Вглубокой древности первые учетные операции проводились в связи с учетомнаселения в связи в военных и хозяйственных целях (воинские повинности,обложение налогом и т.д.). Определенные закономерности при изучении массовыхданных впервые также выявлены в области таких явлений, как рождаемость исмертность населения.
И в наши дни население – объект всестороннего исследования,поскольку оно (трудоспособная его часть) является непосредственным участникомпроизводственного процесса и потребление его результатов. Причем интерес кстатистическому изучению населению, процессов, которые происходят в обществе,условий жизни не снижается, а, наоборот, все более возрастает.
Население как предмет изучения в статистике представляет собойсовокупность людей, проживающих на определенной территории и непрерывновозобновляющихся за счет рождений и смертей. Население любого государствавесьма неоднородно по своему составу и изменчиво во времени, поэтомузакономерности развития населения, изменение его состава и многие другиехарактеристики должны изучаться с учетом конкретных исторических условий.
В статистике населения единицей населения наблюдения чаще всегоявляется отдельный человек как индивидуум, однако может быть и семья. В 1994году при проведении в России микро переписи населения впервые учитывалась нетолько семья, но и домохозяйство (как принято в международной практике). Вотличие от семьи под домохозяйством понимают совместно проживающих и ведущихобщее хозяйство людей (необязательно родственников). Домохозяйство, в отличиеот семьи, может состоять и из одного человека, обеспечивающего себяматериально.
В статистике населения объектом статистического наблюдения могутбыть самые разные совокупности: население в целом (постоянное или наличное),отдельные группы населения (трудоспособное население, безработные, пенсионеры,городское население или сельское, мужчины или женщины и т.д.), молодые семьи(или, наоборот, пожилые), родившиеся за год (или иной период) или умершие ит.д. Объект и единица наблюдения выбираются в зависимости от цели исследования.Основными источниками статистики населения являются текущий учет населения иединовременные наблюдения в виде сплошных или выборочных переписей. Как былоуже сказано выше. Причем первоисточником сведений о населении являютсяпереписи. Они дают наиболее полные и точные сведения о численности населения.Текущий учет родившихся, умерших, прибывших на ту или иную территорию и выбывшихс неё позволяет определять численность населения ежегодно на основе итоговпоследней переписи.
Всеобщая перепись населения – это трудоемкая и дорогостоящаяоперация, поэтому она проводится нечасто. Теперь мы знаем, что переписьнаселения в России – процесс сбора, обобщения, анализа и публикациидемографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию наопределённое время ко всем лицам в России и на территории её бывшихгосударственных образований.
27 декабря 2001 года Государственной Думой был принят федеральныйзакон «О Всероссийской переписи населения». Одобрен был закон Советом Федерации16 января 2002 года. «Всероссийская перепись населения является основнымисточником формирования официальной статистической информации, касающейся численностии структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетаниис социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составомнаселения, его образовательным уровнем». (В редакции Федерального закона от28.11.2009 г. №293-ФЗ).
20 ноября 2009 года Госдума приняла законопроект «О внесенииизменений в Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения», 25 ноября2009 года он был одобрен Советом Федерации. Новый закон направлен насовершенствование процедуры организации и проведения Всероссийской переписинаселения. Он уточняет и изменяет права и обязанности органов государственнойвласти, органов местного самоуправления и лиц, привлекаемых к сбору сведений онаселении, а также гарантирует права лиц, подлежащих переписи, на сохранениеконфиденциальности полученной информации. «Сведения о населении, содержащиеся впереписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежатразглашению или распространению и используются только в целях формирования официальнойстатистической информации».
Изменения коснулись и способов сбора информации во время переписи.Наряду с традиционным и основным методом переписи – опрос населения изаполнения переписных листов переписчиком при обходе жилищ, теперь законодательнозакреплена возможность заполнения переписных листов самим населением настационарном переписном участке.
Законом определен порядок сбора сведений о национальнойпринадлежности в условиях действия закона «О персональных данных».Законодательно закреплено: «Согласие опрашиваемого лица на обработку сведений оего национальной принадлежности считается полученным в случае, еслисоответствующий раздел бланка переписного листа заполнен непосредственноопрашиваемым лицом».
По словам Николая Худых, федерального инспектора в Красноярскомкрае: «Перепись населения – единственный универсальный инструмент, с помощьюкоторого за короткий срок можно получить достоверную картинусоциально-экономического положения в государстве, и в соответствии сполученными данными корректировать программы дальнейшего развития».

1. Перепись населения и её значение
1.1 История развития переписи населения в России
1.1.1 Развитие переписи населения во второй половине 13 в.
На Руси учет населения начался еще во времена татаро-монгольскогонашествия. Учет в то время был похозяйственным: учитывались для обложения ихданью дома, или «дымы». Первая перепись, произведенная татарами относиться к1245 г. Вслед за ней было произведено еще три переписи, примерно, через 14лет каждая. Меняющийся характер единиц обложения («со двора», «с мужа», «сдыма», «с плуга» и т.д.) отражался на характере собираемых сведений. Переписине были всеобщими, т. к. они не включали часть населения, освобожденную отобложения. В России в XIV–XVI веках имели место земельно-хозяйственныеописания. Результаты их фиксировались в так называемых писцовых книгах.Значение писцовых книг, как документов, на основе которых производитьсяобложение, усиливается, но они начинают носить характер поземельных описей.
Охват явлений хозяйственной жизни был очень широк – от сведений обашнях городских кремлей до известий о породах промышляемой в озерах рыбы. Темне менее, писцовые описания все же не были учетами населения. В ходе ихвыявлялись только владельцы дворов. Данные поземельных описей могли служитьлишь временными источниками определения обложения. Торговые и промысловыезанятия оставались при такой системе без обложения, что было не выгодногосударственному фиску и обуславливало необходимость отыскивания новых единицобложения. Такой единицей стал двор.
Перепись 1710 г., произведенная при Петре, носила чертыподворной переписи, но результаты ее, вскрыв катастрофическое сокращениеподатных дворов, поставили Петра перед фактом возможного резкого сокращениягосударственных податей. В переписи 1710 г. была сделана попытказаписывать оба пола. Множество ошибок происходило из-за невежества инебрежности переписчиков, а также из-за взяток переписчикам за пропущенныедворы. С другой стороны, за не дачу взятки пустые дворы записывались как жилые,были случаи пропусков целых деревень или одно и то же село переписывалосьдважды.
С тех пор учеты населения в России стали называться «ревизиями».До отмены крепостного права прошло десять ревизий (1718, 1742, 1761, 1781,1794, 1811, 1815, 1833, 1850, 1856). Они давали очень неточные сведения онаселении, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписных»из податных сословий – людей, числившихся в списках для уплаты подати налога.По этой же причине они тянулись очень долго: помещики не торопились делиться сгосударством трудом податного населения и задерживали подачу ревизских «сказок». В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось«взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько укого, в которой деревне душ мужеского пола…». Тяга императора к «сказкам»носила сугубо экономический характер – при пересмотре налоговой системы перешлик более прогрессивному подушному налогообложению, единицей которого быламужская душа. Составленные подобным образом списки («сказки») были собраны лишьчерез три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке– «ревизии».
Первая и единственная всеобщая перепись населения Российскойимперии была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее сталвыдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта переписьпредставляет собой единственный источник достоверных данных о численности исоставе населения России в конце XIX века.
Стоимость переписи 1897 года составила около 7 млн. рублей,примерно 5,5 копеек на человека. Единицей наблюдения было хозяйство, на котороеи составлялся переписной лист, содержащий 14 пунктов. Программа переписивключала в себя социально-демографические характеристики опрашиваемых, брачноесостояние, место рождения, вероисповедание, родной язык, грамотность и занятие.Результаты этой переписи были проанализированы к середине 1905 года иопубликованы в двух томах.
Наряду с теми достоинствами, которые давала перепись, были инедостатки. Среди населения не было проведено почти никакой разъяснительнойработы о значении, задачах и цели переписи. Поэтому неудивительно, что срединаселения возникло множество всевозможных слухов, связанных с переписью: овведении новых податей, о принудительном переселении в Сибирь, о переделеземли, о поголовной рекрутчине.
Негативную роль сыграл религиозный фанатизм, особенно средисектантов и старообрядцев. Наиболее фанатичные предпочитали решить себя и своихблизких жизни, но не переписываться. На этой почве первая русская всеобщая переписьзнает случаи коллективного самосожжения, закапывание целыми семьями живьем.Например, в селе Терновка возле города Тирасполя 25 старообрядцев, ожидая всвязи с переписью «пришествия антихриста» живьем закопали себя в землю. Впереписи населения много интересных фактов.
1.1.2 Перепись населения в России в первой половине 20 в.
С установлением Советской власти начался новый этап развитиястатистики в нашей стране. Сразу после революции 1917 года В.И. Ленинпровозгласил свой знаменитый лозунг: «Социализм – это учет». А летом 1918 годаначалась практическая работа по организации советского статистического учета.
25 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение огосударственной статистике». На основе «Положения» был создан главный статистическийорган Советской республики – Центральное Статистическое управление (ЦСУ). Итак,первые советские переписи населения были проведены летом 1918 года в двухкрупнейших городах страны – Петрограде и Москве. Эти переписи основывались напринципе одновременности. Учет населения велся по ведомостям трех видов:семейная, для одиноких, ведомость для учреждений.
Первая всеобщая перепись населения была проведена в 1920 году посостоянию на 28 августа вместе с сельскохозяйственной переписью и краткимучетом промышленных предприятий. Переписью было охвачено только 72% населениястраны, так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В городскойместности перепись проводилась 14 дней, в сельской местности – 7 дней.
Однако вследствие гражданской войны и нехватки квалифицированногоперсонала переписью не были охвачены 70% территории РСФСР это – Якутия,Белоруссия, Дальний Восток, Крым, окраинные районы Сибири, три губернии УССР ичастично 10 губерний РСФСР. Для участия в переписи предполагалось привлечь около114 тыс. статистов (11 тыс. инструкторов и 103 тыс. регистраторов). Их работабыла довольно сложной, если принять во внимание, что имели место такие случаи,когда бандиты уничтожали, собранный в ходе переписи материал, и его приходилосьвосстанавливать снова и снова.
Были и другие инциденты. В Казанских деревнях переписчиковраздевали, так как думали, что это черти и у них есть хвосты. Целые деревниотказывались переписываться, поскольку считали, что цель переписи – отправитьлишних баб в Германию.
Перепись населения 1920 года проводилась по весьма обширнойпрограмме на основе карточной системы сбора данных, что давало возможностьболее быстрой разработки материалов при ручном подсчете итогов. В городскихпоселениях применялись три формуляра: подворная ведомость для сбора материалово владениях (дворовых участках), квартальная карта с данными о жилых квартирахи личный листок, на который записывались необходимые сведения о каждом жильце.В сельских местностях кроме личного листка заполнялись поселенные бланки.
Все население страны впервые охватила Всесоюзная переписьнаселения 17 декабря 1926 года. Это была первая Всесоюзная перепись населения.Длительность переписного периода была аналогичной переписи 1920 года.Разработка материалов переписи населения была закончена в чрезвычайно короткийсрок, к 1 сентября 1928 года. Программа разработки и публикации отличаласьдетальностью и многочисленными сочетаниями признаков; впервые очень подробнобыла изучена семья. Огромная стоимость (54 млн. руб.) и необходимость экономииопределили выбор только части программы. Выбор приходилось произвести междупереписью населения и сельскохозяйственной переписью, как двумя наиболеедорогими частями программы, одна из которых исключала другую.
После тщательного взвешивания, было решено остановиться напереписи населения, а сельскохозяйственную перепись перенести не 1930 год.Такой путь обошелся государству всего в 14 млн. рублей. При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловскийи О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу какэтой, так и следующих переписей населения. Численность населения составила147,0 миллиона человек. Результаты по этой переписи были опубликованы в 56томах.
Следующая перепись проводилась в январе 1937 года. На эту переписьСталин возлагал большие надежды. Перепись должна была продемонстрировать всемумиру достижения страны социализма. Прирост населения за 11 лет с 1926 года, могсоставить около 37,6 миллиона. Это была единственная послереволюционнаяперепись, проведенная как однодневная: с 1 по 5 января счетчики заполнялипереписные листы, а в течение одного дня 6 января приводили записи к состояниюна критический момент (12 часов ночи с 5 на 6 января), с 7–11 января проводилсяконтрольный обход. Формулировки многих вопросов были упрощены, что позволялополучать достоверные ответы.
Перепись дала ошеломляющие результаты: всего 156 миллионов, т.е.общий прирост всего 7,2 миллиона. Сколько смертей пришлось на тюрьмы, лагеря,голод – установить невозможно. Ввиду этого было объявлено, что переписьнаселения проведена с грубыми ошибками, ее организаторов в центре и на местахрепрессировали и на 1939 год назначили новую. Уцелевшие в архивах основныерезультаты переписи населения 1937 года были опубликованы только в 1990 году.
Перепись населения 1939 года была проведена по состоянию на 17января. Перепись 1939 года имела четкую цель: любой ценой показать ростчисленности населения СССР. Этой цели она достигла, однако, полученные данныене дают общей картины, они разрознены и часто противоречивы. Видимо, понимаявсю некорректность проведения переписи, дефектность материалов, значительную ихчасть перевели в секретные фонды, а в открытую печать попали лишь некоторыецифры. Впервые по всей территории страны учитывалось не только наличное население,но и постоянное, счетчики проводили предварительный обход своих участков.Заполнение переписных листов продолжалось 7 дней в городских поселениях и 10дней в сельской местности.
Опасения по поводу возможного недоучета населения, что будто быбыло допущено при переписи 1937 года, побудили усилить контроль полноты учетанаселения: после окончания переписи населения в течение 10 дней проводилсясплошной контрольный обход; впервые в истории отечественной переписи был введенконтрольный бланк, содержавший вопросы переписного листа и заполнявшийся навсех проживающих постоянно или временно в данном помещении, но на моментпереписи находившихся в другом месте, где они должны были быть переписаны всоставе наличного населения. Кроме того, всем, переписанным в качестве временнопроживающих или собирающихся уехать, выдавалась справка о прохождении переписи.Эти контрольные мероприятия сохранились и в последующих переписях населения.
Сразу после окончания войны статистики поставили вопрос онеобходимости проведения новой переписи населения СССР, чтобы оценить ущерб,причиненный войной. Предполагалось, в частности, сделать это в 1949 году. Ктому времени все воевавшие страны провели перепись населения: Дания в 1945 г.,Болгария, Германия*, Норвегия, Польша, Франция и Япония – 1946, Чехословакия – 1946–7947,Бельгия и Нидерланды – 1947, Румыния и Югославия – 1948, Великобритания иВенгрия – 1949, ГДР и США – 1950, Австрия, Греция, Италия и Канада – в 1951 г.А вот в СССР перепись прошла только в 1959 году.
1.1.3 Задачи переписи во второй половине 20 в.
Первая послевоенная перепись была проведена 15 января 1959 г.Проведение переписи только в 1959 году обусловлено не только экономическимитрудностями послевоенного периода, но и нежеланием привлекать внимание кнеоправданно огромным людским потерям в период второй мировой войны.
Остается гадать, почему после войны, нарушившей кроме всегопрочего и учет населения, когда потребность в адекватной демографическойинформации была весьма острой, советское руководство уклонялось от проведенияпереписи. Скорее всего, Сталин просто боялся проведения этой переписи,поскольку она вскрыла бы истинные масштабы потерь в войне и не имеющий аналоговразмах репрессий в 30–40-е годы. Хотя перепись населения 1959 года пришлась нату эпоху в истории нашей страны, которая известна под именем «хрущевскойоттепели», она стала, в сущности, повторением переписи 1939 г. как в планевключенных в программу вопросов, так и в плане организационном.
Страх недоучета, внушенный репрессиями, обрушившимися надемографов-статистиков после переписи 1937 г., по-прежнему жил в их душахи душах их наследников. От переписи 1939 г. «послевоенные переписиунаследовали безусловное стремление не пропустить ни одного человека, причемопасности учесть одно и то же лицо дважды уделялось гораздо меньше внимания»,писали впоследствии об этом. Но все же по сравнению с переписью 1939 года новымв переписи 1959 г. было установление единого срока ее проведения в городахи сельской местности, более подробное изучение образовательных характеристик, атакже то, что впервые был применен выборочный метод (правда, не при опросе, апри разработке материалов о семьях). Численность населения – 208,8 миллионачеловек.
В дальнейшем применение выборочного метода было расширено, и,начиная с переписи 1970 г., он использовался уже непосредственно приопросе населения. А еще одно значение переписи населения 1959 г. оценилитолько сейчас, анализируя взаимосвязь этого мероприятия с развитиемобщественных наук в СССР. «Оттепель» в общественном сознании только намечалась,ни о каком освобождении от узкодогматического подхода в изучении социальныхявлений не было и речи. И вот перепись 1959 г. внесла свой вклад в бумобщественных наук шестидесятых.
После переписи 1959 г. резко активизировались демографическиеисследования динамики и структуры населения и демографических процессов,расширились публикации научной демографической литературы. Это не могло неповлечь за собой развитие социологических исследований, сыгравших затем своюроль в формировании демократических настроений в обществе.
Перепись населения 1959 года определила единый срок переписи вгородских поселениях и сельской местности – 8 дней, ставший традиционным длявсех последующих переписей населения. Впервые разработка материалов была полностьюмеханизирована и проводилась централизованно.
В 1970 году (по состоянию на 15 января) впервые в практикепроведения отечественных переписей населения был применен выборочный метод присборе сведений, когда ради экономии времени и средств часть сведений былаполучена путем опроса не всех, а только 25% жителей. Данные переписи широкоиспользовались для социально-экономического планирования и разработкидолгосрочных экономических прогнозов.
Применялось два вида переписных листов списочной формы: первый содержал11 признаков и заполнялся в трех из каждых четырех жилых помещений; второйсодержал, кроме того, еще 7 вопросов и заполнялся в каждом четвертом жиломпомещении. Были сохранены и контрольные мероприятия, но в отличие от переписей1939 и 1959 годов, контрольным обходом были охвачены не все жилые помещения, а50% от их числа. Программа разработки материалов переписи населения 1970 годабыла примерно в полтора раза шире предыдущей. Впервые большая часть материаловразрабатывалась по постоянному населению. При обработке материалов переписи был применен ряд техническихновшеств. Ее данные (241,7 миллиона) широко использовались длясоциально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономическихпрогнозов. Итог переписи – 262,4 миллиона человек. Итоги были опубликованы в1972–1973 годов.
Существенно отличались от предыдущих организация и обработкаматериалов переписи населения 17 января 1979 года. Впервые в практике советскойстатистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальныхчитающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новыевопросы, формулировки некоторых других уточнены.
Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения,которые впоследствии широко использовались. Программа содержала 16 признаков.Применялись две формы переписных листов: 2С (сплошная перепись) содержала 11вопросов, ответы на которые были получены от всего населения; форма 3В(выборочная перепись) содержала кроме одиннадцати общих вопросов еще 5вопросов, ответы на которые были получены от 25% постоянного населения(заполнение этой формы проводилось в каждом четвертом помещении). Также припереписи были получены сведения о населении в трудоспособном возрасте, занятомв домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве.
При заполнении карточек, главу семьи указывают сами члены семьи изчисла постоянно проживающих, но если возникали трудности с определением главысемьи, то главою следовало считать того, кто обеспечивает главные средства ксуществованию. По итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года, Якутская АССРвышла на первое место, среди 16 автономных республик РФ, по числу, имевшихвысшее образование. На 1000 человек работающих имели высшее, среднее и неполноесреднее образование 848 человек, а по РСФСР – 803 человека.
Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г.Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями онаселении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получитьсведения о жилищных условиях различных социально-демографических группнаселения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степениобеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Программа переписи содержала25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущейпереписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончаниипрофессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, измененаформулировка некоторых других вопросов. Разработка материалов переписи пополной программе была завершена к концу 1990 года.
По данным последней переписи 1989 года, численность населенияСоветского Союза была 286,7 млн. человек, в том числе городское население – 188,8млн. человек, или 66 процентов. Численность населения РСФСР составляла 147,4млн. человек. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду сосведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволилополучить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических группнаселения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степениобеспеченности людей жильем и его благоустройстве.
Однако у многих достоверность данных последней переписи вызываетсомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР объективно догоняет и обгоняетСША, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни,доходов людей, – «подкручивали» в большую сторону. А также существовализакрытые города, не обозначенные на картах, – их данные надо было как-то «размазывать»по всей стране. Значит, смазывалась и вся картина в целом. Не обошлось и безказусов: так, выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране несколькопревышает число женатых мужчин. По результатам этой переписи оказалось, что вТольятти в возрастном диапазоне 15–25 лет на 1 тысячу женщин приходилось 1200–1300мужчин.
1.2 Принципы переписи населения
По определению Статистической комиссии ООН перепись населения –это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических,экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенноевремя ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Переписьнаселения это специальное научно-организованное обследование с целью полученияинформации о численности и составе населения. Это важнейшее государственноедело в плане познания закономерностей демографического развития.
Основными принципами переписи населения являются:
1. Всеобщность.
Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные впрограмму переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны илитерритории, а не только о какой-либо специфической их части. Именно поэтомусовременные переписи населения и называются всеобщими. Во всеобщностизаключается главное отличие современных переписей населения, от его учетов,проводившихся в прошлом. В прежние времена учеты населения, как бы они ниназывались (переписи, ревизии, цензы и т.п.), проводились в основном вфискальных и военно-учетных целях. Государства всегда были, прежде всего,заинтересованы в том, чтобы знать, сколько людей они могут, в случаенеобходимости, поставить «под ружье» и сколько налогов, податей и т.п. онимогут собрать со своих подданных. Поэтому учитывались и переписывались не всежители данной страны, а лишь те, кто был обязан служить в армии, и те, кто былобязан платить подати и налоги. Отсюда – неполнота информации о населении,отсутствие данных о значительной его части. Считается, например, что в Россииво время ревизий первоначально учитывалось лишь мужское податное население, ккоторому относились только крестьяне и лица некоторых других сословий,обязанных платить подати. На самом деле во время ревизий, начиная со второй, иисключая шестую учитывалось и женское население. Существуют как объективные,так и субъективные факторы, влияющие на полноту учета при переписях населения.
Прежде всего, это – подвижность населения. Люди постояннопереезжают с места на место, и существует вероятность того, что кто-то иливообще «разминется» с переписчиком, как в месте постоянного проживания, так и вкаком-то другом месте проживания или окажется переписанным дважды. Чтобы свестик минимуму возможность и недоучета, и двойного счета, разработаны специальныеприемы переписи тех, кто не находится в момент переписи в месте постоянного(или какого-либо другого) проживания.
Что касается субъективных факторов недоучета, то, как показываетпрактика, некоторые люди считают, что кое-кого вообще не надо переписывать.Например, младенцев или стариков, поскольку первые еще маленькие, а вторые – ужесовсем старые, и от тех и от других «нет никакой пользы».
Несмотря на все заверения статистиков, в сознании многих граждантвердо засело неизвестно кем внушенное убеждение, что перепись будто быпроводится именно со специальной целью установить число людей определенныхкатегорий. Поэтому часто бывает так, что на вопрос регистратора переписи опропущенном младенце его родные отвечают: «Да ведь он еще маленький!» Почти то жесамое говорят в подобной ситуации и родственники стариков: «Он ведь уже старый,работать не может. Зачем его переписывать?» Этот принцип охватывает всютерриторию и всё население, надо учесть каждого жителя без исключения (но и бездвойного счета), независимо от пола, возраста, наличия права на проживание вданной местности и в данном жилище.
2. Одномоментность.
Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные вее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленномумоменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета.При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическиммоментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются.
Необходимость установления критического момента переписиопределяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются.Например, в 2000 г. только за один час в России появлялись на свет 144младенца, 253 человека умирало, заключалось 102 брака, совершался 71 развод, 40человек прибывало в Россию на жительство и 18 человек покидало нашу страну.Установление критического момента является также одним из способов избежатьповторного счета, т.е. переписывания человека одновременно в двух местах, еслидаже в момент проведения переписи он находился вне места своего обычногопроживания.
Критический момент переписи подбирается таким образом, чтобыминимизировать территориальную мобильность населения, т.е. чтобы вероятностьзастать переписываемых людей в месте постоянного проживания была максимальной.Соответственно, выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затемучитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческихканикул и т.п. При этом необходимо, чтобы критический момент переписи был какможно ближе к началу года, чтобы обеспечить большую сопоставимость результатовпереписи и ежегодных меж переписных расчетов численности населения. В итоге,скажем, в нашей стране перепись обычно назначалась на один из будних дней вовторой декаде января. Например, в 1959 и 1970 гг. перепись населенияпроводилась 15 января, в 1979 г. – 17 января и в 1989 г. – 12 января.Непонятным исключением становится многострадальная новая перепись населенияРоссии, которая должна была состояться еще в 1999 г., но которая несколькораз переносилась, и теперь уже, кажется, окончательно назначена на 9–16 октября2002 г.
В качестве критического момента при этом обычно выбираетсяполночь, т.е. 0 часов 00 минут, первого дня проведения переписи. Так, перепись2002 г. будет проводиться по состоянию на 0 часов 9 октября. Несомненно,это создаст определенные трудности из-за большого удаления этой даты от началаследующего года.
Критический момент переписи следует отличать от периода проведенияпереписи. Перепись реально проводится в течение нескольких дней (обычно 7–10дней), но вся собранная информация, как уже сказано, относится к еекритическому моменту. Изменения, произошедшие после критического момента, неучитываются. Не учитываются родившиеся после критического момента, хотя бы онии родились в первые минуты первого дня переписи. Умершие после критическогомомента учитываются как живые, поскольку на критический момент они были ещеживы.
3. Единая программа переписи.
Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичныхданных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участниковпереписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обовсех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираютсясведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных впереписной лист. На этапе обработки переписи вся собранная в ее ходе информацияразрабатывается и публикуется по единому плану, определяющему, какие именно и вкаком разрезе строятся статистические таблицы.
Разработка программы переписи является важнейшим ее этапом,занимающим по времени несколько месяцев или даже лет. Она включает в себясоздание переписного листа – специального бланка, содержащего набор признаков,которые будут фиксироваться в ходе переписи. Одновременно формируется переченьразработочных таблиц, в которых будут обобщены и опубликованы итоги переписи.
Переписной лист – основной документ переписи населения.Представляет собой бланк для записи ответов на напечатанные в нем вопросы,соответствующие программе переписи. В зависимости от метода переписи, способовопроса и последующей разработки материалов переписи применяются переписные листыразличной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записисведений об одном человеке.
В переписных листах списочной формы записываются сведения обо всехчленах семьи или домохозяйства.
4. Поимённость.
Поимённость, как принцип проведения переписи, означает сборперсональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. Вэтом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам,которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личныхбесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), которыйфиксирует их на именных переписных листах.
В некоторых развивающихся странах иногда применяют процедуру сборасведений о населении, которая известна еще со времен Древнего Рима и котораязаключается в том, что люди сами должны являться в специальные офисы, где изаполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставятспециальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий о том, что данныйчеловек прошел перепись населения.
При проведении переписи населения в России 2002 г. такжепредполагается открыть специальные переписные офисы, в которых смогут пройтиперепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а также те,у кого вообще нет дома. К счастью, до того, чтобы ставить на тело несмываемыештампы, у нас пока еще не дошло.
Поименность дает возможность детальной комбинированной группировкисобранных сведений по различным признакам. Разумеется, при обработкерезультатов переписи поименность сведений и ониразрабатываются исключительно в обобщенной форме статистических таблиц,лишенных каких-либо личностных признаков.
5. Самоопределение.
С поимённостью связан такой принцип проведения переписи, каксамоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительносо слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтвержденияэтих сведений. Применение принципа самоопределения обусловлено, с однойстороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения,а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или инойкатегории по большинству фиксируемых признаков. Если, скажем, возраст человекав большинстве современных стран еще может быть документально подтвержден,поскольку существует система текущей регистрации демографических событий, тотакой признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообщене подлежит никакому объективному определению. Всякие правила отнесениячеловека к тому или иному этносу, которые существуют в некоторых странах, посуществу, являются нарушением демократических принципов и свойственнытоталитарным или склонным к тоталитаризму режимам. В нашей стране по отношениюк этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.
6. Конфиденциальность.
Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально(гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «ОВсероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении,содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, неподлежат разглашению (распространению) и используются в целях формированиясоответствующих федеральных информационных ресурсов». Результаты переписипубликуют только в виде сводных данных (принцип конфиденциальности)! Непубликуются никакие данные об одном определенном человеке, семье,домохозяйстве. Никто из проводящих организаторов перепись – от переписчика доруководителя Росстата – не имеет права разглашать персональную информациюсогласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».
7. Строгая централизация управления переписи.
Государство берёт на себя ответственность за проведение, контрольи финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписивозложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).
8. Регулярность проведения переписи.
Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, сострогой периодичностью проведения переписей населения возможно получениесопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени.Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должнапроводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Этонеобходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и длярасчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо дляобеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которыечаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.
Вся эта система работает в соответствии с положениями,установленными или законодательно, или специальными правительственнымирешениями, которые принимаются за несколько лет до проведения переписи и вкоторых устанавливаются сроки ее проведения, критический момент, ее основныезадачи, а также даются поручения другим органам государственной власти в частиоказания содействия проведению переписи населения.
1.3 Программа переписи населения
Выше уже говорилось о значении единой и обязательной для всехпрограммы переписи населения. Последняя программа состоит из двух частей:собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программыразработки ее материалов, т.е. перечень разработочных статистических таблиц,которые будут построены и опубликованы после окончания переписи. Сбор сведений,под которым понимается перечень признаков отдельных лиц и домохозяйств илисемей, а также перечень вопросов переписного листа, с помощью которых признакификсируются, которые являются их эмпирическими индикаторами.
Разработка программы переписи должна отвечать определеннымпринципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной и надежнойстатистической информации о населении.
Прежде всего, должна быть обеспечена сопоставимость данныхпереписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что, по крайнеймере, часть вопросов переписного листа желательно задавать точно в тех жеформулировках, что и соответствующие вопросы предыдущих переписей. Кроме того,желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие вопросы задаются впереписях населения других стран, и в какой, мере они отвечают международнымрекомендациям. Это необходимо, чтобы данные переписи были хотя бы частичносопоставимы с данными переписей других стран.
Вопросы переписного листа должны задаваться в четкой и яснойформе, не допускающей неоднозначную их интерпретацию. Проще говоря, все людидолжны одинаковым образом понимать вопросы переписного листа. При этомжелательно, чтобы хотя бы некоторые вопросы переписи были закрытыми, т.е.содержащими исчерпывающий перечень подсказок. Немаловажно, чтобы формулировкивопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут бытьиспользованы против переписываемого лица.
Конкретное содержание программы переписи населения определяется еезадачами. Поэтому программы отдельных переписей населения могут в той или инойстепени отличаться друг от друга. Но очевидно, что в них в любом случае долженбыть некий блок, инвариантный относительно конкретных задач каждой даннойпереписи населения. Эта задача может решаться по-разному. В последнее времяодновременно со сплошной переписью населения, бланк которой содержит некийпостоянный корпус вопросов, на которые отвечают все жители страны, проводятвыборочный опрос, программа которого может меняться от переписи к переписи и навопросы которого отвечает лишь часть населения. Сочетание сплошного ивыборочного опроса позволяет эффективно обеспечивать сопоставимость данныхразных переписей с решением конкретных задач текущего периода. Выборочныеопросы проводились в нашей стране во время переписей 1970, 1979 и 1989 гг.,причем каждый раз по своей программе.
Переписной лист, как правило, состоит из трех частей: адреснойчасти, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов,включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связьпереписи с какими-то другими опросами и обследованиями.
Адресная часть переписного листа состоит из имени и адресапереписываемого. Кроме того, она включает в себя вопрос об отношениипереписываемого к главе семьи или, как это было в переписи 1989 г. и 2002 г.,к лицу, записанному на данном переписном бланке первым.
Включение адресной части необходимо для обеспечения возможностипроверки полноты охвата переписью населения и качества заполнения переписныхлистов, а также для разработки в последующем данных переписи в территориальномразрезе. Вопрос об отношении к главе семьи или к лицу, переписанному первым,необходим для выделения и последующего изучения семей или домохозяйств.
Собственно программа переписи обычно включает в себя вопросы,которые можно объединить в следующие группы:
вопросы, позволяющие отнести переписываемого человека к той илииной учетной категории, т.е. к постоянному или наличному населению;
вопросы о личных демографических характеристиках опрашиваемых. Этовопросы о поле, возрасте и брачном состоянии опрашиваемого человека;
вопросы о социально-экономических характеристиках опрашиваемых, т.е.вопросы об уровне образования, профессии, занятиях, источниках дохода,социальном положении;
вопросы об этнических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросыоб этнической принадлежности, родном языке, других языках, на которых говоритопрашиваемый человек, а также вероисповедании или конфессиональнойпринадлежности. В нашей стране последняя характеристика фиксировалась только впереписях 1897 и 1937 гг.;
вопросы, имеющие отношение к изучению воспроизводства населения, вчастности брачности и рождаемости. Речь идет о вопросах, о порядковом номеребрака, дате вступления в брак или его прекращения, а также о вопросахотносительно числа рожденных женщиной детей или, как это было в переписи 1989 г.,о желаемом и ожидаемом числе детей в семье;
вопросы о миграции, т.е. вопросы о длительности проживания вданной местности и о прежнем месте жительства. Эти вопросы особенно важны в техстранах, где отсутствуют полицейская регистрация по месту жительства (прописка)и, соответственно, текущий учет миграции.
вопросы, связанные с другими обследованиями, обычно варьируются отпереписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента. Этомогут быть вопросы, связанные с теми или экономическими проблемами, касающиесяжилищных условий опрашиваемых, и т.п.
Перечисленные разделы программы переписи населения получаютконкретное выражение в переписных листах данной переписи населения. В качествепримера приводится программа переписи 2002 г. Переписной лист переписибудет содержать вопросы о занятости, миграции и числе детей, рожденныхженщиной, а также о жилищных условиях опрашиваемых. Кроме того, по особой сокращеннойпрограмме будут опрашиваться иностранные граждане-нерезиденты, временнонаходящиеся в нашей стране (кроме работников дипломатических миссий и другихиностранных учреждений).
Сбор информации по перечисленным выше признакам позволяет вдальнейшем в обобщенном виде представить комплекс демографических,социально-экономических и других характеристик населения, начиная от егочисленности и структуры и кончая, например, данными, необходимыми дляпрогнозирования рождаемости.
Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся впереписном листе) должна отвечать следующим критериям: отражать современныеинформационные потребности общества, сохранять преемственность с предыдущимипереписями, соответствовать российскому законодательству и международнымрекомендациям.
Программа переписи размещается на бланках переписных листов, формакоторых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листызаполняются со слов, опрашиваемых без требования предъявления документов,подтверждающих правильность ответов. Утверждены три формы переписных листов. ОчереднаяВсероссийская перепись населения состоялась в октябре 2010 года.
Предполагалось провести ее с 14 по 25 октября. Дата переписи –момент времени, на который осуществлялся сбор сведений о населении и его учет –0 часов 14 октября. Дата проведения переписи населения для отдаленных итруднодоступных территорий устанавливалась Росстатом для каждой такойтерритории в период с 10 июня по 20 декабря 2010 года.
Статистики утверждают, что основные организационные, кадровые,финансовые вопросы и методологические положения Программы переписей населения2010 и 2002 годов схожи, что позволит сопоставить их итоги. А поскольку данныепереписи-2002 вряд ли корректно было сопоставлять с данными из жизни РСФСР, тоу них впервые появится настоящий материал для сравнения.
Перепись – это хорошая возможность для каждого осознать себячастью единого целого. И участвуя в переписи, люди консолидируются. Только притаком понимании появится заинтересованность людей, и они осознают перепись какакт гражданского поведения, а не просто как отбывание повинности. Поэтому иперепись 2010 года проходила под девизом «России важен каждый».

2. Итоги переписи населения 2002 года
Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения вновой России. Она прошла под девизом «Впиши себя в историю России». Проводиласьперепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с9 по 16 октября. По данным численность населения Российской Федерации составила145,2 млн. человек. По сравнению с 1989 г. население сократилось на 1,8млн. человек, причем сокращение произошло из-за естественной убыли населения,то есть число умерших превысило число родившихся.
Единственным источником увеличения численности населения России с1992 года являлась миграция, но даже в 1994 году, когда был самый высокиймиграционный прирост за три десятилетия (0,8 млн. человек), естественная убыльнаселения не была восполнена. Всего за 1989–2002 гг. естественная убыльбыла на три четверти замещена миграционным притоком населения из-за рубежа,подавляющая часть которого приходилась на иммигрантов из государств-участниковСНГ и стран Балтии.
/>
Рис. 2.1 Численность населения Российской Федерации

Население Российской Федерации проживает в 2940 городскихпоселениях (городах и поселках городского типа) и 142 тыс. сельских населенныхпунктов.
В городах проживает более 90% городского населения, остальноегородское население живет в поселках городского типа. За межпереписной периодчисло городов увеличилось за счет различных преобразований в городах 66населенных пунктов. Новый город возник только один – столица Ингушетии Магас.
В стране преобладают малые города с численностью населения до 50тыс. человек, но в них проживает только 17% горожан.
Более трети горожан живет в 13 крупнейших городах: Москве,Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Омске,Казани, Челябинске, Ростове-на-Дону, Уфе, Волгограде и Перми.
Увеличение численности населения в группе крупнейших городовсложилось за счет роста числа жителей только пяти из них (Москвы, Казани,Ростова-на-Дону, Новосибирска и Волгограда).
Столица Российской Федерации – Москва входит в число двадцатинаиболее крупных городов мира. Число поселков городского типа уменьшилось на 351. Большая частьнаселения (63%) проживает в поселках городского типа с числом жителей до 10тыс. человек.
Рассмотрим итоги переписи населения по возрастно-половому составу.Последняя перепись населения показала, что в стране сохранилось характерное дляРоссии превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило10,0 против 9,6 млн. человек в 1989 г. Ухудшение соотношения полов связанос высокой смертностью мужчин, причем характерно то, что равновесие нарушается с33-летнего возраста.

/>
Рис. 2.2 Половозрастная структура Российской Федерации
Заметные изменения произошли и в возрастном составе населения. Вконце 80-х–начале 90-х гг. прошлого века усилился процесс демографическогостарения населения, и средний возраст жителей страны увеличился на 4,3 года исоставил 37,1 лет (у мужчин соответственно на 3,6 года и 34,1 лет, у женщин – на4,6 лет и 39,8 лет).
За межпереписной период численность населения старшетрудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5%), но в то жевремя число детей и подростков сократилось на 9,7 млн. человек (на 27%).Особенно резкое снижение (на 43%) произошло в возрастной группе детей до 10лет, то есть поколения, родившегося в 90-х гг., когда был самый низкий уровеньрождаемости за всю послевоенную историю России.
В трудоспособный возраст вступило поколение молодежи, родившейся впервой половине 80-х гг. прошлого века (периода самой высокой рождаемости затри последних десятилетия); положительный миграционный прирост привел к тому,что численность населения трудоспособного возраста увеличилась на 5,5 млн.человек. В 2002 г. средний возраст трудоспособного населения составил 35лет (50,5% всего населения трудоспособного возраста против 45,7%–в 1989 г.).
Средний возраст городских мужчин составил 33,9 лет, женщин – 39,8лет, сельских – 34,6 и 39,9 лет.
Страна в настоящее время переживает относительно благоприятныйпериод, когда с увеличением роста численности населения трудоспособноговозраста и снижением рождаемости уменьшилась численность нетрудоспособноговозраста, приходящаяся на население рабочих возрастов (показательдемографической нагрузки). В 2002 г. на 1000 жителей трудоспособноговозраста приходилось в целом по стране 631 человек, в том числе детей иподростков (0–15 лет) – соответственно 430 и 296 человек; лиц старшетрудоспособного возраста – 325 и 335 человек.
Однако роста численности населения трудоспособного возраста идальнейшего снижения показателя демографической нагрузки можно ожидать до 2006 г.,впоследствии в трудоспособный возраст будут входить поколения 1990-х гг., когдабыла самая низкая рождаемость, и выходить из этого возраста будут поколенияродившихся людей в послевоенный период. Миграция вряд ли сможет поправитьдемографическую ситуацию в стране, так как в последние годы объемы миграциипадают. На 1000 человек трудоспособного населения в 2002 г. приходился 631человек нетрудоспособного возраста, из них 296 человек – это дети до 16 лет,335 человек старше трудоспособного возраста. По прогнозам, в 2016 г.наибольшую долю составит население старше трудоспособного возраста, и на 1000человек трудоспособного возраста будет приходиться 705 человекнетрудоспособного возраста, из них соответственно дети до 16 лет-288 человек,старше трудоспособного возраста — 417 человек.
В принципе, возрастная структура населения в России при сравнениис возрастными структурами населения в других странах мира не выглядит как нечтоужасное. Достаточно велико число лиц старше трудоспособного возраста и в другихстранах, особенно в Японии. В США время выхода на пенсию до недавнего времени составляло65 лет, в настоящее время продлено до 67 лет, в Японии, Германии, Австралии — 65лет, во Франции-60 лет, в Дании, Норвегии — 67 лет. К сожалению,продолжительность жизни в нашей стране такова, что многие просто не доживут довремени выхода на пенсию. Надо отметить, что в некоторых странах, ранеевходивших в СССР, также изменено время выхода на пенсию. Например, в Эстониимужчины выходят на пенсию в 62 года, женщины — 59 лет.
Существуют изменения в институте семьи. Число супружеских парсоставило 34 миллиона (в 1988 г. – 36 млн.). Впервые при проведениипереписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачныхсоюзов, и оказалось, что из общего числа супружеских пар 3 млн. (10%) состоялив незарегистрированных браках. Это явилось причиной того, что число детей,рожденных в незарегистрированном браке, увеличилось и составило за 1989–2002 гг.около 30% от общего числа ежегодных рождений.
Следует отметить, что 4,2 тыс. молодых людей в возрасте моложе 16лет указали, что они состоят в браке, из них 2,3 тыс. человек — в незарегистрированном.Традиционно для России число замужних женщин больше, чем женатых мужчин 65 тыс.в 2002 г. против 28 тыс. в 1989 г. Всего в 2002 г. былозарегистрировано 1 млн. браков (в 1989 г. – 1,4 млн.); ежегоднорасторгается 800 тыс. браков (в 1989 г. – 583 тыс.), причем более третиразводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пятилет.
/>
Рис. 2.6 Брачность населения в Российской Федерации

Новым при проведении переписи населения 2002 г. было то, чтовпервые после переписи 1897 г. за учетную единицу была принята не семья, адомохозяйство, так как семья не может состоять из одного человека, адомохозяйство может, в состав семьи не могут быть включены не родственники,посторонние люди, а в домохозяйство могут.
Переписью 2002 г. было учтено почти 53 млн. частныхдомохозяйств, в которых проживает 142,7 млн. человек, или 98% населения России.Поскольку для нас еще непривычен учет населения по числу домохозяйств, следуетпояснить, что частные домохозяйства – это домохозяйства, размещающиеся виндивидуальных домах, отдельных и коммунальных квартирах, общежитиях, гостиницах,традиционных жилищах (чумах, ярангах, юртах и т.п.) и других помещениях,приспособленных для жилья.
В дальнейшем при обработке переписного материала предусматриваетсявыделение из домохозяйств семейной ячейки – мать с ребенком, отец с ребенком, супружескаяпара с ребенком или без детей; это позволит получить более полную картину дляопределения различных пособий и социальных льгот.
Перепись 2002 г. зафиксировала 52707 домохозяйств, из них 22%состоят из одного человека, 28% – из двух, 24% из трех, 17% – из четырех, 6% – изпяти, 2% – из шести и 1% – из семи и более человек. Таким образом, среднийразмер домохозяйства состоит из 2,7 человек.
Невысокий средний размер домохозяйства обусловлен наличиембольшого числа домохозяйств, состоящих не более чем из трех человек исоставляющих почти три четверти всех частных домохозяйств. Среди домохозяйств,состоящих из одного человека, почти 60% – это домохозяйства пенсионеров,половина из которых в возрасте старше 70 лет и более. Данные, полученные врезультате переписи, безусловно, должны привлечь внимание социальных структур кположению одиноких и престарелых людей.
Перепись показала, что в течение 1989–2002 гг. произошлизаметные перемены в репродуктивном поведении и ориентирах населения в сторонусокращения числа детей в семье и так называемый суммарный коэффициентрождаемости составляет в 2002 г. 1,3 против 2,0 в 1989 г. Увеличилосьчисло бездетных домохозяйств, уменьшилось число домохозяйств, имеющих двух иболее детей; 48% домохозяйств не имеют детей, а 52% имеют детей моложе 18 лет;увеличился удельный вес домохозяйств с одним ребенком, и сократилось-с двумя иболее детьми. В коллективных домохозяйствах проживает 2,3 млн. человек.
Изучение демографических процессов в современном мире показало,что малодетность–характерная особенность развития большинства европейскихгосударств. Наблюдается также тенденция увеличения среднего возраста родителейпри рождении ребенка. Если в 1989 г. средний возраст родителей прирождении ребенка составлял 25,5 лет, то в 2002 г. – 26,2.
Большой интерес перепись населения 2002 г. вызывала такжепотому, что после подведения итогов можно было получить национальную картинуРоссийской Федерации.
Результаты переписи еще раз подтвердили, что Россия является однимиз самых многонациональных государств.
В ходе проведения переписи населения переписчикам запрещалосьзадавать уточняющие вопросы, и все ответы записывались строго со словопрашиваемых. Таким образом, выполнялась 26-я статья Конституции РоссийскойФедерации. При переписи было получено более 800 различных вариантов ответовнаселения на вопрос о национальной принадлежности; самоназвания этническихгрупп часто отличались из-за диалектных особенностей. В результате обработкивсех материалов ответы о национальной принадлежности были систематизированыпримерно в 160 национальностей, согласно рекомендованному Алфавитному перечнюнациональностей и этнических групп, который был разработан Институтом этнологиии антропологии РАН.
Более полную информацию содержит национальный состав, в Россиинаиболее многочислен русский народ–около 116 млн. человек или 82% от всехнародов. По сравнению с 1989 г. для русских уменьшилась на 8 млн. человекза счет естественной убыли, которую не смогли компенсировать 3 млн. русскихмигрантов. Второе место занимают татары — 5,6 млн. или почти 4%, затем идутукраинцы, башкиры.
/>
Рис. 2.3 Численность населения по национальному составу в РФ
За межпереписной период уменьшилась численность евреев, немцев(причинами является эмиграция и естественная убыль), значительно–за счетмиграционного притока – увеличилась численность азербайджанцев, армян,таджиков, китайцев.
В 2002 г. насчитывались 23 наиболее многочисленныенациональности, численность которых превышала 400 тыс. человек, в 1989 г.их было 17. В связи с ростом населения в эту группу вошли азербайджанцы,кабардинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, выбыли из-за уменьшения населенияевреи. Как и в 1989 г., численность семи народов превышает 1 млн. человек,однако и здесь произошли изменения: в число миллионников вошли чеченцы и армянеи выбыли – белорусы и мордва.
Необходимо отметить, что примерно 1,5 млн. человек не ответили навопрос о национальной принадлежности, из них почти две трети – это проживающиев Москве, Санкт-Петербурге и Московской области.
В переписном листе не было вопроса о родном языке, но впервые былаполучена информация о владении государственным языком страны – русским языком.Из общей численности населения владеют русским языком 142,6 млн. человек (98%).Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский,немецкий, украинский, башкирский, чеченский и чувашский языки.
В 2002 г. впервые был поставлен вопрос о гражданственаселения России. Численность граждан Российской Федерации составила 142,4 млн.человек (98% всех жителей страны), 1,0 млн. человек имеют гражданство другихстран и 0,4 человек–лица без гражданства. Из общей численности гражданРоссийской Федерации 44 тыс. человек имеют гражданство. Примерно 1,3 млн.человек не указали гражданство. Подавляющая часть иностранных граждан – гражданегосударств-участников СНГ–Украины, Азербайджана, Армении. Особенный интерес всесредства информации в последние годы проявляли к национальному составу Москвы.
/>
Рис. 2.4 Гражданство населения в Российской Федерации

Численность Москвы в 2002 г. составила 10 382 754 человек.
Чрезвычайно интересные сведения были получены в результатепереписи населения об уровне образования населения. 109,4 млн. человек ввозрасте 15 лет и более имеют образование основное и выше. Увеличилось числолиц, имеющих профессиональное (высшее, среднее и начальное), в то же времяуменьшилось число лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальнымобразованием.
Изменения в уровне образования связаны с вхождением в возрастнуюгруппу 15 лет и более многочисленного поколения родившихся в первой половине 80-хгодов прошлого столетия, большая часть которых продолжала повышать свойобразовательный уровень. Перепись дала и тревожные цифры: численность молодежи16–29 лет, имеющих только начальное общее образование, увеличилась вмежпереписной период в 2,1 раза и составила 0,5 млн. человек, из них 70% неучится.
/>
Рис. 2.5 Уровень образования населения в Российской Федерации

Впервые перепись населения показала превышение доли женщин,имеющих высшее образование по сравнению с мужчинами.
Сведения о дошкольном образовании также были получены впервые.Дошкольным образованием охвачено 60% детей (3,1 млн.) в возрасте 3–5 лет. Средидетей и подростков в возрасте 7–15 лет перепись зафиксировала 277 тыс. детей(1,6%), которые не посещают образовательные или дошкольные учреждения.
Новым в переписи 2002 г. было то, что опрашиваемые моглиуказать все имеющиеся у них средства к существованию (ранее указывалось неболее двух источников). По результатам 43% опрашиваемых (62 млн.) назвалиисточником средств к существованию доход от трудовой деятельности, – в 1989 г.было 77 млн. (52%) человек; у более 48 млн. человек этот доход был единственнымсредством к существованию.
После переписи 1926 г. впервые были получены сведения о тех,кто получает пенсию по инвалидности. Таких 4,7 млн. человек, остальные видыпенсий (по старости, по случаю потери кормильца, социальную пенсию) – около 32 млн.человек. Около 17 млн. человек получают пособия: средний возраст детей 12 лет.
Развивающиеся рыночные отношения изменили структуру общества. В 2002 г.,также впервые после переписи 1926 г., были зафиксированы безработные.Средний возраст людей, получающих пособия по безработице – 36,6 лет.
Перепись населения показала наличие у населения таких видовисточников, как сбережения (0,4 млн. человек), включая доход от ценных бумаг, идоход от сдачи внаем или в аренду имущества. Почти треть населения являютсяиждивенцами, свыше 80%–дети и молодежь до 25 лет, средний возраст иждивенца –16,7 лет.
Занятость населения может быть коротко охарактеризована порезультатам переписи следующим образом. Среди занятого населения 95%–это лицатрудоспособного возраста. Однако по сравнению с переписью населения 1989 г.удельный вес занятых уменьшился во всех возрастных категориях. Абсолютнаячисленность занятых увеличилась только в возрастной категории 40–49 лет за счетвступления в данные возраста многочисленного поколения, родившегося послевойны. Однако уже через 10–15 лет, когда данное поколение будет уходить напенсию, а в трудоспособный возраст вступать малочисленное поколение родившихсяв 90-х годах прошлого века, положение на рынке труда может резко обостритьсяиз-за нехватки рабочей силы.
Несомненно, более полную информацию о занятости населения можнобудет получить после окончательной обработки материалов переписи и ихпубликации. На этом я бы хотела закончить обзор кратких итогов переписинаселения 2002 г. Но отмечу, что при переписи были учтены группы гражданРоссийской Федерации, находящиеся по долгу службы за рубежом, а также те,которые временно в силу различных причин находились на территории России.
Перепись населения 2002 года проходила в 3 этапа:
I. Предварительный обход – проведение опроса населения, проведениеконтрольного обхода по полноте учета населения.
С 4 по 7 октября переписчики предварительно обходили все строенияи помещения счетного участка, как жилые, так и занятые учреждениями иорганизациями, где может проживать население. Они выверяли данные о составесчетного участка, уточняли число фактически проживающего населения.
II. С 8 по 16 октября проходил непосредственно опрос населения.
Учитывался каждый житель страны, каждое домохозяйство, а такжеиностранные граждане, временно находящиеся на территории России.
III. После окончания Всероссийской переписи населения в течение пятидней (с 17 по 21 октября) инструктор-контролер провел выборочный контрольныйобход жилых помещений счетного участка с целью проверки полноты и правильностиучета населения.
Немного о публикациях материалов переписи населения 2002 г.Всего по тематическим разделам было опубликовано 14 томов, все они бесплатнораспределялись по библиотекам, размещались на компакт-дисках, на специальномИнтернет-сайте и были распространены в средствах массовой информации.

Заключение
В заключение своей работы я хотела бы отметить то, что дальнейшая демократизациянашего многонационального общества предполагает разработку и осуществление встране новой современной государтсвен6ной национальной политики. Концепциютакой политики можно должным образом обосновать, располагая надежнойинформационной статистической базой, которую даст лишь перепись. Её материалыпозволяют получить сведения не только о численности населения той или иной национальности,но и об их возрастно – половом составе, родном и другом языке, которым они свободновладеют, состояние в браке, уровне образования, источниках средствсуществования, экономической активности, занятых и т.д.
Успешная реализация реформ, духовное и экономическое состояниеобщества во многом зависят от развития интеллектуального потенциала страны,проще говоря – от образовательного уровня населения. Казалось бы, в этойобласти особых оснований для беспокойства быть не должно. Сопоставим хотя быитоги микропереписи 1994 года с материалами 1989 г., получается, что образовательныйуровень россиян повысился почти во всех возрастных группах, и особенно встарших возрастах, в которые ныне вступили люди достаточно образованные. Однакосреди молодежи в возрасте от 15 – 19 лет картина
сложилась обратная: доля молодых людей этого возраста с незаконченнымвысшим или средним (полным и неполным) образованием за 5 лет уменьшилась болеечем на 4 пункта: с 94,5% до 91%. Чтобы как-то стабилизировать и улучшить этуситуацию необходимо было изначально хотя бы узнать это, т.е. была необходима перепись,и она была проведена.
Дальнейшее развитие реформ, необходимость регулирования вызванныхими сложных процессов социально – экономической сфере предъявляют новые требованияк информации о состоянии трудового потенциала страны и занятости населения. Всовременных условиях собрать достаточно полную подробную информацию очисленности и структуре трудовых ресурсов России и её территорий можно только врамках переписи. Для этого в проекте её программе предусмотрен блок вопросов.Эти материалы переписи будут служить основой для текущих оценок и расчетов порайонам и городам в межпереписной период, а так же базой для формированиявыборочной совокупности домашних хозяйств при организации наблюдения затекущими изменениями и тенденциям на рынке труда.
Еще один блок важной информации – о жилищных условиях населения,эту информацию можно получить, только проведя перепись. Обеспеченность жильём всегдабыла в России одним из болезненных вопросов. По данным микропереписи 1994 г.,у 14% домохозяйств на одного человека приходилось менее 7 кв. м. жилой площади,и свыше 6% городских домохозяйств располагались в коммунальных квартирах. Вближайшее время положение может ещё более усугубиться в связи с ограниченностьюмуниципального жилищного строительства, высокой стоимостью предлагаемых дляпродажи квартир, а в некоторых регионах, кроме того, из-за резкого повышенияпотребности в жилье для расселения и обустройства семей вынужденных мигрантов.
И хотелось бы отметить, что одним из главных факторов успешного проведенияпереписи будет готовность к ней самого населения, понимание её целей государственногозначения для формирования эффективной социально – экономической политики.Такого понимания можно добиться только при умелой организации разъяснительнойработы с использованием всех средств массовой информации.
Перепись является одним источником обо всех численных,национальных и др. изменениях в обществе, она представляет важнейшую информациюдля правительства в целях установления годового бюджета, в какую сферуобщественной жизни следует вложить большие затраты. Я считаю, что переписи следуетпроводить не реже, чем в 10 лет, тогда мы будем иметь полную информацию о жизнилюдей в стране.
Перепись 2002 г. будет первой переписью населения внезависимой России. Состоялся ряд заседаний правительства на эту тему, принятыважные организационные решения. Во многих регионах страны активно ведется подготовкак данному мероприятию – как организационная, так и просветительская. Напроведение всероссийской переписи населения предполагается потратить 3,3 млрд.рублей. В этот раз предполагается расширить круг вопросов, касающихся социально– экономического положения населения, чтобы составить по возможности картину,свободную как от негативных политических спекулятивных, так и от лакировкидействительности.
Согласно одному из главных принципов проведения переписей,персональные данные никогда не попадут куда-либо, кроме Госкомстата, и не будутпреданы гласности. В том числе они закрыты и для других государственныхучреждений и ведомств. Для обеспечения защиты данных переписи 2002 года приучастии МВД и ФАПСИ была создана Государственная техническая комиссия.
Хотелось бы ещё отметить, что результаты переписи положительноповлияют на результаты в области управления экономикой. Все результаты,полученные в результате переписи 2002 года, будут учтены. Президент считает,что перепись станет проверкой дееспособности всех уровней власти.
 

Список используемой литературы
 
1. Борисов Е.А, Демография: Учебник для вузов. М., 1999. С. 24.
2. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 298.
3. Электронный ресурс www.neuch.ru/referat/47348.html
4. Электронный ресурс www.perepis-2010.ru/history/russia/chapter-4.php
5. Электронный ресурс ru.wikipedia.org/wiki/Перепись
6. Электронный ресурс www.krasstat.gks.ru/default.aspx
7. Электронный ресурс ru.wikipedia.org/wiki/Десятая_ревизия
8. Электронный ресурс www.krskstate.ru/perepis2010/hisotry
9. Электронный ресурс lib.socio.msu.ru/l/library? e=d-000–00–001ucheb-00–0–0–0prompt-10–4–0–0l-1-ru-50–20-help-00031–001–1–0windowsZz-1251–00&cl=CL1&d=HASH018d513af8cd66689ca8eeb2.2.2&x=1