Периодизация философии

Периодизация
философии

В отличие от
истории средних веков, отсчет которой ведется, как правило, с IV в., истоки
средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде.
Средневековую философию условно можно разделить на следующие периоды:

1) введение в
нее, которое представляет патристика (II-VI вв.);

2) анализ
возможностей слова – важнейшая проблема, связанная с христианской идеей
творения мира по Слову и Его воплощения в мире (V11-X вв.);

3) схоластика
(XI-XIV вв.).

В каждом их
этих периодов обычно различают ‘рационалистическую’ и ‘мистическую’ линии.
Однако стоит подчеркнуть, что мысль ‘рационалиста’ была направлена на
постижение чуда Слова-Логоса (ибо иначе как чудом наделенность им мыслящего
существа назвать нельзя), а мысль ‘мистика’ обретает логическую форму. Обеим
этим линиям свойственно то, что называлось ‘схождением ума в сердце’; это в
свою очередь требовало новых способов бытования души: ими были умозрение,
молитва, исповедь, наставление, как правило, облеченное в форму притчи. Именно
потому, что философия составляла с мифологией, называвшейся вплоть до XII в.
спекулятивной философией, единый идейный комплекс, она развивалась не только в
светских школах (с XI в.), а затем в университетах (с Х111 в.), но прежде всего
в монастырях, религиозных орденах, среди которых наиболее известными стали
францисканцы (Александр Гэльский, Бонавентура, Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам) и
доминиканцы (Альберт фон Больштедт, Фома Аквинский). Даже имена средневековых
философов Я школ связаны с наиболее известными соборами и обителями (Гуго
Сен-Викторский, Бернард и Теодорик Шартрские, Бернард Клервоский, Ансельм
Кентерберийский).

Патристика
подразделяется на раннюю, доникейскую (11-1V вв.) и посленикейскую (IV-VI вв.),
греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим
Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин, Боэций и др.). При
этом греко-византийская философия отводит решающее место непосредственному
созерцанию Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть ‘мистицизму’, в то
время как католическая мысль развивается внутри пересекающихся линий
‘мистицизма’ и ‘рационализма’. Огромное значение в этот период играли споры с
неоплатонизмом, гностицизмом и возникавшими внутри христианства ересями.

Философствование,
выявляющее возможности слова, – это фактически все средневековое
философствование, его можно выделить в отдельный период тоже весьма условно,
поскольку это было философствованием внутри новых охватываемых христианством
ареалов – территории будущей Западной Европы. Важнейшими представителями такого
философствования являются папа Григорий Нисский, Исидор Севильский, Бэда
Достопочтенный, магистры Каролингской Академии, прежде всего Алкуин. Особняком
в этом ряду стоит великий философ Иоанн Скот Эриугена.

Период,
связанный со схоластическим методом исследования, также можно подзделить
надвое: ранний (X1-XI1 вв.) и поздний (XIII-XIVBB.). Представителями
раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский,
Петр Абеляр, Бернард Клервоский и др. Представителями позднесхоластического
периода – Раймонд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн
Дунс Скот, Уильям Оккам, творцы ‘экспериментальной философии’ Роберт Гроссетест
и Роджер Бэкон и др. Позднесхоластический период является периодом влияния
арабской философии (Авиценна, Аверроэс), физических и метафизических идей
Аристотеля; это привело к формированию идеи двух истин: разума и веры, что
способствовало потере равновесия между разумом и верой.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/