Тема: Переписка ИванаГрозного сАндреем Курбским.Стиль ИванаГрозного
(анализодного письма)
Контрольнаяработа по«Древнерусскойлитературе»
«Стиль — это сам человек»
(Ж.-Л.Бюффон)
Отдраматическойи таинственнойэпохи ИванаГрозного донашего временисохранилосьне много письменныхсвидетельств.Многочисленныепожары XVI-XVII вв., небрежениек стариннымдокументамв XVIII и даже XIX столетияхпривели к потеремножестваценнейшихисточников, хранившихсяв государственныхархивах. Отчастных архивовтого временидо нас дошлилишь крупицы.Многие документы, летописи, повествованияиностранцевискажены позднейшимипереписчиками, изданы по неисправнымили неполнымспискам, чтосильно затрудняетработу с ними.Тем большуюценность представляютисточники, сохранившиесяесли не в первозданномвиде, то в близкомк подлинникуи представляющиесвязный текст, а не обрывкиили пересказпозднейшегоавтора. К нимпринадлежитуникальнаяпо своему характерупереписка царяИвана с АндреемКурбским, котораянаиболее яркопредставилав литературеособенностисвоего времени.
Началомзнаменательнойперепискипослужилообличительноепослание князяАндрея МихайловичаКурбского, крупноговоеначальника, который, имеяоснованияожидать опалыи казни, бежалв 1564 г. в Литву, откуда и переслалИвану IV письмо.В нем он обвиняетИвана Грозногов непомернойжестокости, неоправданныхгонениях, грозитцарю Страшнымсудом. Ответомявилось первоепослание царя, обозначенноекак царскоепослание в«Российское… государство».В этом послании, охарактеризованнымКурбским как«широковещательноеи многошумящее», Иван IV излагалсвою государственнуюпрограмму, защищал своеправо самодержцана неограниченнуювласть, осуждалбояр, под которымион подразумевалвсе противоборствующиеему силы. Яростноотвергал царьи упреки Курбского, причем особенноболезненновоспринял онукор в «сопротивностиправославию».
Вопрособ авторствепроизведений, подписанныхименем ИванаIVдовольно сложен, т.к. Грозныйкак глава государстваподписывалогромное количестводипломатическихпосланий идругих документов.Мнения о том, были ли царьписателемдовольнопротиворечивы.Так Э.Каин, профессорГарвардскогоуниверситета, поставил подсомнение авторствоИвана IV«отсутствиемавтографа»и заявил оподложностиперепискиГрозного сКурбским. Нобольшинстволитературоведоввыделяют главнымкритерием дляустановленияавторства –своеобразныйстиль произведений1.
Главнаячерта «ПерепискиИвана ГрозногосАндреемКурбским», отличающаяее от другихпублицистическихпроизведенийXVIв– «значительныйрост индивидуальногоначала в стилейпроизведений».Как писалД.С.Лихачев2:«Индивидуальныеособенностистиля, поднявшиесянад жанровымитрафаретами, были уже вдостаточноймере ясны уобоих главныхантогонистовэпохи – Грозногои Курбского».До Ивана IVне было ни одногописателя, втворчествекоторого стакой силойбыли бы выраженыиндивидуальноеначало и личностьавтора.
Грозныйи Курбский велиспор в жанреэпистолярнойпублицистики3.Этот жанр включалв себя разныетипы писем.Литературныепослания моглииспользоватьсякак условнаяформа проповеди, богословскоготрактата илипублицистическогосочинения; официальныеи дипломатическиеграмоты подчинялисьзаконам деловойписьменности.Частные, бытовыеписьма свободновключали в себянародную речьи образность.Между литературнымипосланиямии деловымиписьмами существовалиразнообразныепереходныеформы. В своихпосланияхГрозный отразилразрушениенекогда строгихграниц междужанрами литературыи деловойписьменности.Иван IVумело воспользовалсяв своем творчествесвободой, которуюпредоставлялэпистолярныйжанр.
В творчествеИвана Грозногоприемыострой публицистическойполемики достиглиособого развития.Живой спор спротивником, обильные риторическиевопросы по егоадресу, издевательскоепародированиеаргументовоппонента ивместе с темнередкое обращениек его рассудку(«ты бы сам себепоразсудил»).Эти особенностипроходят черезвсе посланияИвана IV.
Влитературецарь Иван былпрежде всегоноватором. Длявсякой средневековойписьменности, в том числе идля русской, характеренлитературныйэтикет. В литературебыли строгиеправила, в какихвыраженияхположено писатьо врагах и одрузьях, о боевыхподвигах и оцерковнойжизни, где место бытовым подробностям, а где надо выражатьсяторжественнои величественно.
В средние века разговорныйи литературныйязыки далекостояли другот друга. Живыеобороты устнойречи иногдаможно быловстретить вделовых документахи в записяхпоказаний насуде. Для литературыони считалисьпротивопоказанными.Иван Грозный, пожалуй, первыйупотребил всвоих посланияхразговорныйязык и просторечия.Умение царявзорвать литературныйэтикет средневековойписьменностиярко проявилосьв его перепискес Курбским.Однако последнийбыл очень талантлив, но оставалсяцеликом в рамкахлитературнойтрадиции. Посвоей формепослания Грозноговесьма нетрадиционны, в нем можнозаметить дажескоморошескиечерты, контрастирующиес высокой патетикойв рамках одногои того же произведения.
В творчествеИвана Грозногоотразилосьи его положениебезраздельноговладыки, наследственногои единовластногогосударя всеяРуси, полноправногопреемникаримских кесарейи помазанникаБожьего. Грозныйнарушает вселитературныежанры, вселитературныетрадиции, кактолько онистановятсяему помехой.
Стильписьма Грозного– как бы частьповедения егов жизни. Он постояннопереходит отодного чувствак другому: тодо крайностирезкий и гневный, то лирическиприподнятый, то мастерцерковно-славянскогостиля, то опускающийсядо грубой брани.На протяжениивсего «Первогопослания ИванаГрозному Курбскому»ощущаетсяперемена тонаписьма, вызваннаянарастающимгневом царя.
Начало«Первого посланияИвана ГрозногоКурбскому» – пышное иторжественное, в котором онразвернутообвиняет Курбскогов измене:
«Ты жетела ради душупогутилъ еси, и славы радимимотекущиянетленную славупрезрелъ еси, и на человекавозъярився, на бога возсталъеси. Разумейже, бедник, откаковыя высотыи в какову пропастьдушею и теломсшелъ еси!»
Далееследует ответна вступительнуючасть посланияКурбского, который начинаетсяобычной формулировкой:«Писание жетвое приятобысть и уразумленовнятелно».Послание царяпо композиционномупостроениюсоответствуютформам деловойпереписки: ИванГрозный цитируетпочти каждуюстрочку посланияКурбского идает ответ навсе его обвинения.Но, повторяявслед за своимоппонентомего аргументы, он разбиваетих, иронизирует, насмехаетсяили отмечает, что аргументацияпротивникаи сам противник достойны толькосмеха: «тем жеубо смеху подлежитсие», «и ащеубо, подобнотебе, хто смехубыти глаголет, еже попу повиноватися?»
ИванГрозный гневноопровергаетупреки в «гонениях»и «сопротивностиразуму». Утверждаяо гибельностиразделениявласти («Нигдеже бо обрящиши, ежи не разоритсяцарству, ежеоно от поповъвладому») идоказывая своиубеждения, царьсовершенносвободно оперируетпримерами нетолько из историидревней Иудеи, изложеннойв Библии, но ииз историиВизантии:
«Но единогоМоисея, якоцаря, поставивладетеля надними; священствоватиже ему не повеленно, Аарону, братуего, повелелъсвященноствовати, людскаго жестроения ничегоне творити; егаже Ааронъ сотворилюдские строи, тогда от господалюди отведе».
В своипослания ИванIV свободно включалне только сдобренныессылками наБиблию и историческиепримеры рассуждения, но и простые, написанныеживым языкомзарисовки.(Например, описаниеодного из боярскихмятежей: “… амитрополитазатеснили иманатью на немс источникиизодрали, абояр в хребеттолкали”).
ИванГрозный непросто опровергаетобвинения, нои унижает ивысмеиваетслова Курбского.В «Первом посланииГрозному»Курбский торжественнообъявил, чтомонарх не увидитего лица доСтрашного суда(«уже не узреши, мню, лица моегодо дни Страшногосуда»), на которыйобвинительсобиралсяотправитьсявместе со своимгонителем, имеяпри себе обличительныйдокумент –«слезами измоченное»письмо. Пафособвинительнойречи Курбскогоразбился оязвительныйответ Грозного:«Лице же своепоказуешидраго. Кто боубо и желаеттаковаго эфиопскоголица видети? Где же убо ктообрящет мужаправдива изыкры очи имущи? Понеже вид твойи злолукавыйтвой нрависповедует!»
В посланияхГрозного частовстречаютсяироническиевопросы, с которымион обращаетсяк Курбскому:
«Ино, сели храбрость, еже службаставити в опалу?»
«Се лиубо пресветлаяпобеда и одолениепреславно?».
Высмеятьозначало дляИвана IVуничтожитьпротивникадуховно.
На протяжениивсего письмаГрозный разза разом возвращаетсяк обвинению, которое заделоего большевсего. Это былупрек в том, что царь, явившийсябыло «пресветлымв православии», ныне стал«сопротивным»и даже «прокаженнымсовестью». Смысл этих словзаключаетсяв обвинениицаря, прежде«от богапрепрославленному», в измене своейпервоначальной«пресветлости».В письме царьвновь и вновьдоказывал своюверность «пресветломуправославию», опровергалвсе обвиненияи обличал главныхврагов государства.В тексте то идело встречаютсярефрены:
« И сели сопротивенразум, еже нехотети бытиработнымисвоими владенну?»
«Се лиразумеваемая«супротив», яко вашемузлобесномуумышленнию… погубитисебя не далесми?»
«И се лисупротивноявися, еже вампогубити себяне дал есми? Аты о чем сопротивноявися, еже вампогубити есми?»
«Се лиубо сопротивноразуму, еже понастоящемувремени жити?»
«И сиели супротивноразуму и совестьпрокаженна, еже наветувзустиси излодейственныхчеловек возразити…?»
«Ино сели сопротивноразуму, еже невосхотехалв совершенномвозрасте младенцембыти?»
«Такоже наш промысели попечениео православиии тако сопротивенразу, по твоемузлобесномуумышлению!».
Царьнастойчивовозвращаетсяк тема «сопротивностиразуму», повторяетсодержаниеи склоняет навсе лады однуи ту же мысль, и с каждымповторениемраздражениеИвана IVусиливается.И уже длинноерассуждениесо ссылкамина учение фарисеев, с цитатой изапостольскихпосланий внезапнозаканчиваетсягрубой и разговорнойфразой:
«Что же, собака, и пишешии болезнуешъ, совершивътаковую злобу? Чему убо советътвой подобенъ, паче кала смердяй?»
Тонписьма становитсявсе болеезапальчивым, Грозный с азартомиздеваетсяи высмеиваетКурбского, отпуская такиенасмешки, которыеуже лишенывсякой официальности.Своей исключительнойгрубостью ИванIV нарушаетэпистолярныйи дипломатическийэтикет. Характеристикацарского стиля– «глаголынечистые икусательные».«Кусательный»стиль Грозногопеременчивкак его характер.Усмешка переходитв язвительнуюиронию, котораясменяетсязлобно-насмешливвымраздражением.Стиль царя –сознательныйполемическийприем, основанныйна игре слови образов, ихнеожиданныхсочетаний ипереносныхзначений. Можносоставитьобширный списокругательствИвана Грозного, которые применяютсяв письме к Курбскому:«собака», «злобесноеумышление»,«злобесовкий»,«пес смердящий»и т.п. Любимыеэпитеты Грозного«пес», «бес»,«зло», «злобесный»представленыв его произведенияхразными сочетаниями.
Наиболеевыразительныймомент в письмеГрозного –воспоминанияо своем детстве.Резкие обвинениябояр в измене, в похищенииими у него вюности власти(«от юностимоея благочествиебесподобнопоколебасте, и еже от богадержаву, даннуюми от прародителей наших под своювласть оттогосте»), подкрепляютсяяркими картинамисиротскогодетства царя:
«Питатиначаша якоиностранныхъили яко убожйшуючадь. Мы жепострадаливо одеянии ив алчбе. Во всеъбосемъ волинесть».
Грозныйиспользовалбытовые миниатюры, в которых онс помощьювыразительныхдеталей изобразилгордыню первенствующегобоярина ИванаШуйского, вприсутствиималолетнегогосударяосмелившегосяоперетьсялоктем о великокняжескуюпостель и положитьногу на стул, его казнокрадствои бедность: уШуйского былатолько однапоношеннаяшуба – «телогрея».В языковойкомпозициипроизведенияэти детали-подробности, детали-вещиперерастаютв зловещийсимвол боярскогопроизвола, ведущего кгибели царства.
«Единовоспомянути: намъ бо въ юностидетская играюще, а князь ИванъВасильевичъШуйский седяна лавке, лохтемъопершися о отцанашего постелю, ногу положана стулъ, к намъже не прикланяясяне токмо якородителски, но ниже властелски, рабское женичто же обретеся.И такова гордениякто можетъпонести?»
В.В.Калугин4называет «Первоепослание Курбскому»«апофеозомнеограниченноймонархии», который «имеетярко выраженнуюэмоционально-риторическуюформу». В своемторжественномсочинении царьсоединил высокиецерковнославянизмыс народно-разговорнымисловеснымирядами и контекстами.Это его живыеи образныевоспоминанияо сиротствев годы боярскогоправления, жизненныезарисовки, полемическиевыпады. Былобы ошибкойвидеть главнуюзаслугу авторалишь в отборененормативныхформ и конструкций, сниженнойлексики ифразеологии.В его творчественамечен переходот архаичнойриторическойкомпозициипроизведенияк «устной»организацииязыковых единиц.Грозный частовел себя какрассказчик.Он не писалчитателю, аразговаривалс собеседником, стараясь использоватьясную и доходчивуюманеру изложения.Появление слови оборотов, свойственныхустной речи, было вызванодемократизациейструктурытекста – важнымпроцессом, затронувшимвсе уровниязыка древнерусскойлитературы.Литературнуюманеру Грозного, доминированиев творчествецаря индивидуальностиличности надлитературнымиканонами точноохарактеризовалД.С. Лихачев5:«ПисьмаИвана Грозного– неотъемлемаячасть его поведенияи деятельностив целом: каждоеиз них – егообщественныйпоступок”. ИванIV – первыйрусский писатель, в творчествекоторого ясновыражен образавтора.По своемусвободномуотношению клитературномутворчествуГрозный значительноопередил своюэпоху, но писательскоедело не осталосьИвана IV безпродолжателей.Во второй половинеXVIIв., через столет, его талантливымпоследователемв чисто литературномотношенииявился протопопАввакум6.
Литература:
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/ Текст подгот.: Я.С.Лурье, Ю.Д.Рыков. — Репринт.изд.1981г. — М.,1993.
Лихачев Д.С. На пути к новому литературному сознанию//Памятники литературы Древней Руси: Вторая половина XVI века.-М., 1986.-С.5-14.
Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси.-Л., 1984.
Лурье Я.С. Был ли Иван IV писателем?// ТОДРЛ.-М.-Л., 1958.-Т.15.-С.505-508.
Калугин В.В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя.-М., 1998.
Калугин В. Царь Иван Васильевич Грозный как писатель//Литературная учеба.-1993.-№3.-С.211-226.